ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф09-5923/22 от 13.10.2022 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-5923/22

Екатеринбург

14 октября 2022 г.

Дело № А34-11436/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2022 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2022 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Сулейменовой Т. В.,

судей Краснобаевой И.А., Лазарева С. В.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ёха плюс» (далее – общество, ответчик) на решение Арбитражного суда Курганской области от 30.03.2022 по делу № А34-11436/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2022 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области обратился в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к обществу о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка от 12.08.2010 № 13-Др за первый, второй и третий квартал 2020 года в сумме 130 118 руб. 40 коп., пени за период с 26.03.2020 по 31.12.2020 в сумме 2277 руб. 49 коп.

Исковые требования изложены в соответствии с принятым судом увеличением их размера в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Определением Арбитражного суда Курганской области от 09.09.2021 уточнено наименование истца – Департамент гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области (далее – Департамент, истец).

Решением Арбитражного суда Курганской области от 30.03.2022 исковые требования удовлетворены частично. Суд взыскал с общества в пользу Департамента основной долг по договору аренды лесного участка от 12.08.2010 № 13-р за первый, второй и третий квартал 2020 года в сумме 126 998 руб. 50 коп., неустойку за период с 26.03.2020 по 31.12.2020 в сумме 2277 руб. 49 коп. В удовлетворении остальной части требований отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2022 решение суда первой инстанции изменено, исковые требования удовлетворены частично. Суд взыскал с общества в пользу Департамента основной долг по договору аренды лесного участка от 12.08.2010 № 13-р за первый, второй и третий квартал 2020 года в сумме 126 998 руб. 50 коп., неустойку в сумме 1696 руб. 87 коп. В удовлетворении остальной части требований отказано.

В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит решение суда первой инстанции, постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы  полагает, что законом установлен прямой запрет на изменение условий договора, заключенного на аукционе. Общество указывает на то, что в соответствии с условиями договора изменение размера арендной платы осуществляется путем подписания дополнительного соглашения, которое подлежит государственной регистрации.

В отзыве на кассационную жалобу Департамент указывает, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции являются законными и обоснованными, просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать в полном объеме.

При рассмотрении спора судами установлено, что 04.08.2010 Департаментом проведен аукцион по продаже права на заключение договора аренды лесного участка.

По результатам аукциона между Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области (арендодателем) и обществом с ограниченной ответственностью «Ёха» (арендатором) (правопредшественник ответчика) заключен договор аренды лесного участка от 12.08.2010 № 13-Р (далее – договор).

Согласно пунктам 1, 2 договора арендодатель обязался предоставить, а арендатор обязался принять во временное пользование для осуществления рекреационной деятельности лесной участок, находящийся в государственной собственности площадью 0,07 га., расположенный по адресу: Курганская область, Кетовский район, Курганский лесхоз, Чистопрудное лесничество, квартал 215 выдел 4, условный номер в ЕГРП 45-01.01-09.2003-0480, условный номер в государственном лесном реестре 11373534-4. Категория земель: земли лесного фонда, площадь 700 кв. м.

Арендная плата по договору составляет 127 000 руб. (пункт 6 договора).

В соответствии с пунктом 7 договора арендатор вносит арендную плату в полном объеме в сроки, определенные приложением № 4 к настоящему договору.

Согласно пункту 8 договора размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии с федеральным законодательством, и пропорционально индексации ставок платы за единицу площади лесного участка в соответствии с бюджетным законодательством.

Изменение размера арендной платы в случаях, предусмотренных пунктом 8, производится посредством его перерасчета арендодателем в одностороннем порядке и переоформления приложения № 4 к настоящему договору (пункт 9 договора).

Пунктом 11 договора предусмотрено, что за просрочку арендных платежей арендатору начисляются пени в размере ставки рефинансирования установленной Центральным Банком Российской Федерации.

Срок действия договора установлен с 01.01.2011 по 31.12.2050 (пункт 25 договора).

Приложением № 4 к договору было установлено, что перечисление арендной платы производится не позднее 25-го числа последнего месяца квартала. Размер ежеквартального платежа в бюджет Курганской области был установлен в сумме 31 540 руб. 75 коп. (за год – 126 163 руб.), в федеральный бюджет – 209 руб. 25 коп. (за год – 837 руб.).

Договор зарегистрирован в установленном законом порядке. По акту приема-передачи лесной участок передан арендатору.

В дальнейшем стороны регулировали свои взаимоотношения посредством заключения дополнительных соглашений к договору, изменив в частности порядок оплаты с ежеквартального на ежемесячный и увеличивая размер арендной платы с 2015 года путем применения коэффициентов, установленных Постановлениями Правительства Российской Федерации от 17.09.2014 № 947, от 14.12.2016 № 1350, от 11.11.2017 № 1363.

С 2019 года арендодатель стал направлять арендатору уведомления об изменении арендной платы с приложенным к ним расчетом. Из уведомлений и расчетов видно, что арендодатель индексировал обе части арендной платы – как часть, подлежащую уплате в федеральный бюджет, так и ту ее часть, которая подлежала уплате в бюджет Курганской области.

В обоснование иска, Департамент указал, что поскольку общество ненадлежащим образом исполняло обязанность по внесению арендной платы, за ним образовалась задолженность за апрель – июнь 2020 года в сумме 45 627 руб. 34 коп.

В целях досудебного урегулирования спора истцом в адрес ответчика направлена претензия от 07.08.2020 № 188 с требованием оплатить имеющуюся задолженность.

Неисполнение требования, изложенного в претензии, послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым иском.

Удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции исходил из того, что между сторонами было достигнуто соглашение о ежегодной индексации арендной платы (всех ее частей), в связи с чем не согласился с доводами ответчика о наличии за спорный период у него переплаты. Расчет произведен в соответствии с порядком внесения арендной платы в равных долях и с учетом частичной оплаты ответчика.

Суд апелляционной инстанции согласился с указанным выводом по следующим осннованиям.

Согласно части 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка также применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Согласно пункту 1 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным (пункт 3 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Статьей 614 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

Согласно статье 94 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов в Российской Федерации является платным; за использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений; размер арендной платы и размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяются в соответствии со статьями 73 и 76 данного Кодекса.

Как разъяснено в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», судам следует учитывать, что по смыслу пункта 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер арендной платы определяется по результатам проведения торгов.

Аукционы по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, урегулированы в главе 8 Лесного кодекса Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 78 Лесного кодекса Российской Федерации договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, договоры купли-продажи лесных насаждений заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины).

Организаторами аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, являются продавцы права на заключение договора аренды лесного участка, которыми выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации (части 1, 2 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 4 части 4 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации начальный размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, но не ниже минимального размера арендной платы.

Частью 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации закреплено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 данной статьи.

В силу части 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Ставки за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2017 № 1363 установлены коэффициенты к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка (на 2020 год – 2,26).

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 28 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2017, условие договора аренды лесного участка, заключенного по результатам аукциона, о возможности изменения размера арендной платы пропорционально изменению ставок, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, не противоречит действующему законодательству.

Как предусмотрено частью 1 статьи 78 и частью 1 статьи 80 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подлежит заключению по результатам аукциона, проводимого путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины) на «шаг аукциона».

Как установлено судами и следует из материалов дела,размер годовой арендной платы по договору определен на аукционе по продаже права на заключение договора аренды лесного участка и составил 127 000 руб. Данный размер арендной платы согласован сторонами в пункте 6 договора.

Пункт 8 заключенного договора аренды предусматривает возможность  изменения определенного по итогам аукциона размера арендной платы путем корректировки на установленный в нормативном акте соответствующим органом коэффициент к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, то есть пропорционально изменению минимальных ставок платы.

С учетом изложенного, суды пришли к правильному выводу о том, что Департамент правомерно произвел индексацию размера арендной платы на соответствующие коэффициенты, действующие в спорный период, поскольку у общества имеется обязанность по исполнению договора аренды в части уплаты арендной платы с применением коэффициентов, установленных Правительством Российской Федерации.

При проверке итогового расчета задолженности ответчика за спорный период, судом установлено, что истец рассчитывает ее размер исходя из поквартальной обязанности по внесению арендной платы (до 25 числа последнего месяца квартала) и применительно к той ее части, которая подлежит перечислению в бюджет Курганской области.

Таким образом, размер арендной платы с учетом применения на 2020 год установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2017 № 1363 коэффициента в размере 2,26 в части, подлежащей перечислению в бюджет Курганской области, составил 252 508 руб. 96 коп. за год, и соответственно 63 127 руб. 24 коп. в квартал.

При проверке правильности расчета задолженности по арендной плате судом первой инстанции была учтена частичная оплата ответчика за спорный период, в связи с чем сумма долга ответчика перед истцом
составила 126 998 руб. 05 коп.

Таким образом, частичное удовлетворение требования о взыскании задолженности по арендной плате по договоруза первый, второй и третий квартал 2020 года является правомерным.

Изменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 330, 331, пунктом 63Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», статьей 9.1 Федерального закона от26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Обзором по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 2, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.04.2020, пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 428 «О введении моратория на возбуждения дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников», Постановлением Правительства Российской Федерацииот 01.10.2020 № 1587 «О продлении срока действия моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников», пришел к выводу об отсутствии оснований для начисления неустойки на задолженность за 1 квартал 2020 года, поскольку она возникла до 06.04.2020, в связи с чем суд апелляционной инстанции удовлетворил требование о взыскании неустойки в сумме 1696 руб. 87 коп.

Судебные акты в части взыскания неустойки не обжалуются, в связи с чем законность судебных актов не проверяется судом округа в данной части, суд кассационной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (часть 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Довод заявителя жалобы о том, что изменение арендной платы осуществляется путем подписания дополнительного соглашения, судом кассационной инстанции отклоняется.

Отсутствие дополнительного соглашения, с учетом содержания пунктов 8, 9 договора, в которых прямо предусмотрено, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу площади лесного участка посредством перерасчета арендодателем в одностороннем порядке, не свидетельствует о наличии оснований, препятствующих изменению размера арендной платы.

Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению судом кассационной инстанции по основаниям, указанным в мотивировочной части постановления, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.

При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации РФ, им дана надлежащая правовая оценка согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного апелляционное постановление подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2022 по делу № А34-11436/2020 Арбитражного суда Курганской области оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ёха плюс»– без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                Т.В. Сулейменова

Судьи                                                                             И.А. Краснобаева

                                                                                       С.В. Лазарев