ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А84-6470/2021 от 14.06.2022 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

20 июня 2022 года

Дело № А84-6470/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 14.06.2022.

Постановление изготовлено в полном объеме 20.06.2022

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Колупаевой Ю.В., судей Евдокимова И.В., Тарасенко А.А.,

при ведении протокола судебного заседания и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Молчановой В.С.

при участии:

от Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя - ФИО1, представитель на основании доверенности от 28.04.2022 № 183,

от Межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе – ФИО2, представитель на основании доверенности от 24.03.2022 №91-ИА-03/2119,

от Департамента общественной безопасности города Севастополя – ФИО1, представитель на основании доверенности от 05.04.2022 № 635/01-07-01-06/02/22,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Арбитражного города Севастополя от 11.04.2022 по делу № А84-6470/2021 (судья Ражков Р.А.)

по исковому заявлению Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя

к Межрегиональному территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Правительство Севастополя, Департамент общественной безопасности города Севастополя

об обязании совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - истец, ДИЗО г. Севастополя, заявитель) обратился в Арбитражный суд города Севастополя с исковым заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе (далее - ответчик, МТУ Росимущества в Республике Крым и г. Севастополе) об обязании ответчика принять в федеральную собственность 79 защитных сооружений гражданской обороны.

Решением Арбитражного города Севастополя от 11.04.2022 в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, ДИЗО г. Севастополя обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что сооружения гражданской обороны должны находиться в федеральной собственности.

Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2022 апелляционная жалоба принята к производству суда.

В судебном заседании представитель МТУ Росимущества в Республике Крым и г. Севастополе возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил в ее удовлетворении отказать и оставить решение суда первой инстанции без изменений, представил отзыв на апелляционную жалобу.

В судебном заседании представитель ДИЗО г. Севастополя и Департамента общественной безопасности города Севастополя поддержал апелляционную жалобу, просит ее удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить по мотивам, изложенным в ней.

В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе путем опубликования указанной информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», с учетом положений части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обязывающих участников арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимать меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи, в связи с чем, суд на основании статей 121, 123, 156, 266 АПК РФ считает возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.

Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции установил следующее.

В казне города Севастополя находятся защитные сооружения гражданской обороны:

- с инвентарным номером 99106, расположенное по адресу: 299011, г.Севастополь, Ленинский район, ул. Генерала Петрова, д.4, с общей площадью 82,7 квадратных метров и объемом 236,8 кубических метров;

- с инвентарным номером 99111, расположенное по адресу: 299011, г.Севастополь, Ленинский район, ул. Щербака, д.9, с общей площадью 68 квадратных метров и объемом 182 кубических метров;

- с инвентарным номером 99112, расположенное по адресу: 299011, г.Севастополь, Ленинский район, ул. Адмирала Октябрьского, д.7, с общей площадью 85,4 квадратных метров и объемом 255 кубических метров;

- с инвентарным номером 99120, расположенное по адресу: 299007, <...>, с общей площадью 99 квадратных метров и объемом 253 кубических метров;

- с инвентарным номером 99124, расположенное по адресу: 299011, г.Севастополь, Ленинский район, ул. Партизанская, д.9, с общей площадью 77 квадратных метров и объемом 264 кубических метров;

- с инвентарным номером 99130, расположенное по адресу: 299008, г.Севастополь, Ленинский район, ул. Загородная балка, д.22/1, с общей площадью 1100 квадратных метров и объемом 3080 кубических метров;

- с инвентарным номером 99140, расположенное по адресу: 299014, г.Севастополь, Гагаринский район, наб. Рыбпорта, д.21/7-1, с общей площадью 332,5 квадратных метров и объемом 831,25 кубических метров;

- с инвентарным номером 99141, расположенное по адресу: 299014, г.Севастополь, Гагаринский район, наб. Рыбпорта, д.21/7-2, с общей площадью 328,5 квадратных метров и объемом 821,25 кубических метров;

- с инвентарным номером 99177, расположенное по адресу: 299001, г.Севастополь, Нахимовский район, ул. Дзигунского, д.19, с общей площадью 72,2 квадратных метров и объемом 235,2 кубических метров;

- с инвентарным номером 99178, расположенное по адресу: 299001, г.Севастополь, Нахимовский район, ул. Дзигунского, д.19, с общей площадью 90,2 квадратных метров и объемом 266,2 кубических метров;

- с инвентарным номером 99278, расположенное по адресу: 299038, г.Севастополь, Гагаринский район, ул.Колобова, д.22, с общей площадью 108,1 квадратных метров и объемом 279,98 кубических метров;

- с инвентарным номером 99279, расположенное по адресу: 299011, г.Севастополь, Ленинский район, ул. Капитанская, д.2, с общей площадью 153,4 квадратных метров и объемом 637 кубических метров;

- с инвентарным номером 99007, расположенное по адресу: 299011, г.Севастополь, Ленинский район, ул. Большая Морская, д.10, с общей площадью 123 , 6 квадратных метров и объемом 335 кубических метров;

- с инвентарным номером 99022, расположенное по адресу: 299011, г.Севастополь, Ленинский район, ул.Ленина, д.13, с общей площадью 58 квадратных метров и объемом 145 кубических метров;

- с инвентарным номером 99030, расположенное по адресу: 299011, г.Севастополь, Ленинский район, ул.Ленина, д.33, с общей площадью 101 квадратный метр и объемом 210 кубических метров;

- с инвентарным номером 99039, расположенное по адресу: 299011, г.Севастополь, Ленинский район, ул.Ленина, д.74-б, с общей площадью 60,1 квадратных метров и объемом 165,5 кубических метров;

- с инвентарным номером 99043, расположенное по адресу: 299011, г.Севастополь, Ленинский район, ул.Суворова, д.13, с общей площадью 62 квадратных метров и объемом 135 кубических метров;

-с инвентарным номером 99044, расположенное по адресу: 299011, г.Севастополь, Ленинский район, спуск ФИО3, д.1, с общей площадью 69 квадратных метров и объемом 230 кубических метров;

- с инвентарным номером 99052, расположенное по адресу: 299011, г.Севастополь, Ленинский район, ул. Советская, д.53, с общей площадью 54 квадратных метров и объемом 120 кубических метров;

- с инвентарным номером 99055, расположенное по адресу: 299011, г.Севастополь, Ленинский район, проспект Нахимова, д.5, с общей площадью 86 квадратных метров и объемом 245 кубических метров;

- с инвентарным номером 99057, расположенное по адресу: 299011, г.Севастополь, Ленинский район, проспект Нахимова, д.7, с общей площадью 205 квадратных метров и объемом 512 кубических метров;

- с инвентарным номером 99068, расположенное по адресу: 299011, г.Севастополь, Ленинский район, ул.Одесская, д.17, с общей площадью 86 квадратных метров и объемом 245 кубических метров;

- с инвентарным номером 99081, расположенное по адресу: 299011, г.Севастополь, площадь Суворова, д.2, с общей площадью 2379 квадратных метров и объемом 7140 кубических метров;

- с инвентарным номером 99086, расположенное по адресу: 299011, г.Севастополь, Ленинский район, ул. Гоголя, д.22, с общей площадью 110 квадратных метров и объемом 222 кубических метров;

- с инвентарным номером 99088, расположенное по адресу: 299011, г.Севастополь, Ленинский район, ул.Гоголя, д.24, с общей площадью 67 квадратных метров и объемом 148 кубических метров;

- с инвентарным номером 99092, расположенное по адресу: 299007, г.Севастополь, Ленинский район, ул.Олега Кошевого, д.7, с общей площадью 88 квадратных метров и объемом 220 кубических метров;

- с инвентарным номером 99093, расположенное по адресу: 299003, г.Севастополь, Ленинский район, ул.Льва Толстого, д.39, с общей площадью 75 квадратных метров и объемом 187 кубических метров;

- с инвентарным номером 99099, расположенное по адресу: 299007, г.Севастополь, Ленинский район, ул.Николая Музыки, д.32, с общей площадью 112 квадратных метров и объемом 280 кубических метров;

- с инвентарным номером 99094, расположенное по адресу: 299007, <...>, с общей площадью 94 квадратных метров и объемом 207 кубических метров;

- с инвентарным номером 99102, расположенное по адресу: 299011, г.Севастополь, Ленинский район, ул.Демидова, д.14, с общей площадью 75 квадратных метров и объемом 197 кубических метров;

- с инвентарным номером 99275, расположенное по адресу: 299007, г.Севастополь, Ленинский район, ул.Олега Кошевого, д.6, с общей площадью 87,5 квадратных метров и объемом 238 кубических метров;

- с инвентарным номером 99616, расположенное по адресу: 299055, <...>, с общей площадью 153,4 квадратных метров и объемом 637 кубических метров;

- с инвентарным номером 99606, расположенное по адресу: 299013, г.Севастополь, <...>, с общей площадью 14,1 квадратных метров и объемом 24,6 кубических метров;

- с инвентарным номером 99189, расположенное по адресу: 299001, г.Севастополь, Нахимовский район, ул. Истомина, д.2а, с общей площадью 1646,2 квадратных метров и объемом 4914 кубических метров;

- с инвентарным номером 99173, расположенное по адресу: 299001, г.Севастополь, Нахимовский район, ул. Надежденцев, д.20, с общей площадью 137,5 квадратных метров и объемом 295,0 кубических метров;

- с инвентарным номером 99170, расположенное по адресу: 299009, г.Севастополь, Нахимовский район, ул. Героев Севастополя, д.14, с общей площадью 85,0 квадратных метров и объемом 203,0 кубических метров;

- с инвентарным номером 99167, расположенное по адресу: 299001, г.Севастополь, Нахимовский район, ул.Героев Севастополя, д.27, с общей площадью 85,5 квадратных метров и объемом 216 кубических метров;

- с инвентарным номером 99163, расположенное по адресу: 299004, г.Севастополь, Нахимовский район, ул.1-я Бастионная, д.7, с общей площадью 79,4 квадратных метров и объемом 200,6 кубических метров;

- с инвентарным номером 99158, расположенное по адресу: 299004, г.Севастополь, Нахимовский район, ул.Адмирала ФИО4, д.З-1, с общей площадью 75,3 квадратных метров и объемом 225 кубических метров;

- с инвентарным номером 99157, расположенное по адресу: 299004, г.Севастополь, Нахимовский район, ул.Адмирала ФИО4, д.15, с общей площадью 65,2 квадратных метров и объемом 187,7 кубических метров;

- с инвентарным номером 99134, расположенное по адресу: 299045, г.Севастополь, Гагаринский район, ул.Шелкунова, д.9, с общей площадью 76,4 квадратных метров и объемом 210,4 кубических метров;

- с инвентарным номером 99133, расположенное по адресу: 299045, г.Севастополь, Гагаринский район, проспект Гагарина, д.29, с общей площадью 90,6 квадратных метров и объемом 212,4 кубических метров;

- с инвентарным номером 99129, расположенное по адресу: 299008, г.Севастополь, Ленинский район, ул.Токарева, д.1, с общей площадью 296,8 квадратных метров и объемом 680,4 кубических метров;

- с инвентарным номером 99127, расположенное по адресу: 299003, г.Севастополь, Ленинский район, ул.Льва Толстого, д.51/1, с общей площадью 235,8 квадратных метров и объемом 281 кубических метров;

- с инвентарным номером 99056, расположенное по адресу: 299011, г.Севастополь, Ленинский район, пр. Нахимова, д.6, с общей площадью 204,6 квадратных метров и объемом 556,512 кубических метров;

- с инвентарным номером 99009, расположенное по адресу: 299011, г.Севастополь, Ленинский район, ул.Большая Морская, д.9, с общей площадью 1442 квадратных метров и объемом 4090 кубических метров;

- с инвентарным номером 99001, расположенное по адресу: 299011, <...>, с общей площадью 85,7 квадратных метров и объемом 223 кубических метра;

- с инвентарным номером 99275, расположенное по адресу: 299007, г.Севастополь, Ленинский район, ул.Олега Кошевого, д.6, с общей площадьюь87,5 квадратных метров и объемом 238 кубических метров;

- с инвентарным номером 99214, расположенное по адресу: 299019, <...>, с общей площадью 66,5 квадратных метров и объемом 233 кубических метра,

- с инвентарным номером 99250, расположенное по адресу: 298400, г.Бахчисарай, Бахчисарайский район, ул.Советская, д.5а, с общей площадью 447,8 квадратных метров и объемом 1410,5 кубических метров;

- с инвентарным номером 99234, расположенное по адресу: 299014, г.Севастополь, Гагаринский район, ул.Рыбаков, д.5/35, с общей площадью 388,25 квадратных метров и объемом 1165 кубических метров;

- с инвентарным номером 99224, расположенное по адресу: 299814, г.Севастополь, <...>, общей площадью 156,5 квадратных метров и объемом 670,0 кубических метров;

- с инвентарным номером 99219, расположенное по адресу: 299042, г.Севастополь, Балаклавский район, ул.Мраморная, д.2/11, с общей площадью 307,2 квадратных метров и объемом 1376 кубических метров;

- с инвентарным номером 99218, расположенное по адресу: 299043, г.Севастополь, Балклавский район, ул.Драпушко, д.27/5-1, с общей площадью 327,2 квадратных метров и объемом 1145,2 кубических метров;

- с инвентарным номером 99217, расположенное по адресу: 299042, г.Севастополь, Балаклавский район, ул.Терлецкого, д.10, с общей площадью 56,5 квадратных метров и объемом 121 кубических метров;

- с инвентарным номером 99216, расположенное по адресу: 299042, г.Севастополь, Балаклавский район, ул.Крестовского, д.8, с общей площадью 60 квадратных метров и объемом 130 кубических метров;

- с инвентарным номером 99215, расположенное по адресу: 299010, г.Севастополь, <...>, с общей площадью 94,6 квадратных метров и объемом 246,0 кубических метров;

- с инвентарным номером 99210, расположенное по адресу: 299704, г.Севастополь, Балаклавский район, ул.Яблочкова, д.14, с общей площадью 103,5 квадратных метров и объемом 297,5 кубических метров;

- с инвентарным номером 99202, расположенное по адресу: 299703, г.Севастопол, Балаклавский район, ул.Толбухина, д.14, с общей площадью 75,1 квадратных метров и объемом 174,1 кубических метров;

- с инвентарным номером 99221, расположенное по адресу: 299008, г.Севастополь, Ленинский район, ул.Токарева, д.2В, с общей площадью 292,1 квадратных метров и объемом 906,75 кубических метров;

- с инвентарным номером 99199, расположенное по адресу: 299009, г.Севастополь, Нахимовский район, ул.Кондукторская, д.1, с общей площадью 443,8 квадратных метров и объемом 1111,7 кубических метров;

- с инвентарным номером 99196, расположенное по адресу: 299009, г.Севастополь, Нахимовский район, ул.Делегатская, д.2, с общей площадью 135,4 квадратных метров и объемом 306 кубических метров;

- с инвентарным номером 99630, расположенное по адресу: 299814, г.Севастополь, <...> д.lа, с общей площадью 49 квадратных метров и объемом 222 кубических метров;

- с инвентарным номером 99631, расположенное по адресу: 299814, г.Севастополь, <...> д.lа, с общей площадью 34 квадратных метров и объемом 109 кубических метров;

- с инвентарным номером 99613, расположенное по адресу: 299804, г.Севастополь, <...>, с общей площадью 636 квадратных метров и объемом 2189 кубических метров;

- с инвентарным номером 99611, расположенное по адресу: 299814, г.Севастополь, <...>, с общей площадью 589 квадратных метров и объемом 1560 кубических метров;

- с инвентарным номером 99607, расположенное по адресу: 299058, г.Севастополь, Гагаринский район, Камышовое шоссе, д.53/1, с общей площадью 14,1 квадратных метров и объемом 24,0 кубических метров;

- с инвентарным номером 99603, расположенное по адресу: 299802, г.Севастополь, <...>, с общей площадью ю 312,8 квадратных метров и объемом 1004 кубических метров;

- с инвентарным номером 99602, расположенное по адресу: 299815, г.Севастополь, <...>, с общей площадью 780 квадратных метров и объемом 1872 кубических метров;

- с инвентарным номером 99277, расположенное по адресу: 299003, г.Севастополь, г. Инкреман, Нахимовский район, Симферопольское шоссе, д.15 (24 ГУ), с общей площадью 29,33 квадратных метров и объемом 87,99 кубических метров;

- с инвентарным номером 99273, расположенное по адресу: 299008, г.Севастополь, Ленинский район, ул.Гоголя, д.16/1, с общей площадью 161,3 квадратных метров и объемом 443,6 кубических метров;

- с инвентарным номером 99269, расположенное по адресу: 29907, г.Севастополь,Ленинский район, ул.Гоголя, д.35-Ж, с общей площадью 2038 квадратных метров и объемом 4683 кубических метров;

- с инвентарным номером 99262, расположенное по адресу: 299053, г.Севастополь , Гагаринский район, ул.Вакуленчука, д.29/3, с общей площадью 1691,9 квадратных метров и объемом 5075,7 кубических метров;

- с инвентарным номером 99261, расположенное по адресу: 299014, г.Севастополь, Гагаринский район, Камышовое шоссе, д.3/1, с общей площадью 156 квадратных метров и объемом 390 кубических метров;

- с инвентарным номером 99251, расположенное по адресу: 299022, г.Севастополь, Нахимовский район, ул.Горпищенко, д.77/1, с общей площадью 194,4 квадратных метров и объемом 583,2 кубических метров;

- с инвентарным номером 99091, расположенное по адресу: 299007, г.Севастополь, Ленинский район, ул.Кожанова, д.10, с общей площадью 65 квадратных метров и объемом 160 кубических метров;

- с инвентарным номером 99090, расположенное по адресу: 299007, г.Севастополь, Ленинский район, ул. Кожанова, д.6, с общей площадью 30 квадратных метров и объемом 75 кубических метров;

- с инвентарным номером 99073, расположенное по адресу: 299011, г.Севастополь, Ленинский район, ул.Адмирала Октябрьского, д.4, с общей площадью 140 квадратных метров и объемом 350 кубических метров;

- с инвентарным номером 99197, расположенное по адресу: 299009, г.Севастополь, Ленинский район, ул.Делегатская, д.4, с общей площадью 156,2 квадратных метров и объемом 484,22 кубических метров.

Распоряжением Правительства города Севастополя от 28.08.2015 № 725-РП защитные сооружения гражданской обороны закреплены на праве оперативного управления за ГКУ «Единая дежурно-диспетчерская служба Севастополя».

Нахождение данных объектов в собственности города Севастополя, по мнению истца, не только противоречит действующему законодательству, но и создает необоснованную нагрузку на бюджет города.

Департамент общественной безопасности города Севастополя письмом от 21.11.2019 № 3737/01-07-01-48/ДСП/02/19 обращался к ответчику по вопросу о передаче находящихся в казне города защитных сооружений в собственность Российской Федерации. Ответчик в ответе от 03.12.2019 указал на возможность принятия недвижимости в его собственность только в случае исполнения постановления Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 г. № 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" (далее – Постановление № 374).

Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с иском в суд.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт является законным и обоснованным, соответственно не подлежит отмене.

Согласно статье 11 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Закона N 28-ФЗ) руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны

Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители.

Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и должностные лица местного самоуправления, возглавляющие местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований).

Руководители федеральных органов исполнительной власти, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), должностные лица местного самоуправления, возглавляющие местные администрации (исполнительно- распорядительные органы муниципальных образований), и руководители организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

Статьей 8 Закона N 28-ФЗ определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области гражданской обороны, согласно пункту 1 которой органы государственной власти субъектов Российской Федерации создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.

В соответствии со статьей 6 Закона N 28-ФЗ порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяется Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанного положения Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 №1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны.

В соответствии пунктом 2 данного Порядка создания убежищ к объектам гражданской обороны относится, в том числе убежище – защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах; укрытие – защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения, поражения обломками строительных конструкций, а также от обрушения конструкций вышерасположенных этажей зданий различной этажности.

Обосновывая исковые требования, истец ссылается на определение Верховного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2018 г. №309-ЭС17-10203, согласно которому судом сделан следующий вывод. Разграничение государственной собственности по уровням осуществляется на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".

В соответствии с пунктом 2 раздела 3 приложения N 1 к указанному постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 объекты инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, независимо от того, на чьем балансе они находятся, должны относиться исключительно к федеральной собственности.

Таким образом, объекты инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, ограничены в обороте и отнесены исключительно к федеральной собственности в силу закона.

Как верно указано судом первой инстанции, спорное имущество начиная с 18.03.2014 находилось в собственности города федерального значения Севастополя в силу пункта 6 решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 №7156 "О статусе города-героя Севастополя", согласно которому государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия указанного решения на территории города Севастополя, является собственностью города Севастополя, а в силу статьи 2 Закона города Севастополя от 25.07.2014 №46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" право государственной собственности в границах города федерального значения Севастополя и право коммунальной собственности города Севастополя признаются правом государственной собственности города Севастополя.

В силу статьи 3 Закона города Севастополя от 07.08.2014 №56-ЗС «Об основах управления государственным имуществом города Севастополя» от имени города Севастополя полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом города Севастополя осуществляют Правительство Севастополя и уполномоченные им исполнительные органы государственной власти города Севастополя.

Пунктом 1 постановления Правительства Севастополя от 22 сентября 2016 года №883-ПП утверждено Положение о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города (далее - Положение о Департаменте).

Согласно пункту 1.1 названного Положения Департамент исполнительный орган государственной власти города Севастополя, реализующий государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжению государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя, а также координирующий в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти города Севастополя.

В силу пункта 4.2 Положения Департамент осуществляет от имени города Севастополя управление, владение и распоряжение имуществом, находящимся в собственности города Севастополя.

Материалами дела подтверждено и не оспорено сторонами, что спорные защитные сооружения гражданской обороны являются собственностью города федерального значения Севастополь и учтены в реестре собственности города Севастополя.

Частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) установлен порядок передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации.

Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации (абз. 23 ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 г. N 374 утверждены перечни документов, необходимые для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 4 Постановления N 374, предложения субъекта Российской Федерации и муниципального образования о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации и муниципальную собственность и передаче имущества из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность направляются в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Исходя из Административного регламента, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13 июля 2009 г. N 270 (далее - Административный регламент), выполнение государственной функции по передаче имущества, находящегося в федеральной собственности в муниципальную собственность, выполняется Федеральным агентством по управлению государственным имуществом.

Пунктом 2.5 Административного регламента предусмотрен перечень оснований для отказа в передаче имущества на иной уровень собственности, одним из которых является не соответствие представленных заявителем документов перечню, указанному в пунктах 2.4.1 или 2.4.2 Административного регламента.

Пункт 2.4.1 регламента содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность.

Пунктами 4.1 и 4.2 регламента установлено, что при поступлении в Росимущество письменного обращения органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о передаче имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, в федеральную собственность ответственный исполнитель осуществляет проверку поступивших документов на соответствие перечню документов, указанному в пункте 2.4.1 настоящего регламента. Максимальный срок рассмотрения обращения составляет 30 дней.

По результатам рассмотрения поступившего обращения и прилагаемых к нему документов Росимуществом принимается одно из решений: письменное поручение территориальному органу Росимущества рассмотреть и принять решение по существу; распоряжение Росимущества о передаче имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, в федеральную собственность; письмо заявителю об отказе в передаче имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, в федеральную собственность.

Указанные в настоящей части решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что истцом в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено доказательств соблюдения процедур, установленных Постановлением N 374 и регламентом.

Письменное поручение Росимущества о рассмотрении и принятии решения по существу вопроса в соответствии с пунктом 4.2 регламента в адрес МТУ Росимущества также не поступало.

Письмо департамента общественной безопасности г. Севастополя от 21.11.2019 N 3737/01-07-01-48/ДСП/02/19, направленное в адрес МТУ Росимущества, с предложением о передаче спорных объектов защитных сооружений гражданской обороны в федеральную собственность, правомерно оценено судом первой инстанции как не подтверждающее принятие в установленном порядке решения уполномоченного органа о распоряжении собственностью субъекта Российской Федерации, к тому же в нарушение Регламента и Постановления N 374 указанное письмо было направлено неуполномоченным на то лицом в адрес ненадлежащего лица.

Кроме того, МТУ Росимущества в ответе от 03.12.2019 разъяснило истцу основание отказа в принятии заявления, а также указало на возможность принятия недвижимости в его собственность только в случае исполнения Постановления N 374.

Как правильно указал суд первой инстанции, нежелание истцом соблюдать положения Постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374, регламентирующего административную процедуру передачи имущества из собственности субъекта в федеральную собственность, не должно разрешаться посредством судебного акта обязывающего Росимущество принять спорные объекты.

Судом первой инстанции верно учтено, что истец в письме от 29.11.2019 N 20789/01-10-04-13/03/19, запросив у департамента общественной безопасности г. Севастополя необходимый перечень документов, закрепленный в Постановлением N 374, подтвердил необходимость соблюдения установленной процедуры по передаче имущества на иной уровень собственности.

Иных доказательств неправомерного уклонения ответчика от принятия имущества, истцом и третьим лицом в материалы дела не представлено.

На основании указанного, учитывая, что фактически ответчик не отказывается принять имущество в федеральную собственность, а лишь предлагает истцу соблюсти установленный порядок передачи имущества из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность, судом первой инстанции правомерно отказано в иске.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 28.03.2022 N Ф10-106/2022 по делу N А84-3717/2021.

Доводы подателя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.

Приведенным доводам судом первой инстанции дана надлежащая оценка, и они отклонены. Оснований для признания их обоснованными не усматривает и суд апелляционной инстанции.

Обжалуемое решение принято законно и обоснованно с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.

При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.

Апелляционная жалоба признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.

В данном случае заявитель жалобы не представил в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции; доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение Арбитражного города Севастополя от 11.04.2022 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного города Севастополя от 11.04.2022 по делу № А84-6470/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья

Судьи

Ю.В. Колупаева

И.В. Евдокимов

А.А. Тарасенко