ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-5548/2023 от 01.02.2024 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

05 февраля 2024 года № Ф03-5548/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2024 года.

Полный текст постановления изготовлен 05 февраля 2024 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Луговой И.М.

судей Никитиной Т.Н., Ширяева И.В.

при участии:

от индивидуального предпринимателя ФИО1: ФИО2, представитель по доверенности от 26.12.2022 №Л2;

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю: ФИО3, представитель по доверенности от 09.01.2024 №25/24; ФИО4 представитель по приказу от 03.06.2020 №609-к;

от Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды, животного мира и природных ресурсов Приморского края: ФИО5, представитель по доверенности от 10.01.2024 №4;

от общества с ограниченной ответственностью «Стандарт»: ФИО6, представитель по доверенности б/н от 20.02.2023;

от Производственного строительно-монтажного кооператива «ЭНЕРГИЯ»: ФИО7, представитель по доверенности от 17.09.2021 б/н;

рассмотрев в проведенном с использованием системы веб-конференции судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1

на решение от 15.06.2023, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2023

по делу № А51-1003/2023 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 690007, <...>)

третьи лица: Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 690090, <...>), общество с ограниченной ответственностью «Стандарт» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 692102, <...>),Производственный строительно-монтажный кооператив «ЭНЕРГИЯ» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 692176, <...>)

об оспаривании решения и предписания антимонопольного органа по делу №025/10/18.1-1284/2022 от 27.12.2022, решения антимонопольного органа по делу №025/10/18.1-1325/2022 от 29.12.2022

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - управление, антимонопольный орган) о признании незаконными: решения и предписания от 27.12.2022 по делу №025/10/18.1-1284/2022, а также решения от 29.12.2022 по делу № 025/10/18.1-1325/2022.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края (далее – министерство, организатор торгов), общество с ограниченной ответственностью «Стандарт» (далее – общество), Производственный строительно-монтажный кооператив «Энергия» (далее – кооператив).

Решением суда от 15.06.2023, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2023, предпринимателю в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением апелляционного суда, предприниматель обратился в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить и направить дело на новое рассмотрение.

Предприниматель в жалобе и его представитель в онлайн судебном заседании полагали выводы судов о законности оспариваемых ненормативных правовых актов сделанными при неполно выясненных обстоятельствах. Настаивали, что толкование управлением и судами содержания основных понятий («населенный пункт», «лесоперерабатывающая инфраструктура», «численность населения» и «работники участника») и правил оценки предложений участников конкурса, как и их конкурсных предложений, противоречит буквальному смыслу и экономической и демографической сути наполнения критериев для выбора победителя торгов. Обоснование судами законности решений управления собственными выводами о «юридическом адресе» и «месте размещения основных производственных мощностей» считают недопустимыми. Указывают, что выводы управления и судов об отсутствии факта предоставления иными участниками конкурса недостоверных сведений не соответствует действительности, сделаны без лингвистического анализа текста Постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.2019 № 241 «Об утверждении Правил оценки конкурсных предложений участников конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины и критериев, на основании которых проводятся оценка предложенных условий и определение победителя конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины» (далее – постановление Правительства № 241, Правила) с адаптацией к специфике настоящего спора, что привело к необоснованному получению преимуществ недобросовестными участниками и нарушило конкуренцию. В связи с чем, решения и предписание управления о нарушении организатором торгов положений пункта 12 Правил, а также части 5 статьи 80.2 ЛК РФ полагают незаконными. Письма Минприроды России от 07.03.2023, от 13.02.2023, на которые сослались суды в обоснование своих выводов, напротив, считают подтверждающими доводы предпринимателя.

Управление, общество и кооператив в отзывах и их представители в онлайн судебном заседании доводы кассационной жалобы отклонили, предлагали судебные акты оставить без изменения.

Министерство в отзыве и его представитель посредством веб-конференции дали пояснения о процедуре конкурса, исполнении оспариваемых ненормативных актов.

В судебном заседании 18.01.2024 представителем министерства заявлено об изменении наименования юридического лица на Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды, животного мира и природных ресурсов Приморского края на основании постановления Правительства Приморского края от 25.10.2023 № 733-пп «О регулировании некоторых вопросов, связанных с созданием, упразднением и переименованием отдельных органов исполнительной власти Приморского края», о чем ЕГРЮЛ 09.01.2024 внесена соответствующая запись №2242500002039.

Судом кассационной инстанции в порядке части 1 статьи 124 АПК РФ принято и учтено изменение наименования третьего лица по делу.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для её удовлетворения.

Как установлено судами и следует из материалов дела, министерством на сайте https://torgi.gov.ru размещено извещение от 27.09.2022 № 270922/41245524/01 о проведении торгов в форме открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося вгосударственной собственности, для заготовки древесины. Местоположение лесного участка: Приморский край, Красноармейский муниципальный район, Рощинское лесничество, Восточное участковое лесничество, кварталы №249, №№251-268, площадь 15 845 га, кадастровый номер 25:06:000000:1206/20; общая площадь участка: 15 845 га. Виды и параметры разрешенного использования: заготовка древесины в объеме 11 873 куб. м ежегодно. Начальная цена предмета конкурса 1 024 131 руб. Срок аренды лесного участка - 49 лет. Размер задатка 1 024 131 руб.

Согласно извещению дата и время заседания конкурсной комиссии по рассмотрению заявок на участие в конкурсе и принятие решения о допуске к участию в открытом конкурсе - 10 часов 00 минут 06.12.2022 (время местное) Заседание конкурсной комиссии по определению победителя открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины – в 14 часов 00 минут 08.12. 2022 (время местное).

Согласно разделу 6 извещения «конкурсная комиссия рассматривает конкурсные предложения заявителей, допущенных к участию в открытом конкурсе, в течение трех рабочих дней со дня вскрытия конвертов. Для определения победителя открытого конкурса лучшим конкурсным предложением признается набравшее по результатам оценки в сумме наибольшее количество баллов, рассчитанное и присужденное по каждому критерию.

Победитель открытого конкурса, представивший лучшее конкурсное предложение определяется простым большинством голосов при открытом голосовании членов конкурсной комиссии, присутствующих на заседании, после оценки и обсуждения конкурсных предложений. Заочное голосование и голосование по доверенности не допускается.

По результатам конкурса оформляется протокол. В протоколе о результатах конкурса указываются: список членов комиссии - участников заседания; местоположение, площадь, кадастровый номер и вид использования лесного участка; наименования и адреса участников конкурса; сведения о соответствии конкурсных предложений требованиям конкурсной документации; значения конкурсных предложений участников конкурса и количество набранных баллов; результаты голосования по рассмотрению конкурсных предложений; иные обстоятельства по ходу заседания, требующие отражения в протоколе; победитель конкурса с указанием его данных (реквизитов).

В разделе 8 извещения изложены «сведения о форме заявки на участие в конкурсе, порядке её приема, об адресе места её приема, о дате и времени начала и окончания приема заявок на участие в конкурсе, форма заявки на участие в конкурсе».

Так, «заявки на участие в конкурсе и приложения к заявке заполняются по форме, установленной организатором конкурса согласно Приложению № 1.

К заявке на участие в конкурсе прилагаются документы:

- каталог объектов и оборудования глубокой переработки древесины в табличной форме, содержащий наименование объекта (оборудования), количество, год изготовления (приобретения);

- копии технических документов объектов и оборудования (на русском языке), содержащих сведения, удостоверяющие значения основных параметров и технических характеристик (свойств) объектов и оборудования, включенных в каталог объектов и оборудования, а также сведения о сертификации объектов и оборудования, с перечнем указанных документов;

- копии документов, подтверждающих право собственности или владения на ином законном основании на объекты и оборудование лесоперерабатывающей инфраструктуры, с перечнем указанных документов;

- таблица с указанием производительности по каждому виду оборудования, вида выпускаемой продукции, нормы расхода и кодов продукции, используемой в качестве сырья, потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предназначенных для производства продукции, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза в соответствии с частью 2 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации;

- расчет потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предназначенных для производства продукции, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза в соответствии с частью 2 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации.

- конкурсные предложения участника в открытом конкурсе;

- обоснование конкурсных предложений участниками конкурса (форма обоснования в Приложении № 3 к извещению).

Заявка на участие в конкурсе и приложения к заявке заполняются в соответствии с инструкцией по заполнению согласно Приложению № 2 к извещению».

В разделе 12 извещения изложены «Требования к содержанию конкурсных предложений и порядке их представления в конкурсную комиссию».

Так, «конкурсные предложения заполняются по форме, установленной организатором конкурса согласно Приложению № 6 к заявке (Приложение №1 к извещению) на участие в открытом конкурсе и представляются участниками конкурса в конкурсную комиссию одновременно с подачей заявок на участие в открытом конкурсе в отдельном запечатанном конверте, который вкладывается в общий конверт с заявкой на участие в открытом конкурсе.

Конкурсные предложения должны содержать показатели, предусмотренные постановлением Правительства РФ № 241, а именно:

- предложение цены предмета конкурса (ежегодной арендной платы за использование лесного участка для заготовки древесины). Предложенная участником конкурса цена предмета конкурса (ежегодная арендная плата) не должна быть ниже начальной цены предмета конкурса (ежегодной арендной платы), установленной в конкурсной документации;

- планируемый объем производства изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации, на единицу площади лесного участка, являющегося предметом конкурса, в стоимостном выражении (рублей на 1 га).

Значение показателя заявитель подтверждает расчетом согласно Приложению № 3 к извещению;

- планируемое увеличение численности работников, состоящих в штате и занятых в производстве изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации.

Значение показателя заявитель подтверждает расчетом согласно Приложению № 3 к извещению;

- сведения о наличии (отсутствии) у участника конкурса договоров аренды лесных участков для заготовки древесины, срок действия которых в день оценки конкурсного предложения не истек;

- численность работников участника конкурса по отношению к численности работающего населения населенного пункта, в границах которого расположены объекты лесоперерабатывающей инфраструктуры участника конкурса.

Значения конкурсных предложений должны быть достоверными и достижимыми».

Согласно разделу 13 извещения «Порядок, место, дата и время вскрытия конвертов с условиями, предложенными заявителями», основаниями для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе, в том числе являются:

- несоответствие представленной заявки на участие в открытом конкурсе требованиям, установленным статьей 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации;

- представление заявки на участие в открытом конкурсе лицом, которому в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами лесной участок не может быть предоставлен в аренду;

- представление заявки на участие в открытом конкурсе лицом, не соответствующим требованиям, предъявляемым в соответствии с частью 2 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации к лицам, которые вправе направить в орган государственной власти, орган местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации заявление об организации и проведении открытого конкурса;

- непредставление документов, предусмотренных частью 4 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации.

Конкурсная комиссия устанавливает соответствие лица, представившего заявку на участие в конкурсе, требованиям статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации, в том числе устанавливает фактическое наличие у заявителя расположенных на территории Приморского края объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, указанных в заявке на участие в конкурсе.

Неподтверждение наличия, является основанием для отказа в допуске заявителя к участию в открытом конкурсе в соответствии с подпунктом 3 части 21 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации.

Результаты рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе и решение о допуске (отказе в допуске) заявителя к участию в открытом конкурсе оформляются протоколом заседания конкурсной комиссии.

Вскрытию подлежат конверты с конкурсными предложениями заявителей, допущенных к участию в открытом конкурсе. При вскрытии конвертов конкурсные предложения объявляются и заносятся в протокол вскрытия конвертов с конкурсными предложениями:

Рассмотрение конкурсных предложений участников, допущенных к участию в открытом конкурсе, проводится конкурсной комиссией в течение трех рабочих дней со дня вскрытия конвертов. Участники конкурса или их представители не вправе присутствовать при оценке конкурсных предложений.

Конкурсная комиссия в целях обеспечения экспертной оценки конкурсных предложений, в том числе оценки достоверности, вправе привлекать экспертов, экспертные организации.

Оценка предложений участников конкурса:

- о планируемом объеме производства изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации, на единицу площади лесного участка, являющегося предметом конкурса, в стоимостном выражении;

- о планируемом увеличении численности работников, состоящих в штате и занятых в производстве изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации,

осуществляется с учетом обоснования конкурсных предложений, представленных участником конкурса по форме согласно приложению № 3 к извещению.

Организатор конкурса осуществляет видео- и аудиофиксацию заседания конкурсной комиссии».

В соответствии с протоколом заседания конкурсной комиссии от 07.12.2022 №1:

- в установленные в извещении сроки для участия в конкурсе были поданы четыре заявки (вопрос №1); в целях установления соответствия лиц, представивших заявки на участие в конкурсе, требованиям конкурсной документации, статьи 80.1 ЛК РФ и оценки дополнительной потребности в древесине (вопрос №2) министерство организовывало проверку подтверждения расположения объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, указанных участниками в заявках и приложенных к ним документах, на территории Приморского края.

- по результатам анализа заявок и приложенных документов на наличие оснований для отказа в допуске к участию в конкурсе, предусмотренных частью 21 статьи 80.1 ЛК РФ и извещением о проведении конкурса, проверки документального и фактического подтверждения владения на праве собственности или ином законом основании объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры, расположенными на территории Приморского края и предназначенными для производства заявленной в заявках продукции из древесины с высокой долей добавленной стоимости установлено: предпринимателем, обществом и кооперативом подтверждено фактическое наличие части заявленных объектов и оборудования глубокой переработки; четвертым участником – ООО «Инвенсора Групп» - не подтверждено.

В связи с чем, комиссией согласно протоколу №1 три заявки - предпринимателя, кооператива и общества были допущены к участию в торгах, ООО «Инвенсора Групп» - в допуске к участию в конкурсе отказано и предложено проинформировать антимонопольный орган о признаках недобросовестной конкуренции со стороны этого участника.

Согласно протоколу заседания комиссии от 07.12.2022 № 2 вскрыты конверты с конкурсными предложениями участников, значения конкурсных предложений участников, допущенных к участию в открытом конкурсе, объявлены и занесены в протокол:

1)планируемый объем производства изделий … в соответствии с частью 2 статьи 801 ЛК на единицу площади лесного участка, в стоимостном выражении, рублей на 1 га: предприниматель – 9 756,27; кооператив – 5 994,38, общество - 3 648,8.

2)планируемое увеличение численности работников, состоящих в штате и занятых на производстве изделий..: предприниматель – 68, кооператив – 50, общество – 56;

3)предложение участника конкурса о численности работников участника по отношению к численности работающего населения населенного пункта, в границах которого расположены объекты лесоперерабатывающей инфраструктуры участника конкурса: предприниматель 20/7424, кооператив – 165/329, общество – 21/76.

Согласно протоколу от 08.12.2022 № 3 заседания комиссии по результатам открытого конкурса по повестке:

1) о соответствии конкурсных предложений участников конкурса требованиям конкурсной документации, проверке наличия необходимых документов и правильности их оформления, установлено:

- представленное обществом конкурсное предложение по показателю «планируемый объем производства изделий из древесины.. «рассчитано исходя из показателей, указанных в обосновании конкурсных предложений – 3 648,8 руб.га. В представленном расчете применены одни и те же нормы расхода сырья (древесины) как для деловой, так и для дровяной древесины; в справочнике по лесопилению (составитель ФИО8), используемая в расчетах норма сырья для пиловочника (деловая древесина) отличается от нормы расхода сырья для непиловочной древесины (дровяной) более чем в 1,8 раза. Общество завысило показатель планируемой стоимости (годовой) произведенных изделий из древесины и иной продукции переработки древесины (руб. без НДС), применив для дровяной древесины норму расходов сырья, установленную для деловой.

2) представленное обществом конкурсное предложение по показателю «численность работников участника по отношению к численности …» рассчитано исходя из численности работающего населения населенного пункта с. Бурлит 76 человек.

При этом в заявке ООО «Стандарт» на участие в конкурсе общество указало 4 фактических адреса размещения объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры: <...>, Приморский край, Пожарский район, пгт. Лучегорск, ОАО «ДГК» филиал «ЛуТЭК» - Промзона 146в; Приморский край, г. Дальнегорск, с. Сержантово; <...>.

Применив расчет показателя только по отношению к численности работающего населения с. Бурлит, общество необоснованно завысило значение показателя.

Представленное участником конкурса - кооперативом конкурсное предложение по показателю «численность работников участника по отношению к численности …» рассчитано исходя из численности работающего населения населенного пункта с. Богуславец 329 человек.

При этом в заявке кооператива на участие в конкурсе указаны 2 фактических адреса размещения объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры: <...> <...>.

Применив расчет показателя только по отношению к численности работающего населения с. Богуславец, общество необоснованно завысило значение показателя.

По результатам оценки конкурсных предложений участников комиссия приняла решение: признать конкурсные предложения участников соответствующими требованиям конкурсной документации, за исключением конкурсных предложений по критериям в отношении:

- общества: «планируемый объем производства изделий из древесины» и «численность работников участника по отношению к численности …», значения по которым признаны недостоверными и в соответствии с требованиями документации не учтены при подсчете балов.

- кооператива: «численность работников участника по отношению к численности …», значения по которым признаны недостоверными и в соответствии с требованиями документации не учтены при подсчете балов.

Конкурные предложения предпринимателя признаны соответствующими требованиям конкурсной документации.

По результатам оценки конкурсных предложений участников, с учетом решения по пункту 1 повестки заседания комиссия произвела расчет балов отдельно по каждому из пяти критериев конкурсных предложений участников, утвержденных постановлением Правительства № 241, свела их в таблицу, затем суммировала балы конкурсного предложения каждого участника по предложенной Правилами формуле и оформила в таблицу от наибольшего значения к меньшему, получив в итоге: предприниматель – 57, 60 балла, общество – 53,24 балла, кооператив – 38,70 балла.

Общество и кооператив, посчитав, что при проведении открытого конкурса организатором торгов - министерством нарушена процедура определения победителя торгов, и, соответственно, пункт 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон) обратились в антимонопольный орган с жалобами на нарушение процедуры торгов в порядке статьи 18.1 Закона.

Управление рассмотрело жалобы и, помимо прочего, относительно конкурсных предложений участников по критерию № 5, сочло «..необходимым отметить, что недостоверные сведения – это та информация об организации, которая не соответствует действительности. В данном случае какая-либо недостоверность отсутствует, в связи с тем, что организатор торгов и заявители брали различные показатели для оценки заявки.

При этом из буквального толкования пункта 12 постановления №241 от 07.03.2019 следует, что организатором торгов производится оценка работающего населения населенного пункта, в границах которого расположены объекты лесоперерабатывающей инфраструктуры участника конкурса, а не совокупности населенных пунктов».

При таких выводах управление решением от 27.12.2022 №025/10/1284/2022 жалобу кооператива признало обоснованной, организатора торгов - нарушившим пункт 12 Правил, часть 5 статьи 80.2 ЛК РФ.

Во исполнение решения министерству выдано предписание от 27.12.2022, которым конкурсной комиссии предписано:

1. отменить протокол № 3 заседания комиссии о результатах открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины от 08.12.2022 года;

2. осуществить повторное рассмотрение и оценку поданных заявок с учетом решения управления;

3. организатору торгов осуществить дальнейшее проведение процедуры торгов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Решением от 29.12.2022 по делу №025/10/18.1-1325/2022 жалоба общества на действия организатора торгов - министерства признана обоснованной по аналогичным основаниям, организатор нарушившим те же нормы права; предписание в связи с ранее выданным предписанием по тому же вопросу решено не выдавать.

Не согласившись с решениями и предписанием управления, полагая их незаконными и нарушающими свои права, предприниматель обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд, который придя к выводу о наличии у антимонопольного органа полномочий, а также правовых оснований для признания жалоб участников торгов обоснованными, а торгов, проведенными с нарушением правил оценки, в удовлетворении требований отказал.

Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.

Суд округа не может согласиться с судами, которые не приняли во внимание следующее.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации регулируются положениями Закона №135-ФЗ.

В силу статьи 3 Закона он распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Статьей Закона 17 определены антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, и в частности: нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Согласно части 4 данной статьи нарушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок, запроса предложений сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.

Функции антимонопольного органа закреплены в статье 22 Закона, согласно пункту 2 части 1 которой антимонопольный орган выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения.

Указанные в статье 22 Закона функции антимонопольный орган осуществляет посредством реализации, полномочий, закрепленных, в статье 23 Закона, а именно: согласно пунктам 1 и подпунктам «е» и «ж» пункта 2 части 1 данной статьи антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия: возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства; выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания: об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства; о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства.

Согласно пункту «а» части 3.1 данной статьи Закона антимонопольный орган выдает: организатору торгов, оператору электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

В силу пункта 1 части 1 статьи 18.1. Закона в соответствии с правилами настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов.

Согласно части 2 данной статьи действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, управление вправе проверять по жалобам заинтересованных лиц нарушение порядка определения победителя или победителей торгов и по факту выявленных нарушений принимать соответствующие решения и предписания, и в дальнейшем обращаться в суд с соответствующим иском. Следовательно, оспариваемые заявителем ненормативные правовые акты, вынесены антимонопольным органом в пределах предоставленных ему полномочий.

В связи с чем, доводы подателя кассационной жалобы в данной части, подлежат отклонению.

Вместе с этим, в рассматриваемом случае антимонопольный орган пришел к заключению о том, что при проведении открытого конкурса организатором торгов - министерством сделан ошибочный вывод о недостоверности и противоречивости представленных обществом и кооперативом в конкурсных предложениях сведений относительно одного из показателей, используемых для расчета значимости критерия (численности работающего поселения населенного пункта, в границах которого расположены объекты лесоперерабатывающей инфраструктуры участника конкурса), не правильно истолкована суть критерия № 5, установленного Правилами, и необоснованно не проставлены баллы по нему и, соответственно, неверно определен победитель конкурса.

Суды согласились с выводами управления о толковании положений Правил и признали правомерным вменение организатору торгов нарушений пункта 12 Правил и положений статьи 80.2 ЛК РФ.

Суд округа полагает, что выводы судов преждевременны, поскольку судами оставлены без внимания и надлежащей правовой оценки фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора.

Порядок проведения торгов на право заключения договора аренды лесного участка, установлен главой 8 ЛК РФ.

В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 80.1 ЛК РФ открытый конкурс на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины проводится на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления, осуществляющих распоряжение лесными участками в соответствии с полномочиями, определенными в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, принимаемого на основании заявления о проведении конкурса, поданного лицом, указанным в части 2 названной статьи.

В силу части 2 данной статьи с заявлением о проведении конкурса вправе обратиться юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, владеющие на праве собственности или на ином законном основании объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры, предназначенными для производства изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - объекты глубокой переработки древесины).

Согласно части 4 статьи 80.1 ЛК РФ, к заявлению о проведении конкурса прилагаются документы, содержащие технические характеристики и параметры объектов глубокой переработки древесины и обоснование потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем указанных объектов.

Частью 20 данной статьи определено, что к заявке на участие в конкурсе прилагаются документы, предусмотренные частью 4 настоящей статьи.

Частью 21 статьи 80.1 Кодекса предусмотрено, что основаниями для отказа в допуске к участию в конкурсе являются, в том числе:1) несоответствие представленной заявки на участие в конкурсе требованиям, установленным настоящей статьей; 8) непредставление документов, предусмотренных частью 4 настоящей статьи.

Общие требования к проведению открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины, закреплены в статье 80.2. ЛК РФ, согласно части 2 которой конкурс проводится путем оценки конкурсных предложений участников конкурса, проводимой в определенном Правительством Российской Федерации порядке. Оценка предложенных условий и определение победителя конкурса проводятся на основании критериев, определенных Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частями 4 и 5 статьи 80.2 Кодекса при рассмотрении конкурсных предложений устанавливается их соответствие требованиям конкурсной документации, проверяются наличие необходимых документов и правильность их оформления.

Оценка конкурсных предложений проводится конкурсной комиссией. Участники конкурса или их представители не вправе присутствовать при оценке конкурсных предложений. Конкурсная комиссия в целях обеспечения экспертной оценки конкурсных предложений вправе привлекать экспертов, экспертные организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу частей 6 и 7 статьи 80.2 ЛК РФ после оценки и обсуждения конкурсных предложений простым большинством голосов при открытом голосовании конкурсной комиссии определяется победитель конкурса, представивший лучшее конкурсное предложение. При прочих равных условиях нескольких конкурсных предложений критерием определения лучшего конкурсного предложения является наибольшая предложенная цена предмета конкурса.

Решение о победителе конкурса принимается в день заседания конкурсной комиссии и оформляется протоколом о результатах конкурса, который подписывается членами конкурсной комиссии, а также утверждается председателем конкурсной комиссии. Члены конкурсной комиссии, которые не согласны с решением, вправе изложить в письменной форме особое мнение.

Таким образом, процедура проведения торгов на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности установлена, определены императивные условия формы проведения торгов (конкурс), этапы проведения (организация, подача заявки и конкурсного предложения, допуск к участию в конкурсе, оценка конкурсных предложений и определение победителя). При этом победителем в процедуре такой формы торгов как «конкурс» может быть только лицо, соответствующее требованиям к участнику и предложившее наилучшие условия конкурсного предложения, оформленного на основе представленных им же в заявке и проверенных комиссией организатора сведений, по всем, подлежащим оценке критериям.

В данном случае в развитие приведенных положений ЛК РФ, Правительством РФ утверждены соответствующие Правила для участников конкурса, претендующих на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины.

Согласно пункту 3 Правил, оценка конкурсных предложений проводится по каждому конкурсному предложению отдельно в соответствии с критериями (далее - критерии), в следующем порядке:

а) в соответствии с формулами, указанными в пунктах 7 - 10 настоящих Правил, и требованиями, установленными пунктами 11 и 12 настоящих Правил, определяется количество баллов, присуждаемых по каждому из критериев, содержащихся в конкурсном предложении;

б) в соответствии с формулой, указанной в пункте 6 настоящих Правил, для каждого конкурсного предложения количество баллов, присужденное по каждому критерию, предусмотренному критериями оценки, суммируется;

в) для определения победителя конкурса к лучшим конкурсным предложениям относятся конкурсные предложения, которые по результатам оценки в сумме набрали наибольшее количество баллов, рассчитанное и присужденное по каждому критерию, предусмотренному критериями оценки.

В силу пункта 4 Правил при оценке конкурсных предложений использование критериев, не предусмотренных критериями оценки, не допускается.

Согласно Правилам (в редакции спорного периода) критерием № 2 является «Планируемый объем производства изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации, на единицу площади лесного участка, являющегося предметом конкурса, в стоимостном выражении».

Критерием №3 (в редакции спорного периода) – «Планируемое увеличение численности работников, состоящих в штате и занятых в производстве изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации».

Критерием № 5 - «численность работников участника конкурса по отношению к численности работающего населения населенного пункта, в границах которого расположены объекты лесоперерабатывающей инфраструктуры участника конкурса».

Согласно пункту 9 Правил количество баллов, присуждаемых по критерию, предусмотренному пунктом 2 критериев оценки (ПлБi), определяется по формуле:

где:

Плi - предложенное участником конкурса значение критерия, предусмотренного пунктом 2 критериев оценки, конкурсное предложение которого оценивается (рублей на 1 гектар лесного участка);

Плmax - максимальное предложенное участниками конкурса значение критерия, предусмотренного пунктом 2 критериев оценки (рублей на 1 гектар лесного участка).

Пунктом 12 Правил определено, что участникам конкурса по критерию, предусмотренному пунктом 5 критериев оценки, присуждается:

- 5 баллов (максимальное количество баллов), - если численность работников участника конкурса, конкурсное предложение которого оценивается, составляет не менее 25 процентов численности работающего населения населенного пункта, в границах которого расположены объекты лесоперерабатывающей инфраструктуры участника конкурса;

- 0 баллов, - если численность работников участника конкурса, конкурсное предложение которого оценивается, составляет менее 25 процентов численности работающего населения населенного пункта, в границах которого расположены объекты лесоперерабатывающей инфраструктуры участника конкурса.

Таким образом, только Правила определяют содержание и значимость критериев, а также формулу оценки каждого из критериев. Наполнение содержания критериев не является произвольным, а определяется из значений, заявленных непосредственно самим участником конкурса в заявке, а затем и в конкурсном предложении.

При этом комиссия организатора конкурса в силу императивных требований приведенных положений ЛК РФ обязана проверить достоверность отраженных участниками в заявке и конкурсных предложениях сведений в целях разрешения вопросов как о возможности допуска участника к участию в торгах, так и для дальнейшей их оценки в ходе рассмотрения конкурсных документов и определения победителя. Также предусмотрено, что для расчетов баллов по критериям подлежат использованию официальные статистические данные в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».

Из материалов дела следует, что согласно разделу 8 извещения заявки на участие заполняются по форме установленной организатором согласно приложению 1. К заявке прилагаются документы, в том числе: копии документов, подтверждающих право собственности или владения на законном основании на объекты и оборудование лесоперерабатывающей инфраструктуры с перечнем документов; конкурсные предложения участника, обоснование конкурсных предложений (приложение №3 к извещению). Заявка на участие заполняется в соответствии с инструкцией по заполнению согласно приложению №2.

Согласно разделу 12 извещения, конкурсные предложения заполняются по форме, установленной организатором согласно Приложению № 6 к заявке (приложение №1 к извещению). Конкурсные преложения должны содержать показатели, предусмотренные постановлением Правительства РФ № 241, в том числе по спорному критерию. Значения конкурсных предложений должны быть достоверными и достижимыми.

Согласно разделу 13 извещения конкурсная комиссия устанавливает соответствие лица, представившего заявку на участие в конкурсе, требованиям статьи 80.1 ЛК РФ, в том числе устанавливает фактическое наличие у заявителя расположенных на территории Приморского края объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, указанных в заявке на участие. Неподтверждении наличия, является основанием для отказа в допуске заявителя к участию в конкурсе в соответствии с пунктом 3 части 21 статьи 80.1 ЛК РФ.

Конкурсная комиссия в целях обеспечения экспертной оценки конкурсных предложений, в том числе оценки достоверности, вправе привлекать экспертов, экспертные организации. Оценка осуществляется с учетом обоснования конкурсных предложений, представленных участником конкурса по форме согласно Приложению № 3 к извещению.

Таким образом, конкурсная комиссия была не только вправе, но и обязана в целях определения победителя конкурса (лица, предложившего наилучшее предложение) провести документальную и фактическую проверку, как заявки, так и конкурсных предложений участников. В частности, должна была быть проведена проверка на предмет фактического наличия у участника заявленных им объектов лесной инфраструктуры и их мощности, заявленных сведений о количестве работников организации в целях признания заявки и самого участника соответствующими требованиям ЛК РФ и конкурсной документации. Затем подлежали рассмотрению конкурсные предложения участников по каждому оценочному критерию, значения которых участники декларировали самостоятельно исходя из фактических данных, изначально указанных ими в заявках.

Между тем, из решения управления и судебных актов не усматривается исследования данных обстоятельств, взаимосвязь и правовое значение которых для вывода о законности торгов, очевидно следует из требований законодательства.

Из материалов дела усматривается осуществление конкурсной комиссией в соответствии с приведенными нормами ЛК РФ, Правил и конкурсной докумнетации проверки фактического владения и местоположения каждым из участников объектов его лесоперерабатывающей инфраструктуры, указанных в заявке и приложенных к ней документах. Результаты проверки нашли отражение в протоколах комиссии, участниками не изменялись и не оспаривались.

Вместе с этим, судами установлено, что общество при заполнении заявки, оформленной в соответствии с требованиями документации (Приложение №2) и инструкцией по её заполнению, декларировало 4-х места фактических адреса размещения объектов и оборудования для производства изделий из древесины и иной продукции. Кооператив в заявке сообщил о 2-х фактических адресах размещения объектов и оборудования для производства изделий из древесины и иной продукции. Предприниматель – об 1 фактическом адресе размещения объектов и оборудования для производства изделий из древесины и иной продукции.

Фактическое владение этими объектами и их местоположение были проверены и подтверждены комиссией министерства.

При заполнении обязательного приложения №3 «Обоснование конкурсных предложений» к заявке в таблице №6 «Предложение участника конкурса численность работников участника конкурса по отношению к численности работающего населения населенного пункта, в границах которого расположены объекты лесоперерабатывающей инфраструктуры участника конкурса», общество и кооператив указали численность работающего населения только одного из перечня населенных пунктов, ранее указанных ими «как место расположения объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры участника конкурса».

При этом в заявке и в приложении №3 каждый участник подтвердил, что ознакомлен в конкурсной документацией, согласен с её условиями, достоверность и достижимость заявленных значений конкурсных предложений подтверждает. Достоверность предоставленной информации гарантирует.

Комиссия организатора торгов, согласно разделу 1.1. протокола от 08.12.2022 оценила конкурсные предложения участников с учетом их обоснования, оформленного по приложению №3, и установила, что представленные участниками конкурса предложения по показателю «численность работников участника по отношению к численности работающего населения населенного пункта, в границах которого расположены объекты лесоперерабатывающей инфраструктуры участника конкурса» рассчитаны исходя их численности работающего населения: обществом – с. Бурлит 76 чел., кооперативом – с. Богуславец 329 человек.

По результатам оценки конкурсных предложений участников комиссия организатора торгов в соответствующем протоколе указала, что применив расчет показателя только по отношению к численности рабочего населения одного населенного пункта указанные участники (общество и кооператив) необоснованно завысили значение показателя по критерию №5, в связи в чем, заключила, что конкурсные предложения участников (общества, кооператива) признаны соответствующими требованиям документации, за исключением этого критерия, значение по которому признано недостоверным и, в соответствии с требованиями конкурсной документации, не может быть учтено при подсчете баллов.

Учитывая, что сведения о количестве работников участника, составе и фактическом владении объектами лесной инфраструктуры и их совокупной мощности для заявления объемов заготовки древесины, в силу законодательства, регулирующего спорные отношения – это обязательное условие как для допуска участника к торгам, так и для подтверждения участниками содержания его конкурсного предложения для критерия №2 и критерия №5, то без совокупной оценки всех фактических обстоятельств и документов, представленных участниками спора и оцененных комиссией, выводы судов о непротиворечивости сведений и их достоверности, следует признать преждевременными.

В этой связи и вместе с этим вывод судов относительно толкования критерия № 5 и, в частности, о том, что наличие в разных объектов инфраструктуры участников конкурса (лесопильных цехов и лесоперерабатывающего оборудования) в различных населенных пунктах не свидетельствует о необходимости их учета для определения значения критерия № 5 представляется не соотносимым с буквальным содержанием критерия в Правилах и его документальном самостоятельном отражении участниками конкурса в заявках и конкурсном предложении.

Равно не мотивирован надлежащим образом, со ссылками положения ЛК РФ и постановление Правительства РФ № 241, императивно регулирующих спорные торги, вывод судов о возможности выбора участником конкурса для отражения в конкурсном предложении вопреки сведениям, указанным им в заявке, одного из населенных пунктов расположения своей лесной инфраструктуры.

Согласно требованию Критерия № 5 участнику конкурса, помимо численности своих работников, следовало указать численность работающего населения населенного пункта, в границах которого расположены объекты его лесоперерабатывающей инфраструктуры.

Возможности заявить в конкурсном предложении численность работающего населения населенного пункта по месту юридического адреса участника или населенного пункта, где расположены «основные производственные мощности» участника» ни критерии, ни Правила их оценки, не предусматривают.

Из буквального содержания положений Правил, критерия № 5 и положений конкурсной документации следует, что для расчета критерия № 5 в конкурсном предложении подлежит указанию информация из заявки самого участника о численности его работников относительно численности работающего населения всех населенных пунктов, где расположены заявленные им объекты его лесоперерабатывающей инфраструктуры.

Из писем Минрироды России от 13.02.2023, от 07.03.2023 выводов, отличных от буквального толкования спорного критерия, не следует.

Кроме того, судами не учтено, что антимонопольным органом при рассмотрении дел по жалобам на нарушение процедуры определения победителя конкурса, должно быть установлено и доказано соответствующими доказательствами, что при проведении конкурентной процедуры комиссией организатора торгов были осуществлены действия, которые привели или могли привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, и, в частности к нарушению порядка определения победителя или победителей торгов, то есть к нарушению пункта 3 части 1 статьи 17 Закона №135-ФЗ.

Однако исследование вопроса о наличии/отсутствии таких доказательств также оставлено судами без внимания.

Таким образом, выводы судов не подтверждены доказательствами представленными лицами, участвующими в деле, а также собранными и оцененными судами по правилам статей 68, 69, 71 АПК РФ, что недопустимо.

Судом первой инстанции не установлены и не оценены все имеющие существенное значение для правильного разрешения спора обстоятельства.

Допущенные судом первой инстанции процессуальные нарушения апелляционной коллегией не восполнены.

На основании изложенного и поскольку выводы судов сделаны при неполно установленных и исследованных обстоятельствах в их совокупности и взаимной связи относительно подлежащих применению положений действующего законодательства, согласие судов с управлением о неверном заключении министерства о представлении недостоверных сведений двумя участниками конкурса (обществом и кооперативом) относительно критерия №5, и поэтому о нарушении самой комиссией организатора конкурса положений статьи 80.2 ЛК РФ и пункта 12 Правил, нельзя признать обоснованным, в связи с чем, судебные акты следует отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Допущенные судебными инстанциями нарушения норм права являются существенными и в связи с отсутствием у суда кассационной инстанции полномочий по сбору и оценке доказательств, могут быть исправлены только посредством отмены принятых по настоящему делу судебных актов и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении судам следует принять во внимание изложенное, установить все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства, оценить выводы управления и доводы лиц, участвующих в деле, и после этого на основании надлежащим образом установленных обстоятельств и правильном применении норм права принять законное и обоснованное решение.

Руководствуясь статьями 102, 104, 124, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

Принять в порядке части 1 статьи 124 АПК РФ изменение наименования третьего лица по делу – Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края на Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды, животного мира и природных ресурсов Приморского края.

Кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 удовлетворить.

Решение от 15.06.2023, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2023 по делу № А51-1003/2023 Арбитражного суда Приморского края, отменить, дело направить на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.

Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 судебные расходы в сумме 150 руб. в виде государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанций.

Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.

Возвратить из федерального бюджета как излишне уплаченную представителем ФИО2 за индивидуального предпринимателя ФИО1 за рассмотрение кассационной жалобы по квитанции от 22.09.2023 государственную пошлину в сумме 2 850 руб.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья И.М. Луговая

Судьи Т.Н. Никитина

И.В. Ширяев