Арбитражный суд Амурской области
675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163
тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48
http://www.amuras.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Благовещенск
Дело №
А04-7689/2014
24 декабря 2014 года
Арбитражный суд Амурской области в составе судьи И.А. Москаленко,
рассмотрев в порядке упрощенного производства заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций по Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к
открытому акционерному обществу «Мобильные ТелеСистемы» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Управление федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Амурской области (далее по тексту – заявитель, Роскомнадзор) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о привлечении открытого акционерного общества «Мобильные ТелеСистемы» (далее - ответчик, общество, ОАО «МТС») к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Требования обоснованы тем, что по результатам рассмотрения жалобы о не предоставлении услуг связи на номере телефона, установлены нарушения ОАО «МТС» лицензионных требований и условий в части некачественного предоставления услуг телефонной связи, о чем составлен протокол об административном правонарушении от 27.10.2014 № 739.
Определением от 30.10.2014 на основании пункта 1 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства. Согласно части 5 статьи 228 АПК РФ рассмотрено дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи, по имеющимся в деле доказательствам.
Стороны уведомлены о принятии искового заявления и о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства в соответствии с требованиями статьи 123 АПК РФ.
Заявитель представил материалы административного дела в оригинале, ходатайствовал после вступления решения в силу направить оригиналы административного дела в Роскомнадзор. Представил скриншот документооборота.
Ответчик в письменных возражениях от 02.11.2014 указал на несогласие с требованиями заявителя. Считает привлечение к административной ответственности незаконным и необоснованным в связи с отсутствием вины ОАО «МТС», прерывание связи абоненту произошло в связи с техническим сбоем. Просил отказать в удовлетворении заявлении.
Исследовав материалы дела и представленные сторонами доказательства, суд установил следующие обстоятельства.
ОАО «МТС» зарегистрировано в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером <***>, ИНН <***>. Имеет лицензию на оказание услуг радиотелефонной связи от 25.07.2012 № 101247, сроком действия до 25.07.2022.
По рассмотрению поступившего обращения гражданина ФИО1 от 01.10.2014 (вх. № 02-05-143/28) об отключении от услуг связи оператором ОАО «МТС», Роскомнадзором исследованы данные, зафиксированные в автоматической системе расчетов оператора связи по оказанным услугам абоненту и установлено, что в нарушение пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 «О связи» (далее – Закон «О связи»), пункта 7 постановления Правительства РФ от 25.05.2005 № 328 «Об утверждении Правил оказания услуг подвижной связи» (далее – Правила № 328), пункта 5 лицензии № 101247 на услуги подвижной радиотелефонной связи, с 25.09.2014 по 06.10.2014 произошло прерывание услуг связи абоненту ФИО1.
Уведомлением с копией приказа от 03.10.2014 № 245-нд (вручено 03.10.2014) ОАО «МТС» извещено о проведении в период с 03.10.2014 по 24.10.2014 внеплановой документарной проверки на предмет соблюдения лицензионных требований и условий при оказании услуг связи.
В ходе проведенной в присутствии ФИО2 (ведущий юрисконсульт ОАО «МТС» по доверенности от 01.06.212 № 0074/12) внеплановой документарной проверки установлено, что оказание услуг связи ФИО1 осуществляется ОАО «МТС» на основании договора с выделенным абонентским номером <***> (тарифный план «Супер Ноль 2010»). Услуги телефонной связи предоставляются с использованием стандарта GSM 900/1800, UMTS, LTE. В Центре обработки обращений от абонента зарегистрирована заявка от 18.08.2014 о неправомерном списании денежных средств на номере телефона <***>; абоненту в период с 25.09.2014 по 06.10.2014 не оказываются услуги телефонной связи.
Согласно ответу оператора связи ОАО «МТС» от 15.10.2014 № ДВ02/КИ-Б/1и, направленному в Роскомнадзор, прерывание услуг связи абоненту ФИО1 связанно с необоснованным (ошибочным) списанием денежных средств со счета абонента. Абонентом была подключена опция «БИТ+Мобильное ТВ», которая предоставляет безлимитный по объему трафика доступ в Интернет без ограничения скорости в пределах 50 Мб в сутки. При превышении суточной квоты трафика 50 Мб скорость доступа в Интернет снижается до 64 Кбит/с до конца текущих суток. По абонентскому номеру <***>, в связи с техническим сбоем, в период с 30.07.2014 по 12.08.2014 тарификация осуществлялась без применения оптимизирующей опции «БИТ+Мобильное ТВ», в результате чего произошло списание денежных средств за GPRS-трафик на общую сумму 4512,21 рублей. В связи с тем, что в рамках тарифного плана «Супер Ноль 2010» с подключенной опцией «БИТ+Мобильное ТВ» предоставляется безлимитный по объему трафика доступ в Интернет, по лицевому счету абонентского номера <***>, принадлежащего ФИО1, была проведена корректировка на сумму 4512,21 рублей. Денежные средства поступили на лицевой счет 06.10.2014. Информация об иных видах оказанных абоненту в запрашиваемый период времени услугах подвижной связи содержится в прилагаемых к настоящему ответу счетах за август, сентябрь 2014 и в детализированном отчете по балансу за период с 01.10.2014 по 13.10.2014. Приложена детализация за период с 01.08.2014 по 13.10.2014. Указано, что информация, содержащаяся в ответе и прилагаемых документах, является коммерческой тайной ОАО «МТС».
06.10.2014 ФИО1 направлен письменный ответ (согласно реестру от 09.10.2014 по адресу: <...>) о корректировке лицевого счета на необоснованно списанную сумму.
Таким образом, на основании ответа от 15.10.2014 № ДВ02/КИ-Б/1и ОАО «МТС» признает необоснованное списание денежных средств со счета абонента № 228380521068/3511407139 и как следствие необоснованное отключение абонента от сети связи, не оказание услуги связи в соответствии с условиями договора.
Телеграммой от 15.10.2014 в адрес ОАО «МТС» направлено уведомление, указано о необходимости явиться законному представителю предприятия 27.10.2014 для составления протокола об административном правонарушении (вручена секретарю Казаковой 15.10.2014).
По результатам проверки составлен акт от 24.10.2014 № А-101247-03/0181, в приложении № 1 к которому отражены установленные проверкой нарушения ОАО «МТС» лицензионных требований и условий в части некачественного предоставления услуг телефонной связи абоненту (акт вручен ФИО2 27.10.2014 под роспись).
По факту выявленных нарушений в присутствии законного представителя ОАО «МТС» ФИО2, Роскомнадзором составлен протокол об административном правонарушении от 27.10.2014 № 739, действия квалифицированы по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд считает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
На основании подпункта 36 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ) оказание услуг связи подлежит лицензированию.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона № 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи устанавливает Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее - Федеральный закон «О связи»), пунктом 1 статьи 29 которого предусмотрено, что деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи, осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О связи» услугой связи признается деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений.
В силу частью 1 статьи 46 Федерального закона «О связи» оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи; руководствоваться при проектировании, построении, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации сетей связи нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области связи, осуществлять построение сетей связи с учетом требований обеспечения устойчивости и безопасности их функционирования, а также требований, предусмотренных пунктом 2 статьи 64 настоящего Федерального закона. Связанные с этим расходы, а также расходы на создание и эксплуатацию систем управления своих сетей связи и их взаимодействие с единой сетью электросвязи Российской Федерации несут операторы связи; соблюдать требования, касающиеся организационно-технического взаимодействия с другими сетями связи, пропуска трафика и его маршрутизации и устанавливаемые федеральным органом исполнительной власти в области связи, а также требования к ведению взаиморасчетов и обязательным платежам; представлять статистическую отчетность по форме и в порядке, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; предоставлять по запросам федерального органа исполнительной власти в области связи для реализации его полномочий информацию, в том числе о техническом состоянии, перспективах развития сетей связи и средств связи, об условиях оказания услуг связи, услуг присоединения и услуг по пропуску трафика, о применяемых тарифах и расчетных таксах, по форме и в порядке, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; прекратить оказание услуг по пропуску по своей сети трафика, содержащего осуществляемую с нарушением требований настоящего Федерального закона рассылку.
Пунктом 5 условий лицензии на оказание услуг радиотелефонной связи от 25.07.2012 № 101247 предусмотрено, что лицензиат ОАО «МТС» обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Отношения между абонентом, пользующимся услугами подвижной связи, и оператором связи при оказании услуг подвижной радиосвязи, и (или) услуг подвижной радиотелефонной связи, и (или) услуг подвижной спутниковой радиосвязи в сети связи общего пользования (далее - услуги подвижной связи), а также особенности оказания услуг связи при перенесении абонентского номера. регулируют Правила № 328, согласно пункту 7 которых оператор связи обеспечивает абоненту возможность пользования услугами подвижной связи 24 часа в сутки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
За осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа, в том числе на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Суд находит доказанным совершение указанного в протоколе административного правонарушения.
Доказательства соблюдения требований действующего законодательства и действующей лицензии ОАО «МТС» не представлено, судом не установлено. Вина ОАО «МТС» в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ подтверждается материалами административного дела, в том числе обращением гражданина, скринщотом документооборота ОАО «МТС», ответом оператора связи ОАО «МТС» от 15.10.2014, актом от 24.10.2014 № А-101247-03/0181, протоколом об административном правонарушении, иными документами.
Доказательства, исключающие основания привлечения к ответственности, ОАО «МТС» не представило.
Довод ответчика о незаконности и необоснованным в связи с отсутствием вины ОАО «МТС», противоречит доказательствам, представленным административным органом в дело. ОАО «МТС» имело возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, но не приняло все зависящие от него меры для их соблюдения. Следовательно, наличие в действиях ОАО «МТС» состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, является доказанным.
Статьей 4.1 КоАП РФ установлено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность в силу статьи 4.2 КоАП РФ признаются, в том числе, раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение; предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения; добровольное устранение выявленных нарушений.
В качестве смягчающих ответственность обстоятельств судом приняты устранение нарушения, возобновление связи абоненту, корректировка по лицевому счету абонентского номера <***> на сумму 4512,21 рублей.
С учетом статьи 4.3 КоАП РФ обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются, в том числе, продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.
Судом установлено, что решением Арбитражного суда Амурской области от 28.04.2014 по делу № А04-1224/2014 ОАО «МТС» привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30000 рублей.
Нарушений сбора доказательств в ходе административного производства заявителем не допущено, отягчающих ответственность судом не установлено.
Учитывая степень вины ОАО «МТС», характер совершенного правонарушения, наличие обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность, суд считает возможным применить штраф в размере 31000 рублей.
При исследовании материалов дела судом не установлено процессуальных нарушений по делу об административном правонарушении, срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен, в протоколе указаны все необходимые обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, полномочия административного органа на составление протокола судом проверены, процедура соблюдена. Основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют.
Согласно пункту 4 статьи 208 АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Согласно статье 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, решение подлежит направлению в течение десяти суток с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Руководствуясь статьями 167-170, 180, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
решил:
признать открытое акционерное общество «Мобильные ТелеСистемы», зарегистрированное в качестве юридического лица 01.03.2000 государственной регистрационной палатой при Министерстве Юстиции РФ, ОГРН <***>, ИНН <***>, по адресу: <...>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде административного штрафа в сумме 31000 рублей с перечислением по следующим реквизитам: получатель Управление Федерального казначейства по Амурской области (Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Амурской области, ИНН <***>, КПП 280101001, р/с <***> в ГРКЦ ГУ Банка России по Амурской области, г. Благовещенск, БИК 041012001, Код ОКАТМО (г. Благовещенск) 10701000000, наименование платежа: штраф Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (КБК дохода) 09611690040046000140.
Решение подлежит немедленному исполнению, вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия.
Решение может быть обжаловано в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Судья И.А. Москаленко