ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-6330/2023 от 09.02.2024 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

09 февраля 2024 года № Ф03-6330/2023

Полный текст постановления изготовлен 09 февраля 2024 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе

судьи Серги Д.Г.

рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Гео-Проект»

на решение от 14.07.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2023

по делу № А73-5475/2023 Арбитражного суда Хабаровского края

по иску федерального казенного учреждения «Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680000, <...>)

кобществу с ограниченной ответственностью «Гео-Проект» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 197101, г. Санкт-Петербург, вн.тер.г. м.о. Посадский, ул. Рентгена, д. 7А, помещ. 1-Н, часть пом. № 115)

о взыскании 19 793,56 руб.

УСТАНОВИЛ:

Федеральное казенное учреждение «Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства» (далее – ФКУ ДСД «Дальний Восток», истец, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Гео-проект» (далее – ООО «Гео-проект», ответчик, общество) о взыскании неустойки в размере 19 793 руб. 56 коп. за нарушение срока выполнения работ (инженерно-гидрометеорологических изысканий) по государственному контракту от 15.04.2022 № 0322100024521000158_80758.

В соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заявление принято к производству и дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.

Решением суда от 14.07.2023, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2023, исковые требования удовлетворены.

Общество, не согласившись с вышеуказанными решением и апелляционным постановлением, обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы заявитель со ссылкой на Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 15.10.2019 № 305-ЭС19-12786 по делу № А40-236034/2018, а также иную судебную практику, приводит доводы о том, что обязательство подрядчика по выполнению работ прекращается в момент сдачи работ заказчику, без учета времени, необходимого заказчику на приемку результата работ. Таким образом, подписание заказчиком соответствующего акта за пределами срока выполнения работ не может свидетельствовать о нарушении подрядчиков сроков исполнения обязательств. Отмечает, что инженерно-гидрометеорологические изыскания предъявлены заказчику сопроводительным письмом от 15.07.2022 № 510-158-02-4186, то есть без просрочки. Указывает на наличие оснований для применения моратория на начисление пени, введенного Правительством Российской Федерации постановлением от 28.03.2022 № 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами» (далее - Постановление № 497), поскольку истцом заявлена неустойка за период с 29.07.2022 по 16.11.2022, которая попадает в период действия моратория.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Стороны надлежащим образом извещены о принятии кассационной жалобы к производству и ее рассмотрении без вызова сторон (часть 2 статьи 288.2 АПК РФ).

Законность обжалуемых судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 286 и 288.2 АПК РФ.

Как установлено судами и следует из материалов дела, 15.04.2022 между ФКУ ДСД «Дальний Восток» (заказчик) и ООО Гео-проект» (исполнитель) заключен государственный контракт № 0322100024521000158_80758, в соответствии с пунктом 1.1 которого исполнитель принимает на себя обязательство по разработке проектной документации по объекту: «Проведение проектных и изыскательских работ на капитальный ремонт действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Капитальный ремонт автомобильной дороги А-393 Южно-Сахалинск – Оха на участке км 549+000 – км 552+041, км 552+085 – км 555+446, км 555+501 – км 556+745, Сахалинская область; Капитальный ремонт автомобильной дороги А-393 Южно-Сахалинск - Оха на участке км 556+771 – км 564+500, Сахалинская область», а заказчик берет на себя финансирование его в размерах, предусмотренных настоящим контрактом.

В соответствии с пунктом 1.3 контракта разработка проектной документации выполняется в соответствии с заданиями, являющимися неотъемлемой частью настоящего контракта (приложения № 1, 1.1, 1.2 к контракту). Каждый вид проектных и изыскательских работ, выполняемых в соответствии с условиями настоящего контракта, должен быть выделен исполнителем в отдельный том проекта.

Согласно пункту 1.4 контракта сроки разработки проектной документации и отдельных её этапов определяются в соответствии с Календарным графиком (Приложение № 2 к контракту).

Календарным графиком выполнения проектно-изыскательских работ (Приложение № 2 к государственному контракту) в 2022 году в отношении Капитального ремонта автомобильной дороги А-393 Южно-Сахалинск - Оха на участке км 549+000 - км 552+041, км 552+085 -км 555+446, км 555+501 - км 556+745 предусмотрены сроки разработки проектной документации: инженерно-гидрометеорологические изыскания с момента заключения государственного контракта по 29.07.2022, стоимость работ 428 508 руб. (пункт 1.4 контракта); на участке км 556+771 - км 564+500 предусмотрены сроки разработки проектной документации: инженерно-гидрометеорологические изыскания с момента заключения государственного контракта по 29.07.2022, стоимость работ 428 508 руб. (пункт 2.4 контракта).

Пунктом 4.2 контракта предусмотрено, что работы по контракту должны быть исполнены в соответствии с ведомостью объёмов и стоимости работ (Приложение № 3 к контракту) в сроки, определенные Календарным графиком (Приложение № 2 к контракту).

На момент подписания настоящего контракта дата окончания работ является исходной для определения имущественных санкций в случаях нарушения сроков выполнения работ (пункт 4.3 контракта).

В соответствии с пунктом 7.1 контракта приемке и оплате подлежат полностью законченные этапы, оговоренные настоящим контрактом.

Согласно пункту 7.2 контракта при завершении работ (этапа работ) исполнитель представляет заказчику: акт сдачи-приемки научно-технической, проектной продукции с приложением к нему (7.2.1); комплект научной, технической и другой документации, предусмотренной техническим заданием на разработку проектной документации и условиями контракта (7.2.2); копии протокола научно-технического совета исполнителя с заключением о соответствии выполненной работы заданию (7.2.3).

Пунктом 7.3 контракта предусмотрено, что заказчик в течение 15 дней со дня получения акта сдачи-приемки научно-технической, проектной продукции рассматривает представленные материалы и, при отсутствии замечаний подписывает акт сдачи-приемки выполненных работ или мотивированный отказ от приемки работ.

В случае неподписания акта сдачи-приемки научно-технической, проектной продукции без мотивированного отказа от приемки работ в течение 20 дней со дня получения, работа считается принятой и подлежит оплате.

В соответствии с пунктом 8.5 контракта в случае просрочки исполнения исполнителем обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет исполнителю требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения исполнителем обязательства, предусмотренного контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка РФ от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени (пункт 8.5.1 контракта).

На основании пункта 11.1 контракта, контракт действует с момента заключения сторонами и действует до полного исполнения сторонами обязательств по контракту.

Актом сдачи-приемки научно-технический продукции № 2 от 23.11.2022 подтверждается факт выполнения подрядчиком и приемка заказчиком работ по контракту, которая признана заказчиком на момент подписания названного акта удовлетворяющей требованиям контракта и оформленной в надлежащем порядке, включая, в том числе инженерно-гидрометеорологические изыскания.

Между тем, при приемке работ по контракту, заказчиком зафиксировано нарушение сроков выполнения исполнителем отдельных видов работ, а именно инженерно-гидрометеорологических изысканий.

Данные работы в соответствии с календарным графиком должны быть выполнены исполнителем в срок по 29.07.2022, вместе с тем исполнитель выполнил указанные работы с нарушением срока (только 16.11.2022 сдал надлежащим образом оформленный итоговый результат заказчику).

ФКУ ДСД «Дальний Восток» направило в адрес ООО «Гео-проект» претензию от 28.11.2022 № 06/10086 с требованием об оплате начисленной неустойки.

Неисполнение в добровольном порядке ответчиком обязанности по оплате неустойки послужило основанием для обращения ФКУ ДСД «Дальний Восток» в арбитражный суд с настоящим иском.

Судами верно квалифицированы правоотношения сторон как регулируемые положениями главы 37 Гражданского кодекса российской Федерации (далее – ГК РФ), Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), а также общими положениями ГК РФ об обязательствах.

В соответствии со статьей 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740 Кодекса), проектные и изыскательские работы (статья 758 Кодекса), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

По правилам пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.

В силу пункта 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой.

Исходя из пункта 1 статьи 330 ГК РФ, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Пунктом 4 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В соответствии с пунктами 6, 7 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.

Изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, принимая во внимание, что в соответствии с календарным графиком исполнитель должен был выполнить работы по инженерно-гидрометеорологические изыскания в срок до 29.07.2022, между тем спорные работы сданы только 16.11.2023 по акту от 23.11.2022 № 2, проверив представленный истцом расчет неустойки, суды пришли к правомерному выводу о просрочке выполнения работ по инженерно-гидрометеорологическим изысканиям и соответственно обоснованности требований истца в заявленной сумме.

Возражая относительно просрочки исполнения обязательств, ответчик приводит доводы о том, что спорные работы сданы заказчику сопроводительным письмом от 15.07.2022 № 510-158-02-4186, то есть без просрочки, а срок на проверку результата работ не включается в срок их выполнения.

Между тем указанные доводы кассатора подлежат отклонению судом округа.

Как установлено судами, в соответствии с пунктом 7.2 контракта при завершении работ (этапа работ) исполнитель представляет заказчику: акт сдачи-приемки научно-технический, проектной продукции с приложением к нему; комплект научной, технической, и другой документации, предусмотренной техническим заданием на разработку проектной документации и условиями контракта; копии протокола научно-технического совета исполнителя с заключением о соответствии выполненной работы заданию, а заказчик в течение 15 дней со дня получения акта сдачи-приёмки научно-технический, проектной продукции предусматривает представленные материалы и при отсутствии замечаний подписывает акт сдачи-приемки выполненных работ или мотивированный отказ от приемки работ (пункт 7.3 контракта).

При этом сопроводительное письмо от 15.07.2022 № 510-158-02-4186 не содержит доказательств его направления заказчику с соответствующей описью вложения документов, предусмотренных пунктом 7.2 контракта, поэтому доводы кассатора о своевременном выполнении спорных работ подлежат отклонению.

Иных доказательств, свидетельствующих о сдаче спорных работ в срок материалы дела не содержат.

Кроме того, судами учтено, что истцом из расчета периода просрочки истцом был исключен период приемки работ с 16.11.2022 по 23.11.2022.

В кассационной жалобе заявитель также указывает на наличие оснований для применения моратория на начисление пени, введенного Постановлением № 497, поскольку неустойка заявлена истцом за период с 29.07.2022 по 16.11.2022 выпадает на период его действия.

Согласно пункту 1 статьи 9.1 Федерального закона 26.10.2022 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон №127-ФЗ) для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.

Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 9.1 Закона № 127-ФЗ на срок действия моратория в отношении должников, наступают последствия, предусмотренные абзацами пятым и седьмым - десятым пункта 1 статьи 63 настоящего Федерального закона, в частности не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.

Введенный Постановлением № 497 мораторий на удовлетворение требований кредиторов как инструмент государственного регулирования экономики антикризисной направленности имеет цель минимизировать последствия санкционного режима в 2022 году, обеспечить стабильность экономики государства путем оказания поддержки хозяйствующим субъектам.

Разъяснения, касающиеся цели и направленности моратория, вводимого в определенных случаях, даны в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2020 № 44 «О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

В силу пункта 7 указанного Постановления в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 НК РФ), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве).

При этом возникновение долга по причинам, не связанным с теми, в связи с которыми введен мораторий, не имеет значения. Освобождение от ответственности направлено на уменьшение финансового бремени на должника в тот период его просрочки, когда она усугубляется объективными, непредвиденными и экстраординарными обстоятельствами. Данный вывод изложен в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 19.04.2021 № 305-ЭС20-23028.

Мораторием предусмотрен запрет на начисление неустоек, иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей в период с 01.04.2022 по 01.10.2022.

При этом требования, возникшие после введения моратория квалифицируются как текущие, что связано с наличием у обеих сторон возможности при установлении обязательств учесть текущую экономическую ситуацию, что также соотносится с положениями подпункта 2 пункта 3 статьи 9.1 и абзаца 1 пункта 1 статьи 63 Федерального закона от 26.10.2022 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», допускающего начисление неустойки и иных финансовых санкций на текущие платежи в делах о банкротстве. В силу абзаца 10 пункта 1 статьи 63 указанного Закона не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей. Мораторий распространяется не только на денежные обязательства, но и на неденежные имущественные обязательства, которые, как правило, скрывают за собой финансовые вложения.

Данный подход приведен в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 14.06.2023 № 305-ЭС23-1845 по делу № А40-78279/2022.

Таким образом, буквальное толкование вышеназванных положений законодательства и разъяснений высшей судебной инстанции свидетельствует о том, что запрет на начисление финансовых санкций на требования, возникшие до введения моратория, распространяется только на период действия самого моратория, то есть с 01.04.2022 по 01.10.2022; начисление штрафных санкций на требования, возникшие после введения моратория, квалифицируются как текущие, что, в свою очередь, допускает начисление финансовых санкций на соответствующие требования.

Поскольку в соответствии с календарным графиком исполнитель должен был выполнить работы по инженерно-гидрометеорологическим изысканиям в срок до 29.07.2022, а пени предъявленные к уплате, возникли после введения моратория, то они подпадают под понятие «текущие» и запрет на их начисление мораторием не установлен, привлечение ответчика к гражданско-правовой ответственности в виде взыскания неустойки за указанный период является правомерным.

Ссылки кассатора на судебную практику в обоснование доводов не принимаются судом округа, поскольку по данным делам имели место иные фактические обстоятельства.

Иных доводов, способных повлиять на результат рассмотрения спора, не приведено.

В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном понимании норм права при установленных судами обстоятельствах дела, сводятся к несогласию заявителя с выводами судов, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установление новых обстоятельств, отличных от установленных судами, в связи с чем не могут быть приняты во внимание, учитывая предусмотренные статьей 286 АПК РФ пределы компетенции суда кассационной инстанции.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены судебных актов в любом случае, судом округа не установлено.

С учетом вышеизложенного, решение и апелляционное постановление подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 14.07.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2023 по делу № А73-5475/2023 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.

Судья Д.Г. Серга