АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
649000, г.Горно-Алтайск, ул.Ленкина, 4 Тел. (388-22) 4-77-10 (факс)
e-mail:arbsyd@arb.gorny.ru http://www.altai.arbitr.ru/
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Горно-Алтайск Дело № А02- 291/2012
30 июля 2012 года
Резолютивная часть решения оглашена 30 июля 2012 года. Полный текст решения изготовлен 30 июля 2012 года.
Арбитражный суд Республики Алтай в составе судьи Кулаковой Л.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Наймушиной Л.А., рассмотрев в судебном заседании заявление сельской администрации Бирюлинского сельского поселения Майминского района Республики Алтай (ИНН: <***>, ОГРН: <***>; место нахождения: 649107, Республика Алтай, <...>) к Администрации муниципального образования «Майминский район» (ИНН: <***>; ОГРН: <***>, место нахождения: 649100, Республика Алтай, <...>) с привлечением третьих лиц – общества с ограниченной ответственностью «Алтай-Резорт», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай, Территориального управления Росимущества по РА, Министерства лесного фонда РА о признании незаконным распоряжения Администрации муниципального образования «Майминский район» от 06.12.2011 № 2947-р «О предоставлении земельного участка, расположенного по адресу : Республика Алтай, Майминский район, в восточной части кадастрового квартала 04:01:030912 в собственность за плату, обществу с ограниченной ответственностью «Алтай Резорт» для строительства гостиничного комплекса «Алтай-Resort»; о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка от 07.12.2011 № 271,
при участии:
от заявителя – ФИО1, главы администрации, ФИО2, представителя по доверенности от 09.06.2011 (срок доверенности – 3 года);
от ответчика - ФИО3, представителя по доверенности от 16.04.2012 (срок доверенности 1 год);
от третьих лиц:
ООО «Алтай Резорт» – ФИО4, представителя по доверенности от 02.04.2012 (срок доверенности до 31.12.2012г.) ;
Управления Росреестра по РА – не явился, уведомлен;
ТУ Росимущества РА – не явился, уведомлен;
Министерства лесного хозяйства РА – не явился, уведомлен
установил:
сельская администрация Бирюлинского сельского поселения Майминского района Республики Алтай (далее – Сельская администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением к Администрации муниципального образования «Майминский район» (далее – Администрация МО «Майминский район») с требованиями о признании незаконным распоряжения Администрации муниципального образования «Майминский район» от 06.12.2011 № 2947-р (далее – распоряжение № 2947-р); о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка от 07.12.2011 № 271 (далее – договор № 271). В качестве третьих лиц заявитель привлек в дело общество с ограниченной ответственностью «Алтай Резорт» (далее – ООО «Алтай Резорт», общество) и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай (далее – Управление Росреестра по РА).
В заявлении Сельская администрация указала, что по оспариваемому договору № 271 Администрация МО «Майминский район» передала ООО «Алтай Резорт» в собственность из земель особо охраняемых территорий земельный участок с кадастровым номером 04:01:030912:86, площадью 687633 кв.м., расположенный на территории Бирюлинского сельского поселения (далее – земельный участок с кадастровым номером 04:01:030912:86). Данный договор не соответствует статьям 27, 94 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), так как относится к землям, ограниченным в обороте. Кроме этого, спорный земельный участок находится в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Российской Федерации. Земельный участок с кадастровым номером 04:01:030912:86 не являлся сА МО «Майминский район» отсутствовали полномочия на вынесение распоряжения № 2947-р и совершение сделки по продаже земельного участка ООО «Алтай Резорт». Договор № 271 не соответствует федеральному законодательству и нарушает интересы жителей Бирюлинского сельского поселения и коренных малочисленных народов. Нарушение заключается в том, что указанный договор ограничивает право населения и коренных малочисленных народов на ведение традиционной хозяйственной деятельности.
В отзыве на заявление ответчик не признал заявленные требования и указал, что Сельская администрация не указала на то, какие права и законные интересы граждан, организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности нарушены распоряжением № 2947-р. Не указано в защиту какой именно общины коренных малочисленных народов выступил заявитель в своем иске и в чем именно выражаются препятствия в реализации прав коренных малочисленных народов на занятие традиционными видами деятельности. Земельный участок с кадастровым номером 04:01:030912:86 передан в собственность ООО «Алтай Резорт» на основании статьи 36 ЗК РФ, так как общество является собственником объектов недвижимости, расположенных на данном земельном участке. Право собственности ООО «Алтай Резорт» на данные объекты было зарегистрировано в установленном порядке. Общество обратилось в Администрацию МО «Майминский район» с соответствующим заявлением, к которому приложило полный пакет документов, необходимых для рассмотрения заявления. Распоряжение № 2947-р о предоставлении ООО «Алтай Резорт» земельного участка в собственность за плату было принято на основании данных документов. Договор заключен на основании принятого распоряжения.
В отзыве ответчик также указал, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером 04:01:030912:86 не разграничено. В связи с этим и в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25.10.2011 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение этим земельным участком отнесено к ведению муниципального образования «Майминский район». Данный земельный участок не относится к землям особо охраняемых природных территорий, а потому не ограничен в обороте. Данный участок не изъят из оборота, не зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, для него не установлен особый правовой режим, запрет на приватизацию.
В отзыве на заявление ООО «Алтай Резорт» не признало требования заявителя и указало, что общество является собственником объектов недвижимости, находящихся на спорном земельном участке площадью 687633 кв.м. Разрешенное использование данного участка определено для строительства гостиничного комплекса «Алтай Резорт». Земельный участок предоставлен на основании статьи 36 ЗК РФ. Сельская администрация не имеет права на обращение в суд за защитой прав и интересов жителей поселения и иных лиц, поэтому ссылка заявителя на статью 12 Гражданского кодекса Российской Федерации является несостоятельной.
Определением от 23.05.2012 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц Территориальное управление Росимущества по Республике Алтай (далее – ТУ Росимущества РА), Министерство лесного хозяйства Республики Алтай (далее – Минлесхоз РА) в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
В отзыве на заявление ТУ Росимущества РА указало, что возражений по существу заявленных требований не имеет, земельный участок с кадастровым номером 04:01:030912:86 не занесен в государственный земельный кадастр в качестве участка земель лесного фонда и отсутствует в реестре федерального имущества.
В отзыве на заявление Минлесхоз РА поддержало позицию Сельской администрации и указало, что спорный земельный участок не занесен в государственный земельный кадастр в качестве участков лесного фонда. В составе земельного участка имеются леса (лесные земли), которые зафиксированы в материалах лесоустройства 2001 года. Спорный земельный участок расположен в кварталах 545 и 553 Горно-Алтайского участкового лесничества с категорией «запретные нерестовые полосы лесов». По мнению Минлесхоза РА ответчик превысил свои полномочия на предоставление спорного земельного участка.
Представители ТУ Росимущества РА и Минлесхоза РА в судебное заседание не явились, заявили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей. В материалах дела имеются почтовые уведомления о вручении указанным лицам определений суда о назначении судебных заседаний. В связи с этим и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.
В судебном заседании представители Сельской администрации поддержали заявленные требования и заявили ходатайство об уточнении предмета иска. Представители указали, что в рамках названного спора Сельская администрация просит признать незаконным распоряжение ответчика № 2947-р, договор купли-продажи № 271 и применить последствия недействительности вышеуказанной сделки в виде обязания сторон вернуть все полученное по сделке.
Рассмотрев указанное ходатайство, суд пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Как указано в части 5 пункта 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 октября 1996 № 13, соответствующее положение которого с введением нового АПК сохраняет силу, изменение предмета иска означает изменение материально-правового требования истца к ответчику. Изменение основания иска означает изменение обстоятельств, на которых истец основывает свое требование к ответчику. Под увеличением размера исковых требований следует понимать увеличение суммы иска по тому же требованию, которое было заявлено истцом в исковом заявлении. Увеличение размера исковых требований не может быть связано с предъявлением дополнительных исковых требований, которые не были истцом заявлены в исковом заявлении.
Таким образом, статья 49 АПК РФ не предусматривает право истца на заявление дополнительных требований после возбуждения производства по делу.
В соответствии со 12, 167 ГК РФ применение последствий недействительности сделки является самостоятельным способом защиты гражданских прав.
Заявленное Сельской администрацией в судебном заседании требование о применении последствий недействительности сделки и обязании возвратить все полученное по сделке является дополнительным самостоятельным требованием, которое не было заявлено при предъявлении требований об оспаривании ненормативного акта ответчика и признании незаконным договора купли-продажи.
С учетом изложенного, суд не принял ходатайство заявителя об уточнении заявленных требований.
В судебном заседании представители заявителя также заявили ходатайство о привлечении в дело в качестве третьего лица Территориальной общины коренных малочисленных народов «Аласс-Суу», так как их интересы затронуты оспариваемой сделкой.
Рассмотрев указанное ходатайство в соответствии со статьей 51 АПК РФ суд не нашел оснований для его удовлетворения, так как Сельская администрация не представила доказательств того, что члены указанной Территориальной общины проживают на территории Бирюлинского сельского поселения. Не представлены конкретные доказательства нарушения прав членов данной общины, доказательства препятствия им ООО «Алтай Резорт» в осуществлении традиционных видов деятельности.
Суд также учел, что Территориальная община коренных малочисленных народов «Аласс-Суу» не лишена возможности самостоятельно, от своего имени обратиться в суд за защитой нарушенных прав.
В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования и перечислили доводы, изложенные в заявлении.
В судебном заседании представители ответчика и третьего лица не признали заявленные требования и перечислили доводы, изложенные в отзывах на заявление.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Из материалов дела следует, что на основании договоров аренды земель сельскохозяйственного назначения № 189 от 21.04.2006, № 96 от 27.05.2009 ООО «Алтай Резорт» являлось арендатором земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 04:01:030912:10, 04:01:030912:30, 04:01:030912:32, 04:01:030912:34, 04:01:030912:36, 04:01:030912:37, 04:01:030912:38, 04:01:031001:121, расположенных в Майминском районе на территории Бирюлинского сельского поселения.
Распоряжением Правительства Республики Алтай от 01.07.2009 № 320-р «О переводе земельных участков из одной категории в другую категорию в Майминском районе» был осуществлен перевод земельных участков с кадастровыми номерами: 04:01:030912:36, 04:01:030912:37, 04:01:030912:38, 04:01:031001:120, 04:01:031001:121 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий. Площадь переводимых земель составила 286762 кв.м. Перевод был осуществлен для строительства гостиничного комплекса «Алтай – Resort».
Земельные участки с кадастровыми номерами 04:01:030912:10, 04:01:030912:30, 04:01:030912:32, 04:01:030912:34, 04:01:030912:36, 04:01:030912:37, 04:01:030912:38 были объединены муниципальным образованием «Майминский район». В результате объединения был образован земельный участок с кадастровым номером 04:01:030912:86, площадью 687633 кв.м.
На данном земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие ООО «Алтай Резорт»: гостевые дома №№ 1 и 2, ресторан на 90 мест, водоем на реке Майма, баня с пантовыми ваннами, КПП с помещением охраны, модульная котельная, две питьевые скважины, канализация, теплоснабжение, водопровод, гостевые дома №№ 25, 26, 27, 28. Право собственности общества на вышеназванные объекты зарегистрировано в установленном порядке и подтверждается свидетельствами о государственной регистрации от 24.05.2011, от 28.06.2011, от 11.07.2011, от 18.10.2011, от 02.12.2011, от 11.12.2011.
Земельный участок с кадастровым номером 04:01:030912:86, площадью 687633 кв.м. 13.10.2011 был поставлен на кадастровый учет как земли особо охраняемых территорий с разрешенным использованием для строительства гостиничного комплекса «Алтай – Resort».
27.10.2011 ООО «Алтай Резорт» обратилось к Главе муниципального образования «Майминский район» с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 04:01:030912:86, площадью 687633 кв.м. К заявлению были приложены: копия кадастрового паспорта земельного участка, копии свидетельств о государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости, копия выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, копия доверенности на представителя.
Распоряжением № 2947-р Администрация МО «Майминский район» предоставила обществу названный земельный участок в собственность за плату.
07.12.2011 между ООО «Алтай Резорт» и Администрацией МО «Майминский район» был заключен договор купли-продажи № 271. Предметом договора является земельный участок с кадастровым номером 04:01:030912:86. ООО «Алтай Резорт» в установленном порядке зарегистрировало право собственности на названный земельный участок.
Считая распоряжение № 2947-р и договор № 271 несоответствующими статьям 27, 94 ЗК РФ Сельская администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением об их оспаривании.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, и иные лица, вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.
Статьей 11 ГК РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 ГК РФ способами, в том числе путем признания оспоримой сделки недействительной и путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
В силу пункта 1 статьи 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В силу пункта 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Особенности порядка рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц содержатся в главе 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие двух условий в совокупности: указанный акт должен не соответствовать закону и нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий является основанием для отказа в удовлетворения требований заявителя.
Суд оценил требования заявителя о признании незаконным распоряжения администрации МО «Майминский район» № 2947-р, договора, а также заключенного на его основании договора № 271 и пришел к выводам об отсутствии безусловных оснований для признания недействительным оспариваемого акта и оспариваемой сделки купли-продажи земельного участка.
Одним из основных принципов земельного законодательства, закрепленным в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ, является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность приобретения организацией прав на земельный участок, находящийся в государственной (муниципальной) собственности, на котором расположено находящееся в собственности этой организации недвижимое имущество, если иное не установлено федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.
Пунктом 3 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Согласно статье 15 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно пункту 5 статьи 27 ЗК РФ земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий ограничиваются в обороте.
Частью 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусмотрено, что земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов, отчуждению не подлежат.
Согласно кадастровому паспорту земельный участок с кадастровым номером 04:01:030912:86 отнесен к землям особо охраняемых территорий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
В силу пункта 2 статьи 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли:
1) особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
2) природоохранного назначения;
3) рекреационного назначения;
4) историко-культурного назначения;
5) иные особо ценные земли в соответствии с настоящим Кодексом , федеральными законами.
Таким образом, перечень видов земель особо охраняемых территорий включает в себя и земли рекреационного назначения.
В силу статьи 98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
Из материалов дела следует, что на земельном участке с кадастровым номером 04:01:030912:86 расположены объекты, предназначенные для отдыха граждан. Земельный участок имеет вид разрешенного использования – строительство гостиничного комплекса. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод о том, что спорный участок следует отнести к землям рекреационного назначения, которые включаются в состав земель особо охраняемых территорий.
Согласно статье 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Из системного анализа приведенных норм федерального закона следует, что земли особо охраняемых природных территорий, являясь самостоятельным видом земель особо охраняемых территорий, имеют свой собственный правовой статус и целевое назначение. Смешение правового статуса различных видов земель особо охраняемых территорий и, таким образом, изменение их правового режима, федеральным законодательством не предусмотрено. При этом придание землям статуса земель особо охраняемых природных территорий должно быть произведено соответствующим актом уполномоченного органа.
Земельный участок с кадастровым номером 04:01:030912:86 не включен в состав заповедников, заказников, национальных природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, не является памятником природы.
Суд оценил довод Сельской администрации о том, что Бирюлинское сельское поселение является местом традиционного проживания коренных малочисленных народов, а потому ограничено в обороте как земли особо охраняемых природных территорий. По мнению заявителя, предоставление земельного участка с кадастровым номером 04:01:030912:86 в собственность ООО «Алтай Резорт» нарушает права и законные интересы коренных малочисленных народов. проживающих на территории поселения.
Судом установлено, что Бирюлинское сельское поселение включено в Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.05.2009 № 631-р.
Законодательство в области регулирования и защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов в Российской Федерации представляет собой совокупность правовых актов и норм, действующих в сфере обеспечения и защиты прав лиц, относящих себя к различным этническим общностям, признаваемым в качестве национального меньшинства и коренного малочисленного народа. Оно относится к сфере комплексного регулирования прав и свобод человека и гражданина и является его составной частью.
Основы национальной политики заложены в Конституции Российской Федерации. Также Конституцией Российской Федерации установлены разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами в области регулирования и защиты прав национальных меньшинств, защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.
Защита прав национальных меньшинств и вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 30.04.1999 года № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (далее – Закон о гарантиях прав коренных малочисленных народов) предусматривает правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Указанный закон наделяет Правительство Российской Федерации, федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления определенными полномочиями по защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов.
С учетом этого, суд делает вывод о том, что Сельская администрация вправе обращаться с требованиями, касающимися защиты традиционного образа жизни проживающих на территории поселения коренных малочисленных народов.
Правовое регулирование отношений в области образования, охраны и использования территорий традиционного природопользования осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07.05.2001 года № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего востока Российской Федерации (далее – Закон о территориях традиционного природопользования малочисленных народов).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.05.2009 года № 631-р в соответствии с частью 2 статьи 5 Закона гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждены:
перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации;
перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Согласно данному перечню к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности в Республике Алтай отнесены: Кош-Агачский муниципальный район, Майминский муниципальный район (Кызыл-Озекское, Бирюлинское сельские поселения), Турочакский муниципальный район, Улаганский муниципальный район, Чойский муниципальный район.
В соответствии со статьёй 8 Закона о гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации малочисленные народы имеют право безвозмездно владеть и пользоваться в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 5 Закона о территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов) с учетом особенностей правового режима территорий традиционного природопользования такие территории относятся к особо охраняемым природным территориям федерального, регионального и местного значения.
Согласно действующему земельному и лесному законодательству вопросы регулирования режима особо охраняемых природных территорий и оборота земельных участков, в пределах которых расположены территории традиционного природопользования, находятся в ведении Российской Федерации. Перевод земель различных категорий в земли особо охраняемых природных территорий при организации территории традиционного природопользования, а также установление особого режима охраны, предполагает выполнение определенных процедур, в том числе проведение экологических и этнологических экспертиз, проектирование территорий и землеотводов. Порядок перевода земель иных категорий в земли особо охраняемых природных территорий и объектов устанавливается федеральными законами. Порядок создания и использования особо охраняемых природных территорий регулируется Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».
Заявитель не представил доказательств того, что вся территория Кызыл-Озекского и Бирюлинского сельских поселений Майминского района переведена в земли особо охраняемых природных территорий после включения данных поселений в перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Республики Алтай. При этом не представлены документы о том, что в Республике Алтай имеются территории традиционного природопользования, которые подлежат переводу в земли особо охраняемых природных территорий.
В силу статьи 8 Закона о территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов образование территорий традиционного природопользования местного значения осуществляется решениями органов местного самоуправления на основании обращений лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей.
Согласно статье 11 Закона о территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов земельные участки и другие обособленные природные объекты, находящиеся в пределах границ территорий традиционного природопользования, предоставляются лицам, относящимся к малочисленным народам, и общинам малочисленных народов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Использование природных ресурсов, находящихся на территориях традиционного природопользования, для обеспечения ведения традиционного образа жизни осуществляется лицами, относящимися к малочисленным народам, и общинами малочисленных народов в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также обычаями малочисленных народов.
Пользование природными ресурсами, находящимися на территориях традиционного природопользования, гражданами и юридическими лицами для осуществления предпринимательской деятельности допускается, если указанная деятельность не нарушает правовой режим территорий традиционного природопользования.
Согласно статье 48 Лесного кодекса Российской Федерации в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Сибири и Дальнего Востока, при использовании лесов обеспечиваются защита исконной среды обитания этих народов и их традиционный образ жизни в соответствии с Законом о гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Исходя из системного толкования статьи 8 Закона о гарантиях прав коренных малочисленных народов, статей 5, 8, 11 Закона о территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов, суд пришел к выводу о том, что в целях реализации прав, предоставленных Законом о гарантиях прав коренных малочисленных народов, данные нормы гарантируют коренным малочисленным народам право на создание территорий традиционного природопользования и исключительное право пользования данными территориями. Это означает, что в границах территорий традиционного проживания коренных малочисленных народов должна быть определена территория традиционного природопользования этих народов, которая может быть использована только с учетом норм Закона о гарантиях прав коренных малочисленных народов. Созданная территория традиционного природопользования будет относится к землям особо охраняемых природных территорий, в отношении которых также установлен особый режим использования.
В соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» границы территорий традиционного природопользования различных видов (федерального, регионального и местного значения) утверждаются соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Заявителем не представлено доказательств того, что на территории Майминского муниципального района (Кызыл-Озекское и Бирюлинские сельские поселения), который является территорией традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов определены конкретные территории традиционного природопользования тубаларов, челканцев, кумандинцев и теленгитов, определены границы конкретных лесных и земельных участков, отнесенных к таким территориям. Сельская администрация не представила доказательства того, что спорный земельный участок отнесен к территориям традиционного природопользования коренных малочисленных народов и до предоставления его в собственность ООО «Алтай Резорт» был передан коренным малочисленным народам в пользование или закреплен за ними в установленном порядке.
Таким образом, несмотря на то, что Майминский (Кызыл-Озекское и Бирюлинское поселения) муниципальный район отнесен к территориям традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, он автоматически не стал территорией традиционного природопользования тубаларов, челканцев, кумандинцев, теленгитов. По мнению суда, указанные территории должны быть определены в установленном порядке, с установлением их местоположения и границ. Только после этого, в отношении конкретных территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов будут действовать ограничения, установленные статьями 27, 28, 95 Земельного кодекса Российской Федерации, Законом о гарантиях прав коренных малочисленных народов, Законом о территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов.
Материалами дела не подтверждается, что спорному земельному участку с кадастровым номером 04:01:030912:86 был в установленном порядке присвоен статус места традиционного природопользования коренных малочисленных народов, проживающих на территории Бирюлинского сельского поселения. Нет доказательств того, что данный земельный участок в установленных границах был переведен в земли особо охраняемых природных территорий и поставлен на кадастровый учет как земли особо охраняемых природных территорий, как место традиционного проживания коренных малочисленных народов. Нет доказательств того, что до момента образования данного земельного участка он уже имел статус земель особо охраняемых природных территорий, как место традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов.
Судом установлено, что данный участок образован за счет объединения части земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Бирюлинского сельского поселения, переведенных не в земли особо охраняемых природных территорий, а в земли особо охраняемых территорий распоряжением Правительства Республики Алтай от 01.07.2009 № 320-р для строительства гостиничного комплекса ООО «Алтай Резорт», то есть для использования этого земельного участка в рекреационных целях. Данное распоряжение не оспорено в установленном порядке ни Сельской администрацией, ни общественными организациями коренных малочисленных народов. Не оспорена и постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 04:01:030912:86 с разрешенным использованием для строительства гостиничного комплекса.
Статьи 27, 28, 94 ЗК РФ не указывают земли особо охраняемых территорий в качестве земель, ограниченных в обороте. К таким землям относятся лишь земли особо охраняемых природных территорий, к которым не отнесен земельный участок с кадастровым номером 04:01:030912:86.
Согласно статье 95 ЗК РФ земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.
Судом установлено, что до момента предоставления земельного участка с кадастровым номером 04:01:030912:86 в собственность ООО «Алтай Резорт» право собственности на него не было в установленном порядке зарегистрировано ни за Российской Федерацией, ни за Республикой Алтай, ни за МО «Майминский район», ни за Бирюлинским сельским поселением.
При таких обстоятельствах суд делает вывод об отсутствии достаточных доказательств распространения на спорный земельный участок правового режима земель особо охраняемых природный территорий в части запрета на приватизацию, предусмотренного статьями 27, 28, 94 Земельного кодекса Российской Федерации. Доказательства принятия в отношении спорного земельного участка соответствующим органом решения о переводе его в земли особо охраняемых природных территорий, об изъятии его из хозяйственного использования и оборота либо ограничении в обороте, как земель особо охраняемых природных территорий, в материалы дела не представлены.
В связи с этим, суд считает недоказанным довод Сельской администрации о нарушении ответчиком статей 27, 94 ЗК РФ и нарушении прав и законных интересов коренных малочисленных народов распоряжением № 2947-р и договором № 271.
Исходя из разъяснений, содержащихся в 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», правомерным основанием для отказа в приобретении в собственность земельных участков служит то обстоятельство, что земельный участок ограничен в обороте, федеральным законом установлен запрет на его приватизацию.
Суд считает, что при наличии распоряжения Правительства Республики Алтай от 01.07.2009 № 320-р о переводе земель для строительства гостиничного комплекса ООО «Алтай Резорт», наличии доказательств зарегистрированного права собственности на объекты недвижимости, находящиеся на спорном земельном участке, постановке на кадастровый учет спорного земельного участка как земель особо охраняемых территорий с разрешенным использованием для строительства гостиничного комплекса, отсутствии доказательств определения конкретного земельного участка как места традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов, у Администрации отсутствовали основания для отказа ООО «Алтай Резорт» в предоставлении в собственность земельного участка, на котором расположены принадлежащие обществу объекты недвижимости.
В абзаце 4 пункта 2 мотивировочной части Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 № 187-О указано, что из пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в системной связи с иными его нормами вытекает обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 данного Кодекса, - с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов - подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения.
Договор купли-продажи земельного участка № 271 заключен Администрацией МО «Майминский район» и ООО «Алтай Резорт» на основании распоряжения № 2947-р. Поскольку у Администрации отсутствовали законные основания для отказа обществу в предоставлении спорного земельного участка в собственность, она обязана была направить ООО «Алтай Резорт» договор купли-продажи на основании статьи 36 ЗК РФ. При этом данный договор не подлежал заключению на торгах. В силу пункта 1.2 статьи 36 ЗК РФ выкупная стоимость спорного земельного участка должна определяться в размере его кадастровой стоимости.
С учетом этого, у суда отсутствуют основания для выводов о несоответствии распоряжения № 2947-р и договора № 271 статьям 27, 28, 36, 94 ЗК РФ.
Суд оценил довод заявителя о том, что Администрация МО «Майминский район» не имела полномочий на распоряжение спорным земельным участком и считает его необоснованным.
В силу положений статей 11, 29 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» управление и распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления.
Структуру указанных органов составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (пункт 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Следовательно, в силу прямого указания закона распоряжение земельными участками на территории Майминского района, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляют органы местного самоуправления – в том числе Администрация и Глава МО «Майминский район».
Суд не принимает во внимание доводы заявителя об отнесении спорного земельного участка к землям, на которых имеются лесные насаждения и водные объекты. Нарушенные интересы Российской Федерации в части приватизации земель лесного фонда и водных объектов могут быть оспорены уполномоченными на это органами Российской Федерации. Сельская администрация к данным органам не относится.
Суд также отмечает, что до настоящего времени ни Российская Федерация в лице ТУ Росимущества РА или Минлесхоза РА, ни Республика Алтай в лице Правительства РА, ни Бирюлинское сельское поселение, ни общественные организации коренных малочисленных народов, проживающих на территории Бирюлинского сельского поселения, не оспорили зарегистрированное право собственности ООО «Алтай Резорт» на земельный участок с кадастровым номером 04:01:030912:86.
Таким образом, суд не установил наличие совокупности двух условий для признания незаконным распоряжения № 2947-р (несоответствие закону и нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности), не установил нарушений при заключении договора купли-продажи земельного участка № 271 требованиям ГК РФ и ЗК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 197-200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд
решил:
Отказать сельской администрации Бирюлинского сельского поселения Майминского района Республики Алтай (ИНН: <***>, ОГРН: <***>; место нахождения: 649107, Республика Алтай, <...>) в удовлетворении требований к Администрации муниципального образования «Майминский район» (ИНН: <***>; ОГРН: <***>, место нахождения: 649100, Республика Алтай, <...>):
- о признании незаконным распоряжения Администрации муниципального образования «Майминский район» от 06.12.2011 № 2947-р «О предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Республика Алтай, Майминский район, в восточной части кадастрового квартала 04:01:030912 в собственность за плату обществу с ограниченной ответственностью «Алтай Резорт» для строительства гостиничного комплекса «Алтай-Resort»;
- о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка от 07.12.2011 № 271,
Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.
Судья Л.А.Кулакова