АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Хабаровск
07 декабря 2023 года № Ф03-4354/2023
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе
судьи Н.В. Меркуловой
рассмотрев (в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон) кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Сахалинской области
на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2023
по делу № А59-2347/2023 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Сахалинэнерго» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 693020, <...>)
к Государственной жилищной инспекции Сахалинской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 693020, <...>)
о признании незаконным и отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество энергетики и электрификации «Сахалинэнерго» (далее - общество, ПАО «Сахалинэнерго») обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области к государственной жилищной инспекции Сахалинской области (далее - административный орган, инспекция, Госжилинспекция Сахалинской области) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 11.04.2023 № 69 о назначении административного наказания.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 09.06.2023, принятым в виде резолютивной части (мотивированное решение изготовлено 19.06.2023) обществу в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2023 решение суда первой инстанции отменено: постановление Госжилинспекции Сахалинской области от 11.04.2023 № 69 о назначении административного наказания признано незаконным и отменено.
Воспользовавшись правом на кассационное обжалование постановления суда второй инстанции, ссылаясь в жалобе на неправильное применение апелляционным судом норм материального права и несоответствие вывод суда фактическим обстоятельствам дела, Госжилинспекция Сахалинской области просит Арбитражный суд Дальневосточного округа постановление отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению заявителя жалобы, привлечение общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ, является правомерным, поскольку материалами дела об административном правонарушении подтверждается нарушение ПАО «Сахалинэнерго» установленного порядка уведомления потребителя о приостановлении коммунальной услуги. В этой связи полагает, что у суда второй инстанции отсутствовали основания для признания постановления административного органа незаконным.
В отзыве на кассационную жалобу ПАО «Сахалинэнерго» заявило о своем несогласии с изложенными в ней доводами, считает, что у суда округа оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Согласно части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 данной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Арбитражный суд Дальневосточного округа, проверив законность и обоснованность постановления апелляционного суда с учетом требований статьи 288.2 АПК РФ, приходит к следующим выводам.
При рассмотрении данного дела судами установлено, что основным видом деятельности ПАО «Сахалинэнерго» является производство электроэнергии (код ОКВЭД 35.11), дополнительными - технологическое присоединение к распределительным электросетям (код ОКВЭД 35.12.2), распределение электроэнергии (код ОКВЭД 35.13).
На основании поступившего в адрес инспекции обращения гражданина об отключении коммунальной услуги «электроэнергия» по адресу: <...> главным государственным инспектором контрольно-надзорного управления ГЖИ Сахалинской области 10.03.2023 проведена внеплановая документарная проверка.
В ходе проверки установлено, что 25.01.2023 в 12 час. 05 мин. приостановление подачи коммунального ресурса «электроэнергия» по адресу: <...> в 12 час. 05 мин. осуществлено без надлежащего уведомления гражданина о предстоящем отключении электрической энергии (акт от 25.01.2023 № 176). Инспектором выявлено, что уведомление включено обществом в платежный документ за декабрь 2022 года, однако факт надлежащего вручения потребителю уведомления не подтвержден.
Кроме того, обществом не представлен акт возобновления подачи электроэнергии. Согласно акту от 09.02.2023 установлен факт самовольного подключения потребителя к сетям энергоснабжения путем подключения через прибор учета электроэнергии тип ИПУ Меркурий 201,7 № 25846416. Поскольку дата возобновления обществом подачи электроэнергии не подтверждена, административный орган сделал вывод о нарушении обществом продолжительности перерыва электроснабжения, поскольку она превысила 24 часа.
Усмотрев в связи с этим нарушение обществом режима обеспечения населения коммунальными услугами, должностное лицо инспекции 20.03.2023 составило в отношении общества протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов об административном правонарушении инспекция постановлением от 11.04.2023 признала общество виновным в совершении вмененного административного правонарушения, и назначила наказание в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности, ПАО «Сахалинэнерго» оспорило его в судебном порядке.
Отказывая обществу в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу о законности постановления Госжилинспекции Сахалинской области, наличии в действиях ПАО «Сахалинэнерго» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ. Суд признал, что в нарушение положений пунктов 117, 119 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354) обществом не был соблюден установленный Правилами порядок уведомления потребителя - собственника помещения о введении ограничения режима потребления электроэнергии.
Апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции, пришел к противоположному выводу и признал процедуру извещения потребителя о предстоящем ограничении режима потребления электроэнергии соблюденной. В связи с этим счел, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ, и признал незаконным постановление инспекции.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы апелляционного суда соответствуют установленным обстоятельствам и действующему законодательству, отклоняя жалобу административного органа, исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами установлена статьей 7.23 КоАП РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом, другими федеральными законами.
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 ЖК РФ).
Статьей 155 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится, в том числе на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
В подпункт «а» пункта 117 Правил № 354 указано, что случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены данными правилами, исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя.
Из пункта 118 Правил № 354 следует, что под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной коммунальной услуги в размере, превышающем сумму двух месячных размеров платы за коммунальную услугу.
Пунктом 119 Правил № 354 определено, что если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:
а) исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено. Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в сети Интернет, передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи;
б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги;
в) при непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом «б» данного пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги.
В пункте 67 Правил № 354 предусмотрено, что плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, предоставляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата.
Основанием для привлечения общества к административной ответственности послужил вывод инспекции о ненадлежащем уведомлении потребителя о предстоящем введении ограничения предоставления коммунальной услуги по электроснабжению (не представлено доказательств получения потребителем платежного документа, в который был включен текст предупреждения).
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 26.07.2022 № АКПИ22-310, пункт 119 Правил № 354, закрепляя в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги право исполнителя при соблюдении определенного порядка действий ограничить или приостановить предоставление этой услуги, установил специальный порядок уведомления потребителя, включающий в себя различные (диспозитивные) способы предупреждения.
Включение в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления) является одним из таких способов.
Платежный документ является основанием для внесения потребителем платы за коммунальные услуги, и в нем указываются различные сведения, в том числе о размере платы за предоставленные коммунальные услуги и размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды. Данный платежный документ формируется исполнителем и направляется потребителям.
Такое правовое регулирование носит императивный характер, направлено на своевременное предоставление потребителю уведомительной и достоверной информации о фактически потребленных коммунальных ресурсах и на исполнение им обязанности по внесению платы за коммунальные услуги согласно статье 155 ЖК РФ.
Правила № 354 регулируют сроки предоставления платежных документов (пункт 67). При этом данные правила не содержат указания о необходимости получения от потребителя какого-либо подтверждения факта вручения (ознакомления) с текстом предупреждения (уведомления) в случае извещения потребителя-должника путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления).
Согласно статье 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридические значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, не зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит требований к правовому регулированию обмена юридически значимыми сообщениями между участниками жилищных правоотношений, в том числе для целей введения ограничения предоставления коммунальных услуг.
Предупреждение (уведомление) потребителя-должника, включенное в платежный документы для внесения платы за коммунальные услуги, является законным способом направления юридически значимого сообщения о введении ограничения (приостановления) коммунальной услуги. Предупреждение (уведомление) потребителя о введении ограничения потребления электрической энергии применяется как часть специального законодательства, имеет приоритет в сфере регулирования отношений, связанных с предоставлением коммунальных услуг, и не может противоречить статье 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, исходя из положений статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта «а» пункта 119 Правил № 354 факт надлежащего уведомления (доставления) потребителю платежного документа на оплату коммунальной услуги, содержащего текст предупреждения (уведомления), является юридически значимым и подлежащим подтверждению исполнителем коммунальной услуги.
Судом апелляционной инстанции установлено, что приостановление подачи электроэнергии в жилое <...> было произведено в связи с наличием у потребителя задолженности по оплате коммунальной услуги электроснабжение в размере, превышающем сумму 2-месячных размеров платы за коммунальную услугу (11 952 руб. 71 коп. по состоянию на декабрь 2022 года).
Уведомление о планируемом ограничении режима потребления электроэнергии обществом было размещено в квитанции за декабрь 2022 года, доставка которой совершена 04.01.2023, что подтверждается реестром доставки квитанций.
Поскольку у потребителя имелась задолженность, превышающая сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу как по состоянию на декабрь 2022 года, так и на дату введения ограничения режима потребления электрической энергии 25.01.2023, обязанность погасить указанную задолженность в течение установленного срока потребителем не была исполнена, суд апелляционной инстанции сделал верный вывод о наличии у общества права при наличии технической возможности ввести ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги.
С учетом изложенного апелляционный суд правомерно признал, что, ПАО «Сахалинэнерго» не допустило нарушения режима обеспечения населения коммунальным услугами, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ.
Доводы изложены в кассационной жалобе, заявлены без учета избранного общества способа уведомления потребителя о планируемом ограничении режима потребления электроэнергии и правовой позиции, изложенной в решении Верховного Суда Российской Федерации по делу № АКПИ22-310.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы суда апелляционной инстанции законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
На основании изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2023 по делу №А59-2347/2023 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья Н.В. Меркулова