ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
г. Хабаровск
15 ноября 2010 г. № Ф03-7704/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 15 ноября 2010 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: С.Е.Лобаря
Судей: И.А.Тарасова, Л.Б.Шариповой
при участии
от истца: ФИО1 - представитель по доверенности от 26.01.2010 №10юр/23/816.1-08 от 26.01.2010
от ответчика: ФИО2 - представитель по доверенности от 29.09.2010 №1-11/7459
от третьих лиц: КГУ «Управление по делам ГОЧС и ПБ Хабаровского края» - ФИО3, представитель по доверенности от 19.02.2010 №8/184; ЦУКС МЧС России по Хабаровскому краю - ФИО4, представитель по доверенности от 23.07.2010 №224681
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства имущественных отношений Хабаровского края
на решение от 12.04.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2010
по делу № А73-12820/2009
Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Соколов В.Ф., в суде апелляционной инстанции судьи: Малышева Л.Г., Балинская И.И., Волкова М.О.
По иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае
к Министерству имущественных отношений Хабаровского края
третьи лица: Краевое государственное учреждение «Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Хабаровского края», Государственное учреждение «Центр управления в кризисных ситуациях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России по Хабаровскому краю», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю
о признании недействительным зарегистрированного права собственности Хабаровского края и признании права федеральной собственности
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю (далее – истец) обратилось с иском в Арбитражный суд Хабаровского края к Министерству имущественных отношений Хабаровского края (далее – МИО Хабаровского края), Краевому государственному учреждению «Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Хабаровского края» (далее – КГУ «Управление по делам ГОЧС и ПБ Хабаровского края») о признании недействительным зарегистрированного за Хабаровским краем права собственности на здание, расположенное по адресу: <...> и о признании на спорное здание права собственности Российской Федерации.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) истец уточнил исковые требования и просил суд признать недействительным зарегистрированное за Хабаровским краем право собственности на нежилые помещения №1 (1-30) общей площадью 667,5 кв.м., №1 (1-5) общей площадью 49,9 кв.м.; № 11 (1-3, 5-8) общей площадью 82,3 кв.м.; №11 (9-23) общей площадью 151,1 кв.м.; №111 (1-2) общей площадью 40,7 кв.м.; №111 (19-21) общей площадью 16,4 кв.м.; №111 (22-34) общей площадью 30,5 кв.м.; №1V (1-3) общей площадью 27,5 кв.м.; №V (1-2) общей площадью 17,8 кв.м.; №V1 (1) общей площадью 18,9 кв.м., расположенные по адресу: <...> и признать на спорные помещения право собственности Российской Федерации, мотивируя тем, что спорное здание было построено в 1931 году за счет средств федерального бюджета и не выбывало из федеральной собственности.
Определением от 12.10.2009 Управление Федеральной регистрационной службы по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика.
Определением суда от 18.11.2009 КГУ «Управление по делам ГОЧС и ПБ Хабаровского края» привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, а Государственное учреждение «Центр управления силами федеральной противопожарной службы по Хабаровскому краю» привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца.
Определением суда от 18.11.2009 прекращено по пункту 4 части 1 статьи 150 АПК РФ производство по делу в части требований к КГУ «Управление по делам ГОЧС и ПБ Хабаровского края» о признании недействительным зарегистрированного за Хабаровским краем права собственности на здание, расположенное по адресу: <...> и о признании на здание права собственности Российской Федерации.
Определением от 10.12.2009 произведена замена Управления Федеральной регистрационной службы по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области на его правопреемника – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю.
Определением от 04.02.2010 произведена замена Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю и Государственного учреждения «Центр управления силами федеральной противопожарной службы по Хабаровскому краю» соответственно на их правопреемников – Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае (далее – ТУ Росимущества в Хабаровском крае) и Государственное учреждение «Центр управления в кризисных ситуациях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России по Хабаровскому краю» (далее - ЦУКС МЧС России по Хабаровскому краю).
Решением суда от 12.04.2010, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2010, иск удовлетворен в полном объеме со ссылкой на то, что спорные помещения находились в реестре федеральной собственности и из владения собственника не выбывали, а лишь передавались в оперативное управление.
Законность судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке статей 274, 284 АПК РФ по жалобе МИО по Хабаровскому краю, где ставится вопрос об их отмене и принятии нового решения об отказе в иске.
Заявитель полагает, что суд, разрешая спор о праве, ошибочно применил ряд перечисленных законодательных актов о разграничении государственной собственности, а также безосновательно признал факт финансирования спорного объекта недвижимости и нахождения в нем УГПС УВД Хабаровского края.
В судебном заседании кассационной инстанции представители МИО по Хабаровскому краю и КГУ «Управление по делам ГОЧС и ПБ Хабаровского края» доводы жалобы поддержали в полном объеме, дав по ним пояснения.
Представители истца и ЦУКС МЧС России по Хабаровскому краю доводы кассационной жалобы отклонили и просили обжалуемые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.
Проверив правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу несостоятельной.
Согласно решению 6-й сессии 21-го созыва Хабаровского краевого Совета народных депутатов от 10.10.1991 «О муниципальной и государственной (краевой ) собственности» был определен перечень имущества, подлежащего включению в состав краевой собственности, где в пункте 45 приложения к решению значится – здание Управления пожарной охраны 1931 года постройки, по ул. Карла Маркса 45, г.Хабаровска, представляющее культурную и историческую ценность.
Данный правовой акт органа государственной власти послужил основанием для включения этого объекта недвижимости в реестр краевой собственности и выдачи в мае 2007 года находящихся в деле свидетельств о государственной регистрации права.
Полагая, что тем самым было нарушено право федеральной собственности, истец предъявил настоящие требования.
Как было установлено судом из материалов дела, на момент принятия указанного решения Совета народных депутатов от 10.10.1991 здание находилось в пользовании у Управления государственной противопожарной службы УВД Хабаровского края.
Впоследствии оно находилось у Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю и далее у Государственного учреждения «Центр управления силами федеральной противопожарной службы по Хабаровскому краю», финансируемых из федерального бюджета.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны.
В соответствии с данным Законом, Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2001 № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» происходила реорганизация Государственной службы, которая была разделена на Государственную противопожарную службу субъектов Российской Федерации и Федеральную государственную противопожарную службу, входящую в состав МЧС РФ.
До реорганизации имущество являлось федеральной собственностью и в последующие годы в установленном порядке на основании постановлений Правительства Российской Федерации в иную собственность не передавалось.
Оценивая решение 6-й сессии 21-го созыва Хабаровского краевого Совета народных депутатов от 10.10.1991 в рассматриваемой части, арбитражные суды сделали правильный вывод об отсутствии правовых оснований для отнесения спорных помещений к краевой собственности.
Из федеральной собственности в собственность Хабаровского края данное имущество в установленном порядке не передавалось.
Распоряжение и управление государственным имуществом в соответствии со статьей 4 Закона РСФСР от 31.10.1990 № 293-1 «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР» было возложено на Совет Министров РСФСР от 31.10.1990 «О порядке введения в действие Закона РСФСР «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР».
Также, Закон РСФСР «О дополнительных полномочиях местных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям» от 21.11.1990 № 343-1 не предусматривал такого полномочия краевого Совета народных депутатов, как утверждение состава государственной (краевой) собственности или отнесения к ней отдельного имущества.
По этой причине арбитражным судом обоснованно не принята во внимание ссылка Министерства имущественных отношений по Хабаровскому краю на пункт 16 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».
Спорное здание включено в реестр федерального имущества под реестровым номером 02700043 от 22.03.1999 и закреплено на праве оперативного управления за Государственным учреждением «Центр управления силами противопожарной службы по Хабаровскому краю». (Распоряжение ТУФАУГИ по Хабаровскому краю от 10.07.2008 № 855).
Доказательств постройки спорного объекта за счет средств краевой собственности суду не представлено.
Наличие у него статуса памятника архитектуры, подлежащего государственной охране, как памятника краевого значения, не меняет уровень собственности и не предполагает безусловное отнесение здания в государственную (краевую) собственность исходя из положений статьи 18 Закона РСФСР от 15.12.1978 «Об охране и использовании памятников истории и культуры».
В отношении срока исковой давности заявление ответчика о его пропуске истцом отклонено судом согласно статье 208 ГК РФ также правомерно. Российская Федерация в течение всего времени владела зданием через свои учреждения и из ведения собственника не выбывало.
Более того, о нарушении своего права истец узнал с момента регистрации права собственности Хабаровского края в мае 2007 года, поэтому, предъявляя в августе 2009 года свои требования, срок исковой давности следует считать не пропущенным.
Поскольку ответчик не доказал законность отнесения спорного имущества в собственность Хабаровского края, то исковые требования о признании за Российской Федерацией права собственности на эти помещения удовлетворены в соответствии со статьей 12 ГК РФ, статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», разъяснениями пунктов 58, 59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10/22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практики при рассмотрении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».
Доводы кассационной жалобы о правомерности включения здания в краевую собственность были предметом исследования в судах обеих инстанций, где им была дана надлежащая оценка, не подлежащая пересмотру в суде кассационной инстанции в силу части 2 статьи 287 АПК РФ.
Вместе с тем, в части признания недействительным зарегистрированного за Хабаровским краем права собственности на данный объект обжалуемые судебные акты являются необоснованными и подлежащими отмене с отказом в иске в этой части.
Статьей 11 ГК РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 ГК РФ способами, причем эта статья так же содержит указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. При этом зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Поскольку в ГК РФ, в Законе о регистрации, в иных законах не предусмотрен такой способ защиты как признание недействительным зарегисрованного права, то оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество может происходить лишь с использованием установленных гражданским законодательством способов защиты, применяемых с учетом характера и последствий соответствующего нарушения (постановление Президиума ВАС РФ от 28.04.2009 № 15148/08).
Полагая, что единственным собственником спорного имущества является Российская Федерация, истец обратился с требованиями о признании за ним права собственности на эти помещения, которые были удовлетворены. Оснований для признания недействительным зарегистрированного права Хабаровского края на здание у суда по указанным мотивам не имелось.
Таким образом, решение от 12.04.2010 и постановление от 30.07.2010 в части признания недействительным зарегистрированного права Хабаровского края на спорное имущество подлежат отмене, и в удовлетворении в этой части иска следует отказать.
В остальном судебные акты являются законными и обоснованными, поэтому изменению, а кассационная жалоба удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 12.04.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2010 по делу № А73-12820/2009 Арбитражного суда Хабаровского края в части признания недействительным зарегистрированного за Хабаровским краем права собственности на нежилые помещения № I (1-30) общей площадью 667,5 кв.м., № I (1-5) общей площадью 49,9 кв.м.; № II (1-3, 5-8) общей площадью 82,3 кв.м.; № II (9-23) общей площадью 151,1 кв.м.; № III (1-2) общей площадью 40,7 кв.м.; № III (19-21) общей площадью 16,4 кв.м.; № III (22-34) общей площадью 30,5 кв.м.; № IV (1-3) общей площадью 27,5 кв.м.; № V (1-2) общей площадью 17,8 кв.м.; № VI (1) общей площадью 18,9 кв.м., расположенные по адресу: <...>, отменить. В данной части в иске отказать.
В остальном решение от 12.04.2010 и постановление от 30.07.2010 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: С.Е.Лобарь
Судьи: И.А.Тарасов
Л.Б.Шарипова