Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Москва
22 января 2015г.
Дело №
А40-214072/2014 (145-1764)
Резолютивная часть решения объявлена 21 января 2015г.
Решения изготовлено в полном объеме 22 января 2015г.
Арбитражный суд г. Москвы в составе:
Председательствующего судьи
Вигдорчика Д.Г.
При ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фроловым В.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Прокуратуры Юго-западного административного округа <...>)
к Закрытому акционерному обществу «Делан» (ОГРН <***> ИНН <***> <...>)
о привлечении к административной ответственности на основании ч.2 ст.7.24 КоАП РФ
при участии: от заявителя – ФИО1 удостоверение № 135461 от 05.04.2012г.; от ответчика – неявка, извещен.
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Юго-западного административного округа г. Москвы О.В. Левченко обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении Закрытого акционерного общества «Делан» к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ в связи с нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, и использования указанного объекта
Заявитель в судебное заседание явился, поддержал заявленные требования, просил суд удовлетворить заявление в полном объеме.
Ответчик в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени проведения судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в связи с чем, суд счел возможным рассмотреть дело в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ в отсутствие ответчика.
В соответствии с п.3 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2010г. №10 и согласно определению арбитражного суда от 24.12.2014г. в судебном заседании 21.01.2015г. проводиться подготовка дела к судебному разбирательству и судебное разбирательство.
Изучив материалы дела, суд считает, что требование заявителя подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Юго-западного административного округа г. Москвы 21.11.2014 проведена проверка соблюдения порядка законности распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, передано на праве оперативного управления Федеральному государственному бюджетному учреждению науки Институт мировой экономики и международных отношений Российской академии наук и расположенного по адресу: <...>.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Юго-западного административного округа г. Москвы 21.11.2014 проведена проверка соблюдения порядка законности распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, передано на праве оперативного управления Федеральному государственному бюджетному учреждению науки Институт мировой экономики и международных отношений Российской академии наук и расположенного по адресу: <...>.
В ходе проверки установлено, что согласно сведениям Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве (далее - ТУ Росимущества в г. Москве) здание, расположенное по адресу: Россия, 117997, <...>, является федеральным имуществом на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1, передано на праве оперативного управления Институту мировой экономики и международных отношений Российской академии наук (Акт приемки в эксплуатацию здания Института мировой экономики и международных отношений АН СССР от 27.04.1978).
Проверкой выявлено, что в соответствии с договором от 12.11.2012 № 18/2012, заключенным между Федеральным государственным бюджетным учреждением науки Институт мировой экономики и международных отношений Российской академии наук (в лице заместителя директора ФИО2) и ЗАО «Делан», последнее использует на праве аренды за плату во временное пользование комнаты 10,11,12,13,14,15,16,17,18 помещения I, этаж 3, расположенные по адресу: <...> в качестве служебного офиса.
Фактически указанные помещения используются ООО ЗАО «Делан» для достижения предпринимательских целей организаций, размещения персонала, оргтехники, о чем составлена фототаблица.
Документов подтверждающих факт согласования данного договора с ТУ Росимущества в г. Москве и факт заключения договора по результатам проведения аукциона не представлено. В ТУ Росимущества в г. Москве отсутствуют сведения о согласованных договорах аренды федерального недвижимого имущества, расположенного по указанному адресу.
На основании вышеизложенного сотрудниками прокуратуры сделан вывод, о том, что в действиях ООО ЗАО «Делан» содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена по ч.2 ст. 7.24 КоАП РФ.
По результатам проверки помощником прокурора Юго-западного административного округа г. Москвы Гончаровым А.С. составлена Акт проверки от 21.11.2014г.
Согласно статье 24.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях генеральный прокурор Российской Федерации и назначаемые им прокуроры осуществляют в пределах своей компетенции надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда.
Согласно части 2 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
Статьей 28.4, п. 1 ч. 1 ст. 25.11 КоАП РФ установлено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.24 КоАП РФ, возбуждаются прокурором в пределах своих полномочий.
Согласно требованиям ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента вынесения постановления об административном правонарушении.
17.12.2014г. Прокурором Юго-западного административного округа г. Москвы О.В. Левченко, при участии представителя общества по доверенности от 15.12.2014г. ФИО3, вынесено Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении. Копия вручена представителю.
В соответствии со п. 2 ст. 7.24 КоАП РФ использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Суд отмечает, что в соответствии с п. 4 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ «О некоторых вопросах применения особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» установлено, что при применении ч. 2 статьи 7.24 КоАП РФ в части привлечения к административной ответственности лиц за использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без согласия собственника на распоряжение соответствующим имуществом судам следует учитывать, что арендатор (субарендатор) может быть субъектом ответственности за данное правонарушение, так как он обязан удостовериться в том, что заключает договор аренды с лицом, у которого такое согласие имеется.
В силу части 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации федеральной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации.
Согласно ст. 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Полномочия собственника в отношении имущества государственных учреждений, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам отнесены к компетенции Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Гражданские права и обязанности в соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права обязанности, в связи с чем, гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В силу статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В силу ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им. оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжение имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами распоряжаться им иным образом.
В соответствии со ст. 157.1 Гражданского кодекса РФ если на совершение сделки в силу закона требуется согласие третьего лица, органа юридического лица или государственного органа либо органа местного самоуправления, о своем согласии или об отказе в нем третье лицо или соответствующий орган сообщает лицу, запросившему согласие, либо иному заинтересованному лицу в разумный срок после получения обращения лица, запросившего согласие. В предварительном согласии на совершение сделки должен быть определен предмет сделки, на совершение которой дается согласие. Молчание не считается согласием на совершение сделки, за исключением случаев, установленных законом.
Согласно постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», агентство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении имущества Российской Федерации непосредственно или через свои территориальные органы.
В соответствии с ч. 2 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Согласно ч. 3 ст. 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным закрепленным за ним имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.03.2006 № 156 заключение договора аренды объектов недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, осуществляется на конкурсной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Арендатор (субарендатор) использующий федеральное имущество обязан удостовериться в том, что заключает договор аренды с лицом, у которого имеется согласие на сдачу в аренду указанного имущества, полученное в установленном законом порядке, что подтверждается, в том числе п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.02.2011 № 11.
В соответствии с ч. 1 ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Таким образом, ЗАО «Делан» использует находящийся в федеральной собственности объект нежилого фонда без надлежаще оформленных документов, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 постановления от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в силу части 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда. Согласно пункту 16.1 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП формы вины (статья 2.2 КоАП) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП).
Доказательств, подтверждающих факт принятия заявителем исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, предотвращение и устранение выявленных нарушений до даты обнаружения выявленных административных правонарушений, в материалы дела не представлено, в связи с чем, суд пришел к выводу о наличии вины учреждения в совершении вменяемого административного правонарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Длящимся признается административное правонарушение (действие или бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом.
В соответствии с п. 14 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» днем обнаружения длящегося административного правонарушения, считается день, когда должностное лицо уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Суд отмечает, что на момент вынесения настоящего решения, срок установленный ст. 4.5 КоАП РФ не пропущен.
Как следует из оснований заявленных требований, заявитель не сослался на наличие отягчающих обстоятельств при совершении ответчиком указанного административного правонарушения, в связи с чем, суд, учитывая факт его совершения ответчиком впервые, счел возможным применить к рассматриваемым правоотношениям положения ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ при определении размера штрафа, подлежащего взысканию, и назначить наказание в минимальном размере, предусмотренном ч.2 ст. 7.24 КоАП РФ, т.е. в размере 20 000 рублей.
В соответствии с ч.2 ст.204 АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 2.1, ч. 2 ст. 4.2, ч.ч. 1, 2 ст. 4.5, ст. 7.25 ч.2, ст.ст. 25.1, 28.2, 28.5 КоАП РФ, ст. ст. 65, 71, 156, 167-171, 176, 205-206 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Привлечь Закрытое акционерное общество «Делан» (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 07.08.2002г., 117997 <...>) к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Взыскать с Закрытого акционерного общества «Делан» (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 05.08.1998г., 117997 <...>) административный штраф в размере 20 000 (двадцать тысяч) руб.
Штраф следует уплатить по следующим реквизитам:
Банк получателя: отделение 1 Московского ГТУ Банка России, г. Москва 705, БИК банка: 044583001, р/с <***>, КБК 41511690010016000140, ОКАТО 45286560000, ОКТМО 45376000, ИНН получателя 7705019420, КПП получателя 770501001, Получатель штрафа - УФК по городу Москве (Прокуратура г. Москвы л/с <***>).
Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня его вынесения в полном объеме.
В соответствии с ч.4.2 ст.206 АПК РФ исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
В случае непредставления документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, до истечения шестидесяти дней со дня вступления в законную силу настоящего решения, экземпляр настоящего решения для его принудительного исполнения будет направлен в Федеральную службу судебных приставов.
Судья Д.Г.Вигдорчик