ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-5901/2021 от 28.09.2021 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-01

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: a03.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Барнаул                                                                                                     

05 октября 2021 года                                                                      Дело № А03-5901/2021

Резолютивная часть решения объявлена 28 сентября 2021 года.

Решение суда изготовлено в полном объеме 05 октября 2021 года.

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Захаровой Я.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Кузнецовой Т.М., с использованием средств аудиозаписи, посредством онлайн-заседания, рассмотрев в судебном заседании дело по иску Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай, г. Барнаул Алтайского края (ОГРН 1092221004040, ИНН 2221172516) к акционерному обществу «Алтай-кокс», г. Заринск Алтайского края (ОГРН 1022200704712, ИНН 2205001753), при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю, г. Барнаул Алтайского края (ОГРН 1042202279866, ИНН 2225066170); Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, г. Барнаул Алтайского края (ОГРН 1042202282132, ИНН 2225066565), о признании права собственности Российской Федерации на следующие объекты недвижимого имущества:

- встроенное защитное сооружение гражданской обороны (противорадиационное укрытие) № 4 общей площадью 318,5 кв.м. (РНФИ В13220005195), находящееся в подвале здания санитарно-бытовой корпус № 1 (СБК-1), с кадастровым номером 22:66:200202:233, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Заринск, ул. Притаежная, 2;

- встроенное защитное сооружение гражданской          обороны (противорадиационное укрытие) № 180 общей площадью 313 кв.м. (РНФИ В13220005193), находящееся в подвале здания санитарно-бытовой корпус № 2 (Хозпомещение № 2 с перекачивающей насосной), с кадастровым номером 22:66:200202:269, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Заринск, ул. Притаежная, 2;

- встроенное защитное сооружение гражданской          обороны (противорадиационное укрытие) № 128 общей площадью 314,8 кв.м. (РНФИ В13220005190), находящееся в подвале здания санитарно-бытовой корпус № 3 (Хозпомещение № 3 КБ-1), с кадастровым номером 22:66:200202:565, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Заринск, ул. Притаежная, 2;

- встроенное защитное сооружение  гражданской обороны (противорадиационное укрытие) № 241 общей площадью 267,2 кв.м. (РНФИ В13220005191), находящееся в подвале здания санитарно-бытовой корпус № 4 со столовой № 20 (Хозяйственное помещение санитарно-бытового корпуса № 4), с кадастровым номером 22:66:200202:325, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Заринск, ул. Притаежная, 2;

- встроенное защитное сооружение гражданской обороны (противорадиационное укрытие) № 173 общей площадью 645,4 кв.м. (РНФИ В13220005194), находящееся в подвале здания административный корпус, с кадастровым номером 22:66:200202:235, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Заринск, ул. Притаежная, 2;

- встроенное защитное сооружение гражданской обороны (противорадиационное укрытие) № 163 общей площадью 309,77 кв.м. (РНФИ В13220005196), находящееся в подвале здания служебный корпус ТЭЦ со столовой, с кадастровым номером 22:66:200202:234, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Заринск, ул. Притаежная, 2,

при участии в судебном заседании представителей сторон:

от истца – Сорокин А.И.,  паспорт, доверенность № ЕХ-7385 от 13.10.2020 года, диплом 102204 0002104, регистрационный номер 243, выдан ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» 09.07.2018 года (до перерыва в судебном заседании, после перерыва – не явился),

от ответчика –  Евдокимов А.Ю., доверенность 48 АА 1625559 от 22.09.2020 года, диплом ВСА 0921016 регистрационный номер 1006, выдан ГОУ ВПО «Воронежский государственный университет» 04.07.2009 года (до перерыва в судебном заседании), после перерыва – Кашин И.В., паспорт, доверенность № ДОВ-СО-3010-31/2021 от 06.07.2021 года, диплом ВСВ 1660847, регистрационный номер 1362 выдан ГОУВПО «Воронежский государственный университет» 02.07.2005 года,

от третьих лиц – от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю – Жиляков Н.В., удостоверение, доверенность №ИВ-234-2867 от 27.04.2021 года, диплом ВСГ 2011923 регистрационный номер 327, выдан ГОУ ВПО «Алтайский государственный университет» 30.05.2008 года, от Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю - не явился, извещен,

У С Т А Н О В И Л :

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай,                          г. Барнаул Алтайского края обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к акционерному обществу «Алтай-кокс», г. Заринск Алтайского края, о признании права собственности Российской Федерации на следующие объекты недвижимого имущества:

- встроенное защитное сооружение гражданской обороны (противорадиационное укрытие) № 4 общей площадью 263,4 кв.м. (РНФИ В13220005195), находящееся в подвале здания санитарно-бытовой корпус № 1 (СБК-1), с кадастровым номером 22:66:200202:233, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Заринск, ул. Притаежная, 2;

-встроенное защитное сооружение гражданской           обороны (противорадиационное укрытие) № 180 общей площадью 263,4 кв.м. (РНФИ В13220005193), находящееся в подвале здания санитарно-бытовой корпус № 2 (Хозпомещение № 2 с перекачивающей насосной), с кадастровым номером 22:66:200202:269, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Заринск, ул. Притаежная, 2;

-встроенное защитное сооружение гражданской           обороны (противорадиационное укрытие) № 128 общей площадью 263,4 кв.м. (РНФИ В13220005190), находящееся в подвале здания санитарно-бытовой корпус № 3 (Хозпомещение № 3 КБ-1), с кадастровым номером 22:66:200202:565, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Заринск, ул. Притаежная, 2;

-встроенное защитное сооружение  гражданской обороны (противорадиационное укрытие) № 241 общей площадью 216,7 кв.м. (РНФИ В13220005191), находящееся в подвале здания санитарно-бытовой корпус № 4 со столовой № 20 (Хозяйственное помещение санитарно-бытового корпуса № 4), с кадастровым номером 22:66:200202:325, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Заринск, ул. Притаежная, 2;

- встроенное защитное сооружение гражданской обороны (противорадиационное укрытие) № 173 общей площадью 582,5 кв.м. (РНФИ В13220005194), находящееся в подвале здания административный корпус, с кадастровым номером 22:66:200202:235, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Заринск, ул. Притаежная, 2;

- встроенное защитное сооружение гражданской обороны (противорадиационное укрытие) № 163 общей площадью 300 кв.м. (РНФИ В13220005196), находящееся в подвале здания служебный корпус ТЭЦ со столовой, с кадастровым номером 22:66:200202:234, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Заринск, ул. Притаежная, 2.

В обоснование исковых требований истец указал, что спорные объекты, являясь объектами гражданской обороны, согласно приложению №1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности с Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» относятся исключительно к федеральной собственности. В результате проверки установлено, что спорные объекты (защитные сооружения) находятся в зданиях, принадлежащих ответчику, однако встроенные защитные сооружения не утратили статуса защитных сооружений гражданской обороны до настоящего времени и собственником сооружений является Российская Федерация, которая действий, направленных на отчуждение данных объектов, не совершала, в связи с чем, просил признать право собственности Российской Федерации на вышеуказанные объекты.

К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю,  г. Барнаул Алтайского края, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, г. Барнаул Алтайского края.

Третье лицо – Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.

В соответствии с п. 5 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд перешел к рассмотрению дела по существу в отсутствие вышеуказанного третьего лица.

Истец ходатайствовал о приобщении к материалам дела уточненного искового заявления, с учетом совместных осмотров защитных сооружений, проведенных во исполнение определения суда, в результате которых было установлено, что фактическая площадь спорных объектов изменилась, в связи с чем, истец просил признать право собственности Российской Федерации на следующие объекты недвижимого имущества:

- встроенное защитное сооружение гражданской обороны (противорадиационное укрытие) № 4, общей площадью 318,5 кв.м. (РНФИ В13220005195), находящееся в подвале здания санитарно-бытовой корпус № 1 (СБК-1), с кадастровым номером 22:66:200202:233, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Заринск, ул. Притаежная, 2;

-  встроенное защитное сооружение гражданской обороны (противорадиационное укрытие) № 180, общей площадью 313 кв.м. (РНФИ В13220005193), находящееся в подвале здания санитарно-бытовой корпус № 2 (Хозпомещение № 2 с перекачивающей насосной), с кадастровым номером 22:66:200202:269, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Заринск, ул. Притаежная, 2;

- встроенное защитное сооружение гражданской обороны (противорадиационное укрытие) № 128, общей площадью 314,8 кв.м. (РНФИ В13220005190), находящееся в подвале здания санитарно-бытовой корпус № 3 (Хозпомещение № 3 КБ-1), с кадастровым номером 22:66:200202:565, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Заринск, ул. Притаежная, 2;

- встроенное защитное сооружение  гражданской обороны (противорадиационное укрытие) № 241, общей площадью 267,2 кв.м. (РНФИ В13220005191), находящееся в подвале здания санитарно-бытовой корпус № 4 со столовой № 20 (Хозяйственное помещение санитарно-бытового корпуса № 4), с кадастровым номером 22:66:200202:325, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Заринск, ул. Притаежная, 2;

- встроенное защитное сооружение гражданской обороны (противорадиационное укрытие) № 173, общей площадью 645,4 кв.м. (РНФИ В13220005194), находящееся в подвале здания административный корпус, с кадастровым номером 22:66:200202:235, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Заринск, ул. Притаежная, 2;

- встроенное защитное сооружение гражданской обороны (противорадиационное укрытие) № 163, общей площадью 309,77 кв.м. (РНФИ В13220005196), находящееся в подвале здания служебный корпус ТЭЦ со столовой, с кадастровым номером 22:66:200202:234, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Заринск, ул. Притаежная, 2.

На основании п. 1 ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд принял к производству уточненное исковое заявление. 

Истец на удовлетворении уточненных исковых требований настаивал в полном объеме.

Ответчик по заявленным требованиям возражал в полном объеме. В отзыве на иск указывал, что истец в настоящем деле, выражаясь в терминах правовой позиции Конституционного Суда РФ, подменил нормы, регламентирующие основания возникновения права собственности на имущество, нормами, регулирующими уже отнесенное к публичной (государственной) собственности имущество, лишь по мотиву наличия соответствующей категории объектов в данных позднейших нормах. Ни от Российской Федерации в лице Росимущества, ни от органов МЧС России, уполномоченных по вопросам защитных сооружений гражданской обороны, никогда за 29 летний период с момента приватизации предприятия ответчика не поступало претензий или исков, связанных с нахождением в собственности и фактическом владении (пользовании) ответчика спорных подвальных помещений. Владение ответчиком помещениями производилось открыто и публично. Поскольку в 2002 году за ответчиком было зарегистрировано право собственности, после государственной регистрации права данные Единого государственного реестра недвижимости стали доступны неограниченному кругу лиц. Истец как лицо, обязанное осуществлять действия по контролю за использованием и сохранностью находящегося в государственной собственности РФ имущества, должен был знать об обстоятельствах выбытия спорных объектов недвижимого имущества из государственной собственности РФ. Поскольку ответчик владел спорными помещениями открыто, истец имел возможность получить сведения о государственной регистрации прав на недвижимость из территориального органа Росреестра. Ответчик наряду с иными возражениями указывает, что государство не вправе пересматривать, в том числе в судебном порядке, результаты приватизации государственного имущества в бесконечной по времени такого пересмотра перспективе. Период времени, прошедший с 2002 года, существенно превышает 3-летний срок исковой давности, поэтому ответчик заявляет о пропуске давностного срока истцом, который мог и должен был знать о государственной регистрации предмета иска за ответчиком на праве собственности. Истцом, по мнению ответчика, выбран ненадлежащий способ защиты права, поскольку согласно обстоятельствам дела надлежащий способ защиты права – требование о применении последствий недействительности сделки приватизации. Таким образом, АО «Алтай-Кокс» заявляет, что требования Российской Федерации о признании права собственности не подлежат удовлетворению, так как спорные помещения были приобретены ответчиком в результате сделки по приватизации государственного имущества в 1992 году в составе зданий Санитарно-бытовых корпусов №1,2,3,4, Административного здания и служебный корпус ТЭЦ со столовой, что подтверждается планом приватизации Алтайского Страница 7 из 9 коксохимического завода и техническими паспортами, а по требованиям о применении последствий недействительности сделок истек срок исковой давности. Ответчик указывает, что является добросовестным и единственным приобретателем спорного имущества. На основании чего, просит отказать в исковых требованиях в полном объеме.

Третье лицо – Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю по удовлетворению исковых требований не возражало. Также в материалах дела имеется отзыв на исковое заявление, в котором третье лицо пояснило, что согласно данным учета Главного управления МЧС России по Алтайскому краю за АО «Алтай-кокс» по адресу: 659107 Алтайский край, г. Заринск, ул. Притаежная, 2, числятся защитные сооружения гражданской обороны, инвентарные номера № 4, 128, 163, 173, 180, 241 организация балансодержатель ЗС ГО – АО «Алтай-кокс». Защитное сооружение № 4 введено в эксплуатацию в октябре 1981г., № 128 - в 1981г., № 163 - в декабре 1982г., № 173 - в декабре 1982г., № 180 - в октябре 1981г., № 241 - в декабре 1985г. Объекты недвижимости не утратили статус защитных сооружений гражданской обороны до настоящего времени, что подтверждается паспортами Защитных сооружений № 4, 128, 163, 173, 180, 241, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Кроме того в материалах дела имеется отзыв третьего лица – Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, в котором Управление указало, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости правообладателем нежилого помещения – здания санитарно-бытовой корпус № 1 (СБК-1) с кадастровым номером 22:66:200202:233, общей площадью 3284.9 кв.м., является ОАО «Алтай-кокс». Согласно сведениям ЕГРН правообладателем нежилого помещения - здания санитарно-бытовой корпус № 2 (хозпомещение № 2 с перекачивающей насосной) с кадастровым номером 22:66:200202:269, общей площадью 3261.2 кв.м., является ОАО «Алтай-кокс». Согласно сведениям ЕГРН правообладателем нежилого помещения – здания санитарно-бытовой корпус № 3 (хозпомещение № 3 КБ-1) с кадастровым номером 22:66:200202:565, общей площадью 2888.7 кв.м., является ОАО «Алтай-кокс». Согласно сведениям ЕГРН правообладателем нежилого помещения – здания санитарно-бытовой корпус № 4 со столовой № 20 (хозяйственное помещение санитарно-бытового корпуса № 4) с кадастровым номером 22:66:200202:325, общей площадью 2614 кв.м., является ОАО «Алтай-кокс». Согласно сведениям ЕГРН правообладателем нежилого помещения - здания административный корпус с кадастровым номером 22:66:200202:235, общей площадью 7115.7 кв.м., является ОАО «Алтай-кокс». Согласно сведениям ЕГРН правообладателем нежилого помещения - здания служебный корпус ТЭЦ со столовой с кадастровым номером 22:66:200202:234, общей площадью 6454.5 кв.м., является ОАО «Алтай-кокс». Указывает, что признания права собственности Российской Федерации на части нежилых помещений при наличии в ЕГРН зарегистрированного права собственности ОАО «Алтай-кокс» на объекты является недопустимым, поскольку приведет к дублированию прав на один и тот же объект недвижимости и, соответственно, невозможности исполнения данного судебного решения. Полагает, что в данном случае необходимо образование двух обособленных объектов недвижимости путем раздела исходного (по каждому объекту).

Выслушав представителей сторон и исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от 09.04.2021 года, в 2002 году ответчик осуществил регистрацию права собственности на следующие объекты недвижимости:

 -здание санитарно-бытовой корпус № 1 общей площадью 3284,9 кв.м., с кадастровым номером 22:66:200202:233, расположенное по адресу: г. Заринск, ул. Притаежная, д. 2, частью которого является ЗС ГО № 4 (дата регистрации 31.10.2002 года);

- здание санитарно-бытовой корпус № 2 (Хозпомещение № 2 с перекачивающей насосной) общей площадью 3261,2 кв.м., с кадастровым номером 22:66:200202:269, расположенное по адресу:     г. Заринск, ул. Притаежная, д. 2, частью которого является ЗС ГО № 180 (дата регистрации: 31.10.2002 года);

 - здание санитарно-бытовой корпус № 3 (Хозпомещение № 3 КБ-1) общей площадью 2888,7 кв.м., с кадастровым номером 22:66:200202:565, расположенное по адресу: г. Заринск, ул. Притаежная, д. 2, частью которого является ЗС ГО № 128 (дата регистрации 31.10.2002 года);

 - здание санитарно-бытовой корпус № 4 со столовой № 20 (Хозяйственное помещение санитарно-бытового корпуса № 4) общей площадью 2614 кв.м., с кадастровым номером 22:66:200202:325, расположенное по адресу: г. Заринск, ул. Притаежная, д. 2, частью которого является ЗС ГО № 241 (дата регистрации 31.10.2002 года);

 - здание административный корпус общей площадью 7115,7 кв.м., с кадастровым номером 22:66:200202:235, расположенное по адресу: г. Заринск, ул. Притаежная, д. 2, частью которого является ЗС ГО № 173 (дата регистрации 31.10.2002 года);

- здание служебный корпус ТЭЦ со столовой общей площадью 6454,5 кв.м., с кадастровым номером 22:66:200202:234, расположенное по адресу: г. Заринск, ул. Притаежная, д. 2, частью которого является ЗС ГО № 163 (дата регистрации 26.12.2002 года).

Защитные сооружения введены в эксплуатацию в период с 1981 года по 1985 года, о чем указано в паспортах убежищ (радиационных укрытий) от 09.11.2010 № 1 (ЗС ГО № 4), № 2 (ЗС ГО № 180), № 3 (ЗС ГО № 128), № 4 (ЗС ГО № 241), № 6 (ЗС ГО № 173),'№ 7 (ЗС ГО № 163).

Также факт владения ответчиком спорными помещениями подтверждается техническими паспортами на здания, в состав которых вошли спорные помещения.

 Так, согласно Техническому паспорту на здание Санитарно-бытового корпуса №1, изготовленного в 2002 году, в составе здания находится подвал на отметке 4,65 метра площадью 364,4 м² и на отметке 3,8 метра площадью 625м².

Согласно Техническому паспорту на здание Санитарно-бытового корпуса №2, хозпомещение №2 с перекачивающей насосной, изготовленного в 2002 году, в составе здания находится подвал на отметке 4,5 метра площадью 624,6,3 м² и на отметке 3,8 метра площадью 364,7 м².

Согласно Техническому паспорту на здание Санитарно-бытового корпуса №3, изготовленного в 2001 году, в составе корпуса находится подвал на отметке 4,65 метра площадью 330,3 м² и на отметке 3,8 метра площадью 490,5 м².

Согласно Техническому паспорту на здание Административного корпуса, изготовленного в 2002 году, в составе корпуса находится подвал на отметке 4,40 метра площадью 746,7 м² и на отметке 3,3 метра площадью 787,8 м².

Согласно Техническому паспорту на служебный корпус ТЭЦ со столовой, изготовленного в 2002 году, в составе здания находится подвал площадью 571,0 м².

План приватизации Алтайского коксохимического завода был утвержден председателем Комитета по управлению государственным имуществом Алтайского края 09.10.1992 года. Расшифровкой объектов к акту оценки стоимости зданий по состоянию на 01.07.1992 года Алтайского коксохимического завода, являющимся приложением к Плану приватизации (Далее – Акт), установлен перечень подлежащих приватизации зданий.

Согласно строке 137 Акта, приватизации подлежало здание Санитарно-бытового корпуса №1. Согласно строке 139 Акта, приватизации подлежал административный корпус. Согласно строке 141 Акта, приватизации подлежало здание Санитарно-бытового корпуса №2. Согласно строке 142 Акта, приватизации подлежало здание Санитарно-бытового корпуса №2. Согласно строке 143 Акта, приватизации подлежало здание Санитарно-бытового корпуса №4. Согласно строке 83 Акта, приватизации подлежал служебный корпус ТЭЦ со столовой.

Факт нахождения указанных защитных сооружений в данных зданиях, принадлежащих ответчику, подтверждается инвентаризационными карточками спорных ЗС ГО от 18.02.2014 года, оценки содержания и использования спорных ЗС ГО от 30.06.2015 года, актами инвентаризации, оценки содержания и использования спорных ЗС ГО от 16.08.2018 года, составленных с участием уполномоченных органов и представителей ответчика.

Истец указывает, что право собственности Российской Федерации на спорные защитные сооружения возникло на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12. года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности с Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» и относится исключительно к федеральной собственности, однако право Российской Федерацией на сооружения  не зарегистрировано.

С учетом того, что ответчику принадлежат на праве собственности нежилые помещения: здание санитарно-бытовой корпус № 1 (СБК-1), с кадастровым номером 22:66:200202:233, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Заринск, ул. Притаежная, 2; здание санитарно-бытовой корпус № 2 (Хозпомещение № 2 с перекачивающей насосной), с кадастровым номером 22:66:200202:269, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Заринск, ул. Притаежная, 2; здание санитарно-бытовой корпус № 3 (Хозпомещение № 3 КБ-1), с кадастровым номером 22:66:200202:565, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Заринск, ул. Притаежная, 2; здание санитарно-бытовой корпус № 4 со столовой № 20 (Хозяйственное помещение санитарно-бытового корпуса № 4), с кадастровым номером 22:66:200202:325, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Заринск, ул. Притаежная, 2; здание административный корпус, с кадастровым номером 22:66:200202:235, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Заринск, ул. Притаежная, 2; здание служебный корпус ТЭЦ со столовой, с кадастровым номером 22:66:200202:234, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Заринск, ул. Притаежная, 2., в подвалах которых находятся встроенные защитные сооружения, которые и не утратили соответствующего статуса защитного сооружения гражданской обороны до настоящего времени, в связи с чем, истец обратился с настоящим иском в суд.

Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных прав или оспариваемых законом интересов в порядке, установленном названным кодексом.

Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 названного Кодекса способами, а также иными способами, предусмотренными законом.

Согласно статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Органы государственной власти от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде.

В силу пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 года № 724 ряд функций по управлению государственным имуществом возложен на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), находящееся в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации (п. 4 Положения).

На основании Положения, утвержденного приказом Росимущества от 19.12.2016 года № 470, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике осуществляет на территории Алтайского края полномочия собственника - Российской Федерации в отношении федерального имущества.

В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В пункте 32 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее - Постановление № 10/22) разъяснено, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.

Согласно правовой позиции, сформулированной в абзаце 2 пункта 34 Постановления № 10/22, в случаях, когда между лицами отсутствуют договорные отношения или отношения, связанные с последствиями недействительности сделки, спор о возврате имущества собственнику подлежит разрешению по правилам статей 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 212 Гражданского кодекса Российской Федерацииособенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

Как следует из пункта 5 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

Статья 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» определяет гражданскую оборону как систему мероприятий по подготовке и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны отнесены, в том числе противорадиационные укрытия (защитные сооружения гражданской обороны).

В соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными Приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 15.12.2002 № 583, объекты гражданской обороны создаются исключительно для защиты населения и ценностей от опасностей военного, природного и техногенного характера в рамках единой системы защитных мероприятий на территории Российской Федерации.

В силу требований пункта 1.2 указанных Правил статус защитного сооружения как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища.

Согласно ГОСТу Р 22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий», утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 22.12.1994 № 327, под защитным сооружением понимается инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий и катастроф на потенциально опасных объектах, либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения.

ГОСТом Р 42.4.03-2015 «Национальный стандарт Российской Федерации. Гражданская оборона. Защитные сооружения гражданской обороны. Классификация. Общие технические требования», утвержденным и введенным в действие Приказом Росстандарта от 21.07.2015 № 951-ст, также определено, что под защитным сооружением гражданской обороны понимается сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Таким образом, убежище имеет особый статус - объект гражданской обороны, который не может быть отнесен к обычному нежилому фонду, объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения в силу особого предназначения и условий использования, создается исключительно для защиты населения и ценностей от опасностей военного, природного и техногенного характера в рамках единой системы защитных мероприятий на территории Российской Федерации.

Правовая позиция в отношении определения характеристик объектов гражданской обороны, изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 № 12757/09. Защитные сооружения гражданской обороны представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, даже в том случае, если они не отнесены к разделу III приложения № 1 к Постановлению № 3020-1, и на основании пункта 3 данного постановления они в любом случае продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта Федерации или в муниципальную собственность в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 2 раздела III Приложения 1 к Постановлению № 3020-1 защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности.

Объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях №№ Г- 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.

До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.

Защитные сооружения гражданской обороны представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединенных по признаку единого назначения, которые в Приложениях №№ 1-3 к постановлению № 3020-1 не упомянуты.

Защитные сооружения гражданской обороны, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, на основании пункта 3 Постановления № 3020-1 продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта РФ.

В соответствии с пунктом 2 Положения «О порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, Учреждениями и организациями», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 № 359, объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование. С правопреемником приватизируемого предприятия заключается договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны.

Право собственности Российской Федерации на защитные сооружения не зарегистрировано.

Однако, согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу этого Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Спорные объекты являются объектами гражданской обороны, что подтверждается паспортами убежищ. Статус защитных сооружений гражданской обороны не утрачен до настоящего времени.

Собственник защитных сооружений - Российская Федерация, действий, направленных на отчуждение данных объектов не совершал.

Суд считает несостоятельными доводы ответчика, изложенные в отзыве на исковое заявление, ввиду следующего:

На момент утверждения плана приватизации Алтайского коксохического завода от 10.12.1992 порядок приватизации определялся Законом РСФСР от 1 03.07.1991 № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных I предприятий в РСФСР» (далее - Закон о приватизации).

Согласно ст. 2 Закона о приватизации законодательство РСФСР о приватизации государственных и муниципальных предприятий состоит из законов РСФСР «О собственности в РСФСР», «О предприятиях и предпринимательской деятельности» настоящего Закона и других регулирующих приватизацию законодательных актов РСФСР и республик в составе РСФСР.

Так Закон РСФСР от 24.12.1990 № 443-1 «О собственности в РСФСР» в абзаце 3 ст. 2 установил, что имущество может находиться в частной, государственной, муниципальной собственности, а также в собственности общественных объединений (организаций).

Во исполнение требований Закона РСФСР «О собственности в РСФСР» и Закона о приватизации было принято Постановление ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее – Постановление 3020-1).

Согласно п. 2.2.2 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год, утвержденной Постановлением ВС РФ от 11.06.1992 № 2980-1 (действовавшей на момент приватизации Алтайского коксохического завода) приватизация объектов гражданской обороны и мобилизационного назначения осуществляется только по решению Правительства Российской Федерации либо правительств республик в составе Российской Федерации (в зависимости от вида государственной собственности).

Таким образом, на момент приватизации объекты гражданской обороны были ограничены в обороте, в дальнейшем, с принятием Указа Президента РФ от 24.12.1993 года № 2284 «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» объекты гражданской обороны были полностью изъяты из гражданского оборота.

Правительством Российской Федерации не принималось решения о приватизации спорных защитных сооружений, в связи с чем, спорные объекты гражданкой обороны не могут считаться отчужденными из государственной собственности.

Именно Постановление № 3020-1 определяет уровень публичной собственности для того или иного государственного имущества.

В соответствии с пунктом 2 раздела III Приложения 1 к Постановлению № 3020-1 защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности.

В данном пункте указано имущество, которое может находится исключительно в федеральной собственности, защитные сооружения действительно не указаны в данном пункте.

Однако, согласно п. 3 Постановления № 3020-1 объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях №№ 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.

До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.

Защитные сооружения гражданской обороны представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединенных по признаку единого назначения, которые в Приложениях №№ 1 -3 к постановлению № 3020-1 не упомянуты.

Следовательно, защитные сооружения гражданской обороны, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, на основании пункта 3 Постановления № 3020-1 продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта РФ.

Собственник защитных сооружений - Российская Федерация, действий, направленных на отчуждение данных объектов не совершал.

Суд указывает ответчику, что защитные сооружения исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование, к которым заключается договора о правах и обязанностях в отношении объектов гражданской обороны. 

Нахождение защитного сооружения в незаконном владении ответчика свидетельствует о нарушении закона, публичных интересов, прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации.

Суд считает, что спорные объекты являются объектом гражданской обороны, что подтверждается паспортами убежищ.

Спорные объекты обладали статусом защитного сооружения гражданской обороны на момент приватизации ответчиком, который не утрачен до настоящего времени, что следует из акта осмотра защитного сооружения гражданской обороны, представленного в материалы дела, составленного при участии представителей истца, ответчика и третьего лица.

Довод ответчика о том, что Территориальным органом избран неверный способ защиты, не соответствует требованиям действующего законодательства.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 58 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Таким образом, спорные объекты недвижимости является федеральной собственностью в силу закона, право собственности ответчика на данный объект недвижимости зарегистрировано незаконно и нарушает права и законные интересы Российской Федерации.

Суд также считает несостоятельным довод ответчика об истечении срока исковой давности по заявленным требованиям.

Согласно статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

На основании пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Согласно п. 7. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» исковая давность не распространяется на требования, прямо предусмотренные статьей 208 Гражданского кодекса Российской Федерации. К их числу относятся требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, если эти нарушения не были соединены с лишением владения.

Собственник защитных сооружений – Российская Федерация, действий, направленных на отчуждение данного объекта, не совершал. Неоднократно осуществлялись проверки состояния спорных защитных сооружений как имущества федеральной собственности с участием уполномоченных органов, что подтверждается представленными в материалы дела актом проверки использования и содержания ЗС ГО от 16.08.2018, а также паспортом защитного сооружения от 09.11.2010.

Соответственно, Российская Федерация в лице Территориального органа осуществляла владение спорным объектом, в связи с чем, вправе предъявлять требования об устранении всех нарушений своих прав, на которые в соответствии с ст. 208 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность не распространяется.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что срок исковой давности в рассматриваемом случае споре применению не подлежит.

На основании изложенного, суд считает подлежащим удовлетворению требование о признании права собственности Российской Федерации на следующие объекты недвижимого имущества:

- встроенное защитное сооружение гражданской обороны (противорадиационное укрытие) № 4, общей площадью 318,5 кв.м. (РНФИ В13220005195), находящееся в подвале здания санитарно-бытовой корпус № 1 (СБК-1), с кадастровым номером 22:66:200202:233, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Заринск, ул. Притаежная, 2;

-  встроенное защитное сооружение гражданской         обороны (противорадиационное укрытие) № 180, общей площадью 313 кв.м. (РНФИ В13220005193), находящееся в подвале здания санитарно-бытовой корпус № 2 (Хозпомещение № 2 с перекачивающей насосной), с кадастровым номером 22:66:200202:269, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Заринск, ул. Притаежная, 2;

- встроенное защитное сооружение гражданской          обороны (противорадиационное укрытие) № 128, общей площадью 314,8 кв.м. (РНФИ В13220005190), находящееся в подвале здания санитарно-бытовой корпус № 3 (Хозпомещение № 3 КБ-1), с кадастровым номером 22:66:200202:565, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Заринск, ул. Притаежная, 2;

- встроенное защитное сооружение  гражданской обороны (противорадиационное укрытие) № 241, общей площадью 267,2 кв.м. (РНФИ В13220005191), находящееся в подвале здания санитарно-бытовой корпус № 4 со столовой № 20 (Хозяйственное помещение санитарно-бытового корпуса № 4), с кадастровым номером 22:66:200202:325, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Заринск, ул. Притаежная, 2;

- встроенное защитное сооружение гражданской обороны (противорадиационное укрытие) № 173, общей площадью 645,4 кв.м. (РНФИ В13220005194), находящееся в подвале здания административный корпус, с кадастровым номером 22:66:200202:235, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Заринск, ул. Притаежная, 2;

- встроенное защитное сооружение гражданской обороны (противорадиационное укрытие) № 163, общей площадью 309,77 кв.м. (РНФИ В13220005196), находящееся в подвале здания служебный корпус ТЭЦ со столовой, с кадастровым номером 22:66:200202:234, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Заринск, ул. Притаежная, 2.

Судебный акт, принятый по настоящему делу, является основанием для внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

При подаче искового заявления истцом государственная пошлина не оплачивалась, так как он в соответствии со ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 156, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Признать право собственности Российской Федерации на следующие объекты недвижимого имущества:

- встроенное защитное сооружение гражданской обороны (противорадиационное укрытие) № 4, общей площадью 318,5 кв.м. (РНФИ В13220005195), находящееся в подвале здания санитарно-бытовой корпус № 1 (СБК-1), с кадастровым номером 22:66:200202:233, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Заринск, ул. Притаежная, 2;

-  встроенное защитное сооружение гражданской         обороны (противорадиационное укрытие) № 180, общей площадью 313 кв.м. (РНФИ В13220005193), находящееся в подвале здания санитарно-бытовой корпус № 2 (Хозпомещение № 2 с перекачивающей насосной), с кадастровым номером 22:66:200202:269, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Заринск, ул. Притаежная, 2;

- встроенное защитное сооружение гражданской          обороны (противорадиационное укрытие) № 128, общей площадью 314,8 кв.м. (РНФИ В13220005190), находящееся в подвале здания санитарно-бытовой корпус № 3 (Хозпомещение № 3 КБ-1), с кадастровым номером 22:66:200202:565, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Заринск, ул. Притаежная, 2;

- встроенное защитное сооружение  гражданской обороны (противорадиационное укрытие) № 241, общей площадью 267,2 кв.м. (РНФИ В13220005191), находящееся в подвале здания санитарно-бытовой корпус № 4 со столовой № 20 (Хозяйственное помещение санитарно-бытового корпуса № 4), с кадастровым номером 22:66:200202:325, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Заринск, ул. Притаежная, 2;

- встроенное защитное сооружение гражданской обороны (противорадиационное укрытие) № 173, общей площадью 645,4 кв.м. (РНФИ В13220005194), находящееся в подвале здания административный корпус, с кадастровым номером 22:66:200202:235, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Заринск, ул. Притаежная, 2;

- встроенное защитное сооружение гражданской обороны (противорадиационное укрытие) № 163, общей площадью 309,77 кв.м. (РНФИ В13220005196), находящееся в подвале здания служебный корпус ТЭЦ со столовой, с кадастровым номером 22:66:200202:234, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Заринск, ул. Притаежная, 2.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд,  г. Томск в течение месяца со дня принятия решения. Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                              Я.В. Захарова