ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-3030/2023 от 20.07.2023 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

июля 2023 года                                                                        № Ф03-3030/2023

Резолютивная часть постановления объявлена июля 2023 года .

Полный текст постановления изготовлен июля 2023 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Ширяева И.В.

судей Луговой И.М., Никитиной Т.Н.

при участии:

от акционерного общества «Каминжиниринг»: Распутина Е.И., представитель по доверенности от 28.06.2022 № 2;

от других лиц, участвующих в деле, представители не явились

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Каминжиниринг»

на решение от 20.01.2023, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2023

по делу № А24-5617/2022 Арбитражного суда Камчатского края

по заявлению акционерного общества «Каминжиниринг»

о признании недействительным представлениязаместителя прокуратура города Петропавловска-Камчатского от 26.09.2022

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края, Кукиль Олег Николаевич

   УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «Каминжиниринг» (ОГРН 1224100000970, ИНН 4100042072; адрес: 683031, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, пр-кт Карла Маркса, д. 5; далее – АО «Каминжиниринг», общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании недействительным представления заместителя прокуратура города Петропавловска-Камчатского от 26.09.2022 об устранении нарушений бюджетного законодательства.

Определениями суда от 28.11.2022 и от 19.12.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены  Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края (ОГРН 1084101000147,                         ИНН 4101121312; адрес: 683032, г. Петропавловск-Камчатский,                               ул. Пограничная, д. 19, оф. 409) и генеральный директор общества Кукиль Олег Николаевич.

Решением суда от 22.01.2023, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит решение и постановление отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Общество считает, что судами подменены понятия «учредитель общества» и «юридическое лицо, осуществляющее права участника общества», и что применённая судами норма части 2 статьи 5 Закона Камчатского края от 08.02.2012 № 8 «О статусе депутата Законодательного Собрания Камчатского края» противоречит положениям статей 50.1, 66, 96 (пункт 3), 98 (пункт 5), 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 37 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», статей 10 (абзац 2 части 1), 25 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с учётом разъяснений, приведённых в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»), Федеральному закону от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», Федеральному закону от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», Закону Камчатского края от 16.12.2009 № 378 «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Камчатского края», из которых следует, что государственные органы не могут выступать учредителями общества.

В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, дав по ним пояснения.

Другие лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения определения о принятии кассационной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ruв сети Интернет, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили.

Проверив законность принятых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) оснований для их отмены.

Как установлено судами и следует из материалов дела,                       26.07.2020 депутат Законодательного Собрания Камчатского края Быков В.В., ссылаясь на положения Закона Камчатского края от 08.02.2012 № 8               «О статусе депутата Законодательного Собрания Камчатского края», обратился с запросом на имя генерального директора АО «Каминжиниринг»                             о  предоставлении информации о деятельности общества (в том числе о видах осуществляемой деятельности, источниках финансирования, составе органов управления, штатном расписании, бухгалтерском балансе, положении о закупках, составе закупочной комиссии и проч.).

Письмом от 18.08.2022 № 4-354 общество отказало в предоставлении запрашиваемой информации, сославшись на то, что оно является коммерческой организацией.

Отказ общества в предоставлении информации послужил основанием для обращения депутата Быкова В.В. в прокуратуру (вх. от 30.08.2022                      № ОДСРФ-32-22-20300001).

12.09.2022 исполняющим обязанности прокурора города Петропавловска-Камчатского принято решение № 987-р/7 о проведении в отношении общества прокурорской проверки, результаты которой оформлены заключением, утвержденным прокурором г. Петропавловск-Камчатского 26.09.2022.

По результатам проверки заместитель прокурора города Петропавловска-Камчатского пришёл к выводу о том, что, отказывая в предоставлении запрашиваемых сведений, АО «Каминжиниринг» нарушило положения Закона Камчатского края от 08.02.2012 № 8 «О статусе депутата Законодательного Собрания Камчатского края», в связи с чем вынес представление от 26.09.2022 № 7/42-704-22 на имя генерального директора общества, предложив принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений действующего законодательства, а также причин и условий, им способствующих; рассмотреть вопрос об ответственности лиц, допустивших нарушение действующего законодательства. В представлении указано, что оно подлежит безотлагательному рассмотрению с участием прокурора (пункт 3); о времени и месте рассмотрения представления необходимо уведомить прокурора заблаговременно (пункт 4); в течение месяца со дня внесения представления необходимо принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер – сообщить в прокуратуру города в письменной форме (пункт 5).

Не согласивших представлением прокурора, АО «Каминжиниринг» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительным ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 2 статьи 153 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательным (представительным) органам в пределах их компетенции по бюджетным вопросам, установленной Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, для обеспечения их полномочий должна быть предоставлена органами исполнительной власти, местными администрациями, органами управления государственными внебюджетными фондами вся необходимая информация.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» статус депутата, срок его полномочий, порядок подготовки и проведения выборов регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.

Правовая основа деятельности депутата Законодательного Собрания Камчатского края определена в Законе Камчатского края от 08.02.2012 № 8 «О статусе депутата Законодательного Собрания Камчатского края» (далее – Закон № 8).

Согласно пункту 7 части 1 статьи 8 Закона № 8 депутат Законодательного Собрания осуществляет депутатскую деятельность, в том числе в форме направления обращения к должностным лицам органов государственной власти Камчатского края, иных государственных органов Камчатского края, должностным лицам местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае, должностным лицам организаций и общественных объединений, расположенных на территории Камчатского края.

Частью 1.1 статьи 17 Закона № 8 установлено, что при обращении депутата Законодательного Собрания за получением информации по вопросам депутатской деятельности в органы государственной власти Камчатского края, иные государственные органы Камчатского края, органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае, организации, указанные в части 2 статьи 5 настоящего Закона, должностные лица указанных органов и организаций в течение 30 дней со дня получения обращения дают ответ на это обращение и предоставляют запрашиваемые сведения и документы.

В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона № 8 к таким организациям отнесены организации, полностью или частично финансируемые за счет средств краевого бюджета, местного бюджета либо имеющие в качестве учредителей органы государственной власти Камчатского края, органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае, а также иные организации, если они используют имущество, находящееся в собственности Камчатского края.

При рассмотрении настоящего спора судами установлено, что                           АО «Каминжиниринг» (ранее – акционерное общество «Камчатэнергоснаб», запись о переименовании ГРН 2224100037049) создано в результате преобразования государственного унитарного предприятия «Камчатэнергоснаб» в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, в соответствии с распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края от 16.12.2021                     № 60/494-р.

В выписке из ЕГРЮЛ единственным акционером (участником/учредителем) общества значится Камчатский край; в сведениях об органе государственной власти, который выступает от имени участника/учредителя, указано Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края.

Вышеприведённые обстоятельства позволили судам прийти к единому с прокурором мнению о том, что АО «Каминжиниринг» относится к указанным в части 2 статьи 5 Закона № 8 организациям, в отношении которых депутат Законодательного Собрания Камчатского края в силу части 1.1 статьи 17 Закона № 8 вправе получать информацию в пределах своей компетенции по бюджетным вопросам.

Не усмотрев нарушений порядка вынесения представления, суды признали его законным, не нарушающим прав и законных интересов общества, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных требований.

Суд округа соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, соответствующими нормам материального права и установленным по делу обстоятельствам.

Некорректное обозначение в Законе Камчатского края органов государственной власти Камчатского края как учредителей организаций, обязанных дать ответ на обращение депутата и предоставить запрашиваемые сведения и документы, на правильность выводов судов и итог рассмотрения спора не влияет.

Поскольку процессуальных нарушений, в том числе влекущих в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловную отмену обжалуемых судебных актов, судами также не допущено, то основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 20.01.2023, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2023 по делу № А24-5617/2022 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                           И.В. Ширяев                    

Судьи                                                                                    И.М. Луговая         

                                                                                         Т.Н. Никитина