ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-6801/09 от 27.10.2009 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

е-mail: info@amuras.arbitr.ru; http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Благовещенск

Дело №

А04-6801/2009

Резолютивная часть решения объявлена 27 октября 2009 года. Полный текст решения изготовлен 3 ноября 2009 года.

Арбитражный суд в составе председательствующего М.А. Басос,

судей Л.Л. Лодяной, В.Д. Пожарской

при участии помощника судьи А.С. Гавага

рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Мидина»

к

Администрации города Свободного

об оспаривании нормативных правовых актов органов местного самоуправления

3-и лица: -----

протокол вел: помощник судьи А.С. Гавага

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1, по доверенности от 14.08.2009, паспорт;

от ответчика: ФИО2, по доверенности от 11.01.2009 № 03, паспорт; ФИО3, по доверенности от 16.10.2009, паспорт.

установил:

В Арбитражный суд Амурской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Мидина» с заявлением к Администрации города Свободного о признании постановления Администрации города Свободного от 03.06.2009 № 756 с учетом изменений, внесенных постановлением Администрации города Свободного от 20.08.2009 № 1212, в части резервирования земельного участка с кадастровым номером 28:05:010620:0002 в составе кадастрового квартала 28:05:010620 (<...>) для муниципальных нужд под парковую зону, недействующим, как не соответствующего статье 49 Земельного кодекса Российской Федерации и Положению о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденному Правительством Российской Федерации от 22.07.2008 № 561 (с учетом принятых судом уточнений).

В обоснование заявленных требований общество указало, что является собственником объектов недвижимого имущества (склада и магазина), расположенных по адресу: <...>, на земельном участке площадью 3755,83 кв. м. с кадастровым номером 28:05:010620:0002, квартал 16-А, находящемся в пользовании общества на основании договора аренды от 28.11.2003 № 336. В ответ на заявление ООО «Мидина» от 13.01.2009 письмом от 11.02.2009 № 154 Администрация г.Свободного отказала обществу в реализации права на приобретение вышеуказанного земельного участка, указав, что запрашиваемый земельный участок отнесен к территории зеленых насаждений общего пользования, ограничен в обороте в соответствии с пунктом 5.13 статьи 27 Земельного кодекса РФ, в связи с чем предоставление его в собственность не допус­кается. Постановлением Администрации г.Сво­бодного от 03.06.2009 № 756 спорный земельный участок зарезер­вирован для муниципальных нужд (под реконструкцию существующего городского парка культуры и отдыха). По мнению общества, отказ Администрации г.Свободного в реализации права выкупа запрашиваемого земельного участка и оспариваемое постановление в части резервирования указанного участка не основаны на нормах действующего законодательства и нарушают пра­ва общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку повлекли отказ в приватизации земельного участка под принадлежащей обществу недвижимостью. В соответствии с Положением о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденным Правительством РФ от 22.07.2008 № 561, решение о резервировании земель принимается в соответствии с документами тер­риториального планирования и должно содержать, в том числе реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель. В нарушение указанного порядка Постановление администрации города Свободного от 03.06.2009 № 756 не содержит ссылки на документы, предусмотренные уста­новленным порядком.

Представитель заявителя в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований с учетом их уточнения настаивал.

Представитель Администрации г.Свободного в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился. Указал, что согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд относится к вопросам местного значения городского округа. В соответствии с решением Свободненского городского Совета народных депутатов от 01.03.2007 № 30 «Об утверждении положения о резервировании земельных участков для муниципальных нужд на территории города Свободного Амурской области» принятие решения о резервировании и само резервирование земельных участков для муниципальных нужд на территории города осуществляется администрацией города на основании заключения постоянной межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов о резервировании и изъятии земельных участков для муниципальных нужд (часть 3.1) по согласованию с городским советом народных депутатов (часть 4.1) на основании утвержденной градостроительной документации. В соответствии с пунктом 1 статьи 18, пунктом 1 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ на территории города действует генеральный план города Свободного, утвержденный Свободненским городским Советом народных депутатов 25.07.1990. Согласно генеральному плану зарезервированный земельный участок имеет вид разрешенного использования – зеленые насаждения общего пользования, к которым относится, в том числе, и городской парк культуры и отдыха. Распоряжением администрации от 21.05.2007 № 431 (с изменениями от 30.03.2009) создана межведомственная комиссия по резервированию земельных участков для муниципальных нужд. На заседании комиссии принято решение осуществить резервирование спорного земельного участка для муниципальных нужд под парковую зону (городской парк культуры и отдыха с проведением его реконструкции). Согласно действующему законодательству срок резервирования составляет 7 лет (протокол от 31.03.2009). На заседание комиссии письмом от 26.02.2009 № 35 были приглашены собственники, землепользователи, арендаторы земельного участка. Постановлением Свободненского городского Совета народных депутатов от 25.12.2008 № 200 «О проекте решения «О городском бюджете на 2009 год» предусмотрены бюджетные ассигнования отделу культуры на реконструкцию городского парка. Постановлением Свободненского городского Совета народных депутатов от 07.05.2009 № 51 согласовано резервирование спорного земельного участка. Постановлением администрации от 03.06.2009 № 756 (с изменениями от 21.08.2009 № 1212) земельный участок зарезервирован под парковую зону. Данные постановления опубликованы в газете «Зейские огни» от 11.06.2009 № 66, от 04.09.2009 № 109. Представитель ответчика пояснил, что спорный земельный участок находится на территории городского парка культуры и отдыха. Дополнительно ответчик указал, что основным документом территориального планирования, определяющим градостроительное развитие территории, является генеральный план города, в котором спорная территория предусмотрена под расширение существующего парка с выполнением его реконструкции, что явилось основанием для принятия решения о резервировании квартала № 16-А. Генеральный план функционально разделен на зоны, с учетом которых формируются территориальные зоны, для которых определены границы и назначение, в соответствии с ними предусмотрено развитие системы зеленых насаждений, разрешенное использование квартала № 16-А – зеленые насаждения общего пользования. В результате градостроительного зонирования генпланом предусмотрено отнесение данного квартала к землям рекреационного назначения (рекреация – восстановление здоровья сил, трудоспособности путем отдыха вне жилища), на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению. На основании изложенного, представитель администрации просил в удовлетворении требований отказать.

Исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью «Мидина» (сокращенное наименование ООО «Мидина») зарегистрировано Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области 18.07.2002 за основным государственным регистрационным номером 1022800507278.

На основании Постановления Главы администрации города Свободного от 28.11.2003 № 1495 администрация города Свободного и ООО «Мидина» заключили договор от 28.11.2003 № 336, предметом которого является аренда земельного участка площадью 3755,83 кв.м. из земель поселений с кадастровым номером 28:05:010620:0002, квартал 16А, находящегося по адресу: <...>, для использования в целях эксплуатации вещевого рынка.

Общество 13.01.2009 обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении под магазин, склад земельного участка площадью 3755,83 кв.м., расположенного в квартале 16А по адресу: <...>, в собственность за плату. Магазин и склад, расположенные в квартале 16-А по адресу: <...>, принадлежат ООО «Мидина» на праве собственности на основании свидетельств от 12.12.2008 № 28 АА 270013, от 12.12.2008 № 28 АА 270014.

Администрация города Свободного в письме от 11.02.2009 № 154 указала, что земельный участок площадью 3788,83 кв.м., расположенный в квартале № 16А по адресу: <...>, кадастровый номер 28:05:010620:0002, разрешенное использование – для вещевого рынка, отнесен к территории зеленых насаждений общего пользования, данный земельный участок ограничен в обороте в соответствии с пунктом 5.13 статьи 27 Земельного кодекса РФ. Предоставление вышеуказанного земельного участка в собственность не допускается.

Согласно генеральному плану города Свободного, утвержденному Свободненским городским Советом народных депутатов 25.07.1990, земельный участок, расположенный в квартале № 16А города Свободного, имеет вид разрешенного использования – зеленые насаждения общего пользования, к которым относится, в том числе, и городской парк культуры и отдыха площадью 8 га.

Уведомлением от 26.02.2009 № 35 ООО «Медина» в числе других собственников, землевладельцев и землепользователей было приглашено на заседание постоянной межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов о резервировании и изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд по вопросу резервирования земельного участка в квартале № 16-А под реконструкцию существующего городского парка культуры и отдыха.

В соответствии с протоколом от 31.03.2009 на заседании постоянной межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов о резервировании и изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд было принято решение о резервировании земельного участка в квартале № 16-А для муниципальных нужд под парковую зону.

Постановлением от 07.05.2009 № 51 Свободненский городской Совет народных депутатов Амурской области согласовал резервирование для муниципальных нужд земельного участка, расположенного по адресу: <...> под парковую зону (городской парк культуры и отдыха с проведением его реконструкции), площадью 79105 кв.м., сроком на 7 лет, категории земель – земли населенных пунктов.

Постановлением Администрации города Свободного от 03.06.2009 № 756, опубликованным в газете «Зейские огни» от 11.06.2009 № 66, для муниципальных нужд зарезервирован земельный участок, расположенный по адресу: <...> под парковую зону (городской парк культуры и отдыха с проведением его реконструкции), площадью 79105 кв.м., сроком на 7 лет, категории земель – земли населенных пунктов. В постановлении указано, что в границах земельного участка кадастрового квартала 28:05:010620 расположены земельные участки с кадастровыми номерами: 28:05:010620:0002; 28:05:010620:0005; 28:05:010620:0006.

Постановлением Администрации города Свободного от 21.08.2009 № 1212 (опубликовано в газете «Зейские огни» от 04.09.2009 № 109) в постановление от 03.06.2009 № 756 внесены изменения, уточнены наименования собственников, землепользователей, арендаторов, поименованных в постановлении, земельных участков, расположенных в границах земельного участка кадастрового квартала 28:05:010620, в частности, уточнено, что земельный участок с кадастровым номером 28:05:010620:0002 находится в аренде у ООО «Мидина».

Не согласившись с нормативным правовым актом – Постановлением Администрации города Свободного от 03.06.2009 № 756 с учетом изменений, внесенных Постановлением Администрации города Свободного от 21.08.2009 № 1212, в части резервирования земельного участка с кадастровым номером 28:05:010620:0002 в составе кадастрового квартала 28:05:010620 (<...>) для муниципальных нужд под парковую зону, ООО «Мидина» обратилось в арбитражный суд.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства и доводы сторон, суд пришел к выводу о состоятельности заявленных требований по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

Частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

Оспариваемое заявителем постановление Администрации города Свободного отвечает приведенным выше критериям нормативного правового акта, поскольку действие данного акта не носит индивидуального характера, распространяется на неопределенный круг лиц, рассчитано на неоднократное применение.

Таким образом, заявленные ООО «Мидина» требования подлежат рассмотрению по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с Уставом города Свободного Амурской области город Свободный является городским поселением, наделенным статусом городского округа.

Согласно подпункту 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.

Статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно статьям 28, 32 Устава города Свободного Амурской области, администрация города Свободного является органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции, в том числе обладающим полномочиями по изъятию земельных участков для муниципальных нужд.

Учитывая изложенное, принимая оспариваемый нормативный правовой акт, администрация города Свободного действовала в пределах своих полномочий.

Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в статье 7 установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 47 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Согласно статье 40 Устава города Свободного Амурской области глава города в пределах своих полномочий издает постановления администрации города по вопросам местного значения, постановления администрации вступают в силу со дня их принятия, если иное не установлено законом, постановления администрации города, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования.

Оспариваемое постановление Администрации города Свободного от 03.06.2009 № 756 опубликовано в газете «Зейские огни» от 11.06.2009 № 66, постановление Администрации города Свободного от 21.08.2009 № 1212, в редакции которого оспаривается постановление от 03.06.2009 № 756, опубликовано в газете «Зейские огни» от 04.09.2009 № 109.

Таким образом, порядок доведения оспариваемого нормативного правового акта до неопределенного круга лиц соблюден.

Суд, исследовав материалы дела и доводы лиц, участвующих в деле, пришел к выводу о том, что оспариваемый нормативный акт не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Как следует из материалов дела, основанием для принятия оспариваемого постановления послужила намеченная реконструкция городского парка культуры и отдыха города Свободного.

В соответствии со статьей 9 Земельного кодекса Российской Федерации установление порядка резервирования земель, изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд, отнесено к полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений.

Статьей 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации установлены нормы, регулирующие резервирование земель для государственных и муниципальных нужд.

В силу статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель для муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 названного Кодекса, а земель, находящихся в муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов.

Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения муниципальных нужд территорий.

Земли для муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет. Допускается резервирование земель, находящихся в муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства автомобильных дорог, железных дорог и других линейных объектов на срок до двадцати лет.

Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.

Порядок резервирования земель для государственных и муниципальных нужд установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 561, утвердившим Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд. В соответствии с данным Положением решение о резервировании земель для муниципальных нужд принимается уполномоченным органом местного самоуправления.

Решение о резервировании земель принимается в соответствии со следующими документами:

а) документы территориального планирования. При наличии документации по планировке территории решение о резервировании земель принимается в соответствии с такой документацией;

б) решения об утверждении границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения;

в) государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, утвержденные в установленном порядке.

Решением Свободненского городского Совета народных депутатов от 01.03.2007 № 30 утверждено Положение о резервировании земельных участков для муниципальных нужд на территории города Свободного Амурской области. Приведенным Положением предусмотрены основания резервирования земельных участков, порядок рассмотрения ходатайств о резервировании земельных участков. Резервирование земельных участков на землях города Свободного может осуществляться в случаях, предусмотренных документами территориального планирования развития территории города, размещения и реконструкции объектов капитального строительства местного значения, в том числе: объектов электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения; автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений местного значения; иных объектов, размещение которых необходимо для выполнения администрацией города полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами области.

В силу статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации использование земель поселений осуществляется в соответствии с градостроительной документацией, с учетом обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования, обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности.

Таким образом, решение о резервировании земельного участка для муниципальных нужд не может быть произвольным.

В силу статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.

В соответствии со статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры.

Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.

Согласно статье 43 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, установленных проектами планировки территорий.

Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа.

Статьей 44 Градостроительного кодекса РФ установлено, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.

Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.

Статьей 45 Градостроительного кодекса РФ определено, что органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения, генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.

Особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения, органа местного самоуправления городского округа, устанавливаются статьей 46 настоящего Кодекса.

Согласно частям 1 - 3, 5 - 9, 13 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории и подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".

Со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории.

Проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.

Порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.

При проведении публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории всем заинтересованным лицам должны быть обеспечены равные возможности для выражения своего мнения.

Участники публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта планировки территории или проекта межевания территории, для включения их в протокол публичных слушаний.

Решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом протокола и заключения принимает глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа.

Из вышеприведенных норм следует, что решение о резервировании земель принимается в соответствии с документами территориального планирования, состав и порядок утверждения которых регламентирован. Документы территориального планирования в виде проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков подготавливаются на основании генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.

При этом суд учитывает положения статьи 3.1 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», в соответствии с которыми до утверждения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке документов территориального планирования, но не позднее 1 января 2010 года в целях резервирования земель для муниципальных нужд границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения утверждаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 65 и части 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.

Документов, подтверждающих запланированную реконструкцию парка на спорном земельном участке на основании утвержденной в установленном порядке градостроительной документации (документов территориального планирования) и обосновывающих правомерность резервирования земельного участка, на котором располагаются объекты недвижимости, принадлежащие ООО «Мидина», для муниципальных нужд по основаниям, предусмотренным статьями 49, 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, ответчик суду не представил.

Ответчиком не представлено и доказательств соответствующего утверждения границ зон планируемого размещения объекта капитального строительства местного значения.

Вместе с тем, ответчик полагает, что основным документом территориального планирования, определяющим градостроительное развитие территории, является генеральный план города, который явился основанием для принятия решения о резервировании квартала № 16-А города Свободного.

Генеральный план города Свободного утвержден решением Свободненского городского Совета народных депутатов от 25.07.1990.

Статьей 18 Градостроительного кодекса РФ определено, что документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.

В соответствии с ч.3 ст.23 Градостроительного кодекса РФ генеральные планы городских округов включают в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, в том числе: иных объектов, размещение которых необходимо для осуществления полномочий органов местного самоуправления поселения, органов местного самоуправления городского округа.

Согласно ч.6 ст.23 Градостроительного кодекса РФ на картах (схемах), содержащихся в генеральных планах, отображаются, в частности, границы земельных участков, которые предоставлены для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения либо на которых размещены объекты капитального строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, а также границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.

Частями 1, 3 статьи 44 Градостроительного кодекса РФ установлено, что в составе градостроительного плана земельного участка указываются границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.

Из представленного в материалы дела генерального плана, проекта детальной планировки северной части центрального района города Свободного (выкопировки) видно, что земельный участок с кадастровым номером 28:05:010620:0002 в составе кадастрового квартала 28:05:010620 не обозначен как зона планируемого размещения (реконструкции) объекта капитального строительства местного значения (парка) для муниципальных нужд. Данный участок обозначен, как территория с разрешенным использованием – зеленые насаждения общего пользования. В описательной части генерального плана городской парк культуры и отдыха площадью 8 га. также отнесен к имеющимся в городе зеленым насаждениям.

В материалах дела не имеется проектной документации на реконструкцию городского парка культуры и отдыха города Свободного.

Более того, в соответствии с требованиями части 1 статьи 47 Градостроительного кодекса РФ для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства выполняются инженерные изыскания. Не допускаются подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий.

Постановлением Правительства РФ от 19.01.2006 № 20 утверждено Положение о выполнении инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, которое устанавливает порядок выполнения инженерных изысканий для изучения природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и расположенных на них земельных участков, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также для формирования государственного фонда материалов и данных инженерных изысканий и информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.

Пунктами 4, 6 Положения предусмотрено, что основанием для выполнения инженерных изысканий является заключаемый в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации договор между заказчиком (застройщиком) и исполнителем, к которому прилагаются техническое задание и программа выполнения инженерных изысканий. Материалы и результаты инженерных изысканий оформляются в виде отчетной документации о выполнении инженерных изысканий, состоящей из текстовой и графической частей, а также приложений к ней (в текстовой, графической, цифровой и иных формах).

Между тем, администрацией не представлено доказательств, подтверждающих выполнение соответствующих инженерных изысканий при подготовке к реконструкции городского парка культуры и отдыха.

Учитывая изложенное, решение о резервировании для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером 28:05:010620:0002 в составе кадастрового квартала 28:05:010620, расположенного по адресу: <...> под парковую зону (городской парк культуры и отдыха с проведением его реконструкции), принято в нарушение статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 561 без должных на то правовых оснований.

Учитывая изложенное, заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей, понесенные ООО «Мидина» (платежное поручение от 04.08.2009 № 49), подлежат взысканию с ответчика в пользу заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Требования удовлетворить.

Постановление Администрации города Свободного от 03.06.2009 № 756 «О резервировании земельного участка, расположенного по адресу: <...>» с учетом изменений, внесенных постановлением Администрации города Свободного от 20.08.2009 № 1212 «О внесении изменений в постановление администрации города от 03.06.2009 № 756» в части резервирования земельного участка с кадастровым номером 28:05:010620:0002 в составе кадастрового квартала 28:05:010620, расположенного по адресу: <...> для муниципальных нужд под парковую зону (городской парк культуры и отдыха с проведением его реконструкции), признать не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации и Положению о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 561, и недействующим.

Взыскать с Администрации города Свободного, с местом нахождения по адресу: <...> Октября, 14, в пользу общества с ограниченной ответственностью «Мидина», с местом нахождения по адресу: <...>, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей.

Решение вступает в законную силу с момента его принятия.

Решение может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа (г. Хабаровск) в течение месяца со дня вступления в законную силу через Арбитражный суд Амурской области.

Председательствующий М.А. Басос

Судьи В. Д. Пожарская

Л. Л. Лодяная