414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6
Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: astrahan.info@arbitr.ru
http://astrahan.arbitr.ru
г. Астрахань | Дело № А06-8348/2021 |
19 августа 2022 года |
Резолютивная часть решения объявлена 18 августа 2022 года
Арбитражный суд Астраханской области в составе судьи Сафроновой Ф.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Урбан Т.Э.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Руслогистик Солюшнс" к Управлению ФНС России по Астраханской области об отмене постановления №30152119700115800004 от 09.08.2021 г. о привлечении к административной ответсвености по ч. 6.3-1 ст. 15.25 КоАП РФ
при участии:
стороны не явились, извещены надлежащим образом
В судебном заседании 09.08.2022 г. на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 16.08.2022 г. В судебном заседании 16.08.2022 г. объявлялся перерыв до 18.08.2022 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Руслогистик Солюшнс" (далее – заявитель, Общество) обратилось в суд с заявлением к Инспекции ФНС России по Кировскому району г. Астрахани (далее – налоговый орган, Инспекция) об отмене постановления №30152119700115800004 от 09.08.2021 г. о привлечении к административной ответсвености по ч. 6.3-1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Представители сторон в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в соответствии с требованиями статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о движении дела размещена на официальном интернет-сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru
В соответствии с требованиями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассматривает дело в отсутствие надлежащим образом извещённых сторон по имеющимся в деле материалам.
Исследовав материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Как следует из материалов дела, на основании поручения от 16.07.2021 N 301520210014002 налоговым органом проведена проверка соблюдения Обществом валютного законодательства за период с 01.07.2019 по 31.12.2019, а именно соблюдения порядка представления резидентом уполномоченному банку подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций по договору от 11.06.2019 N 11-06/19, УНК 20110003/2272/0026/4/1, по результатам которой составлен акт от 26.07.2021 N 301520210014004 (т. 1, л.д. 54-56).
В ходе проверки Инспекцией установлено, что Общество в нарушение части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании), пунктов 8.2, 8.2.2 Инструкции ЦБ РФ от 16.08.2017 N 181-И допускалось представление в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов по договору транспортной экспедиции № 11-06/19 от П.06.2019 уникальный номер контракта 20110003/2272/0026/4/1 по истечении девяноста дней после окончания установленного срока для их представления, за что предусмотрена ответственность по ч. 6.3-1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Выявленные нарушения квалифицированы налоговым органом по части 6.3-1. статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
26 июля 2021 года должностным лицом ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани составлен протокол об административном правонарушении N 30152119700115800002 по части 6.3-1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (т. 1, л.д. 61-63).
Общество о месте и времени составления протокола извещено надлежащим образом, уведомление от 19.07.2021 г. N 30152119700115800001 получено представителем по доверенности N 29 от 19.07.2021 - ФИО1, согласно данной доверенности Общество доверяет ФИО1 получать документы в рамках административного дела по поручению N 301520210014002 от 16.07.2021 (т. 1, л.д. 57). На составление протокола Общество явку представителя не обеспечило.
Определением от 26.07.2021 N 30152119700115800003 рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 6.3-1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено на 09.08.2021 на 14 часов 00 минут в здании ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани (т. 1, л.д. 60). Доказательством направления данного определения в адрес Общества налоговым органом представлен скриншот с электронной почты ibmars@ logisticsolutions/ru (т.1 л.д. 66).
Постановлением Инспекции от 09.08.2021 N 30152119700115800004 Общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 6.3-1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. (т. 1, л.д. 5-8).
Считая, что вынесенное постановление Инспекции является незаконным, нарушает права и охраняемые законом интересы, Общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 6.3.1 статьи 15.25 КоАП РФ непредставление резидентом в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций по истечении девяноста дней после окончания установленного срока влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
С 31.07.2020 вступил в силу Федеральный закон от 20.07.2020 N 218-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N 218-ФЗ), которым внесены поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации. Названным Законом введена новая часть 6.3.1 статьи 15.25 КоАП РФ, согласно которой ответственность за непредставление резидентом в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, наступает по истечении девяноста дней после окончания установленного срока.
Следовательно, на основании вышеуказанного федерального закона ответственность за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций отменена за нарушение сроков менее чем на девяносто дней. То есть, Закон N 218-ФЗ улучшает положение лиц, совершивших административное правонарушение.
Согласно статье 2 Закона о валютном регулировании указанный закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами за пределами территории Российской Федерации, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории Российской Федерации, а также валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 1 Закона о валютном регулировании валюта Российской Федерации - денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки.
В подпункте "в" пункта 6 части 1 статьи 1 Закона о валютном регулировании указано, что резидентами признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пунктов 1 и 2 части 2 статьи 24 Закона о валютном регулировании резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 Закона о валютном регулировании, а также вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Согласно ч. 4. ст. 5 Закона о валютном регулировании Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.
Порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций установлен Инструкцией ЦБР от 16.08.2017 N 181-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления" (далее - Инструкция N 181-И).
В соответствии с п. 1.3 названной Инструкции N 181-И формами учета по валютным операциям резидентов являются справка о подтверждающих документах и справка о валютных операциях.
В соответствии с пп. 4.1.3 п. 4.1, п 5.1 Инструкции N 181-И установлена необходимость постановки в уполномоченном банке на учет договора об оказании услуг, выполнении работ резидентом нерезиденту. При этом, суммовой критерий обязательств по контрактам должен быть равен или превышать эквивалент для импортных контрактов или кредитных договоров 3 млн. рублей, для экспортных контрактов 6 млн. рублей.
Суд считает несостоятельным довод заявителя о том, что договор транспортной экспедиции N 11-06/19 от 11.06.2019 не подлежал постановке на учет, поскольку его общая сумма составляет 75 760 долларов, что составляет 4 908 634 руб., что менее 6 млн. руб. для экспортного контракта, в силу следующего.
Согласно договору экспедитором выступает иностранное лицо, данный контракт является импортным; договор поставлен на учет в уполномоченном банке - ПАО РОСБАНК. Банком контракту присвоен уникальный номер.
Присвоение уникального номера контракту (УНК) с иностранным партнером становится обязательным, если суммы обязательств по контракту равны или превышают установленные величины (п. 5.9 Инструкции N 181-И).
Таким образом, поскольку договор поставлен на учет уполномоченным Банком и ему присвоен УНК, следовательно, сумма обязательств по контракту равны или превышают установленные Инструкцией величины.
Справка о подтверждающих документах, порядок и сроки представления которой установлены Инструкцией N 181-И, является единой формой учета и отчетности по валютным операциям резидентов (пункт 1.3 Инструкции N 181-И).
При исполнении, прекращении обязательств, перемене лица в обязательстве, изменении суммы обязательств по контракту (кредитному договору), в отношении которого Инструкцией N 181-И установлено требование о его постановке на учет, резидент должен представить в банк УК одновременно с одним экземпляром справки о подтверждающих документах, заполненной в соответствии с приложением 6 к данной Инструкции, документы, подтверждающие исполнение, прекращение обязательств, перемену лица в обязательстве, изменение суммы обязательств по контракту (кредитному договору) способом, отличным от расчетов (п. 8.1 Инструкции N 181-И).
В случае выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, - акты приема-передачи, счета, счета-фактуры и (или) иные коммерческие документы, оформленные в рамках контракта, и (или) документы, используемые резидентом для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота (п. 8.1.3 Инструкции N 181-И).
В силу пунктов 8.2, 8.2.2 Инструкции N 181-И справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы, указанные в пункте 8.1 данной Инструкции, представляются резидентом в банк УК в срок не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы, указанные в подпунктах 8.1.2 - 8.1.4 пункта 8.1 названной Инструкции.
Требования Инструкции N 181-И о представлении резидентом, физическим лицом - резидентом в уполномоченный банк документов и информации в установленные данной Инструкцией сроки будут выполнены резидентом, физическим лицом - резидентом в случае, если они представлены резидентом, физическим лицом - резидентом в уполномоченный банк в сроки, установленные указанной Инструкцией, и приняты уполномоченным банком в сроки, установленные пунктом 16.2 названной Инструкции (пункт 16.7 Инструкции N 181-И).
Из материалов дела следует, что Общество 25.11.2020 представило в банк справку о подтверждающих документах по договору транспортной экспедиции N 11-06/19 от 11.06.2019, акт выполненных работ от 30.09.2019 на сумму 14 024,68 руб.
С учетом положений пунктов 8.2, 8.1.4. 8.2.2 Инструкции N 181-И справка о подтверждающих документах должна была быть представлена Обществом до 21.10.2019 включительно.
Факт несвоевременного представления в банк УК справки о подтверждающих документах установлен судами, подтвержден материалами дела и не оспаривается.
Дата исчисления 90-та дней посте окончания установленного срока - 19.01.2020.
Таким образом, суд пришел к выводу, что факт совершения правонарушения и вина Общества являются доказанными.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6.3.1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судом не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности соблюден. Штраф назначен в минимальном размере санкции нормы.
Признаков, характеризующих совершенное правонарушение как малозначительное и влекущих необходимость применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судом не выявлено.
Довод общества о необходимости замены административного штрафа на предупреждение судом отклоняется в силу следующего.
В соответствии со ст. 4.1.1 КоАП РФ некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Совершенное правонарушение посягает на установленный Законом о валютном регулировании порядок совершения резидентами расчетов по валютным операциям, создает угрозу причинения вреда экономической безопасности государства, в связи с чем, основания для замены наказания в виде штрафа на предупреждение у суда не имелось.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса.
В отсутствие совокупности всех обстоятельств, указанных в части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением не допускается.
Суд также отмечает следующее.
Федеральным законом от 23.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" статья 4.4 КоАП РФ дополнена частью 5, согласно которой, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Согласно пункту 2 статьи 31.7 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, 5 прекращают исполнение постановления в случае признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения", в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.
Пунктом 2 вышеуказанного постановления установлено, что в случае непринятия привлекающим к ответственности органом необходимых мер вопрос о неприменении ответственности может быть решен в арбитражном суде по заявлению лица, в отношении которого вынесено решение (постановление) о привлечении к ответственности.
Судам необходимо исходить из того, что, если в названных целях данным лицом предъявлено требование о признании решения (постановления) о привлечении к ответственности недействительным, факт устранения такой ответственности после принятия оспариваемого решения (постановления) является основанием не для признания его недействительным, а для указания в резолютивной части судебного акта на то, что оспариваемое решение не подлежит исполнению.
При этом данная обязанность может быть выполнена органом посредством как отмены вынесенного им (либо нижестоящим органом) решения (постановления) о привлечении к ответственности, так и прекращения его исполнения (как это, в частности, установлено пунктом 2 статьи 31.7 КоАП РФ) в неисполненной к моменту устранения ответственности части.
Судом установлено и материалами электронных дел, размещенных в системе kad.arbitr.ru, подтверждается, что при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия на основании акта от 26.07.2021 проверки соблюдения валютного законодательства N 301520210014004 (т. 1 л.д. 54-56) налоговым органом составлено четыре протокола об административном правонарушении и вынесено четыре постановления о привлечении Общества к административной ответственности по части 6.3.1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: постановление от 09.08.2021 N 30152119700127100004 - санкция 40 000 руб. (дело №А06-8349/2021); постановление N 30152119700147600004 от 09.08.2021 - санкция 40 000 руб. (дело №А06-8346/2021); постановление N 30152119700104100004 от 09.08.2021 г. - санкция 40 000 руб. (дело №А06-8347/2021); постановление N 30152119700115800004 от 09.08.2021 г. - санкция 40 000 руб. (оспаривается в рамках настоящего делу. №А06-8348/2021).
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2022 г. по делу №А06-8349/2021 Обществу отказано в удовлетворении требования о признании незаконными и отмене постановления Инспекции от 09.08.2021 № 30152119700127100004, кроме того, данным постановлением признано не подлежащим исполнению постановление Инспекции №30152119700127100004 от 09.08.2021 о привлечении Общества к административной ответственности по ч. 6.3-1. ст. 15.25 КоАП РФ, в части административного штрафа, превышающего размер 20 000 руб.
Суд считает, что в данном конкретном случае с учетом положений Федерального закона от 23.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в КоАП РФ" Общество подлежит привлечению к ответственности как за совершение одного административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, на основании части 5 статьи 4.4. КоАП РФ, разъяснений, содержащихся в пункте 2 Постановления N 37, оспариваемое обществом постановление от №30152119700115800004 от 09.08.2021 не подлежит исполнению.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований ООО «Руслогистик Солюшнс» отказать.
Признать не подлежащим исполнению постановление ИФНС по Кировскому району г.Астрахани №30152119700115800004 от 09.08.2021 о привлечении ООО «Руслогистик Солюшнс» к административной ответственности по ч. 6.3-1. ст. 15.25 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Астраханской области.
Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет – сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru»
Судья | Ф.В. Сафронова |