ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-445/20223 от 12.01.2024 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-01

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: a03.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул  

Дело № А03-445/20223

Резолютивная часть решения оглашена 12 января 2024 года

Полный текст решения изготовлен 26 января 2024 года

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Гуляева А.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем Евдокимовой Т.Ю., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление администрации города Барнаула (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Барнаул, к акционерному обществу «Барнаульская генерация» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Барнаул, об обязании принять в эксплуатацию, обеспечить надлежащее техническое функционирование, обслуживание и содержание в исправном состоянии объекта теплоснабжения - элеваторный узел, расположенный на тепловой сети протяженностью 330 м., по проезду Братскому 2, сооружение 1, с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, Комитета по энергоресурсам и газификации города Барнаула,

при участии представителей сторон:

от истца – ФИО1, по доверенности от 10.01.2024, диплом,

от ответчика – ФИО2, по доверенности от 29.06.2021, диплом,

от Комитета по энергоресурсам – ФИО3, по доверенности от 09.01.2024, диплом,

от третьего лица  Минстрой – не явился, извещен,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация города Барнаула Алтайского края (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к акционерному обществу «Барнаульская генерация» (далее - ответчик) об обязании принять в эксплуатацию, обеспечить надлежащее техническое функционирование, обслуживание и содержание в исправном состоянии объекта теплоснабжения - элеваторный узел, расположенный на тепловой сети протяженностью 330 м., по проезду Братскому 2, сооружение 1.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, комитет по энергоресурсам и газификации города Барнаула.

Исковые требования обоснованы ссылками на статьи 133, 134 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)  и нормы Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашения», и мотивированы тем, что из условий заключенного между сторонами концессионного соглашения не следует, что элеваторный узел, присоединенный к передаваемой тепловой сети, не входил в состав имущества, поименованного в концессионном соглашении в качестве его объекта. В связи с чем, по утверждению истца, элеваторный узел не является самостоятельным объектом инженерной инфраструктуры, а входит составной частью в систему тепловой сети. Принимая во внимание, что поставка тепловой энергии по муниципальной сети напрямую потребителям без участия в технологическом процессе элеваторного узла невозможна, данные объекты являются неделимой вещью, которая передана в пользование на основании концессионного соглашения АО «Барнаульская генерация».

Ответчик в отзыве на исковое заявление в удовлетворении заявленных требований просил отказать в полном объеме.

В судебное заседание представитель третьего лица - Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края не явился.

О месте и времени судебного заседания по делу указанное третье лицо надлежащим образом извещено в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Представитель истца в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения искового заявления.

Третье лицо - комитет по энергоресурсам и газификации города Барнаула поддержало заявленные исковые требования.

Выслушав пояснения истца и третьего лица, возражения ответчика, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Между муниципальным образованием городским округом - городом Барнаулом Алтайского края, от имени которого выступает администрация города Барнаула, как концедентом, и акционерным обществом «Барнаульская теплосетевая компания», как концессионером, и Правительством Алтайского края 30.06.2017 заключено концессионное соглашение №1 в отношении объектов теплоснабжения на территории муниципального образования городского округа - города Барнаула Алтайского края.

Пунктом 1.1 концессионного соглашения установлено, что концессионер обязуется за свой счёт в порядке, в сроки и на условиях, установленных настоящим соглашением: проектировать, создавать, реконструировать, вводить в эксплуатацию в объёме, согласованном сторонами в приложении 5 к соглашению, и использовать (эксплуатировать) недвижимое и технологически связанное с ним движимое имущество - объекты теплоснабжения, состав и описание которого приведены в разделе II Соглашения, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать концеденту в целях осуществления передачи, распределения тепловой энергии и горячей воды, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный настоящим соглашением, права владения и пользования Объектом Соглашения для осуществления указанной деятельности.

Сторонами под «реконструкцией объекта соглашения» понимаются мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта соглашения.

Согласно пункту 1.2 концессионного соглашения концессионная плата по настоящему соглашению не предусмотрена.

В соответствии с разделом 2 концессионного соглашения объектом соглашения является муниципальное имущество теплосетевого хозяйства муниципального образования городского округа — города Барнаул Алтайского края, подлежащее реконструкции/созданию в соответствии с условиями настоящего соглашения. Сведения о перечне, составе, описании объекта соглашения, предназначенного для осуществления деятельности, указанной в пункте 1.1 настоящего соглашения, в том числе о техническом состоянии, сроке службы и иных технико-экономических показателях передаваемого имущества приведены в приложении 1 к настоящему соглашению. Перечень документов (с указанием наименования и реквизитов), удостоверяющих право собственности концедента на объект соглашения, составляет приложение 2 к настоящему соглашению.

Пунктом 4.5 концессионного соглашения установлено, что концедент обязуется передать концессионеру, а концессионер обязуется принять объект соглашения и иное имущество в течение 10 (десять) рабочих дней с даты вступления в силу настоящего соглашения. Объект соглашения и иное имущество на момент их передачи концедентом концессионеру должны быть свободными от прав третьих лиц. С даты подписания акта приёма-передачи объекта соглашения и иного имущества к концессионеру переходят также права владения и пользования указанным имуществом. В случае выявления в ходе реализации настоящего соглашения объектов, не имеющих собственника, предназначенных для организации централизованного теплоснабжения на территории муниципального образования городского округа - города Барнаула Алтайского края и являющихся частью относящихся к объекту соглашения и иному имуществу систем теплоснабжения, (далее - бесхозяйное имущество) передача концедентом концессионеру прав владения и (или) пользования такими бесхозяйными объектами, приобретаемыми в собственность концедента в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, осуществляется без проведения торгов путём изменения условий настоящего соглашения с соблюдением требований о внесении изменений в концессионные соглашения, предусмотренные законодательством РФ и при условии, что оценка стоимости таких объектов в совокупности не превышает десяти процентов от определённой по данным бухгалтерской отчётности на последнюю отчётную дату от даты заключения настоящего соглашения балансовой стоимости объекта соглашения. Такое бесхозяйное имущество включается в состав объекта соглашения или иного имущества и передаются концессионеру по акту приёма-передачи.

В силу пункта 5.1 концессионного соглашения концессионер в связи с исполнением своих обязательств по настоящему соглашению за свой счёт исполняет следующие обязанности:

а) на стадии проектирования - выполняет необходимые инженерные изыскания и подготовку проектной документации, обеспечивает получение положительных заключений экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, при условии, если такие требования предусмотрены нормативно-правовыми актами РФ;

б) на стадии реконструкции - выполняет реконструкцию объекта соглашения;

в) на стадии ввода в эксплуатацию - выполняет ввод объекта соглашения в эксплуатацию (в том числе обеспечивает получение разрешения на ввод в эксплуатацию) и обеспечивает государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества в составе объекта соглашения;

г) на стадии эксплуатации - поддерживает объект соглашения и иное имущество в исправном состоянии, проводит за свой счёт текущий и капитальный ремонт, несёт расходы на содержание объекта соглашения, в объёме, не превышающем размера затрат, включённых в тариф концессионера на передачу тепловой энергии на соответствующий период. При установлении тарифов в отношении концессионера в необходимой валовой выручке учитываются обоснованные расходы концессионера в связи с проведением ремонтов при реализации настоящего соглашения.

Пунктом 5.28 концессионного соглашения установлено, что концессионер обязан принимать меры по обеспечению безопасности объекта соглашения и иного имущества, относящегося к объектам топливно-энергетического комплекса на основании соответствующего законодательства в рамках средств, включаемых в необходимую валовую выручку при установлении тарифов.

Как указывает истец в исковом заявлении, городскому округу - городу Барнаулу Алтайского края на праве собственности принадлежит тепловая сеть протяженностью 330 м. по проезду Братскому 2, сооружение 1. Ранее указанная сеть имела адрес: проезд Братский 2-9, и протяженность 165 м.

Согласно распоряжению комитета по управлению муниципальной собственностью города Барнаула от 25.08.2016 №352, на основании распоряжений комитета по строительству, архитектуре и развитию города «Об адресации объектов недвижимости», адрес сети изменен на Братский 2, сооружение 1. На основании совместного акта обследования от 2016 года, изменена общая протяженность трубопровода на 330 м.п.

Согласно приложению №1 к концессионному соглашению, а также акту приема-передачи от 01.07.2017 ответчику передана тепловая сеть протяженностью 330 м., диаметром 76 мм. по адресу: <...> в границах учетного участка пр.Братский 1-11.

07.06.2022 в адрес администрации города Барнаула поступило представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению преступления, вынесенное в порядке ст.159 УПК РФ по уголовному делу №12202010004000033. Из указанного представления следует, что на тепловой сети, расположенной по проезду Братскому в г.Барнауле, находится элеваторный узел, от которого произведено подключение центрального отопления к жилым домам № 2, 9, 11, 6, 8, 5, 3, 7, 1 по проезду Братскому, указанное имущество не обслуживается АО «Барнаульская генерация», так как объект не является муниципальной собственностью.

Техническим паспортом на тепловую сеть с элеваторным узлом уставлено, что в состав объекта входит тепловая сеть протяженностью трассы 165 м., длиной трубопровода 330 м, в том числе: участок тепловой сети по пр-ду Братский, д.2, ст. 2d57 330м., 1 элеваторный узел, том числе: задвижки элеваторного узла d50 4 шт.

Комитет по управлению муниципальной собственностью города Барнаула направил в АО «Барнаульская генерация» письмо от 26.07.2022 №200/156/исх-1557 с приложением технического паспорта и указанием на необходимость обслуживания элеваторного узла, как объекта концессионного соглашения.

18.11.2022 комитетом был направлен повторный запрос о проведенных мероприятиях в отношении элеваторного узла. Вместе с тем, ответчик отказался от обслуживания указанного элеваторного узла.

По мнению истца, в состав сети, переданной ответчику на основании концессионного соглашения, входит и элеваторный узел, который не является самостоятельным объектом инженерной инфраструктуры, а входит составной частью в систему тепловой сети. Поскольку поставка тепловой энергии по муниципальной сети напрямую потребителям без участия в технологическом процессе элеваторного узла невозможна, истец считает, что данные объекты являются неделимой вещью.

Определением суда от 25.05.2023, с учетом определения от 06.06.2023 об исправлении опечатки, в рамках настоящего дела была назначена  комиссионная судебная экспертиза, проведение которой поручено экспертам общества с ограниченной ответственностью «Центр технической экспертизы и аудита «Алтайтехноинжиниринг» ФИО4 и ФИО5, а также эксперту общества с ограниченной ответственностью «Промэкс» ФИО6

На разрешение экспертов поставлены следующие вопросы:

1. Возможно ли со стороны АО «Барнаульская генерация», в соответствии с условиями концессионного соглашения № 1 от 30.06.2017, использование (эксплуатация) тепловой сети протяженностью 330 м по адресу проезд Братский 2, сооружение 1, в соответствии с Федеральным законом от 01.05.2022 № 127-ФЗ «О теплоснабжении», в целях осуществления передачи, распределения тепловой энергии и горячей воды потребителям, в случае демонтажа (без использования), расположенного вблизи жилого дома по адресу проезд Братский 8 индивидуального теплового пункта и элеваторного узла, расположенного в нем?

2. В случае, если использование указанной тепловой сети без элеваторного узла возможно, то определить, соответствует ли Технический паспорт «Тепловая сеть с элеваторным узлом Лит1» от 15.07.2022, изготовленный ООО «Геопроф», установленным правилам для данного рода документов, в том числе в части включения в единый паспорт тепловой сети сведений об оборудовании элеваторного узла?

Согласно представленному в материалы дела заключению экспертов от 04.08.2023,  экспертами сделаны следующие выводы:

по первому вопросу - акционерным обществом «Барнаульская генерация», в соответствии с условиями концессионного соглашения № 1 от 30.06.2017, использование (эксплуатация) тепловой сети протяженностью 330 м. по адресу проезд Братский 2, сооружение 1, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-Ф3 «О теплоснабжении», в целях осуществления передачи, распределения тепловой энергии и горячей воды потребителям, в случае демонтажа (без использования), расположенного вблизи жилого дома по адресу проезд Братский 8 индивидуального теплового пункта и элеваторного узла, расположенного в нем - возможно;

по второму вопросу - технический паспорт «Тепловая сеть с элеваторным узлом Лит1» от 15.07.2022, изготовленный ООО «Геопроф», не соответствует приложению № 5
Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных
приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003
№ 115, в том числе в части включения в единый паспорт тепловой сети
сведений об оборудовании элеваторного узла.

Рассмотрев исковые требования, суд считает их не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

После проведения судебной экспертизы, для пояснения по экспертному заключению, в судебном заседании были допрошены эксперты ФИО6 и ФИО5, которые подтвердили невозможность признания спорных тепловой сети и элеваторного узла единым техническим сооружением, в связи с чем доводы истца о том, что в момент передачи тепловой сети по концессионному соглашению № 1 от 30.06.2017, одновременно был передан и элеваторный узел, как неотъемлемая часть сети, опровергаются материалами дела и заключением экспертов.

Эксперты однозначно указали, что технически тепловая сеть и элеваторный узел являются различными по назначению и функциям устройствами, более того, относятся к разным тепловым системам:

- тепловая сеть - это система для передачи тепловой энергии от источника до точки передачи, за эксплуатацию и содержание которой ответственность несет теплосетевая/теплоснабжающая организация (владелец сети) и температура теплоносителя в которой зависит только от температурного графика источника тепла (ТЭЦ);

- элеваторный узел - это система теплопотребления (теплопотребляющие энергоустановки), за которые ответственность несет потребитель в силу прямого указания статьи 539 ГК РФ, части 8 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), пунктами 9.5., 9.1.2., 9.1.9. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 № 115 (далее - Правила №115), пункта 3 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Спорный элеваторный узел не может быть признан центральным тепловым пунктом или насосной станцией, следовательно, не может быть признан частью тепловой сети в силу закона.

Под теплопотребляющей установкой, в силу пункта 4 статьи 2 Закона о теплоснабжении, понимается устройство, предназначенное для использования тепловой энергии, теплоносителя для нужд потребителя тепловой энергии.

Под тепловой сетью понимается совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок (пункт 5 статьи 2 Закона о теплоснабжении).

Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, подтверждено экспертами и материалами дела, устройство элеваторного узла не может быть признано центральным тепловым пунктом, а является необходимым элементом системы теплопотребления. Следовательно, признание спорного элеваторного узла неотъемлемой частью тепловой сети в силу закона, также не представляется возможным.

Доводы третьего лица о том, что единственным критерием, определяющим индивидуальный тепловой пункт, является количество подключенных зданий, домовладений к тепловому пункту, и как следствие, спорный элеваторный узел должен быть признан частью тепловой сети,  основаны на неверном толковании норм права, которые процитированы в отзыве без должного анализа и соотношения с требованиями Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Кроме того, в ходе опроса эксперты указали, что спорный элеваторный узел не является ни индивидуальным тепловым пунктом, ни центральным тепловым пунктом,  это самостоятельный элемент, который относится к теплопотребляющим энергоустановкам и является обязательным для потребителей, в случае если температура от источника тепла выше допустимых для теплопотребляющих установок, а именно - выше 95 град.С.    Также, исходя из пояснений экспертов в судебном заседании, указание в экспертном заключении, что технически сооружение, в котором размещен элеваторный узел, относится к индивидуальному тепловому пункту, сделано только исходя из состава оборудования, поскольку для индивидуального теплового пункта достаточно лишь одного элеваторного узла. Для центрального теплового пункта необходим целый перечень сложного оборудования, в том числе такого, как повысительные насосы, чего в указанном сооружении не имеется.

При этом возможность установки одного элеваторного узла на несколько систем  прямо предусмотрена пунктом 9.1.10 Правил №115.

Доводы истца и третьего лица о том, что спорные тепловая сеть и элеваторный узел были переданы ответчику, поскольку указанное устройство необходимо для исполнения принятых ответчиком обязательств, как единой теплоснабжающей организации, по соглашению об обеспечении услуги по телоснабжению конечным потребителям г. Барнаула, являются ошибочными и противоречат тем фактическим обстоятельствам, из которых исходили стороны в моментзаключения соглашения.

По концессионному соглашению от 30.06.2017 ответчику передано муниципальное имущество, перечень которого согласован сторонами, чему предшествовало его обследование. Из данного перечня следует, что ответчику была передана только тепловая сеть протяженностью 330 м. и диаметром 76 мм. по проезду Братскому 1-11 (тепловая сеть), при этом элеваторный узел в перечень имущества не входил, сторонами не обследовался, обязательства по его содержанию и эксплуатации концессионер не принимал.

Сторонами в соглашении предусмотрена также передача неделимых или функционально связанных вещей - иное имущество.

В соответствии с пунктами 4.1,4.2 соглашения, иное имущество - это недвижимое и движимое имущество, которое образует единое целое с объектом соглашения и/или предназначено для использования по общему назначению с объектом соглашения и перечень этого имущества согласован сторонами в приложении № 3 к соглашению. В перечень иного имущества по соглашению не входят ни элеваторные узлы, ни здания элеваторных узлов. Сторонами также согласован и закрытый перечень передаваемых тепловых пунктов (приложение № 1 часть 2 соглашения), в который не входит элеваторный узел и здание, в котором он расположен.

Кроме того, при заключении концессионного соглашения стороны не могли исходить из необходимости исполнения концессионером обязательств по обеспечению потребителей г. Барнаул тепловой энергией, поскольку АО «Барнаульская теплосетевая компания» являлась теплосетевой, а не теплоснабжающей организацией.

В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Закона о теплоснабжении, теплосетевая организация - это организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии.

Такие услуги АО «Барнаульская теплосетевая компания» оказывало АО «Барнаульская генерация», являющаяся теплоснабжающей организацией.

Согласно пункту 11 статьи 2 Закона о теплоснабжении, под теплоснабжающей организацией понимается организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

Исходя из указанного статуса АО «Барнаульская теплосетевая компания», сторонами было предусмотрено, что обязанностью концессионера является проектирование, создание, реконструкция и эксплуатация переданного имущества в целях осуществления передачи, распределения тепловой энергии и горячей воды, то есть в целях исключительно осуществления функции теплосетевой организации по передаче тепловой энергии.

Обязательства перед потребителями не были и не могли быть предметом заключенного концессионного соглашения. В связи с чем, в пункте 1.1,. соглашения не имеется указаний на потребителей и обязательства перед ними.

Такая обязанность была предметом исследования экспертами, которые в экспертном заключении установили, что деятельность по эксплуатации спорной тепловой сети для целей передачи тепловой энергии, в том числе с соблюдением условия концессионного соглашения и действующих норм права, возможна и при демонтаже спорного элеваторного узла.

На основании изложенного, доводы истца о том, что спорный элеваторный узел необходим ответчику для исполнения обязательств по концессионному соглашению, связанных с поставкой тепловой энергии потребителям, являются необоснованными и  противоречат условиям соглашения и фактическим обстоятельствам.

Также суд считает необходимым указать, что реорганизация АО «Барнаульская теплосетевая компания» (теплосетевая организация) в форме присоединения к АО «Барнаульская генерация» (ресурсоснабжающая организация), не привела к изменению объема переданного ранее имущества и определенных сторонами обязательств по концессионному соглашению, в том числе в части целей передачи имущества и осуществляемой с данным имуществом деятельности по передаче тепловой энергии.

 01.10.2020 АО «Барнаульская теплосетевая компания» ликвидировано в форме присоединения к АО «Барнаульская генерация», в связи с чем в рамках реорганизации все права и обязанности переходят в порядке универсального правопреемства (пункт 1 статьи 129 ГК РФ).

Универсальное правопреемство - это переход всех прав и обязанностей от одного лица к другому. Преемник, по сути, занимает место предшественника во всех отношениях, и становится обязанным по его долгам. Переход совершается автоматически, в силу закона, и дополнительные действия для этого не требуются. Правопредшественник передает правопреемнику все свои права и обязанности. Следовательно, правопреемник несет ответственность по его обязательствам в полном объеме и в том виде, которые возникли до реорганизации.

На основании изложенного, с 01.10.2020 обязанности по исполнению концессионного соглашения, в том числе в части использования имущества только в целях передачи и распределения тепловой энергии, но не поставки ее потребителям, несет АО «Барнаульская генерация».

Как следует из материалов дела, какие-либо изменения в части увеличения или изменения обязательств не были внесены сторонами при подписании дополнительного соглашения № 1 от 30.09.2022, то енсть после присвоения АО «Барнаульская генерация» статуса единой теплоснабжающей организации (22.09.2020) и состоявшегося факта правопреемства обязательств по соглашению (01.10.2020).

При этом неисполнение потребителями обязанности по подготовке своихтеплопотребляющих установок к безопасному принятию тепловой энергиивлечетневозможность исполнения обязательств ресурсоснабжающей организацией.

Судебными экспертами в своих пояснениях было подтверждено, что для передачи (транспортировки) тепловой энергии  от источника до точки поставки никакие устройства, снижающие температуру теплоносителя на тепловых сетях, не размещаются, и они не предусмотрены исходя из технического назначения сети.

Пунктом 24 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 №808 прямо установлено, что температура теплоносителя в точкепоставки, то есть непосредственно на вводе в объект теплопотребления (дом), определяетсяпо температурному графику регулирования отпуска тепла с источника тепловой энергии, предусмотренному схемой теплоснабжения.

Согласно обосновывающим материалам к схеме теплоснабжения городского округа - города Барнаула Алтайского края на период до 2036 года (актуализация на 2023 год) температурный график регулирования температуры сетевой воды для источников тепла ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 в отопительный период 2021/2022 предусматривает график регулирования, исходя из параметров 150-70 град.С, со срезкой на 130 град.С.

Аналогичный график утвержден и на отопительный сезон 2023/2024, согласно материалам дела.

Указанные параметры соответствуют требованиям пункта 9.1.7 Правил № 115, согласно которому расчетная температура воды в подающих трубопроводах водяных тепловых сетей после центрального теплового пункта должна приниматься равной расчетной температуре воды в подающем трубопроводе тепловых сетей до центрального теплового пункта (ЦТП), но не выше 150 град. C.

Исходя из требований пунктов 9.1.2, 9.1.9 Правил №115, в каждом из зданий, подключенных к спорной тепловой сети по проезду Братский, на вводе в дом, должны быть оборудованы индивидуальные тепловые пункты и элеваторы. Допускается присоединять к одному элеватору несколько систем отопления с увязкой гидравлических режимов этих систем (п. 9.1.10 Правил № 115).

Также пунктом 2 Правил № 354 определено понятие потребитель - это собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

В соответствии с подпунктами г) и е) пункта 3 Правил № 354 условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются, в том числе, следующие условия:

- предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг;

- техническое состояние внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования соответствует установленным требованиям и готово для предоставления коммунальных услуг.

В связи с чем, именно потребитель обязан обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии, в том числе путем обеспечения наличия и эксплуатации устройств, необходимых для снижения подаваемых от источника давления и температуры, а также соответствующие предохранительные устройства, в тех случаях, когда теплопотребляющие энергоустановки рассчитаны на параметры ниже, чем на источнике теплоты.

Отсутствие таких мер со стороны потребителя является препятствием дляпредоставления и потребления коммунальной услуги таким потребителем.

Таким образом, доводы истца о том, что ответчик как ресурсоснабжающая организация обязан обеспечить потребителю снижение параметров по температуре теплоносителя до безопасных 95 град.С, и тем самым, ответчик обязан принять и эксплуатировать спорный элеваторный узел, противоречат нормативно-правовым актам, регулирующим распределение обязательств между РСО и потребителями.

Данный факт подтвердили и эксперты, указав, что ответчик обязательства попередаче и доставке тепловой энергии, даже без спорного элеватора, сможет исполнять ссоблюдением всех требований нормативно-правовых актов и принятых обязательств по концессионному соглашению, но для потребления такой тепловой энергии потребители должныобеспечить устройство индивидуальных тепловых пунктов, что и предусмотрено вышеприведенныминормативными актами.

Учитывая изложенное, суд отказывает в удовлетворении исковых требований.

Расходы за проведенную судебную экспертизу подлежат отнесению на истца, поскольку решение принято не в его пользу.

Руководствуясь статьями 167, 170 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении искового заявления отказать.

Взыскать с администрации города Барнаула в пользу акционерного общества «Барнаульская генерация» 50 000 руб. в возмещение расходов по оплате судебной экспертизы.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения, либо в кассационную инстанцию – Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

          Судья                                                                                                       А.С. Гуляев