ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А84-3488/20 от 16.02.2021 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

19 февраля 2021 года

Дело № А84-3488/2020

Резолютивная часть определения объявлена 16.02.2021.

В полном объёме определение изготовлено 19.02.2021.

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Колупаевой Ю.В., судей: Евдокимова И.В., Остаповой Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кучиной А.В.,

при участии:

от Общества с ограниченной ответственностью "Орлиновское охотничье хозяйство" - Черёмухина Татьяна Борисовна, представитель по доверенности от 03.06.2020 б/н,

от Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя - Жменева Наталия Александровна, представитель по доверенности от 10.12.2020 № 116,

от Правительства Севастополя - Замятина Марина Олеговна, представитель по доверенности от 13.10.2020 № 8990/01-01-02.1-29/02/20, Трошин Николай Владимирович, представитель по доверенности от 22.07.2020 № 6304/01-01-02.1-29/02/20,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобуОбщества с ограниченной ответственностью «Орлиновское охотничье хозяйство» на решение Арбитражного суда города Севастополя от 14.12.2020 по делу № А84-3488/2020 (судья Ражков Р.А.)

по иску Общества с ограниченной ответственностью «Орлиновское охотничье хозяйство» к Департаменту природных ресурсов и экологии города Севастополя

третьи лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Федеральное агентство по управлению имуществом, Российская Федерация в лице Федерального агентства лесного хозяйства, Правительство Севастополя

о признании права на ведение охотничьего хозяйства, на добычу и использование охотничьих ресурсов,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Орлиновское охотничье хозяйство» (далее – истец, ООО «Орлиновское охотничье хозяйство») обратилось в арбитражный суд с иском к Главному управлению природных ресурсов и экологии города Севастополя (далее – ответчика, Севприроднадзор) о признании за Обществом на основании решения X сессии Севастопольского городского совета V созыва от 08.04.2008 №4028 и Типового договора об условиях ведения охотничьего хозяйства от 30.12.2018 права на добычу и использование охотничьих ресурсов; права на обеспечение производственного охотничьего контроля; права на установление для Общества квот и лимитов добычи охотничьих ресурсов и среды их обитания; права на получения бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов; права на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания; права на создание охотничьей инфраструктуры, на территории охотничьих угодий, переданных в пользование ООО «Орлиновское охотничье хозяйство».

Решением Арбитражного суда города Севастополя от 14.12.2020 в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с указанным судебным актом, Общество с ограниченной ответственностью «Орлиновское охотничье хозяйство» обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.

Апеллянт считает, что решение Севастопольского городского Совета от 08.04.2008 № 4028, договор об организации взаимоотношений между землепользователем и пользователем охотничьих угодий от 24.10.2008, типовой договор от 30.12.2008 достаточны для образования прав и обязанностей для пользователя охотничьими угодьями и государственного органа в области управления природных ресурсов и экологии со ссылками на Законы Украины «Об охотничьем хозяйстве и охоте», «О природно-заповедном фонде», «О животном мире».

По мнению заявителя апелляционной жалобы, суд первой инстанции необоснованно отказал в принятии к рассмотрению уточненного искового заявления, посчитав, что одновременно изменены предмет и основание иска.

Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2021 апелляционная жалоба принята к производству суда.

В судебном заседании представитель истца поддержал апелляционную жалобу, просит ее удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить по мотивам, изложенным в ней.

В судебном заседании представители Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя и Правительства Севастополя возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили в ее удовлетворении отказать и оставить решение суда первой инстанции без изменений, представили отзывы на апелляционную жалобу.

В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе путем опубликования указанной информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с учетом положений части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обязывающих участников арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимать меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи, в связи с чем, суд на основании статей 121, 123, 156, 266 АПК РФ считает возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие представителей иных лиц, участвующие в деле.

Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции установил следующее.

В адрес председателя Севастопольского городского Совета ГП "Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство", как местный орган специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в области охотничьего хозяйства и охоты, направил на рассмотрение сессии городского Совета представление о предоставлении в пользование ООО "Орлиновское охотничье хозяйство" охотничьих угодий, расположенных на подведомственной Севастопольскому городскому Совету территории, общей площадью 12770, 5 га, сроком на 25 лет с 01.01.2007 в границах:

- Севастопольское ГЛОХ - 10 368 га.

- СВАТ "Севастопольский" - 1118 га.

- КСП АФ "Красный Октябрь" - 800 га.

- СПК "Горный" - 484,5 га.

- граница проходит от с. Хмельницкое до Штурмового по автотрассе от с. Штурмовое до воинской части, охватывая кв. 1 Терновского лесничества, проходит вдоль кв. 53,54 Мекензиевского лесничества до южной границы кв. N 4 Мекензиевского лесничества;

- вдоль южных границ кв. N 47, 55, 56 Мекензиевского лесничества с севера граница проходит между кв. N 3 и 4 Терновского лесничества. Граница выходит на автотрассу Терновка-Хмельницкое, по автотрассе Терновка-Хмельницкое, охватывая кв. N 12, 13, 14, 19 Терновского лесничества доходит до моста через реку Черная и поворачивает на восток и проходит вдоль южных границ кв. 20, 21, 22 Терновского лесничества и северных границ кв. N 24 Терновского лесничества, вдоль кв. 4, 11, 12, 24, 25 Чернореченского лесничества (по руслу р. Черная) и далее на юг между кв. N 25, 26 Чернореченского лесничества;

- охватывая кв. N 52, 53, 51, 49, 48, 61, 62, 65, 64, 63 Чернореченского лесничества, доходит до трассы Севастополь - Ялта;

- далее граница проходит от 28-го км автотрассы Севастополь - Ялта вдоль кв. 76, 75, 81, 80, 79, 84 Чернореченского лесничества и выходит к Черному морю, где поворачивает на С-З,

- вдоль побережья Черного моря граница проходит до южной границы Чернореченского лесничества и поворачивает на Север;

- охватывая кв. N 37, 14, 5 Чернореченского лесничества, охватывая кв. 1, 2 Чернореченского лесничества пересекает трассу Севастополь-Ялта;

- от трассы Севастополь-Ялта вдоль южных границ кв. N 24, 23 лесничества и выходит к с. Хмельницкое.

Решением X сессии Севастопольского городского Совета V созыва от 08.04.2008 N 4028 "О предоставлении ООО "Орлиновское охотничье хозяйство" в пользование охотничьих угодий, расположенных на подведомственной Севастопольскому городскому Совету территории" ООО "Орлиновское охотничье хозяйство" на 25 лет предоставлены в пользование охотничьи угодья общей площадью 12770,5 га, расположенные на подведомственной Севастопольскому городскому Совету территории, в границах, согласно согласованной схемы. Этим же решением ООО "Орлиновское охотничье хозяйство" обязано в месячный срок с момента вступления в силу настоящего решения заключить договор с Севастопольским государственным лесоохотничьим хозяйством об условиях ведения охотничьего хозяйства и об отношении с другими землепользователями.

На основании указанного решения Общество с ограниченной ответственностью «Орлиновское охотничье хозяйство» и Государственное предприятие «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» (ГП «СОЛОХ») заключили договоры: договор об организации взаимоотношений между землепользователем и пользователем охотничьих угодий от 24.10.2008 и типовой договор про условия ведения охотничьего хозяйства от 30.12.2008, в которых закреплены конкретные права и обязанности сторон договоров в рамках осуществления обществом деятельности охотничьего хозяйства.

Согласно пункта 1.1 договора от 24.10.2008 об организации взаимоотношений данный договор регулирует взаимоотношения между ГП «СОЛОХ», как пользователем земельного участка площадью 10 368 га, и Обществом, как пользователем охотничьих угодий площадью 10 368 га, расположенных на данном земельном участке, предоставленных ему для ведения охотничьего хозяйства Решением Севастопольского городского Совета N 4028 от 08.04.2008. Карта-схема охотничьих угодий Общества с описанием их границ, относительно границ землепользования ГП „СОЛОХ” прилагается к настоящему Договору и является неотъемлемой частью (Приложение 1).

В соответствии с пунктами 2.1 -2.1.3 Договора об организации взаимоотношений между землепользователем и пользователем охотничьих угодий, Общество в границах, предоставленных в пользование охотничьих угодий, расположенных на землях ГП «СОЛОХ» имеет права, в частности организовывать охоту для охотников, охотничий туризм, отлов, разведение и продажу диких животных, пользоваться охотничьими угодьями и государственным охотничьим фондом, в установленном законодательством Украины порядке.

Пунктами 2.2-2.2.3, 2.2.8 Договора об организации взаимоотношений между землепользователем и пользователем охотничьих угодий предусмотрено, что Общество, в границах, представленных в пользование охотничьих угодий обязуется вести охотничье хозяйство в соответствии с действующим законодательством Украины, использовать охотничьи угодья по назначению, в соответствии с условиями предоставления в пользование, и условиями настоящего Договора, не допускать ухудшения экологического состояния окружающей природной среды, соблюдать режим охраны животных и растений, занесенных в Красную книгу Украины, включенных в перечни видов животных и растений, подлежащих особой охране на территории АР Крым и г. Севастополя, незамедлительно принимать меры к устранению отрицательного воздействия на окружающую среду.

В соответствии с Положением о ландшафтном заказнике общегосударственного значения «Мыс Айя», согласованным с директором ГП «Севастопольского государственного лесоохотничьего хозяйства» 22.06.1998, начальником Госуправления экобезопасности в г. Севастополе 09.06.1998, Начальником Главного управления национальных природных парков и заповедного дела Минэкобезопасности Украины 11.06.1998, и утвержденным заместителем Министра охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины 15.09.1998, ландшафтный заказник общегосударственного значения «Мыс Айя» расположен на землях Балаклавского района Севастопольского горсовета, в рамках гослесфонда Севастопольского государственного лесоохотничьего хозяйства, общая площадь заказника – 1340 га, в том числе 208,0 га прилегающие к акватории Черного моря шириной 300,0 метров, 1132 га, земель гослесфонда, находящихся в пользовании Севастопольского ГЛОХ (кварталы 54,67,77,82,83 Чернореченского лесничества общей площадью 833,0 га квартал 9 и урочище «Батилиман» Орлиновского лесничества общей площадью 299,0 га). Указанная территория из землепользования Севастопольского ГЛОХ, которое осуществляет на ней свою деятельность в соответствии с настоящим Положением, другими действующими законодательными актами Украины, не изымается. На территории заказника запрещаются все виды охоты, промышленное и любительское рыболовство, добыча прочих объектов морского промысла в пределах акватории заказника, пребывание на территории заказника со всеми видами огнестрельного оружия, орудиями лова и добычи животных, рыбы, других объектов морского промысла.

В соответствии с охранным обязательством № 1 от 05.02.1998 года Госуправление Минэкобезопасности в г. Севастополе передал под охрану землепользователю – Севастопольскому государственному лесоохотничьему хозяйству, заповедный объект Ландшафтный заказник «Мыс Айя» площадью 1340 га общегосударственного значения.

По условиям Типового договора от 30.12.2008 ООО «Орлиновское охотничье хозяйство» переданы сроком на 25 лет охотничьи угодья для ведения охотничьего хозяйства общей площадью 12770,5 га. и предоставлены в пользование виды охотничьих животных, в том числе - олень благородный, косуля, кабан и муфлон и др.

Этим же Договором на Общество возложена обязанность вести охотничье хозяйство на закрепленных за ним охотничьих угодьях с соблюдением требований Закона Украины «О животном мире», Закона Украины «Об охотничьем хозяйстве и охоте», других нормативно­правовых актов в области охраны и использования животного мира, ведения охотничьего хозяйства.

В Типовом договоре от 30.12.2008 сторонами дополнительно установлены следующие условия ведения охотничьего хозяйства:

- использование охотничьи угодья в соответствии с условиями их предоставления в пользование и по их назначению;

- ведение учета численности охотничьих животных и подача этой информации органам, осуществляющим государственный учет охотничьих животных;

- обустройство кормушек для кормления зверей в количестве не менее 30-50 штук;

- засев полей для прикормки (зимней) диких зверей не менее 10 га с учетом нормативных требований;

- возведение вольера для завоза дикого кабана.

Также, в типовом договоре об условиях ведения охотничьего хозяйства от 30.12.2008 в разделе обязанностей государственного предприятия абз. б) содержатся обязанности полномочного органа оказывать содействия в выделении земельных участков для строительства в охотничьих угодьях построек и сооружений, связанных с ведением охотничьего хозяйства.

ООО «Орлиновское охотничье хозяйство» 03 марта 2020 обратилось в Севприроднадор с заявкой на установление квот добычи охотничьих ресурсов в охотугодьях ООО «Орлиновское охотничье хозяйство» на период с 01.08.2020 до 01.08.2021. (письмо от 02.03.2020 исх. № 35). В связи с отсутствием ответа на указанное обращение, Общество повторно направило письмо от 05.05.2020 № 37.Севприроднадзор в ответе от 15.05.2020 № 2565/01-22-01-71/02/20 сообщил, что указанная заявка не подлежит рассмотрению.

ООО «Орлиновское охотничье хозяйство» обратилось в Севприроднадзор с заявкой на выдачу бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов - птицу от 07.05.2020 №41. Государственный орган отказал в выдаче бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов письмом от 18.05.2020 г. исх.№2574/01-22-01-73/02/20).

07.05.2020 ООО «Орлиновское охотничье хозяйство» подало заявку на выдачу бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов - косули европейской от 07.05.2020 №38, в соответствии с Указом Губернатора города Севастополя от 31.07.2019 № 60-УГ «Об утверждении лимитов добычи охотничьих ресурсов (оленя благородного, косули европейской, муфлона европейского) и квот их добычи на территории охотничьих угодий города Севастополя с 1 августа 2019 по 1 августа 2020г.». Севприроднадзор также отказал в выдаче бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов письмом от 15.05.2020 г. исх.№2564/01-22-01-71/02/20.

19.05.2020 ООО «Орлиновское охотничье хозяйство» подало заявку исх. № 43 на выдачу бланков разрешений на добычу кабана в количестве 70 штук. Письмом от 22.05.2020 исх. №2686/01- 22-01-73/02/20 Управление отказало в удовлетворении заявленных требований Заявителя.

В целях регулирования численности охотничьих ресурсов, ООО «Орлиновское охотничье хозяйство» направило в Севприроднадзор заявку о выдаче бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов от 07.05.2020 № 40. Обществом получен отказ от 15.05.2020 г. исх.№2566/01-22-01-71/02/20.

Во всех случаях Севприроднадзор аргументировал основание отказа в установление квот добычи охотничьих ресурсов и выдаче бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов, отсутствием охотхозяйственного соглашения, заключенного между ООО «Орлиновское охотничье хозяйство» и Севприроднадзором.

На том же основании Управлением не были установлены лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий ООО «Орлиновское охотничье хозяйство» в Материалах, обосновывающих лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий города Севастополя на период с 01 августа 2020 до 01 августа 2021.

Полагая, что в отсутствие охотхозяйственного соглашения ООО «Орлиновское охотничье хозяйство» остается законным пользователем охотничьих угодий, согласно правоустанавливающим документам, выданным полномочными органами Украины, с правом ведения охотхозяйственной деятельности, правом использования объектов животного мира в пределах выделенных охотничьих угодий на территории города Севастополя, учитывая Постановление Правительства Севастополя от 29.07.2014 № 166, в приложении №2 которого утверждены квоты добычи охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях ООО «Орлиновское охотничье хозяйство», Постановление правительства Севастополя от 29.07.2014 № 167, которым были утверждены для ООО «Орлиновское охотничье хозяйство» нормы допустимой добычи кабана на территории охотничьих угодий города Севастополя в сезон охоты 2014-2015, Постановление Правительства Севастополя от 21.08.2015 №797-ПП «Об осуществлении охоты на территории полевых охотничьих угодий», которым пользователям охотничьих угодий города Севастополя, в том числе ООО «Орлиновское охотничье хозяйство», разрешено осуществлять любительскую и спортивную охоту на территории ранее закрепленных полевых угодий, Указ Губернатора города Севастополя 11.03.2016 № 14-УГ, которым утверждены лимиты охотничьих ресурсов и квоты добычи оленя благородного и косули европейской с 01 августа 2015 по 01 августа 2016 на территории охотничьих угодий ООО «Орлиновское охотничье хозяйство», Приказа управления лесного и охотничьего хозяйства города Севастополя от 29.01.2016 г. № 11 «О регулировании численности охотничьих животных» которым пользователям охотничьих угодий, в том числе ООО «Орлиновское охотничье хозяйство», поручено осуществить мероприятия по регулированию численности кабана на территории закрепленных охотничьих угодий города Севастополь, Указ губернатора города Севастополя от 24.10.2016 № 77-УГ, которым утверждены лимиты охотничьих ресурсов и квоты добычи оленя благородного и косули европейской с 01 августа 2016 по 01 августа 2017 на территории охотничьих угодий ООО «Орлиновское охотничье хозяйство», ООО «Орлиновское охотничье хозяйство» обратилось с иском в суд.

Указанные обстоятельства и послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.

Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьями 6 и 12.1 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации, при этом особенности регулирования лесных отношений, имущественных и земельных отношений сохраняются до 1 января 2019 года и до 1 января 2023 года соответственно.

Статьёй 12 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ установлено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

На момент вхождения города Севастополя в состав Российской Федерации права Заявителя на ведение охотхозяйственной деятельности прекращены не были.

Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2017 по делу А84-4023/2016 оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 19.09.2017 отменены определение Арбитражного суда города Севастополя от 21.10.2016 о прекращении производства по делу в части и решение Арбитражного суда города Севастополя от 21.10.2016, принят по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении иска Первого заместителя прокурора города Севастополя в интересах Российской Федерации в лице уполномоченного органа: Правительства Севастополя к Обществу с ограниченной ответственностью «Орлиновское охотничье хозяйство» и Главному управлению природных ресурсов и экологии города Севастополя, Государственному предприятию «СОЛОХ» о признании недействительным типового договора об условиях ведения охотничьего хозяйства от 30.12.2008, заключенного между Государственным предприятием «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» и Обществом с ограниченной ответственностью «Орлиновское охотничье хозяйство», признании недействительным договора об организации взаимоотношения между землепользователем и пользователем охотничьих угодий от 24.10.2008, заключенного между Государственным предприятием «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» и Обществом с ограниченной ответственностью «Орлиновское охотничье хозяйство», применении последствий недействительности сделки – отказано.

Вместе с тем, судебная коллегия, соглашаясь с судом первой инстанции, отклоняет довод истца о том, что указанные решение Севастопольского городского Совета от 08.04.2008 № 4028, договор об организации взаимоотношений между землепользователем и пользователем охотничьих угодий от 24.10.2008, типовой договор от 30.12.2008 достаточны для образования прав и обязанностей для пользователя охотничьими угодьями и государственного органа в области управления природных ресурсов и экологии.

Истец в обоснование своего права ссылается на положения Законы Украины «Об охотничьем хозяйстве и охоте», «О природно-заповедном фонде», «О животном мире», действовавшие на территории Крыма в период до 17.03.2014.

В соответствии с пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2019 № 24 «О применении норм международного частного права судами Российской Федерации» в исключительных случаях суд не применяет норму иностранного права, подлежащую применению в силу соглашения сторон о выборе применимого права, коллизионных норм международных договоров или законов Российской Федерации, если последствия применения такой иностранной нормы явно противоречат публичному порядку Российской Федерации с учетом характера отношений, осложненных иностранным элементом (часть первая статьи 1193 ГК РФ, статья 167 СК РФ). Отсутствие в российском праве норм или правовых институтов, аналогичных нормам или правовым институтам применимого иностранного права, само по себе не является основанием для применения оговорки о публичном порядке.

В соответствии с частью 2 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об охоте) по охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий.

В соответствии с пунктом 8 части 4 статьи 27 Закона об охоте в охотхозяйтсвненое соглашение включается в том числе обязательство органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предоставить юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, заключившим охотхозяйственное соглашение, право на добычу охотничьих ресурсов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 13, пункта 1 части 2 статьи 17, пункта 1 части 3 статьи 18 Закона об охоте промысловая охота осуществляется в закрепленных охотничьих угодьях на основании охотхозяйственного соглашения или при наличии путевки (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства), а также разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выданного лицу, указанному в части 2 статьи 20 настоящего Федерального закон. Охота в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими разрешения на осуществление деятельности, предусмотренной статьей 50 настоящего Федерального закона, в закрепленных охотничьих угодьях на основании охотхозяйственного соглашения или при наличии путевки (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства) и разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выданного лицу, указанному в части 2 статьи 20 настоящего Федерального закона. Охота в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, указанными в части 2 настоящей статьи, в закрепленных охотничьих угодьях на основании охотхозяйственного соглашения или при наличии путевки (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства) и разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выданного лицу, указанному в части 2 статьи 20 настоящего Федерального закона.

Таким образом, добыча охотничьих ресурсов допускается исключительно на основании охотхозяйственного соглашения.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 41 Закона об охоте под производственным охотничьим контролем понимается деятельность юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, заключивших охотхозяйственные соглашения, по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Производственный охотничий контроль осуществляется в границах охотничьих угодий, указанных в охотхозяйственных соглашениях.

Таким образом, право на обеспечение производственного охотничьего контроля возникает исключительно на основании охотхозяйственного соглашения.

В соответствии с частями 9, 11 статьи 24 Закона об охоте квота добычи охотничьих ресурсов в отношении каждого закрепленного охотничьего угодья определяется в соответствии с заявками, представленными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения в соответствии с настоящим Федеральным законом. В случае несогласия юридического лица или индивидуального предпринимателя, заключивших охотхозяйственное соглашение, с установленной квотой добычи охотничьих ресурсов они вправе обжаловать соответствующее решение в судебном порядке.

Таким образом, квотирование и лимитирование добычи охотничьих ресурсов осуществляется исключительно на основании охотхозяйственных соглашениях.

В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона об охоте юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, по их заявкам органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 32 - 34 настоящего Федерального закона, предоставляются бланки разрешений на добычу охотничьих ресурсов для последующей выдачи таких разрешений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи.

Таким образом, право на получения бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов возникает исключительно из охотхозяйственных соглашений.

В соответствии с частями 1-3 статьи 49 Закона об охоте содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания осуществляются в целях обеспечения их воспроизводства, размещения охотничьих ресурсов в среде их обитания, а также их реализации. Содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", на основании охотхозяйственных соглашений и при наличии разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, которые выдаются на срок действия охотхозяйственных соглашений. Для содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания создаются питомники диких животных, вольеры, иные необходимые объекты охотничьей инфраструктуры, в том числе ограждения.

В соответствии с частью 2 статьи 53, статьёй 54 Закона об охоте на земельных участках и лесных участках, расположенных на землях, находящихся в государственной собственности, допускается создание объектов охотничьей инфраструктуры в случае, если такие участки предоставлены в аренду юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения. Содержание охотничьей инфраструктуры в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения.

Таким образом, права на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, права на создание охотничьей инфраструктуры устанавливаются исключительно на основании охотхозяйственных соглашений.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 36 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства осуществляется на основании охотхозяйственных соглашений с предоставлением или без предоставления лесных участков. Использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства без предоставления лесных участков допускается, если осуществление указанных видов деятельности не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений или создание объектов охотничьей инфраструктуры.

В соответствии с частью 11 статьи 39 Закона об охоте осуществление внутрихозяйственного охотустройства в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается лицами, заключившими охотхозяйственные соглашения, за счет собственных средств

В соответствии с частью 2 статьи 47 Закона об охоте проведение биотехнических мероприятий в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения.

В соответствии с частью 4 статьи 48 Закона об охоте проведение мероприятий по регулированию численности охотничьих ресурсов в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения, а в общедоступных охотничьих угодьях - органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 32 - 34 настоящего Федерального закона.

Таким образом, ведение деятельности, на которую претендует истец без охотхозяйственного соглашения недопустимо.

Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая вопрос о конституционности части 3 статьи 71 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в Постановлении от 25 июня 2015 года N 17-П, определении от 15.10.2020 № 2372-О указал следующее.

Из системного анализа положений законодательства об охоте и сохранении охотничьих ресурсов следует, что юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, допущенным к долгосрочному пользованию животным миром в целях охоты на основании Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире", со дня вступления в силу Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (1 апреля 2010 года) предоставлена возможность по собственному выбору либо продолжить осуществление своего права в соответствии с долгосрочной лицензией, либо в установленном порядке заключить без проведения аукциона охотхозяйственное соглашение с соблюдением предусмотренных законом условий. В последнем случае они приобретают все права охотпользователей, закрепленные Федеральным законом "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в том числе не принадлежащие обладателям долгосрочных лицензий.

Такое правовое регулирование, будучи ориентированным на сохранение права пользования животным миром в отношении охотничьих ресурсов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, у которых оно возникло на основании долгосрочных лицензий до 1 апреля 2010 года, посредством предоставления им возможности по своему выбору продолжить осуществление охотхозяйственной деятельности на основании имеющейся лицензии либо без проведения аукциона заключить охотхозяйственное соглашение, не выходит за пределы дискреционных полномочий федерального законодателя и как таковое согласуется с вытекающим из статей 1 (часть 1), 2, 15 (часть 2), 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципом поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему правовых норм, надлежащее гарантирование правового положения субъектов длящихся правоотношений, предоставление им адекватных временных и иных возможностей для адаптации к изменившимся нормативным условиям приобретения и реализации соответствующих прав и свобод.

Наделение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих пользование животным миром на основании долгосрочных лицензий, правом заключать охотхозяйственные соглашения без проведения аукциона может также рассматриваться и как свидетельствующее о намерении федерального законодателя предусмотреть для таких охотпользователей - исходя из презумпции их добросовестности - льготный порядок получения (продления) прав на данный вид природопользования, направленный на стимулирование их заинтересованности в устойчивом использовании, воспроизводстве и охране объектов животного мира и иных природных ресурсов. В этом контексте предусмотренное частью 3 статьи 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" исключение из общего правила об обязательном проведении аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений, касающееся охотпользователей, действующих на основании долгосрочных лицензий, с точки зрения преследуемых целей отвечает критериям равенства, соразмерности и справедливости.

Согласуется с этими критериями и распространение в переходный интеграционный период льготного порядка получения прав на долгосрочное пользование охотничьими ресурсами на территорию нового субъекта Российской Федерации - Республики Крым, предусмотренное Федеральным законом "Об особенностях правового регулирования отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Республики Крым". В частности, юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые осуществляют виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства на территории Республики Крым и которым охотничьи угодья предоставлены во временное долгосрочное пользование до дня вступления в силу Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на основании документов о предоставлении во временное долгосрочное пользование охотничьих угодий, действующих на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации нового субъекта - Республики Крым, вправе заключить до 1 января 2017 года охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в документах о предоставлении во временное долгосрочное пользование охотничьих угодий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений (часть 1 статьи 3); при этом органы исполнительной власти Республики Крым обязаны заключить охотхозяйственные соглашения с указанными лицами в течение одного месяца с даты их обращения в органы исполнительной власти Республики Крым, но не позднее 1 января 2017 года (часть 3 статьи 3).

В соответствии с частью 3 статьи 71 Закона об охоте юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, при исполнении ими условий таких лицензий вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений на срок сорок девять лет.

Судом первой инстанции верно указано, что Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» распространяет своё действие на территорию Города федерального значения Севастополя с 18.03.2014. Порядок заключения охотхозяйственного соглашения для лиц, у которых соответствующие права возникли до введения в действие Закона об охоте установлен статьёй 71 указанного закона.

Таким образом, публичным порядком в Российской Федерации предусмотрено ведение охотхозяйственной деятельности исключительно на основании охотхозяйственного соглашения.

При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что в отсутствие заключённого охотхозяйственного соглашения, требования ООО «Орлиновское охотничье хозяйство» о признании за ним соответствующих прав на основании решения X сессии Севастопольского городского совета V созыва от 08.04.2008 №4028 и Типового договора об условиях ведения охотничьего хозяйства от 30.12.2018 удовлетворению не подлежат.

Документов, подтверждающих наличие действующего охотхозяйственного соглашения и заявления требования о понуждении к заключению охотхозяйственного соглашения в материалы дела не представлено.

Истцом выбран ненадлежащий способ защиты законного интереса.

Избрание ненадлежащего способа защиты нарушенных прав является основанием для принятия судом решения об отказе в удовлетворении искового заявления.

Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами. Данная статья не исключает возможности защиты гражданских прав иными способами, предусмотренными федеральными законами, помимо установленных этой нормой права.

Избрание способа защиты своего нарушенного права является прерогативой истца, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права. Если истец избрал способ защиты, не соответствующий нарушению и не обеспечивающий восстановление права, либо обратился в порядке, не предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, его требования не могут быть удовлетворены.

Оценив в совокупности установленные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку истец избрал ненадлежащий способ защиты своих прав.

Кроме того, апелляционный суд принимает во внимание следующие обстоятельства.

Решением Арбитражного суда города Севастополя от 28.12.2018 оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 19.11.2019 по делу А84-3960/2018 иск Заместителя Генерального прокурора Российской Федерации в защиту публичных интересов и интересов субъекта Российской Федерации –города федерального значения Севастополя в лице Правительства Севастополя к Главному управлению природных ресурсов и экологии города Севастополя, Обществу с ограниченной ответственностью «Орлиновскоеохотничье хозяйство» удовлетворён полностью: признаны недействительными охотхозяйственное соглашение от 16.06.2017 № 2 и дополнительные соглашения к нему от 08.09.2017 № 1, от 05.10.2017 № 2, от 13.04.2018 № 3, а также договоры аренды лесных участков от 08.09.2017 № 12/17, от 05.10.2017 № 13/17, 14/17, 15/17, 16/17, 17/17, 18/17, 19/17, 20/17, 21/17, заключенные между Главным управлением природных ресурсов и экологии города Севастополя и Обществом с ограниченной ответственностью «Орлиновское охотничье хозяйство», применены последствия недействительности сделок – обязано Общество с ограниченной ответственностью «Орлиновское охотничье хозяйство» возвратить Главному управлению природных ресурсов и экологии города Севастополя лесные участки с кадастровыми номерами 91:01:000000:22, 91:01:000000:31, 91:01:000000:37, 91:01:000000:48, 91:01:054001:5, 91:01:054001:6, 91:01:054001:7, 91:01:054001:8, 91:01:058001:421, 91:01:058001:489, расположенные в Балаклавском районе города Севастополя, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Судебным актом установлено, что спорное охотхозяйственное соглашение могло быть заключено только по результатам аукциона, а часть 3 статьи 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не подлежит применению, поскольку правовая регламентация разрешительной системы пользования охотничьими угодьями и сама система разрешительной документации по законодательству Украины и по законодательству Российской Федерации не отвечают признакам полной тождественности (указанная норма применима к лицам, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании соответствующих долгосрочных лицензий, однако общество к их числу не относится, так как его права возникли на основании иных документов); при этом правоотношения в области охоты и охотничьих ресурсов на территории города федерального значения Севастополя не входят в предмет регулирования Федерального закона "Об особенностях правового регулирования отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Республики Крым".

Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 15.10.2020 № 2372-О отказано в принятии к рассмотрению жалобы ООО «Орлиновское охотничье хозяйство» на нарушение конституционных прав и свобод частью 3 статьи 71 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также частями 1 и 3 статьи 2 Федерального закона «Об особенностях правового регулирования отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Республики Крым».

Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции необоснованно отказал в принятии к рассмотрению уточненного искового заявления, посчитав, что одновременно изменены предмет и основание иска, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции.

В силу пункта 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска. Одновременное изменение основания и предмета иска процессуальным законодательством не предусмотрено, поскольку подлежит рассмотрению в отдельном исковом производстве.

Предметом иска является материально-правовое требование истца к ответчику о совершении определенных действий, воздержании от них, признании наличия или отсутствия правоотношения, изменения или прекращения его. Изменение предмета иска - это изменение материально-правового требования истца к ответчику. Основание иска - это обстоятельства, на которые ссылается истец в подтверждение исковых требований к ответчику. Изменение основания иска - изменение обстоятельств, на которых истец основывает свое требование к ответчику. Одновременное изменение предмета и основания иска не допускается (часть 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.10.1996 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции").

Из уточненных требований следует, что истец дополнил первоначальное требование и просил возложить на Департамент природных ресурсов и экологии города Севастополя по рассмотрению заявок Общества с ограниченной ответственностью «Орлиновское охотничье хозяйство»):

- на установление квот добычи охотничьих ресурсов в охотугодьях ООО «Орлиновское охотничье хозяйство» на период с 01.08.2020 до 01.08.2021 от 02.03.2020 исх. № 35;

- на выдачу бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов – птицу от 07.05.2020 № 41;

- на выдачу бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов – косули европейкой от 07.05.2020 № 38;

- на выдачу бланков разрешений на добычу кабана от 19.05.2020 исх. № 43;

- о выдаче бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов от 07.05.2020 № 40, и принять решения в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Суд первой инстанции, отказывая в принятии уточненных исковых требований, обоснованно указал, что истцом одновременно изменены предмет и основание иска.

Судом первой инстанции верно указано, что дополнительное требование ООО «Орлиновское охотничье хозяйство» об обязании Севприроднадзора по рассмотрению заявок по своей природе является требованием о применении конкретной восстановительной меры (пункт 3 части 5 сати 201 АПК РФ).

Подпункт 3 пункта 5 статьи 201 АПК РФ устанавливает, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Таким образом, такое требования является дополнительным к заявлению об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц. Также требования принимается арбитражным судом и рассматриваются по правилам, установленным в главе 24 АПК РФ.

Таким образом, истец по уточненному исковому заявлению изменил как основание, так и предмет иска, кроме того, подлежащим рассмотрению в порядке главы 24 АПК РФ, предъявив, по сути, дополнительное требование, в связи с этим суд первой инстанции правомерно не принял к рассмотрению уточненный иск.

При этом, апелляционный суд принимает во внимание, что указанный отказ не нарушает прав истца на судебную защиту, так как заявитель вправе обратиться в суд с соответствующими требованиями.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы рассмотрены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными, поскольку они сводятся к несогласию заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, которые, однако, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, что не свидетельствует о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.

Доводы подателя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.

Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.

При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.

Апелляционная жалоба признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда города Севастополя от 14.12.2020 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Севастополя от 14.12.2020 по делу № А84-3488/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Орлиновское охотничье хозяйство» - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Ю.В. Колупаева

Судьи

И.В. Евдокимов

Е.А. Остапова