Арбитражный суд Амурской области
675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163
тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48
е-mail: amuras.info@arbitr.ru; http://www.amuras.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Благовещенск
Дело №
А04-4252/2012
“
02
“
августа
2012 г.
В соответствии с частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение изготовлено 02.08.2012. Резолютивная часть решения объявлена 30.07.2012.
Арбитражный суд в составе судьи Аныша Дениса Сергеевича
при ведении протокола секретарем судебного заседания Долгушиным И.В.
рассмотрев в судебном заседании заявление Управления государственного автодорожного надзора по Амурской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН <***>, ИНН <***>),
к
индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о привлечении к административной ответственности
при участии в заседании:
от заявителя: не явился, извещен, вручением определения 04.07.2012 в суде;
от ответчика: не явился, извещен заказным письмом № 20041, возвращено с отметкой «истек срок хранения»,
установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Амурской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – ответчик, ИП ФИО1) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Заявленные требования обоснованы тем, что 30.05.2012 по результатам плановой проверки, проведенной в отношении ИП ФИО1, выявлены нарушения лицензионных требований и условий, предусмотренных лицензией АСС-28 № 009296, допущенных при осуществлении предпринимательской деятельности при перевозке пассажиров по регулярным городским маршрутам №№ 5т, 39т г. Благовещенска на автобусах ПАЗ 32051R государственный номер А537УМ 28RUS, ПАЗ 32054 государственный номер В454СУ 28RUS, АЕ991 28RUS, АЕ982 28RUS и ГАЗ 322132 государственный номер АЕ 390 28RUS, АЕ 339 28RUS, АЕ393 28RUS.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом согласно статье 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Ответчик направил в предварительное судебное заседание письменный отзыв, в котором указал, что с нарушениями, изложенными в протоколе об административном правонарушении от 30.05.2012 № 606-лиц/ц согласен, вину признает, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в судебном заседании в отсутствии представителей сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд установил следующие обстоятельства.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 зарегистрирован межрайонной инспекцией МНС России № 1 по Амурской области 10.12.2004 в едином государственном реестре индивидуальным предпринимателей за основным государственным регистрационным номером <***>, ИНН <***>. Имеет лицензию на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек от 01.06.2002 № АСС 28 009296, выдана бессрочно.
30.05.2012 в результате плановой проверки, проведенной в отношении ИП ФИО1, выявлены нарушения лицензионных требований и условий, предусмотренных лицензией № АСС 28 009296, допущенных при осуществлении предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров по регулярным городским маршрутам № 5т и 39Т г. Благовещенска на автобусах ПАЗ 32051Rгосударственный номер <***>, ПАЗ 32054 государственный номер <***>, АЕ991 28 RUS, АЕ982 28 RUS и ГАЗ 322132 государственный номер АЕ390 28RUS, АЕ339 28RUS, АЕ393 28RUS, а именно:
не обеспечен контроль за периодичностью проведения медицинских освидетельствований водителей в установленном порядке; на водителей ФИО2, ФИО3, ФИО4 медицинские справки отсутствуют;
не осуществляется контроль за режимом труда и отдыха водителей; водитель ФИО4 02.05.2012 (путевой лист № 355) закончил работу на маршруте № 39Т в 20 час. 19 мин., а 03.05.2012 (путевой лист № 358) вышел на работу в 06 час. 51 мин., междусменный отдых составил 10 час. 32 мин., тогда как при суммарном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 час.;
не организована стажировка водителя ФИО5 по маршруту 39т на автобусе ПАЗ 32054 государственный номер В454СУ 28RUS;
не организованы занятия по повышению квалификации водителя ФИО5 по безопасности дорожного движения.
По результатам плановой проверки составлен акт от 30.05.2012 № 319-лиц/Ц, с которым ИП ФИО1 ознакомлен 30.05.2012.
По факту нарушений в присутствии ИП ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении от 30.05.2012 № 606-лиц/Ц.
На основании части 4 статьи 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Оценив исследованные в судебном заседании доказательства, суд признает требования Управления государственного автодорожного надзора по Амурской области обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с предписаниями статьи 23 Гражданского Кодекса РФ (далее по тексту – ГК РФ) к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов.
Общие условия перевозки определяются, согласно статье 784 ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии с пунктом 24 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ) деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.
В силу статьи 2 указанного Закона выполнение лицензиатом лицензионных требований и условий, установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Пунктом 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), которая в отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица составляет от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, выражается в осуществлении (ведении) предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Пунктом 5 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозов более 8 человек (за исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 № 280 (далее – Положение от 02.04.2012 № 280) установлено, что осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
При этом под грубым нарушением понимается несоблюдение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами «а», «г» - «и» пункта 4 настоящего Положения, имевшее место повторно в течение года либо повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
В соответствии с подпунктами «б», «з» пункта 4 Положения от 02.04.2012 № 280, лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров являются, в том числе, являются:
наличие у соискателя лицензии (лицензиата) водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг и имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование в установленном порядке;
соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».
Пунктами 1, 2, 4 статьи 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196 «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон о безопасности дорожного движения) установлено, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
Периодичность обязательных медицинских освидетельствований, порядок их проведения, перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину Российской Федерации запрещается управлять транспортными средствами, а также порядок организации медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях устанавливаются федеральным законом.
Пунктом 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 № 2 (далее – Положение от 08.01.1997 № 2), установлены основные требования по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности, к которым, в том числе, относится проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - Минздравсоцразвития РФ) от 12.04.2011 № 302н утверждены перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее – приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н).
В соответствии с приложением № 2 «Перечень работ, при выполнении которых поводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работника» к приказу Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н в указанный перечень включены работы по управлению наземными транспортными средствами с периодичностью медицинских осмотров один раз в два года.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.09.2010 № 831н утвержден единый образец Медицинской справки о допуске к управлению транспортными средствами (вместе с «Инструкцией по заполнению медицинской справки о допуске к управлению транспортными средствами»).
Как усматривается из материалов дела, в нарушение вышеназванных норма, ИП ФИО1 не обеспечен контроль за периодичностью проведения медицинских освидетельствований в установленном порядке; на водителей ФИО2, ФИО3, ФИО4 медицинские справки отсутствуют.
Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 20 Закона о безопасности дорожного движения индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны в том числе, соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.
В соответствии с пунктами 2.2, 2.3.3 Положения Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2 к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относится, в том числе, соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей.
Контроль за соблюдением установленного законодательством Российской Федерации режима труда и отдыха водителей осуществляется владельцами автобусов, автовокзалами, пассажирскими автостанциями, расположенными на маршрутах регулярных перевозок, органами Государственной автомобильной инспекции, Российской транспортной инспекции.
Согласно пунктам 2.3.6, 2.6.2 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.03.1994 № 15 при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий в том числе:
обеспечивают надежность водительского состава за счет соблюдения установленных режимов труда и отдыха водителей;
обеспечивают безопасность перевозок пассажиров и грузов, для чего ведут учет рабочего времени водителей, показателей безопасности дорожного движения в пределах отчетности, утвержденной в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 № 15 (далее – Положения Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15) графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
В соответствии с пунктом 9 Положения Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15 при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10,11,12 Положения.
В пункте 11 указанного Положения Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15 при суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.
Применение сверхурочных работ допускается в случаях и порядке, предусмотренных статьей 99 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ).
При суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12 часов, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 1, 3 части второй статьи 99 ТК РФ.
Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год (пункт 23 Положения Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15).
Пунктом 25 Положения Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15 установлено, что продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что ИП ФИО6 не обеспечен контроль за режимом труда и отдыха водителей, в частности, как усматривается из представленных в дело путевых листов 02.05.2012 № 355, от 03.05.2012 № 358 усматривается, что водитель ФИО7 02.05.2012 в 20 час. 19 мин. закончил работу на маршруте 39т., а 03.05.2012 в 06 час. 51 мин. приступил к работе. Таким образом, междусменный отдых составил 10 час. 32 мин., тогда как согласно вышеназванным нормам при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
Согласно абзацу 4 пункта 1 статьи 20 Закон о безопасности дорожного движения индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны в том числе, создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения.
Обязанность по проведению стажировки, а так же по повышению профессионального мастерства водителей предусмотрена пунктом 2.2 Положения от 08.01.1997 № 2.
Пунктом 2.3.5 Положения от 08.01.1997 № 2 установлено, что владельцы автобусов организуют проведение ежегодных занятий по повышению профессионального мастерства, включающие проверку знания Правил дорожного движения, правил перевозки пассажиров и багажа на автомобильном транспорте, изучение типичных дорожно-транспортных ситуаций повышенной опасности, основ безопасного управления автобусом в сложных дорожных и метеорологических условиях, приемов оказания доврачебной помощи пострадавшим, порядка эвакуации пассажиров при дорожно-транспортном происшествии.
В пунктах 2.3.2, 2.3.5 Требований от 30.03.1994 № 15 указано, что при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают надежность водительского состава за счет: организации стажировки водителей, вновь принятых на работу на предприятие или переводимых на новый тип или категорию транспортного средства, новый маршрут регулярных перевозок; организации занятий и обеспечения условий для повышения уровня знаний и профессионального мастерства водителей по программе в соответствии с установленными нормами.
Циркулярным письмом министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР от 13.06.1968 № 173-ц предложено ввести в действие «Тематический план специальной подготовки и стажировки водителей, впервые назначаемых для работы на автобусах» (Приложение № 1) и «Тематический план специальной подготовки и стажировки водителей, впервые назначаемых для работы на легковых таксомоторах» (Приложение № 2), разработанные в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 29.11.1967 № 1092; ввести в действие учебный план и программу подготовки шоферов-наставников пассажирского автомобильного транспорта (Приложение № 3), которые включают в себя методические указания и программу подготовки водителей.
Материалами дела подтверждается, что ИП ФИО1 не организована стажировка водителя ФИО5 по маршруту № 39т на автобусе ПАЗ 32054 государственный номер <***>, а также не организованы занятия по повышению его квалификации.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что ИП ФИО1 допущены нарушения, указанные в протоколе об административном правонарушении от 30.05.2012 № 606-лиц/Ц.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается, протоколом об административном правонарушении от 30.05.2012 № 606-лиц/Ц; актом плановой проверки от 30.05.2012 № 319-лиц/Ц, признанием ИП ФИО1 своей вины в совершении административного правонарушения, другими документами, имеющимися в материалах административного дела.
Таким образом, совершенные ИП ФИО1 нарушения, являются осуществлением предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), квалифицируются по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В качестве обстоятельств смягчающих административную ответственность судом на основании статьи 4.2 КоАП РФ принимается признание индивидуальным предпринимателем вины в совершенном административном правонарушении.
Доказательств наличия обстоятельств отягчающих административную ответственность в соответствии со статьей 4.3 КоАП РФ заявителем не представлено.
Учитывая изложенное, суд считает возможным назначить индивидуальному предпринимателю ФИО1 наказание в размере минимальной санкции, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.
Государственная пошлина по делам данной категории не уплачивается.
Руководствуясь статьями 167-170, 180, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Признать индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Амурская область, город Райчихинск, зарегистрированного Межрайонной инспекцией МНС России № 1 по Амурской области 10.12.2004, с местом жительства по адресу: <...>, виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 4 000 рублей 00 копеек.
Штраф подлежит перечислению на расчетный счет УФК МФ РФ по Амурской области (УГАДН по Амурской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта) ИНН <***> КПП 280101001 р/с <***> в ГРКЦ ГУ Банка России по Амурской области БИК 041012001 ОКАТО 10401000000 Код 10611690040046000140.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
СудьяД.С.Аныш