ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-5278/20 от 09.12.2020 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

декабря 2020 года                                                                    № Ф03-5278/2020

Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2020 года .

Полный текст постановления изготовлен декабря 2020 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи М.А. Басос

судей И.М. Луговой, А.И. Михайловой

при участии:

от Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа – муниципального учреждения, Государственной жилищной инспекции Камчатского края, ФИО1: представители не явились;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа – муниципального учреждения

на решение от 30.06.2020, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2020

по делу №  А24-979/2020 Арбитражного суда Камчатского края

по заявлению Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа – муниципального учреждения (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 683003, <...>)

к Государственной жилищной инспекции Камчатского края                            (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 683024, <...>)

третье лицо: ФИО1

о признании недействительными предписаний

   УСТАНОВИЛ:

Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа – муниципальное учреждение (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с требованиями о признании недействительными предписаний Государственной жилищной инспекции Камчатского края (далее - жилищная инспекция), направленных на устранение нарушений законодательства от 14.01.2020 № 2799/1-12ж, от 30.01.2020 № 2799/2-12ж, от 20.02.2020 № 2799/3-12ж, от 24.03.2020 № 2799/4-11ж.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечена ФИО1.

Решением суда от 30.06.2020, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного  апелляционного суда от 22.09.2020, требования удовлетворены частично, пункт 2 оспариваемых предписаний признаны недействительными, в остальной части (пункты 1, 3 предписаний) в удовлетворении требований отказано.

Законность принятых судебных актов проверяется Арбитражным судом дальневосточного округа в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по кассационной жалобе управления, полагающего, что решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительными пунктов 1, 3 предписаний приняты с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем просит их в указанной части отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.

В обоснование кассационной жалобы управление приводит доводы о неисполнимости пунктов 1, 3 предписаний жилищной инспекции, указывая на отсутствие в данных пунктах информации о том, каким способом они должны быть исполнены в части обеспечения температуры воздуха и воды в жилом помещении в соответствии с установленными нормативными  требованиями. Заявитель кассационной жалобы считает, что техническое обслуживание систем отопления и водоснабжения, в том числе, в целях поддержания оптимальных температур, должно осуществляться организациями по обслуживанию жилищного фонда.

Отзывы на кассационную жалобу в суд округа не поступили.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о начале судебного процесса с их участием, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не явилось препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения жалобы.

Как установили суды, по договору социального найма от 19.09.2006 № 163 управление (наймодатель) предоставило находящееся в муниципальной собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, в пользование ФИО1 (наниматель).

По результатам проведенной внеплановой выездной проверки жилого помещения жилищная инспекция установила:

- при температуре наружного воздуха -10 °С температура воздуха в жилом помещении квартиры (наибольшая по площади жилая комната) составила +16,3 °С; температура поверхности подводов системы отопления -+67,8°С и +51,6°С; в малой жилой комнате квартиры температура воздуха -+17°С; в жилой комнате смежной с кухней температура воздуха - +16,8°С; температура воздуха в ванной - 0°С; в кухне квартиры температура воздуха -+16,5°С, температура горячей воды в точке водоразбора - +26,4°С; во всем помещении выявлен неравномерный прогрев радиаторов; на стояке и отводах системы отопления в наибольшей по площади жилой комнате наблюдаются коррозия, свищи, влажные следы утечек.

Выявленные факты расценены жилищной инспекцией как нарушение требований, установленных пунктом 4 части 2 статьи 65 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), пунктами 5.2.1, 5.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя от 27.09.2003 № 170 (далее – Правила № 170), приложением 1 пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354).

По результатам проверки составлен акт от 14.01.2020 № 2799/1-12ж, выданы предписания от 14.01.2020 № 2799/1-12ж, от 30.01.2020 № 2799/2-12ж, от 20.02.2020 № 2799/3-12ж, от 24.03.2020 № 2799/4-11ж, направленные на устранение нарушений, которыми в обязанности управления вменено:

-  в помещениях квартиры обеспечить температуру воздуха в соответствии с нормативными требованиями (пункт 1);

- в жилом помещении квартиры выполнить замену стояка и отводов системы отопления (пункт 2);

- обеспечить в квартире температуру горячей воды в точке водоразбора в соответствии с нормативными требованиями (пункт 3).

Не согласившись с предписаниями, управление  обратилось в арбитражный суд.

Суд первой инстанции признал недействительным пункт 2 предписаний жилищной инспекции от 14.01.2020 № 2799/1-12ж, от 30.01.2020 № 2799/2-12ж, от 20.02.2020 № 2799/3-12ж, от 24.03.2020 №2799/4-11ж, как несоответствующий жилищному законодательству Российской Федерации.

Отказывая в удовлетворении требований в части признания недействительными пунктов 1, 3 предписаний, суд первой инстанции пришел к выводу, что управление, выступающее наймодателем по договору социального найма, заключенному с гражданином, не приняло достаточных мер по обеспечению нормативного уровня предоставляемых коммунальных услуг.

Выводы суда первой инстанции поддержал апелляционный суд.

При этом суды правомерно руководствовались следующим.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В силу положений статей 125, 215 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии со статьей 676 ГК РФ наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.

Положениями части 2 статьи 65 ЖК РФ предусмотрено, что наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан передать нанимателю свободное от прав иных лиц жилое помещение; принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.

Правила № 170, регулирующие вопросы, в том числе, технического обслуживания и ремонта инженерного оборудования жилого фонда, устанавливают, что эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях; поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления; равномерный прогрев всех нагревательных приборов; поддержание требуемого давления (не выше допускаемого для отопительных приборов) в подающем и обратном трубопроводах системы; герметичность; немедленное устранение всех видимых утечек воды; ремонт или замена неисправных кранов на отопительных приборах; коэффициент смещения на элеваторном узле водяной системы не менее расчетного; наладка системы отопления, ликвидация излишне установленных отопительных приборов и установка дополнительных в отдельных помещениях, отстающих по температурному режиму (пункт 5.2.1).

Расход воды на горячее водоснабжение жилых зданий должен обеспечиваться исходя из установленных норм. Качество воды, подаваемой в системы горячего водоснабжения жилого дома, должно отвечать требованиям ГОСТов. Температура воды, подаваемой к водоразборным точкам (кранам, смесителям), должна быть не менее 60 °С в открытых системах горячего водоснабжения и не менее 50 °С - в закрытых. Температура воды в системе горячего водоснабжения должна поддерживаться при помощи автоматического регулятора, установка которого в системе горячего водоснабжения обязательна. Температура воды на выходе из водоподогревателя системы горячего водоснабжения должна выбираться из условия обеспечения нормируемой температуры в водоразборных точках, но не более 75 °С (пункт 5.3.1).

В Правилах № 354 закреплено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Пунктом 15 приложения № 1 к Правилам № 354 установлена нормативная температура воздуха в жилых помещениях не ниже +18°C (в угловых комнатах +20°C); в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) - 31°С и ниже - в жилых помещениях - не ниже +20°С (в угловых комнатах - +22°С); допустимое превышение нормативной температуры - не более 4°C; допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) - не более 3°C); снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается.

По материалам дела суды установили, что в нарушение вышеприведенных положений законодательства температура воздуха и горячей воды в точке водоразбора в жилом помещении квартиры, в которой на основании договора социального найма проживает гражданка  ФИО1, не соответствует установленным нормативным показателям.

По условиям договора социального найма от 19.09.2006 № 163 управление (наймодатель) предоставило находящееся в муниципальной собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, в пользование ФИО1 (наниматель). В соответствии с подпунктами ж) и з) пункта 5 договора социального найма от 19.09.2006 № 163 управление (наймодатель) взяло на себя обязательства по обеспечению предоставления нанимателю коммунальных услуг, в том числе горячего водоснабжения и теплоснабжения (пункт 1 договора), надлежащего качества и контролировать качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, которые надлежащим образом не выполнило.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, установив факт ненадлежащего контроля за качеством коммунальных услуг, поставляемых в жилое помещение, являющееся муниципальной собственностью и переданное по договору социального найма, суды признали оспариваемые предписания в обжалуемой части выданными в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что он не является исполнителем коммунальных услуг, не имеют значения; управление, как наймодатель, в силу законодательства и договора социального найма является лицом, ответственным за надлежащее предоставление коммунальных услуг в переданное жилое помещение.

Суд кассационной инстанции отклоняет и доводы кассационной жалобы относительно исполнимости выданных жилищной инспекцией предписаний. С учетом формулировки установленных нарушений и  обязательных к выполнению мероприятий, оспариваемые предписания отвечают критерию исполнимости.

При таких обстоятельствах отсутствуют основания для признания судебных актов по настоящему делу в обжалуемой части как принятых с нарушением либо неправильным применением норм материального или процессуального права. Выводы судов о применении норм права соответствуют установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.

В силу отсутствия оснований, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 288 АПК РФ, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 30.06.2020, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2020по делу №  А24-979/2020 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                                М.А. Басос    

Судьи                                                                                        И.М. Луговая    

                                                                                                   ФИО2