ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-7377/2011 от 29.11.2011 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

е-mail: amuras.info@arbitr.ru; http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Благовещенск

Дело №

А04-7377/2011

« 30 » ноября 2011 г.

Резолютивная часть решения объявлена 29 ноября 2011 г. Полный текст решения изготовлен 30 ноября 2011 г.

Арбитражный суд в составе судьи Чумакова Павла Анатольевича

при участии секретаря судебного заседания Кургунова Р.В.

рассмотрев в судебном заседании заявление Управления государственного автодорожного надзора по Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к

индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о привлечении к административной ответственности

протокол вел: секретарь судебного заседания Кургунов Р.В.

при участии в заседании: лица участвующие в деле не явились, извещены,

установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Амурской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее по тексту – заявитель, УГАДН по Амурской области) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее по тексту – ответчик, ИП ФИО1, предприниматель) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ).

В обоснование своих требований заявитель указал, что предпринимателем при осуществлении предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров автобусом по территории Российской Федерации нарушены лицензионные требования и условия, о чем 27.10.2011 составлен протокол об административном правонарушении № 778-лиц/Ц.

Представители сторон в предварительное судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ).

Заявитель в качестве отягчающего ответственность предпринимателя обстоятельства представил решение Арбитражного суда Амурской области от 01.11.2011 по делу № А04-6228/2011, которым предприниматель привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, то есть за однородное правонарушение в области предпринимательской деятельности.

Ответчик в письменном отзыве, указал на признание заявленных требований в полном объеме, с нарушениями, изложенными в протоколе об административном правонарушении № 778-лиц/Ц, согласился, вину признал. Не возражал против перехода из предварительного судебного заседания непосредственно к судебному разбирательству. Просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Судом ходатайство ответчика удовлетворено.

В соответствии с пунктом 4 статьи 137 АПК РФ, суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.

В соответствии с частью 3 статьи 156, статьи 205 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.

ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 22.08.2000 администрацией г. Благовещенска Амурской области, ОГРН <***>, ИНН <***>. Имеет лицензию на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек АСС 28 009070 от 01.03.2002. Срок действия лицензии – до 01.03.2012.

На основании поступившей из УГИБДД информации о ДТП при перевозке пассажиров автобусом ГАЗ-322132 гос.номер АР370, принадлежащего ФИО1 заявителем проведено административное расследование в отношении предпринимателя.

В результате административного расследования составлен акт от 27.10.2011 №811-опр/Ц, протокол об административном правонарушении от 27.10.2011 №778-лиц/Ц в которых зафиксированы выявленные нарушения лицензионных требований и условий при перевозке пассажиров, а именно:

1) Предприниматель не обеспечил достаточный контроль за соблюдением водителями Правил дорожного движения - 15.10.2011 в 08 час 33 мин в <...> водитель ФИО2, работающий по найму у ИП ФИО1, совершил ДТП в результате которого по­лучили травмы 2 человека.

2) Водитель ФИО2, совершивший по своей вине ДТП, не был
 направлен на дополнительную стажировку в объеме 8 час. и допущен к дальнейшей работе.

3) По факту ДТП, произошедшего 15.10.2011 с участием водителя ФИО2 на автобусе ГАЗ-322132 гос. номер АР370 не проведено слу­жебное расследование (акт служебного расследования у ИП ФИО1
 отсутствует).

4) Не организован и не проведен со всеми водителями внеплановый инструктаж, по факту ДТП, произошедшего 15.10.2011 по вине водителя
 ФИО2

5)  У ИП ФИО1 отсутству­ет должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности до­рожного движения, прошедшее в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.

В графе протокола «объяснение и замечания физического лица» имеется запись следующего содержания: «с нарушениями согласен». Запись удостоверена подписью предпринимателя.

Действиям предпринимателя дана правовая оценка по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ – осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Изучив материалы дела об административном правонарушении, суд счел требования Управления государственного автодорожного надзора по Амурской области подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

В соответствии с предписаниями статьи 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов.

Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» выполнение лицензиатом лицензионных требований и условий, установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Требование соблюдения лицензионных условий не влечет ограничения в осуществлении предпринимательской деятельности, поскольку государством посредством законов и иных нормативных правовых актов устанавливаются требования к лицензиату выполнять определенные условия, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения и пассажиров.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту – Закон о безопасности дорожного движения) обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов; лицензирования отдельных видов деятельности, осуществляемых на автомобильном транспорте, в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно части 4 статьи 24 Закона о безопасности дорожного движения участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.

Положением о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637, к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом отнесено соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров; наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.

В силу пункта 111 приказа Минавтотранса РСФСР от 09.12.1970 № 19 «Об утверждении Правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта», старший инженер (инженер) по безопасности движения автотранспортного предприятия (организации) руководствуется в своей работе действующими нормативными актами по предупреждению, расследованию и учету дорожно - транспортных происшествий. Основные направления деятельности старшего инженера (инженера) по безопасности движения должны включать: разработку и контроль выполнения плана мероприятий по предупреждению дорожно - транспортных происшествий, предусматривающих обеспечение необходимых дорожных условий и условий движения на маршрутах перевозок, надлежащего технического состояния выпускаемого на линию подвижного состава, повышение квалификации и воспитание шоферов и других работников предприятий (организации), деятельность которых связана с безопасностью движения подвижного состава; участие в проведении служебного расследования и разбора дорожно - транспортных происшествий; учет дорожно - транспортных происшествий и нарушений шоферами автотранспортного предприятия (организации) правил движения, анализ данных учета и выявление основных причин дорожно - транспортных происшествий.

В соответствии с пунктом 2.12 «РД-200-РСФСР-12-0071-86-12. Руководящий документ. Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей», утвержденного Минавтотрансом РСФСР 20.01.1986, в первую очередь к обучению по программе НИИАТ привлекать всех водителей, вновь принятых на работу в предприятие (в счет времени, отведенного на их стажировку); водителей, совершивших дорожно-транспортное происшествие, привлекать к обучению дополнительно. После отпуска или месячного перерыва в работе по другим причинам водители обязаны сдать тестовые контрольные нормативы для получения зачета; сдача зачета оформляется протоколом.

Согласно пункту 6.10 указанного положения, водители, совершившие по своей вине дорожно-транспортное происшествие, направляются на стажировку в течение 8 часов и последующую сдачу тестовых экзаменов. При повторной ДТП водитель направляется на дополнительные занятия по 40-часовой программе и последующую стажировку в течение 20 часов на маршрутах.

Пунктом 1.4 Положения о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий, утвержденного приказом Минавтотранса РСФСР от 26.04.1990 № 49 установлено, что служебное расследование проводится руководителем автотранспортного предприятия (организации) - всех дорожно - транспортных происшествий с транспортом, принадлежащим предприятию, в срок до 5 суток.

В соответствии с пунктом 10.11 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденных постановление Минтруда РФ от 12.05.2003 № 28 внеплановый инструктаж проводится при нарушении работником требований безопасности труда, которое может привести или привело к травме, аварии, взрыву или пожару, отравлению.

Подпунктом «г» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637, к лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров отнесено наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.

Нарушение ИП ФИО1 приведенных выше нормативных актов при осуществлении лицензируемого вида деятельности зафиксировано в протоколе об административном правонарушении от 27.11.2011 №778-лиц/Ц, подтверждается актом проведения административного расследования от 27.10.2011 №811-опр/Ц, путевыми листами, журналом регистрации инструктажей, иными доказательствами и не оспаривается ответчиком.

Анализ исследованных судом доказательств с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации свидетельствует об обоснованности требований заявителя о привлечении к административной ответственности ИП ФИО1

Указанные нарушения являются нарушением лицензионных требований и условий, данные деяния необходимо квалифицировать по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, как осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Примечанием к статье 2.4 КоАП РФ установлено, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.

В соответствии со статьей 4.1. КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

Санкция части 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

Срок для привлечения к административной ответственности не истек. Процедура соблюдена.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ обстоятельством, отягчающим административную ответственность, признается повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ.

Согласно статье 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

При вынесении решения судом учтено, что решением Арбитражного суда Амурской области от 01.11.2011 по делу № А04-6228/2011 предприниматель привлекался к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Данное обстоятельство суд признает отягчающим ответственность предпринимателя. Доказательств наличия смягчающих ответственность предпринимателя обстоятельств суду не представлено.

Оценив характер совершенного правонарушения, суд счел необходимым назначить наказание предпринимателю в пределах санкции установленной части 3 стать 14.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 3 200 руб.

Государственная пошлина по данной категории дел не взыскивается.

Руководствуясь ст.ст. 167-171, 180, 206 АПК РФ, суд решил привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: с. Маслиха Гурьевского раойна Кемеровской области, проживающего по адресу: <...>, зарегистрированного в качестве предпринимателя 22.08.2000, к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 3 200 руб.

Штраф подлежит перечислению на расчётный счёт УФК МФ РФ по Амурской области (ОФК 01 УГАДН по Амурской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта) ИНН <***> КПП 280101001 р/с <***> в ГРКЦ ГУ Банка России по Амурской области БИК 041012001 ОКАТО 10401000000 Код 10611690040040000140.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия. Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г.Хабаровск).

Судья П.А.Чумаков