ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-8151/2021 от 10.02.2022 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск

Дело №

А04-8151/2021

10 февраля 2022 года

В соответствии с частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение изготовлено 10.02.2022. Резолютивная часть решения объявлена 03.02.2022.

Арбитражный суд Амурской области в составе судьи О.В. Швец,

при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Е.Б. Воропаевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление акционерного общества «Строительная компания №1» (ОГРН 1022800533348, ИНН 2801016951) к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Школа № 16 города Благовещенска (ИНН 2801023740, ОГРН 1022800511040)

об изменении пункта 1.2 муниципального контракта на выполнение работ по строительству объекта «Школа на 1500 мест в квартале 406 г. Благовещенск, Амурская область» № 0037/2020 от 10.03.2020, приложения № 2 «График выполнения строительно-монтажных работ»,

третьи лица:

- администрация города Благовещенска (ОГРН 1022800520588, ИНН 2801032015);

- министерство образования и науки Амурской области (ОГРН 1072801009016, ИНН 2801123696);

- министерство строительства и архитектуры Амурской области (ОГРН 1192801000017, ИНН 2801246458);

- союз «Торгово-промышленная палата Амурской области» (ОГРН 1022800001278, ИНН 2801007354),

- Прокуратура Амурской области (ОГРН 1022800535856, ИНН 2801018780)

- муниципальное учреждение «Городское управление капитального строительства» (ОГРН 1082801002657, ИНН 2801130220),

при участии в заседании:

от истца: Беленкова А.А., по доверенности 28 АА 1159335 от 25.09.2020, паспорт; Садовский А.И., по доверенности от 12.01.2022 № 1, паспорт;

от ответчика: Попова Л.Г., директор, приказ от 19.08.2019 № 173, паспорт; Гурьянова С.В., по доверенности от 10.01.2022, паспорт; Волкова И.А., по доверенности от 10.01.2022;

от МУ «ГУКС»: Волкова И.А., по доверенности от 10.01.2022, паспорт; Хмелев Д.О., по доверенности от 01.12.2021, паспорт;

от министерства образования и науки Амурской области: Демура Д.Г., по доверенности от 30.12.2021, удостоверение; Орлова К.Н., по доверенности от 30.12.2021, удостоверение;

от союза «Торгово-промышленная палата Амурской области»: Разина И.С., по доверенности от 20.12.2021, паспорт;

от министерства строительства и архитектуры Амурской области: Тымченко К.С., по доверенности от 21.12.2021, паспорт;

от Прокуратуры Амурской области: Сабуцкая Т.С., по доверенности от 05.03.2021 № 28, удостоверение;

от администрации города Благовещенска: не явился, извещен (ч. 6 ст. 121, ч. 1 ст. 122, ч. 1 ст. 123 АПК РФ),

установил:

в Арбитражный суд Амурской области обратилось акционерное общество «Строительная компания №1» (далее – истец, АО «СК № 1») к муниципальному учреждению «Городское управление капитального строительства» (далее – ответчик, МУ «ГУКС») с исковым заявлением об изменении пункта 1.2 муниципального контракта на выполнение работ по строительству объекта «Школа на 1500 мест в квартале 406 г. Благовещенск, Амурская область» № 0037/2020 от 10.03.2020, изложив его в следующей редакции:

«Сроки выполнения работ:

- начало выполнения работ – не позднее 5 рабочих дней с момента заключения контракта;

- окончание выполнения работ – не позднее 01.09.2023.

Этапы выполнения работ не устанавливаются. Работы по контракту выполняются подрядчиком в соответствии с проектом, графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение № 2). Подрядчик может выполнить работы досрочно».

- изложить в Приложении № 2 «График выполнения строительно-монтажных работ», подлежащих выполнению по муниципальному контракту № 0037/2020 на выполнение работ по строительству объекта «Школа на 1500 мест в 406 квартале г. Благовещенск, Амурская область» от 10.03.2020, окончательный срок выполнения работ 01.09.2023. Расходы по уплате государственной отнести на истца.

Заявленные требования обоснованы тем, что для исполнения обязательств по договору подрядчик проводил мероприятия по привлечению иностранной рабочей силы, поскольку на территории Амурской области не представилось возможным обеспечить необходимое количество работников должной квалификации.

Подрядчику приказом Минтруда России № 29 от 18.01.2019 утверждены квоты на выдачу иностранным гражданам (Китай), пребывающим в РФ на сновании визы, разрешений на работу, в общей сложности на 400 иностранных работников, также приказом Минтруда России № 834 от 27.12.2019 утверждены квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности, пребывающим в РФ на основании визы, в общей сложности на 170 человек. Прибытие иностранных (китайских) граждан для производства работ на объекте планировалось с 13.03.2020.

При исполнении обязательств по контракту подрядчик не мог предвидеть наступление неблагоприятной эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекцией, которая по решению Всемирной организации здравоохранения признана 11.03.2020 пандемией.

С учетом сложившейся на конец марта 2020 года неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, АО «СК № 1» проводило переговоры с представителями стран СНГ для привлечения иной рабочей иностранной силы из стран Узбекистана, Украины, Таджикистана, Киргизии, Белоруссии, Армении.

Однако распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.03.2020 № 635-р «О временном ограничении въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства и временном приостановлении оформления и выдачи виз и приглашений» выезд рабочей иностранной силы ограничен не только для граждан КНР, но и из стран СНГ.

Истец с марта 2020 года осуществляет поиск необходимых специалистов на территории других регионов РФ. Истец 25.03.2020, 29.04.2020, 06.07.2020, 06.08.2020, 07.09.2020, 07.10.2020, 07.11.2020, 07.12.2020, 26.07.2021 обращался в уполномоченный орган союз «Торгово-промышленная палата Амурской области» с заявлениями о выдаче заключения об обстоятельствах непреодолимой силы. Союзом «Торгово-промышленная палата Амурской области» выдано заключение о наличии обстоятельств непреодолимой силы, которые препятствуют АО «СК № 1» выполнить обязательства по строительству объекта: «Школа на 1500 мест в квартале 406 г. Благовещенск, Амурская область» перед МУ «ГУКС», без привлечения квалифицированной иностранной рабочей силы из Китая в срок с 18.03.2020 по 30.07.2021.

Поскольку период действия таких обстоятельств по состоянию на текущую дату определить не представляется возможным, как и обеспечить выполнение работ в полном объеме, с учетом продолжения действий неблагоприятной эпидемиологической ситуации на территории РФ, Амурской области, в том числе в г. Благовещенск, а также закрытием границ между РФ и КНР, СНГ, указанное послужило основанием для подачи настоящего искового заявления в суд.

Истец в предварительном судебном заседании 16.11.2021 на заявленных требованиях настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, приобщил к материалам дела копии дополнительных документов в обоснование требований.

МУ ГУКС в предварительном судебном заседании 16.11.2021 представил отзыв на исковое заявление, согласно которому возражал против удовлетворения исковых требований в связи с тем, что в силу положений действующего законодательства, а именно ст.34,95 Федерального закона № 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, указанных в Законе № 44-ФЗ, положения закона в части установления оснований изменения условий контракта являются императивными, перечень оснований исчерпывающий и не подлежит расширительному толкованию. Ответчик указал, что истцом работы по контракту ведутся и не приостанавливались, уведомление о принятии подрядчиком решения о расторжении контракта в адрес заказчика не поступало.

Третье лицо – министерство образования и науки Амурской области в предварительном судебном заседании 16.11.2021 представил отзыв на исковое заявление, согласно которому считал заявление АО «СК № 1» обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Третье лицо – министерство строительства и архитектуры Амурской области в предварительном судебном заседании 16.11.2021 поддержало требования истца.

От третьего лица – администрации города Благовещенска к предварительному судебному заседанию 16.11.2021 поступил отзыв на исковое заявление, согласно которому администрация города Благовещенска просила рассмотреть дело по имеющимся доказательствам, указала на отсутствие правовых оснований для продления контракта.

Истец в судебном заседании 21.12.2021 на заявленных требованиях настаивал, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представил подписанное сторонами дополнительное соглашение № 5 к муниципальному контракту от декабря 2021 об изменении (увеличении) цены контракта на 30%, информацию Дальневосточного информационного агентства «Портамур».

От ответчика к судебному заседанию 21.12.2021 поступил дополнительный отзыв на исковое заявление, согласно которому он указал, что расторжение контракта нецелесообразно, поскольку приведет к привлечению дополнительных бюджетных средств на проведение торгов, организации новых торгов, что повлечет значительное увеличение срока исполнения контракта и цены строительства в связи с удорожанием строительных материалов, ответчик заинтересован в исполнении контракта и продление строительства позднее 01.09.2023 повлечет за собой нарушение интересов неопределенного круга лиц. Просил суд рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

Третье лицо – министерство строительства и архитектуры Амурской области в судебном заседании 21.12.2021 представило отзыв на исковое заявление, согласно которому указало, что изменение существенных условий, в том числе срока исполнения контракта не более чем на 30 %, учитывая заинтересованность сторон в конечном результате и потребность Амурской области в завершении строительства образовательного учреждения считал возможным увеличение сроков по строительству объекта до 01.09.2023, считал требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Третье лицо – союз «Торгово-промышленная палата Амурской области» в судебном заседании 21.12.2021 указало, что истец обращался в марте 2020 года за свидетельством о форс мажорных обстоятельствах, у истца на момент подачи заявления был собран полный пакет документов. Считал требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Представители Министерства образования и науки Амурской области поддержали требования истца.

Суд в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) с учетом того, что спор касается интересов неопределенного круга лиц, по собственной инициативе привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Прокуратуру Амурской области (ОГРН 1022800535856, ИНН 2801018780).

В судебном заседании 19.01.2022 истец заявил ходатайство о замене стороны в порядке положений статьи 48 АПК РФ МУ «ГУКС» на МАОУ «Школа № 16 г.Благовещенска, в связи с подписанием дополнительного соглашения № 6 от 23.12.2021. Приобщил к материалам дела документы, подтверждающие привлечение специалистов с других регионов РФ при строительстве школы и студенческих отрядов на территории города Благовещенска. На исковых требованиях настаивал.

В силу части 6 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае перемены заказчика права и обязанности заказчика, предусмотренные контрактом, переходят к новому заказчику.

В порядке статьи 48 АПК РФ по ходатайству истца судом осуществлена замена ответчика в порядке процессуального правопреемстваМУ «ГУКС» на МАОУ «Школа № 16 г.Благовещенска.

В связи с указанными обстоятельствами суд в порядке положений статьи 51 АПК РФ привлек МУ «ГУКС» к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Третье лицо - Прокуратура Амурской области в судебное заседании представила письменный отзыв, указало на отсутствие оснований для удовлетворения исковых требований.

Представитель МАОУ «Школа № 16 города Благовещенска» указал, что продление сроков строительства школы, на которые просит истец продлить контракт, являются значительными, дети занимаются в несколько смен, классы переполнены, под классы отданы даже раздевалки и все подсобные помещения, школа переполнена и не может вместить всех желающих, считает, что строительство школы необходимо ускорить.

В судебном заседании 19.01.2022судом объявлен перерыв до 26.01.2022. Вынесено протокольное определение. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Амурской области.

После перерыва судебное заседание продолжено.

Представитель истца в судебном заседании 26.01.2022 ходатайствовал об уточнении исковых требований, просил внести изменения в пункт 1.2 муниципального контракта на выполнение работ по строительству объекта «Школа на 1500 мест в квартале 406 г. Благовещенск, Амурская область» № 0037/2020 от 10.03.2020, изложив его в следующей редакции:

«Сроки выполнения работ:

- начало выполнения работ – не позднее 5 рабочих дней с момента заключения контракта;

- окончание выполнения работ – не позднее 31.10.2023.

Этапы выполнения работ не устанавливаются. Работы по контракту выполняются подрядчиком в соответствии с проектом, графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение № 2). Подрядчик может выполнить работы досрочно».

- изменить Приложение № 2 «График выполнения строительно-монтажных работ», подлежащих выполнению по муниципальному контракту № 0037/2020 на выполнение работ по строительству объекта «Школа на 1500 мест в 406 квартале г. Благовещенск, Амурская область» от 10.03.2020, окончательный срок выполнения работ октябрь 2023 года. Расходы по уплате государственной отнести на истца.

Пояснил, что на заседании рабочего совещания по вопросу строительства школы было принято решение о необходимости подписания дополнительного соглашения, однако сторона отказалась подписывать дополнительное соглашение. Представил проект дополнительного соглашения на обозрение суда.

Уточнение исковых требований принято судом в порядке статьи 49 АПК РФ, поскольку не противоречит закону и не нарушает права иных лиц.

Прокуратура Амурской области представила отзыв на иск, поддерживает доводы, изложенные в отзыве. Полагает, что исковые требования удовлетворению не подлежат.

Представитель истца представил возражения на отзыв прокуратуры. С доводами прокуратуры не согласился, указал, что в материалах дела имеется заявление АО «СК № 1» об обращении в органы местного самоуправления, в министерство по вопросу увеличения сроков по контракту. Просит уточненные требования удовлетворить в полном объеме. Приобщил к материалам дела дополнительные документы.

Министерство строительства и архитектуры Амурской области в судебном заседании поддерживало доводы, изложенные в ранее представленном отзыве. Считало необходимым и возможным увеличение сроков по строительству спорного объекта до 1 сентября 2023 года, а требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Истец в судебном заседании 03.02.2022 на требованиях с учетом уточнения настаивал. Приобщил к материалам дела дополнительные документы, как доказательства, подтверждающие добросовестность и основания для увеличения срока по контракту.

Ответчик в судебном заседании 03.02.2022 представил отзыв на уточненные требования, согласно которому указал, что муниципальный контракт заключен на социально-значимый объект, и затягивание сроков строительства на срок позднее 15.08.2022 нецелесообразно, так как повлечет за собой нарушение интересов неопределенного круга лиц.

Представитель союза «Тогово-промышленная палата Амурской области» в судебном заседании поддерживал позицию истца. Считал увеличение сроков контракта обоснованными. Полагал, что действия форс-мажорных обстоятельств сроком на 16 месяцев подтверждены истцом.

Представитель МУ «ГУКС» поддерживал позицию, изложенную ранее. Считал, что истец не обосновал необходимость увеличения сроков выполнения работ на срок, указанный в уточнении, не подтвердил свою позицию документально.

Министерство образования и науки Амурской области и Прокуратура Амурской области поддерживали позицию изложенную ранее.

Администрация города Благовещенска в судебное заседание 04.02.2022 не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в соответствии со статьями 121, 123 АПК РФ.

Дело рассматривалось в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителя администрации города Благовещенска.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы участвующих в деле лиц, суд признаёт исковые требования частично подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, между истцом (подрядчик) и МУ «ГУКС» (заказчик) был заключен муниципальный контракт от 10.03.2020 № 0037/2020 на выполнение работ по строительству объекта «Школа на 1500 мест в квартале 406 г. Благовещенск Амурская область» (далее – контракт), в соответствии с условиями которого подрядчик обязуется выполнить в рамках регионального проекта «Современная школа» своими или привлеченными силами и средствами с использованием своих или привлеченных машин, механизмов и оборудования работы по строительству (далее – работы) объекта «Школа на 1500 мест в квартале 406 г. Благовещенск, Амурская область» (далее – объект), в соответствии с проектной документацией выполнения строительно-монтажных работ (приложение № 2 к контракту), а заказчик обязуется осуществлять приемку выполненных работ и оплачивать их в соответствии с условиями настоящего контракта (пункт 1.1. контракта).

В соответствии с пунктом 1.2. контракта, сроки выполнения работ:

- начало выполнения работ – не позднее 5 рабочих дней с момента заключения контракта;

- окончание выполнения работ – не позднее 15.08.2022.

Этапы работ не устанавливаются.

Работы по контракту выполняются подрядчиком в соответствии с проектом, графиком выполнения строительно-монтажных работ. Подрядчик может выполнить работы досрочно.

График выполнения строительно-монтажных работ подписывается одновременно с контрактом и является его неотъемлемой частью (приложение № 2 к контракту).

Место выполнения работ: Амурская область, г. Благовещенск, квартал 406 (пункт 1.5. контракта).

В соответствии с пунктом 3.1. контракта, цена контракта составляет 1 370 194 316 руб., включая сумму налога на добавленную стоимость (НДС) по налоговой ставке 20 %.

Дополнительным соглашением № 1 от 19.03.2020 стороны внесли изменения в контракт в части дополнения перечня конкретных видов и объемов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, за исключением дочерних обществ подрядчика.

Дополнительным соглашением № 2 от 19.03.2020 стороны внесли изменения в контракт в раздел 22 «Юридические адреса и банковские реквизиты сторон».

Истец направил в адрес МУ «ГУКС» письмо № 253 от 27.07.2020 о пересмотре сметной стоимости отдельных видов работ по контракту, выходе с инициативой к высшему исполнительному органу власти субъекта РФ о необходимости изменения цены контракта на величину пересмотренной суммы, также о включении строительной отрасли в перечень пострадавших от коронавируса отраслей экономики.

Дополнительным соглашением № 5 к контракту стороны внесли изменения в пункт 3.1 контракта, согласно которому цена контракта составляет 1 767 961 927 руб., включая сумму налога на добавленную стоимость (НДС) по налоговой ставке 20 %.

Истец направил в адрес союза «Торгово-промышленная палата Амурской области» письмо № 69 от 25.03.2020 с заявлением о выдаче заключения об обстоятельствах непреодолимой силы.

Истец направил в адрес союза «Торгово-промышленная палата Амурской области» письма № 115 от 29.04.2020, № 216 от 07.07.2020, № 248-и/1 от 06.08.2020 с заявлением об актуализации сроков по выданному ранее заключению о наступлении обстоятельств непреодолимой силы.

Истец направил в адрес союза «Торгово-промышленная палата Амурской области» письма № 351 от 07.09.2020, № 412 от 07.10.2020, № 332 от 26.07.2021 с заявлением о выдаче заключения по наступлению обстоятельств непреодолимой силы.

Союз «Торгово-промышленная палата Амурской области» выдало заключения от 26.03.2020, от 06.07.2020, от 07.08.2020, от 07.09.2020, от 07.10.2020, от 07.11.2020, от 07.12.2020, от 31.12.2020, от 30.07.2021, из которых следует подтверждение наличия обстоятельств непреодолимой силы.

Письмом № 486-и от 05.11.2020 истец уведомил МУ «ГУКС» о наступлении обстоятельств непреодолимой силы.

Письмом № 495 от 09.11.2020 истец уведомил МУ «ГУКС» о продолжении действия обстоятельств непреодолимой силы.

МУ «ГУКС» письмом № 2505 от 25.08.2020 указало, что по состоянию на 01.08.2020 выполнены подрядчиком и приняты заказчиком работы на 134 757,4 тыс. руб.

Администрация города Благовещенска от 02.04.2021 письмом № 01-19/3469 уведомило истца о необходимости с заказчиком откорректировать график производства работ с учетом отставания за 2020 года и 1 квартал 2021 года в денежном выражении на общую сумму 94,7 млн. руб. В ответ на письмо, истец письмом № 142 от 14.04.2021 указал о невозможности по независящим от сторон контракта обстоятельствам провести корректировку графика.

Истец направил в адрес министерства образования и науки Амурской области письмо № 234 от 09.06.2021 об уведомлении о приостановлении работ по контракту. Также истец уведомил мэра г. Благовещенска о возможном приостановлении работ по контракту.

Письмом № 236 от 09.06.2021 истец уведомил Правительство Амурской области о приостановлении работы по контракту.

Истец в адрес Президента Российского Союза строителей направил письмо № 255 от 16.06.2021, в соответствии с которым просил оказать содействие в защите интересов АО «СК № 1» на федеральном уровне по изменению стоимости контракта, в том числе увеличения цены контракта не только за счет увеличения стоимости материалов, но иных затрат подрядчика.

Президент Российского Союза строителей направил письмо от 17.06.2021 / РСС/ВЯ № 101 министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации с просьбой оказать содействие АО «СК № 1» в реализации муниципального контракта от 10.03.2020, предусмотрев возможность изменения стоимости контракта не только за счет увеличения стоимости строительных материалов, но за счет увеличения оплаты труда рабочих специальностей.

Письмом от 13.07.2021 № 2624 МУ «ГУКС» указало, что основания для увеличения цены контракта у заказчика отсутствуют.

Письмом от 18.08.2021 истец указал на исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 09.08.2021 № 1315 по перерасчету невыполненных объемов работ для последующего увеличения цены и срока контракта до 30 % по соглашению сторон.

Истец направил претензию № 444 от 24.09.2021 в адрес МУ «ГУКС» с требованием изменить пункт 1.2 муниципального контракта на выполнение работ по строительству объекта «Школа на 1500 мест в квартале 406 г. Благовещенск, Амурская область» № 0037/2020 от 10.03.2020, изложив его в следующей редакции:

«Сроки выполнения работ:

- начало выполнения работ – не позднее 5 рабочих дней с момента заключения контракта;

- окончание выполнения работ – не позднее 01.09.2023.

Этапы выполнения работ не устанавливаются. Работы по контракту выполняются подрядчиком в соответствии с проектом, графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение № 2). Подрядчик может выполнить работы досрочно».

- изложить в Приложении № 2 «График выполнения строительно-монтажных работ», подлежащих выполнению по муниципальному контракту № 0037/2020 на выполнение работ по строительству объекта «Школа на 1500 мест в 406 квартале г. Благовещенск, Амурская область» от 10.03.2020, окончательный срок выполнения работ 01.09.2023. Расходы по уплате государственной отнести на истца.

Оставленная без удовлетворения претензия послужила основанием для подачи настоящего искового заявления в суд.

Рассматриваемый спор возник из правоотношений сторон, сложившихся в рамках исполнения контракта для муниципальных нужд, правовое регулирование которых определено главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ), что отражено в преамбуле договора.

Согласно статье 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

В соответствии со статьей 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В силу пункта 1 статьи 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

В соответствии с пунктом 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работ (промежуточные сроки). Подрядчик несет ответственность за нарушение как начального, так и конечного и промежуточных сроков выполнения работ, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или предусмотрено договором.

По правилам статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В материалы дела истцом представлена многочисленная переписка сторон на этапе выполнения работ. Истец направил в адрес союза «Торгово-промышленная палата Амурской области» письмо № 69 от 25.03.2020 с заявлением о выдаче заключения об обстоятельствах непреодолимой силы.

Истец направил в адрес союза «Торгово-промышленная палата Амурской области» письма № 115 от 29.04.2020, № 216 от 07.07.2020, № 248-и/1 от 06.08.2020 с заявлением об актуализации сроков по выданному ранее заключению о наступлении обстоятельств непреодолимой силы. Истец направил в адрес союза «Торгово-промышленная палата Амурской области» письма № 351 от 07.09.2020, № 412 от 07.10.2020, № 332 от 26.07.2021 с заявлением о выдаче заключения по наступлению обстоятельств непреодолимой силы. Союз «Торгово-промышленная палата Амурской области» выдало заключения от 26.03.2020, от 06.07.2020, от 07.08.2020, от 07.09.2020, от 07.10.2020, от 07.11.2020, от 07.12.2020, от 31.12.2020, от 30.07.2021, из которых следует подтверждение наличия обстоятельств непреодолимой силы. МУ «ГУКС» письмом № 2505 от 25.08.2020 указало, что по состоянию на 01.08.2020 выполнены подрядчиком и приняты заказчиком работы на 134 757,4 тыс. руб. Истец в адрес МУ «ГУКС» направил письмо № 486-и от 05.11.2020 об уведомлении о наступлении обстоятельств непреодолимой силы. Истец направил в адрес министерства образования и науки Амурской области письмо № 234 от 09.06.2021 об уведомлении о приостановлении работ по контракту. Также истец уведомил мэра г. Благовещенска о возможном приостановлении работ по контракту. Письмом № 236 от 09.06.2021 истец уведомил Правительство Амурской области о приостановлении работы по контракту.

Письмом № 05 от 21.07.2020 истец направил министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства заявление в отношении высококвалифицированных специалистов, для обеспечения въезда в Приамурье иностранных высококвалифицированных специалистов, что позволит АО «СК № 1» обеспечить исполнение государственных и социально значимых контрактов. Губернатор Амурской области направил в адрес Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства письмо № 01-4-4-4466 от 20.07.2020 в котором ходатайствовал в отношении включения в список крупного застройщика Амурской области АО «СК № 1», осуществляющего строительство объектов социальной инфраструктуры и возведение жилья в рамках государственных программ и национальных проектов «Жилье и городская среда», «Образование» (список объектов строительства по выданным разрешениям прилагается).

Так в материалах дела имеется список объектов строительства по выданным разрешениям, список высококвалифицированных специалистов АО «СК № 1», обоснование необходимости привлечения иностранных работников в 2021 году и 2022 году.

Протоколом совещания губернатора области по вопросам строительства школы на 1500 мест в г. Благовещенск решено министерству образования и науки Амурской области проработать с министерством просвещения Российской Федерации вопрос о возможности переноса срока реализации мероприятия по строительству школы на 1500 мест в г. Благовещенск на 01.09.2023.

В силу частей 1, 2 статьи 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании свободы договора.

Юридические лица приобретают и осуществляют гражданские права своей волей и в своем интересе; они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Согласно статье 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается.

Изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другими законами или договором (часть 1 статьи 450 ГК РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной или в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

В силу части 1 статьи 451 ГК РФ основанием для изменения договора является существенное изменение обстоятельств.

При этом изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

По смыслу части 2 статьи 451 ГК РФ если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор, может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:

1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;

2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;

3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;

4) из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

Таким образом, для применения данного нормативного положения существенное изменение обстоятельств, позволяющее корректировать условия договора, предполагает собой наличие объективных причин, не зависящих от воли участников соответствующих правоотношений.

Лицо, требующее изменения действующего договора, должно доказать наличие существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, а также совокупность перечисленных в пунктах 1 - 4 части 2 статьи 451 ГК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

В соответствии с пунктом 2 статьи 767 ГК РФ изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом.

По смыслу положений статей 432, 708 ГК РФ срок выполнения работ является существенным условием договора подряда.

Судом установлено, что подрядчик выразил волю на необходимость продления сроков контракта.

Вместе с тем на предложение подрядчика об изменении сроков продления контракта заказчик ответил однозначным отказом.

Согласно статье 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

К спорным отношениям применимы специальные нормы правового регулирования закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии со статьями 34, 95 Федерального закона № 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, указанных в данном Законе.

Согласно пункту 16.1 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ предметом контракта может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. Порядок и основания заключения таких контрактов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Именно таким контрактом является спорный муниципальный контракт на выполнение работ по строительству объекта «Школа на 1500 мест в квартале 406 г. Благовещенск, Амурская область» № 0037/2020 от 10.03.2020.

В соответствии с пунктом 17.2 муниципального контракта на выполнение работ по строительству объекта «Школа на 1500 мест в квартале 406 г. Благовещенск, Амурская область» № 0037/2020 от 10.03.2020, если по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении.

Однако, в настоящем споре соглашения сторонами достичь не удалось, соглашение о продлении срока не подписано, стороны контракта не согласились с предлагаемыми подрядчиком и заказчиком условиями.

Суд считает, что при указанных обстоятельствах общие нормы гражданского законодательства о внесении изменений в договор по требованию одной из сторон могут быть применены к спорным правоотношениям.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предусмотренного частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Предусмотренное настоящим пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на тридцать процентов. При этом в указанный срок не включается срок получения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений;

В пункте 9 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ закреплено, что если контракт, предусмотренный частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении.

Согласно пункту 1.3. муниципального контракта на выполнение работ по строительству объекта «Школа на 1500 мест в квартале 406 г. Благовещенск, Амурская область» № 0037/2020 от 10.03.2020, подрядчик обязуется выполнить все работы по строительству объекта, указанного в пункте 1.1. контракта, в соответствии с проектом и условиями контракта, и произвести совместно с заказчиком ввод объекта в эксплуатацию.

Судом признается доказанным истцом обстоятельство того, что внесение изменений в график выполнения строительно-монтажных работ, а следовательно, невозможность выполнения контракта с соблюдением согласованных сроков, вызвано изменением объективных обстоятельств, которые не могли предвидеть обе стороны.

Из переписки сторон следует, что подрядчик принимал действия, чтобы не затягивать строительство объекта, в связи с изложенным, суд признает обоснованным указанный довод истца.

Таким образом, сохранение существующих условий договора нарушает соотношение имущественных интересов сторон и повлечет для подрядчика такой ущерб, в том числе при применении штрафных санкций, решение вопроса о предоставлении документов для включения в реестр недобросовестных поставщиков, что он в значительной степени лишится того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора.

Рассматривая довод истца о том, что распространение новой коронавирусной инфекции, повлекшее закрытие государственных границ со странами, является обстоятельством непреодолимой силы, суд признает обоснованным по следующим основаниям.

В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID19) № 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.04.2020 г. (далее - Обзор ВС РФ от 21.04.2020 г.) указано, что, признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников, независимо от типа их деятельности, условий ее осуществления, в том числе региона, в котором действует организация, в силу чего существование обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учетом обстоятельств конкретного дела (в том числе срока исполнения обязательств, характера неисполненного обязательства, разумности и добросовестности действий должника и т.д.).

Если иное не предусмотрено договором и не вытекает из его существа, такие обстоятельства, которые стороны не могли предвидеть при заключении договоров, могут являться основанием для изменения и расторжения договоров на основании статьи 451 ГК РФ, если при предвидении данных обстоятельств договор не был бы заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

В Обзоре ВС РФ от 21.04.2020 указано, что по пункту 4 статьи 451 ГК РФ изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств по требованию одной из сторон возможно лишь в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях. При удовлетворении иска об изменении условий договора судам необходимо указывать, каким общественным интересам противоречит расторжение договора, либо обосновывать значительный ущерб сторон от расторжения договора.

Применительно к нормам статьи 401 ГК РФ обстоятельства, вызванные угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, а также принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления меры по ограничению ее распространения, в частности установление обязательных правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, запрет на передвижение транспортных средств, ограничение передвижения физических лиц, приостановление деятельности предприятий и учреждений, отмена и перенос массовых мероприятий, введение режима самоизоляции граждан и т.п., могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы, если будет установлено их соответствие названным выше критериям таких обстоятельств и причинная связь между этими обстоятельствами и неисполнением обязательства.

Исходя из заключений Союза ТПП Амурской области от 26.03.2020, от 06.07.2020, от 07.08.2020, от 07.09.2020, от 07.10.2020, от 07.11.2020, от 07.12.2020, от 31.12.2020, от 30.07.2021 было засвидетельствовано наличие обстоятельств непреодолимой силы, которые препятствуют АО «СК № 1» своевременно исполнить обязательства по контракту. В частности указано на введенные распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.03.2020 № 635-р запретительные/ограничительные меры, а именно с 00 часов 00 минут по местному времени 18 марта 2020 года введено временное ограничение на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства (после подписания контракта), что свидетельствуют о наличии обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих АО «СК № 1» выполнить обязательства по исполнению контрактов по причине отсутствия квалифицированной иностранной рабочей силы из Китая.

Материалами дела подтверждено, а именно письмами № 115 от 29.04.2020, № 216 от 07.07.2020, № 248-и/1 от 06.08.2020 об актуализации сроков по выданному ранее заключению о наступлении обстоятельств непреодолимой силы; № 351 от 07.09.2020, № 412 от 07.10.2020, № 332 от 26.07.2021 о выдаче заключения по наступлению обстоятельств непреодолимой силы.

АО «СК № 1» также самостоятельно предпринимались меры по изысканию специалистов строительной квалификации для выполнения работ, которые оказались безрезультатными.

Таким образом, на момент заключения контракта (10.03.2020) стороны не располагали информацией о возникновении такой ситуации, как запрет на въезд в РФ работников из числа граждан КНР при том, что привлечение иностранных рабочих являлось обычной практикой в области строительства. При этом, истец предпринимает все меры при должной степени заботливости и осмотрительности, для обеспечения возможности использования трудовых ресурсов иных регионов, достижения соглашения о возможности прибытия специалистов из КНР. Однако для завершения работ в установленные сроки ресурсов не достаточно.

Вина подрядчика в нарушении сроков исполнения контракта отсутствует.

Учитывая, что распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019- nCoV, что повлекло закрытие границ с КНР, приостановку въезда работников на территорию Российской Федерации, является обстоятельством непреодолимой силы, препятствующим истцу своевременно исполнить контракт, а так же учитывая наличие доказательств того, что заказчик сохранил интерес в результате работ, суд полагает возможным удовлетворить частично требование истца и внести изменения в контракт с целью достижения ожидаемого сторонами результата.

Однако, при установлении (продлении) срока исполнения контракта суд считает необходимым указать следующее.

Как следует из положений контракта, срока и его цены к спорным правоотношениям подлежат применению положения, предусмотренные подпунктом 8 пункта 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ о возможности изменения (увеличения) срока исполнения контракта и (или) цены контракта не более чем на тридцать процентов. Данный вывод подтверждается также положениями Постановления Правительства РФ от 09.08.2021 № 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» и Постановления Правительства Амурской области от 30.08.2021 № 641 «О мерах, обеспечивающих возможность изменения (увеличения) цены контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия».

С учетом указанного законодателем срока суд считает возможным продлить срок исполнения контракт до 31.05.2023 (т.е. увеличив его не более 30%), кроме того, при установлении данного срока суд исходит из конкретных обстоятельств спора, принимая во внимание предмет контракта, его социальную значимость, характер своевременно неисполненных работ, действия подрядчика по исполнению обязательств, а так же учитывая необходимость построить объект, ввести его в эксплуатацию и начать учебный процесс с 1 сентября.

Суд считает, что установление срока, на который просит продлить контракт подрядчик в уточненных требованиях - до 31.10.2023 повлечет за собой нарушение интересов неопределенного круга лиц и невозможности начать учебный год в установленный законодателем срок, необходимость продления срока контракта до 31.10.2023 документально не подтверждена, правовых оснований для продления срока контракта на иной срок у суда не имеется.

В связи с тем, что муниципальный контракт на выполнение работ по строительству объекта «Школа на 1500 мест в квартале 406 г. Благовещенск, Амурская область» № 0037/2020 от 10.03.2020 заключен на социально-значимый объект, требования истца подлежат частичному удовлетворению.

Суд считает возможным внести изменения в пункт 1.2 муниципального контракта на выполнение работ по строительству объекта «Школа на 1500 мест в квартале 406 г. Благовещенск, Амурская область» № 0037/2020 от 10.03.2020, изложив его в следующей редакции:

«Сроки выполнения работ:

- начало выполнения работ – не позднее 5 рабочих дней с момента заключения контракта;

- окончание выполнения работ – не позднее 31.05.2023.

Этапы выполнения работ не устанавливаются. Работы по контракту выполняются подрядчиком в соответствии с проектом, графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение № 2). Подрядчик может выполнить работы досрочно».

- изменить Приложение № 2 «График выполнения строительно-монтажных работ», подлежащих выполнению по муниципальному контракту № 0037/2020 на выполнение работ по строительству объекта «Школа на 1500 мест в 406 квартале г. Благовещенск, Амурская область» от 10.03.2020, окончательный срок выполнения работ май 2023 года.

В остальной части требований следует отказать по изложенным выше основаниям.

В соответствии со статьей 333.21 НК РФ госпошлина по иску составляет 6 000 руб. и была уплачена истцом при обращении с иском по платежному поручению № 7249 от 19.10.2021.

В соответствии с пунктом 4 статьи 110 АПК РФ, учитывая представленное истцом заявление об отнесении судебных расходов на него, расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 руб. за рассмотрение настоящего дела относятся судом на истца.

Руководствуясь статьями 49, 110, 167-170, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Требования удовлетворить частично.

Внести изменения в пункт 1.2 муниципального контракта на выполнение работ по строительству объекта «Школа на 1500 мест в квартале 406 г. Благовещенск, Амурская область» № 0037/2020 от 10.03.2020, изложив его в следующей редакции:

«Сроки выполнения работ:

- начало выполнения работ – не позднее 5 рабочих дней с момента заключения контракта;

- окончание выполнения работ – не позднее 31.05.2023.

Этапы выполнения работ не устанавливаются. Работы по контракту выполняются подрядчиком в соответствии с проектом, графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение № 2). Подрядчик может выполнить работы досрочно».

- изменить Приложение № 2 «График выполнения строительно-монтажных работ», подлежащих выполнению по муниципальному контракту № 0037/2020 на выполнение работ по строительству объекта «Школа на 1500 мест в 406 квартале г. Благовещенск, Амурская область» от 10.03.2020, окончательный срок выполнения работ май 2023 года.

В остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой Арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья О.В. Швец