ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95
E-mail: info@21aas.arbitr.ru
20 июля 2022 года
г. Севастополь
дело № А83-25124/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 14.07.2022.
Постановление в полном объеме изготовлено 20.07.2022.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Баукиной Е.А., судей Зарубина А.В., Мунтян О.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гордон А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «ДонСтройПроект» на решение Арбитражного суда Республики Крым от 25.04.2022,
принятое по иску общества с ограниченной ответственностью «ДонСтройПроект» (ОГРН <***>; 346780, <...>)
к Управлению делами Государственного Совета Республики Крым (ОГРН <***>; 295000, Республика Крым, Симферополь город, улица Карла Маркса, дом 18)
о признании недействительным одностороннего отказа от исполнения государственного контракта,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью «ДонСтройПроект» – представителя ФИО1 по доверенности от 10.01.2022,
отУправления делами Государственного Совета Республики Крым – представителя ФИО2 по доверенности от 17.11.2021 № 01.1-05/821 (посредством веб-конференции),
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «ДонСтройПроект» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым к Управлению делами Государственного Совета Республики Крым (далее – Управление) с иском о признании недействительным решения от 10.12.2021 № 01.1-05/928 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта на выполнение проектно-изыскательских работ от 08.06.2021 № 92-ФЗ.
Определением от 23.12.2021 исковое заявление принято к производству Арбитражного суда Республики Крым.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 25.04.2022 в удовлетворении искового требования Общества отказано.
Не согласившись с решением от 25.04.2022, Общество обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой; просит обжалуемое решение отменить иск о признании недействительным решения Управления от 10.12.2021 № 01.1-05/928 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта удовлетворить, поскольку арбитражный суд первой инстанции не правильно применил нормы материального и процессуального права; выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Апеллянт ссылается на то, что в оспариваемом одностороннем отказе заказчика от исполнения Контракта отсутствует указание на пункты Контракта, которые были нарушены подрядчиком на момент принятия решения об одностороннем отказе, в том числе на нарушение срока исполнения работ; суд не учел, что в соответствии с пунктами 2.1.3 и 4.2. КонтрактаЗаказчик обязан самостоятельно заключить договор с ГАУ РК «Государственная строительная экспертиза» для проведения государственной экспертизы разработанной документации в течение 10 (десяти) рабочих дней, чего Заказчик не сделал. Ссылка суда первой инстанции на пункт 4.2 Порядка организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденный постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 (далее - Порядок) не верна, так как Порядок не регламентирует сроки проведения экспертизы в ГАУ РК «Госстройэкспертиза», а является нормативно-правовым актом, на основании которого утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «Государственная экспертиза проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий» в ГАУ РК «Государственная строительная экспертиза».
С учетом возможности досрочного завершения проведения государственной экспертизы и подготовки заключения, что предполагается Административным регламентом, вывод суда об обязательном предоставлении разработанной документации Подрядчиком Заказчику не позднее 29.09.2021 является немотивированным и необоснованным. Вывод суда первой инстанции о дате заключения договора с ГАУ РК «Госстройэкспертиза» не позднее 18.10.2021 также является немотивированным и необоснованным.
В соответствии с пунктами 2.1.3 и 4.2. Контракта заказчик обязан самостоятельно заключить договор с ГАУ РК «Государственная строительная экспертиза», чего не сделал, а требует от подрядчика. В нарушение пункта 4 части 3 статьи 170 АПК РФ суд не указал мотивы, по которым он не применил пункты Административного регламента,на которые ссылался истец. Суд не применил пункты 43 и 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12,2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора» при толковании пунктов 2.1.3 и п. 4.2. Контракта. Обязанность Заказчика предоставлять в экспертное учреждение документы через свой личный кабинет содержится в приложении № 2 к Административному регламенту.
Получение подрядчиком доверенности с правом на заключение договора с ГАУ РК «Госстройэкспертиза» не освобождает заказчика от обязанности по условиям Контракта от собственного имени вступить в договорные отношения с экспертным учреждением. В доверенности от 27.10.2021 № 01.1-05/776 отсутствует право подрядчика выступать в качестве заявителя от имени заказчика в ГАУ РК «Государственная строительная экспертиза», отсутствует право представлять документы в экспертное учреждение от имени заказчика.
Определением от 06.06.2022 апелляционная жалоба Общества принята к производству Двадцать первого арбитражного апелляционного суда.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление просит решение от 25.04.2022 оставить без изменения. Управление ссылается на то, что в соответствии с условиями Контракта работы должны быть выполнены подрядчиком не позднее 01.12.2021 с учетом проверки определения достоверности сметной стоимости строительства в ГАУ РК «Госстройэкспертиза». Проектная документация в адрес Управления поступила на согласование 25.10.2021, а 09.11.2021 поступил на согласование сметный расчет. Проектно-сметная документация была согласована Управлением для прохождения государственной экспертизы письмами от 25.10.2021 № 01.1-05/768 и от 12.11.2021 № 01.1-05/807. Управлением Обществу 27.10.2021 была выдана доверенность
№ 01.1-05/776 с целью прохождения подрядчиком документов в ГАУ РК «Госстройэкспертиза». Однако Подрядчик письмами, поступившими в Управление 19.11.2021 и 22.11.2021, отказался подавать заявление о прохождении экспертизы и представить документы от имени заказчика в ГАУ РК «Государственная строительная экспертиза». Управлением в адрес Общества были направлены предложения с установлением разумных сроков по предоставлению подрядчиком в экспертную организацию комплекта документов (письма от 01.12.2021 № 01.1-05/871 и от 07.12.2021 №01.1-05/893). Указанные предложения подрядчик проигнорировал, что явились основанием для принятия заказчиком одностороннего отказа от исполнения Контракта в соответствии с частью 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013
№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), пунктом 1 статьи 450.1, пунктом 3 статьи 715, пунктом 3 статьи 723 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), пунктом 12.3 Контракта.
Управление отмечает, что в соответствии с пунктами 1.2, 3.1 Контракта результатом выполненной работы по Контракту является проектная документация с положительным заключением государственной экспертизы проверки достоверности определения сметной стоимости объекта, полученным в ГАУ РК «Государственная строительная экспертиза»; работы, указанные в разделе 1 Контракта с предоставлением заказчику положительного заключения государственной экспертизы должны быть выполнены подрядчиком не позднее 01.12.2021. Согласно пункту 4.2 Порядка проверка сметной стоимости в ГАУ РК «Госстройэкспертиза» проводится в предусмотренный договором срок, который не может быть более 30 рабочих дней с даты предоставления необходимых документов и поступления предоплаты по договору с ГАУ РК «Госстройэкспертиза». Таким образом, для того, чтобы не нарушить срок 01.12.2021, дата предоставления подрядчиком заказчику на согласование разработанной документации должна быть не позднее 29.09.2021, а дата заключения договора с ГАУ РК «Госстройэкспертиза» должна быть не позднее 18.10.2021.
Также условиями пунктов 1.2, 4.2, 4.3 Контракта предусмотрено, что подрядчик на основании доверенности выполняет права и обязанности заказчика по договору с Госстройэкспертизой, кроме обязанности по ее оплате. Заказчик мог заключить договор с Госстройэкспертизой только после того, как подрядчик загрузит в соответствии с пунктами 13 - 16(4) Порядка документы в экспертизу, и они пройдут проверку; от чего Общество отказалось. Однако согласно предоставленной Управлением доверенности от 27.10.2021 № 01.1-05/776 у Общества имелись полномочия на осуществление вышеуказанных действий.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями главы 34 АПК РФ.
В судебном заседании 14.07.2022 представители Общества и Управления поддержали доводы, изложенные, соответственно, в апелляционной жалобе и отзыве на неё.
В судебном заседании 14.07.2022 суд апелляционной инстанции, заслушав мнение сторон, руководствуясь частью 2 статьи 268 АПК РФ, абзацами 1, 2, 3, 6 пункта 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 12 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции», отказал в приобщении к материалам дела приложенных к отзыву на апелляционную жалобу копии государственного контракта от 22.06.2022 № 0267Д-22/Г91-0014312/49-01/107-ФЗ, заключенного Управлением с ГАУ РК «Госстройэкспертиза», и скриншотов страниц из личного кабинета общества с ограниченной ответственностью «Градостроительное управление» о загрузке проектной документации в ГАУ РК «Госстройэкспертиза».
С учетом определения об отказе в приобщении к материалам дела вышеуказанных доказательств Общество отказалось от ходатайства, представленного по системе «Мой Аритр» 13.07.2022 об истребовании подписанного в электронном виде государственного контракта от 22.06.2022 № 0267Д-22/Г91-0014312/49-01/107-ФЗ, заключенного Управлением с ГАУ РК «Госстройэкспертиза». Отказ от ходатайства об истребовании указанного доказательства судом принят, рассмотрение этого ходатайства прекращено.
При рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с решением Единой комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Управления делами Государственного Совета Республики Крым (протокол от 20.05.2021 № 0175200003721000028-3), между Управлением (далее – Заказчик) и Обществом (далее – Подрядчик) 08.06.2021 заключен государственный контракт № 92-ФЗ (далее – Контракт).
Согласно п. 1.1. Контракта Подрядчик по заданию Заказчика в установленные сроки согласно Контракту, обязуется исполнить проектно-изыскательские работы по объекту: «Капитальный ремонт первого этажа здания Государственного Совета <...> в г. Симферополь, в соответствии с Техническим заданием (Приложение 1) и передать в соответствии с Контрактом Заказчику результаты указанных работ, а Заказчик обязуется принять результат выполненных работ и произвести оплату в соответствии с настоящим Контрактом.
В соответствии с п. 1.2. Контракта результатом выполненной работы по Контракту является проектная документация с положительным заключением государственной экспертизы проверки достоверности определения сметной стоимости Объекта, полученным в ГАУ РК «Государственная строительная экспертиза» (далее – Государственная экспертиза).
В п. 2.1.3 Контракта стороны согласовали, что государственная экспертиза проверки достоверности определения сметной стоимости Объекта в цену Контракта не входит и оплачивается заказчиком самостоятельно, путем заключения договора с ГАУ РК «Государственная строительная экспертиза».
Согласно п. 3.1. Контракта работы, указанные в разделе 1 Контракта с предоставлением Заказчику положительного заключения Государственной экспертизы должны быть выполнены Подрядчиком не позднее 01.12.2021 с учетом проверки определения достоверности сметной стоимости строительства в ГАУ РК «Государственная строительная экспертиза» и передачи документации Заказчику, с возможностью досрочного выполнения работ.
В соответствии с п. 4.1. после разработки документации Подрядчик предоставляет Заказчику, разработанную документацию в 1 экземпляре с сопроводительным письмом. Заказчик, в течение 10 рабочих дней рассматривает представленную Подрядчиком документацию на предмет ее соответствия требованиям Технического задания. В случае если, представленная документация не соответствуют требованиям Технического задания, Заказчик, подготавливает перечень замечаний по разработанной документации и направляет его Подрядчику. После устранения замечаний, в сроки, установленные Заказчиком, Подрядчик направляет Заказчику, ответы на замечания и разделы документации, откорректированные по результатам их рассмотрения, сопроводительным письмом.
Как предусмотрено п. 4.2 Контракта, после согласования документации в течение 10 рабочих дней Заказчик заключает договор с органами государственной экспертизы для проведения государственной экспертизы разработанной документации. Оплата договора, предусмотренного данным пунктом Контракта, осуществляется силами и за счет средств Заказчика. Права и обязанности Заказчика по прохождению государственной экспертизы, за исключением обязанности по оплате услуг по проведению государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности сметной стоимости, осуществляются по доверенности Подрядчиком.
В соответствии с п. 4.3. Контракта при наличии положительного заключения Государственной экспертизы достоверности определения сметной стоимости Подрядчик уведомляет Заказчика о получении положительного заключения и о своей готовности сдать выполненные Работы (результаты Работ) и направляет Заказчику подписанный со своей стороны Акт сдачи-приемки выполненных работ (Приложение 2) с приложением всех документов в объеме, необходимом для сдачи-приемки выполненных работ.
Приёмка осуществляется приемочной комиссией Заказчика, при участии Подрядчика, в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня получения документов, указанных в п. 4.3 Контракта. Приемка выполненных работ осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ и оформляется документом о приемке (экспертное заключение), который подписывается всеми членами приемочной комиссии, либо Подрядчику в те же сроки Заказчиком направляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Подрядчика, указанному в Контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение Заказчиком подтверждения о его вручении Подрядчику, в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа (п.п. 4.4, 4.5. Контракта).
Работы считаются выполненными после подписания обеими сторонами акта сдачи-приемки выполненных работ (п. 4.9. Контракта).
В соответствии с пунктом 2.2 Контракта оплата Работ по Контракту производится Заказчиком после получения положительного заключения государственной экспертизы проверки достоверности определения сметной стоимости Объекта, а также после сдачи всех экземпляров Документации Заказчику по акту. Оплата производится в безналичной форме на основании счета, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, акта приема выполненных работ по форме КС-2 в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня утверждения Заказчиком Акта приема-передачи документации (п. 2.2. Контракта).
Управление подтверждает, что проектная документация на согласование от Общества поступила 25.10.2021; сметный расчет поступил на согласование 09.11.2021 (т. 1, л.д. 54-56).
Проектно-сметная документация, предоставленная Обществом в два этапа, была Управлением рассмотрена и согласована, о чем Управление сообщило Обществу письмами от 25.10.2021 № 01.1-05/768 и от 12.11.2021 № 01.1-05/807 (т. 1, л.д. 57-59).
Управление выдало Обществу доверенность от 27.10.2021 № 01.1-05/776 на представление интересов Управления в ГАУ РК 2Государственная строительная экспертиза» для получения заключения государственной экспертизы по проверке достоверности определения сметной стоимости строительства по объекту «Капитальный ремонт первого этажа здания Государственного Совета <...> в г. Симферополь (ПИР)» с правом заключения, изменения, расторжения договоров, предоставления расчетов, материалов и пояснений, защиты проектных решений, устранения замечаний органов государственной экспертизы, по всем вопросам, связанным с проведением экспертизы, получения сведений и заключений государственной экспертизы, а также выполнением иных необходимых действий, связанных с указанным поручением. Срок действия доверенности определен до 31.12.2021 без права передоверия (т. 2, л.д. 20).
Общество с сопроводительным письмом от 15.11.2021 б/н представило Управлению акт сдачи-приемки работ от 15.11.2021 № 22, счет от 15.11.2021 № 22 на оплату стоимости работ в сумме 765000,00 руб. (т.1, л.д. 64).
Управление письмом от 18.11.2021 № 01.1-05/830 отказалось от подписания представленного акта, ссылаясь на отсутствие положительного заключения ГАУ РК «Госстройэкспертиза», вследствие неисполнения подрядчиком п. 4.2 Контракта, учитывая абзац 3 указанного пункта, что не соответствует результату работ по Контракту, предусмотренному п. 1.2 (т. 1, л.д. 69).
Общество в письме от 19.11.2021 б/н указывает на то, что в соответствии с
п. 2.1.3 Контракта государственная экспертиза проверки достоверности сметной стоимости Объекта оплачивается заказчиком самостоятельно, путем заключения договора с ГАУ РК «Государственная строительная экспертиза», а в соответствии с п. 4.2 Контракта заказчик заключает договор с органами государственной экспертизы (т. 1, л.д. 66-68).
Управление письмом от 26.11.2021 № 01.1-05/856 отказалось от подписания представленных Обществом документов, так как текстовые и графические материалы по всем разделам на бумажном носителе представлены в 1 экземпляре и отсутствует положительное заключение государственной экспертизы проверки достоверности сметной стоимости Объекта, наличие которого является обязательным в соответствии с условиями Контракта (т. 1, л.д. 60-63).
Общество обратилось к Управлению с претензией от 02.12.2021 б/н, в которой указало, что Управление в нарушение п. 2.1.3 и 4.2 Контракта само не заключило договор с ГАУ РК «Госстройэкспертиза», чем препятствует исполнению подрядчиком осуществлению прав и обязанностей заказчика по прохождению государственной экспертизы за исключением обязанности по оплате; потребовало заключить между управлением и ГАУ РК «Государственная строительная экспертиза» договор на проведение государственной экспертизы проверки достоверности определения сметной стоимости Объекта; оплатить штраф в размере 1000 рублей за нарушение пунктов 2.1.3 и 4.2 Контракта (т. 1, л.д. 71-75).
Управление на претензию Общества от 02.12.2021 ответило письмом от 01.12.2021 № 01.1-05/893, ссылаясь, что заявителем государственной экспертизы в соответствии с пунктом 2 Порядка является не только технический заказчик, застройщик, но и уполномоченное кем-либо из них лицо с момента выдачи доверенности на право прохождения экспертизы, предложило Обществу незамедлительно приступить к исполнению обязательств по Контракту, не отказываясь от исполнения обязанности по оплате государственной экспертизы (т. 1, л.д. 76-77).
Управление также обратилось к Обществу с письмом от 01.12.2021
№ 01.1-05/871, указав, что 27.10.2021 на электронную почту Общества, указанную в пунктах 15.7 и 16 Контракта в качестве надлежащего адреса для корреспонденции, была направлена доверенность на право прохождения государственной экспертизы; сообщило о невозможности Обществом исполнить пункты 1.2 и 4.3 Контракта в случае подачи заявления на государственную экспертизу и загрузки документов для её проведения через личный кабинет Управления, учитывая персонифицированный характер регистрационных данных, необходимых для авторизации и доступа в личный кабинет заявителя, просило подрядчика в срок до 02.12.2021 предоставить в ГАУ РК «Госстройэкспертиза» комплект документов в соответствии с пунктами 13-16.4 Порядка (т. 1, л.д. 78-80).
Поскольку общество не исполнило обязанности по загрузке документов для предварительной проверки с целью прохождения государственной экспертизы достоверности определения сметной стоимости Объекта, Управлением принято решение от 10.12.2021 № 01.1-05/928 об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с неоднократным отказом общества от исполнения пунктов 1.2. 4.2, 4.3 Контракта со ссылкой на часть 9 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, пункт 1 статьи 450.1, пункт 3 статьи 715, пункт 3 статьи 723 ГК РФ, пункт 12.3 Контракта. Решение от 10.12.2021 № 01.1-05/928 об одностороннем отказе от исполнения Контракта 10.12.2021 размещено на официальном сайте https://zakupki.gov.ru.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Общества, арбитражный суд первой инстанции правомерно руководствовался статьями 307, 309, пунктом 1 статьи 450.1, нормами главы 37 ГК РФ, Закона № 44-ФЗ, Порядком организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 (Порядок), разделом 3 Административного регламента оказания государственной услуги по проведению экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Республики Крым от 04.06.2020 № 195 (далее – Административный регламент).
Обжалуемое решение суда первой инстанции отмене или изменению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 153, пунктом 2 статьи 154, 156 ГК РФ, пунктом 66 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» односторонний отказ от исполнения договора является сделкой, ведущей к расторжению договора.
Следовательно, односторонний отказ от договора может быть признан недействительным по правилам оспаривания сделок (статьи 12, 166 - 181 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно пункту 1 статьи 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Таким образом, для удовлетворения иска о признании недействительным одностороннего отказа заказчика от государственного контракта необходимо установить, что данная сделка нарушает требования закона или иного правового акта.
Право на односторонний отказ от исполнения обязательства либо на изменение его условий может быть предусмотрено договором для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, в отношениях между собой, а также для лица, не осуществляющего предпринимательскую деятельность, по отношению к лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность (абзац первый пункта 2 статьи 310 ГК РФ).
В силу частей 8 и 9 статьи 95 Закона № 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством; заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.3 Контракта предусмотрено право Заказчика отказаться от исполнения Контракта в случаях предусмотренных гражданским законодательством.
В частности, право на односторонний отказ от договора предоставлено заказчику по договору подряда в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 статьи 715, статьей 717, пунктом 3 статьи 723 ГК РФ.
В качестве оснований одностороннего отказа Управления от Контракта, содержащегося в решении от 10.12.2021, указаны пункт 3 статьи 715 и пункт 3 статьи 723 ГК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 2 статьи 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат. (статья 758 ГК РФ).
В соответствии со статьей 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы.
Согласно пункту 3.1 Контракта срок исполнения Подрядчиком обязательств по Контракту с предоставлением Заказчику положительного заключения Государственной экспертизы достоверности определения сметной стоимости Объекта – не позднее 01.12.2021.
В соответствии с пунктом 3 статьи 715 ГК РФ, если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Сторонами не отрицается, что подрядчик 25.10.2021 представил Управлению на согласование проектную документацию, а 09.11.2021 – сметный расчет.
Письмами от 25.10.2021 № 01.1-05/768 и от 12.11.2021 № 01.1-05/807 Управление сообщило Обществу о согласовании проектной и сметной документации.
Управлением Обществу выдана доверенность от 27.10.2021 № 01.1-05/776 на представление интересов Управления в ГАУ РК «Государственная строительная экспертиза» для получения заключения государственной экспертизы по проверке достоверности определения сметной стоимости строительства по объекту «Капитальный ремонт первого этажа здания Государственного Совета <...> в г. Симферополь (ПИР)».
Поскольку согласно пункту 3.8 Административного регламента срок приема и регистрации документов, проверки комплектности документов, представленных на государственную экспертизу 3 рабочих дня, а общий срок проведения государственной экспертизы не должен превышать от 30 до 42 рабочих дня (пункт 2.11 Административного регламента), в случае загрузки документации для прохождения государственной экспертизы 15.11.2021 (первый рабочий день после 12.11.2021) заключение ГАУ РК «Госстройэкспертиза» могло быть получено в период с 24.12.2021 до 19.01.2022, то есть с нарушением срока выполнения работ, установленного пунктом 3.1 Контракта до 01.12.2021.
Однако Подрядчик на основании абзаца 3 пункта 4.2 Контракта и доверенности от 27.10.2021 ни 15.11.2021, ни до 02.12.2021, как предлагал ему заказчик в письме от 01.12.2021 № 01.1-05/871, не подал (и не пытался подать) заявление на предоставление услуги по проведению экспертизы по проверке достоверности определения сметной стоимости строительства и загрузить через личный кабинет в АС «Госэкспертиза» комплект документов, в соответствии с пунктами 13-16.4 Порядка, а в письмах от 15.11.2021, от 19.11.2021, претензии от 02.12.2021, ссылаясь на пункты 2.1.3 и 4.2 Контракта, требовал, чтобы Заказчик сам совершил вышеуказанные действия.
Таким образом, предметом спора Общества и Управления, который повлек оспариваемый односторонний отказ Заказчика от исполнения Контракта, стало различное толкование Подрядчиком и Заказчиком пунктов 1.2, 2.1.3, 4.2, 4.3 Контракта с учетом процедуры прохождения государственной экспертизы проверки достоверности определения сметной стоимости, установленных Порядком и Административным регламентом.
Как разъясняется в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора», при толковании условий договора в силу абзаца первого статьи 431 ГК РФ судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений (буквальное толкование). Такое значение определяется с учетом их общепринятого употребления любым участником гражданского оборота, действующим разумно и добросовестно (пункт 5 статьи 10, пункт 3 статьи 307 ГК РФ), если иное значение не следует из деловой практики сторон и иных обстоятельств дела.
Условия договора подлежат толкованию таким образом, чтобы не позволить какой-либо стороне договора извлекать преимущество из ее незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ). Толкование договора не должно приводить к такому пониманию условия договора, которое стороны с очевидностью не могли иметь в виду.
Значение условия договора устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом (абзац первый статьи 431 ГК РФ). Условия договора толкуются и рассматриваются судом в их системной связи и с учетом того, что они являются согласованными частями одного договора (системное толкование).
Из буквального содержания абзаца 3 пункта 4.2 Контракта следует, что права и обязанности Заказчика по прохождению государственной экспертизы, за исключением обязанности по оплате услуг по проведению государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности сметной стоимости, осуществляются по доверенности Подрядчиком.
В соответствии с пунктом 4.3 Контракта при наличии положительного заключения Государственной экспертизы достоверности определения сметной стоимости Подрядчик уведомляет Заказчика о получении положительного заключения и о своей готовности сдать выполненные работы (результаты работ) и направляет Заказчику подписанный со своей стороны акт сдачи-приемки выполненных работ с приложением всех документов в объеме, необходимом для сдачи-приемки выполненных работ.
Действительно, Заказчик обязан в силу пункта 2.1.3 и пункта 4.2 Контракта самостоятельно оплатить услуги по прохождению государственной экспертизы достоверности определения сметной стоимости, но данная обязанность не исключает обязанности Подрядчика по доверенности, выданной Заказчиком, исполнить остальные права и обязанности по прохождению такой государственной экспертизы.
Таким образом, при толковании условий Контракта не требуется использование принципов, изложенных в абзаце 2 статьи 431 ГК РФ и пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора».
Так, в соответствии с разделом 3 Административного регламента государственная услуга по прохождению государственной экспертизы предоставляется в электронной форме. Заявление на предоставление услуги подается заявителем посредством личного кабинета на региональном портале государственных услуг Республики Крым путем заполнения интерактивной электронной формы заявления. Все остальные документы, прилагаемые к заявлению в соответствии с пунктами 2.16 - 2.28 Административного регламента, загружаются заявителем в личный кабинет автоматизированной информационной системы организации, осуществляющей экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий АС «Госэкспертиза». При этом авторизация в личном кабинете автоматизированной информационной системы организации, осуществляющей экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий АС «Госэкспертиза», осуществляется либо путем регистрации персональной учетной записи по имени пользователя и паролю, либо путем авторизации через Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА) портала государственных услуг РФ. Учитывая персонифицированный характер регистрационных данных, необходимых для авторизации и доступа в личный кабинет Заявителя и на государственные портал государственных услуг, техническая возможность передачи прав доступа к кабинету иным лицам отсутствуют.
Организация по проведению государственной экспертизы в течении 3 рабочих дней со дня получения от заявителя документов, указанных в пунктах 13 - 16(4) Порядка, осуществляет их проверку.
В указанный срок заявителю предоставляется проект договора с расчетом размера платы за проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, подписанный со стороны организации по проведению государственной экспертизы, либо мотивированный отказ в принятии документов, или в отношении указанных документов принимается решение об оставлении их без рассмотрения.
Таким образом, до заключения договора с ГАУ РК «Госстройэкспертиза», Подрядчику необходимо было на основании доверенности от 27.10.2020 через личный кабинет предоставить в экспертную организацию комплект документов, в соответствии с пунктами 13-16(4) Порядка для проверки.
Письмами от 18.11.2021 № 01.1-05/830, от 01.12.2021 № 01.1-05/871 Управление указывало Обществу о необходимости загрузить документы для прохождения государственной экспертизы из своего личного кабинета, однако Общество категорически отказалось совершить указанные действия, в том числе, в установленный Управлением срок до 02.12.2021.
В силу пункта 3 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ результатом выполненной работы по контракту, предметом которого являются подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, являются проектная документация и (или) документ, содержащий результаты инженерных изысканий. В случае, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации проведение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий является обязательным, проектная документация и (или) документ, содержащий результаты инженерных изысканий, признаются результатом выполненных проектных и (или) изыскательских работ по такому контракту при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Согласно части 9 статьи 95 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Материалами дела подтверждается, что Общество не выполнило в срок до 01.12.2021 работы, указанные в разделе 1 Контракта с предоставлением Управлению положительного заключения Государственной экспертизы проверки достоверности определения сметной стоимости строительства.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения иска Общества о признании недействительным решения Управления от 10.12.2021 № 01.1-05/928 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта на выполнение проектно-изыскательских работ от 08.06.2021 № 92-ФЗ отсутствуют.
Приведенные Обществом в апелляционной жалобе доводы рассмотрены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными, поскольку они сводятся к несогласию заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, которые, однако, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, что не свидетельствует о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 270 АПК РФ являются основанием для безусловной отмены судебного акта, не допущено.
Обжалуемое решение от 25.04.2022 отмене не подлежит.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в связи с рассмотрением апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Республики Крым от 25.04.2022 по делу
№ А83-25124/2021 оставить без изменения; апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ДонСтройПроект» - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округав срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Е.А. Баукина
Судьи А.В. Зарубин
О.И. Мунтян