ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-13763/16 от 08.11.2016 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-01

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: a03. info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Барнаул                                                                                               Дело № А03- 13763/2016

Резолютивная часть решения оглашена 08 ноября 2016г.

Полный текст решения изготовлен 14 ноября 2016г.                                                                                                               

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Овчинникова Ю.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Сашниковой А.К., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску акционерного общества «Алтайэнергосбыт» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Барнаул Алтайского края,

к муниципальному образованию Змеиногорский район Алтайского края в лице комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Змеиногорского района Алтайского края (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Змеиногорск Змеиногорского района Алтайского края,

о взыскании 2 531 700,23  руб.,                                                                                          

с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Змеиногорского района Алтайского края, г.Змеиногорск Алтайского края,           

при участии в судебном заседании:

от истца – ФИО1 (доверенность от 24.05.2016, № 525с, паспорт),

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «Алтайэнергосбыт», г.Барнаул Алтайского края, обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к муниципальному образованию Змеиногорский район Алтайского края в лице комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Змеиногорского района Алтайского края, г.Змеиногорск Змеиногорского района Алтайского края, в котором просит: 1) взыскать с муниципального образования Змеиногорский район Алтайского края в лице комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Змеиногорского района Алтайского края за счет казны муниципального образования Змеиногорский район задолженность в размере                            2 530 700,23 руб., в том числе 2 453 242,26 руб. долга, 77 457,97 руб. процентов, проценты по ставке 8,25 % годовых с суммы просроченного долга, начиная с 07.04.2015 по день его фактической уплаты; 2) взыскать с муниципального образования Змеиногорский район Алтайского края в лице комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Змеиногорского района Алтайского края расходы по оплате государственной пошлины в размере 35 658,50 руб.

Определением арбитражного суда от 14.10.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Змеиногорского района Алтайского края, г.Змеиногорск Алтайского края. Этим же определенеим дело назначено в предварительное судебное заседание.

Ответчик и третье лицо в предварительное судебное заседание не явились, на основании ч.1 ст.136 АПК РФ судебное заседание проводится без их участия.

При отсутствии возражений, арбитражный суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.

На основании статей 123, 156 АПК РФ судебное заседание проводится без участия ответчика и третьего лица.

Суд приобщил к материалам дела представленные истцом дополнительные доказательства.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, арбитражный суд отмечает следующее.

Решением Арбитражного суда Алтайского края от 14.04.2015 по делу № А03-4067/2015 с общества с ограниченной ответственностью «Энергия» и Администрации Змеиногорского района Алтайского края в пользу открытого акционерного общества «Алтайэнергосбыт» взыскано солидарно 2 453 242 руб. 26 коп. долга, 77 457 руб. 97 коп. процентов, всего              2 530 700 руб. 23 коп. Этим же решением решено продолжать начисление процентов по ставке рефинансирования Банка России 8,25% годовых с суммы просроченного долга, начиная с 07.04.2015 по день его фактической уплаты.

Согласно ч.6 ст.319 АПК РФ, на основании судебного акта о взыскании денежных сумм с солидарных ответчиков по ходатайству взыскателя арбитражный суд может выдать несколько исполнительных листов по числу солидарных ответчиков с указанием в каждом из них общей суммы взыскания, наименований всех ответчиков и их солидарной ответственности.

По ходатайству ОАО «Алтайэнергосбыт», во исполнение решения от 14.04.2015 по делу № А03-4067/2015 Арбитражным судом Алтайского края было выдано два исполнительных листа по числу солидарных ответчиков – ООО «Энергия» и Администрации Змеиногорского района Алтайского края.

Исполнительный лист Серии ФС № 005031132 в отношении Администрации Змеиногорского района Алтайского края, в соответствии со ст.242.1 Бюджетного кодекса РФ взыскатель (ОАО «Алтайэнергосбыт») предъявил в Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю (отделение № 59).

Исполнительный лист Серии ФС № 005031132 возвращен взыскателю без исполнения.

В уведомлении о неисполнении должником требований исполнительного документа Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю (отделение № 59) сообщило ОАО «Алтайэнергосбыт» о возможности предъявления исковых требований по неисполненным исполнительным документам к главному распорядителю средств соответствующего бюджета, в ведении которого находится должник.

Неисполнение требований исполнительного документа Администрацией Змеиногорского района Алтайского края послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском о привлечении публично-правового образования к субсидиарной ответственности, поскольку администрация по своей организационно-правовой форме является казённым учреждением, ответственность по обязательствам которого должно нести муниципальное образование в лице главного распорядителя бюджетных средств.

В сооветствии с пунктом 4 статьи 51 Закона об общих принципах организации местного самоуправления муниципальные образования могут создавать муниципальные учреждения.

Согласно пункту 1 статьи 37 и пункту 2 статьи 41 Закона об общих принципах организации местного самоуправления администрация Змеиногорского района является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования в форме муниципального казенного учреждения.

Пунктами 1, 2 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).

В силу пункта 3 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4-6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 кодекса, несет собственник соответствующего имущества.

В соответствии с пунктом 1 статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) кредитор вправе предъявить требование к субсидиарному должнику в случае, если основной должник отказался удовлетворить требования кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование.

В силу пункта 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о местном самоуправлении) местная администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления.

Согласно пункту 2 статьи 41 Закона о местном самоуправлении органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казёнными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций.

В соответствии с пунктом 3 статьи 123.21 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего кодекса, несёт собственник соответствующего имущества.

Согласно пункту 4 статьи 123.22 ГК РФ казённое учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казённого учреждения несёт собственник его имущества.

Факт отсутствия у администрации муниципального образования денежных средств, необходимых для погашения задолженности перед истцом, подтвержден представленными в материалы дела доказательствами, в том числе, документами Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю, согласно которым исполнительный лист серии ФС № 005031132, выданный 05.06.2015 арбитражным судом и предъявленный к исполнению, был возвращён в связи с неисполнением его в течение трёх месяцев по причине отсутствия денежных средств на счетах администрации.

В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», разъяснено, что согласно пункту 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.

В силу статьи 6 БК РФ главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

На основании анализа содержания Устава муниципального образования, решения Змеиногорского районного совета депутатов «О районном бюджете Змеиногорского района на 2016 год» от 23.12.2015, № 80, решения Змеиногорского районного совета депутатов «Об утверждении положения о бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в муниципальном образовании Змеиногорский район Алтайского края» от 20.06.2014, № 24, суд установил, что комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Змеиногорского района Алтайского края является органом Змеиногорского района, осуществляющим функции по реализации политики в бюджетной, налоговой и кредитной сферах, обеспечению сбалансированности бюджета Змеиногорского района, осуществлению бюджетного процесса, исполнению бюджетных и долговых обязательств Змеиногорского района; осуществляет управление счетами и бюджетными средствами Змеиногорского района осуществляет заимствования и управление долгом Змеиногорского района; осуществляет ведение долговой книги Змеиногорского района; осуществляет исполнение требований исполнительных документов по обращению взыскания на средства районного бюджета и является тем самым главным распорядителем бюджетных средств.

В связи с изложенным, избранный истцом способ защиты – привлечение к субсидиарной ответственности собственника имущества казённого учреждения (администрации муниципального образования) – публично-правого образования в лице главного распорядителя бюджетных средств следует признать соответствующим правилам статьи 399 ГК РФ.

На основании статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 310 ГК РФ).

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В силу части 2, части 4 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.

Оценку доказательствам имеет право давать только суд первой инстанции, поскольку он исследует все доказательства непосредственно в судебном заседании (статья 71, пункт 2 части 4 статьи 170, часть 2 статьи 268, часть 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Возражений и доказательств уплаты долга в суд не представлено.

В связи с изложенным, арбитражный суд приходит к выводу о том, что истец доказал с помощью допустимых доказательств правомерность своих исковых требований.

При таких обстоятельствах, арбитражный суд удовлетворяет требования истца в полном объеме.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в размере 35 653,50 руб. относятся на ответчика.

При подаче искового заявления истцом уплачена государственная пошлина в размере   35 658,50 руб.

На основании статьи 333.40 НК РФ арбитражный суд возвращает акционерному обществу «Алтайэнергосбыт», г.Барнаул Алтайского края, из федерального бюджета государственную пошлину в размере 5,00 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 05.08.2016, № 10711.

Руководствуясь статьями 65, 71, 104, 110, 123, 136, 137, 156, 162-164, 166-171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 333.21, 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с муниципального образования Змеиногорский район Алтайского края в лице комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Змеиногорского района Алтайского края, г.Змеиногорск Змеиногорского района Алтайского края, за счет казны муниципального образования Змеиногорский район Алтайского края в пользу акционерного общества «Алтайэнергосбыт», г.Барнаул Алтайского края, 2 566 353,73 руб., в том числе 2 453 242,26 руб. долга, 77 457,97 руб. процентов, 35 653,50 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Взыскать с муниципального образования Змеиногорский район Алтайского края в лице комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Змеиногорского района Алтайского края, г.Змеиногорск Змеиногорского района Алтайского края, за счет казны муниципального образования Змеиногорский район Алтайского края в пользу акционерного общества «Алтайэнергосбыт», г.Барнаул Алтайского края, проценты по ставке 8,25 % годовых с суммы просроченного долга в размере 2 453 242,26 руб., начиная с 07.04.2015 по день его фактической уплаты.

Возвратить акционерному обществу «Алтайэнергосбыт», г.Барнаул Алтайского края, из федерального бюджета государственную пошлину в размере 5,00 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 05.08.2016, № 10711.

Выдать АО «Алтайэнергосбыт» справку на возврат государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения, либо в кассационную инстанцию – Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                            Ю.В.Овчинников