ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-5698/2012 от 23.08.2012 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050

E-mail: arhangelsk.info@arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

27 августа 2012 года

г. Архангельск

Дело № А05-5698/2012

Резолютивная часть решения объявлена 23 августа 2012 года

Полный текст решения изготовлен 27 августа 2012 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Максимовой С.А.

при ведении протокола секретарём судебного заседания Ачык Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Архангельский Лесопромышленный Комплекс» (ОГРН <***>, место нахождения: 163000, <...>)

к территориальному органу министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – Няндомскому лесничеству (ОГРН <***>, место нахождения: 164200, <...>)

о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 16.04.2012 № 19

при участии в заседании представителей:

от заявителя – не явился, извещён,

от административного органа – не явился, извещён,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Архангельский Лесопромышленный Комплекс» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 16.04.2012 № 19 за совершение административного правонарушения по части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 6000 рублей, вынесенного территориальным органом министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – Няндомским лесничеством (далее – административный орган).

Административный орган заявленные требования не признал. В отзыве и дополнениях к отзыву указал, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, в связи с чем просил в удовлетворении требований отказать.

Стороны, в соответствии с требованиями статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считающиеся надлежащим образом извещёнными о времени и месте рассмотрения спора, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Административный орган представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей.

С учётом положений части 3 статьи 156, статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью «Архангельский Лесопромышленный Комплекс» зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>.

Как следует из материалов дела, ООО «Архангельский Лесопромышленный Комплекс» осуществляет использование лесов в целях заготовки древесины на территории Няндомского лесничества на основании договора аренды лесного участка от 18.11.2008 № 551 и соглашения от 30.06.2010 о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесных участков. Местоположение арендованного лесного участка: Няндомский район Архангельской области, кварталы №№ 1-23, 30-48, 53, 54, 56-73, 84-95, 101-109 Бурачихинского участкового лесничества; кварталы №№ 58-63, 70-75, 84-88 Мошинского участкового лесничества Няндомского лесничества Архангельской области.

В ходе проведённой 26.03.2012 проверки на предмет укомплектования необходимой пожарной техникой, оборудованием, инвентарём и средствами пожаротушения в соответствии с договором аренды, проектом освоения лесов и планом противопожарною обустройства лесов было установлено, что на пункте сосредоточения пожарного инвентаря Общества отсутствует лесопожарный автомобиль.

Результаты проверки отражены в акте проверки подготовки к пожароопасному сезону от 26.03.2012.

В связи с выявленными нарушениями 12.04.2012 государственный лесной инспектор в лесах Архангельской области и Ненецкого автономного округа ФИО1 на основании части 1 статьи 28.3, статьи 23.24.1 КоАП РФ в присутствии представителя Общества ФИО2, действовавшего на основании доверенности от 23.03.2012 № 07/АЛК, составила в отношении Общества протокол № 13 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ.

Копия протокола была получена ФИО2 12.04.2012 согласно отметке на представленной в материалы дела копии протокола.

Рассмотрев протокол об административном правонарушении, материалы проверки и возражения Общества на протокол, 28.05.2012 заместитель старшего государственного лесного инспектора в лесах Архангельской области и Ненецкого автономного округа ФИО3 в соответствии со статьёй 23.24.1 КоАП РФ в присутствии представителя Общества ФИО4 вынес постановление № 19 о назначении Обществу административного наказания по части 4 статьи 8.25 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 6000 рублей.

Копия постановления была получена ФИО4 16.04.2012 согласно отметке на представленной в материалы дела копии постановления.

Не согласившись с указанным постановлением, ООО «Архангельский Лесопромышленный Комплекс» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Исследовав заявление Общества, отзыв административного органа и материалы дела, арбитражный суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям.

В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме.

Как следует из материалов дела, Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.

Согласно части 3 статьи 30.1 КоАП РФ данное дело подведомственно арбитражному суду.

По общему правилу, установленному частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа. Помимо случаев, предусмотренных частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации (часть 2 статьи 28.3 КоАП РФ).

В силу части 1 статьи 23.24.1 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 8.25 КоАП РФ, отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор (в пределах их полномочий в соответствии с лесным законодательством).

В соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление ряда полномочий в области лесных отношений, в том числе: организацию использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях; осуществление на землях лесного фонда государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 Лесного кодекса; установление перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор.

Подпунктом 18 пункта 8 Положения о министерстве природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, утверждённого Постановлением Правительства Архангельской области от 31.05.2011 № 183-пп (далее – Положение о министерстве природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области), установлено, что к полномочиям министерства относится, в числе прочего, ведение дел об административных правонарушениях в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

В силу подпункта 8 пункта 10 Положения о министерстве природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области к полномочиям министерства относится осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 36 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации.

Структурными подразделениями министерства являются управления и отделы (пункт 22 Положения о министерстве природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области).

Согласно части 4 статьи 28.3 КоАП РФ перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, рассмотрение дел о которых КоАП РФ отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Перечень должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на территории Архангельской области и Ненецкого автономного округа, утверждён Постановлением Правительства Архангельской области от 12.07.2011 № 247-пп. К таким лицам относятся, в числе прочих, руководители территориальных органов министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - старшие государственные лесные инспекторы Архангельской области и Ненецкого автономного округа, заместители руководителей территориальных органов министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - заместители старших государственных лесных инспекторов Архангельской области и Ненецкого автономного округа, главные специалисты-эксперты, ведущие специалисты-эксперты, старшие специалисты 2 разряда, специалисты 1 разряда в территориальных органах министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - государственные лесные инспекторы Архангельской области и Ненецкого автономного округа.

При таких обстоятельствах протокол об административном правонарушении, составленный государственным лесным инспектором в лесах Архангельской области и Ненецкого автономного округа ФИО1, составлен уполномоченным должностным лицом.

В соответствии с частью 2 статьи 23.24.1 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 статьи 23.24.1 КоАП РФ, вправе руководители структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, их заместители.

При таких обстоятельствах, постановление по делу об административном правонарушении № 19, вынесенное заместителем старшего государственного лесного инспектора в лесах Архангельской области и Ненецкого автономного округа ФИО3, вынесено уполномоченным на то должностным лицом.

Частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки.

Объектом правонарушения, предусмотренного указанной нормой, является окружающая среда и порядок природопользования, в том числе пользования участками лесного фонда (заготовки древесины) на основании договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки.

Объективная сторона правонарушения состоит в нарушении условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки.

Субъектами этого правонарушения являются лица, осуществляющие лесопользование на основании договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки.

Материалами дела подтверждается и Обществом не оспаривается, что оно на основании договора аренды лесного участка от 18.11.2008 № 551 и соглашения от 30.06.2010 о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесных участков осуществляет пользование участками лесного фонда на территории Няндомского лесничества, в том числе заготовку древесины.

При таких обстоятельствах ООО «Архангельский Лесопромышленный Комплекс» относится к субъектам административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ.

Как следует из конструкции части 4 статьи 8.25 КоАП РФ ответственность по данной статье наступает в случае нарушения конкретных положений договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки.

В соответствии со статьёй 71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование.

Согласно пункту 3.4.1 договора аренды лесного участка от 18.11.2008 № 551 (далее – Договор) Арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами и настоящим Договором.

В силу пункта 3.4.10 Договора, Арендатор обязан соблюдать на предоставленном ему в аренду лесном участке Правила пожарной безопасности, обеспечивать создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и другие), содержание этих систем, средств в соответствии с Проектом освоения лесов.

Пунктом 5.2 Проекта освоения лесов по лесному участку, переданному по договору аренды лесного участка от 18.11.2008 № 551, установлено, что Общество обязано иметь противопожарную технику и оборудование в количестве, установленном Нормами наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, утверждёнными Приказом Минсельхоза РФ от 22.12.2008 № 549.

Согласно пунктом 5.3 Проекта освоения лесов в пунктах сосредоточения средств пожаротушения в числе прочей техники должна иметься лесопатрульная пожарная машина.

Признавая оспариваемое постановление незаконным, суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).

Как следует из материалов дела, Обществу вменено в вину отсутствие на пункте сосредоточения пожарного инвентаря лесопожарного автомобиля.

В то же время, акт проверки представителем Общества подписан не был, а в своих объяснениях, данных при составления протокола об административном правонарушении, Общество указало, что весь необходимый противопожарный инвентарь, в том числе и лесопатрульный автомобиль, на пункте сосредоточения имеется.

Указанные доводы административным органом при рассмотрении дела об административном нарушении не оценены и не опровергнуты.

В свою очередь, в ходе рассмотрения дела в суде Обществом были представлены копии договора безвозмездного пользования имуществом от 16.06.2011, акта приёма-передачи к этому договору, приказа от 16.06.2011, договора купли-продажи от 05.06.2012, паспорта транспортного средства и т.д., подтверждающие наличие у него противопожарного автомобиля и закрепление его за пунктом сосредоточения противопожарного инвентаря в соответствии с положениями договора аренды лесного участка от 18.11.2008 № 551.

При таких обстоятельствах, административный орган не доказал наличия в действиях (бездействии) Общества событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ.

В силу положений статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

На основании изложенного, суд находит оспариваемое постановление незаконным и подлежащим отмене.

Руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

признать незаконным и отменить постановление № 19 о назначении административного наказания от 16 апреля 2012 года, принятое в г. Няндома заместителем руководителя Няндомского лесничества, заместителем старшего государственного инспектора в лесах Архангельской области и Ненецкого автономного округа ФИО3 в отношении общества с ограниченной ответственностью «Архангельский Лесопромышленный Комплекс», зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>, находящегося по адресу: <...>.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Судья

С.А. Максимова