ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А83-289/17 от 14.08.2017 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. / факс 8 (8692) 54-74-95

www.21aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

15 августа 2017 года

Дело № А83-289/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 14.08.2017.

В полном объёме постановление изготовлено 15.08.2017.

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Евдокимова И.В., судей Карева А.Ю., Омельченко В.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Глазуновой М.М.,

в отсутствии лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного разбирательства,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 10 марта 2017 года по делу №А83-289/2017 (судья Чумаченко С.А.)

по заявлению Акционерного общества «Лиго» (ул. Владимира Луговского, 18, пгт. Симеиз, <...>; ОГРН <***>, ИНН/КПП <***>/910301001)

заинтересованное лицо:

Министерство имущественных и земельных отношений <...>, г. Симферополь, <...>, ОРГН 1149102017426, ИНН/КПП <***>/910201001)

о признании незаконным протокола заседания комиссии и обязать выполнить определенные действия,

установил:

Акционерное общество «Лиго» обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее - Минимущество Крыма, уполномоченный орган), в котором просит суд:

- признать незаконным решение комиссии созданной Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым, по рассмотрению вопроса о возмещении затрат Акционерному обществу «Лиго» на производство неотделимых улучшений арендованного недвижимого нежилого имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым и об установлении периода, на который ему производится уменьшение арендной платы, об отказе возмещении затрат Акционерному обществу «Лиго», оформленное протоколом заседания комиссии от 28.09.2016;.

- обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым на основании документов, предоставленных АО «Лиго», рассмотреть вопрос об установлении АО «Лиго» периода, на который производится уменьшение арендной платы на сумму произведенных затрат АО «Лиго» на производство согласованных неотделимых улучшений элементов благоустройства территории (поз. № 16, 19, 20, 21, 22, 27, 30, 31, 32, 33, 34, 35), столовой лит. Б, аэрариев лит. Д и лит. Е, расположенных по адресу: г. Ялта, пгт. Симеиз, ул. В. Луговского, 18, по Договору аренды государственного недвижимого имущества от 03.03.2006 № 200, путем создания комиссии для рассмотрения вопроса о возмещении затрат Акционерному обществу «Лиго» на производство неотделимых улучшений и об установлении периода, на который ему производится уменьшение арендной платы.

Решением Арбитражного суда Республики Крым от 10 марта 2017 года заявление Акционерного общества «Лиго», удовлетворено.

Признано незаконным решение комиссии созданной Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым, по рассмотрению вопроса о возмещении затрат Акционерному обществу «Лиго» на производство неотделимых улучшений арендованного недвижимого нежилого имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым и об установлении периода, на который ему производится уменьшение арендной платы, об отказе возмещении затрат Акционерному обществу «Лиго», оформленное протоколом заседания комиссии от 28.09.2016.

Обязано Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым на основании документов, предоставленных АО «Лиго», рассмотреть вопрос об установлении АО «Лиго» периода, на который производится уменьшение арендной платы на сумму произведенных затрат АО «Лиго» на производство согласованных неотделимых улучшений элементов благоустройства территории (поз. № 16, 19, 20, 21, 22, 27, 30, 31, 32, 33, 34, 35), столовой лит. Б, аэрариев лит. Д и лит. Е, расположенных по адресу: г. Ялта, пгт. Симеиз, ул. В. Луговского, 18, по Договору аренды государственного недвижимого имущества от 03.03.2006 № 200, путем создания комиссии для рассмотрения вопроса о возмещении затрат Акционерному обществу «Лиго» на производство неотделимых улучшений и об установлении периода, на который ему производится уменьшение арендной платы.

Взыскано с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым в пользу Акционерного общества «Лиго» государственную пошлину в размере 3000,00 руб.

Возвращено Акционерному обществу «Лиго» из федерального бюджета 3000,00 руб. государственной пошлины уплаченной согласно платежного поручения № 325 от 29.12.2016.

Не согласившись с принятым решением, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований общества, указывая на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

19.06.2017 от Акционерного общества «Лиго» поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором с требованиями апеллянта не согласно, считает обжалуемое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены согласно положениям статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о причинах неявки суду не сообщили.

Кроме того, информация о рассмотрении дела размещена в сети «Интернет» на общедоступном сайте Арбитражных судов Российской Федерации http://arbitr.ru в разделе «Картотека арбитражных дел».

При таких обстоятельствах, в соответствии с частью 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в порядке статей 266, 268 АПК РФ, при этом судом апелляционной инстанции не установлены основания, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, для его изменения или отмены.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 03.03.2006 между Фондом имущества Автономной Республики Крым (арендодатель) и Закрытым акционерным обществом «Лиго» (Арендатор) был заключен договор аренды государственного недвижимого имущества № 200, согласно условиям которого Фонд имущества Автономной Республики Крым передал Закрытому акционерному обществу «Лиго» государственное недвижимое имущество — часть домовладения санатория им. Н.А. Семашко Государственного комитета Украины по делам ветеранов, расположенного по адресу: Автономная Республика Крым, город Ялта, пгт. Симеиз, ул. Владимира Луговского, д. 18, а именно: в столовой лит. Б помещения подвала с № 1-1 по 1-6 площадью 90,3 кв.м., помещения 1-го этажа с № 2-3 по 2-15 площадью 186,8 кв.м., склад лит. И площадью 17,3 кв.м., в лит. К — оранжерея помещение 2-4 площадью 29,3 кв.м., лит. З — летний кинотеатр площадью 194,8 кв.м., аэрарий лит. Е площадью 211,9 кв.м., аэрарий лит. Д площадью 88,0 кв.м., лит. Ж — душевой павильон площадью 77,5 кв.м., дом рыбака лит. Г площадью 74,8 кв.м., прачечная лит. Н площадью 103,0 кв.м., мокротосжигалка лит. М площадью 13,0 кв.м., склад сторожка лит. О площадью 44,2 кв.м., гараж лит. С площадью 90,9 кв.м., склад лит. Р площадью 56,1 кв.м., на участке сарай лит. Т, а также навес лит. П и элементы благоустройства территории, которое находится на балансе Санатория им. Н.А. Семашко Государственного комитета Украины по делам ветеранов, в срочное платное пользование по акту приема — передачи (далее — договор аренды). Договор нотариально удостоверен.

Согласно п. 6.2. договора аренды, арендатор имеет право с письменного согласия арендодателя вносить изменения в состав арендованною имущества, проводить его реконструкцию, техническое переоснащение, которое обуславливает повышение его стоимости.

Указанное имущество передано арендатору по акту приёма — передачи от 03.03.2006, подписанному между Санаторием им. Н.А. Семашко Государственного комитета Украины по делам ветеранов и Закрытым акционерным обществом «Лиго».

В Договор аренды неоднократно вносились изменения относительно размера арендной платы, порядка ее уплаты, наименования арендатора, арендодателя, балансодержателя и иных условий, соответствующими дополнительными договорами от 23.05.2007 № 852, от 03.08.2009 № 1354, от 24.11.2011 № 1814, от 19.01.2015 № 1-4, от 29.05.2015 № 2-336.

Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 № 1745-6/14 «О независимости Крыма» Крым провозглашен независимым суверенным государством - Республикой Крым. Со дня вступления в силу данного постановления государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия постановления на территории Республики Крым, стала государственной собственностью Республики Крым.

В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Закона № 6-ФКЗ, до 01.01.2019 на территориях Республики Крым и города Севастополя особенности регулирования, в частности, имущественных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

В соответствии с пунктом 7 статьи 17 Закона Республики Крым от 08.08.2014 № 46-ЗРК «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым» уполномоченный орган является правопреемником Фонда имущества Автономной Республики Крым, Регионального отделения Фонда государственного имущества Украины в Автономной Республике Крым и г. Севастополе, Представительства Регионального отделения Фонда государственного имущества Украины в Автономной Республике Крым и г. Севастополе, балансодержателей (арендодателей) имущества, закрепленного за воинскими частями, учреждениями, организациями Вооруженных Сил Украины и иными, созданными в соответствии с законодательством Украины, военными формированиями, в части исполнения полномочий арендодателя по договорам аренды имущества Автономной Республики Крым и бывшего государственного имущества Украины, заключенным до вступления в силу настоящего Закона, на весь период действия указанных договоров.

Уполномоченный орган является субъектом правоотношений в сфере управления, аренды и приватизации имущества Республики Крым, по которым до дня вступления в силу настоящего Закона субъектом являлся (выступал) Фонд имущества Автономной Республики Крым (Фонд имущества Республики Крым).

Согласно пункту 1.7. Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 № 157, Минимущество Крыма является стороной правоотношений в сфере аренды, приватизации государственной собственности Республики Крым и корпоративных правоотношений, стороной в которых ранее являлся Фонд имущества Автономной Республики Крым.

Согласно п. 4.4. договора аренды (в редакции дополнительного договора от 19.01.2015 регистрационный номер № 1-4) для получения согласия арендодателя на осуществление неотъемлемых улучшений, арендатор предоставляет заявление и материалы в соответствие с разделом VIII Порядка предоставления в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 25.09.2014 № 344 (т.1 ,л. 34-37)

Дополнительным договором № 2-336 от 29.05.2015 к договору аренды, заключенным между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым и Акционерным обществом «Лиго», стороны пришли к соглашению заменить в Договоре аренды, а также всех заключенных к нему дополнениях, Фонд имущества АР Крым, Региональное отделение Фонда государственного имущества Украины в АР Крым и г. Севастополе, которые в разные годы выступали арендодателями по договору аренды на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, а также заменить Частное акционерное общество «Лиго», которое являлось правопреемником Закрытого акционерного общества «Лиго», на Акционерное общество «Лиго».

В порядке, установленном статьей 19 Федерального закона от 30.11.1994 № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», АО «Лиго» привело свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации с изменением организационно правовой формы, о чем 28.01.2015 внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц.

31.05.2016 между Акционерным обществом «Лиго» и подрядчиком Частным предприятием «Строительно-реставрационная компания «Палладиум» был подписан акт приёмки выполненных работ за май 2016 года, согласно которому сумма затрат Акционерного общества «Лиго» на производство неотделимых улучшений составила 2 691 788,86 руб. и подтверждена аудиторским отчётом общества с ограниченной ответственностью «Актив Аудит».

08.06.2016 Акционерное общество «Лиго» обратилось в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым с заявлением о возмещении затрат на производство неотделимых улучшений путем уменьшения арендной платы по договору аренды №200 от 03.03.2006 и предоставило следующие документы:

- копия справки о стоимости выполненных работ;

- копия акта о приемке выполненных работ;

- копия документа, подтверждающего проведение торгов;

- копии договоров подряда;

- копии платежных поручений;

- аудиторское заключение;

- заключение строительно-технической экспертизы, подтверждающее соответствие фактически выполненных неотделимых улучшений актам о приемке выполненных работ.

Письмом от 16.06.2016 исх. № 01-10/19036 Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, руководствуясь п. 7 раздела VIII Порядка, вернуло документы Акционерному обществу «Лиго» без рассмотрения для дооформления, сообщило что в предоставленном пакете документов отсутствуют следующие документы, предусмотренные п.6 раздела VIII Порядка предоставления в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым: копия документа, подтверждающего проведение торгов в соответствии с законодательством с учетом организационно-правовой формы арендатора; копия договора подряда (контракта); копии платежных документов, подтверждающих затраты арендатора на выполнение работ; аудиторское заключение, подтверждающее финансирование осуществленных улучшений арендованного имущества за счет средств арендатора, с расшифровкой по периодам освоения со ссылкой на подтверждающие документы (т.1, л. 52).

17.06.2016 Акционерное общество «Лиго» повторно обратилось в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым с заявлением о возмещении затрат на производство неотделимых улучшений и предоставило пакет документов.

12.10.2016 Акционерным обществом «Лиго» получено письмо от Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, согласно которому Министерство уведомило общество, что Комиссией по рассмотрению вопроса о возмещении затрат арендатора на производство неотделимых улучшений и об установлении арендатору периода, на который ему производится уменьшение арендной платы, отказано арендатору в возмещении затрат на производство неотделимых улучшений арендованного имущества, в связи с тем, что арендатором предоставлены документы (аудиторский отчет и заключение строительно – технического исследования) не соответствующие перечню документов, указанных в п. 6 раздела VIII Порядка.

Не согласившись с отказом, заявитель обратился с данным заявлением в суд.

Суд апелляционной инстанции не усматривает основания для отмены принятого по делу судебного акта первой инстанции исходя из следующего.

Из содержания статей 198, 200, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как правильно установлено судом первой инстанции, в соответствии с п. 6 раздела VIII Порядка предоставления в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 25.09.2014 № 344, для рассмотрения вопроса о возмещении затрат Арендатора на производство разрешенных неотделимых улучшений арендатор в месячный срок после окончания работ направляет арендодателю следующие документы:

- заявление о возмещении затрат на производство неотделимых улучшений, согласованных с арендодателем;

- копию справки о стоимости выполненных работ и затрат, составленной по форме, утвержденной постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 года N 100 (форма КС-3);

- копию акта о приемке выполненных работ, составленного по форме, утвержденной постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 года N 100 (форма КС-2);

- копию документа, подтверждающего проведение торгов в соответствии с законодательством с учетом организационно-правовой формы арендатора;

- копию договора подряда (контракта);

- копии платежных документов, подтверждающих затраты арендатора на выполненные работы;

- аудиторское заключение, подтверждающее финансирование осуществленных улучшений арендованного имущества за счет средств арендатора, с расшифровкой по периодам освоения со ссылкой на подтверждающие документы, а также заключение строительно-технической экспертизы, подтверждающее соответствие фактически выполненных неотделимых улучшений представленным актам о приемке выполненных работ;

- копию технических и кадастровых планов объекта недвижимости (в случае производства перепланировки помещения).

Пунктом 11 раздела VIII Порядка, предусмотрены основания для отказа в возмещении затрат, которыми являются:

- случаи, при которых основанием для осуществления арендатором неотделимых улучшений арендованного имущества послужило ненадлежащее исполнение арендатором условий договора аренды по сохранению и содержанию арендованного имущества Республики Крым;

- отсутствие письменного согласия арендодателя на осуществление неотделимых улучшений арендованного имущества;

- наличие у арендатора на момент принятия арендодателем решения о возмещении затрат задолженности по арендной плате.

Пункт 11 раздела VIII Порядка о предоставлении в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым, содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа.

Согласно пункта 9 раздела VIII Порядка, Комиссия рассматривает представленные Арендатором документы, указанные в пункте 6 настоящего раздела, и принимает решение об установлении Арендатору периода, на который ему производится уменьшение арендной платы.

Решение об установлении Арендатору периода, на который ему производится уменьшение арендной платы, оформляется протоколом заседания комиссии, который утверждается соответствующим приказом Арендодателя. Условием для принятия Арендодателем решения о возмещении затрат на производство неотделимых улучшений является проведение Арендатором отбора подрядной организации для производства неотделимых улучшений путем проведения торгов в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом организационно-правовой формы Арендатора.

Согласно пункта 7 раздела VIII Порядка, в случае предоставления ненадлежащим образом оформленных документов или неполного пакета документов, предусмотренных пунктом 6 настоящего раздела, Арендодатель в течение семи рабочих дней со дня получения документов возвращает такие документы без их рассмотрения Арендатору для дооформления.

Судом первой инстанции верно отмечено, что согласно Порядку, созданная Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым Крыма Комиссия, полномочна лишь:

- отказать в возмещении затрат на производство неотделимых улучшений по основаниям, предусмотренным пунктом 11 раздела VIII Порядка;

- установить арендатору период, на который ему производится уменьшение арендной платы, за счет стоимости затрат на произведенные арендатором неотделимые улучшения (абз. 7 п. 9 раздела VIII Порядка).

Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции правомерно указал, что отказывая Акционерному обществу «Лиго» Комиссия, сослалась на то, что арендатором предоставлены документы (аудиторский отчет и заключение строительно – технического исследования) не соответствующие перечню документов, указанных в п. 6 раздела VIII Порядка, а согласно п. 7 раздела VIII указанное относится к полномочиям Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым и является основанием для возвращения документов арендатору без рассмотрения для дооформления.

По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что комиссия, созданная Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым при принятии отказа Акционерному обществу «Лиго» о возмещении затрат на производство неотделимых улучшений арендованного имущества, вышла за пределы предоставленных ей полномочий и действующего законодательства.

Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.

Согласно пункта 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При данных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно, с соблюдением положений статей 65, 71, 110 АПК РФ, удовлетворил требования заявителя.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не выявлено.

При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

В соответствии с пунктом 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В соответствии со статьёй 104 АПК РФ основания и порядок возврата или зачёта государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40. Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично в случае ее уплаты в большем размере, чем это предусмотрено.

Согласно пункта 3 части 1 статьи 333.21. Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым арбитражными судами, государственная пошлина при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, уплачивается организациями в размере 3000,00 рублей.

По платежному поручению № 325 от 29.12.2016. заявитель уплатил государственную пошлину в размере 6000,00 руб.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно возвратил Акционерному обществу «Лиго» из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 3000,00 руб.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Крым от 10 марта 2017 года по делу №А83-289/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий И.В. Евдокимов

Судьи А.Ю. Карев

В.А. Омельченко