ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А06-4891/18 от 07.02.2019 АС Астраханской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6

Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: astrahan.info@arbitr.ru

http://astrahan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Астрахань

Дело № А06-4891/2018

12 февраля 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 07 февраля 2019 года

Полный текст решения изготовлен 12 февраля 2019 года

Арбитражный суд Астраханской области в составе судьи Ковальчук Т.А.

при ведении протокола судебного заседания  помощником судьи Атакишиян  Г.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО "Стар Групп"

к Астраханской таможне об изменении постановления №10311000-256/2018 от 24.04.2018 в части размера административного штрафа

третьи лица: ООО «Шахин», Федеральная служба по  аккредитации (Росаккредитация),  Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии

при участии:

от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности  от 14.01.2019

от административного органа: ФИО2, представитель по доверенности от 09.01.2019;  ФИО3, представитель по доверенности от 03.12.2018

от третьих лиц:

ООО «Шахин» - ФИО1, представитель по доверенности  от 28.01.2019

Федеральная служба по  аккредитации (Росаккредитация) не явились, извещены

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии – не явились, извещены

Общество с ограниченной ответственностью "Стар Групп" (далее ООО "Стар Групп", Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Астраханской таможне об отмене постановления №10311000-256/2018 от 24.04.2018.

В судебное заседание представители от Федеральной службы по  аккредитации (Росаккредитация),  Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии не явились, извещены надлежащим образом в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о движении данного дела размещена на официальном интернет-сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru.

Суд, с учетом мнения представителей сторон, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проводит судебное заседание в отсутствие  представителей третьих лиц.

В судебном заседании представитель заявителя в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования, просил суд изменить постановление №10311000-256/2018 от 24.04.2018 в части размера административного штрафа.

Судом уточнения приняты.

Представитель заявителя  в судебном заседании заявленные требования  поддержал в с учетом уточнений.

Представитель административного органа с заявленными требованиями  не согласен,  считает вину Общества доказанной материалами дела, просит в удовлетворении оказать.

Изучив представленные документы, выслушав  пояснения представителей,  суд

УСТАНОВИЛ:

Из материалов дела следует, что 23 января 2017 года на Астраханский таможенный пост Астраханской таможни ООО "Стар Групп", являющимся таможенным представителем и действующим на основании договора на оказание услуг таможенного представителя от 08 ноября 2016 года №0358/05-28, заключенного с обществом с ограниченной ответственностью "Шахин" (далее - ООО "Шахин"), в соответствии с таможенной процедурой выпуск для внутреннего потребления была подана декларация на товар - "томатная паста "PAYA", дата изготовления 2016 год, массовая доля сухих веществ 27,0-29,0%, расфасованная в ж/банки, ср. вес 1 банки: чистое нетто 0,700 кг, нетто с банкой 0,765 кг, в упаковках по 12 шт. на паллете, общее количество: 26760 банок в 2230 упаковках, не содержит ГМО, изготовитель "SANAYE VA FARAVARDEHAYE GHAZAEI MAZ MAZ", товарный знак "PAYA", марка "PAYA", модель - нет, артикул - нет, страна происхождения Исламская Республика Иран, классификационный код в соответствии с единой Товарной номенклатурой Евразийского экономического союза 2002 90 390 0.

Поданная декларация на товары была зарегистрирована Астраханским таможенным постом за № 10311020/230117/0000173.

В подтверждение соответствия декларируемого товара требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (TP ТС 021/2011), принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 года N 880 (далее - TP ТС 021/2011), технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (TP ТС 022/2011), принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 года N 881 (далее - TP ТС 022/2011), и технического регламента Таможенного союза "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств" (TP ТС 029/2012), принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 20 июля 2012 года N 58 (далее - TP ТС 029/2012), ООО "Стар Групп" была представлена декларация о соответствии от 29 июня 2016 года ТС N RU Д-IR.АБ52.В.00735, зарегистрированная органом по сертификации ООО "НПО ФорКаб" по заявлению ООО "Шахин".

Из содержания указанной декларации следует, что она принята на основании протокола испытания от 28 июня 2016 года N 05СТ-180-06-16, выданного испытательной лабораторией ООО "Стратег", аттестат аккредитации от 15 июня 2015 года N МОСТ RU.04ИАЕ0.ИЛ00002 без срока действия, и что она подтверждает соответствие товара "консервы овощные с маркировкой "PAYA": томатная паста с массовой долей сухих веществ от 27% до 29%, упакованная в жестяные банки массой 700 грамм +/- 20 грамм, изготовитель "SANAYE VA FARAVARDEHAYE GHAZAEI MAZ MAZ", место нахождения и фактический адрес: Иран, Занджан, IRAN ZANJAN", требованиям TP ТС 021/2011, TP ТС 022/2011, TP ТС 029/2012.

25 января 2017 года Астраханским таможенным постом осуществлен выпуск товара в соответствии с заявленной таможенной процедурой по ДТ №10311020/230117/0000173.

В ходе проведения административного расследования  было установлено, что согласно фотографий  товара, предоставленных ООО «Стар Групп» на  Астраханский таможенный пост при таможенном декларировании по ДТ №10311020/230117/0000173, маркировка, непосредственно размещенная на банках с томатной пастой, содержит следующие сведения о производителе: "продукция консервного предприятия "Пая", Иран, Занджан, 18-й километр дороги Занжан, Тегеран, перекресток Таром", которые   не соответствуют сведениям о производителе томатной пасты, указанным в декларации о соответствии от 29 июня 2016 года ТС N RU Д-IR.АБ52.В.00735.

Кроме того, административный орган установил, что в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" содержатся сведения о ряде организаций с наименованием ООО "Стратег", из которых только одна организация осуществляет деятельность в области сертификации продукции, а именно: экспертная организация "Стратег" (сайт www.strateg.su, электронная почта: mfo@strateg.ru).

В ответ на запросы Астраханской таможни о предоставлении документов, на основании которых были проведены испытания декларируемого товара и составлен протокол испытания от 28 июня 2016 года N 05СТ-180-06-16, о предоставлении протокола испытания от 28 июня 2016 года N 05СТ-180-06-16 и аттестата аккредитации от 15 июня 2015 года N МОСТ RU.04ИAE0.ИЛ00002, направленные в адрес ООО "Стратег" по электронной почте: mfo@strateg.ru. 

Согласно ответу, подписанного начальником отдела по работе с клиентами экспертной организации «Стратег» ФИО4,   на базе ООО "Стратег" никогда не создавалась испытательная лаборатория, проводившая испытания продукции с последующим оформлением протоколов испытаний. Также из письма генерального директора ООО "Стратег" ФИО5, оформленного на бланке ООО "Коммерческое партнерство "Стратег" следует, что ООО "Коммерческое партнерство "Стратег" зарегистрировано в качестве юридического лица в декабре 2015 года, в связи с чем,  не может быть держателем аттестата аккредитации от 15 июня 2015 года N МОСТ RU.04HAE0.ИJI00002.

Кроме того, согласно письму Управления контроля за деятельностью аккредитованных лиц Федеральной службы по аккредитации от 20 марта 2018 года N 6822/04-АС в реестре аккредитованных лиц отсутствуют сведения об аттестате аккредитации от 15 июня 2015 года N МОСТ RU.04ИАЕ0.ИJI00002, выданном испытательной лаборатории ООО "Стратег".

Также в письме указано, что протокол испытания от 28 июня 2016 года N 05СТ-180-06-16 в порядке, установленном приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 мая 2014 года N 329 "Об утверждении Положения о составе сведений о результатах деятельности аккредитованных лиц, об изменениях состава их работников и о компетентности этих работников, об изменениях технической оснащенности, представляемых аккредитованными лицами в Федеральную службу по аккредитации, порядке и сроках представления аккредитованными лицами таких сведений в Федеральную службу по аккредитации", в Федеральную службу аккредитации не представлялся.

Административный орган пришел к выводу, что указанная организация не аккредитована в национальной системе аккредитации. Реестр аккредитованных лиц размещен на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://fsa.gov.ru/ в разделе "Реестры". Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми для ознакомления с ними органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц.

Таможенным органом установлено несоответствие сведений о производителе товара, указанных в декларации о соответствии от 29 июня 2016 года ТС RU Д-IR.АБ52.В.00735, сведениям о производителе товара, непосредственно указанным на маркировке товара, что не позволяет соотнести данную декларацию о соответствии с декларируемым товаром и распространить ее действие на данный товар, а также то, что декларация о соответствии от 29 июня 2016 года ТС N RU ДIRАБ52.В.00735 принята на основании протокола испытания от 28 июня 2016 года N 05СТ-180-06-16, не выдававшегося в установленном порядке уполномоченными лицами.

При таможенном декларировании товара по ДТ №10311020/230117/0000173 ООО "Стар Групп" в качестве документа, подтверждающего соблюдение установленных запретов и ограничений, была представлена декларация о соответствии от 29 июня 2016 года ТС N RU Д-IR.АБ52.В.00735, действие которой не распространяется на декларируемый товар в связи с несоответствием сведений о его производителе, не имеющая юридической силы, поскольку принята на основании протокола испытания от 28 июня 2016 года N 05СТ-180-06-16, не выдававшегося в установленном порядке уполномоченными лицами.

Административный орган пришел к выводу, что ООО "Стар Групп" представило при таможенном декларировании товара по ДТ №10311020/230117/0000173 в целях подтверждения соответствия декларируемого товара требованиям TP ТС 021/2011, TP ТС 022/2011, TP ТС 029/2012 на Астраханский таможенный пост недействительную декларацию о соответствии от 29 июня 2016 года ТС N RU Д-IR.АБ52.В.00735.

Установленные обстоятельства, по мнению административного органа, свидетельствуют о нарушении ООО "Стар Групп" требований статей 152, 183 Таможенного кодекса Таможенного союза, действующего на момент возникновения спорных правоотношений, Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 года N 294 (далее - Положение).

Допущенное нарушение квалифицировано административным органом по части 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По данному факту административным органом вынесено определение от 27.02.2018 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ООО "Стар Групп".

27 марта 2018 года в отношении ООО "Стар Групп" составлен протокол об административном правонарушении.

24 апреля 2018 года административным органом вынесено постановление по делу об административном правонарушении №10311000-256/2018 о привлечении ООО "Стар Групп" к ответственности по части 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде штрафа в размере 150 000 руб.

Не согласившись  с  вынесенным постановлением, ООО  «Стар Групп»   обратилось с заявлением об оспаривании его в судебном порядке.

Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В части 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений.

К административной ответственности по части 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит привлечению лицо, осуществляющее деятельность, связанную с незаконным ввозом товаров в Российскую Федерацию, вступающее в правоотношения с таможенными органами. Таким лицом является либо декларант, либо его таможенный представитель (специализированная организация, с которой предпринимателем заключен договор для таможенного оформления товара) (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2014 года N 1572-О).

Состав рассматриваемого административного правонарушения возникает, в том числе при условии, что следствием представления недействительных документов является возможность несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и (или) ограничений (постановление Верховного Суда Российской Федерации от 15 марта 2016 года N 305-АД15-17140).

Согласно примечанию 2 к статье 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для целей применения главы 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 11 постановления от 08 ноября 2013 года N 79 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства" разъяснил, что в силу частей 2 и 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотренная ими административная ответственность наступает в случае, если заявленные недостоверные, в том числе неполные, сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, неприменения установленных запретов и ограничений.

На основании пункта 1 статьи 152 Таможенного кодекса Таможенного союза, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено Кодексом, международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза под запретами и ограничениями понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.

В силу положений части 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при квалификации действий лица по названной норме права необходимо устанавливать, какие запреты и (или) ограничения могли не применяться в случае заявления декларантом при декларировании товаров недостоверных сведений о товарах, а равно представления недействительных документов.

Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19 февраля 2013 года N 12963/12.

Таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, совершаются в порядке и на условиях, определенных таможенным законодательством Таможенного союза, а в случаях, установленных Кодексом или иными международными договорами государств - членов Таможенного союза, - законодательством государств - членов Таможенного союза (пункт 1 статьи 173 Таможенного кодекса Таможенного союза).

В силу пункта 1 статьи 174 Таможенного кодекса Таможенного союза помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации и (или) документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру в случаях, предусмотренных Кодексом.

Помещение товаров под таможенную процедуру завершается выпуском товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой (пункт 3 статьи 174 Таможенного кодекса Таможенного союза).

В соответствии со статьей 179 Таможенного кодекса Таможенного союза товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.

При помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары (пункт 1 статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного союза).

В подпункте 5 пункта 1 статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация. К таким документам относятся, в том числе документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.

В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 Положения к продукции (товарам), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которой при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится продукция (товары), которая включена в перечни продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза.

Из пункта 3 Положения следует, что к документам, удостоверяющим соответствие продукции (товаров) обязательным требованиям, относятся:

а) документ об оценке (подтверждении) соответствия, предусмотренный техническими регламентами Таможенного союза;

б) сертификат соответствия или декларация о соответствии Таможенного союза, оформленные по единой форме, на продукцию (товары), включенную в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов;

в) сертификат соответствия, декларация о соответствии, предусмотренные законодательством государства-члена, на территории которого продукция (товары) помещается под таможенные процедуры;

г) иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена, на территории которого продукция (товары) помещается под таможенные процедуры.

В рассматриваемом случае ввезенная продукция подпадает под действие ТР ТС 021/2011, ТР ТС 022/2011 и TP ТС 029/2012.

В силу статьи 23 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция, выпускаемая в обращение на таможенной территории Таможенного союза, подлежит декларированию соответствия.

Пищевая продукция, соответствующая требованиям ТР ТС 021/2011, иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, и прошедшая оценку (подтверждение) соответствия, маркируется единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза (часть 2 статьи 5 ТР ТС 021/2011).

В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании) для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со статьей 30 данного Федерального закона.

В пункте 5 статьи 24 Закона о техническом регулировании предусмотрено, что декларация о соответствии оформляется на русском языке и должна содержать, в том числе, наименование и местонахождение заявителя, наименование и местонахождение изготовителя, информацию об объекте подтверждения соответствия, позволяющую идентифицировать этот объект; наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого подтверждается продукция. Следовательно, представляемая в целях подтверждения соблюдения установленных запретов и ограничений декларация о соответствии должна идентифицироваться с представленным к таможенному декларированию товаром.

Согласно пункту 2 статьи 188 Таможенного кодекса Таможенного союза на декларанта возложена обязанность при таможенном декларировании товаров представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация.

На основании статьи 189 Таможенного кодекса Таможенного союза декларант несет ответственность за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 Кодекса, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации.

В рассматриваемом случае при таможенном декларировании таможенным представителем был представлен недействительный документ - декларация о соответствии на томатную пасту, то есть на товар, подлежащий обязательной оценке соответствия в рамках Таможенного союза, что повлекло за собой несоблюдение запретов и ограничений, установленных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии.

Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года N 319 утверждено Положение о формировании и ведении единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии (далее - Положение о формировании и ведении единого реестра), которое применяется в отношении сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, выданных или зарегистрированных до даты вступления в силу Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26 сентября 2017 года N 127, в части, касающейся хранения, доступа и предоставления заинтересованным лицам сведений из национальных частей единого реестра, формирование и ведение которого осуществляются в соответствии с Положением, а также в части актуализации сведений о приостановлении, возобновлении, продлении или прекращении действия таких сертификатов и деклараций.

В соответствии с пунктом 3 Положения о формировании и ведении единого реестра Единый реестр состоит из национальных частей Единого реестра, формирование и ведение которых обеспечивают уполномоченные органы государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Единый реестр формируется в электронном виде на базе программно-аппаратных средств уполномоченных органов с обеспечением возможности доступа к национальным частям Единого реестра с официальных сайтов уполномоченных органов и Евразийской экономической комиссии в сети Интернет.

В национальную часть Единого реестра включаются сведения о выданных органами по сертификации государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства сертификатах соответствия и зарегистрированных декларациях о соответствии на продукцию, включенную в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 07 апреля 2011 года N 620, а также сертификатах соответствия и декларациях о соответствии требованиям технических регламентов Таможенного союза.

В пункте 4 Положения о формировании и ведении единого реестра предусмотрено, что формирование и ведение национальных частей Единого реестра включают в себя сбор и внесение в национальные части Единого реестра сведений о сертификатах соответствия и декларациях о соответствии, хранение, систематизацию, актуализацию и изменение этих сведений, обеспечение возможности доступа к национальным частям Единого реестра с официальных сайтов уполномоченных органов и Евразийской экономической комиссии в сети Интернет, а также защиту от несанкционированного доступа к содержащейся в национальных частях Единого реестра информации.

Национальные части Единого реестра состоят из следующих разделов:

сертификаты соответствия и декларации о соответствии на продукцию, включенную в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов;

сертификаты соответствия и декларации о соответствии требованиям технических регламентов Таможенного союза.

Сведения о сертификатах соответствия и декларациях о соответствии вносятся уполномоченными органами в национальные части Единого реестра на основании решения о выдаче сертификата соответствия или регистрации декларации о соответствии, приостановлении, возобновлении, продлении или прекращении их действия (пункт 5 Положения о формировании и ведении единого реестра).

Согласно пункту 7 Положения о формировании и ведении единого реестра сведения о декларациях о соответствии вносятся уполномоченными органами в национальные части Единого реестра в виде электронной записи, содержащей, в том числе:

регистрационный номер и дату регистрации декларации о соответствии;

информацию о продукции, в отношении которой принята декларация о соответствии, позволяющую идентифицировать эту продукцию;

информацию о технических регламентах Таможенного союза или нормативных документах, соответствие требованиям которых подтверждается;

сведения о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях, сертификате соответствия системы менеджмента (при необходимости), а также других документах, являющихся доказательными материалами при принятии декларации о соответствии;

срок действия декларации о соответствии;

наименование, место нахождения, в том числе фактический адрес органа по сертификации, зарегистрировавшего декларацию о соответствии;

дату приостановления, возобновления или прекращения действия декларации о соответствии, а также срок приостановления действия декларации о соответствии.

На основании пункта 8 Положения о формировании и ведении единого реестра уполномоченные органы размещают на своих официальных сайтах в сети Интернет не позднее 3 рабочих дней с даты выдачи сертификата соответствия или регистрации декларации о соответствии сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии, указанные соответственно в пункте 6 или пункте 7 Положения. Для предотвращения утраты указанных сведений уполномоченными органами формируется резервная копия национальных частей Единого реестра.

Согласно пункту 6 статьи 24 Закона о техническом регулировании оформленная заявителем в соответствии с пунктом 5 данной статьи декларация о соответствии подлежит регистрации в электронной форме в едином реестре деклараций о соответствии в уведомительном порядке в течение трех дней со дня ее принятия. Ведение единого реестра деклараций о соответствии осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 5.1.2.3, 5.1.2.5 и 5.1.4 Положения о Федеральной службе по аккредитации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 года N 845, Росаккредитация осуществляет формирование и ведение:

единого реестра деклараций о соответствии;

реестра деклараций о соответствии продукции, включенной в единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия;

национальной части Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по единой форме, а также оперативное размещение ее на официальном сайте Службы в сети Интернет с обеспечением доступа к указанному сайту.

Порядок формирования и ведения единого реестра зарегистрированных деклараций о соответствии, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений утвержден приказом Минэкономразвития России от 21 февраля 2012 года N 76 (далее - Порядок).

В соответствии с пунктами 2 и 3 Порядка Единый реестр формируется и ведется в электронном виде на основе единых методологических и программно-технологических принципов, определяемых Федеральной службой по аккредитации. Формирование и ведение единого реестра включает сбор сведений о принятых и зарегистрированных декларациях о соответствии, приостановлении, возобновлении или прекращении их действия, а также внесение в единый реестр сведений о декларациях о соответствии, их хранение, систематизацию, актуализацию и защиту.

В пункте 6 Порядка определено, что сведения о декларациях о соответствии вносятся в единый реестр в виде электронной записи, содержащей, в частности:

информацию об объекте декларирования соответствия продукции требованиям технического регламента, позволяющую идентифицировать этот объект;

сведения о технических регламентах, соответствие продукции требованиям которых подтверждается;

сведения о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях, сертификате системы качества (при наличии), а также других документах, послуживших основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов;

срок действия декларации о соответствии.

Органы по сертификации передают в Федеральную службу по аккредитации в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведения о декларациях о соответствии в течение трех рабочих дней с даты регистрации декларации о соответствии (пункт 7 Порядка).

На основании пунктов 10 и 11 Порядка сведения, содержащиеся в едином реестре, являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, относящихся к информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещаются следующие сведения из единого реестра, в том числе:

наименование и местонахождение заявителя;

наименование и местонахождение изготовителя продукции;

информация об объекте декларирования соответствия продукции требованиям технического регламента, позволяющая идентифицировать этот объект;

информация о технических регламентах, соответствие продукции требованиям которых подтверждается;

срок действия декларации о соответствии;

регистрационный номер декларации о соответствии.

Сведения из единого реестра, указанные в пункте 10 Порядка, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение одного рабочего дня со дня их внесения в единый реестр.

Из материалов дела следует, что в декларации о соответствии от 29 июня 2016 года ТС N RU Д-IR.AB52.B.00735 отражено ее принятие на основании протокола испытания от 28 июня 2016 года N 05СТ-180-06-16, выданного испытательной лабораторией ООО "Стратег", аттестат аккредитации от 15 июня 2015 года N МОСТ RU.04PИAE0.ИJI00002 без срока действия, и что она подтверждает соответствие товара "консервы овощные с маркировкой "PAYA": томатная паста с массовой долей сухих веществ от 27% до 29%, упакованная в жестяные банки массой 700 грамм +/- 20 грамм, изготовитель: "SANAYE VA FARAVARDEHAYE GITAZAEI MAZ MAZ", место нахождения и фактический адрес: Иран, Занжан, IRAN ZANJAN", требованиям TP ТС 021/2011, TP ТС 022/2011 и TP ТС 029/2012.

В предоставленных на Астраханский таможенный пост Астраханской таможни при таможенном. декларировании по ДТ № 10311020/230117/0000173 фотографиях товара маркировка, непосредственно размещенная на банках с томатной пастой, содержит следующие сведения о производителе: "продукция консервного предприятия "Пая", Иран, Занжан, 18-й километр дороги Занжан, Тегеран, перекресток Таром", которые не соответствуют сведениям о производителе томатной пасты, указанным в декларации о соответствии от 29 июня 2016 года ТС N RU Д-IR.AB52.B.00735.

Кроме того, установлено, что представленные декларации соответствия являются недействительными, поскольку получены на основании протоколов испытаний, оформленных с нарушением требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности низковольтного оборудования" (ТР ТС 004/2011), принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 года N 768 (далее - ТР ТС 004/2011), испытательным центром, не включенным в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза и не аккредитованным в сфере обязательного подтверждения соответствия требованиям ТР ТС 004/2011.

Юридическое лицо (испытательная лаборатория), не аккредитованное в национальной системе аккредитации, не имеет права выдавать документы о подтверждении соответствия со ссылкой на аккредитацию в национальной системе в случае отсутствия таковой.

Согласно статьям 3 и 7 ТР ТС 004/2011, подпункту 22.1.1 пункта 22 Решения Комиссии Таможенного союза от 07 апреля 2011 года N 621 "О положении, о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза" обязательным условием подтверждения соответствия и выпуска продукции в обращение на рынке является проведение испытаний образцов продукции аккредитованной испытательной лабораторией.

В этой связи задекларированные товары не соответствуют требованиям ТР ТС 004/2011, а сертификаты соответствия, оформленные на основании протоколов испытаний, выданных неаккредитованным лицом, являются документами, не имеющими юридической силы.

Из материалов дела следует, что при таможенном декларировании товара - "томатная паста" по ДТ № 10311020/230117/0000173 в качестве документа, подтверждающего соблюдение установленных запретов и ограничений, ООО "Стар Групп" была предоставлена декларация о соответствии от 29 июня 2016 года ТС N RU Д-IR.АБ52.В.00735, действие которой не распространялось на декларируемый товар.

В соответствии с примечанием 1 к статье 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях декларация о соответствии от 29 июня 2016 года ТС N RU Д-IR.АБ52.В.00735 является недействительным документом, поскольку ее действие не распространяется на декларируемый товар в связи с несоответствием сведений о его производителе аналогичным сведения на маркировке, не имеющим юридической силы, поскольку принята на основании протокола испытания от 28 июня 2016 года N 05СТ-180-06-16, не выдававшегося в установленном порядке уполномоченными лицами.

Представленные документы не позволяют идентифицировать рассматриваемый товар с тем, на который выдана декларация о соответствии.

В соответствии с пунктом 7 статьи 190 Таможенного кодекса Таможенного союза с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

Таким образом, декларантом при таможенном декларировании товаров по ДТ № 10311020/230117/0000173 заявлены недостоверные сведения о декларации соответствия на товар, и такие сведения могли послужить основанием для несоблюдения установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений.

Следовательно, выявленные проверкой нарушения свидетельствуют о наличии в действиях ООО "Стар Групп" состава вмененного правонарушения.

Заявитель является профессиональным субъектом правоотношений и осуществляющим внешнеторговую деятельность, соответственно вопреки доводам  жалобы ООО "Стар Групп" должно было знать и надлежащим образом исполнять возложенные таможенным законодательством обязанности, в том числе по представлению действительных документов, подтверждающих соблюдение установленных ограничений. Таким образом, у ООО "Стар Групп" имелась возможность соблюсти требования таможенного законодательства, порядка таможенного декларирования товаров, за нарушение которых действующим законодательством установлена административная ответственность, однако, им не были приняты все возможные и зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств обратного в материалы дела не представлено. Вышеуказанные нарушения заявителем не оспариваются.

 С учетом требований статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный орган обоснованно привлек заявителя к ответственности.

Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено.        

При определении меры наказания административным органом учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.2 и 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влияющие на размер наказания. Наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией нормы в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения.

Вместе с тем, суд признает, что подобный размер административного штрафа для данного субъекта правонарушения является значительным.

В силу частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Снижение в данном случае административного наказания направлено на то, чтобы установленный размер административного штрафа не перестал быть средством предупреждения совершения новых правонарушений (часть 1 статьи 3.1 КоАП РФ) и не превратился в средство подавления экономической деятельности субъекта.

В рассматриваемой ситуации назначение  ООО «Стар Групп»     административного наказания в виде штрафа в размере 75 000   рублей соответствует характеру совершенного обществом административного правонарушения, соразмерно его тяжести, является справедливым и отвечает принципам юридической ответственности, регламентированными КоАП РФ.

Указанным административным наказанием достигается цель административного производства, установленная статьёй 3.1 КоАП РФ, в то время как применение меры административного наказания в виде штрафа в размере 150 000 рублей в данном случае будет носить неоправданно карательный характер, направленный на экономическое подавление субъекта.

Суд, оценив фактические обстоятельства совершения правонарушения, совершение обществом правонарушения впервые (иное в материалы дела не представлено), признание вины и устранение нарушений, размер суммы назначенного штрафа, руководствуясь ст. 4.1 КоАП РФ, а также целями административного наказания, полагает возможным изменить постановление Астраханской таможни № 10311000-256/2018 от 24.04.2018 о привлечении  ООО «Стар Групп» к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ в части  назначения наказания, снизив  размер административного   штрафа с 150 000 рублей до 75 000 рублей.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Изменить постановление Астраханской таможни № 10311000-256/2018 от 24.04.2018г. о привлечении ООО «Стар Групп» к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ в части назначения наказания, снизив размер административного штрафа со 150 000 рублей до 75 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней   со дня его принятия, через Арбитражный суд Астраханской области.

Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет – сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru

Судья

Т.А. Ковальчук