ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-1819/20 от 02.09.2020 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск

Дело №

А04-1819/2020

02 сентября 2020 года

В соответствии с частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение изготовлено 02.09.2020. Резолютивная часть решения объявлена 26.08.2020.

Арбитражный суд Амурской области в составе судьи О.В. Швец,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Б. Воропаевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Государственного казенного учреждения управление автомобильных дорог Амурской области «Амурупрадор» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Торгово-строительная компания «ВОСТОК-Строймаркет» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании 217 578,09 руб.,

при участии в заседании:

от истца: не явился, извещен;

от ответчика: не явился, извещен;

установил:

в Арбитражный суд Амурской области обратилось государственное казенное учреждение управление автомобильных дорог Амурской области «Амурупрадор» (далее - ГКУ «Амурупрадор», истец) с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Торгово-строительная компания «ВОСТОК-Строймаркет» (далее – ООО «ТСК «ВОСТОК-Строймаркет») о взыскании неустойки в сумме 217 578,09 руб., в том числе пени за просрочку подрядчиком исполнения обязательств, предусмотренных контрактом в сумме 82 891,09 рублей и штрафа в сумме 134 686,95 руб. за непредставление нового надлежащего обеспечения исполнения контракта, а также почтовых расходов в сумме 162 руб.

Заявленные требования обоснованы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по своевременному выполнению условий Государственного контракта от 30.11.2018 № Ф.2018.557691 в части своевременной сдачи выполненных работ и предоставления банковской гарантии.

Определением Арбитражного суда Амурской области от 11.03.2020 на основании части 1, 2 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

В соответствии с положениями статьи 228 АПК РФ заявление размещено на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа; в определении сторонам установлены сроки для представления доказательств и отзыва на исковое заявление, а также документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.

09.04.2020 во исполнение определения арбитражного суда ответчик направил письменный отзыв, указав на несогласие с заявленными требованиями, поскольку работы по контракту были выполнены в установленный срок, период просрочки определен истцом ошибочно, так как в период просрочки включен период приемки работ. Истец необоснованно уклонялся от подписания документов о приемке, в связи с чем вина ответчика в подписании актов при­емки за пределами срока выполнения работ по контракту отсутствует. Ссылаясь на несоразмерность заявленной ко взысканию суммы последствиям ненадлежащего исполнения обязательства, ходатайствовал об уменьшении неустойки в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

В письменных возражениях на отзыв ответчика, истец указал, что расторжение государственного контракта не может являться обстоятельством, освобождающим подрядчика от ответственности за его ненадлежащее исполнение. Ответчик, уведомив о завершении работ по контракту 20.12.2018, не выполнил все, предусмотренные контрактом, работы в полном объеме, в том числе, работы по укладке водопропускной трубы, работы по устройству временного объезда (частично), демонтаж временного объезда. Об отсутствии необходимости выполнять работы по устройству и демонтажу временного объезда в объемах, предусмотренных контрактом, подрядчик своевременно не уведомил, своего согласия на приемку выполненных работ государственный заказчик не выражал, в связи с чем, ООО «ТСК «ВОСТОК-Строймаркет» не может быть освобождено от предусмотренной контрактом ответственности. При отсутствии доказательств, подтверждающих несоразмерность начисленной неустойки последствиям нарушения обязательств, истец полагал заявленную ко взысканию сумму обоснованной, а требование подлежащим удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 227 АПК РФ суд 06.05.2020 вынес определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства.

Определением суда от 09.06.2020 дело назначено к судебному разбирательству.

Представители лиц, участвующих в рассмотрении дела, в судебное заседание 26.08.2020 не явились. Истец и ответчик о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом в порядке статей 121-123 АПК РФ.

Дело рассматривается судом по правилам статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей сторон по имеющимся в деле доказательствам.

Рассмотрев заявленное исковое требование, суд установил следующие обстоятельства.

30 ноября 2018 года между ГКУ «Амурупрадор» (государственный заказчик) и ООО «ТСК «ВОСТОК-Строймаркет» (подрядчик) был заключен государственный контракт № Ф.2018.557691, согласно которому генеральный подрядчик принял на себя обязательства на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Амурской области, а государственный заказчик обязался осуществить приемку выполненных работ и оплатить их в соответствии с условиями контракта.

Указанный контракт заключен сторонами в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), на основании протокола подведения итогов электронного аукциона № 0123200000318003094 от 14.11.2018.

В состав работ по контракту входит выполнение работ по ремонту моста на км 85+100 автомобильной дороги «Тында-Ларба», объем которых определен в соответствии с ведомостью объемов и стоимости работ (Приложение № 1 к контракту).

Сроки выполнения работ: начало – с момента заключения контракта, окончание – 20.12.2018. Работы могут быть выполнены подрядчиком досрочно с согласия государственного заказчика. Отдельные этапы выполнения работ не устанавливаются (пункт 1.2).

Место выполнения работ: Амурская область, Тындинский район, автомобильная дорога «Тында-Ларба», км 85+100 (п. 1.3 договора).

Цены и порядок оплаты выполненных работ обусловлены положением пункта 3.1 контракта, в соответствии с которым общая стоимость работ составляет 6 734 347,47 руб., НДС не предусмотрен.

В качестве обеспечения исполнения принятых по контракту обязательств, подрядчик предоставил государственному заказчику банковскую гарантию от 23.11.2018 № 007304ЭБГ/2018, выданную обществом с ограниченной ответственностью «Первый Клиентский Банк» на сумму 683 690,10 руб.

Срок действия банковской гарантии до 18.02.2019 включительно (п. 1.5 банковской гарантии).

В соответствии с актом о приемке выполненных работ от 12.02.2019 подрядчиком были сданы, а государственным заказчиком приняты работы за отчетный период с 30.11.2018 по 12.02.2019 на сумму 5 910 347,44 руб. По акту приемки выполненных работ за период с 13.02.2019 по 03.04.2019 были приняты работы на сумму 16 443,64 руб. Работы на сумму 807 556,39 руб. подрядчиком не выполнялись.

Согласно пункту 9.3.1 контракта в случае просрочки исполнения подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, государственный заказчик направляет подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных подрядчиком (п. 9.3.2 контракта).

Из пункта 9.3.3 следует, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, подрядчик выплачивает государственному заказчику неустойку (штраф) в виде фиксированной суммы определяемой в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042 (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 9.3.4, 9.3.5 контракта) в размере 2 процентов цены контракта, что составляет 134 686,95 руб.

26.04.2019 между ГКУ «Амурупрадор» и ООО «ТСК «ВОСТОК-Строймаркет» было подписано Соглашение о расторжении государственного контракта от 30.11.2018 № Ф.2018.557691, в соответствии с которым за весь период действия контракта подрядчик выполнил, а государственный заказчик принял выполненные подрядчиком работы на сумму 5 926 891,08 руб., НДС не предусмотрен (справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме № КС-3 № 2 от 03.04.3019).

Полагая, что при выполнении работ, обусловленных государственным контрактом от 30.11.2018 № Ф.2018.557691, подрядчиком было допущено нарушение установленного для выполнения работ срока, а также не было представлено новое надлежащее обеспечение исполнения контракта взамен банковской гарантии, срок которой истек 18.02.2019, ГКУ «Амурупрадор» обратилось в суд с заявленным требованием, определив ко взысканию сумму неустойки за период с 21.12.2018 по 03.04.2019 в размере 82 891,14 руб. и штрафа в сумме 134 686,95 руб.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме на основании следующего.

Правоотношения сторон регулируются нормами главы 37 ГК РФ и нормами Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В соответствии с пунктом 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 720 ГК РФ заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.

Согласно пункту 1 статьи 329, пункту 1 статьи 330 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой. Неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

Частью 6 статьи 34 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

Порядок сдачи и приемки работ определен сторонами в разделе 7 контракта от 30.11.2018 № Ф.2018.557691, в соответствии с которым подрядчик не позднее 20.12.2018 направляет государственному заказчику сообщение (уведомление) о готовности к сдаче работ, выполненных поконтракту, и прилагает к указанному уведомлению исполнительную производственно-техническую документацию. Ссогласия государственного заказчика допускается сдача и приемка работ по частям (п. 7.1 контракта).

Согласно пункту 7.2 государственный заказчик (приемочная комиссия) осуществляет приемку предъявленных подрядчиком выполненных работ с составлением акта о приемке выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ и затрат, подписанных руководителем подрядчика, либо представителем, уполномоченным на подписание на основании доверенности.

Для приемки выполненных работ государственный заказчик может создавать приемочную комиссию, которая состоит не менее чем из пяти человек. О создании такой комиссии подрядчик уведомляется государственным заказчиком в течение 3 (трех) рабочих дней со дня ее создания (пункт 7.4 контракта).

В соответствии с пунктом 7.6, приемка выполненных работ, включая проведение предварительных испытаний (экспертизы) и оформление результатов приемки, осуществляется в течение 3 (трех) рабочих дней со дня предоставления государственному заказчику сообщения (уведомления), предусмотренного пунктом 7.1 контракта.

Письмом от 20.12.2018 исх. № 156 ООО «ТСК «ВОСТОК-Строймаркет» сообщило ГКУ «Амурупрадор» об окончании выполнения строительно-монтажных работ по объекту «Ремонт моста на км 85+100 автомобильной дороги «Тында-Ларба» и готовности сдачи объекта. К уведомлению подрядчик приложил исполнительную документацию, журнал общих работ, журнал входного контроля и операционный журнал геодезических работ. Уведомление о готовности объекта к приемке получено государственным заказчиком 20.12.2018 вх. № 4712. Указанное обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспаривается, в связи с чем считается признанным сторонами.

В материалы дела также представлены акты приемки скрытых работ за период с 01.12.2018 по 19.12.2018. Из указанных актов следует, что предъявленные к освидетельствованию работы выполнены подрядчиком в соответствии с техническим заданием к государственному контракту от 30.11.2018 № Ф.2018.557691, соответствуют проектной документации, стандартам, строительным нормам и правилам, техническим условиям и отвечают требованиям их приемки. Документы подписаны представителем заказчика ФИО1 без каких-либо замечаний.

Согласно пункту 7.7.2 контракта в случае создания приемочной комиссии:

сторонами составляется акт о приемке выполненных работ (по форме согласно Приложению № 7 к контракту), который подписывается подрядчиком и всеми членами приемочной комиссии и утверждается государственным заказчиком;

сторонами составляется справка о стоимости выполненных работ и затрат (по форме № КС-3), которая подписывается подрядчиком и государственным заказчиком.

Приемка объекта и оформление результатов приемки законченных работ осуществляются в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня получения государственным заказчиком уведомления подрядчика, предусмотренного п. 7.14.1 контракта, комиссией, создаваемой государственным заказчиком, состоящей не менее чем из пяти человек (в состав которой могут включаться представители органов местного самоуправления, ГИБДД, эксплуатационной организации, иных лиц по согласованию с ними).

По итогам приемки готового объекта на основании проведенной экспертизы, подписывается акт приемки законченных работ (по форме согласно приложению № 4 к контракту), либо в тот же срок направляется подрядчику мотивированный отказ от подписания акта с указанием недостатков, необходимых доработок и сроков их устранения.

Таким образом, приемка объекта и оформление результатов приемки законченных работ должно было состояться не позднее 25.12.2018.

Согласно Акту приемки законченных работ по ремонту моста на км 85+100 автомобильной дороги «Тында-Ларба (государственный контракт от 30.11.2018 № Ф.2018.557691) от 27.12.2018, комиссией в составе председателя ФИО2 (начальник отдела организации работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог ГКУ «Амурупрадор»), членов комиссии: ФИО3 (инженер д/х 1 категории службы лабораторного контроля отдела эксплуатации и ремонта автомобильных дорог ГКУ «Амурупрадор», представитель заказчика), ФИО1 (инженер д/х 1 категории службы контроля за ремонтом и содержанием автомобильных дорог отдела организации работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог ГКУ «Амурупрадор», представитель заказчика), ФИО4 (генеральный директор ООО ТСК «ВОСТОК - Строймаркет», представитель подрядчика), ФИО5 (генеральный директор ООО «ДЭП № 208», представитель эксплуатационной организации) и ФИО6 (первый заместитель главы администрации Тындинского района Амурской области, представитель органа местного самоуправления) произведена приемка работ, выполненных ООО «ТСК «ВОСТОК-Строймаркет», в период с 30.11.2018 по 20.12.2018 «ремонт моста на км 85+100 автомобильной дороги «Тында-Ларба».

При приемке выполненных работ комиссией было установлено отсутствие отступления заказчика от утвержденного проекта производства работ, технических правил, согласованных с заказчиком.

Полная сметная стоимость выполненных работ (по утвержденной сметной документации) – 6 734 347,47 руб. Фактическая стоимость выполненных работ – 5 910 374,44 руб.

По итогам состоявшегося осмотра комиссией было сделано заключение, что работы по ремонту моста на км 85+100 автомобильной дороги «Тында-Ларба» выполнены в полном объеме в соответствии с условиями контракта, проектом производства работ, технических правил, СНиП СП и ГОСТ.

Комиссией принято решение предъявленный к приемке объект: мост на км 85+100 автомобильной дороги «Тында-Ларба» принять в эксплуатацию.

Акт приемки законченных работ по ремонту моста на км 85+100 автомобильной дороги «Тында-Ларба (государственный контракт от 30.11.2018 № Ф.2018.557691) от 27.12.2018 подписан всеми членами комиссии за исключением председателя ФИО2.

Согласно акту приемки выполненных работ по форме КС-2 от 27.12.2018 подрядчиком были сданы работы на сумму 5 957 304,35 руб. Со стороны государственного заказчика в указанном акте имеется только подпись эксперта дорожного хозяйства ГКУ «Амурупрадор» ФИО1. Подписи начальника отдела организации работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог ФИО2 и главного специалиста службы лабораторного контроля Н.А. Шутко в акте отсутствуют.

Однако, подписанные акты не содержат каких-либо замечаний относительно объемов и качества работ, указаний на недостатки выполненных работ. Мотивированный отказ от приемки работ с указанием недостатков и сроков их устранения ГКУ «Амурупрадор», как того требуют условия контракта, в адрес подрядчика не направлялся.

Из представленных в материалы дела документов следует, что для промежуточной приемки выполненных работ по государственным контрактам от 09.06.2018 № Ф.2018.247401 и от 30.11.2018 № Ф.2018.557691 приказом ГКУ «Амурупрадор» от 09.01.2019 утверждена комиссия в следующем составе: ФИО2, ФИО1, ФИО7, Н.А. Шутко. ФИО8, ФИО9.

Письмом от 10.01.2019 исх. № 1 ООО «ТСК «ВОСТОК-Строймаркет» указало ГКУ «Амурупрадор» на необходимость подписания акта о приемке выполненных работ и справки о стоимости выполненных работ оставшимися уполномоченными должностными лицами со стороны государственного заказчика, поскольку выполненные подрядчиком работы не могут быть оплачены.

В ответ на данное обращение ГКУ «Амурупрадор» направило письмо от 15.01.2019 № 08-53, из которого следует, что в целях ознакомления с ситуацией, сложившейся на объекте при ремонте мостового перехода, учреждением был направлен представитель. В результате осуществленной поездки представителем Учреждения было выявлено несоответствие представленной информации в письме общества об окончании выполнения работ по ремонту моста. Ссылаясь на указанные обстоятельства, ГКУ «Амурупрадор» указало, что государственным заказчиком не принимается объем работ, представленный к оплате. Учреждение инициировало повторную приемку объемов работ по ремонту мостового перехода совместно с приемкой работ по участку км 0+000 – км 26+000 автомобильной дороги общего пользования регионального и межмуниципального значения Амурской области «Тында-Ларба», проведение которой назначило на 22.01.2019.

Письмом от 17.01.2019 исх. № 4 (вх. от 17.01.2019 № 92) ООО «ТСК «ВОСТОК-Строймаркет» указало на неправомерность действий ГКУ «Амурупрадор», полагая, что государственный заказчик фактически пытается продлить срок приемки выполненных работ.

Письмом от 21.01.2019 исх. № 08-108 ГКУ «Амурупрадор» проинформировало подрядчика об изменении даты приемки работ, выполненных по государственному контракту от 30.11.2018 № Ф.2018.557691, на 24.01.2019.

Согласно Акту проведения осмотра выполненных работ (ее результатов) по ремонту моста на км 85+100 автомобильной дороги «Тында-Ларба» Тындинского района Амурской области подрядчиком ООО «ТСК «ВОСТОК-Строймаркет» от 24.01.2019 комиссией в составе Г.А. ФИО8, ФИО9, ФИО1 и ФИО7 в результате проведенного осмотра были выявлены следующие замечания:

1. Ввиду формирования устойчивого снежного покрова на участке производства работ объем и качество работ по устройству временной объездной дороги не представилось возможным.

2. Металлические водопропускные трубы круглого сечения (наружный диаметр 320 мм, с толщиной стенки 10 мм) не обнаружены в теле насыпи по руслу реки.

3. Не выполнены работы по демонтажу временной объездной дороги (в частности в русле реки).

4. Поверхность конструкции деревянного колесоотбоя на мосту частично не защищена от коры (общая площадь не более 1 м2).

07.02.2018 ГКУ «Амурупрадор» было инициировано производственное совещание относительно ремонтируемого участка км 0+000 – км 26+000 автомобильной дороги «Тында-Ларба» о чем ООО «ТСК «ВОСТОК-Строймаркет» было извещено письмом от 06.02.2019 № 08-247.

Письмом от 08.02.2019 ООО «ТСК «ВОСТОК-Строймаркет» потребовало от государственного заказчика произвести приемку выполненных работ и подписать документы о приемке.

В ответ на указанное претензионное письмо ГКУ «Амурупрадор» направило в адрес подрядчика подписанный акт о приемке выполненных работ приемочной комиссией № 1 (по форме КС-2) от 12.02.2019 за отчетный период с 30.11.2018 по 12.02.2019 на сумму 5 910 347,44 руб., а также справку о стоимости выполненных работ от 12.02.2019 по форме КС-3 от 12.02.2019 за отчетный период с 30.11.2018 по 12.02.2019 на сумму 5 910 347,44 руб.

Из указанного письма следует, что в акте определены виды работ, выполненные в соответствии с условиями контракта, которые подлежат приемке и оплате государственным заказчиком подрядчику.

Судом установлено, что стоимость работ, подлежащих приемке по актам, подписанным ГКУ «Амурупрадор» от 12.02.2019 на сумму 5 910 347,44 руб. полностью соответствует стоимости работ, определенной к приемке комиссией в Акте приемки законченных работ по ремонту моста на км 85+100 автомобильной дороги «Тында-Ларба» (государственный контракт от 30.11.2018 № Ф.2018.557691) от 27.12.2018.

Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что ООО «ТСК «ВОСТОК-Строймаркет» своевременно выполнило работы, обусловленные государственным контрактом от 30.11.2018 № Ф.2018.557691, и уведомило государственного заказчика о необходимости их принятия, в то время как государственный заказчик в нарушение установленного контрактом срока несвоевременно приступил к приемке выполненных работ по ремонту моста на км 85+100 автомобильной дороги «Тында-Ларба, а также вопреки сроку, установленному контрактом, без объективных причин осуществил принятие выполненных работ только 12.02.2019.

Документальных доказательств, подтверждающих направление мотивированного отказа от приемки с указанием недостатков выполненных работ, а так же документов, подтверждающих факт устранения недостатков подрядчиком, в материалы дела не представлено.

Согласно пункту 7.13 контракта, сроки приемки работ, выполненных в отчетном периоде, не учитываются при расчете государственным заказчиком размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, при условии соблюдения подрядчиком порядка, установленного пунктом 7.1 контракта, а также выполнения работ надлежащего качества и в объеме, установленном контрактом.

Из письма ООО «ТСК «ВОСТОК-Строймаркет» от 05.03.2019 исх. № 9 следует, что подрядчиком выполнены в полном объеме предусмотренные контрактом (Ве­домостью объемов и стоимости работ) следующие работы:

по разборке деревянного балочного моста (п.п. 10-17 Ведомости);

по частичному восстановлению деревянного балочного моста (п.п. 18-31 Ведо­мости).

Работы по устройству временного объезда выполнены частично, а именно:

- не выполнялись работы по укладке водопропускной трубы (п.п. 1-2 Ведомости), поскольку устройство водопропускной трубы не потребовалось в виду отсутствия талых вод на объекте, работы выполнялись в холодное время года на промерзшем русле;

- работы по отсыпке объезда выполнены в меньшем объеме (п.п. 3-6 Ведомости), посколь­ку объемы работ по устройству временного объезда, предусмотренные Ведомостью объемов и стоимости работ, в два раза превышают фактически необходимые объемы. Таким образом, при устройстве временного объезда на объекте отсутствовала объ­ективная необходимость выполнения работ в предусмотренных контрактом объемах.

Поскольку установка водопропускной трубы на временном объезде не потребовалась по объ­ективным причинам, отпала необходимость выполнения работ по ее демонтажу (п. 30 Ведомо­сти).

Также подлежит уменьшению предусмотренный п. 31 Ведомости объем работ по разра­ботке грунта с перемещением до 10 м (демонтаж объезда) пропорционально объему фактически выполненных работ по отсыпке временного объезда (в 2 раза).

Ссылаясь на указанные обстоятельства, ООО «ТСК «ВОСТОК-Строймаркет» просило расторгнуть по соглашению сторон государственный контракт № Ф.2018.557691 от 30.11.2018 на сумму 824 000,03 руб.

Соглашением от 26.04.2019 государственный контракт от 30.11.2018 № Ф.2018.557691, заключенный между ГКУ «Амурупрадор» и ООО «ТСК «ВОСТОК-Строймаркет» был расторгнут. При расторжении контракта стороны определили, что за весь период действия контракта подрядчик выполнил, а государственный заказчик принял выполненные подрядчиком работы на сумму 5 926 891,08 руб. (5 910 347,44 руб. (работы по ремонту моста на км 85+100 автомобильной дороги «Тында-Ларба») + 16 443,64 руб. (стоимость работ по демонтажу объездной дороги и установке дорожных знаков бесфундаментных на деревянных кругляках)), НДС не предусмотрен (справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме № КС-3 № 2 от 03.04.3019).

При таких обстоятельствах, суд полагает, что необходимость выполнения работ в объеме, предусмотренном условиями государственный контракт от 30.11.2018 № Ф.2018.557691, в соответствии с ведомостью объемов и стоимости работ (приложение № 1 к контракту) на сумму 6 734 347,47 руб. у ООО «ТСК «ВОСТОК-Строймаркет» объективно отсутствовала. ГКУ «Амурупрадор» указанное обстоятельство в установленном законом порядке не оспаривалось, по итогам осуществления приемки выполненных работ комиссией было установлено, что работы подрядчиком выполнены в полном объеме в соответствии с условиями контракта, в связи с чем суд приходит к выводу о выполнении ООО «ТСК «ВОСТОК-Строймаркет» работ надлежащего качества и в объеме, установленном контрактом, следовательно, оснований для начисления неустойки на сумму в размере 5 910 347,44 руб. у истца не имеется.

Письмом от 12.03.2019 № 10 ООО «ТСК «ВОСТОК-Строймаркет» просило ГКУ «Амурупрадор» принять решение о демонтаже объездной дороги.

Письмом от 15.03.2019 ГКУ «Амурупрадор» указало, что государственный заказчик требует выполнить данные работы и представить подтверждающие документы в срок не позднее 19.03.2019.

Согласно письму ГКУ «Амурупрадор» от 20.03.2019 данный вид работ подрядчиком в установленный срок выполнен не был, в связи с чем государственный заказчик потребовал повторно выполнить данные мероприятия до 27.03.2019.

Из общего журнала работ следует, что рекультивация объездной дороги была произведена ответчиком 12.03.2020. Из акта приемки скрытых работ от 12.03.2020, подписанного в одностороннем порядке следует, что указанный вид работ выполнен подрядчиком 11.03.2019.

Письмом от 25.03.2019 № 12 ООО «ТСК «ВОСТОК-Строймаркет» уведомило ГКУ «Амурупрадор» о выполнении работ по демонтажу объезда на объекте и готовности результата выполненных работ по контракту в полном объеме к конечной приемке. В подтверждение факта выполнения работ к письму подрядчик приложил копию журнала производства работ, акт скрытых работ от 12.02.2019 № 24 с приложением и фотографии.

Письмом от 28.03.2019 № 08-750/1 ГКУ «Амурупрадор» указало, что «принимает к приемке работы по разработке грунта при демонтаже временного объезда, согласно представленной обществом исполнительной документации».

Согласно акту приемки выполненных работ от 03.04.2019 за отчетный период с 13.02.2019 по 04.04.2019 подрядчик сдал, а государственный заказчик принял работы по «Демонтажу. Установке дорожных знаков бесфундаментных на деревянных кругляках стоимостью 13 716,30 руб.», а также «разработку грунта с перемещением до 10 м, группа грунтов 2 (демонтаж объезда) стоимостью 2 727,34 руб.». Всего на сумму 16 443,64 руб.

Из содержания положений государственного контракта от 30.11.2018 № Ф.2018.557691 следует, что ООО «ТСК «ВОСТОК-Строймаркет» выполнялись работы по ремонту моста на км 85+100 автомобильной дороги «Тында-Ларба».

Во избежание затруднения движения транспортных средств пунктами 3-6 ведомости объемов и стоимости работ (приложение № 1 к контракту) было предусмотрено выполнение подрядчиком работ по обустройству объездных путей и установке дорожных знаков.

Учитывая, что демонтаж подъездных путей и дорожных знаков мог быть осуществлен ООО «ТСК «ВОСТОК-Строймаркет» только после принятия государственным заказчиком выполненных в рамках государственного контракта от 30.11.2018 № Ф.2018.557691 работ по ремонту моста на км 85+100 автомобильной дороги «Тында-Ларба», поскольку иное могло бы привести к утрате результата работ, суд не усматривает вины ответчика в просрочке выполнения данного вида работ, учитывая, что их приемка была несвоевременно произведена ГКУ «Амурупрадор». Так же судом учтен значительный объем переписки по данному вопросу между сторонами, отсутствие своевременных решений и действий по расторжению контракта со стороны заказчика, суд считает, что применение к указанной организации меры ответственности в виде начисления неустойки за ненадлежащее исполнение обязательств по актам на сумму 16 443,64 руб. так же является необоснованным.

В соответствии с частью 9 статьи 34 Закона № 44-ФЗ сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

Согласно пункту 10 «Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, при несовершении заказчиком действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или существа обязательства, до совершения которых исполнитель государственного (муниципального) контракта не мог исполнить своего обязательства, исполнитель не считается просрочившим, а сроки исполнения обязательств по государственному (муниципальному) контракту продлеваются на соответствующий период просрочки заказчика.

При наличии установленных обстоятельств исковое требование о взыскании с ООО «ТСК «ВОСТОК-Строймаркет» в пользу ГКУ Амурупрадор неустойки за период с 21.12.2018 по 03.04.2019 в размере 82 891,14 руб., удовлетворению не подлежит.

В соответствии с пунктом 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.

Согласно части 1 статьи 96 Закона № 44-ФЗ заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.

Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 данного Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.

Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц (часть 3 статьи 96 Закона о контрактной системе).

В силу части 7 статьи 96 Закона о контрактной системе в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.

В качестве обеспечения исполнения принятых по контракту обязательств, подрядчик предоставил государственному заказчику банковскую гарантию от 23.11.2018 № 007304ЭБГ/2018, выданную обществом с ограниченной ответственностью «Первый Клиентский Банк» на сумму 683 690,10 руб.

Срок действия банковской гарантии до 18.02.2019 включительно (п. 1.5 банковской гарантии).

Из пункта 14.3 контракта следует, что в случае, если по каким-либо причинам обеспечение исполнения контракта перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение подрядчиком его обязательств по контракту (в том числе, в случае отзыва у банка лицензии на осуществление банковских операций), подрядчик обязуется в течение 10 (десяти) дней с момента, когда соответствующее обеспечение исполнения обязательств по контракту перестало действовать, предоставить государственному заказчику иное (новое надлежащее обеспечение исполнения контракта на тех же условиях, которые указаны в разделе 14 контракта.

Согласно пункту 14.11 контракта в ходе исполнения контракта подрядчик вправе предоставить государственном, заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракт. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.

Поскольку принятые на себя обязательства в рамках государственного контракта от 30.11.2018 № Ф.2018.557691 по выполнению ремонта моста на км 85+100 автомобильной дороги «Тында-Ларба» были надлежащим образом исполнены ООО «ТСК «ВОСТОК-Строймаркет» до истечения срока действия банковской гарантии, необходимость в предоставлении нового обеспечения исполнения контракта у подрядчика отсутствовала, в связи с чем в удовлетворении заявленного требования о взыскании с ответчика штрафа за непредставление нового надлежащего обеспечения исполнения контракта в сумме 134 686,95 руб., следует отказать.

В соответствии с пунктом 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ государственная пошлина по настоящему делу составляет 7 352 руб. В связи с тем, что истец на основании статьи 333.37 Налогового кодекса от уплаты государственной пошлины освобожден, возврат государственной пошлины из федерального бюджета судом не производится.

Поскольку в удовлетворении искового требования судом отказано, понесенные истцом издержки в виде почтовых расходов на сумму 162 руб., в порядке статьи 106 АПК РФ возмещению ответчиком истцу не подлежат.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 и 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В иске отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья О.В. Швец