ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-7934/2021 от 08.12.2021 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

  МОТИВИРОВАННОЕ РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск

Дело  №

А04-7934/2021

08 декабря 2021 года

арбитражный суд в составе судьи Чумакова Павла Анатольевича,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)

к

Министерству экономического развития и внешних связей Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,

в Арбитражный суд Амурской области обратился индивидуальный предприниматель ФИО1 (заявитель, предприниматель, ИП ФИО1) об отмене постановления по делу об административном правонарушении № 149 от 05.10.2021, по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, вынесенного  Министерством экономического развития и внешних связей Амурской области.

Заявитель в обоснование требований указал, что не был извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении. Определение о проведении административного расследования и определение о возбуждении дела об административном правонарушении в нарушение ст.28.7 КоАП РФ ФИО1 в установленный срок и порядке направлено не было и им не получено. Кроме того, ссылка на привлечение ранее предпринимателя к административной ответственности, в том числе постановлениями №110 от 26.08.2020 и №54 от 31.03.2021, преждевременна, а указание на то, что постановления вступили в законную силу - не соответствует действительности, поскольку они обжалованы в суде.

Определением от 14.10.2021 на основании пункта 3 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

В соответствии с положениями статьи 228 АПК РФ заявление размещено на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа; в определении сторонам установлены сроки для представления доказательств и отзыва на исковое заявление, а также документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.

Стороны уведомлены о принятии заявления и о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства в соответствии с требованиями статьи 123 АПК РФ.

От ответчика 28.10.2021 поступил письменный отзыв, в котором ответчик указал на законность и обоснованность оспариваемого постановления.

На основании части 1 статьи 229 АПК РФ решение по настоящему делу принято судом путем подписания резолютивной части решения от 01.12.2021.

03.12.2021 ответчик обратился в суд с заявлениями о составлении мотивированного решения. Учитывая, что заявление подано с соблюдением установленного ст. 229 АПК РФ срока, изготовлено мотивированное решение.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, судом установлены следующие обстоятельства.

11.08.2021 в министерство поступило на телефон горячей линии сообщение от гражданина, в соответствии с которым в по адресу: <...> располагается торговый объект «Сытная лавка», в котором осуществляется розничная продажа алкогольной продукции (пива) на розлив в многоквартирном жилом доме.

Письмом администрации города Благовещенска от 24.09.2021 № 04-13/10194 подтверждается, что объект по адресу: <...> является встроенно-пристроенное помещение в многоквартирном доме.

Определение о возбуждении от 12.08.2021 направлено заказным письмом, по   адресу,   указанному   в   выписки   из   ЕГРИП   с   почтовым идентификатором 80080463547928. Дополнительно определение о возбуждении направлено по адресу электронной почты указанному предпринимателем при регистрации как участника рынка алкогольной продукции на интернет портале Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (service.fsrar.ru): alktayga@mail.ru.

Должностными лицами министерства, при проведении административного расследования, возбужденного на основании определения о возбуждении дела об административном правонарушении 12.08.2021 проведен осмотр принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений, территорий, находящихся там вещей и документов в объекте «Сытная лавка», расположенном по адресу: <...>.

Осмотр объекта зафиксирован протоколом осмотра от 12,08.2021, проведен в присутствии представителя предпринимателя администратора ФИО2.

В качестве способа фиксации вещественных доказательств, применялась видеосъёмка на видеокамеру SONYDCR- SX44E, заводской номер: 1246968, состоящем на балансе Минэкономразвития и внешних связей АО инв. № Б400000438 на карту памяти SanDisk, фотосъемка на фотокамеру мобильного телефона SAMSUNGGalaxy А20, IMEI номер 357546/10/131380/8, 357547/10/131380/6, состоящем на балансе Минэкономразвития и внешних связей области, инв. № 10134100273.

Административным органом установлено, что торговый объект располагается на первом этаже многоквартирного жилого дома, в котором хозяйствующую деятельность осуществляет индивидуальный предприниматель ФИО1, о чем свидетельствует информация на уголке потребителя. Кассовые чеки и ценники оформлены на имя «ИП ФИО1». Согласно информации на контрольно-кассовых чеках, данный объект позиционируется как «Закусочная-сосисочная».

В торговом зале напротив входа имеется два прилавка с кассовыми аппаратами, холодильная витрина с сопутствующими к пиву и пивным напиткам закускам. На объекте имеется рекламный буклет с перечнем блюд для заказа доставки по номеру телефона.

За одним из высоких прилавков размещена фалыипанель с кранами для розлива напитков в ПЭТ-тару, в том числе пива и пивных напитков, медовухи и др. Каждая установленная бутылка в кране является сборником капель пищевых напитков, реализуемых в розлив. Над кранами на фальшь стене размещены листки с указанием на них информации о наименовании и торговой марки пива (в ассортименте), которое соответствует наименованию, указанному на объявлении.

На прикассовой зоне имеется стенд с ассортиментным перечнем пива и пивных напитков на розлив, с указанием наименования, крепости и цены реализации за 1 литр. В продаже имеется только пиво и пивные напитки с сопутствующими товарами (закусками).

В торговом зале имеется только торговое оборудование (прилавки, витрины), характер выкладки на витрине продовольственных товаров и алкогольной продукции соответствует магазину, столы для употребления готовой продукции отсутствуют, услуги общественного питания не оказываются.

Более того, в ходе осмотра 12.08.2021 в 14 час. 26 мин. в объекте «Сытная лавка», расположенном по адресу: <...>. был установлен факт реализации алкогольной продукции наименованием «Пиво «Бородатый Эль» в розлив в ПЭТ-бутылке продавца, крепость 6,5%, объемом 1 литр, производитель: ООО «Борихинский пивзавод» в количестве 1 (одна) бутылка по цене 131 руб. за литр в розлив, на вынос, покупателю не были предложены и не оказаны услуги общественного питания, в том числе не предложены и не оказаны услуги по потреблению алкогольной продукции на месте, без вскрытия потребительской тары (горлышко бутылки закрыто полиэтиленовой завинчивающиеся крышкой, с перфорированными кольцами, нарушение перфорации нет), без оказания услуг общественного питания. Общая стоимость покупки, с учетом стоимости ПЭТ-тары по цене 18 руб. за шт. и пакета по цене 5 руб. за шт., составила 154 руб. С выдачей кассового чека № 00021 от 12.08.2021.

Выданные кассовые чеки не содержат информации о реализации каких-либо услуг общественного питания (закуски, десерты, горячие холодные блюда и т.д.), а отражена информация о реализации только алкогольной продукции.

Среди представленного ассортимента на стенде имеется, в том числе тот напиток, что был реализован покупателю в розлив: «пиво «Бородатый Эль», крепость 6,5% имелась среди представленного ассортимента для реализации алкогольной продукции в магазине «Сытная лавка» на стенде, и систематически закупается предпринимателем, что подтверждается «Отчетом об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за период с 01.04.2021 по 12.08.2021» с сервера аналитической отчетности размещенном в «Личном кабинете» министерства на интернет портале Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (service.fsrar.ru).

При этом покупателем даны письменные объяснения, что 12.08.2021 в 14 час. 26 мин. им было приобретено пиво на розлив «Пиво «Бородатый Эль», объемом 1 литр, в ПЭТ-тару по цене 154 руб. за 1 литр и полиэтиленовый пакет. Указанное пиво было приобретено на вынос, продавцом не был обозначен запрет на вынос алкогольной продукции из помещения, услуги общественного питания не предлагались и не оказывались. Покупателем представлен кассовый чек № 00021 от 12.08.2021 (в котором отсутствует информация об оказании услуг общественного питания (закуски, десерты, горячие холодные блюда и т.д.), а отражена фиксация только алкогольной продукции).

Извещением от 16.08.2021 составление протокола об административном правонарушении назначено на 14.09.2021 в 10 час. 30 мин., по адресу: <...> (4 подъезд), 2 этаж, каб. 211.

Извещение от 16.08.2021 направлено должностному лицу по месту государственной регистрации указанному в выписки из ЕГРИП, заказным письмом с почтовым идентификатором 80080463547980, которое возвращено министерству (копия конверта прилагается).

Дополнительно определение о возбуждении направлено по адресу электронной почты указанному предпринимателем при регистрации как участника рынка алкогольной продукции на интернет портале Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (service.fsrar.ru): alktayga@mail.ru.

По факту выявленного правонарушения уполномоченным должностным лицом министерства - ФИО3, консультантом отдела лицензирования и контроля министерства в соответствии со статьями 28.2, 28.3 КоАП РФ составлен протокол об административном правонарушении от 14.09.2021 в отсутствии индивидуального предпринимателя, извещенного должным образом, действия предпринимателя квалифицированы по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.

Копия протокола об административном правонарушении, письмо министерства от 14.09.2021 № 7284-13 направлены предпринимателю почтовым конвертом с идентификатором 80080364173103, который возвращен обратно в министерство.

Протокол от 14.09.2021 и письмо министерства от 14.09.2021 содержали информацию о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, назначенном на 05.10.2021 в 10 часов 30 минут.

Дополнительно копия протокола направлена по адресу электронной почты: alktavga@mail.ru.

В электронном письме имелась информация о времени и месте рассмотрения материалов дела.

По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, при наличии обстоятельств отягчающих административную ответственность, уполномоченным должностным лицом министерства в отсутствии индивидуального предпринимателя и его представителя, при извещении надлежащим образом, вынесено оспариваемое заявителем постановление о назначении административного наказания от 05.10.2021 № 149, которым индивидуальный предприниматель ФИО1 привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере 40 000 руб.

Постановление о назначении административного наказания от 05.10.2021 направлено должностному лицу по месту государственной регистрации указанному в выписки из ЕГРИП, заказным письмом с почтовым идентификатором 80080265372155.

Дополнительно постановление направлено по адресу электронной почты: alktavga@mail.ru.

Не согласившись с указанными постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Рассмотрев требования по существу, изучив доводы лиц, участвующих в деле, оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит требования общества не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Принимая во внимание сроки и порядок оспаривания постановлений административных органов, установленных частью 2 статьи 208 АПК РФ и частью 3 статьи 113 АПК РФ, подавая заявление в суд 13.10.2021, заявитель не пропустил процессуальные сроки.

В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу пункта 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и пункта 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса,  в виде наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации определены Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом № 171-ФЗ и постановлением губернатора Амурской области от 05.10.2018 № 236 «Об утверждении Положения о министерстве экономического развития и внешних связей Амурской области» министерство является уполномоченным органом осуществляющим региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, который включает, в том числе государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 Федерального закона № 171-ФЗ, обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции, за исключением государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов.

В соответствии с абзацем 1 пункта 4 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется только в объектах организации общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей.

Пунктом 4.1 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ закрепляется, что розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях, допускается только в указанных объектах общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей общей площадью не менее 20 квадратных метров.

Под площадью зала обслуживания посетителей понимается площадь специально оборудованных помещений объекта общественного питания, предназначенных для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, определяемая на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

В силу абзаца 3 пункта 4 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется при условии вскрытия лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом), потребительской тары (упаковки).

Пунктом 5 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ установлен запрет на розничную продажу алкогольной продукции в объектах общественного питания, за исключением розничной продажи такой продукции, связанной с оказанием услуг общественного питания.

Пунктом 7 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ установлено, что потребление (распитие) алкогольной продукции, приобретенной в объекте общественного питания, допускается только в данном объекте.

Федеральным законом № 171-ФЗ установлен прямой запрет на розничную продажу алкогольной продукции в объектах общественного питания, за исключением розничной продажи такой продукции, связанной с оказанием услуг общественного питания.

В статье 16 Федерального закона № 171-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти субъектов РФ вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона Амурской области от 25.09.2014 № 403-ОЗ «О некоторых вопросах регулирования розничной продажи алкогольной продукции и безалкогольных тонизирующих напитков на территории Амурской области» (далее - Закона Амурской области № 403-ОЗ) не допускается розничная продажа алкогольной продукции в розлив в тару продавца либо в тару потребителя пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, сидра, пуаре, медовухи на объектах, расположенных в многоквартирных жилых домах и общежитиях, а также в пристроенных, встроенных, встроенно-пристроенных к ним помещениях.

В соответствии с абзацем 24 пункта 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ запрещается розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ.

Согласно абзаца 26 пункта 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ не допускается нарушение установленных законом правил розничной продажи алкогольной продукции.

Как следует из материалов дела, торговый объект, в котором хозяйствующую деятельность осуществляет ИП ФИО1, располагается на первом этаже многоквартирного жилого дома.

В торговом зале напротив входа имеется два прилавка с кассовыми аппаратами, холодильная витрина с сопутствующими к пиву и пивным напиткам закускам. На объекте имеется рекламный буклет с перечнем блюд для заказа доставки по номеру телефона.

За одним из высоких прилавков размещена фалыипанель с кранами для розлива напитков в ПЭТ-тару, в том числе пива и пивных напитков, медовухи и др. Каждая установленная бутылка в кране является сборником капель пищевых напитков, реализуемых в розлив. Над кранами на фальшь стене размещены листки с указанием на них информации о наименовании и торговой марки пива (в ассортименте), которое соответствует наименованию, указанному на объявлении.

На прикассовой зоне имеется стенд с ассортиментным перечнем пива и пивных напитков на розлив, с указанием наименования, крепости и цены реализации за 1 литр. В продаже имеется только пиво и пивные напитки с сопутствующими товарами (закусками).

В торговом зале имеется только торговое оборудование (прилавки, витрины), характер выкладки на витрине продовольственных товаров и алкогольной продукции соответствует магазину, столы для употребления готовой продукции отсутствуют, услуги общественного питания не оказываются.

В соответствии с пунктом 1 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается          договор,          заключенный          лицом,          осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Согласно пункта 2 статьи 492 ГК РФ договор розничной купли-продажи является публичным договором.

Согласно пункта 2 статьи 494 ГК РФ выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной   купли-продажи,   за   исключением   случая,   когда   продавец   явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.

В ходе проверки административным органом установлен также факт реализации алкогольной продукции наименованием «Пиво «Бородатый Эль» в розлив в ПЭТ-бутылке продавца, крепость 6,5%, объемом 1 литр, производитель: ООО «Борихинский пивзавод» в количестве 1 (одна) бутылка по цене 131 руб. за литр в розлив, на вынос. Покупателю не были предложены и не оказаны услуги общественного питания, в том числе не предложены и не оказаны услуги по потреблению алкогольной продукции на месте, без вскрытия потребительской тары (горлышко бутылки закрыто полиэтиленовой завинчивающиеся крышкой, с перфорированными кольцами, нарушение перфорации нет), без оказания услуг общественного питания.

Материалами дела подтверждается, что в действиях предпринимателя имеется событие правонарушения по части 3 статьи 14.16. КоАП РФ – нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса.

Представленные в деле доказательства объективно подтверждают событие административного правонарушения и его состав в действиях предпринимателя, содержащиеся в них сведения согласованы между собой, дополняют друг друга, не имеют противоречий и неясностей.

Таким образом, у административного органа имелись законные основания для привлечения заявителя к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16. КоАП РФ.

Судом отклонены доводы заявителя о том, что он не был извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении.

Согласно части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

По смыслу статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам.

Верховным Судом РФ в постановлении Пленума от 23.06.2015 № 25 разъяснено, что гражданин, индивидуальный предприниматель несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения).

Системный анализ положений статьи 25.4 и статьи 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении  обязано известить  (уведомить) законного представителя юридического лица о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные статьи 28.2 КоАП РФ.

КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, в связи с этим оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.

В материалах дела имеется извещение от 16.08.2021 которыми предприниматель уведомлялся о составлении протокола об административном правонарушении по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.

Копия извещения направлялась по месту регистрации предпринимателя, указанного в выписки из ЕГРИП заказным письмом с почтовым идентификатором 80080463547980, однако письмо возвращено обратно в адрес министерства. Помимо направления почтового письма, извещение направлялось на адрес электронной почты: alktayga@mail.ru.

Согласно части 4.1 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Согласно части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Пунктом 24.1. Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» было разъяснено, что не могут считаться не извещенными лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением несмотря на почтовое извещение (при наличии соответствующих доказательств).

На основании вышеизложенного при составлении протокола об административном правонарушении индивидуальный предприниматель признан должным образом извещенным.

Копия протокола об административном правонарушении, письмо министерства от 14.09.2021 № 7284-13 направлены предпринимателю почтовым конвертом с идентификатором 80080364173103, который возвращен обратно в министерство.

Протокол от 14.09.2021 и письмо министерства от 14.09.2021 содержали информацию о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, назначенном на 05.10.2021 в 10 часов 30 минут. Дополнительно копия протокола направлена по адресу электронной почты: alktavga@mail.ru.

При доставке заказных писем органом почтовой связи требования пункта 34 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234 (в том числе в части срока хранения отправления в почтовом отделении), не нарушены.

Согласно абзацу второму пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения.

Исходя из данного разъяснения в целях пресечения уклонения лица от административной ответственности путем неполучения корреспонденции и неявки для участия в составлении протокола об административном правонарушении и на рассмотрение дела об административном правонарушении совершение указанных процессуальных действий в отсутствие указанного лица, при наличии доказательств направления ему по месту нахождения уведомления административного органа о времени и месте составления протокола или рассмотрения дела, не может быть расценено как обстоятельство, свидетельствующее о нарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ.

Заявителем не представлено доказательств того, что направленная в его адрес корреспонденция не получена по уважительным причинам, не зависящим от него, что заявитель принял все необходимые меры для получения почтовой корреспонденции.

Более того, извещение, протокол об административном правонарушении, постановление направлялись не только заказными письмами, но и по адресу электронной почты указанным предпринимателем при регистрации как участника рынка алкогольной продукции на интернет портале Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (service.fsrar.ru): alktayga@mail.ru.

Довод предпринимателя о том, что в адрес его не направлялось определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, противоречит материалам дела.

В соответствии с частью 3.1 статьи 28.7 КоАП РФ копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.

Определение о возбуждении административного производства было вручено представителю предпринимателя (администратору магазина) в день его вынесения. В рассматриваемом случае под представителем понимается любой работник предпринимателя, выполняющий на момент проведения осмотра функции старшего. Данная правовая позиция изложена в постановлении Суда по интеллектуальным правам от 16.06.2016 № СО 1-482/2016 по делу № А82-17364/2015 и соответствует правовой позиции Конституционного суда РФ, сформированной в определении от 14.12.2000 №244.

Определение от 12.08.2021 и протокол осмотра от 12.08.2021 направлены в адрес индивидуального предпринимателя заказным письмом с почтовым идентификатором 80080463547928, и по адресу электронной почты (alktayga@mail.ru). Доказательство направления определения имеются в материалах дела: список внутренних почтовых отправления, копия почтового конверта с почтовым идентификатором 80080463547928.

С учетом установленных обстоятельств ответчиком правомерно вынесено оспариваемое постановление.

В силу статьи 2.9 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием в случае малозначительности совершенного правонарушения.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

В пунктах 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.

Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения. Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.

Предусмотренный статьей 2.9 КоАП РФ механизм освобождения хозяйствующего субъекта от административной ответственности не подлежит безосновательному применению.

Оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности деяния, с учетом конкретных обстоятельств дела, суд не находит оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения заявителя от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ.

Поскольку заявителем совершено правонарушение не впервые, условий для замены штрафа на предупреждение в порядке ст. 4.1.1 КоАП РФ не имеется.

При этом судом отклонены доводы заявителя о том, что ссылка ответчиком на привлечение ранее предпринимателя к административной ответственности, в том числе постановлениями №110 от 26.08.2020 и №54 от 31.03.2021, преждевременна, а указание на то, что постановления вступили в законную силу - не соответствует действительности, поскольку они обжалованы в суде.

Согласно оспариваемому постановлению в качестве отягчающих вину обстоятельств признаны постановления министерства о назначении административного наказания от 31.07.2020 № 107, от 26.08.2020 № 110, от 20.01.2021 № 11, от 31.03.2021 № 54, от 15.09.2021  № 140, согласно которым ИП ФИО1 признан виновным в совершении правонарушений, административная ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.

Таким образом, помимо постановлений №110 от 26.08.2020 и №54 от 31.03.2021, предприниматель привлекался к ответственности постановлениями от 31.07.2020 № 107, от 20.01.2021 № 11, от 15.09.2021 № 140 за аналогичное правонарушение.

Проверив соблюдение ответчиком правил назначения наказания, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При назначении административного наказания административным органом исследован вопрос о наличии (отсутствии) отягчающих и смягчающих ответственность обстоятельств.

Административным органом установлено, что предприниматель неоднократно привлекалась к административной ответственности за совершение однородных правонарушений.

С учетом характера и существа нарушения, необходимости достижения целей и задач административного производства избрано наказание в виде административного штрафа в размере – 40 000 рублей.

Основания не согласиться с назначенным наказанием у суда отсутствуют.

Следовательно, оспариваемое постановление является законным и  обоснованным, отмене или изменению не подлежит. На основании части 3 статьи 211 АПК РФ в удовлетворении требований заявителя надлежит в полном объеме отказать.

Руководствуясь  статьями 167-170, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Отказать индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении № 149 от 05.10.2021 Министерства экономического развития и внешних связей Амурской области.

2. Решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению. Решение вступает в законную силу по истечении срока, установленного для подачи апелляционной жалобы. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Шестой арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://amuras.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Шестого арбитражного апелляционного суда http://6aas.arbitr.ru.

             Судья                                                                                                      П.А.Чумаков