649000, г. Горно-Алтайск, ул. Ленкина, 4. Тел. (388-22) 4-77-10 (факс)
http://www.my.arbitr.ru/ http://www.altai.arbitr.ru/
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Горно-Алтайск | Дело № А02-882/2022 |
Резолютивная часть решения объявлена 21.09.2022. Полный текст решения изготовлен 23.09.2022.
Арбитражный суд Республики Алтай в составе судьи Окуневой И. В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Кедечиновой Э.В., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1024200680723, ИНН 4207052250, ул. Ноградская, д. 19, литер А, г. Кемерово, обл. Кемеровская область - Кузбасс, 650000) о привлечении Кожанова Алимжана Айдынбекович а (ул. Гоголя, д. 51, с. Кош-Агач, р-н. Кош-Агачский, Респ. Алтай) – директора Муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунального хозяйства Акташ" Муниципального образования "Улаганский район" (ОГРН 1150404000878, ИНН 0404010445, ул. С.Мохова, д. 20, с. Акташ, р-н. Улаганский, Респ. Алтай) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
лица, участвующие в деле – не явились, уведомлены,
установил:
Южно-Сибирское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Управление Росприроднадзора, административный орган) обратилось в арбитражный суд с требованием о привлечении ФИО1 (ФИО1, ответчик) – директора Муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунального хозяйства Акташ" Муниципального образования "Улаганский район" (далее – МУП «ЖКХ Акташ») к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В обоснование, административный орган указал, что транспортные средства, принадлежащие МУП «ЖКХ Акташ», директором которого является ответчик, осуществляющему лицензируемый вид деятельности:
-автомобиль марки КО-440-7 (мусоровоз), 2018 года выпуска, дизельный, государственный регистрационный знак <***> 4, является собственностью МУП «ЖКХ «Акташ» (Паспорт транспортного средства 52 ОТ 609803) - не снабжен специальным знаком;
- автомобиль марки КО-503В-2 (машина вакуумная), 2014 года выпуска, дизельный, государственный регистрационный знак <***>, является собственностью МУП «ЖКХ «Акташ» (Паспорт транспортного средства 52 НХ 703131) - не снабжен специальным знаком,
что является нарушением п.п. «б» п.З Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 № 2290.
Кроме того, не представлена документация для транспортирования и передачи отходов, оформленная в соответствии с правилами перевозки грузов, с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.
Заявление принято судом к рассмотрению в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации «Рассмотрение дел в порядке упрощенного производства».
В соответствии с частью 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Ответчик в нарушение требований статьи 131 АПК РФ письменного отзыва на заявление не представил.
Лица, участвующие в деле, в судебное разбирательство не явились, хотя надлежащим образом были уведомлены о времени и месте его проведения путем направления и публикации определения на сайте Арбитражного суда Республики Алтай в сети Интернет.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным провести судебное заседание в отсутствие сторон.
Суд, исследовав материалы дела, установил следующее.
Из материалов дела следует, что на основании решения Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление) 25.02.2022 № 246-кн «О проведении плановой выездной проверки» в период с 01.03.2022 по 15.03.2022 Управлением проведена плановая выездная проверка в отношении МУП «ЖКХ Акташ».
Проверкой установлено, что МУП «ЖКХ Акташ» имеет лицензию № (22)-4821-СТ от 04.12.2017 со сроком действия «бессрочно» на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. Данная лицензия выдана Управлением Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай на основании приказа (распоряжения) от 04.12.2017 № 1340.
Виды работ, выполняемые в соответствии с указанной лицензией: сбор отходов IV класса опасности, транспортирование отходов IV класса опасности.
Адрес мест осуществления деятельности: 649743, Республика Алтай, <...>, Республика Алтай, <...>.
Из заявления административного органа следует, что для осуществления деятельности в области обращения с отходами по транспортированию отходов МУП «ЖКХ Акташ» использует принадлежащие ему на праве собственности следующие транспортные средства;
-автомобиль марки КО-440-7 (мусоровоз), 2018 года выпуска, дизельный, государственный регистрационный знак <***> 4, является собственностью МУП «ЖКХ «Акташ» (Паспорт транспортного средства 52 ОТ 609803);
автомобиль марки КО-503В-2 (машина вакуумная), 2014 года выпуска, дизельный, государственный регистрационный знак <***>, является собственностью МУП «ЖКХ «Акташ» (Паспорт транспортного средства 52 НХ 703131).
В результате плановой выездной проверки МУП «ЖКХ Акташ» установлено, что лицензионные требования при осуществлении деятельности в области обращения с отходами, установленные п.п. «б» п.3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 № 2290 - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих требованиям статьи 16 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»), не соблюдаются:
-автомобиль марки КО-440-7 (мусоровоз), 2018 года выпуска, дизельный, государственный регистрационный знак <***> 4, является собственностью МУП «ЖКХ «Акташ» (Паспорт транспортного средства 52 ОТ 609803) - не снабжен специальным знаком;
-автомобиль марки КО-503В-2 (машина вакуумная), 2014 года выпуска, дизельный, государственный регистрационный знак <***>, является собственностью МУП «ЖКХ «Акташ» (Паспорт транспортного средства 52 НХ 703131) - не снабжен специальным знаком.
Административному органу не представлена документация для транспортирования и передачи отходов, оформленная в соответствии с правилами перевозки грузов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.
Результаты проверки отражены в акте выездной проверки N АТ-246-кн от 15.03.2022.
В соответствии с п. 6.7 Устава МУП «ЖКХ «Акташ», утвержденного распоряжением администрации МО «Улаганский район» от 27.05.2015 № 617, директор МУП «ЖКХ «Акташ» должен обеспечивать соблюдение законности в деятельности предприятия.
По факту выявленного нарушения в отношении директора МУП «ЖКХ «Акташ» должностным лицом Управления 05.05.2022 составлен протокол об административном правонарушении № АТ-246-кн/14, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Материалы проверки с заявлением о привлечении директора МУП «ЖКХ «Акташ» к административной ответственности направлены в арбитражный суд в порядке части 3 статьи 23.1 КоАП РФ.
Изучив документы, представленные в материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
По делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности (часть 5 статьи 205 АПК РФ).
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Часть 3 статьи 14.1 КоАП РФ устанавливает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Объектом правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ, образует осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности регулируются Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ)
В силу пункта 30 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, установлен постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности".
В соответствии с ч. 1. ст.8 Федерального закона «О лицензировании» лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Лицензионные требования, предъявляемые к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, определены п. 3 Положения о лицензировании, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 № 2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности» (далее - Положение от 26.12.2020 № 2290).
Согласно п.30 ч.1 ст. 12 Федерального закона «О лицензировании» лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Положением от 26.12.2020 № 2290 определен перечень работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, в числе которых - размещение отходов IV класса опасности.
Согласно ч.ч.1, 2 ст.16 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» транспортирование отходов осуществляется с соблюдением экологических требований, санитарно-эпидемиологических требований и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации об автомобильном, железнодорожном, воздушном, внутреннем водном и морском транспорте; организация транспортирования отходов осуществляется при следующих условиях: наличие паспорта отходов при транспортировании отходов I - IV класса опасности; наличие документации для транспортирования и передачи отходов, оформленной в соответствии с правилами перевозки грузов с указаниемколичества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования; соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов транспортными средствами; наличие на транспортных средствах, контейнерах, цистернах, используемых при транспортировании отходов, специальных отличительных знаков, обозначающих определенный класс опасности отходов.
Образцы специальных отличительных знаков, обозначающих определенный класс опасности отходов, а также порядок нанесения таких знаков на транспортные средства, контейнеры, цистерны, используемые при транспортировании отходов, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта (ч.3 ст.16 указанного Федерального закона).
Приказом Министерства транспорта РФ от 22.11.2021 № 399 установлены образцы специальных отличительных знаков, обозначающие класс опасности отходов, а также Порядок нанесения их на транспортные средства, контейнеры, цистерны, используемые при транспортировании отходов.
МУП «ЖКХ Акташ» имеет лицензию № (22)-4821-СТ от 04.12.2017 со сроком действия «бессрочно» на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. Данная лицензия выдана Управлением Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай на основании приказа (распоряжения) от 04.12.2017 № 1340.
Таким образом, лицензионные требования при осуществлении деятельности в области обращения с отходами, установленные п.п. «б» п.3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 № 2290 - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих требованиям статьи 16 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» должны соблюдаться лицензиатом.
Использование лицензиатом транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и не снабженных специальными знаками, является нарушением лицензионных требований и влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии события правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса в действиях директора МУП «ЖКХ Акташ», как должностного лица, допустившего указанные нарушения.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ определено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
С учетом обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что директором МУП «ЖКХ Акташ» не приняты все зависящие от него меры для недопущения нарушений требований законодательства в области лицензирования деятельности. Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у общества возможности для недопущения указанных нарушений материалы дела не содержат. Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях директора МУП «ЖКХ Акташ» вины в совершении вменяемого административного правонарушения.
Таким образом, в действиях ответчика доказано наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ, определены разные формы и виды мероприятий по контролю (предварительная проверка, мероприятия по контролю без взаимодействия, документарная проверка), которые могут проводиться должностными лицами органов государственного контроля с использованием необходимых сведений и информации о деятельности юридического лица, находящихся в базе соответствующего органа, однако при строгом соблюдении требований указанного закона, предусматривающего, в том числе и результаты, оформляемые при проведении каждого из существующих форм и видов контрольно-надзорного мероприятия.
Проведение контрольного мероприятия в виде выездного обследования регламентировано Федеральным законом от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №248-ФЗ).
Согласно статье 75 Федерального закона №248-ФЗ, под выездным обследованием понимается контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое в целях оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований.
Выездное обследование может проводиться по месту нахождения (осуществления деятельности) организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту осуществления деятельности гражданина, месту нахождения объекта контроля, при этом не допускается взаимодействие с контролируемым лицом. Выездное обследование проводится без информирования контролируемого лица.
Срок проведения выездного обследования одного объекта (нескольких объектов, расположенных в непосредственной близости друг от друга) не может превышать один рабочий день, если иное не установлено федеральным законом о виде контроля.
По результатам проведения выездного обследования предписание не выдается (пункт 5 указанной статьи).
При этом суд отмечает, что права ответчика, предусмотренные положениями КоАП РФ, были реализованы при составлении протокола об административном правонарушении.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что Управлением не было допущено существенных нарушений процедуры привлечения директора МУП «ЖКХ Акташ» к ответственности, которые могли бы каким-либо образом повлиять на факт выявления и наличие состава вмененного административного правонарушения, а также воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах гарантии прав лица, привлекаемого к административной ответственности, следует признать соблюденными, а порядок привлечения к административной ответственности – не нарушенным.
Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения настоящего заявления не пропущен.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, судом не установлено.
Суд не усматривает оснований для применения малозначительности, поскольку обстоятельства совершения заявителем административного правонарушения не имеют свойства исключительности.
Данных о наличии отягчающих административную ответственность обстоятельств судом не установлено.
Вместе с тем, суд считает возможным применить в данном конкретном случае положения статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из положений статей 3.4, 4.1.1 КоАП РФ следует, что в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого или среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Принимая во внимание отсутствие вреда и наступивших негативных последствий, совершение правонарушения впервые, отсутствие в данном случае отягчающих ответственность обстоятельств, установленных статьей 4.3 КоАП РФ, суд считает возможным заменить наказание в части административного штрафа на предупреждение.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
удовлетворить заявление Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Привлечь ФИО1 (ул. Гоголя, д. 51, с. Кош-Агач, р-н. Кош-Агачский, Респ. Алтай) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначить наказание в виде предупреждения.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г.Томск) через Арбитражный суд Республики Алтай в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Судья | И.В. Окунева |