414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6
Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: astrahan.info@arbitr.ru
http://astrahan.arbitr.ru
г. Астрахань | Дело № А06-8346/2021 |
24 августа 2022 года |
Резолютивная часть решения объявлена 17 августа 2022 года
Полный текст решения изготовлен 24 августа 2022 года
Арбитражный суд Астраханской области в составе: судьи Блажнова Д.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бадмаевой Д.Д.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Руслогистик Солюшнс" к Инспекции ФНС России по Кировскому району г. Астрахани об отмене постановления №30152119700147600004 от 09.08.2021 г. о привлечении к административной ответственности по ч. 6.3-1 ст. 15.25 КоАП РФ и прекращении производства по делу.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены.
Общество с ограниченной ответственностью "Руслогистик Солюшнс" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции ФНС России по Кировскому району г. Астрахани об отмене постановления №30152119700147600004 от 09.08.2021 г. о привлечении к административной ответственности по ч. 6.3-1 ст. 15.25 КоАП РФ и прекращении производства по делу.
Представители лиц, участвующих в деле в судебное заседание не явились, согласно статье 123 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации извещены надлежащим образом. Информация о движении дела размещена на официальном интернет-сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебное заседание проводится в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд,
УСТАНОВИЛ:
Как следует из материалов дела, при осуществлении документарной проверки соблюдения валютного законодательства и изучения документов (сведений, информации), содержащихся в представленных ответах ООО «Руслогистик Солюшнс» по запросам ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани №09-40/08130@ от 17.06.2021, а именно при изучении: договора транспортной экспедиции №11-06/19 от 11.06.2019, СПД от 25.11.2020 по договору УНК №20110003/2272/0026/4/1 от 06.11.2020, акта выполненных работ от 31.10.2019, а также сведений, имеющихся у налогового орана, обнаружено следующее:
ООО "Руслогистик Солюшнс" в нарушение положений ч. 2 ст. 24 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 №173-Ф3 (далее - Закон №173-Ф3 от 10.12.2003), пунктов 5.1, 5.6, 5.7, 5.7.7 Инструкции ЦБ РФ от 16.08.2017 №181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (далее - Инструкция №181-И от 16.08.2017), Общество поставило на учет договор в уполномоченном банке по истечении девяноста дней после окончания установленного срока, за что предусмотрена ответственность в соответствии с ч. 6.3-1 ст. 15.25 КоАП РФ.
ООО «Руслогистик Солюшнс» 11.06.2019 заключило договор транспортной экспедиции №11-06/19 с нерезидентом «UABARNOLSA»
В соответствии с п. 5.1 Инструкции №181-И от 16.08.2017, резидент, являющийся стороной по экспортному контракту, по импортному контракту, либо кредитному договору, указанному в гл. 4 Инструкции №181-И от 16.08.2017, должен осуществить их постановку на учет в уполномоченном банке в порядке, установленном гл. 5 Инструкции №181-И от 16.08.2017 , и проводить расчеты по контракту (кредитному договору) только через свои счета, открытые в уполномоченном банке (головном офисе уполномоченного банка или филиале уполномоченного банка), принявшем на учет контракт (кредитный договор) в соответствии с гл. 11 -13 Инструкции №181-И от 16.08.2017, и (или) через свой счет, открытый в банке - нерезиденте, за исключением случаев, указанных в абз. 2 п. 5.1, гл. 10, 14 Инструкции №181-И от 16.08.2017.
Инструкция №181-И от 16.08.2017 устанавливает обязанность для резидентов по представлению в банк, принявший на учет контракт (банк УК) в установленные сроки:
- для экспортных контрактов: сведения об экспортном контракте, необходимые для постановки его на учет, в соответствии с порядком и формой, установленными банком УК и иную информацию, необходимую для формирования банком УК раздела I ведомости банковского контроля;
-для импортных контрактов: импортный контракт, кредитный договор (выписку из контракта (кредитного договора), и иную информацию, необходимую для формирования банком УК раздела I ведомости банковского контроля, с учетом сроков постановки импортного контракта (кредитного договора) на учет, указанных в пункте 5.7 Инструкции № 181-И от 16.08.2017.
Согласно сведениям Центрального Банка Российской Федерации («Соглашение об обмене документами и информацией, связанными с проведением резидентами и нерезидентами валютных операций, между Центральным банком Российской Федерации и Федеральной налоговой службой», заключено 01.08.2008, Банк России, ФНС России ЖММ-25-2/6) резидент ООО "Руслогистик Солюшнс" в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям в соответствии с Законом №173-Ф3 от 10.12.2003 "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон №173-Ф3 от 10.12.2003) в уполномоченном банке ПАО Росбанк поставил на учет договор транспортной экспедиции № 11-06/19 от 11.06.2019 (далее - Договор от 11.06.2019), заключенный с нерезидентом «UABARNOLSA» (Литва), валюта контракта -доллар США. Уполномоченным банком 06.11.2020 контракту присвоен уникальный номер 20110003/2272/0026/4/1.
Резидент, являющийся стороной по импортному контракту, при исполнении обязательств по контракту посредством выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, не позднее срока, установленного подпунктом 8.2.2 пункта 8.2 Инструкции №181-И ЦБ должен осуществить поставку на учет контракта (кредитного договора).
В соответствии с пп. 8.2.2 и п. 8.2 Инструкции №181-И от 16.08.2017 Справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы, представляются резидентом в уполномоченный банк в срок не позднее пятнадцати рабочих дней последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.
Налоговый орган установил, что в нарушение ч. 2 ст. 24 Закона 173-ФЗ, п. 5.1, 5.6. 5.7. 5.7.2 Инструкции №181-И от 16.08.2017 Общество поставило на учет договор транспортной экспедиции, заключенный с нерезидентом в уполномоченный банк с нарушением установленных сроков.
ООО "Руслогистик Солюшнс" 11.06.2019 заключило Договор транспортной экспедиции № 11-06/19 с нерезидентом «UABARNOLSA» (Литва), валюта контракта – доллар США.
Согласно ведомости банковского контроля – 31.08.2019 проведена операция на сумму 17 441,4 долларов США.
Основываясь на положениях п.5.7.7 Инструкции №181-И, при исполнении обязательств по контракту посредством выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, не позднее срока установленного подпунктом 8.2.2 пункта 8.2 Инструкции №181-И ЦБ резидент должен осуществить постановку на учет контракта.
Общество, нарушив положения части 2 статьи 24 Федерального закона о валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 №173-ФЗ, пунктов 5.7, 5.7.7 Инструкции ЦБ РФ от 16.08.2017 №181-И не поставило на учет договор в уполномоченном банке в срок не позднее 20.09.2019.
Фактическая дата постановки на учет кредитного договора 06.11.2020.
Таким образом, по истечении девяноста дней после окончания установленного пунктом 5.7.7 Инструкции №181-И срока Обществом 20.12.2019 совершено административное правонарушение, ответственность за которое установлена ч.6.3-1 ст. 15.25 КоАП РФ.
26 июля 2021 года должностным лицом ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани составлен протокол об административном правонарушении № 30152119700147600002 по части 6.3-1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 73-75).
Постановлением Инспекции от 09.08.2021 № 30152119700147600004 ООО «Руслогистик Солюшнс» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 6.3-1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. (л.д. 10-13).
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке. Суд считает требование Общества не подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ непредставление резидентом в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций по истечении девяноста дней после окончания установленного срока влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
С 31.07.2020 вступил в силу Федеральный закон от 20.07.2020 № 218-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Закон №218-ФЗ), которым внесены поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации. Названным Законом введена новая часть 6.3.1 статьи 15.25 КоАП РФ, согласно которой ответственность за непредставление резидентом в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, наступает по истечении девяноста дней после окончания установленного срока.
Согласно статье 2 Закона о валютном регулировании указанный закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами за пределами территории Российской Федерации, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории Российской Федерации, а также валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 1 статьи 1 Закона о валютном регулировании валюта Российской Федерации - денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки.
В подпункте «в» пункта 6 части 1 статьи 1 Закона о валютном регулировании указано, что резидентами признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пунктов 1 и 2 части 2 статьи 24 Закона о валютном регулировании резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 Закона о валютном регулировании, а также вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Согласно ч. 4. ст. 5 Закона о валютном регулировании Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.
Порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций установлен Инструкцией ЦБР от 16.08.2017 № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (далее - Инструкция № 181-И).
В соответствии с п. 1.3 названной Инструкции № 181-И формами учета по валютным операциям резидентов являются справка о подтверждающих документах и справка о валютных операциях.
В соответствии с пп. 4.1.3 п. 4.1, п 5.1 Инструкции № 181-И установлена необходимость постановки в уполномоченном банке на учет договора об оказании услуг, выполнении работ резидентом нерезиденту. При этом, суммовой критерий обязательств по контрактам должен быть равен или превышать эквивалент для импортных контрактов или кредитных договоров 3 млн. рублей, для экспортных контрактов 6 млн. рублей.
Присвоение уникального номера контракту (УНК) с иностранным партнером становится обязательным, если суммы обязательств по контракту равны или превышают установленные величины (п. 5.9 Инструкции № 181-И).
Таким образом, поскольку договор поставлен на учет уполномоченным Банком и ему присвоен УНК, следовательно, сумма обязательств по контракту равны или превышают установленные Инструкцией величины.
Справка о подтверждающих документах, порядок и сроки представления которой установлены Инструкцией № 181-И, является единой формой учета и отчетности по валютным операциям резидентов (пункт 1.3 Инструкции № 181-И).
При исполнении, прекращении обязательств, перемене лица в обязательстве, изменении суммы обязательств по контракту (кредитному договору), в отношении которого Инструкцией № 181-И установлено требование о его постановке на учет, резидент должен представить в банк УК одновременно с одним экземпляром справки о подтверждающих документах, заполненной в соответствии с приложением 6 к данной Инструкции, документы, подтверждающие исполнение, прекращение обязательств, перемену лица в обязательстве, изменение суммы обязательств по контракту (кредитному договору) способом, отличным от расчетов (п. 8.1 Инструкции № 181-И).
В случае выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, - акты приема-передачи, счета, счета-фактуры и (или) иные коммерческие документы, оформленные в рамках контракта, и (или) документы, используемые резидентом для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота (п. 8.1.3 Инструкции № 181-И).
В силу пунктов 8.2, 8.2.2 Инструкции № 181-И справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы, указанные в пункте 8.1 данной Инструкции, представляются резидентом в банк УК в срок не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы, указанные в подпунктах 8.1.2 - 8.1.4 пункта 8.1 названной Инструкции.
Требования Инструкции № 181-И о представлении резидентом, физическим лицом - резидентом в уполномоченный банк документов и информации в установленные данной Инструкцией сроки будут выполнены резидентом, физическим лицом - резидентом в случае, если они представлены резидентом, физическим лицом - резидентом в уполномоченный банк в сроки, установленные указанной Инструкцией, и приняты уполномоченным банком в сроки, установленные пунктом 16.2 названной Инструкции (пункт 16.7 Инструкции № 181-И).
Судом установлено и из материалов дела следует, что ООО "Руслогистик Солюшнс" 11.06.2019 заключило Договор транспортной экспедиции № 11-06/19 с нерезидентом «UABARNOLSA» (Литва), валюта контракта – доллар США.
Согласно ведомости банковского контроля – 31.08.2019 проведена операция на сумму 17 441,4 долларов США.
Основываясь на положениях п.5.7.7 Инструкции №181-И, при исполнении обязательств по контракту посредством выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, не позднее срока установленного подпунктом 8.2.2 пункта 8.2 Инструкции №181-И ЦБ резидент должен осуществить постановку на учет контракта.
Общество, нарушив положения части 2 статьи 24 Федерального закона о валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 №173-ФЗ, пунктов 5.7, 5.7.7 Инструкции ЦБ РФ от 16.08.2017 №181-И не поставило на учет договор в уполномоченном банке в срок не позднее 20.09.2019.
Фактическая дата постановки на учет кредитного договора 06.11.2020.
Таким образом, суд пришел к выводу, что факт совершения правонарушения и вина Общества являются доказанными.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу о наличии в действиях ООО «Руслогистик Солюшнс» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6.3-1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку из материалов дела не следует, что совершенное правонарушение обусловлено какими либо чрезвычайными обстоятельствами, то суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ.
Между тем, вступившим 06.04.2022 в законную силу Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" статья 4.4 КоАП РФ дополнена частью 5, согласно которой если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, рассмотренное в рамках дела №А06-8346/2021 административное правонарушение, за которое Общество было привлечено к административной ответственности оспариваемым по настоящему делу постановлением, было выявлено в результате проверки, проведенной на основании поручения от 16.07.2021 №301520210014002. В свою очередь, постановлением Двенадцатого Арбитражного апелляционного суда от 17.06.2022 г. по делу №А06-8349/2021 подтверждается, что правонарушение, совершенное Обществом, за которое оно было привлечено к административной ответственности постановлением, оспоренным в рамках дела А06-8349/2021, и признанным судами законным, квалифицировано по той же части статьи, что и постановление, оспоренное по рассматриваемому делу. Причем оба указанных постановления были вынесены по результатам проверки Общества, проведенной на основании указанного поручения на проверку.
Согласно пункту 2 статьи 31.7 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают исполнение постановления в случае признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Статьей 31.8 КоАП РФ установлено, что вопросы о разъяснении способа и порядка исполнения, об отсрочке, о рассрочке, приостановлении или прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания, а также о взыскании административного штрафа, наложенного на несовершеннолетнего, с его родителей или иных законных представителей рассматриваются судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, в трехдневный срок со дня возникновения основания для разрешения соответствующего вопроса.
Учитывая изложенное, а также положения пункта 33.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 37 «О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения», после принятия закона, исключающего административную ответственность за содеянное, неисполненное (полностью или в части) к моменту устранения ответственности постановление о назначении административного наказания исполнению не подлежит.
При таких обстоятельствах, постановление ИФНС по Кировскому району г.Астрахани № 30152119700147600004 от 09.08.2021 о привлечении ООО «Руслогистик Солюшнс» к административной ответственности по ч. 6.3-1. ст. 15.25 КоАП РФ, не подлежит исполнению.
06.04.2022 представитель налогового органа представил ходатайство о процессуальном правопреемстве – замене по делу Инспекции ФНС России по Кировскому району г. Астрахани на Управление ФНС России по Астраханской области.
Приказом Федеральной налоговой службы России от 15.12.2021 № ЕД-7-4/1081 «О структуре Управления ФНС России по Астраханской области» Инспекция Федеральной налоговой службы России по Кировскому району г. Астрахани с 28.03.2022 реорганизована путем присоединения к Управлению Федеральной Налоговой Службы по Астраханской области, которое является правопреемником в отношении задач, функций, прав и обязанностей реорганизованной Инспекции.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Управление Федеральной налоговой службы России по Астраханской областис ходатайством о замене в порядке статьи 48 АПК РФ Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району г. Астрахани на её правопреемника Управление Федеральной налоговой службы России по Астраханской области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд считает необходимым осуществить замену заинтересованного лица по делу на его правопреемника.
Руководствуясь статьями 48, 167 – 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заменить по данному делу Инспекции ФНС России по Кировскому району г. Астрахани на её правопреемника – Управление Федеральной налоговой службы России по Астраханской области.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Признать не подлежащим исполнению постановление Инспекции ФНС России по Кировскому району г. Астрахани№30152119700147600004 от 09.08.2021. о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Руслогистик Солюшнс" к административной ответственности по ч. 6.3-1 ст. 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия, через Арбитражный суд Астраханской области.
Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет – сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru»
Судья | Д.Н. Блажнов |