ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95
www.21aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Севастополь
31 мая 2022 года
Дело № А84-1010/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 24.05.2022.
В полном объёме постановление изготовлено 31.05.2022.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Остаповой Е.А.,
судей Колупаевой Ю.В.,
Тарасенко А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/зМкртчяном Д.А.,
при участии:
представителей Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя: ФИО1, доверенность от 30.12.2021 № 566; ФИО2, доверенность от 30.12.2021 № 565;
представителя Правительства Севастополя – ФИО3, доверенность от 06.10.2021 № 9165/01-01-02.1-21/02/212;
иные лица, участвующие в деле, - не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 28.09.2021 по делу № А84-1010/2021 (судья Ражков Р.А.)
по исковому заявлению Акционерного общества «Севастопольский завод напитков»
к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Правительства Севастополя, Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Государственного казенного учреждения города Севастополя «Фонд государственного имущества»
о признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Севастопольский завод напитков» (далее - АО «Севастопольский завод напитков», общество, истец) обратился в Арбитражный суд города Севастополя с иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - ДИЗО г. Севастополя, ответчик) о признании за обществом права собственности на объекты недвижимого имущества, составляющие целостный имущественный комплекс Севастопольского безалкогольного завода, расположенного в <...>:
1.Нежилое здание, административный корпус, с кадастровым номером 91:04:002008:279;
2.Нежилое здание, с кадастровым номером 91:04:002008:285;
3.Нежилое здание, цех безалкогольных напитков, с кадастровым номером 91:04:002008:503;
4.Нежилое здание, производственный склад, с кадастровым номером 91:04:002008:661;
5.Нежилое здание, гараж, с кадастровым номером 91:04:002008:659;
6.Нежилое здание, цех, с кадастровым номером 91:04:002008:502;
7.Нежилое здание, склад, с кадастровым номером 91:04:002008:278;
8.Нежилое здание, павильон столовой, с кадастровым номером 91:04:002008:280;
9.Нежилое здание, котельная, с кадастровым номером 91:04:002008:501;
10.Нежилое здание, экспедиция цеха безалкогольных напитков, с кадастровым номером 91:04:002008:660;
11.Нежилое здание, склад, с кадастровым номером 91:04:002008:657;
12.Нежилое здание, насосная станция, с кадастровым номером 91:04:002008:281;
13.Нежилое здание, проходная, с кадастровым номером 91:04:002008:658.
Исковые требования обоснованы следующим.
Как утверждает истец, к Открытому акционерному обществу «Севастопольский пивобезалкогольный завод», созданному в результате преобразования Государственного коммунального предприятия «Севастопольский пивобезалкогольный завод», перешло право собственности на объекты, ранее составлявшие основу хозяйственной деятельности государственного предприятия, согласно действовавшего законодательства Украины о приватизации, с момента государственной регистрации открытого акционерного общества – с 15.09.1995. При этом приказ Фонда государственного имущества Украины, впервые установивший необходимость включения в решения о создании открытых акционерных общества дополнений в виде перечней передаваемого в уставный фонд недвижимого имущества, был принят уже после принятия решения об образовании ОАО «Севастопольский безалкогольный завод» и исключительно с целью упорядочивания учета недвижимого имущества.
Истец утверждает, что ответчик не признает право собственности истца на спорное имущество, о чем свидетельствует включение спорного недвижимого имущества, составляющего целостный имущественный комплекс пивобезалкогольного завода, в Реестр собственности города.
Ответчик против удовлетворения иска возражал, поскольку истцом не представлены доказательства в подтверждение его права на объекты недвижимого имущества, составляющие целостный имущественный комплекс Севастопольского пивобезалкогольного завода, расположенного в <...>.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 28.09.2021 исковые требования удовлетворены, за истцом признано право собственности на объекты, указанные в исковом заявлении.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Так, имущественный комплекс предприятия не позднее, чем установлено приказами РО ФГИУ г. Севастополя № 103 от 08.07.1999 и № 7 от 16.11.2001, находится во владении ОАО «Севастопольский пивобезалкогольный комбинат» в составе:
- главный корпус, ул. Делегатская,2, инвентарный номер 1;
- цех безалкогольных напитков, ул. Делегатская,2, инвентарный номер 2;
- квасоварочный цех, ул. Делегатская,2, инвентарный номер 3;
- котельная, ул. Делегатская,4, инвентарный номер 4;
- административный корпус, ул. Делегатская,2, инвентарный номер 5;
- насосная станция, ул. Делегатская,2, инвентарный номер 6;
- павильон столовой, ул. Делегатская, инвентарный номер 556;
- склад тары, ул. Делегатская, 2, инвентарный номер 852;
- резервуар для воды, ул. Делегатская,2, инвентарный номер 16;
- градирня, ул. Делегатская,2, инвентарный номер 24;
- ограждения, ул. Делегатская,2, инвентарный номер 25;
- покрытие дорог и двора, ул. Делегатская,2, инвентарный номер 26;
- ворота металлические, ул. Делегатская,2, инвентарный номер 29;
- цистерна для хранения мазута, ул. Делегатская,2, инвентарный номер 14.
Суд, установив, что общая стоимость основных средств согласно перечня № 2 к приказу № 79 от 16.11.2001 составила 11814993762 карбованца (по состоянию на 01.04.1995), протокол от 30.08.1996 № 3 итогового заседания комиссии по продаже акций ОАО «Севастопольский пивобезалкогольный комбинат», согласно которому продаже подлежали акции в количестве 1511960 штук номиналом по 25000 карбованцев, то есть на общую сумму 37799000000 карбованцев, а также не представление сторонами доказательств формирования имущественного комплекса предприятия иным имуществом, позволяющим сформировать уставный капитал ОАО «Севастопольский пивобезалкогольный завод» соответствующий указанной совокупной стоимости акций, факт владения истцом спорным имуществом с момента регистрации юридического лица путем преобразования, а также то, что ответчиком не представлено доказательств нахождения имущественного комплекса в публичной собственности Украины до 18.03.2014 либо доказательств, подтверждающих нахождение его во владении истца на ином, нежели право собственности, основании, наличие государственного акта на землю, пришел к выводу о доказанности истцом правовых и фактических оснований возникновения права собственности.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ДИЗО г. Севастополя обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении искового заявления отказать в полном объеме.
По утверждению подателя апелляционной жалобы истец не мог не знать, что у него отсутствуют основания для возникновения права собственности на спорный объект, поскольку данное имущество является и являлось государственным; объект не был приватизирован в порядке, установленном законом, поскольку отсутствуют доказательства передачи имущества в коллективную собственность и, следовательно, завершения процедуры приватизации, о чем свидетельствуют также постоянные внесения изменений в первоначальный приказ РО ФГИ Украины № 682 от 07.09.1995. Представленные истцом доказательства, по мнению ответчика, подтверждают лишь факт владения истцом спорным имуществом, но не являются документами, подтверждающими возникновение у истца права собственности. В силу законодательных актов Российской Федерации и города Севастополя, все имущество, находящееся на территории города Севастополя, в частности государственная собственность в границах города федерального значения Севастополя и коммунальная собственность города Севастополя признается собственностью города Севастополя.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2021 апелляционная жалоба ДИЗО г. Севастополя оставлена без движения до 16.12.2021 включительно.
14.12.2021 заявителем устранены обстоятельства, послужившие основанием для оставления апелляционной жалобы без движения.
Определением суда от 15.12.2021 апелляционная жалоба принята к производству суда, судебное разбирательство назначено на 01.02.2022.
Рассмотрение апелляционной жалобы неоднократно откладывалось, очередное судебное заседание назначено на 24.05.2022.
В судебное заседание 24.05.2022 явились представители Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя и Правительства Севастополя, которые поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме. Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного разбирательства были извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Поскольку лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе путем опубликования указанной информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», с учетом положений части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обязывающих участников арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимать меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи, на основании статей 121, 123, 156, 266 АПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу при имеющейся явке.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив его материалы, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Согласно приказа Фонда государственного имущества Региональное отделение г.Севастополь от 07.09.1995 № 692 создано открытое акционерное общество «Севастопольский пивобезалкогольный завод» путем преобразования государственного коммунального предприятия «Севастопольский пивобезалкогольный завод» в открытое акционерное общество (л.д. 18 т.1).
Согласно Свидетельства о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности № 00382779 от 25.09.1995, государственная регистрация ОАО «Севастопольский пивобезалкогольный завод» произведена 15.09.1995 (л.д. 17 т.1).
08.12.1998 ОАО «Севастопольский пивобезалкогольный завод» выдан Государственный акт на право постоянного пользования землей площадью 1,6652 га для обслуживания строений и сооружений завода, серия <...> (л.д. 67-73 т. 1).
Приказом Регионального отделения Фонда государственного имущества Украины по г. Севастополю от 08.07.1999 дополнен приказ от 07.09.1995 № 69 «О создании открытого акционерного общества «Севастопольский пивобезалкогольный завод» двумя пунктами, изложив их в следующей редакции:
«4. Утвердить перечень недвижимого имущества, которое передается в коллективную собственность открытому акционерному обществу «Севастопольский пивобезалкогольный завод» согласно Приложения.
5. Председателю правления ОАО «Севастопольский пивобезалкогольный завод» произвести государственную регистрацию права коллективной собственности на указанные объекты недвижимости в Бюро технической инвентаризации г. Севастополя» (л.д. 20 т.1).
Приказом Регионального отделения Фонда Государственного имущества Украины по г. Севастополю от 26.11.2001 № 79 утвержден Перечень № 2 недвижимого имущества, которое передается в коллективную собственность ОАО «Севастопольский пивобезалкогольный завод» согласно приложению. Пунктом 2 приказа председателю Правления ОАО «Севастопольский пивобезалкогольный завод» произвести государственную регистрацию права коллективной собственности на указанные объекты недвижимости в БТИ и ГРОНИ г. Севастополя.
Согласно указанным приложениям в собственность ОАО «Севастопольский пивобезалкогольный завод» передается имущество:
- склад тары, ул. Делегатская, 2, инвентарный номер 825;
- главный корпус, ул. Делегатская, 2, инвентарный номер 1;
- цех безалкогольных напитков, ул. Делегатская, 2, инвентарный номер 2;
- квасоварочный цех, ул. Делегатская, 2, инвентарный номер 3;
- котельная, ул. Делегатская, 2, инвентарный номер 4;
- административный корпус, ул. Делегатская, 2, инвентарный номер 5;
- насосная станция, ул. Делегатская, 2, инвентарный номер 6;
- павильон столовой, ул. Делегатская, 2, инвентарный номер 556;
- склад тары, ул. Делегатская, 2, инвентарный номер 825;
- резервуар для воды., ул. Делегатская, 2, инвентарный номер 16;
- градирня, ул. Делегатская, 2, инвентарный номер 24; 3
- ограждения, ул. Делегатская, 2, инвентарный номер 25;
- покрытие дорог и двора, ул. Делегатская, 2, инвентарный номер 26;
- ворота металлические, ул. Делегатская, 2, инвентарный номер 29;
- цистерна для хранения мазута, ул. Делегатская, 2, инвентарный номер 14.
Государственное коммунальное предприятие «Севастопольский пивобезалкогольный завод» было преобразовано в Открытое акционерное общество «Севастопольский пивобезалкогольный завод», которое, в свою очередь, было реорганизовано в ПАО «Севастопольский завод напитков», а в дальнейшем его учредительные документы были приведены в соответствие с законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона №52-ФЗ от 30 ноября 1994 года «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Согласно письма ГУПС «Бюро технической инвентаризации» на заявление АО «Севастопольский завод напитков» в архиве предприятия отсутствуют сведения (в т.ч. правоустанавливающие документы) о наличии государственной регистрации права коллективной собственности на объекты недвижимого имущества, переданного в собственность ОАО «Севастопольский завод пивобезалкогольных напитков», расположенных по адресу: <...>, согласно перечня № 2, приложенного к приказу № 79 от 16.11.2001, выданного Фондом государственного имущества Украины (л.д. 27 т.1).
Согласно Распоряжению ДИЗО г. Севастополя от 19.08.2020 № 4662-РДИ в Реестр собственности города Севастополя включено недвижимое имущество, расположенное по адресу: <...>, согласно приложению к настоящему распоряжению, как имущество, находящееся в казне города Севастополя (л.д. 63-66 т.1):
- нежилое здание, административный корпус, с кадастровым номером 91:04:002008:279;
- нежилое здание, с кадастровым номером 91:04:002008:285;
- нежилое здание, цех безалкогольных напитков, с кадастровым номером 91:04:002008:503;
- нежилое здание, производственный склад, с кадастровым номером 91:04:002008:661;
- нежилое здание, гараж, с кадастровым номером 91:04:002008:659;
- нежилое здание, цех, с кадастровым номером 91:04:002008:502;
- нежилое здание, склад, с кадастровым номером 91:04:002008:278;
- нежилое здание, павильон столовой, с кадастровым номером 91:04:002008:280;
- нежилое здание, котельная, с кадастровым номером 91:04:002008:501;
- нежилое здание, экспедиция цеха безалкогольных напитков, с кадастровым номером 91:04:002008:660;
- нежилое здание, склад, с кадастровым номером 91:04:002008:657;
- нежилое здание, насосная станция, с кадастровым номером 91:04:002008:281;
- нежилое здание, проходная, с кадастровым номером 91:04:002008:658.
Согласно Выписок из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости правообладателем на праве собственности вышеуказанных объектов является субъект Российской Федерации – город федерального значения Севастополь.
Из ответа Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от 02.07.2021 исх. № 21/1273 на запрос суда первой инстанции следует, что в архиве Регистрационной службы Главного управления юстиции Украины в г. Севастополе (осуществляла регистрацию права на объекты недвижимости с 01.01.2013 по 20.03.2014) отсутствуют архивные сведения на объекты недвижимости, расположенные по адресу: <...> (л.д.29 т.2).
Как указывает истец, несмотря на то, что спорное имущество за ним не зарегистрировано в установленном законом порядке и передано в собственность города, спорное имущество выбыло из государственной собственности Украины в установленном порядке и является собственностью общества.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, а также доводы, изложенные в апелляционной жалобе, коллегия судей пришла к следующему.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания права.
Признание права собственности как способ судебной защиты, направленный на создание стабильности и определенности в гражданских правоотношениях, представляет собой отражение в судебном акте возникшего на законных основаниях права, наличие которого не признано кем-либо из субъектов гражданского права. Поэтому иск о признании права подлежит удовлетворению только в случае установления правовых оснований для обладания истцом спорной вещью на заявленном им праве.
Между тем, исходя из принципа восстановления нарушенных прав (статья 1 ГК РФ), способ защиты нарушенного права не может быть выбран истцом произвольно, поскольку способ защиты права, используемый истцом, должен соответствовать характеру и последствиям нарушения права и обеспечивать его восстановление.
К искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста (пункт 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22).
Выбор способа защиты вещного права, квалификация спорного отношения судом и разрешение вещно-правового конфликта зависит от того, в чьем фактическом владении находится спорное имущество.
Таким образом, поскольку судебной защите подлежат нарушенные или оспоренные гражданские права, в судебном порядке может быть признано конкретное нарушенное или оспоренное право. Лицо, обращающееся с требованием, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Вместе с тем, избранный заявителем способ защиты должен быть не только предусмотрен законом (статья 12 ГК РФ), но и соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения, а в результате применения соответствующего способа защиты нарушенное право должно быть восстановлено.
Следовательно, истец, обращаясь в суд за защитой нарушенных прав, должен указать, какие его права и каким образом нарушены, а также самостоятельно избрать предусмотренный законом способ защиты нарушенного права.
Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.
Истцом по иску о признании права собственности является собственник индивидуально-определенной вещи, права которого оспариваются, отрицаются или не признаются третьим лицом, не находящимся с собственником в обязательственном или иных относительных отношениях по поводу спорной вещи. В качестве ответчика выступает третье лицо, как заявляющее о своих правах на вещь, так и не предъявляющее таких прав, но не признающее за истцом вещного права на имущество.
Предметом иска о признании права собственности является констатация факта принадлежности истцу права собственности, иного вещного права на имущество. Решение по иску о признании права собственности устраняет сомнение в праве, обеспечивает необходимую уверенность в наличии права, придает определенность взаимоотношениям сторон и служит основой для осуществления конкретных правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Основанием иска являются обстоятельства, подтверждающие наличие у истца права собственности или иного права на имущество.
Так, предметом спора по делу являются материально-правовые требования общества о признании за ним права собственности на указанные в иске объекты.
В соответствии с частью 3 статьи 15 АПК РФ, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
21.03.2014 был принят Федеральный Конституционный закон N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя". Согласно частям 1, 2 статьи 23 Федерального Конституционного Закона N 6-ФКЗ, части 1 статьи 9 Договора, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Таким образом, с 18.03.2014 Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию и с этой даты на ее территории применяется законодательство Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным Конституционным Законом N 6-ФКЗ. Поскольку нормы Федерального Конституционного Закона N 6-ФКЗ не имеют обратного действия, то правоотношения, возникшие из заключенных до 18.03.2014 договоров, регулируются нормами материального права украинского законодательства, которое применяется в случае отсутствия противоречий с нормами российского законодательства.
Исходя из положений части 3 статьи 1, статьи 23 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ, статей 4, 422 ГК РФ, статьи 14 АПК РФ, апелляционный суд пришел к выводу о том, что к спорным правоотношениям необходимо применить нормы гражданского законодательства Украины, а к правам и обязанностям, возникшим после 18.03.2014, нормы законодательства Российской Федерации.
В пунктах 58 и 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.
Суд первой инстанции признал право собственности за истцом на объекты недвижимого имущества, составляющие целостный имущественный комплекс Севастопольского безалкогольного завода, перечисленные в резолютивной части решения, однако, по мнению судебной коллегии, материалами дела не подтверждается, что в процессе приватизации имущества государственного коммунального предприятия обществу были переданы указанные в иске объекты.
В соответствии со статьей 1 Закона Украины от 4 марта 1992 N 2163-XII "О приватизации имущества государственных предприятий" (в редакции закона от 15.02.1995) (далее - Закон Украины "О приватизации имущества государственных предприятий"), приватизация имущества государственных предприятий Украины - это отчуждение имущества, находящегося в общегосударственной, республиканской (Республики Крым) и коммунальной собственности, в пользу физических и негосударственных юридических лиц.
В соответствии со статьей 7 Закона Украины "О приватизации имущества государственных предприятий", государственную политику в сфере приватизации осуществляют Фонд государственного имущества Украины, органы приватизации Республики Крым и административно-территориальных единиц.
Порядок приватизации государственного имущества предусмотрен статьей 11 Закона Украины "О приватизации имущества государственных предприятий", согласно которой он включает: подачу заявления о приватизации имущества государственного предприятия либо его отдельных частей; рассмотрение заявления и принятия решения о приватизации объектов; опубликование информации о принятии решения о приватизации объекта и создании соответствующей комиссии по приватизации; утверждение плана приватизации имущества государственного предприятия и его реализацию.
Согласно части 2 статьи 14 Закона Украины "О приватизации имущества государственных предприятий", план приватизации должен предусматривать: сроки и организационные формы приватизации, начальную цену объекта приватизации (размер уставного фонда хозяйственного общества), учета кредиторской и дебиторской задолженности, рекомендованные формы платежа, квоты обязательного применения приватизационных имущественных сертификатов.
В силу статьи 15 Закона Украины "О приватизации имущества государственных предприятий", приватизация государственного имущества осуществляется в том числе путем продажи долей (акций, паев) в имуществе предприятий на аукционе, по конкурсу, на фондовой бирже и другими способами, предусматривающими конкуренцию покупателей.
Статьей 18 Закона Украины "О приватизации имущества государственных предприятий" предусматривалось, что продажа долей (акций, паев), принадлежащих государству в имуществе хозяйственных обществ, осуществляется путем преобразования государственных предприятий в акционерные общества.
При преобразовании государственного предприятия в акционерное общество его учредителем выступает соответствующий орган приватизации, который действует в пределах полномочий, предусмотренных для учредителей акционерного общества законодательством.
Работники предприятия, имущество которого приватизируется, имеют преимущественное право получить при акционировании такое количество акций, стоимость которых они способны оплатить в соответствии с частью первой статьи 25 настоящего Закона.
Учредитель акционерного общества устанавливает в соответствии с планом приватизации объем и сроки продажи акций (с учетом приобретения акций членами трудового коллектива предприятия в соответствии с частью третьей настоящей статьи), а также порядок внесения платежей.
Определение начальной цены объекта приватизации или размера уставного фонда хозяйственного общества, создаваемого на основе государственного предприятия, осуществляется исходя из оценки соответствующей стоимости основных фондов за вычетом их износа, фактической стоимости оборотных фондов и учета дебиторской и кредиторской задолженности согласно методики, утвержденной Кабинетом Министров Украины (статья 20 Закона Украины "О приватизации имущества государственных предприятий").
Согласно Устава ОАО «Севастопольский пивобезалкогольный завод» основано в соответствии с решением Регионального отделения Фонда государственного имущества Украины по г. Севастополю от 07.09.1995 № 692 путем преобразования государственного коммунального предприятия «Севастопольский пивобезалкогольный завод» в открытое акционерное общество согласно Указу Президента Украины от 26.11.1994 № 699/44.
Имущество Общества состоит из основных и оборотных средств, а так же ценностей, стоимость которых отображена в балансе Общества. Общество является собственником имущества, переданного ему учредителем в собственность, продукции, произведенной Обществом в результате хозяйственной деятельности, иного имущества, приобретенного на основаниях, не запрещенных действующим законодательством.
Пунктом 1 Указа Президента Украины от 26.11.1004 № 699/94 «О мерах по обеспечению прав граждан на использование приватизационных имущественных сертификатов» установлено, что объекты, находящиеся в государственной собственности и отнесенные Государственной программой приватизации на 1994 год к группам Б, В и Г, подлежат преобразованию в открытые акционерные общества.
В соответствии с пунктом 5 данного Указа размер уставного фонда открытого акционерного общества, создаваемого в соответствии с данным Указом, определяется на основании баланса соответствующего объекта за последний отчетный период и результатов последней полной инвентаризации его имущества.
Постановлением Кабинета Министров Украины от 02.03.1993 № 158 было утверждено Положение об инвентаризации имущества государственных предприятий, которые приватизируются, а также имущества государственных предприятий и организаций, которое передается в аренду.
Данное Положение определяет порядок проведения инвентаризации имущества государственных предприятий, которые приватизируются, а также имущества государственных предприятий и организаций, которые передаются в аренду, и оформление их результатов.
Главной целью инвентаризации, согласно данного Положения, является определение фактического наличия и состояния имущества объекта инвентаризации, проверка фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета, урегулирование инвентаризационных разниц и отображения результатов инвентаризации в передаточном балансе (п.4 Положения).
Инвентаризация проводится на первое число месяца, в котором осуществляется оценка имущества государственных приватизируемых предприятий, а также имущества государственных предприятий и организаций, которое передается в аренду (п. 5 Положения).
Пунктом 6 Положения предусмотрено, что для проведения инвентаризации имущества государственных приватизируемых предприятия государственный орган приватизации утверждает состав инвентаризационной комиссии. В состав инвентаризационной комиссии должны обязательно входит руководитель и главный бухгалтер приватизируемых предприятий, а также представитель государственного органа приватизации. Всем членам инвентаризационной комиссии до начала инвентаризации вручается приказ государственного органа приватизации или арендодателя на проведение инвентаризации.
Согласно пункту 14 Положения инвентаризационные описи подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.
Материалы инвентаризации (описи, акты, сверочные ведомости, протоколы) оформляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых подается государственному органу приватизации или арендодателю, а второй остается на предприятии или организации и является основанием для отображения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете (пункт 15).
Согласно пункту 18 Положения основные средства вносятся в инвентаризационную опись по наименованию в соответствии с основным назначением объекта и указанием инвентарного номера, изготовителя, года выпуска и иных сведений.
В силу пункта 50 Положения протокол инвентаризационной комиссии о результатах инвентаризации с предложениями об урегулировании инвентаризационных разниц утверждается государственным органом приватизации или арендодателем в пятидневный срок.
Результаты инвентаризации, утвержденные государственным органом приватизации или арендодателем, отображаются в бухгалтерском учете в том месяце, когда закончена инвентаризация.
Постановлением Кабинета Министров Украины от 18.01.1995 № 36 утверждена Методика оценки стоимости объектов приватизации, которая устанавливает порядок оценки приватизируемого имущества, по восстановительной стоимости с учетом его состава и способов приватизации. Она используется в том числе для определения размера уставного фонда хозяйственного общества, создаваемого в процессе приватизации или корпоратизации.
Согласно пункту 8 данной Методики, размер уставного фонда акционерного общества, создаваемого в процессе приватизации или корпоратизации, определяется как стоимость целостного имущественного комплекса в соответствии с разделом III и с соблюдением требований раздела VI данной Методики.
Оценка имущества целостных имущественных комплексов осуществляется в такой последовательности: разработка передаточного баланса; подготовка документов для оценки стоимости имущества согласно с приложением № 1; определение стоимости объекта приватизации согласно с данными передаточного баланса и иными документами; проведение дооценки (экспертной оценки) объекта приватизации; определение стоимости приватизируемого имущества; составление акта оценки стоимости целостного имущественного комплекса (п. 12 раздела III Методики).
Пункт 32 раздела VI Методики в свою очередь определяет, что итоговая оценка стоимости инвентарных объектов завершается составлением акта установленного образца, который утверждается руководителем соответствующего органа приватизации, к которому прилагаются ведомости расчетов стоимости инвентарных объектов приложение № 4). Как следует из приложения № 4 к Методике, данная ведомость содержит перечень имущества, инвентарный номер, название объекта и иные сведения о каждом объекте.
Изучив представленные истцом инвентаризационные описи по состоянию на 1 октября 1994 года, Акт оценки стоимости целостного имущественного комплекса от 28.06.1995, утвержденный начальником РО ФГИУ по г. Севастополю 07.07.1995, судебная коллегия пришла к выводу, что данные документы не подтверждают осуществление приватизации с соблюдением вышеуказанных нормативных актов относительно инвентаризации имущества и оценки его стоимости, поскольку представленные описи не соответствуют вышеуказанным нормам и не свидетельствуют об осуществлении инвентаризации имущества, предшествующей приватизации, в порядке, установленном вышеуказанным Положением и в соответствии с законом о приватизации.
Так, инвентаризационные описи составлены на 01.10.1994, а не первое число месяца, в котором осуществляется оценка имущества государственного предприятия; не содержат подписи представителя государственного органа приватизации. Доказательства осуществления данной инвентаризации комиссией, созданной в соответствии с требованиями вышеуказанного Положения, с включением в ее состав представителя государственного органа приватизации, не представлено. Данные описи не содержат сведения о недвижимом имуществе, предусмотренные Положением. Не представлено материалов инвентаризации, утвержденных государственным органом приватизации.
Каких либо иных материалов, подтверждающих проведение инвентаризации имущества в связи с его приватизацией в установленном порядке как целостного имущественного комплекса, либо как отдельных инвентарных объектов (ведомости расчетов стоимости инвентарных объектов), и явившихся основанием для осуществления дальнейшей оценки приватизируемого имущества, не представлено.
Поскольку инвентаризационные описи не являются надлежащими документами, подтверждающими проведение инвентаризации имущества, предшествующей приватизации, а иных надлежащих доказательств, подтверждающих, что стоимость имущества определена и учтена при оценке стоимости имущественного комплекса в установленном порядке в процессе приватизации, не представлено, суд апелляционной инстанции не может принять в качестве доказательства приватизации спорного имущества Акт оценки стоимости целостного имущественного комплекса.
Издание в последующем органом приватизации приказов об утверждении перечней передаваемого в собственность ОАО «Севастопольский пивобезалкогольный завод» имущества, в отсутствие доказательств проведения инвентаризации, утверждения ее результатов и оценки стоимости приватизируемого имущества в установленном порядке, не порождают право собственности на него у вновь созданного предприятия.
Как было установлено судом первой инстанции, подтверждается материалами дела и не отрицается ответчиком, право собственности на спорное недвижимое имущество в соответствии с законодательством Украины за истцом зарегистрировано не было.
При изложенных обстоятельствах не усматривается, что имущество, на которое в настоящее время зарегистрировано право собственности города Севастополя, выбывало из государственной собственности в установленном действовавшим законодательством порядке и принадлежало на каком либо праве истцу.
Таким образом, учитывая, что в данном случае отсутствуют основания полагать, что право собственности истца на спорное имущество возникло в силу закона и вне зависимости от его государственной регистрации, апелляционный суд приходит к выводу о том, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих приобретение права собственности на спорные объекты правопредшественниками истца и самим истцом до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с пунктом 6 решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 № 7156 «О статусе города-героя Севастополя» государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего решения на территории города Севастополя, является собственностью города Севастополя.
В соответствии со статьей 2 Закона города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" права на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признаются, в том числе: государственная собственность в границах города федерального значения Севастополя и право коммунальной собственности города Севастополя признаются правом государственной собственности города Севастополя.
Согласно Распоряжению ДИЗО г. Севастополя от 19.08.2020 № 4662-РДИ в Реестр собственности города Севастополя включено недвижимое имущество, расположенное по адресу: <...> согласно приложению к настоящему распоряжению, как имущество, находящееся в казне города Севастополя.
При этом у судебной коллегии нет оснований для выводов о неправомерности издания ДИЗО г.Севастополя указанного распоряжения и отсутствии права собственности на спорное имущество у города Севастополя, поскольку, как указано выше, истец не подтвердил наличие правовых оснований выбытия этого имущества из собственности публично-правовых субъектов. В связи с этим предположения ДИЗО г.Севастополя о публично-правовой принадлежности включенного в Реестр собственности города спорного недвижимого имущества, обоснованы.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия соглашается с доводами апелляционной жалобы о том, что доказательства выбытия имущества из государственной собственности в установленном законом порядке отсутствуют, имущество является собственностью города Севастополя, в связи с чем основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
Таким образом, решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований АО «Севастопольский завод напитков» о признании права собственности подлежит отмене, в иске надлежит отказать.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
1.Решение Арбитражного суда города Севастополя от 28.09.2021 по делу № А84-1010/2021, - отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
2. В удовлетворении исковых требований Акционерного общества «Севастопольский завод напитков» - отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Е.А. Остапова
Судьи Ю.В. Колупаева
А.А. Тарасенко