Арбитражный суд Амурской области
675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163
тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48
Е-mail: info@amuras.arbitr.ru; http://www.amuras.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Благовещенск
Дело №
А04-5712/2010
« 25 » января 2011г.
Резолютивная часть решения объявлена 25 января 2011 г. Полный текст решения изготовлен 25 января 2011 г.
Арбитражный суд в составе судьи Чумакова Павла Анатольевича
при участии секретаря судебного заседания Кургунова Р.В.
рассмотрев в судебном заседании заявление Управления государственного автодорожного надзора по Амурской области
к
обществу с ограниченной ответственностью «Пассажирская транспортная компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о привлечении к административной ответственности
протокол вел: секретарь судебного заседания Кургунов Р.В.
при участии в заседании: от заявителя – ФИО1 по доверенности от 12.03.2010 паспорт; от ответчика – не явились, извещены,
установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Амурской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее по тексту – заявитель, УГАДН по Амурской области) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Пассажирская транспортная компания» (далее по тексту – ответчик, ООО «Пассажирская транспортная компания», Общество) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ).
В обоснование своих требований заявитель указал, что ООО «Пассажирская транспортная компания» при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автобусами по территории Российской Федерации нарушены лицензионные требования и условия, о чем 23.12.2010 составлен протокол об административном правонарушении № 7-лиц/Ц.
Представитель заявителя в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал в полном объеме. Указал, что срок для привлечения к административной ответственности не пропущен, процесс соблюден. Просил назначить Обществу наказание в пределах установленной санкции с учетом имеющегося отягчающего ответственность Общества обстоятельства – постановлением Благовещенского городского суда Амурской области от 13.01.2011 по делу № 5-863/10 директор ООО «Пассажирская транспортная компания» привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, то есть за однородное правонарушение в области предпринимательской деятельности.
Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом в порядке статьи 123 АПК РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 156, статьи 205 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью «Пассажирская транспортная компания» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц Межрайонной ИФНС России №1 по Амурской области за основным государственным регистрационным номером <***>, ИНН <***>. Имеет лицензию на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек АСС 28 010451 от 18.03.2010. Срок действия лицензии – до 18.03.2015.
В результате проведенного УГАДН по Амурской области административного расследования в отношении ООО «Пассажирская транспортная компания» составлен акт от 23.12.2010 №901-опр/Ц, протокол об административном правонарушении от 23.12.2010 №7-лиц/Ц, в которых зафиксированы выявленные нарушения лицензионных требований и условий при перевозке пассажиров по регулярному муниципальному маршруту «К», а именно:
1) 02.12.2010 на остановке «Детская городская больница» г. Благовещенска ООО «Пассажирская транспортная компания» допустило курение водителя ФИО2 в салоне автобуса ZHONGTONGLCK 6605DK - гос. номер АР 345 при осуществлении перевозок пассажиров по маршруту «К», т.е. не обеспечило надлежащее качество оказываемой услуги;
2) Обществом не осуществляется надлежащий контроль за соблюдением сроков и периодичности медицинских освидетельствований водителей (водитель ФИО3 прошел медицинское освидетельствование более 2 лет назад - 17.12.2008);
3) ведение путевой документации в ООО «Пассажирская транспортная компания» осуществляет директор ФИО4, который не имеет соответствующей квалификационной подготовки и не аттестован на должность диспетчера;
4) путевые листы оформляются с нарушениями требований приказа МТ РФ от 18.09.2008 № 152, не регистрируются в журнале регистрации путевых листов, показания одометра при заезде на постоянную стоянку не заверяются штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий уполномоченных лиц, назначаемых руководителями предприятия (в частности, путевые листы на водителей ФИО5 от 10.12.2010 и ФИО6 от 08.12.2010, ФИО2 от 02.12.2010):
5) не составляются ежемесячные графики работы (сменности) водителей на линии (не возможно определить время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы, время перерывов для отдыха и питания) и не доводятся под роспись до сведения водителей;
6) журнал инструктажей водителей на рабочем месте не пронумерован, не прошнурован и не скреплен печатью;
7) не ведётся учёт профессиональной деятельности водителей по прохождению медицинского освидетельствования, допускаемых нарушений Правил дорожного движения, повышения квалификации (отсутствуют личные карточки водителей).
В графе протокола «объяснение законного представителя юридического лица» имеется удостоверенная подписью директора ООО «Пассажирская транспортная компания» ФИО4 запись следующего содержания: «С изложенным в протоколе согласен».
Действиям Общества дана правовая оценка по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ – осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы заявителя, суд счел требования УГАДН по Амурской области подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» выполнение лицензиатом лицензионных требований и условий, установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Требование соблюдения лицензионных условий не влечет ограничения в осуществлении предпринимательской деятельности, поскольку государством посредством законов и иных нормативных правовых актов устанавливаются требования к лицензиату выполнять определенные условия, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения и пассажиров.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон о безопасности дорожного движения) обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов; лицензирования отдельных видов деятельности, осуществляемых на автомобильном транспорте, в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно части 4 статьи 24 Закона о безопасности дорожного движения участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
Положением о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637, к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом отнесено соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров (подпункты «б», «в» пункта 4).
В соответствии с пунктом 1 статьей 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
В силу пункта 4 статьей 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» периодичность обязательных медицинских освидетельствований, порядок их проведения, перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину Российской Федерации запрещается управлять транспортными средствами, а также порядок организации медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях устанавливаются федеральным законом.
Согласно пункту 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2, к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относится проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей.
Пунктом 3.3.1 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27 установлено, что организация обеспечивает прохождение водителями обязательного периодического медицинского освидетельствования в сроки, устанавливаемые Министерством здравоохранения Российской Федерации. В организации должен осуществляться контроль за соблюдением сроков прохождения периодических медицинских освидетельствований
В соответствии с пунктом 2.3.7 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 № 15 при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают надежность водительского состава за счет обеспечения своевременного прохождения водителями медицинского освидетельствования, контроля состояния водителей перед выездом на линию.
Работы по непосредственному управлению транспортными средствами отнесены к работам, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) (пункт 17 Приложения №2 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 16.08.2004 № 83).
Пунктом 3.3 Порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.08.2004 № 83 установлено, что частота проведения периодических медицинских осмотров (обследований) определяется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с работодателем исходя из конкретной санитарно-гигиенической и эпидемиологической ситуации, но периодические медицинские осмотры (обследования) должны проводиться не реже чем один раз в два года.
Обязанность прохождения аттестации руководителей организаций, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов закреплена Приказом Минтранса РФ, Минтруда РФ от 11.03.1994 № 13/11.
В соответствии с пунктом 17 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 собственники (владельцы) транспортных средств обязаны регистрировать оформленные путевые листы в журнале регистрации путевых листов.
Даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя (пункт 13 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов).
Согласно пункту 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15 графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Пунктом 10.13 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 12.05.2003 № 28 установлено, что журналы регистрации инструктажей на рабочем месте должны быть пронумерованы, прошнурованы, скреплены печатью и выдаваться руководителям подразделений под расписку.
В силу части 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:
организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;
соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;
создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;
анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;
организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения;
обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
В соответствии с пунктом 2.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27 основными требованиями к организации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, являются:
- закрепление обязанностей и возложение ответственности за обеспечение требований безопасности движения, предусмотренных настоящим Положением, за конкретными должностными лицами и работниками организации;
- регулярный контроль выполнения должностными лицами и работниками возложенных на них обязанностей по обеспечению безопасности движения со стороны руководителя организации или специально назначенных должностных лиц (служб) организации;
- назначение на должности исполнительных руководителей и специалистов организации лиц, прошедших специальную подготовку, подтвержденную соответствующими документами; прохождение лицами, занимающими должности, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, периодической аттестации на право занятия этих должностей;
- проведение служебного расследования, учета и анализа дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали транспортные средства организации, нарушений водителями и работниками организации установленных нормативными документами требований безопасности движения, выявление причин, способствующих их возникновению;
- ежегодное планирование мероприятий, направленных на реализацию требований настоящего документа, а также на устранение причин и условий дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали транспортные средства организации, нарушений Правил дорожного движения и других норм безопасности;
- оснащение необходимым оборудованием, приборами, помещением для осуществления деятельности по предупреждению дорожно - транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий;
- обеспечение необходимыми нормативно-правовыми документами, методическими и информационными материалами, наглядной агитацией для проведения мероприятий по безопасности движения.
Согласно пункту 3.4.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27 с целью повышения ответственности водителей за выполнение требований по безопасности дорожного движения организация:
- осуществляет контроль за соблюдением водителями Правил дорожного движения, трудовой дисциплины, Правил перевозок пассажиров (грузов), Правил технической эксплуатации подвижного состава, временем выхода и возвращения с линии, соблюдением расписаний движения, наличием и состоянием водительских удостоверений перед выпуском транспортных средств на линию;
- организует в соответствии с действующими нормативными документами учет и анализ дорожно-транспортных происшествий, совершенных водителями организации, нарушений водителями и работниками организации требований безопасности движения, выявленных как сотрудниками Государственной автомобильной инспекции, так и работниками организации;
- оперативно доводит до водителей сведения о причинах и обстоятельствах возникновения дорожно-транспортных происшествий, нарушений Правил дорожного движения и других норм безопасности движения водителями организации.
Нарушение ООО «Пассажирская транспортная компания» приведенных нормативных актов при осуществлении лицензируемого вида деятельности зафиксировано в протоколе об административном правонарушении 23.12.2010 №7-лиц/Ц, подтверждается актом проведения административного расследования от 23.12.2010 №901-опр/Ц, путевыми листами от 02.12.2010, от 08.12.2010, от 10.12.2010, медицинской справкой ФИО3, иными доказательствами, и не оспаривается ответчиком.
Анализ исследованных судом доказательств с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации свидетельствует об обоснованности требований заявителя о привлечении к административной ответственности ООО «Пассажирская транспортная компания».
Указанные нарушения являются нарушением лицензионных требований и условий, данные деяния необходимо квалифицировать по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, как осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии со статьей 4.1. КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
Санкция части 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Срок для привлечения к административной ответственности не истек. Процедура соблюдена.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ обстоятельством, отягчающим административную ответственность, признается повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ.
Согласно статьи 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.
Заявителем в качестве отягчающего ответственность Общества обстоятельства представлено постановление Благовещенского городского суда Амурской области от 13.01.2011 по делу № 5-863/10, которым директор ООО «Пассажирская транспортная компания» привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Судом постановление Благовещенского городского суда Амурской области от 13.01.2011 по делу № 5-863/10 не принято в качестве отягчающего ответственность Общества обстоятельства, так как данное постановление вынесено в отношении должностного лица и на момент принятия решения по настоящему делу постановление от 13.01.2011 по делу № 5-863/10 не вступило в законную силу.
Согласно статье 6 Федерального закона от 10.07.2001 № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака», в целях снижения вредного воздействия табачного дыма запрещается курение табака на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте. Нарушение положений статьи 6 влечет за собой привлечение к административной ответственности в соответствии с законодательством.
Часть 3 статьи 11.17. КоАП РФ предусматривает ответственность за курение в вагонах (в том числе в тамбурах) пригородного поезда, в не установленных для курения местах в поезде местного или дальнего сообщения, либо на судне морского или внутреннего водного транспорта, либо на воздушном судне при продолжительности полета менее трех часов.
Законодательством курение водителя в салоне автобуса не отнесено к нарушениям лицензионных требований и условий, в связи с чем, судом отклонен довод заявителя о нарушении Обществом лицензионных требований и условий, выразившихся в нарушении положений статьи 6 Федерального закона от 10.07.2001 № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака».
Оценив характер совершенного правонарушения, суд счел необходимым назначить наказание ООО «Пассажирская транспортная компания» в пределах санкции установленной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Государственная пошлина по данной категории дел не взыскивается.
Руководствуясь ст.ст. 167-171, 180, 206 АПК РФ, суд решил привлечь общество с ограниченной ответственностью «Пассажирская транспортная компания», зарегистрированное в Едином государственном реестре юридических лиц 11.02.2010 за основным государственным регистрационным номером <***>, ИНН <***>, находящееся по адресу: г. Благовещенск Амурской области, ул. 50 лет Октября, 71,1 к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Штраф подлежит перечислению на расчётный счёт УФК МФ РФ по Амурской области (ОФК 01 УГАДН по Амурской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта) ИНН <***> КПП 280101001 р/с <***> в ГРКЦ ГУ Банка России по Амурской области БИК 041012001 ОКАТО 10401000000 Код 10611690040040000140.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г.Хабаровск).
Судья П.А.Чумаков