ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-1145/2012 от 19.04.2012 АС Дальневосточного округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Хабаровск

апреля 2012 года                                                                 № Ф03- 1145/2012

         Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2012 года. Полный текст постановления изготовлен апреля 2012 года

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

         в составе:

Председательствующего: Л.А.Боликовой

Судей: Л.К.Кургузовой, Е.П.Филимоновой

при участии

от истца - администрации Приморского края: ФИО1 – представитель по доверенности от 03.04.2012 № 11-25/1466;

от Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю: ФИО2 – представитель по доверенности от 24.11.2011 № 20-11-29/48;

от Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации: представитель не явился;

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю

на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2012

по делу № А 51-13871/2011 Арбитражного суда Приморского края

Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Э.Э.Падин, в суде апелляционной инстанции судьи: С.Б.Култышев, Н.А.Скрипка, С.М.Синицына

По иску администрации Приморского края

к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю

третье лицо: Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации

о взыскании 185 700 рублей

Администрация Приморского края обратилась в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю (далее - УФК по Приморскому краю) 185 700 руб. убытков, составляющих выплату истцом ФИО3 денежных средств на приобретение автомобиля с ручным управлением во исполнение решения Фрунзенского районного суда            г. Владивостока от 18.09.2009 по делу № 2-1391/09.

Решением суда первой инстанции от 13.12.2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2012, исковые требования удовлетворены в полном объеме. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу администрации Приморского края взыскано 185 700 руб. убытков.

Судебные акты мотивированы тем, что поскольку бездействие государства выразилось в неисполнении обязанности по финансированию дополнительных расходов субъекта Российской Федерации, связанных с предоставлением легковых автомобилей инвалидам, а также выплатой инвалидам единовременной денежной компенсации взамен предоставления легкового автомобиля, администрация Приморского края вправе требовать возмещения таких расходов, как вреда, причиненного неправомерным бездействием государственного органа.

Законность принятых судебных актов  проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по кассационной жалобе УФК по Приморскому краю, полагающего, что судами обеих инстанций не учтено, что главным распорядителем средств федерального бюджета на цели обеспечения инвалидов транспортными средствами или денежной компенсацией взамен предоставления автомобиля является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в связи с чем у судов отсутствовали основания для привлечения Министерства финансов Российской Федерации в качестве ответчика по данному делу.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, в отзыве против доводов, изложенных в кассационной жалобе, возражает, считает судебные акты законными и обоснованными и просит оставить их без изменения.

Участие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц обеспечено в соответствии с положениями статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Пятого арбитражного апелляционного суда.

Проверив обоснованность доводов и возражений, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав мнения  представителей участвующих в деле лиц, присутствующих в судебном заседании, а также проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального и норм процессуального права, суд кассационной инстанции установил следующее.

Материалами дела подтверждается, что  вступившим законную силу решением Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 18.09.2009 по делу № 2-1391/09 администрация Приморского края обязана обеспечить ФИО3 за счет средств федерального бюджета легковым автомобилем с ручным управлением.

В связи с тем, что с 2009 по 2011 годы в краевом резерве легковых автомобилей с ручным управлением не имелось и денежные средства Минздравсоцразвития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации на вышеуказанные цели не выделялись, определением от 24.11.2010 Фрунзенским районным судом изменен способ исполнения решения Фрунзенского районного суда от 18.09.2009 об обязании администрации Приморского края обеспечить ФИО3 за счет средств федерального бюджета легковым автомобилем с ручным управлением и с администрации Приморского края за счет средств федерального бюджета в пользу ФИО3 взысканы денежные средства для приобретения транспортного средства в размере 185 700 рублей.

Определением от 26.05.2011 Фрунзенский районный суд                      г. Владивостока по делу № 2-1391/09 разъяснил, что определение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 24.11.2010 по заявлению ФИО3 об изменении способа и порядка исполнения решения суда от 18.09.2009 подлежит исполнению администрацией Приморского края за счет средств казны Приморского края с последующим возмещением из средств федерального бюджета.

На основании изложенного администрация Приморского края обратилась с иском в арбитражный суд.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» инвалиды войны при наличии медицинских показаний имели право на бесплатное получение в пользование в качестве средства реабилитации транспортных средств, тип которых и срок пользования которыми устанавливался Правительством Российской Федерации.

Пунктом 28 статьи 63 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» подпункт 19 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ признан утратившим силу.

Статьей 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ предусмотрено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 01 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В отношении указанных категорий инвалидов, у которых на момент вступления в силу Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ не было реализовано возникшее право на льготы в натуральной форме (обеспечение автотранспортном по медицинским показаниям), в настоящее время действуют Указ Президента Российской Федерации от 06.05.2008   № 685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» и Постановление Правительства Российской Федерации от 12.09.2008             № 670 «Об обеспечении транспортными средствами за счет средств федерального бюджета инвалидов, поставленных до 1 января 2005 г. органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на учет по обеспечению транспортными средствами».

Указанными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации предусматривается, что в 2008 - 2009 годах инвалиды - граждане Российской Федерации, которые проживают на территории Российской Федерации и которые на 01 января 2005 года состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями (независимо от того обеспечиваются они транспортным средством впервые или взамен ранее предоставленного транспортного средства), должны быть обеспечены за счет средств федерального бюджета легковыми автомобилями или им должна быть выплачена единовременная денежная компенсация в размере 100 000 руб.

В соответствии с пунктом 2 постановления № 670 финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением легковых автомобилей инвалидам, а также выплатой инвалидам единовременной денежной компенсации взамен предоставления легкового автомобиля, в том числе с оплатой банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) компенсационных выплат, осуществляется за счет средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Минздравсоцразвития Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью расходов федерального бюджета на текущий финансовый год и плановый период.

Перечисление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для выплаты инвалидам единовременной денежной компенсации осуществляется в установленном порядке на лицевые счета, открытые в территориальных органах Федерального казначейства для кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Материалами дела подтверждается, что во исполнение решения Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 18.09.2009 по делу            № 2-1391/09, способ и порядок исполнения которого был изменен определением от 24.11.2010, платежным поручением № 710999                         от 04.05.2011 истцом (Департаментом финансов Приморского края) ФИО3 перечислены денежные средства в сумме 185700 рублей

В соответствии со статьей 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президентом Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, ответчиком по такому делу должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.

Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному нормативному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу статьи 1071 названного Кодекса от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если согласно пункту 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Суды обеих инстанций установили, что бездействие государства выразилось в неисполнении обязанности по финансированию дополнительных расходов субъекта Российской Федерации, связанных с предоставлением легковых автомобилей инвалидам, а также выплатой инвалидам единовременной денежной компенсации взамен предоставления легкового автомобиля, в результате чего субъект Российской Федерации понес расходы, на настоящий момент реализация Постановления Правительства Российской Федерации № 670 и Указа Президента Российской Федерации № 685 завершена, средства федерального бюджета на указанные цели Минздравсоцразвития Российской Федерации, являвшегося главным распорядителем бюджетных средств,  не выделяются, в связи с чем суды правомерно удовлетворили исковые требования администрации Приморского края  со ссылкой на положения статей 15, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.

Учитывая, что суды обеих инстанций, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, правильно применили нормы материального  права и не допустили нарушений норм процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены или изменения судебных актов.

Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа 

П О С Т А Н О В И Л:

   решение от 13.12.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2012 по делу № А51-13871/2011 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья                                               Л.А.Боликова

Судьи                                                                                        Л.К.Кургузова

                                                                                           Е.П.Филимонова