ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-53/2021 от 09.02.2021 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

февраля 2021 года                                                                      № Ф03-53/2021

Резолютивная часть постановления объявлена февраля 2021 года .

Полный текст постановления изготовлен февраля 2021 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи С.Н. Новиковой

судей С.И. Гребенщикова, В.А. Гребенщиковой

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «Лесная Фактория»:

- ФИО1, представитель по доверенности от 18.01.2021 № 1.

от комитета лесного хозяйства Правительства Хабаровского края:

- ФИО2, представитель по доверенности от 31.12.2020 № 09/02.

от федерального государственного бюджетного учреждения «Рослесинфорг»:

- ФИО3, представитель по доверенности от 15.01.2021 № 04/2021.

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу комитета лесного хозяйства Правительства Хабаровского края

на решение от 03.08.2020, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2020

по делу № А73-4005/2020 Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Лесная Фактория» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680028, <...>)

к управлению лесами Правительства Хабаровского края                                  (ныне - комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края;                       ОГРН <***>, ИНН <***>, 680020, <...>)

третье лицо: федеральное государственное бюджетное учреждение «Рослесинфорг» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 109316,                  <...>)

о признании незаконным распоряжения

   УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Лесная Фактория» (далее – ООО «Лесная Фактория») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ),                       к управлению лесами Правительства Хабаровского края (ныне - комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края) о признании незаконным распоряжения от 19.12.2019 № 770-р о признании утратившим силу распоряжения от 06.08.2018 № 991-р «Об утверждении проектной документации», о признании незаконным отказа в организации аукциона на право заключения договора аренды лесного участка с кадастровым номером 27:080020316:214, по заявлению ООО «Лесная Фактория», оформленного письмом от 30.12.2019 № 05-35/19967.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Рослесинфорг».

Решением от 03.08.2020 требования ООО «Лесная Фактория» удовлетворены: распоряжение управления лесами Правительства Хабаровского края от 19.12.2019 № 770-р о признании утратившим силу распоряжения от 06.08.2018 № 991-р «Об утверждении проектной документации» признано недействительным; решение управления лесами Правительства Хабаровского края от 30.12.2019 № 05-35/19967 об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка с кадастровым номером 27:08:0020316:124 признано недействительным. Суд обязал управление лесами Правительства Хабаровского края устранить нарушение прав и законных интересов общества путем принятия в месячный срок с момента вступления в законную силу судебного акта решения о проведении аукциона на право аренды лесного участка с кадастровым номером 27:080020316:214, на основании проектной документации лесного участка площадью 1410,2 гектара, имеющего местоположение: Хабаровский край, муниципальный район имени Лазо, Сукпайское лесничество, кварталы № 119, 120 (выделы 1-13, 14 (часть), 15-17, 18 (часть), 19, 20) Горного участкового лесничества, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером 27:08:0000000:138, в целях заготовки древесины, заготовки лесных ресурсов и сбора лекарственных растений, утвержденной распоряжением от 06.08.2018 № 991-р «Об утверждении проектной документации».

Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда                        от 10.11.2020 решение от 03.08.2020 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты как необоснованные. Заявитель  настаивает, что проектная документация в отношении лесного участка площадью 1 410,20 га изначально была подготовлена в нарушение установленных требований (пункт 1 часть 10 статьи 70.1 ЛК РФ, пункт 28 Административного регламента, пункт 10 требований к составу и к содержанию проектной документации, порядку ее подготовки, утвержденных приказом минприроды России от 03.02.2017                 № 54), поэтому не могла быть утверждена. Указывает, что в состав лесного участка для указанных целей не подлежало включать части выделов; участок должен состоять только из целых выделов.

В отзывах на кассационную жалобу ООО «Лесная фактория», федеральное государственное бюджетное учреждение «Рослесинфорг» приводят свои возражения против ее доводов и просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения.

В судебном заседании представители сторон поддержали позиции, приведенные в кассационной жалобе и отзывах на нее, дав соответствующие пояснения.

Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых актов исходя из доводов кассационной жалобы и возражений на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что оснований для их отмены, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не имеется.

Как следует из материалов дела, распоряжением Управления лесами правительства Хабаровского края от 06.08.2018 № 991-р, принятым на основании заявления ФГБУ «Рослесинфорг» «Дальлеспроект», утверждена проектная документация лесного участка площадью 1410,20 га, местоположение которого определено: Хабаровский край, муниципальный район имени Лазо, Сукпайское лесничество, кварталы № 119,120 (выделы 1-13,14 (часть), 15-17, 18 (часть), 19,20) Горного участкового лесничества, образованного путём раздела земельного участка с кадастровым номером 27:08:000000:138, для использования в целях заготовки древесины, заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений.

Согласно выписке из ЕГРН, сформированной по состоянию на 29.03.2019, образованный лесной участок 28.03.2019 поставлен на государственный кадастровый учёт с присвоением ему кадастрового номера - 27:08:0020316:124; участок относится к категории земель – земли лесного фонда и имеет разрешенное использование – в целях заготовки древесины, заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений.

06.12.2019 ООО «Лесная Фактория» обратилось в управление с заявлением об организации аукциона на право заключения договора аренды лесного участка с кадастровым номером 27:08:0020316:124.

По результатам рассмотрения заявления управлением со ссылкой на  пункт 3 части 6 статьи 78 ЛК РФ принято решение об отказе в проведение аукциона, о чём общество уведомлено письмом от 30.12.2019 № 05-35/19967. В обоснование отказа указано на распоряжение от 19.12.2019 № 770-р , которым отменено распоряжение № 991-р об утверждении проектной документации.

Установлено, что распоряжением  от 19.12.2019 № 770-р на основании протеста Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратуры от 05.12.2019 № 2-15-2019 отменено распоряжение от 06.08.2018 № 991-р «Об утверждении проектной документации».

ООО «Лесная Фактория», полагая, что распоряжение № 770-р и, соответственно, отказ в проведении аукциона являются незаконными, нарушающими права общества на осуществление предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. В качестве меры по восстановлению нарушенного права общество просило обязать управление организовать и провести аукцион на право заключения договора аренды лесного участка с кадастровым номером 27:08:0020316:124.  

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Порядок предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован нормами главы 6 Лесного кодекса РФ.

Согласно частям 1, 4 статьи 71 Лесного кодекса РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются заинтересованным лицам на основании договоров аренды, к которым применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом РФ и Земельным кодексом РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом.

При этом объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет (часть 2 статьи 72 Лесного кодекса РФ).

В силу части 1 статьи 73.1 Лесного кодекса РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса.

Порядок заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе порядок подготовки, организации и проведения аукциона на право заключения такого договора, устанавливается Гражданским кодексом РФ и Земельным кодексом РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 6 статьи 73.1 Лесного кодекса РФ). При этом предметом такого договора является лесной участок, образованный в установленном порядке.

Согласно части 1 статьи 78 Лесного кодекса РФ решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений (далее также - аукцион) принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, в том числе по заявлениям граждан и юридических лиц о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины или договора купли-продажи лесных насаждений, заключаемого в соответствии с частью 4 статьи 29.1 настоящего Кодекса.

В случаях, когда заявление о проведении аукциона подано в отношении лесного участка, который не может быть предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду в соответствии с законодательством Российской Федерации, уполномоченным органом принимается решение об отказе в проведении аукциона (пункт 3 части 6 статьи 78 Лесного кодекса РФ).

В данном случае спорным является вопрос в отношении лесного участка площадью 1410,20 га, образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером 27:08:000000:138 на основании утвержденной проектной документации, подготовленной ДВ филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Дальлеспроект», для использования в целях заготовки древесины, заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии, в том числе с проектной документацией лесных участков.

Согласно действующим на момент рассмотрения данного спора  положениям статьи 7 ЛК РФ, части 3 статьи 70.1 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного кодекса; местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.

В статье 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации лесных участков в соответствии с настоящей статьей (часть 1).

В проектной документации лесных участков указываются площадь проектируемого лесного участка, описание его местоположения и границ, целевое назначение и вид разрешенного использования лесов, а также иные количественные и качественные характеристики лесных участков (часть 2). Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов (часть 3). Целевое назначение и вид разрешенного использования лесов указываются в проектной документации лесного участка в соответствии со статьями 87 и 91 этого кодекса и земельным законодательством (часть 4).

Проектная документация лесного участка утверждается решением органа государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющих полномочия по предоставлению в пользование лесного участка в соответствии со статьями 81-84 ЛК РФ (часть 7 статьи 70.1 ЛК РФ).

В части 10 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении проектной документации лесного участка, а именно несоответствие проектной документации лесного участка требованиям к составу и содержанию проектной документации лесного участка, которые установлены в соответствии с частью 12 настоящей статьи; несоответствие проектной документации лесного участка утвержденному лесному плану субъекта Российской Федерации, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка.

В соответствии с частью 12 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации требования к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядок ее подготовки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минприроды России от 03.02.2017 № 54 (зарегистрирован в Минюсте России 22.06.2017 № 47111) утверждены Требования к составу и к содержанию проектной документации лесного участка и порядку ее подготовки (далее - Требования к проектной документации).

Согласно пункту 2 Требований к проектной документации подготовка проектной документации лесного участка должна осуществляться при проектировании лесных участков при предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование.

В соответствии с пунктом 7 Требований к проектной документации лесные участки проектируются для осуществления на них видов использования лесов, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации и статьей 10.1 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации». Допускается проектирование одного и того же лесного участка для нескольких видов использования лесов.

Лесные участки проектируются из совокупности примыкающих друг к другу лесных кварталов или лесотаксационных выделов без создания вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, черезполосицы (пункт 9 Требований к проектной документации).

Пунктом 10 Требований к проектной документации установлено, что минимальной территориальной единицей проектирования лесных участков являются:

лесной квартал – для заготовки древесины (за исключением случаев заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в соответствии со статьями 43 - 45 Лесного кодекса), заготовки живицы;

лесотаксационный выдел - для заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений, для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности, для создания лесных плантаций и их эксплуатации;

часть лесотаксационного выдела для осуществления рекреационной деятельности, для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, для ведения сельского хозяйства, для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений, для выращивания посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев), для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, выполнения изыскательских работ, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, осуществления религиозной деятельности, для заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в соответствии со статьями 43 - 45 Лесного кодекса.

Как указано выше, проектная документация в отношении спорного лесного участка разрабатывалась для 2-х видов использования лесов, а именно заготовки древесины, а также заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений.

Исходя из положений пункта 10 Требований к проектной документации минимальной территориальной единицей проектирования лесных участков в целях заготовки древесины является лесной квартал, для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений - лесотаксационный выдел.

Установлено, что проектная документация в отношении спорного лесного участка разработана филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Дальлеспроект»; лесной участок находится в границах муниципального района им. Лазо, на землях лесного фонда с целевым назначением – эксплуатационные леса; лесной участок площадью 1410,20 га образован из 119, 120 кварталов Сукспайского лесничества, Горное участковое лесничество. При этом в состав 120 квартала вошли выделы 1-13, 14 (часть), 15-17, 18 (часть), 19,20.

Таким образом, в состав лесного участка вошли части выделов 14 и 18 квартала 120.

В соответствии с лесохозяйственным регламентом Сукпайского лесничества кварталы 119, 120 Горного участкового лесничества относятся к зоне планируемого освоения лесов для заготовки древесины, заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений.

Согласно письму разработчика проектной документации от 03.02.2020 № 04/155 включение частей выделов 14 и 18 квартала 120 в состав образуемого лесного участка обусловлено тем, что в границы указанных выделов частично вошла территория земель – земли сельскохозяйственного назначения (находятся в частной собственности), которая при проектировании лесного участка была исключена. Данное непосредственно отражено в проектной документации лесного участка (таблицы 2, 3, схема расположения проектируемого лесного участка).

В материалы дела представлено свидетельство о государственной регистрации права от 16.07.2013 серии 27-АВ № 886915, согласно которому ФИО4 является собственником земельного участка из категории земель – земли сельскохозяйственного назначения общей площадью 38 000 кв.м с кадастровым номером 27:08:0020316:1, местоположение которого установлено относительно ориентира в 1000 м от автотрассы Обор-Среднехорский, адрес ориентира: Хабаровский край, район им. Лазо.

Обстоятельство того, что именно та часть земельного участка, которая отнесена к землям сельскохозяйственного назначения и находится в частной собственности, исключена из проектируемого лесного участка, сторонами не опровергается.

Таким образом, в состав выделов № 14 и № 18 квартала 120 входят земли лесного фонда и земли сельскохозяйственного назначения, которые имеют разное целевое назначение.

По общему правилу, закрепленному в статье 7 ЗК РФ, земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

В этой связи исключение земель сельскохозяйственного назначения из состава проектируемого лесного участка является обоснованным; образованный лесной участок с кадастровым номером 27:08:0020316:124 имеет единое целевое назначение.

Ввиду отсутствия иных мотивов для отмены распоряжения                            от 06.08.2018 № 991-р «Об утверждении проектной документации» судами правомерно признано недействительным распоряжение от 19.12.2019                   № 770-р и, как следствие, незаконным отказ об организации аукциона на право заключения договора аренды лесного участка с кадастровым номером 27:08:0020316:124.

Выводы в части обязания комитета лесного хозяйства правительства Хабаровского края устранить допущенные нарушения путем принятия решения о проведении аукциона на право аренды лесного участка с кадастровым номером 27:08:0020316:124 соответствуют установленным по делу обстоятельствам, требованиям части 5 статьи 201 АПК РФ и являются правильными.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд округа пришел к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 03.08.2020, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2020 по делу № А73-4005/2020 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                           С.Н. Новикова                   

Судьи                                                                                    С.И. Гребенщиков         

                                                                                         В.А. Гребенщикова