ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А84-2998/2017 от 29.03.2018 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-62-49, факс 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Севастополь

05 апреля 2018 года                                                                     Дело №А84-2998/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 29.03.2018.

В полном объёме постановление изготовлено 05.04.2018.

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тарасенко А.А., судей Евдокимова И.В. и Сикорской Н.И.,

при ведении протокола и аудиозаписи секретарем судебного заседания                      Макаровой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Правительства Севастополя, Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, государственного унитарного предприятия Севастополя «Севастополь Телеком» на решение Арбитражного суда города Севастополя от 12.12.2017 по делу №А84-2998/2017 (судья  Колупаева Ю.В.)

по иску общества с ограниченной ответственностью «Монолит»

к Правительству Севастополя, государственному унитарному предприятию Севастополя «Севастополь Телеком»

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, государственного унитарного предприятия города Севастополя «Бюро технической инвентаризации»

о признании недействительным акта, признании права собственности и права хозяйственного ведения отсутствующим,

при участии в судебном заседании:

от государственного унитарного предприятия Севастополя «Севастополь Телеком» - ФИО1 по доверенности от 19.01.2018;

от Правительства Севастополя – ФИО2 по доверенности от 19.09.2017;

от общества с ограниченной ответственностью «Монолит» - ФИО3 по доверенности от 03.04.2015, ФИО4 по доверенности от 22.08.2017;

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Монолит» (далее – истец, ООО «Монолит») обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с иском к Правительству Севастополя (далее - Правительство), государственному унитарному предприятию Севастополя «Севастополь Телеком»  (далее – ответчик, предприятие) и с учетом заявления о дополнении исковых требований от 09.11.2017 (л.д.105-107 т.3), удовлетворенного протокольным определением Арбитражного суда города Севастополя от 22.11.2017 (л.д.149 т.3), просит суд признать недействительным пункт 2 Распоряжения Правительства Севастополя от 11.03.2016 №132-РП «О внесении изменений в Распоряжение Правительства Севастополя от 01.10.2014 №265 «О закреплении имущества за Государственным унитарным предприятием Севастополя «Севастополь Телеком» на праве хозяйственного ведения» в части включения в Реестр собственности города Севастополя недвижимого имущества - здания литера «А», расположенного по адресу: <...>, инентарный номер <***>, кадастровый номер: 91:03:001016:495, общей площадью 885,7 кв.м., 01.12.1994 года постройки, а также в части закрепления данного недвижимого имущества на праве хозяйственного ведения за предприятием. Просит так же признать отсутствующим право собственности города Севастополя на указанное недвижимое имущество; признать отсутствующим право хозяйственного ведения предприятия на указанное недвижимое имущество; признать за ООО «Монолит» право собственности на комплекс нежилых помещений №2 с крыльцом, общей площадью 416,1 кв.м., кадастровый номер 91:03:001016:268, расположенный в здании литера «А» по адресу: <...>. Исковые требования мотивированы тем, чтоимущество, принадлежащее обществу на праве собственности, незаконно, по мнению истца, включено в реестр собственности города Севастополя и передано в хозяйственное ведение предприятию.

Решением Арбитражного суда города Севастополя исковые требования общества удовлетворены частично. Признан недействительным пункт 2 Распоряжения Правительства Севастополя от 11.03.2016 №132-РП «О внесении изменений в Распоряжение Правительства Севастополя от 01.10.2014 №265 «О закреплении имущества за Государственным унитарным предприятием Севастополя «Севастополь Телеком» на праве хозяйственного ведения» в части включения в Реестр собственности города Севастополя недвижимого имущества - здания литера «А», расположенного по адресу: <...>, инвентарный номер <***>, кадастровый номер: 91:03:001016:495, общей площадью 885,7 кв.м., 01.12.1994 года постройки, в части комплекса нежилых помещений №2 с крыльцом, общей площадью 416,1 кв.м., кадастровый номер 91:03:001016:268, а также в части закрепления данного недвижимого имущества на праве хозяйственного ведения за предприятием. За обществом признано право собственности на комплекс нежилых помещений №2 с крыльцом, общей площадью 416,1 кв.м., кадастровый номер 91:03:001016:268, расположенный в здании литера «А» по адресу: <...>. В удовлетворении исковых требований в остальной части отказано. Решен вопрос о распределении судебных расходов. Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции указал, что Правительство не имело право вносить в Реестр собственности города Севастополя и передавать в хозяйственное ведение предприятию вцелом здание литера «А», расположенное по адресу: <...>, в том числе комплекс нежилых помещений №2, с крыльцом, собственником которого является истец. Суд первой инстанции отметил, что Правительство имело право внести в Реестр и распорядиться собственностью города лишь в части недвижимого имущества, расположенного по указанному адресу, а именно: комплексом нежилых помещений №1 общей площадью 496,3 кв.м. с крыльцом и с приямком.

Отказывая в удовлетворении исковых требований в части признания отсутствующим права собственности города Севастополя и права хозяйственного ведения предприятия на спорное недвижимое имущество, суд первой инстанции указал на отсутствие оснований для удовлетворения исковых требований в данной части.

Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, Правительство Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, государственное унитарное предприятие Севастополя «Севастополь Телеком» обратились в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт вынесен с соблюдением норм действующего законодательства, а спорное имущество до 18.03.2014 принадлежало государственному предприятию «Севастопольсвязь», в связи с чем в последующем на законных основаниях включено в реестр собственности города Севастополя и передано в хозяйственное ведение предприятию. Апеллянты так же ссылаются на отсутствие процессуальных оснований для совместного рассмотрения требований, вытекающих их гражданских и их публичных правоотношений, на недоказанность истцом факта возникновения права собственности на имущество, указанное в предмете иска.

Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, государственное унитарное предприятие города Севастополя «Бюро технической инвентаризации» о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, в связи с чем рассмотрение жалобы возможно в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Представители лиц, участвующих в деле, в судебном заседании поддержали соответственно апелляционную жалобу и возражения против апелляционной жалобы.

Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 АПК РФ, исследовав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, заслушав представителей государственного унитарного предприятия Севастополя «Севастополь Телеком», Правительства Севастополя, общества с ограниченной ответственностью «Монолит», арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционные жалобы Правительства Севастополя, Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, государственного унитарного предприятия Севастополя «Севастополь Телеком», не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что в соответствии со свидетельством о праве собственности на недвижимое имущество от 15.08.2011 собственником комплекса нежилых помещений №2 с крыльцом, расположенного па адресу: <...>, является частное предприятие «Монолит» (правопредшественник истца).

07.08.2015 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения об объекте недвижимого имущества - комплекс нежилых помещений №2 с крыльцом, общей площадью 416,1 кв.м., кадастровый номер 91:03:001016:268, расположенный в здании литера «А» по адресу: <...>.

В соответствии с Распоряжением Правительства Севастополя от 01.10.2014 №265 «О закреплении имущества за ГУПС «Севастополь Телеком» на праве хозяйственного ведения» в Реестр собственности города Севастополя включено государственное имущество согласно приложению к настоящему распоряжению. Имущество закреплено за предприятием на праве хозяйственного ведения (далее Распоряжение №265).

11.03.2016 Правительством Севастополя было издано Распоряжение №132-РП «О внесении изменений в распоряжение Правительства Севастополя от 01.10.2014 №265 «О закреплении имущества за ГУПС «Севастополь Телеком» на праве хозяйственного ведения» (далее – Распоряжение №132-РП). В соответствии с пунктом 1.1 указанного Распоряжения пункт 2 Распоряжения №265 изложен в следующей редакции: «2. Закрепить за Государственным унитарным предприятием Севастополя «Севастополь Телеком» на праве хозяйственного ведения государственное имущество, указанное в пункте 1 настоящего распоряжения».

Пунктом 1.2. Распоряжения №132-РП приложения № 1-3 к распоряжению изложены в новой редакции, в том числе в перечень имущества включено здание литера «А», общей площадью 885,7, расположенное по адресу: <...>.

Согласно пункту 2 Распоряжения №132-РП Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя поручено внести соответствующие изменения в Реестр собственности города Севастополя.

На основании Распоряжения №132-РП Севреестром было зарегистрировано право собственности на здание литера «А», общей площадью 885,7, расположенное по адресу: <...> за субъектом Российской Федерации – городом федерального значения Севастополь, а за ГУПС «Севастополь Телеком» - право хозяйственного ведения на указанное имущество.

Несогласие общества с указанными обстоятельствами послужило основанием для обращения в суд с исковым заявлением об оспаривании Распоряжения №132-РП в части, признании за обществом права собственности и признания права отсутствующим у ответчиков.

При решении вопроса об обоснованности доводов апелляционных жалоб апелляционный суд руководствуется следующим.

Как верно указал суд первой инстанции, в соответствии с пунктом шестым Решения внеочередной сессии Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 №7156 «О статусе города-героя Севастополя» государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего решения на территории города Севастополя, является собственностью города Севастополя.

В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Закон №6-ФКЗ) до 01.01.2019 на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Во исполнение приведенной нормы Закона №6-ФКЗ Законодательным Собранием города Севастополя принят Закон города Севастополя от 25.07.2014 №46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» (далее – Закон №46-ЗС), согласно части первой статьи 2 которого права на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации, в частности:

- право частной собственности и право общей собственности признаются соответственно правом частной собственности и правом общей собственности;

- право государственной собственности в границах города федерального значения Севастополя и право коммунальной собственности города федерального значения Севастополя признаются правом собственности города Севастополя.

Частью первой статьи 2, статьей 25 Закона города Севастополя от 30.04.2014 №5-ЗС «О Правительстве Севастополя» установлено, что Правительство является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти города Севастополя, обладающим общей компетенцией; организует и осуществляет управление и распоряжение собственностью города Севастополя и контроль за ее эффективным использованием, наделяет полномочиями по управлению и распоряжению собственностью города Севастополя соответствующие органы исполнительной власти.

Согласно пункту 1 статьи 8 Закона города Севастополя от 07.08.2014 №56-ЗС «Об основах управления государственным имуществом города Севастополя», принятого Законодательным Собранием города Севастополя 22.07.2014 (далее – Закон №56-ЗС) объекты собственности города Севастополя учитываются в Реестре собственности города Севастополя.

Статьей 13 Закона №56-ЗС установлено, что государственные унитарные предприятия города Севастополя создаются для решения задач, отнесенных к ведению города Севастополя действующим законодательством, связанных с необходимостью использования имущества, приватизация которого запрещена, осуществления деятельности по производству отдельных видов продукции, решения социальных и городских задач, а также осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий. Имущество государственного унитарного предприятия города Севастополя является государственным имуществом города Севастополя и закрепляется за ним на праве хозяйственного ведения.

Принимая во внимание указанные нормы права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в Реестр собственности города Севастополя может быть включено имущество являющееся объектами собственности города Севастополя, и именно такое имущество может быть передано государственному унитарному предприятию города Севастополя и закреплено за ним на праве хозяйственного ведения.

Обосновывая право собственности города Севастополя на здание литер «А» в целом, расположенное па адресу: <...>, ответчики ссылались на Регистрационное удостоверение на домовладение, которое принадлежит государственным, кооперативным и общественным учреждениям, предприятиям и организациям от 13.04.1995 года, в соответствии с которым домовладение №8 по переулку Язоновского принадлежит в целом СГПС «Севастопольсвязь».

Однако, как было установлено судом первой инстанции, данное Регистрационное удостоверение было погашено, что подтверждается его копией, предоставленной Севреестром, копией с соответствующей отметкой, находящейся в материалах инвентаризационного дела в ГУПС «БТИ» (оригиналы дела исследованы в судебном заседании суда первой инстанции), а также оригиналом регистрационного удостоверения, представленным в суд представителями ГУПС «Севастополь Телеком».

Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, указанное Регистрационное удостоверение не могло служить основанием для внесения имущества в Реестр собственности города Севастополя и передачи его в хозяйственное ведение ответчику.

Как установлено судом первой инстанции, 14.03.1994 был составлен акт комиссии СГПС «Севастопольсвязь» о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта «Алтай-ЗМ» по переулку Язоновский № 8.

08.12.1994 между СГПС «Севастопольсвязь» и МЧП «Монолит» заключен договор о совместной деятельности. В соответствии с пунктом 1.1. данного договора Севастопольское городское предприятие связи «Севастопольсвязь», как Заказчик, и малое частное предприятие «Монолит» признают факт совместной собственности здания «Алтай-3М» по переулку Язоновского, № 8 в г.Севастополе, построенного на условиях долевого участия (за счет средств МЧП) с момента ввода в эксплуатацию на основании акта ввода.

Пунктом 1.3. Договора о совместной деятельности предусмотрено, что доля и балансовая стоимость в сумме 9 535 355 тыс. крб. передаются сторонам в следующем соотношении: 51% стоимости – собственность СГПС, составляющая 4 862 521 тыс. крб.; 49 стоимости – собственность МЧП «Монолит», составляющая 4 671 834 тыс.крб.

Согласно пункту 1.4. Договора о совместной деятельности передаются в собственность СГПС «Севастопольсвязь» 51% общей площади здания в количестве 447,09 кв.м. В собственность МЧП «Монолит» передаются 49% общей площади здания в количестве 429,56 кв.м. (пункт 1.5. указанного договора).

Кроме того, между СГПС «Севастопольсвязь» и МЧП «Монолит» составлен акт передачи в собственность помещений в здании по переулку Язоновского, 8, согласно которому в собственность общества были переданы помещения общей площадью 429,56 кв.м.

13.04.1995 года СГПС «Севастопольсвязь» было выдано Регистрационное удостоверение на домовладение, которое принадлежит государственным, кооперативным общественным учреждениям, предприятиям и организациям на домовладение № 8 по переулку Язоновского, о чем сделана запись в реестровую книгу за №1422, стр 94.

При этом судом первой инстанции установлено, что 13.04.1995 года ЧМП «Монолит» также было выдано Регистрационное удостоверение на домовладение, которое принадлежит государственным, кооперативным, общественным учреждениям, предприятиям и организациям на 47/100 домовладения №8 по переулку Язоновского, о чем сделана запись в реестровую книгу за №1422.

При этом, как верно указал суд первой инстанции, наличие исправлений в реестровой книге при внесении записей в отношении СГПС «Севастопольсвязь» не может служить основанием для вывода о невнесении или подделки такой записи в отношении ЧМП «Монолит».

В 2003 году в процессе приватизации СГПС «Севастопольсвязь» и образовании ОАО «Укртелеком» 53/100 производственного здания Алтай 3-й перешло в коллективную собственность последнего, о чем сделана регистрационная надпись на правоустанавливающем документе и внесены сведения в реестровую книгу 12 нж стр. 87 под реестровым № 1590 20.01.2004.

Как установлено судом первой инстанции, 24.10.2004 ОАО «Укртелеком» выдано свидетельство о праве собственности на 53/100 доли объекта, расположенного в <...>.

При этом суд первой инстанции указал, что 11.11.2010 между Севастопольским городским советом (арендодатель), открытым акционерным обществом «Укртелеком» и ЧП «Монолит» (арендатор) заключен договор аренды земельного участка; в соответствии с пунктом 1.1. указанного Договора арендодатель в соответствии с решениями Севастопольского городского совета от 08.09.2009 №7715 и от 15.09.2010 №11129 предоставляет, а арендатор принимает в срочное платное пользование земельный участок для размещения и обслуживания станции радиотелефонной станции «Алтай» и обслуживания нежилых помещений ЧП «Монолит», с отнесением этих земель к категории земель промышленности, транспорта, связи энергетики, обороны и иного назначения, который находится по адресу: <...>.

Согласно пункту 2.1. договора аренды земельного участка в аренду передается земельный участок общей площадью 0,1322 га, в том числе, ОАО «Укртелеком» - 0,06988 га и ЧП «Монолит»- 0,06232 га.

В июне 2011 года было проведено экспертное строительно-техническое исследование, по результатам которого составлено заключение №494, в соответствии с которым объект недвижимости – здание литер «А», расположенное по адресу: г.Севастополь, пер.Язоновский, дом №8, является сложным объектом недвижимости, а также предложен вариант раздела данного объекта недвижимости.

Судом первой инстанции установлено, что 12.08.2011 Фондом коммунального имущества Севастопольского городского совета издан приказ №01-03/964 «Об оформлении права собственности», в соответствии с которым было принято решение оформить право собственности на объекты недвижимого имущества, размещенные по адресу: переулок Язоновского, 8, а именно:

- право собственности ООО «Укртелеком» на комплекс нежилых помещений № 1, общей площадью 496,3 кв.м. с крыльцом, с приямком (с указанием конкретных помещений);

- право собственности ЧП «Монолит» на комплекс нежилых помещений №2, общей площадью 416,1 кв.м. с крыльцом (с указанием конкретных помещений).

На основании данного приказа 15.08.2011 обществом получено Свидетельство о праве собственности на объект недвижимого имущества - комплекс нежилых помещений №2, с крыльцом, расположенный по адресу <...>, общей площадью 416,1 кв.м.

Как верно указал суд первой инстанции, никаких доказательств, свидетельствующих об утрате истцом статуса владельца указанного имущества и о возникновении в отношении спорного имущества прав собственника у города Севастополя как до 18.03.2014, так и после означенного момента, ответчики суду не представили. Соответствующие правоустанавливающие документы, равно как и вытекающее из них право Общества не оспорено и не признано недействительным в установленном порядке, в том числе и в рамках рассмотрения данного дела.

В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности и пользования, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона №46-ЗС право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что собственником объекта недвижимости - комплекса нежилых помещений № 2, с крыльцом, расположенного по адресу <...>, общей площадью 416,1 кв.м., является ООО «Монолит», а Правительство Севастополя не имело право вносить в Реестр собственности города Севастополя и передавать в хозяйственное ведение ГУПС «Севастополь Телеком» в целом здание литер «А», расположенное по адресу <...>, в том числе комплекс нежилых помещений №2, с крыльцом, собственником которого является истец. Вместе с тем, Правительство имело право внести в Реестр и распорядиться собственностью города, а именно частью здания здание литер «А», расположенное по адресу <...> - комплексом нежилых помещений №1, общей площадью 496,3 кв.м. с крыльцом, с приямком.

С учетом изложенного, Распоряжение Правительства Севастополя от 11.03.2016 №132-РП «О внесении изменений в Распоряжение Правительства Севастополя от 01.10.2014 №265 «О закреплении имущества за Государственным унитарным предприятием Севастополя «Севастополь Телеком» на праве хозяйственного ведения» обоснованно признано судом недействительным в части включения в Реестр собственности города Севастополя недвижимого имущества - здания литер «А», расположенного по адресу: <...>, инвентарный номер <***>, кадастровый номер: 91:03:001016:495. общей площадью 885,7 кв.м., 01.12.1994 года постройки, в части комплекса нежилых помещений №2 с крыльцом, общей площадью 416,1 кв.м., кадастровый номер 91:03:001016:268, а также в части закрепления данного недвижимого имущества - здания литер «А», расположенного по адресу: <...>, инвентарный номер <***>, кадастровый номер: 91:03:001016:495, общей площадью 885,7 кв.м., 01.12.1994 года постройки, в части комплекса нежилых помещений        №2 с крыльцом, общей площадью 416,1 кв.м., кадастровый номер 91:03:001016:268 на праве хозяйственного ведения за Государственным унитарным предприятием Севастополя «Севастополь Телеком».

Учитывая правовые позиции, высказанные в пунктах 52, 56, 58, 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» суд первой инстанции обоснованно признал право собственности истца на указанное им в предмете иска имущество.

Ссылка в апелляционных жалобах на отсутствие процессуальных оснований для совместного рассмотрения требований искового характера и требований, вытекающих из публичных отношений, не принимается апелляционным судом.

АПК РФ не запрещает совместное рассмотрение в исковом производстве требований, вытекающих из гражданских и публичных правоотношений. Исковое производство является основной формой арбитражного процесса; статус ответчика позволяет в полной мере реализовать свои процессуальные права и обязанности стороне спора.

Мнения апеллянтов о том, что регистрационное удостоверение от 13.04.1995, выданное истцу, выполнено иным почерком, чем регистрационное удостоверение СГПС «Севастопольсвязь», о том, что суд первой инстанции не исследовал первичные документы, подтверждающие участие истца в строительства объекта, также не влияют на выводы апелляционного суда об обоснованности исковых требований.

О фальсификации доказательств ответчики в установленном процессуальным законом порядке (статья 161 АПК РФ) не заявляли.

Кроме того, у истца, во всяком случае, в установленном законом порядке возникло право собственности на соответствующее имущество с учетом включения соответствующей информации о правах в публично-значимые реестры.

При этом реальность же участия истца в создании объекта недвижимости подтверждена договором о совместной деятельности от 08.12.1994, соответствующим актом-приема-передачи к данному договору (л.д.42-46 т.1).

Достоверность данных доказательств не опровергнута ответчиками. 

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о частичной обоснованности исковых требований.

Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, либо являющихся безусловным основанием для его отмены, судом апелляционной инстанции не установлено.

Следовательно, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам, изложенным в апелляционных жалобах, не имеется.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Севастополя от 12.12.2017 по делу                            №А84-2998/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Севастополя, Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, государственного унитарного предприятия Севастополя «Севастополь Телеком» - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                                              А.А. Тарасенко

Судьи                                                                                                                      И.В. Евдокимов

Н.И. Сикорская