ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-3366/2022 от 20.07.2022 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

27 июля 2022 года № Ф03-3366/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 27 июля 2022 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Мельниковой Н.Ю.,

судей В.Г. Дроздовой, Г.А. Камалиевой

при участии:

от истца: не явились,

от ответчика: не явились,

от третьих лиц: не явились,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Строительная компания №1»

на решение от 10.02.2022, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2022

по делу № А04-8151/2021 Арбитражного суда Амурской области

по иску акционерного общества «Строительная компания № 1» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 675000, <...>)

к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Школа № 16 города Благовещенска (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 675028, <...>)

третьи лица: администрация города Благовещенска (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 675004, <...>), Министерство образования и науки Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 675001, <...>), Министерство строительства и архитектуры Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 675004, <...>), союз «Торгово-промышленная палата Амурской области» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 675002, <...>), Прокуратура Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 675000, <...>), муниципальное учреждение «Городское управление капитального строительства» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 675004, <...>, А)

об изменении пункта 1.2 муниципального контракта на выполнение работ по строительству объекта «Школа на 1500 мест в квартале 406 г. Благовещенск, Амурская область» № 0037/2020 от 10.03.2020, приложения № 2 «График выполнения строительно-монтажных работ»

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «Строительная компания № 1» (АО «СК № 1») обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском с учетом принятых судом изменений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к муниципальному учреждению «Городское управление капитального строительства» (МУ «ГУКС») о внесений изменений в пункт 1.2 муниципального контракта на выполнение работ по строительству объекта «Школа на 1500 мест в квартале 406 г. Благовещенск, Амурская область» № 0037/2020 от 10.03.2020, изложив его в следующей редакции:

«Сроки выполнения работ:

- начало выполнения работ - не позднее 5 рабочих дней с момента заключения контракта;

- окончание выполнения работ - не позднее 31.10.2023.

Этапы выполнения работ не устанавливаются. Работы по контракту выполняются подрядчиком в соответствии с проектом, графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение № 2). Подрядчик может выполнить работы досрочно».

- изменить Приложение № 2 «График выполнения строительно-монтажных работ», подлежащих выполнению по муниципальному контракту № 0037/2020 на выполнение работ по строительству объекта «Школа на 1 500 мест в 406 квартале г. Благовещенск, Амурская область» от 10.03.2020, окончательный срок выполнения работ октябрь 2023 года.

Определениями от 21.10.2021, 21.12.2021 к участию в деле качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Благовещенска, Министерство образования и науки Амурской области министерство строительства и архитектуры Амурской области, союз «Торгово-промышленная палата Амурской области», Прокуратура Амурской области.

Определением от 26.01.2021 на основании статьи 48 АПК РФ в порядке процессуального правопреемства по ходатайству истца произведена замена ответчика МУ «ГУКС» на МАОУ «Школа № 16 г. Благовещенска», МУ «ГУКС» привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Решением Арбитражного суда Амурской области от 10.02.2022, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2022, иск удовлетворен частично, внесены изменения в пункт 1.2 муниципального контракта на выполнение работ по строительству объекта «Школа на 1500 мест в квартале 406 г. Благовещенск, Амурская область» № 0037/2020 от 10.03.2020, изложив его в следующей редакции: «Сроки выполнения работ:

- начало выполнения работ – не позднее 5 рабочих дней с момента заключения контракта;

- окончание выполнения работ – не позднее 31.05.2023.

Этапы выполнения работ не устанавливаются. Работы по контракту выполняются подрядчиком в соответствии с проектом, графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение № 2). Подрядчик может выполнить работы досрочно».

- изменить Приложение № 2 «График выполнения строительно-монтажных работ», подлежащих выполнению по муниципальному контракту № 0037/2020 на выполнение работ по строительству объекта «Школа на 1500 мест в 406 квартале г. Благовещенск, Амурская область» от 10.03.2020, окончательный срок выполнения работ май 2023 года.

В удовлетворении иска в остальной части отказано.

АО «СК № 1» обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит изменить судебные акты, удовлетворить иск в полном объеме, поскольку установленный судами срок нарушает соотношение имущественных интересов сторон, повлечет для подрядчика такой ущерб в виде применения штрафных санкций и возбуждения административных производств, что в значительной степени лишит его того, на что она был вправе рассчитывать при заключении контракта.

В жалобе приводит доводы об объективной невозможности подрядчиком исполнить контракт в срок до 31.05.2023, имеют место обстоятельства непреодолимой силы, на срок действия которых может быть увеличен срок выполнения работ. Срок действия обстоятельств непреодолимой силы, подтвержденный документально, составляет 16 месяцев и 14 дней, тогда как подрядчик просил увеличить срок на 14 месяцев 17 дней. Начало действия обстоятельств непреодолимой силы – март 2020 года. Однако с учетом данных обстоятельств суды установили значительно меньший срок. Ссылается на пункт 17.2 контракта, допускающий изменение срока исполнения на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при заключении. Указывает на необходимость применения пункта 9 части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ). Законодателем не установлено обязательное применение пункта 8 части 1 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ для изменения цены и срока; отсутствует ограничение на применение пункта 9 части 1 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ к сроку, а пункта 8 части 1 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ к цене. Социальная значимость объекта, введение его в эксплуатацию с 01.09.2021 не может являться основанием для установления сокращенного срока строительства при невозможности сделать благоустройство и озеленение. Сохранение установленного судом первой инстанции срока исполнения контракта до 31.05.2023 нарушает соотношение имущественных интересов сторон и повлечет для подрядчика ущерб, в том числе при применении штрафных санкций, взыскании неустоек, возбуждении административных производств.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

АО «СК № 1» ходатайствовало о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем размещения соответствующей информации на сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку своих представителей для участия в судебном заседании суда кассационной инстанции не обеспечили.

Изучив материалы дела, проверив доводы кассационной жалобы, суд округа не находит правовых оснований для отмены судебных актов.

Как установлено судами и следует из материалов дела, между АО «СК № 1» (подрядчик) и МУ «ГУКС» (заказчик) заключен муниципальный контракт от 10.03.2020 № 0037/2020 на выполнение работ по строительству объекта «Школа на 1500 мест в квартале 406 г. Благовещенск Амурская область» (контракт), по условиям которого подрядчик обязуется выполнить в рамках регионального проекта «Современная школа» своими или привлеченными силами и средствами с использованием своих или привлеченных машин, механизмов и оборудования работы по строительству объекта «Школа на 1500 мест в квартале 406 г. Благовещенск, Амурская область» в соответствии с проектной документацией выполнения строительно-монтажных работ (приложение № 2 к контракту), а заказчик обязуется осуществлять приемку выполненных работ и оплачивать их в соответствии с условиями настоящего контракта.

Цена определена в пункте 3.1 в размере 1 370 194 316 руб., включая сумму налога на добавленную стоимость по налоговой ставке 20 %.

В соответствии с пунктом 1.2. контракта начало выполнения работ - не позднее 5 рабочих дней с момента заключения контракта; окончание выполнения работ - не позднее 15.08.2022. Этапы работ не устанавливаются.

Работы по контракту выполняются подрядчиком в соответствии с проектом, графиком выполнения строительно-монтажных работ. Подрядчик может выполнить работы досрочно.

График выполнения строительно-монтажных работ подписывается одновременно с контрактом и является его неотъемлемой частью (приложение № 2 к контракту).

Дополнительными соглашениями № 1 от 19.03.2020, № 2 от 19.03.2020 стороны внесли изменения в контракт в части дополнения перечня конкретных видов и объемов работ, а также в раздел 22 «Юридические адреса и банковские реквизиты сторон». Дополнительным соглашением № 5 стороны изменили пункт 3.1 контракта, установив цену 1 767 961 927 руб., включая сумму налога на добавленную стоимость по налоговой ставке 20 %.

АО «СК № 1» направило в адрес МУ «ГУКС» письмо № 253 от 27.07.2020 о пересмотре сметной стоимости отдельных видов работ по контракту, выходе с инициативой к высшему исполнительному органу власти субъекта РФ о необходимости изменения цены контракта на величину пересмотренной суммы, также о включении строительной отрасли в перечень пострадавших от коронавируса отраслей экономики.

Письмами № 486-и от 05.11.2020 и № 495 от 09.11.2020 подрядчик уведомил МУ «ГУКС» о наступлении обстоятельств непреодолимой силы и продолжении их действия.

АО «СК № 1» с письмами № 69 от 25.03.2020, № 115 от 29.04.2020, № 216 от 07.07.2020, № 248-и/1 от 06.08.2020, № 351 от 07.09.2020, № 412 от 07.10.2020, № 332 от 26.07.2021 обратилось в адрес союза «Торгово-промышленная палата Амурской области» с заявлениями о выдаче заключения об обстоятельствах непреодолимой силы, об актуализации сроков по выданному ранее заключению о наступлении обстоятельств непреодолимой силы, о выдаче заключения по наступлению обстоятельств непреодолимой силы.

Союз «Торгово-промышленная палата Амурской области» выдало заключения от 26.03.2020, от 06.07.2020, от 07.08.2020, от 07.09.2020, от 07.10.2020, от 07.11.2020, от 07.12.2020, от 31.12.2020, от 30.07.2021, в которых подтвердило наличие обстоятельств непреодолимой силы.

Администрация города Благовещенска в письме от 02.04.2021 № 01-19/3469 уведомило АО «СК № 1» о необходимости скорректировать с заказчиком график производства работ с учетом отставания за 2020 года и 1 квартал 2021 года в денежном выражении на общую сумму 94,7 млн. руб. В ответ АО «СК № 1» в письме от 14.04.2021 № 142 сообщило о невозможности провести корректировку графика по не зависящим от сторон контракта обстоятельствам.

Впоследствии АО «СК № 1» направило в адрес Министерства образования и науки уведомление о приостановлении работ по контракту (письмо № 234 от 09.06.2021), уведомило мэра г. Благовещенска и Правительство Амурской областио приостановлении работ по контракту; направило в адрес Президента Российского Союза строителей письмо № 255 от 16.06.2021 с просьбой оказать содействие в защите интересов АО «СК № 1» на федеральном уровне по изменению стоимости контракта, в том числе увеличения цены контракта не только за счет увеличения стоимости материалов, но иных затрат подрядчика.

В свою очередь Президент Российского Союза строителей направил письмо от 17.06.2021/РСС/ВЯ № 101 Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации об оказании содействия АО «СК № 1» в реализации контракта, указав на возможность изменения стоимости контракта не только за счет увеличения стоимости строительных материалов, но за счет увеличения оплаты труда рабочих специальностей.

МУ «ГУКС» в письме от 13.07.2021 № 2624 сообщило об отсутствии у него оснований для увеличения цены контракта.

Подрядчик, напротив считал подлежащим применению постановление Правительства Российской Федерации от 09.08.2021 № 1315 по перерасчету невыполненных объемов работ для последующего увеличения цены и срока контракта до 30 % по соглашению сторон (письмо от 18.08.2021), направил в адрес заказчика претензию № 444 от 24.09.2021 с требованием изменить пункт 1.2 контракта, изложив его в следующей редакции:

«Сроки выполнения работ:

- начало выполнения работ - не позднее 5 рабочих дней с момента заключения контракта;

- окончание выполнения работ - не позднее 01.09.2023.

Этапы выполнения работ не устанавливаются. Работы по контракту выполняются подрядчиком в соответствии с проектом, графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение № 2). Подрядчик может выполнить работы досрочно».

- изложить в Приложении № 2 «График выполнения строительно-монтажных работ», подлежащих выполнению по муниципальному контракту № 0037/2020 на выполнение работ по строительству объекта «Школа на 1500 мест в 406 квартале г. Благовещенск, Амурская область» от 10.03.2020, окончательный срок выполнения работ 01.09.2023. Расходы по уплате государственной отнести на истца.

Претензия оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения АО «СК № 1» в суд с требованием об изменении условий контракта.

Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (пункт 1 статьи 420 ГК РФ).

Подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (статья 763 ГК РФ).

В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы.

Срок выполнения работ является существенным условием государственного (муниципального) контракта.

Истец просит изменить условие о сроке выполнения работ по контракту.

Согласно пункту 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором.

В силу пункта 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1) при существенном нарушении договора другой стороной;

2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Статья 451 ГК РФ в качестве основания для изменения или расторжения договора, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа, предусматривает существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

В рассматриваемом случае стороны заключили контракт, правовое регулирование которого осуществляется нормами ГК РФ и нормами Федерального закона № 44-ФЗ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 767 ГК РФ изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом.

По общему правилу, установленному в части 1 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ, изменение существенных условий контракта, к которым относится условие о сроке, при его исполнении не допускается.

Недопустимость изменения сторонами сроков выполнения работ по государственному (муниципальному) контракту, если иное не установлено законом и заключенным в соответствии с ним контрактом, обеспечивает равенство участников размещения заказов и свободу конкуренции (пункт 9 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).

В статье 95 Федерального закона № 44-ФЗ установлены основания, при наличии которых допускается изменение по соглашению сторон.

Суды, оценив представленные в материалы дела доказательства, установили, что контракт предусматривает одновременное выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства в порядке 16.1 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ, с учетом чего пришли к выводу о возможности применения в качестве оснований для изменения контракта пунктов 8, 9 части 1 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ.

По пункту 8 части 1 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ изменение возможно, если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предусмотренного частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Предусмотренное настоящим пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на тридцать процентов. При этом в указанный срок не включается срок получения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений.

Пункт 9 части 1 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ устанавливает возможность изменения в случае, что если контракт, предусмотренный частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении.

Таким образом, для изменения контракта необходимо установить наличие обстоятельств, не зависящих от сторон контракта и влекущих невозможность его исполнения.

Истец в качестве обстоятельств, препятствующих выполнению работ и надлежащему исполнению контракта, указал на неблагоприятную эпидемиологическую ситуацию, вызванную вспышкой новой коронавирусной инфекцией, которая по решению Всемирной организации здравоохранения признана 11.03.2020 пандемией.

Приказом Минтруда России № 29 от 18.01.2019 подрядчику утверждены квоты на выдачу иностранным гражданам (Китай), пребывающим в РФ на основании визы, разрешений на работу, в общей сложности на 400 иностранных работников, также приказом Минтруда России № 834 от 27.12.2019 утверждены квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности, пребывающим в РФ на основании визы, в общей сложности на 170 человек. Прибытие иностранных (китайских) граждан для производства работ на объекте планировалось с 13.03.2020.

С учетом сложившейся на конец марта 2020 года неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, АО «СК № 1» проводило переговоры с представителями стран СНГ для привлечения иной рабочей иностранной силы из стран Узбекистана, Украины, Таджикистана, Киргизии, Белоруссии, Армении.

Однако распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.03.2020 № 635-р «О временном ограничении въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства и временном приостановлении оформления и выдачи виз и приглашений» выезд рабочей иностранной силы ограничен как для граждан КНР, так и из стран СНГ.

Согласно абзацам 11, 12 (вопрос № 7) Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.04.2020 (Обзор от 21.04.2020 № 1), признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников, независимо от типа их деятельности, условий ее осуществления, в том числе региона, в котором действует организация, в силу чего существование обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учетом обстоятельств конкретного дела (в том числе срока исполнения обязательства, характера неисполненного обязательства, разумности и добросовестности действий должника и т.д.).

Если иное не предусмотрено договором и не вытекает из его существа, такие обстоятельства, которые стороны не могли предвидеть при заключении договоров, могут являться основанием для изменения и расторжения договоров на основании статьи 451 ГК РФ, если при предвидении данных обстоятельств договор не был бы заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях. При этом по пункту 4 статьи 451 ГК РФ изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств по требованию одной из сторон возможно лишь в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях. При удовлетворении иска об изменении условий договора судам необходимо указывать, каким общественным интересам противоречит расторжение договора либо обосновывать значительный ущерб сторон от расторжения договора (ответ на вопрос 8 Обзора).

По результатам оценки доказательств суды квалифицировали приведенные истцом обстоятельства как обстоятельства непреодолимой силы, которые препятствуют АО «СК № 1» своевременно исполнить обязательства по контракту. На момент заключения контракта (10.03.2020) стороны не располагали информацией о возникновении такой ситуации как запрет на въезд в РФ работников из числа граждан КНР, привлечение которых являлось обычной практикой в области строительства. При этом подрядчик предпринимает все меры при должной степени заботливости и осмотрительности для обеспечения возможности использования трудовых ресурсов иных регионов, достижения соглашения о возможности прибытия специалистов из КНР. Но, по оценке судов, для завершения работ в установленные сроки ресурсов не достаточно. Вина подрядчика в нарушении сроков исполнения контракта отсутствует.

На основании изложенного суды признали возможным внесение изменений в график выполнения строительно-монтажных работ, поскольку невозможность выполнения контракта с соблюдением согласованных сроков вызвана распространением коронавирусной инфекции, что является объективным обстоятельством, которое стороны не могли предвидеть, и, принимая во внимание социальную значимость объекта, пришли к выводу о наличии оснований для изменения контракта с целью достижения ожидаемого сторонами результата его исполнения.

Данный вывод в кассационной жалобе не оспаривается.

В кассационной жалобе истец оспаривает применение судами при изменении срока выполнения работ по контракту пункта 8 части 1 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ, указывает на необходимость применения пункта 9 части 1 статьи 95Федерального закона № 44-ФЗ.

Вместе с тем в силу статей 133, 168 АПК РФ арбитражный суд при разрешении спора и принятии решения не связан правовой квалификацией спорных отношений, которую предлагают стороны; определение правовых норм, подлежащих применению к спорным правоотношениям, входит в компетенцию суда.

Суды при применении пункта 8 части 1 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ и определении новой даты окончания срока выполнения работ исходили из обстоятельств спора, условий контракта, социальной значимости объекта строительства, необходимости его ввода в эксплуатацию до начала учебного процесса до 1 сентября, действий подрядчика при исполнении обязательств, а также учитывали положения постановления Правительства РФ от 09.08.2021 № 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» и постановления Правительства Амурской области от 30.08.2021 № 641 «О мерах, обеспечивающих возможность изменения (увеличения) цены контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия», пришли к выводу о применении пункта 8 части 1 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ о возможности изменения (увеличения) срока исполнения контракта и (или) цены контракта не более чем на тридцать процентов, установив окончание срока выполнения работ 31.05.2023 (май 2023 года).

В этой связи доводы жалобы, которые сводятся к неправильному применению нормы права к установленным обстоятельствам не могут быть признаны обоснованными.

Довод кассационной жалобы о том, что сохранение установленного судом первой инстанции срока исполнения контракта до 31.05.2023 нарушает соотношение имущественных интересов сторон и повлечет для подрядчика ущерб, в том числе при применении штрафных санкций отклоняется судом округа, поскольку являлся предметом рассмотрения апелляционного суда и отклонен с правильным мотивированным обоснованием, в том числе со ссылкой напункт 10 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017.

Иные доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.

При принятии обжалуемых актов судами установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 10.02.2022, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2022 по делу № А04-8151/2021 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья Н.Ю. Мельникова

Судьи В.Г. Дроздова

ФИО1