ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А02-742/17 от 21.09.2017 АС Республики Алтай

Арбитражный суд Республики Алтай

649000, г. Горно-Алтайск, ул. Ленкина, 4. Тел. (388-22) 4-77-10 (факс)

http://www.my.arbitr.ru/ http://www.altai.arbitr.ru/

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Горно-Алтайск

25 сентября 2017 года

Дело № А02-742/17

Резолютивная часть решения объявлена 21 сентября 2017 года. Полный текст решения изготовлен 25 сентября 2017 года.

Арбитражный суд Республики Алтай в составе судьи Кулаковой Л.А., при ведении протокола секретарём судебного заседания Морозовой Л.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации города Горно-Алтайска (649000, <...>) к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Алтай (ИНН: <***>; ОГРН: <***>; место нахождения: 649000, <...>) о признании недействительным решения № 1173А от 11 апреля 2017 года о государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией общества с ограниченной ответственностью «МеркитСтрой»,

при участии представителей:

заявителя – ФИО1, доверенность от 11.05.2017 № 887 сроком действия на один год (в деле), личность установлена;

ответчика – ФИО2, по доверенность от 09.01.2017 сроком действия по 31.12.2017, личность установлена;

третьего лица – не явился, уведомлён;

установил:

Администрация города Горно-Алтайска (далее по тексту – Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Алтай (далее – УФНС по РА, ответчик) о признании недействительной записи № 21704000545448 в Едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью «МеркитСтрой» (далее – ООО «МеркитСтрой», общество). В качестве третьего лица в дело привлечен ликвидатор общества – ФИО3

В заявлении Администрация указала, что ликвидатором ООО «МеркитСтрой» был нарушен порядок ликвидации, установленный статьями 61-64 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). Администрация как кредитор не была уведомлена ликвидатором общества о ликвидации юридического лица, имеющаяся перед ним задолженность в сумме 1896903 руб. 90 коп. (подтвержденная судебным актом по делу № А02-1047/2012) не была учтена в процедуре добровольной ликвидации, что повлекло нарушение его прав кредитора. Ликвидатором общества ФИО3 сумма задолженности не была включена в промежуточный ликвидационный баланс, несмотря на заявленное Администрацией требование об исполнении судебного акта по взысканию задолженности. На основании поданного ФИО3 заявления о ликвидации, УФНС по РА принято решение о внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности ООО «МеркитСтрой» в связи с ликвидацией. По мнению заявителя, действиями ответчика по внесению записи № 21704000545448 Администрации фактически причинен вред, в связи с утратой возможности принудительного взыскания данной суммы с ООО «МеркитСтрой».

В отзыве на заявление ответчик не признал заявленное требование и указал, что согласно пункту 3 статьи 22 Федерального закона № 129-фЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о регистрации) документы, предусмотренные статьей 21, представляются в регистрирующий орган только после завершения процедуры ликвидации, предусматривающей завершение расчетов с кредиторами. Ликвидационный баланс составляется ликвидационной комиссией в соответствии со статьей 63 ГК РФ. Выявлением кредиторов занимается ликвидатор. Отказ в регистрации допускается в случае непредставления необходимых документов, либо представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган. Основания для отказа предусмотрены статьей 23 Закона о регистрации. У УФНС по РА отсутствовали основания для отказа ликвидатору ООО «МеркиСтрой» в государственной регистрации ликвидации общества. Кроме этого, 11.01.2017 ликвидатором в Вестнике государственной регистрации была произведена публикация решения о ликвидации ООО «МеркиСтрой». В пределах установленного срока администрация имела возможность обратиться в УФНС по РА с возражением относительно предстоящей ликвидации общества.

Третье лицо – ФИО3 отзыв на заявление не представила, в судебное заседание не явилась. Определения о принятии дела к производству, отложении судебного заседания были направлены ей по имеющимся у суда адресам. Определения возвращены органами связи без вручения, с отметкой об истечении срока хранения.

Указанное обстоятельство является основанием для вывода о соблюдении судом требований статьи 123 АПК РФ об извещении ФИО3 о времени и месте судебного разбирательства.

Суд также учитывает, что ФИО3 извещалась о времени и месте судебного заседания 04.09.2017 телефонограммой, определение об объявлении перерыва в судебном заседании 04.09.2017 было лично получено ФИО3 в канцелярии суда 05.09.2017.

В связи с этим суд считает, что ФИО3 было известно о возбуждении судом дела № А02-742/2017, в котором ФИО3 является третьим лицом на стороне ответчика.

При рассмотрении спора суд также руководствуется разъяснением, данным в пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №25 от 23.06.2016 г. «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»: По смыслу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю.

При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.

С учетом изложенного, суд считает возможным провести судебное разбирательство в отсутствие третьего лица – ФИО3

В судебном заседании заявитель уточнил предмет заявленного требования и первоначально просил суд признать недействительным запись в ЕГРЮЛ № 21704000545448. Впоследствии, заявитель вновь уточнил предмет заявленного требования и просил суд признать недействительным решение УФНС по РА № 1173А от 11 апреля 2017 года о государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией общества с ограниченной ответственностью «МеркитСтрой», обязать ответчика аннулировать запись № 21704000545448 о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью «МеркитСтрой» (ИНН <***>) из Единого государственного реестра юридических лиц.

В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд принял ходатайство заявителя об уточнении предмета требования.

Представитель Администрации в судебном заседании поддержал заявленные требования и перечислил доводы, изложенные в заявлении.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения заявления.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Из материалов дела следует, что постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2014 по делу № А02-1047/2012 с ООО «МеркитСтрой» в пользу Администрации взысканы убытки в сумме 1788903 руб. 90 коп. и судебные издержки в сумме 108000 руб. На принудительное исполнение данного судебного акта 17.12.2014 выдан исполнительный лист АС № 007215821. Судебный акт ООО «МеркитСтрой» не исполнен.

05.12.2016 учредители ООО «МеркитСтрой» приняли решение о ликвидации общества и назначении ликвидатором ФИО3 11.01.2017 ликвидатором в Вестнике государственной регистрации была произведена публикация решения о ликвидации ООО «МеркитСтрой».

10.03.2017 Администрация вручила представителю ФИО3 ФИО4 исполнительный лист АС № 007215821 по делу № А02-1047/2012 для его исполнения (с сопроводительным письмом).

Решением от 23.03.2017 учредителями был утвержден промежуточный ликвидационный баланс ООО «МеркитСтрой». Из указанного решения учредителей следует, что на день составления данного баланса ООО «МеркитСтрой» не имеет имущества, требований кредиторов, задолженности по налогам и сборам, требований, удовлетворенных вступившими в законную силу судебными актами.

04.04.2017 учредители утвердили ликвидационный баланс общества, в котором также отсутствовала кредиторская задолженность.

ФИО3 представила в МРИ ФНС № 5 промежуточный и ликвидационный баланс ООО «МеркитСтрой», в котором отражено отсутствие кредиторской задолженности на отчетную дату отчетного периода. В балансе указано о не предъявлении требований кредиторов.

11.04.2017 УФНС по РА приняло решение № 1173А о государственной регистрации государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией ООО «МеркитСтрой».

11.04.2017 УФНС по РА также внесло в ЕГРЮЛ запись за государственным регистрационным номером 21704000545448 о государственной регистрации прекращения деятельности ООО «МеркитСтрой» в связи с его ликвидацией.

Считая несоответствующим Закону о регистрации решение УФНС по РА о внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности ООО «МеркитСтрой» в связи с его ликвидацией, Администрация обратилась в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.

Суд оценил требования заявителя и считает их обоснованными.

Отношения, возникающие в связи с исключением юридического лица из ЕГРЮЛ регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а также Правилами ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 г. № 438.

Согласно пункту 3 статьи 20 Закона о регистрации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

В силу пункта 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Порядок ликвидации юридических лиц установлен статьями 61-64 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с положениями статей 61-64 ГК РФ ликвидация юридического лица по решению учредителей (участников) означает добровольное прекращение деятельности такого юридического лица. При этом прекращение деятельности одного лица не должно преследовать своей целью причинение вреда другому лицу (статьи 1, 10 названного Кодекса).

Предусмотренная названными нормами процедура ликвидации юридического лица предполагает действия ликвидационной комиссии (ликвидатора) по выявлению его кредиторов; предоставлению кредиторам возможности заявить свои требования; составлению ликвидационного баланса, отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами; определению порядка ликвидации (в том числе путем признания юридического лица несостоятельным (банкротом).

При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана действовать добросовестно и разумно в интересах как ликвидируемого юридического лица, так и его кредиторов (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.01.2013 № 11925/12).

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Пунктом 4 статьи 63 Гражданского кодекса предусмотрено, что выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

Судом установлено, что ООО «МеркитСтрой» на государственную регистрацию в связи с ликвидацией общества в надлежащий регистрирующий орган представлены все необходимые документы, при этом в ликвидационном балансе названного общества отражено отсутствие у ликвидируемого юридического лица задолженности перед кредиторами, а также отсутствие имущества и денежных средств.

Вместе с тем, до утверждения промежуточного ликвидационного баланса Администрация обращалась к ликвидатору с исполнительным листом по делу № А02-1047/2012 с требованием оплатить долг. Представители ООО «МеркитСтрой» участвовали в судебных заседаниях по делу № А02-1047/2012, то есть должны были знать о взыскании с общества задолженности постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда, а также о неисполнении им судебного акта. Доказательств иного арбитражному суду не представлено.

С учетом этого, представленный одновременно с заявлением о государственной регистрации ликвидации юридического лица ликвидационный баланс ООО «МеркитСтрой» содержал не соответствующие действительности сведения об отсутствии у общества кредиторской задолженности перед Администрацией.

В нарушение требований статьи 63 ГК РФ ликвидатор письменно не уведомил Администрацию о ликвидации общества и не произвел расчета с ним.

В соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 1 статьи 21 Закона о регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 № 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица в силу подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации.

В соответствии с пунктом 4.1 статьи 9 Закона о регистрации регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных указанным Законом.

Основанием внесения записи о ликвидации юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом (статьи 1, 11 Закона о государственной регистрации).

В силу пункта «а» части 1 статьи 23 Закона о регистрации отказ в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией допускается в случае непредставления определенных Законом необходимых для государственной регистрации документов, к числу которых согласно пункту «б» части 1 статьи 21 названного Закона относится ликвидационный баланс.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц (пункт 8 статьи 63 ГК РФ, пункт 6 статьи 22 Закона о государственной регистрации).

Решение о государственной регистрации ликвидации юридического лица является законным и обоснованным, если соблюден порядок, установленный указанными выше правовыми нормами.

С учетом этого, представление обществом в регистрирующий орган ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации.

Поскольку при ликвидации ООО «МеркитСтрой» установленный статьями 61 - 64 Кодекса порядок ликвидации юридического лица нарушен и для государственной регистрации прекращения деятельности этого лица в связи с ликвидацией необходимые документы в регистрирующий орган не представлены, решение о ликвидации общества не может быть признано законным, поскольку указанным решением нарушены права третьих лиц как кредиторов.

С учетом изложенного, решение УФНС по РА № 1173А от 11.04.2017 о государственной регистрации прекращения деятельности ООО «МеркитСтрой» в связи с его ликвидацией и запись в ЕГРЮЛ от 11.04.2017 за государственным регистрационным номером 21704000545448 о государственной регистрации прекращения деятельности общества в связи с его ликвидацией не соответствуют статьям 21, 23 Закона о регистрации, статьям 61-64 ГК РФ и нарушают права и законные интересы Администрации, поскольку делают невозможным получение задолженности с ликвидированного юридического лица.

С учетом указанных выводов, требования заявителя являются законными и обоснованными.

При вынесении решения суд не разрешает вопрос о судебных расходах, поскольку УФНС по РА и Администрация на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины как истцы и ответчики.

Руководствуясь статьями 167-170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявление удовлетворить.

Признать недействительным решение Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай (ИНН: <***>; ОГРН: <***>; место нахождения: 649000, <...>) № 1173А от 11 апреля 2017 года о государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией общества с ограниченной ответственностью «МеркитСтрой» (ИНН <***>).

Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Алтай (ИНН: <***>; ОГРН: <***>; место нахождения: 649000, <...>) в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу исключить запись № 21704000545448 о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью «МеркитСтрой» (ИНН <***>) из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья Л.А. Кулакова