ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-5161/08 от 18.08.2008 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

675000, г.Благовещенск, ул.Ленина, 163

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Благовещенск

Дело №

А04-5161/08-19/349

18

августа

2008 г.

Арбитражный суд в составе судьи

О.Г. Голубь

  При участии секретаря судебного заседания

Карман Л.П.

Рассмотрев в судебном заседании заявление

Управления государственного автодорожного надзора по Амурской области

  к

индивидуальному предпринимателю ФИО1

о привлечении к административной ответственности

Протокол вел: секретарь судебного заседания Карман Л.П.

При участии в заседании: от заявителя – ФИО2, дов. от 10.04.2008 г.; предприниматель – не явился.

установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Амурской области обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, просил назначить наказание предпринимателю в пределах установленной санкции с учетом имеющегося в наличии отягчающего ответственность предпринимателя обстоятельства – решением Арбитражного суда Амурской области от 04.04.2008 г. по делу № А04-631/08-9/41 предприниматель привлечен к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, то есть за однородное правонарушение в области предпринимательской деятельности.

Предприниматель, уведомленный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке ст.123 АПК РФ, в судебное заседание не явился, требования административного органа не оспорил.

Суд счел возможным рассмотреть дело по существу в порядке ст.156 АПК РФ без участия предпринимателя.

Исследовав доводы заявителя, материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя решением Межрайонной ИФНС России № 4 по Амурской области от 05.10.2006 г. за основным государственным регистрационным номером 306281527800010.

Согласно заявлению предпринимателя УГАДН по Амурской области ему выдана лицензия от 14.08.2007 г. АСС 28 401833 серии ДА № 010481 на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, со сроком действия до 13.08.2012 г.

В соответствии с п.4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 г. № 637, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом являются в том числе: соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.

Внеплановой проверкой по факту обнаружения правонарушения на линии, проведенной должностными лицами Управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Амурской области на основании приказа начальника Управления от 21.07.2008 г. № 515/лиц, установлено, что предприниматель ФИО1 допустил осуществление предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных требований и условий, а именно:

- индивидуальным предпринимателем не обеспечен контроль за соблюдением маршрутов движения маршрутного таксомотора. Согласно выданного путевого листа от 16.07.2008 г. № 23 водитель ФИО3 на автобусе ГАЗ-322132 обязан был выполнять перевозки пассажиров на регулярном городском муниципальном таксомоторном маршруте общего пользования в городе Зея № 2 т выход 4. Фактически автобус выполнял перевозку пассажиров на регулярном городском муниципальном таксомоторном маршруте общего пользования в городе Зея № 8 т. На автобусе имелся соответствующий указатель и в объяснениях водителя ФИО3 указано, что он перевозил пассажиров по маршруту № 8т;

- индивидуальный предприниматель не обеспечил водителя, выполняющего регулярные перевозки пассажиров на маршруте, согласованным с органом местного самоуправления расписанием (графиком) движения на маршруте и не организовал контроль за соблюдением графиков (расписаний) движения. Водитель при работе на маршруте имел расписание движения маршрутного такси по маршруту № 2 т выход 4, не согласованное с организатором перевозок – Администрацией г. Благовещенска Амурской области города Зея. На дату проверки законным представителем индивидуальных предпринимателей, осуществляющих пассажирские перевозки по городу Зея, было согласовано и действовало другое расписание на данный маршрут. При работе на линии водитель допустил отклонение от расписания, имеющегося у него и от согласованного с организатором перевозок Администрацией г. Благовещенска Амурской области города Зея на 7 минут;

- индивидуальный предприниматель допустил нарушение режима труда и отдыха водителей. Фактическое время выезда водителя на линию согласно путевому листу от 16.07.2008 г. № 23 - 6 часов 45 минут. Согласно акту проверки автотранспортного средства на линии от 16.07.2008 г. № 93 проверка проведена в 20 часов 32 минуты на остановке автобуса «ЗЛПК» при работе на линии. Согласно имеющегося у водителя расписания он имел внутрисменный отдых в период с 14 часов 00 минут по 15 часов 35 минут, то есть 1 час 35 минут. Продолжительность работы водителя (смены) 16.07.2008 г. с учетом подготовительно-заключительного времени составила 14 часов 30 минут.

Приведенное нарушение зафиксировано актом проверки автотранспортного средства на линии от 16.07.2008 г. за № 93, актом внеплановой проверки от 23.07.2008 г. № 85.

По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 23.07.2008 г. № 54, действиям предпринимателя дана правовая оценка по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В подтверждение факта совершения правонарушения административным органом представлены: акт проверки автотранспортного средства на линии от 16.07.2008 г. № 93, сообщение о нарушении условий лицензирования от 16.07.2008 г. № 35 с письменным объяснением водителя ФИО3 на оборотной стороне, копия путевого листа от 16.07.2008 г. № 23, акт внеплановой проверки от 23.07.2008 г., расписания движения ТС маршрута № 2, данные по водительскому составу, трудовая книжка ФИО3, данные об автотранспортных средствах, иные документы.

Оценив исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд признает факт совершения предпринимателем административного правонарушения установленным; заявленные требования о привлечении предпринимателя к административной ответственности состоятельными по следующим основаниям.

Согласно ст.784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

В соответствии с предписаниями ст.23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов.

Согласно ст.2 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» выполнение лицензиатом лицензионных требований и условий, установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Требование соблюдения лицензионных условий не влечет ограничения в осуществлении предпринимательской деятельности, поскольку государством посредством законов и иных нормативных правовых актов устанавливаются требования к лицензиату выполнять определенные условия, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения и пассажиров.

В соответствии со ст.5 Федерального закона РФ от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изменениями и дополнениями) обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; лицензирования деятельности, связанной с обеспечением безопасности дорожного движения; осуществления государственного контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно ст.24 названного закона участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.

Обязанность перевозчика иметь согласованный график (расписание) установлена следующими нормативными правовыми актами.

Уставом автомобильного транспорта РСФСР, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 08.01.1969 года № 12 пунктом 76 установлено, что движение автобусов и таксомоторов на маршрутах организуется по расписанию. Порядок утверждения расписания движения автобусов и маршрутных таксомоторов устанавливается Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР.

Согласно пункта 5.2. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусам, утвержденного Приказом Министра транспорта РФ от 08.01.1997 г. № 2, владельцы автобусов обязаны разрабатывать графики (расписания) движения.

Согласно Приказу Минтранса РСФСР от 31.12.1981 г. № 200 «Об утверждении правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте» расписание является основой организации движения автобусов на маршрутах и обязательно для выполнения всеми линейными работниками пассажирского автотранспорта. П.55 расписания движения автобусов для городских и пригородных маршрутов ежегодно утверждаются по согласованию с местными Советами народных депутатов, транспортными управлениями (управлениями пассажирского автомобильного транспорта).

Пунктом 5 приказа Минтранса РСФСР от 24.12.1987 г. № 176 «Об утверждении правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР» предусмотрено, что движение автобусов и таксомоторов на маршрутах организуется по расписаниям.

В соответствии с пунктами 51,70 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильной транспорте, утвержденных приказом Минтранса РСФСР от 31.12.1981 г. № 200 расписание является основой организации движения автобусов на маршрутах и обязательно для выполнения всеми линейными работниками пассажирского автотранспорта. Им определяется количество рейсов, время движения автобусов между остановочными пунктами.

Расписание движения должно разрабатываться с учетом необходимости обеспечить:

- удовлетворение потребности населения в перевозках по каждому маршруту;

- использование вместимости автобусов по установленным нормам;

- минимальные затраты времени пассажирами на поездки;

- регулярность движения автобусов на всем протяжении маршрута;

- создание необходимых удобств пассажирам в пути следования;

- соблюдение режима и условий труда водителей и кондукторов согласно трудовому законодательству;

- соответствие машино-часов работы автобусов количеству, предусмотренному трансфинпланом;

- эффективное использование автобусов.

Регулярность движения автобусов является одним из основных качественных показателей организации перевозок и уровня обслуживания пассажиров.

Согласно пунктам 5.2.5, 5.9 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса от 08.01.1997 г. № 2 предприниматель обязан организовать контроль за соблюдением графиков (расписаний) движения, норм вместимости автобусов, маршрутов движения.

Владельцы автобусов, осуществляющие регулярные автобусные перевозки, должны проводить контроль выполнения всех рейсов, предусмотренных расписанием, анализировать причины возникающих отклонений и при необходимости корректировать расписания (изменять время движения на маршруте, его участках).

Проверкой установлено, что предпринимателем не организован контроль за соблюдением водителями расписания движения по маршруту № 2, водителем предпринимателя не соблюдено расписание движения по данному маршруту; автобус предпринимателя осуществлял перевозку пассажиров по иному маршруту - № 8 т, что подтверждено соответствующими доказательствами – акт проверки автотранспортного средства на линии (п.5 – указатель маршрута), письменным объяснением водителя ФИО3 от 16.07.2008 г.

Пункт 1 статьи 20 Федерального закона РФ от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязывает юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.

В соответствии с пунктом 3.3.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации от 09.03.1995 г. № 27, и пунктом 2.2, 2.3.3 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997 г. № 2, на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, возложены обязанности, в том числе по установлению режимов труда и отдыха водителей в соответствии с нормами, определяемыми трудовым законодательством и Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей, и с учетом этих норм составлять графики работы водительского состава, расписания и графики движения транспортных средств в городском, пригородном и междугородном сообщении, организовывать контроль за соблюдением установленного режима работы водителей, ведение документации по учету рабочего времени и времени отдыха; обязанность по осуществлению контроля за соблюдением установленного законодательством Российской Федерации режима труда и отдыха водителей возложена на владельцев автобусов, автовокзалы, пассажирские автостанции, расположенные на маршрутах регулярных перевозок, органы Государственной автомобильной инспекции, Российской транспортной инспекции.

Пунктами 2.3.6, 2.6.2 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.03.1994 г. № 15, предусмотрено, что при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий владельцы лицензий обеспечивают надежность водительского состава за счет обеспечения условий для соблюдения установленных режимов труда и отдыха водителей; ведут учет рабочего времени водителей.

Исходя из предписаний пунктов 9, 11 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Министерства транспорта РФ от 20.08.2004 г. № 15, при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, а водителей, работающих на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.

В результате проверки выявлено, что 16.07.2008 г. водитель предпринимателя находился на линии сверх установленных законодательством приведенных выше норм.

Исходя из установленных судом обстоятельств, представленных сторонами документов, суд приходит к выводу о том, что предпринимателем, осуществляющим лицензируемый вид деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, не представлено доказательств тому, что им надлежащим образом исполнены организационно-распорядительные и административные функции, а именно: не представлено доказательств осуществления надлежащего контроля за соблюдением водителями расписания движения по маршруту № 2, доказательств организации контроля за соблюдением установленного режима работы водителей.

Таким образом, анализ исследованных судом доказательств с учетом требований действующего законодательства РФ свидетельствует об обоснованности требований заявителя о привлечении к административной ответственности предпринимателя за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Вопросы по определению вида и размера наказания отнесены к исключительной компетенции судьи, органа либо должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в рамках санкций, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за конкретные правонарушения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ обстоятельством, отягчающим административную ответственность, признается повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ.

Согласно статье 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

Повторность означает совершение одним и тем же лицом в течение года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному наказанию (т.е. в состоянии административной наказанности). Этот квалифицирующий признак служит обстоятельством, отягчающим ответственность, и влечет более строгое административное наказание.

При вынесении решения суд учитывает, что решением Арбитражного суда Амурской области от 04.04.2008 г. по делу № А04-631/08-9/41 предприниматель привлечен к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, то есть предприниматель в течение года подвергался административному наказанию за однородные правонарушения в области предпринимательской деятельности.

Оценив характер совершенного правонарушения, с учетом наличия отягчающего ответственность предпринимателя обстоятельства, суд считает необходимым назначить ему наказание в пределах санкции установленной ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 3 200 руб.

Руководствуясь ст.ст.167-170, 180, 206 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

требования удовлетворить.

Признать индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г.Мирный, Якутской АССР, зарегистрированного решением Межрайонной ИФНС России № 4 по Амурской области от 05.10.2006 г. за основным государственным регистрационным номером 306281527800010, с местом жительства по адресу – <...>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.

Назначить ему наказание в виде штрафа в размере 3 200 руб.

Штраф подлежит перечислению на расчетный счет УФК МФ РФ по Амурской области (ОФК 01 УГАДН по Амурской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта) ИНН <***> КПП 280101001 р/с <***> в ГРКЦ ГУ Банка России по Амурской области БИК 041012001 ОКАТО 10401000000 Код 10611690040040000140.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г.Хабаровск), либо в двухмесячный срок после вступления его в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (г.Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья О.Г. Голубь