649000, г. Горно-Алтайск, ул. Ленкина, 4. Тел. (388-22) 4-77-10 (факс)
http://www.my.arbitr.ru/ http://www.altai.arbitr.ru/
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Горно-Алтайск | Дело № А02-1081/2019 |
Резолютивная часть решения оглашена 03 октября 2019 года. Полный текст решения изготовлен 10 октября 2019 года.
Арбитражный суд Республики Алтай в составе судьи Кулаковой Л. А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Сметанниковой Ю.А., рассмотрев в судебном заседании заявление Товарищества собственников жилья "Мамонтова 15" (ОГРН 1080411005773, ИНН 0411140734, ул. Мамонтова, д. 15, кв. 56, г. Горно-Алтайск, Республика Алтай) к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Алтай (ОГРН 1040400770783, ИНН 0411119764, ул. Чорос-Гуркина, д. 40, г. Горно-Алтайск, Республика Алтай) о признании недействительным решения от 24.04.2019 № 76 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
при участии представителей:
Товарищества собственников жилья "Мамонтова 15" – ФИО1, председателя правления, личность установлена на основании паспорта, ФИО2, по доверенности от 01.03.2019 (в деле);
Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай – ФИО3, по доверенности от 09.01.2019 (в деле),
установил:
Товарищество собственников жилья "Мамонтова 15" (далее – ТСЖ «Мамонтова 15, товарищество) обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с требованием к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Алтай (далее – УФНС по РА, налоговый орган) о признании недействительным решения от 24.04.2019 № 76 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Заявление обосновано незаконностью выводов налогового органа о наличии у ТСЖ «Мамонтова 15» недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Заявитель считает, что налоговый орган неправомерно доначислил товариществу страховые взносы с вознаграждения, выплачиваемого председателю правления, поскольку базой для начисления взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые по трудовым и гражданско-правовым договорам. Члены и председатель правления товарищества избираются на общем собрании из числа членов товарищества и не являются работниками, осуществляющими свою деятельность по трудовым и гражданско-правовым договорам. В материалах дела отсутствуют доказательств наличия трудового договора с данными лицами, режима рабочего времени и времени отдыха. Деятельность товарищества основана на самоуправлении, члены правления, в т.ч. председатель правления действует исключительно в интересах собственников жилья, выплаты, производимые председателю правления, носят компенсационный характер, его деятельность не может квалифицироваться в качестве трудовой, а выплачиваемое вознаграждение в качестве оплаты труда, в связи с чем, сумма вознаграждения не подлежит включению в базу для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В отзыве на заявление УФНС по РА просило отказать в удовлетворении заявленного требования в полном объеме, указав на законность и обоснованность оспариваемого решения.
Определением Арбитражного суда Республики Алтай от 16.07.2019 данное заявление было принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением от 05.08.2019 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного производства.
В судебном заседании представители товарищества настаивали на заявленном требовании, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении.
Представитель налогового органа в заседании просил отказать в удовлетворении требования в полном объеме.
Исследовав материалы дела, заслушав участников процесса, суд считает, что заявление удовлетворению не подлежит.
Из материалов дела следует, что на основании расчета по страховым взносам за 6 месяцев 2018 года, представленного ТСЖ «Мамонтова 15» 18.07.2018, налоговым органом проведена камеральная проверка.
В ходе проверки установлено, что товарищество в первом полугодии 2018 года производило выплаты вознаграждения председателю правления в сумме 30000 руб., которые не учтены как объект обложения страховыми взносами и не включены в базу для начисления страховых взносов.
По данному факту налоговым органом составлен акт налоговой проверки от 01.11.2018 № 10540, в котором сделан вывод о неуплате страховых взносов за полугодие 2018 года в размере 6000 руб.
По результатам рассмотрения материалов проверки УФНС по РА вынесено решение № 76 от 24.04.2019 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым ТСЖ «Мамонтова 15» предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 6000 руб. и пени в сумме 582 руб. 93 коп.
Решением Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Сибирскому Федеральному округу от 11.06.2019 указанное решение оставлено без изменения, жалоба ТСЖ «Мамонтова 15» – без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенным решением налогового органа, товарищество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным.
В соответствии со статьей 4 АПК РФ заинтересованное лицо, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, и иные лица, вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.
Особенности порядка рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц содержатся в главе 24 АПК РФ.
Согласно статье 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия налоговым органом оспариваемого акта, возлагается на этот орган. В свою очередь обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со статьей 65 названного Кодекса лежит на заявителе.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что 14.03.2010 протоколом общего собрания собственников помещений МКД, расположенного по адресу: <...>, создано ТСЖ «Мамонтова 15». Согласно протоколу заседания правления ТСЖ «Мамонтова 15» № 2 от 25.11.2010 на должность председателя правления избрана ФИО1, которая является им до настоящего времени.
Сумма выплат председателю правления в размере 10000 руб. в месяц установлена приложением № 1 к протоколу от 26.01.2018 общего собрания членов ТСЖ «Мамонтова, 15». В представленной смете доходов и расходов ТСЖ «Мамонтова № 15» на 2018 год, утверждены, в том числе, суммы выплат на вознаграждение председателю правления в размере 10000 руб. (статья 2.5. Сметы). Сметой также предусмотрена отдельная статья затрат на содержание общего имущества (канцелярия, интернет, связь, сопровождение) в сумме 13258 руб. в месяц (статья 2.4 Сметы).
Из материалов дела следует, что в период с апреля по июнь 2018 года товариществом начислено вознаграждение председателю правления, в размере 30000 руб.: апрель – 10000 руб., май – 10000 руб., июнь – 10000 руб. Сумма, вознаграждения, выплаченная председателю правления ТСЖ «Мамонтово 15» за полугодие 2018 года, в расчете по страховым взносам за указанный отчетный период включена в сумму, не подлежащую обложению страховыми взносами.
Согласно справке по форме 2-НДФЛ за 2018 год ФИО1 в 2018 году получила доход в ТСЖ «Мамонтова 15» в размере 10000 руб. в месяц (код дохода 2001 «вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации»), из указанных выплат товариществом исчислялись, удерживались и перечислялись в бюджетную систему суммы НДФЛ.
Заявитель считает, что поскольку деятельность ТСЖ «Мамонтова,15» основана на самоуправлении, председатель правления действует исключительно в интересах собственников жилья, а выплаты производимые председателю, носят компенсационный характер.
По мнению заявителя, деятельность председателя не может квалифицироваться в качестве трудовой, а выплачиваемое ему вознаграждение не может быть квалифицировано в качестве оплаты труда, которая подлежит включению в базу для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Суд оценил данные доводы и считает их необоснованными.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) плательщиками страховых взносов являются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, к которым, в том числе, относятся организации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, производимые, в частности, в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Согласно статье 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) товариществом собственников жилья (далее - ТСЖ) признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 ЖК РФ, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с Жилищного кодекса помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
Таким образом, в соответствии с данной правовой нормой товарищество собственников жилья является формой самоорганизации граждан, одобренной государством для целей управления принадлежащего им имущества.
При этом средства ТСЖ состоят, в частности, из обязательных платежей, вступительных и иных взносов членов товарищества (статья 151 ЖК РФ).
Из пункта 2 статьи 123.14 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) следует, что в товариществе собственников недвижимости создаются единоличный исполнительный орган (председатель) и постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган (правление).
В соответствии с положениями статей 144, 145 ЖК РФ органами управления ТСЖ являются собрание членов товарищества и правление товарищества.
Правление ТСЖ избирается непосредственно общим собранием членов товарищества собственников жилья, к компетенции которого также относится и определение размера вознаграждения членов правления товарищества, в том числе председателя правления товарищества.
В соответствии с частью 3 статьи 147 ЖК РФ правление ТСЖ избирает из своего состава председателя товарищества, если его избрание не отнесено к компетенции общего собрания членов товарищества.
Согласно части 2 статьи 149 ЖК РФ председатель правления товарищества собственников жилья действует без доверенности от имени товарищества, подписывает платежные документы и совершает сделки, которые в соответствии с законодательством, уставом товарищества не требуют обязательного одобрения правлением товарищества или общим собранием членов товарищества, разрабатывает и выносит на утверждение общего собрания членов товарищества правила внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входят содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, положение об оплате их труда, утверждение иных внутренних документов товарищества, предусмотренных настоящим Кодексом, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества.
В силу пункта 11 части 2 статьи 145 ЖК РФ члены и председатель правления ТСЖ могут осуществлять свою деятельность на возмездной основе.
Суд установил и это не оспаривается заявителем, что председатель правления в 2018 году ТСЖ руководил текущей деятельностью ТСЖ «Мамонтова 15» и получал вознаграждение, утвержденное сметой доходов и расходов ТСЖ «Мамонтова № 15» на 2018 год.
Установленная сумма вознаграждения председателю правления включена в стоимость коммунальных услуг, то есть, ежемесячно начислялась, предъявлялась в платежных документах жильцам дома пропорционально площади жилых помещений, получалась от жильцов и выплачивалась председателю товарищества.
При таких обстоятельствах суд делает вывод о том, что спорные выплаты представляют собой вознаграждение, выплачиваемое физическому лицу в рамках гражданско-правовых отношений в связи с исполнением им в интересах товарищества услуг по осуществлению управленческих и контролирующих функций и в качестве таковых подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на основании пункта 1 статьи 420 НК РФ.
Данный вывод суда соответствует правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.02.2018 N 301-КГ17-22172, от 21.03.2016 N 307-КГ16-1739, от 12.09.2016 N 309КГ16-10703. Аналогичные выводы содержатся в письмах ФНС России от 28.03.2017 N БС-4-11/5736, от 17.04.2018 N БС-4-11/7275, в письмах Минфина России от 13.03.2017 N 03-15-07/13856, от 09.04.2018 N 03-15-05/23294
Доводы заявителя о том, что данная сумма выплачивалась председателю в качестве компенсации за расходование собственных коммунальных ресурсов, не подтверждаются материалами дела. Товариществом не представлены доказательства, подтверждающие использование получаемых ФИО1 денежных средств в сумме 10000 руб. для обеспечения деятельности ТСЖ или для оплаты затрат на содержание общего имущества товарищества.
С учетом изложенного, налоговый орган в решении № 76 от 24.04.2019 правомерно предложил товариществу уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 6000 руб. и пени в сумме 582 руб. 93 коп.
В связи с этим, суд не находит оснований для удовлетворения заявления товарищества и признания оспариваемого решения УФНС по РА недействительным.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд относит судебные расходы на заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
отказать Товариществу собственников жилья «Мамонтова 15» (ОГРН <***>, ИНН <***>, ул. Мамонтова, д. 15, кв. 56, г. Горно-Алтайск, Республика Алтай) в удовлетворении заявленного требования.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Алтай.
Судья Л.А. Кулакова