ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А02-1296/14 от 18.08.2014 АС Республики Алтай

Арбитражный суд Республики Алтай

649000, г. Горно-Алтайск, ул. Ленкина, 4. Тел. (388-22) 4-77-10 (факс)

http://www.my.arbitr.ru/                                   http://www.altai.arbitr.ru/

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Горно-Алтайск

Дело № А02-1296/2014

Арбитражный суд Республики Алтай в составе судьи Боркова  А. А., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Алтайскому краю и Республике Алтай Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН <***>, ИНН <***>, ул. Большая Олонская, 42, г. Барнаул) о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>, <...>) к ответственности за совершение правонарушения предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Алтайскому краю и Республике Алтай Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление, УГАДН по РА) обратилось в арбитражный суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – ИП ФИО1, предприниматель) о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного  частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс).

В заявлении Управление указало, что ИП ФИО1 осуществляет лицензионный вид деятельности – перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек на коммерческой основе.

В ходе проверки выполнения лицензионных требований, проведенной сотрудниками Управления, выявлены нарушения предпринимателем условий, предусмотренных лицензией. По указанному факту в отношении предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении № 50/15 от 16.06.2014 года.

Согласно части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится без вызова представителей сторон, после истечения сроков, установленных судом для предоставления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 статьи настоящей статьи.

Ответчик отзыв на заявление не представил.

В соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации стороны уведомлены надлежащим образом о принятии заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.

Исследовав материалы дела, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению.

Как видно из материалов дела ИП ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 28.05.1999 года за основным государственным регистрационным номером <***>.

28.06.2007 ИП ФИО1 была выдана лицензия № 04-АСС-800120 осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) бессрочно.

14.06.2013 заместителем начальника Управления было издано распоряжение № 22_140802/81084 «О проведении внеплановой документарной проверки индивидуального предпринимателя» на предмет соблюдения обязательных требований при перевозке пассажиров автомобильным транспортом». Срок проведения проверки был определен с 04.06.2014 по 26.06.2014 года.

Из материалов дела следует, что в ходе проведенной в отношении ИП ФИО1 проверки государственным инспектором УГАДН по РА ФИО2 были установлены следующие нарушения предпринимателем лицензионных требований и условий, определяемых пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства  РФ от 02.04.2012 № 280, а именно:

- водитель ФИО3, работающий у ИП ФИО1, осуществлял перевозку пассажиров по маршруту № 1-6 г. Горно-Алтайска в количестве 43 человек (остановка  «Трактовая» - остановка «Водоканал» на газобаллоном автобусе марки ПАЗ 3205 государственный регистрационный знак <***>, не прошедший обучение  в учебно-курсовых комбинатах по специальной программе на право управления газобаллонным автобусом, работающим на сжатом природном газе метан и не имеющий соответствующего удостоверения на право управления газобаллонным автобусом в нарушение требований статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и пункта 1.3 Циркулярного письма Минавтотранса РСФСР от 06.07.1984 года № 71-ц. Нарушение является длящимся в связи с тем, что оно не устранено на дату окончания проверки.

-  ИП ФИО1 использует в нарушение подпункта 3 пункта 1 статьи 20 Федерального Закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», «е» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 года № 280, требований пункта 8.1 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 года № 720,   транспортные средства категории М3 (автобусы) для осуществления коммерческих перевозок пассажиров по междугородным маршрутам, не оснащенных в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха (тахографом).

Результаты проверки оформлены актом от 16.06.2013 № 22_140802/81084.

Выявленные нарушения послужили основанием для составления 16.06.2014 протокола об административном правонарушении № 50/15, который был вручен ИП ФИО1, признавшей событие административного правонарушения.

Управление, учитывая подведомственность, закреплённую в статье 23.1 КоАП РФ, обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности.

Оценив требование заявителя, суд считает его обоснованным и правомерным.

Частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специа льным разрешением (лицензией) .

Объективную сторону данного административного правонарушения составляет нарушение требований или условий специального разрешения (лицензии) при осуществлении предпринимательской деятельности, подлежащей лицензированию.

Субъекты данного правонарушения - граждане и юридические лица, а также должностные лица.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла и неосторожности.

При квалификации действий лица по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ следует иметь в виду, что согласно требований Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых лицензиатом обязательно при ее осуществлении.

Деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек в соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ  «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежит лицензированию.

Согласно пункту 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 № 280 обязательными требованиями  являются, в том числе соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.

В силу статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения. В силу пункта 1.3 Циркулярного письма Минавтотранспорта РСФСР  от 06.07.1984 № 71-ц водители, назначаемые для работы на газобаллонных автомобилях, обязаны пройти обучение в учебно-курсовых комбинатах по специальной программе (Приложение N 3), а с учащимися их обучение по этой программе осуществлять при отработке II раздела основной программы подготовки водителей категории "С" и на лабораторно-практических занятиях.

Водитель ФИО3, привлекаемый для работы на газобаллоном автобусе марки ПАЗ-3205 государственный регистрационный знак <***> на городских и пригородных маршрутах г. Горно-Алтайска,  не прошел обучение в учебно-курсовых комбинатах по специальной программе на право управления газобаллонным автобусом работающем на сжатом природном газе метан и не имел соответствующего удостоверения на право управления газобаллонным автобусом.

Таким образом, предпринимателем не обеспечено выполнение указанных требований.

Частью 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 23.11.2012 № 1213 «О требованиям к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средства тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы» установлено, что требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля их работы утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации; порядок оснащения транспортных средств тахографами устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации.

Во исполнение названного постановления Минтрасом России издан приказ от 13.02.2013 № 36 «Об утверждении требований к тахографам, установленным на транспортные средства, категории и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работытахографов, установленных на транспортные средства», в соответствии с которым (Приложение № 2), тахографами оснащаются в числе иных категорий и видов, транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн (категория М2); транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн (категория М3).

По данным путевых листов № 23 от 06.05.2014 года, № 1 от 03.06.2014 года, транспортные средства: автобус марки ПАЗ-32054, государственный регистрационный знак <***> (разрешенная максимальная масса  - 7735 кг, 20 мест для сидения пассажира), под управлением водителя ФИО4, осуществлявший перевозку пассажиров в количестве 20 человек по междугородному маршруту «г. Горно-Алтайск - с. Усть-Сема», автобус марки ПАЗ-42034 государственный регистрационный  знак <***> (разрешенная максимальная масса 9995 кг, 21 место для сидения пассажиров), под управлением водителя ФИО5, осуществлявший перевозку пассажиров в количестве 21 человека по междугородному маршруту «г. Горно-Алтайск - с. Усть-Сема», принадлежащие ИП ФИО1 относятся к автобусам категории М3. Обязанность оснастить эти автобусы тахографом установлена в соответствии с названными выше нормативными правовыми актами.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что нашли подтверждение факты осуществления предпринимателем деятельности с нарушением лицензионных требований, в том числе перевозка пассажиров водителем ФИО3 без прохождения обучения в учебно-курсовых комбинатах по специальной программе на право управления газобаллонным автобусом работающем на сжатом природном газе метан, отсутствие удостоверения у водителя на право управления газобаллонным автобусом, а также отсутствие на транспортных средствах автобусах марки ПАЗ-32054, государственный регистрационный знак <***>,  ПАЗ-42034 государственный регистрационный  знак <***>, тахографа.

Для привлечения к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ достаточно наличия любого факта (одного или нескольких) нарушения условий, предусмотренных специальным  разрешением (лицензией).

Судом установлено, что предпринимателем не соблюдены вышеназванные нормативные акты, которыми установлены требования при перевозке пассажиров автомобильным транспортом. ИП ФИО1 все указанные нарушения признает (протокол об административном правонарушении от 16.06.2014 № 50/15).

При этом суд отмечает, что предпринимателем своевременно  и заблаговременно не приняты все зависящие от него меры для недопущения нарушений требований законодательства в области пассажирских перевозок. Доказательств, свидетельствующих об отсутствии возможности для недопущения указанных нарушений материалы дела не содержат. Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях ИП ФИО1 вины в совершении вменяемого административного правонарушения.

Материалами дела подтверждается, что протокол об административном правонарушении от 16.06.2014 № 50/15 составлен уполномоченным должностным лицом Управления с соблюдением положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направленных на защиту прав лица, привлекаемого к ответственности.

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, судом не установлены. Наличие признаков, характеризующих допущенное нарушение как малозначительное, материалами дела  не подтверждено.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4.3 КоАП РФ обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признается повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается повергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения.

Согласно статье 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года  со дня окончания исполнения данного постановления.

Судом установлено, что ИП ФИО1 ранее привлекалась Арбитражным судом Республики Алтай к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ согласно решению от 12.09.2013 года по делу № А02-1150/2013.

В связи с этим суд считает возможным удовлетворить требование заявителя о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или административный штраф, налагаемый на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Согласно статье 2.4  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не предусмотрено  иное.

Учитывая наличие отягчающие ответственность обстоятельства, суд считает возможным назначить ФИО1 наказание в виде штрафа в размере 3500 рублей, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

При определении вида наказания суд, также,  принимает во внимание, что деятельность предпринимателя связана с эксплуатацией источников повышенной опасности и перевозкой людей. При осуществлении такого вида деятельности лицензиат обязан неукоснительно соблюдать установленные законодательством требования и условия для обеспечения безопасности пассажиров.

В соответствии со статьей 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или  срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет судье, вынесшему постановление.

Вопрос о судебных расходах суд не разрешает, поскольку данная категория споров государственной пошлиной не облагается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 206, 229  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявление Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Алтайскому краю и Республике Алтай Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН <***>, юридический адрес: <...>) о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>, <...>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки с. Новотроицк, Тальменского района Алтайского края, зарегистрированной в качестве индивидуального предпринимателя 28.05.1999 года) к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  удовлетворить.

Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>, <...>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки с. Новотроицк, Тальменского района Алтайского края, зарегистрированной в качестве индивидуального предпринимателя 28.05.1999 года) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 3500 (три тысячи пятьсот) рублей.

Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>, <...>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки с. Новотроицк, Тальменского района Алтайского края) административный штраф в размере 3500 (три тысячи пятьсот) рублей.

Штраф по делу об административном правонарушении уплачиваются по следующим реквизитам:

УФК по Республике Алтай (Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Алтайскому краю и Республике Алтай)

ИНН  <***>,

КПП 222501001

счет 40101810500000010000

ГРКЦ НБ РА Банка России г. Горно-Алтайск

БИК 048405001,

КБК 106 116 90040046000140, ОКАТО 84401000000.

Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение десяти дней в Седьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Алтай. 

Судья

А.А.Борков