Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-7722/21
Екатеринбург
30 ноября 2021 г. | Дело № А60-4221/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Полуяктова А.С., Тороповой М.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области на решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.03.2021 по делу № А60-4221/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области – ФИО1 (доверенность
от 09.12.23019 № 08-22/01281);
государственного казенного учреждения Свердловской области «Управление автомобильных дорог» - ФИО2 (доверенность от 11.01.2021 № 09-09).
Государственное казенное учреждение Свердловской области «Управление автомобильных дорог» (далее – учреждение) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее – управление) о признании недействительными решений от 08.12.2020 № КУВД-001/2020-26950134/1, от 09.12.2020 № КУВД-001/2020-27138979/1, обязании осуществить государственный кадастровый учет земельного участка, образованного на основании межевого плана
от 01.12.2020, подготовленного кадастровым инженером ФИО3 на основании приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области от 09.10.2020 № 581-п и приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 30.10.2020 № 3597, и земельного участка, образованного на основании межевого плана
от 01.12.2020, подготовленного кадастровым инженером ФИО3 на основании приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области от 09.10.2020 № 581-п и приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 30.10.2020 № 3597.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области.
Решением суда первой инстанции от 30.03.202 исковые требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 11.08.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм процессуального права, неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам. Заявитель полагает, что правовых оснований для признания ненормативно-правовых актов управления у судов не имелось. По мнению заявителя, учреждение не является надлежащим истцом по настоящему делу, поскольку документы на государственный кадастровый учет подавались от имени Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, отношений по государственной регистрации между управлением и учреждением не имелось. Управление указывает на отсутствие нарушения прав и законных интересов заявителя, учитывая, что учреждение не является участником правоотношений по государственному кадастровому учету.
Также заявитель полагает, что судебные акты являются неисполнимыми. Заявитель отмечает, что исходные земельные участки отнесены к категории земель лесного фонда и находятся в собственности Российской Федерации, в отношении образуемых земельных участков отсутствуют обременения в виде аренды, о чем также свидетельствуют графические сведения. Кроме того, заявитель полагает, что возможность изъятия субъектом Российской Федерации для государственных нужд Свердловской области земельного участка, образованного путем раздела земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, не предусмотрена действующим законодательством.
От управления в суд кассационной инстанции поступили дополнения к кассационной жалобе, в которых заявитель ссылается на безусловное основание для отмены обжалуемых судебных актов как принятых о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, – Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, являющегося уполномоченным органом государственной власти по предоставлению земельных участков, расположенных в границах лесного фонда.
Учреждение представило отзыв на кассационную жалобу управления, в котором просит в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что для реконструкции автомобильной дороги д. Усть-Бугалыш - пос. Саргая-пос. Дегтярка - пос. Аяз Республики Башкортостан на участке д. Усть-Бугалыш-пос. Саргая - пос. Дегтярка на территории муниципального образования Красноуфимский округ Свердловской области. I этап разработана документация по планировке территории, утвержденная приказом Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области от 09.10.2020 № 581-П «Об утверждении основной части проекта планировки территории для размещения линейного объекта транспортной инфраструктуры регионального значения «Реконструкция автомобильной дороги д. Усть - Бугалыш - пос. Саргая - пос. Дегтярка - пос. Аяз Республики Башкортостан на участке д. Усть-Бугалыш - пос. Саргая - пос. Дегтярка на территории муниципального образования Красноуфимский округ Свердлоской области. I этап» и основной части проекта межевания территории для размещения линейного объекта транспортной инфраструктуры регионального значения «Реконструкция автомобильной дороги д. Усть-Бугалыш - пос. Саргая - пос. Дегтярка - пос. Аяз Республики Башкортостан на участке д. Усть-Бугалыш - пос. Саргая - пос. Дегтярка на территории муниципального образования Красноуфимский округ Свердлоской области. I этап».
В соответствии с проектом межевания территории предусматривалось, в том числе образование земельных участков с условными номерами:
1) земельного участка с условным номером «:169:ЗУ1» площадью 8620 кв. м, подлежащего образованию из земельного участка с кадастровым номером 66:14:0000000:169 (номер входящего земельного участка 66:14:1801014:21), расположенного по адресу: Свердловская область, район Красноуфимский, категория земель - земли лесного фонда, разрешенное использование - для целей ведения лесного хозяйства, площадь - 1 646 721 890 кв. метров (согласно сведениям выписки из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок дата и номер государственной регистрации права аренды общества с ограниченной ответственностью «УРАЛ» от 20.01.2009
№ 66-66-05/068/2008-495/3);
2) земельного участка с условным номером «:219:ЗУ1» (2 контура) площадью 13 089 кв. метров (1 контур площадью 12 645 кв. метров, 2 контур площадью 444 кв. метра), подлежащего образованию из земельного участка
с кадастровым номером 66:14:0000000:219, расположенного по адресу: Свердловская область, район Красноуфимский, ГУ СО «Красноуфимское лесничество», категория земель - земли лесного фонда, разрешенное использование - для ведения лесного хозяйства и лесопользования, площадь - 300 330 000 кв. метров (согласно сведениям выписки из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок от 19.10.2009
№ 99/2020/354886072 дата и номер государственной регистрации права аренды общества с ограниченной ответственностью «КУ АСТРА» от 03.03.2009
№ 66-66-05/004/2009-332).
В соответствии с проектом межевания предусмотрено изъятие земельного участка лесного фонда для государственных нужд: - 169:ЗУ1 площадью 0,86 га, - под постоянную полосу отвода - арендатором указанного участка является общество с ограниченной ответственностью «Урал», арендодателем – Министерство природных ресурсов Свердловской области, договор аренды
от 28.11.2008 № 289 на срок 49 лет; - 219:ЗУ1 площадью 1,31 га, - под постоянную полосу отвода - арендатором указанного участка является КУ «Астра», арендодателем – Министерство природных ресурсов Свердловской области, договор аренды от 29.12.2008 № 432 на срок 49 лет.
Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области издан приказ от 30.10.2020 № 3597 «Об изъятии для государственных нужд Свердловской области земельных участков для размещения линейного объекта транспортной инфраструктуры регионального значения «Реконструкция автомобильной дороги д. Усть-Бугалыш - пос. Саргая - пос. Дегтярка - пос. Аяз Республики Башкортостан на участке д. Усть-Бугалыш - пос. Саргая - пос. Дегтярка на территории муниципального образования Красноуфимский округ Свердловской области. I этап».
Во исполнение пункта 2 приказа № 3597 учреждением организовано выполнение мероприятий по подготовке межевых планов для образования вышеуказанных земельных участков с условными номерами «:169:ЗУ1» площадью 8620 кв. м, «:219:ЗУ1» площадью 13 088 кв. метров, поданы заявления в управление с целью постановки на государственный кадастровый учет земельных участков:
1) заявление от 03.12.2020 № КУВД-001/2020-27138979 по образованию земельного участка с условным номером «:169:ЗУ1»;
2) заявление от 02.12.2020 № КУВД-001/2020-26950134 по образованию земельного участка с условным номером «:219:ЗУ1».
По результатам рассмотрения указанных заявлений управлением принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета (уведомления от 08.12.2020 № КУВД-001/2020-26950134/1 и от 09.12.2020
№ КУВД-001/2020-27138979/1).
В обоснование приостановления кадастрового учета управлением указано, что земли лесного фонда находятся в собственности Российской Федерации. Документы заявителем поданы для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации. Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено изъятие земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, в собственность субъекта Российской Федерации и не осуществляется прекращение в ходе изъятия права собственности на земельный участок одного публичного правового образования в пользу другого публичного правового образования.
Полагая, что решения о приостановлении государственного кадастрового учета являются незаконными, нарушающими права заявителя, учреждение обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия оснований для признания оспариваемых решений незаконными и нарушающими права заявителя. Суд указал, что, поскольку изымаемые земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, обременены правами третьих лиц, то есть предоставлены в аренду, решение об изъятии в отношении земельных участков обязательно. Такое решение, а также заключенное соглашение об изъятии и выплата возмещения являются основанием для прекращения прав аренды на спорные земельные участки. Также суд указал, что приказ министерства об изъятии спорных земельных участков не прекращает прав Российской Федерации, вопрос о передаче земельных участков из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации решается после выплаты возмещения арендатору и внесения записи о прекращении аренды в Единый государственный реестр недвижимости. Суд признал, что документы для осуществления государственного кадастрового учета земельных участков представлены в полном объеме. Из представленных в материалы дела документов суд установил, что управление под процедурой изъятия образуемого земельного участка понимает только прекращение права собственности Российской Федерации на земельный участок, а иные основания, предусмотренные статьей 274 Гражданского кодекса Российской Федерации, не рассматривает.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда без изменения, заключив, что не имеется оснований, влекущих запрет на изъятие земельных участков (пункт 8 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации), а также на отсутствие оснований для отказа в принятии решения для изъятия, предусмотренных пунктом 7 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом чего отклонил доводы заявителя апелляционной жалобы о невозможности изъятия. Суд также отметил, что процедура постановки на кадастровый учет земельных участков сама по себе не влечет прекращения прав Российской Федерации на них, следовательно, с учетом того, что документы для осуществления государственного кадастрового учета земельных участков представлены в полном объеме, основания для приостановления отсутствовали. Доводы управления о ненадлежащем заявителе по данному делу отклонены судом с учетом осуществляемых учреждением функций согласно уставу.
Между тем при рассмотрении настоящего спора судами первой и апелляционной инстанций не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
К отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы (пункт 2 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей земельные участки из состава земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, лесного фонда, а также в границах особых экономических зон, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 7 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в передаче земельного участка принимается при наличии, в числе прочего следующего основания: земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, не подлежит передаче в соответствии с пунктом 2 статьи 39.30 настоящего Кодекса.
В силу статьи 2 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения).
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для: использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
В силу пункта 1 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
В соответствии с пунктами 3, 5 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.07.2020 № 434 утверждены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и Перечень случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.
Согласно пункту 5 Правил при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, для размещения объектов, связанных со строительством, реконструкцией, эксплуатацией линейных объектов, должны использоваться нелесные земли, а при отсутствии таких земель - земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие), а также площади, на которых произрастают низкополнотные и наименее ценные лесные насаждения.
В целях размещения объектов, связанных со строительством или реконструкцией линейных объектов, в лесах, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, используются в первую очередь земли, на которых не расположены лесные насаждения.
В статье 81 Лесного кодекса Российской Федерации установлены полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации осуществление в числе прочих полномочий в области лесных отношений полномочий по проектированию лесных участков на землях лесного фонда Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 19 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия федеральных органов исполнительной власти в области лесных отношений, предусмотренные настоящим Кодексом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании постановлений Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
При установлении фактических обстоятельств настоящего дела судами выявлено и не оспаривается сторонами спора то обстоятельство, что земельный участок с кадастровым номером 66:14:0000000:169 и земельный участок с кадастровым номером 66:14:0000000:219, из которых произведено образование земельных участков с условными номерами «:169:ЗУ1», «:219:ЗУ1», входят в состав лесного фонда Российской Федерации.
Проектирование лесных участков на землях лесного фонда осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в рамках переданных ему полномочий в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
На территории Свердловской области таким органом является Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области
Постановлением Правительства Свердловской области от 16.09.2015
№ 832-ПП утверждено положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее – Положение).
Согласно пункту 1 Положения Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, недропользования, лесных отношений, водопользования, безопасности гидротехнических сооружений, обращения с отходами производства и потребления, организации, функционирования и упразднения особо охраняемых природных территорий, государственной экологической экспертизы, создания искусственных земельных участков на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, регионального государственного экологического надзора.
Согласно пункту 19 Положения министерство осуществляет на территории Свердловской области полномочия Российской Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в числе прочих предоставляет лесные участки, расположенные в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, заключает договоры купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда, устанавливает сервитуты, участвует в установлении публичных сервитутов в отношении лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда.
Учитывая, что земельные участки с кадастровыми номерами 66:14:0000000:169 и 66:14:0000000:219 являются землями лесного фонда и находятся в собственности Российской Федерации, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что судебные акты непосредственно затрагивают права и обязанности Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, на которое возложены полномочия по защите имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений.
Вместе с тем указанный орган не был привлечен к участию в рассмотрении настоящего дела.
В силу пункта 4 части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда в любом случае является принятие судом решения, постановления о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
В соответствии с проектом межевания территории предусматривалось, в том числе образование земельных участков с условными номерами: 1) земельного участка «:169:ЗУ1» площадью 8620 кв. метров, подлежащего образованию из земельного участка с кадастровым номером 66:14:0000000:169 (номер входящего земельного участка 66:14:1801014:21), расположенного по адресу: Свердловская область, район Красноуфимский, категория земель - земли лесного фонда, разрешенное использование - для целей ведения лесного хозяйства, площадь - 1 646 721 890 кв. метров (согласно сведениям выписки из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок дата и номер государственной регистрации права аренды общества с ограниченной ответственностью «УРАЛ» от 20.01.2009 № 66-66-05/068/2008-495/3); 2) земельного участка «:219:ЗУ1» (2 контура) площадью 3 089 кв. метров (1 контур площадью 12 645 кв. метров, 2 контур площадью 444 кв. метра), подлежащего образованию из земельного участка с кадастровым номером 66:14:0000000:219, расположенного по адресу: Свердловская область, район Красноуфимский, ГУ СО «Красноуфимское лесничество», категория земель - земли лесного фонда, разрешенное использование - для ведения лесного хозяйства и лесопользования, площадь - 300 330 000 кв. метров (согласно сведениям выписки из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок от 19.10.2009 № 99/2020/354886072 дата и номер государственной регистрации права аренды общества с ограниченной ответственностью «КУ АСТРА» от 03.03.2009 № 66-66-05/004/2009-332).
Согласно имеющемуся в материалах дела Проекту планировки территории для размещения линейного объекта транспортной инфраструктуры регионального значения «Реконструкция автомобильной дороги д. Усть - Бугалыш - пос. Саргая - пос. Дегтярка - пос. Аяз Республики Башкортостан на участке д. Усть-Бугалыш - пос. Саргая - пос. Дегтярка на территории муниципального образования Красноуфимский округ Свердловской области. I этап» и основной части проекта межевания территории для размещения линейного объекта транспортной инфраструктуры регионального значения «Реконструкция автомобильной дороги д. Усть-Бугалыш - пос. Саргая - пос. дегтярка - пос. Аяз Республики Башкортостан на участке д. Усть-Бугалыш - пос. Саргая - пос. Дегтярка на территории муниципального образования Красноуфимский округ Свердлоской области. I этап» (том 1), утвержденного приказом Министерства Строительства и развития инфраструктуры от 09.10.2020 № 581-П, на земельном участке с кадастровым номером 66:14:0000000:219, частично покрытом лесом, расположены сельские леса, в настоящее время земельный участок входит в состав земель лесного фонда. Занимаемый земельный участок с кадастровым номером 66:14:0000000:219 расположен в 6 квартале, часть выдела 21, урочища ТОО «Юбилейное» Усть-Машского участкового лесничества Красноуфимского лесничества. Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации, подлежат уточнению при межевании земель.
В проекте планировки территории (том 3) указано, что формируемые земельные участки :219:ЗУ1 и :2019ЧЗУ1 по сведениям, полученным из акта
№ 172 натурного технического обследования лесного участка, размещаются на землях лесного фонда:
- целевое назначение лесов – защитные леса;
- вид (виды) разрешенного использования земельного участка – для ведения лесного хозяйства, аренда для заготовки древесины;
- сведения о нахождении лесного участка в границах особо защитных участков леса – ценные леса; нерестоохранные полосы лесов.
Согласно пункту 4 проекта планировки территории изъятию для государственных нужд подлежат арендуемые земельные участки лесного фонда:
- :169:ЗУ1 площадью 0,86 га, арендатор общество с ограниченной ответственностью «Урал» (постоянный отвод);
- :219:ЗУ1 площадью 1,31 га, арендатор КУ «Астра» (постоянный отвод);
- :219:ЧЗУ1 площадью 0,65 га, арендатор КУ «Астра» (временный отвод).
Кроме того, из Проекта планировки территории следует, что земельный участок, испрашиваемый для реконструкции автомобильной дороги д. Усть - Бугалыш - пос. Саргая - пос. Дегтярка - пос. Аяз Республики Башкортостан на участке д. Усть-Бугалыш - пос. Саргая - пос. Дегтярка на территории муниципального образования Красноуфимский округ Свердловской области, попадает в границы зарезервированной территории для организации особо охраняемой территории областного значения – природный парк «Уфимское плато», ГКУ СО «Уфимское лесничество Саргаинский участок, кв. 25, 26, 27, 29, 52, 53, 62, 63, 51».
Согласно данным Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области (письмо от 20.07.2018 № 12-10-20/8110) организация особо охраняемой территории «Уфимское плато» планировалась в 2019 г.
Указанным обстоятельствам правовая оценка судом первой инстанции не дана.
Нарушения, допущенные судом первой инстанции, судом апелляционной инстанции не устранены.
При указанных обстоятельствах суд кассационной инстанции полагает, что обстоятельства, имеющие существенное значение для целей рассмотрения настоящего дела, судом первой инстанции в полном объеме не установлены.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании пункта 4 части 4 статьи 288, части 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с нарушением норм процессуального права, дело следует направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.
При новом рассмотрении суду необходимо установить и оценить обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения спора, устранить нарушение норм процессуального права, привлечь к участию в деле орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложены полномочия по защите имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, рассмотреть дело с соблюдением положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, устранить нарушения статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дать оценку доводам сторон на основе всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования имеющихся в деле доказательств, на которые ссылаются стороны по делу в обоснование своих возражений, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств, имеющихся в материалах настоящего дела, в их совокупности.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.03.2021 по делу № А60-4221/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2021 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий И.А. Татаринова
Судьи А.С. Полуяктов
М.В. Торопова