ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-17429/20 от 25.08.2021 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru

сайт http://ufa.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа                                                                 Дело № А07-17429/2020

1 сентября 2021 года

Резолютивная часть решения оглашена 25 августа  2021 года. Решение в полном объеме изготовлено 1 сентября 2021 года.

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Валеева К.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сагидуллиной Ю.А., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Администрации городского округа г. Салават Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к УФАС по Республике Башкортостан (450008, <...>),

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: ООО «Башкирские распределительные электрические сети» (ИНН <***>, ОГРН <***>, 450096, <...>), ООО «АвтоматизацияСистемыТехнологии» (ИНН <***>, ОГРН <***>, 143904, Московская область, г. Балашиха, Шоссе объездное, д. 12)

об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) антимонопольных органов.

при участии в судебном заседании:

от заявителя - ФИО1, доверенность от 07.12.2020года, диплом;

от ответчика - ФИО2, доверенность от 11.01.2021года, диплом;

от ООО «АвтоматизацияСистемыТехнологии» - ФИО3, доверенность от 07.07.2021года, диплом;

от ООО «Башкирские распределительные электрические сети» - не явились, извещены надлежащим образом в порядке статьи 123 АПК РФ.

Администрация городского округа г. Салават Республики Башкортостан (далее – Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Башкортостанскому УФАС России о признании предупреждения от 24.07.2020 года № ТО002/01/15-2069/2020 недействительным.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан с заявленные требования не признало, по основаниям, изложенным в отзыве, считает свое предупреждение законным и обоснованным.

Представитель ООО «АвтоматизацияСистемыТехнологии» в судебном заседании поддержал позицию заявителя.

ООО «Башкирские распределительные электрические сети» в представленном отзыве требования считает не подлежащими удовлетворению.

Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом, Совет городского округа город Салават Республики Башкортостан решением от 29.04.2020 № 4-52/519 уполномочил администрацию городского округа город Салават Республики Башкортостан на рассмотрение предложения ООО «АСТ» о заключении концессионного соглашения в отношении объектов электросетевого хозяйства,на условиях, определенных в предложении о заключении концессионного соглашения, о чем на сайте http://torgi.gov.ru/, размещено сообщение о предложении инвестора № 300420/12538361/02.

05.06.2020 года ООО «Башкирэнерго» руководствуясь информацией содержащейся в сообщении № 300420/12538361/02  и требованиями статьи 37 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Закон о концессиях) направило по указанному в сообщении адресу заявку о своей готовности к участию в конкурсе на право заключения концессионного соглашенияв отношении объекта концессионного соглашения, с приложением комплекта документов.

В соответствии с протоколом комиссии администрации от 23.06.2020 года по рассмотрению заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения в отношении объектов коммунальной инфраструктуры, были поданы 2 (две) заявки: АО «Башкирские электрические сети» и ООО «Башкирэнерго».

 Решением комиссии обе заявки признаны несоответствующими требованиям, предъявляемым к лицам, подающим заявки о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения, определенным частью 4.1 и пункта 4 части 4.11 статьи 37 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», по причине, не предоставления АО «Башкирские электрические сети» документов, подтверждающих соответствие требованиям, предъявляемым Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и предоставления ООО «Башкирэнерго» комплекта документов подписанного не надлежащим лицом, а также предоставлении письменных гарантий ПАО «Сбербанк» (письмо от 03.06.2020 № 8598-01-исх/942) не подпадающих под требования, предъявляемые частью 4.1 статьи 37 Федерального закона № 115-ФЗ.

Из смысла пунктов 3 - 5 резолютивной части протокола от 23.06.2020 года следует, что комиссия администрации решила заключить концессионное соглашение с ООО «АСТ» на его условиях, предусмотренных в предложении о заключении концессионного соглашения и проекте концессионного соглашения, без проведения конкурса, как с лицом, выступившим с инициативой о заключении концессионного соглашения.

В адрес ООО «АСТ» направлен проект подписанного администрацией концессионного соглашения, для его дальнейшего подписания выбранным концессионером в течении 30 календарных дней. 

03.08.2020 года концессионное соглашение № САЛ-АСТ-03/08/20-01 заключено, администрацией муниципального образования предоставлено концессионеру ООО «АСТ» право владения и пользования электросетевыми объектами, сроком до 30.06.2070 года. 

Решение и действия администрации ООО «Башкирэнерго» расценены как незаконные, обжалованы в антимонопольный орган.

Рассматривая жалобу антимонопольный орган в целях полного и объективного рассмотрения направлял в администрацию муниципального образования запрос на предоставление информации.

Анализ представленного ответа показал, что при наличии заявки ООО «Башкирэнерго» о готовности участия в конкурсе на право заключения концессионного соглашения, поданной в обусловленный в сообщении № 300420/12538361/02 временной период, администрация муниципального образования была обязана соблюсти требования части 4.9 статьи 37 Закона о концессиях, об объявлении конкурса с целью выбора концессионера на конкурентной основе, в противном случае принятые администрацией акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что является недопустимым в соблюдении антимонопольного законодательства.

Антимонопольный орган оценил протокол администрации, а также действия (бездействие) муниципального образования как обладающие признаками нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), вынес предупреждение № ТО002/01/15-2069/2020.

В предупреждении № ТО002/01/15-2069/2020 от 24.07.2020 года антимонопольный орган предлажил администрации в течение 10 дней со дня его получения прекратить действия, нарушающие антимонопольное законодательство, путем: (1) отмены протокола от 23.06.2020 г. рассмотрения заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения в отношении объектов коммунальной инфраструктуры; (2) расторжения концессионного соглашения с ООО «АСТ», в случае его заключения; (3) проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов коммунальной инфраструктуры, составляющей систему электросетевого хозяйства, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Заявитель, оспаривая предупреждение № ТО002/01/15-2069/2020 в Арбитражный суд Республики Башкортостан указывает на отсутствие признаков нарушения антимонопольного законодательства, в связи с отсутствием у представителя ООО «Башкирэнерго» полномочий на подписание заявки, заверение копии доверенности и комплекта документов не надлежащим лицом, заявка ООО «Башкирэнерго» обоснованно признана оформленной ненадлежащим образом и отклонена.Заявитель считает, что предупреждение необоснованно обязывает его проводить конкурсную процедуру, проведение конкурсной процедуры увеличивает сроки заключения концессионного соглашения, препятствует надлежащей эксплуатации электросетевого хозяйства.

Указанные доводы заявителя и третьего лица ООО «АСТ» подлежат отклонению в силу следующего.

Согласно части 1 статьи 198, статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, либо о ликвидации или принятии мер по прекращению осуществления видов деятельности унитарного предприятия, которое создано или осуществляет деятельность с нарушением требований настоящего Федерального закона (далее - предупреждение).

В силу частей 4, 5 и 6 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение должно содержать: выводы о наличии оснований для его выдачи; нормы антимонопольного законодательства, которые нарушены действиями (бездействием) лица, которому выдается предупреждение; перечень действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, устранение последствий такого нарушения, а также разумный срок их выполнения. Предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. Срок выполнения предупреждения должен составлять не менее чем десять дней. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом. Антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Согласно пунктов 1.2, 1.3 «Порядка выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства», утв.приказом ФАС России от 22.01.2016 № 57/16, зарегистрировано в Минюсте России 08.04.2016 № 41723  (далее - Порядок № 57/16) предупреждение выдается лицам, указанным в пункте 1.1, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Основанием для выдачи предупреждения является установление антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, предусмотрено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений урегулированы нормами Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

В силу части 1 статьи 13 Закона о концессиях, концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.

Концессионное соглашение может быть заключено без проведения конкурса в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 29, частью 7 статьи 32 настоящего Федерального закона, частями 2, 2.1, 2.2 и 4.10 настоящей статьи, а также с концессионером, определенным решением Правительства Российской Федерации, и в иных предусмотренных федеральным законом случаях (часть 1 статьи 37 Закона о концессиях).

Из материалов дела следует, что 31.03.2020 года в администрацию муниципального образования поступило предложение ООО «АСТ» о заключении концессионного соглашения в отношении объектов коммунальной инфраструктуры, составляющих систему электросетевого хозяйства.

Совет городского округа город Салават решением от 29 апреля 2020 № 4-52/519 уполномочил администрацию городского округа город Салават Республики Башкортостан на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения и принятия решения о возможности заключения концессионного соглашения в отношении объектов электросетевого хозяйства, предусмотренной концессионным соглашением на иных условиях.

30.04.2020 года постановлением № 934-п администрацией муниципального образования принято решение о возможности заключения концессионного соглашения, этой же датой, на сайте http://torgi.gov.ru, муниципальным унитарным предприятием «Архитектурно-планировочное бюро» городского округа город Салават опубликовано сообщение № 300420/12538361/02  о предложении инвестора ООО «АСТ» выступающего с инициативой заключения концессионного соглашения в отношении объектов коммунальной инфраструктуры, составляющих систему электросетевого хозяйства участвующего в передаче и распределении электроэнергии на территории городского округа город Салават.

В сообщении о предложении инвестора № 300420/12538361/02 на сайте http://torgi.gov.ru, определены дата начала приема заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения – 01.05.2020 г., дата окончания приема заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения – 15.06.2020 г.

03.06.2020 года в адрес, указанный в сообщении, поступила заявка АО «Башкирские электрические сети» (исх. № 110/2020 от 02.06.2020 г.; вх. № 01-ИН-833), а 08.06.2020 года заявка ООО «Башкирэнерго» (исх. № БЭ/14.10.1-4294 от 05.06.2020 г.; вх. № 01-ИН-860) о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения в отношении объектов, предусмотренных в предложении о заключении концессионного соглашения, с приложением заверенных копий документов и ряда оригиналов документов.

Поданная ООО «Башкирэнерго» заявка подписана Членом Правления - Заместителем Генерального директора - Техническим директором АО «БЭСК» - управляющей организации ООО «Башкирэнерго» ФИО4, с приложением копии заверенной им доверенности № 119-1/07-01 и комплекта документов.

22.06.2020 года распоряжением администрации № 54-р создана комиссия по рассмотрению заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения в отношении объектов коммунальной инфраструктуры, составляющей систему электросетевого хозяйства города Салават, на условиях, определенных в предложении о заключении концессионного соглашения в отношении объекта концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» к лицу, выступающему с инициативой заключения концессионного соглашения (далее - комиссия).

23.06.2020 года комиссия администрации по рассмотрению заявок установила несоответствие заявки, поданной АО «Башкирские электрические сети», требованиям, предъявленным Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», по причине наличия у акционерного общества задолженности по налогам, сборам, иным обязательным платежам (справка № 42064 Межрайонной ИФНС России № 29 по Республике Башкортостан), без подтверждения факта размера данной задолженности менее 25 % (двадцати пяти процентов) балансовой стоимости активов, а также величины остатка денежных средств на расчетном счете менее 5 % (пяти процентов) от заявленной в проекте соглашения суммы инвестиций (выписка из лицевого счета № 40702.810.9.00820003460);

несоответствие заявки, поданной ООО «Башкирэнерго» требованиям, предъявляемым к лицам, подающим заявки о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения в отношении объектов коммунальной инфраструктуры, составляющих систему электросетевого хозяйства городского округа город Салават, требованиям предъявляемым частью 4.1. и пунктом 4 части 4.11 статьи 37 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» к лицу, выступающему с инициативой заключения концессионного соглашения (пункт 2 резолютивной части протокола от 23.06.2020).

В качестве замечаний к заявке ООО «Башкирэнерго», указано, что заявка подписана Членом Правления - Заместителем Генерального директора - Техническим директором АО «БЭСК» - управляющей организации ООО «Башкирэнерго» ФИО4 При этом, как следует из представленных копий уставов ООО «Башкирэнерго» и АО «БЭСК», ФИО4 полномочий действовать без доверенности от имени ООО «Башкирэнерго» не имеет, правом подавать заявки о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения в отношении объектов электросетевого хозяйства не обладает. В комплекте документов приложена доверенность № 119-1/07-01 от 01.01.2020. В соответствии с уставом ООО «Башкирэнерго», а также выпиской из ЕГРЮЛ лицом, имеющим действовать от имени ООО «Башкирэнерго» является Председатель Правления – Генеральный директор АО «БЭСК» ФИО5 Представленная светокопия доверенности № 119-1/07-01 от 01.01.2020 заверена Членом Правления - Заместителем Генерального директора - Техническим директором АО «БЭСК» - управляющей организации ООО «Башкирэнерго» ФИО4. Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично, а также в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является, за исключением случаев, предусмотренных законом, соответственно, сделан вывод, что данная копия доверенности не может подтверждать полномочия Члена Правления - Заместителя Генерального директора - Технического директора АО «БЭСК» - управляющей организации ООО «Башкирэнерго» ФИО4 Копии остальных документов также заверены не надлежащим лицом, а именно Членом Правления – Заместителем Генерального директора – Техническим директором АО «БЭСК» - управляющей организации ООО «Башкирэнерго» ФИО4

Также, согласно пункту 4 части 4.11 статьи 37 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, а также иные лица, подающие заявки на заключение концессионного соглашения, должны отвечать требованиям наличия средств или возможности их получения в размере не менее пяти процентов от объема заявленных в проекте концессионного соглашения инвестиций (предельного размера расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществить концессионером, на каждый год срока действия концессионного соглашения). Письмо ПАО «Сбербанк» от 03.06.2020 № 8598-01-исх/942 не является банковской гарантией, поскольку не содержит предусмотренных законом сведений.

В связи с изложенным комиссией сделан вывод, что представленный ООО «Башкирэнерго» комплект документов подписан не надлежащим лицом, а представленная гарантия не подпадает под требования, предъявляемые частью 4.1 статьи 37 Федерального закона № 115-ФЗ и гражданского законодательства.

Не согласившись с решением администрации ООО «Башкирэнерго» обратилось в антимонопольный орган с жалобой (вх. № 11300, с учетом дополнения вх. № 12123 от 30.06.2020 г.) на действия администрации муниципального образования, с требованием выдачи ей предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства и могут привести к устранению конкуренции, а в случае заключения концессионного соглашения без проведения конкурса, обязать расторгнуть концессионное соглашение.

24.07.2020 г. антимонопольный орган рассмотрев обращение ООО «Башкирэнерго» на действия администрации муниципального образования установил наличие признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в запрете принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, о чем выдал предупреждение № ТО002/01/15-2069/2020 о необходимости в течение 10 дней, со дня его получения прекратить указанные действия, путем:

1. Отмены протокола от 23.06.2020 г. рассмотрения заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения в отношении объектов коммунальной инфраструктуры, составляющей систему электросетевого хозяйства, находящегося в собственности муниципального образования муниципальный район Республики Башкортостан, на условиях, определенных в предложении о заключении концессионного соглашения в отношении объектов концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым Законом о концессиях к лицу, выступающему с инициативой заключения концессионного соглашения.

2. Расторжения концессионного соглашения с ООО «АвтоматизацияСистемыТехнологии», в случае его заключения.

3. Проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов коммунальной инфраструктуры, составляющей систему электросетевого хозяйства, находящихся в собственности муниципального образования муниципальный район Республики Башкортостан, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Оспариваемым предупреждением антимонопольный орган указал на наличие в действиях заявителя признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в признании заявки ООО «Башкирэнерго» о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения в отношении объектов коммунальной инфраструктуры (сообщение № 300420/12538361/02) не соответствующей установленным требованиям по основаниям, не предусмотренным пунктом 4.11 статьи 37 Закона о концессиях, что привело или могло привести к ограничению конкуренции.

Суд, оценивая вышеизложенные обстоятельства и документы приходит к выводу о соблюдении ООО «Башкирэнерго» в поданной им заявке требований статьи 37 Закона о концессиях, в силу следующего.

В соответствии с частью 4.1 статьи 37 Закона о концессиях концессионное соглашение может быть заключено по инициативе лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона и отвечающих требованиям, предусмотренным частью 4.11 настоящей статьи, в порядке, установленном частями 4.2 - 4.10 и 4.12 настоящей статьи.

         Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Закона о концессиях, концессионером может быть индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица.

ООО «Башкирэнерго» в составе своей заявки предоставило нотариально заверенный Устав Общества и заверило администрацию в том, что является российским юридическим лицом, что соответствует требованию пункта 2 части 1 статьи 5 закона.

         Частью 4.11 статьи 37 Закона о концессиях, предусмотрено, что лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, а также иные лица, подающие заявки на заключение концессионного соглашения, должны отвечать следующим требованиям:

1) отсутствие решения о ликвидации юридического лица - заявителя (лица, подающего заявку на заключение концессионного соглашения) или о прекращении физическим лицом - заявителем (лицом, подающим заявку на заключение концессионного соглашения) деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

2) отсутствие определения суда о возбуждении производства по делу о банкротстве в отношении лица, выступающего с инициативой заключения концессионного соглашения;

3) отсутствие недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности лица по уплате этих сумм исполненной) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов лица, по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период;

4) наличие средств или возможности их получения в размере не менее пяти процентов от объема заявленных в проекте концессионного соглашения инвестиций (предельного размера расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществить концессионером, на каждый год срока действия концессионного соглашения).

         ООО «Башкирэнерго» в составе своей заявки предоставило документы, предусмотренные частью 4.11 статьи 37 закона, а именно:

         копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица серия 02 № 006882972; копию свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ серия 02 № 006888617; копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица серия 02 № 003866869; копию диплома 3 степени «Налогоплательщик года» в 2019 году; справку № 22594 об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов; копию выписки из ЕГРЮЛ от 04.06.2020 № ЮЭ9965-20-72906314; справку № 22482-22592 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организации и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 20 февраля 2020 г.; справку № 30820 об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов; справки № 30521-30633 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организации и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 31 декабря 2019 г.; копию устава АО «Башкирская электросетевая компания»; копию доверенности № 119-1/07-01 от 01.01.2020 г.; копию устава ООО «Башкирские распределительные электрические сети»; копию выписки из протокола № 2(7); копию выписки из ЕГРЮЛ от 13.05.2020 № ЮЭ9965-20-54437795; копию приказа от 01.07.2019 № БЭСК/П-98; копию выписки из протокола № 12(5); копию договора № РЭС-14.19.2/Д-05454 от 02.12.2019 г.; письмо от 03.06.2020 № 8598-01-исх/942; копию генерального соглашения № 91251от 03.06.2019 г.; копию движения по счету № 42102810016240012875 владельца ООО «Башкирэнерго» с 04.06.2020 по 04.06.2020 г.

         Протокол комиссии от 23.06.2020 г. не содержит сведений опровергающих факт предоставления ООО «Башкирэнерго» необходимой в данном случае информации и документов, а содержит довод об отсутствии полномочий у лица подписавшего заявку, наличие пороков заверения копии его доверенности и комплекта документов, а также довод о том, что письмо ПАО «Сбербанк от 03.06.2020 № 8598-01-исх/942 не является банковской гарантией.

При этом, заявителем не учтено следующее. Согласно пункту 1 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющему сущность представительства, сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого. Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами (пункт 1 статьи 185 Гражданского кодекса российской Федерации). В соответствии с пунктом 4 статьи 185.1 Гражданского кодекса Российской Федерации доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами.

Таким образом, для заключения сделки от имени представляемого юридического лица представитель должен иметь полномочие на совершение такой сделки, выраженное в доверенности, подписанной руководителем указанного юридического лица или иным лицом, уполномоченным на это законом и учредительными документами.

Вместе с тем, согласно статье 153 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Сделки могут быть двух- или многосторонними (договоры) и односторонними. Односторонней считается сделка, для совершения которой в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны. Односторонняя сделка создает обязанности для лица, совершившего сделку. Она может создавать обязанности для других лиц лишь в случаях, установленных законом, либо соглашением с этими лицами (пункты 1, 2 статьи 154, статья 155 Гражданского кодекса российской Федерации). Заявка о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения в соответствии со статьей 37 Закона о концессиях не влечет возникновения каких-либо обязанностей у направившего ее лица. Следовательно, такая заявка не является односторонней сделкой, а является волеизъявлением представителя от имени представляемого.

Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит общих правил, устанавливающих порядок подтверждения наличия у представителя полномочия делать волеизъявление от имени представляемого, в частности для случаев дистанционного совершения такого волеизъявления. Кроме того, ни положения Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» , ни сообщение № 300420/12538361/02 не вменяют в обязанность лицам, подающим заявки о готовности участия в конкурсе, представлять вместе с заявками оригинал доверенности либо заверенную определённым образом копию доверенности. Аналогично, ни один из указанных нормативных правовых актов не содержит требования о наличии в доверенности специального полномочия на подачу заявки о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения.

Как было отмечено выше, заявка о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения была подписана работником АО «БЭСК» - юридического лица, выполняющего функции единоличного исполнительного органа подателя заявки – ООО «Башкирэнерго», а именно Членом Правления – Заместителем Генерального директора – Техническим директором ФИО4 В обоснование наличия соответствующих полномочий представлена доверенности на право представлять интересы ООО «Башкирэнерго» в отношениях со всеми третьими лицами, подписанная от имени ООО «Башкирэнерго» единоличным исполнительным органом управляющей организации – Председателем Правления – Генеральным директором АО «БЭСК» ФИО5 Указанная доверенность представлена не в оригинале, а в копии, подлинность которой удостоверена подписью ФИО4

В соответствии с пунктом 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются. Исходя из данной нормы в рассматриваемой ситуации заявитель должен был исходить из предположения, что копия доверенности и иные документы, заверенные ФИО4, соответствуют оригиналам и что ФИО4 в соответствии со своими должностными обязанностями полно и достоверно выражает волю представляемого им юридического лица – ООО «Башкирэнерго». Заявитель же, напротив, не приведя для этого никакого обоснования, исходил из предположения недобросовестности ФИО4, усомнился в достоверности заверенной им копии доверенности и иных документов и указал, что копия доверенности подлежала заверению ФИО5

Кроме того, в составе заявки заявителю был представлен ряд документов в оригинале, в частности справка об остатках денежных средств на счете ООО «Башкирэнерго» по состоянию на 04.06.2020 и письмо ПАО «Сбербанк» исх. № 8598-01-исх/942 от 03.06.2020, а также в составе заявки имелась нотариально заверенная копия Устава ООО «Башкирэнерго». Наряду с этим общеизвестным является факт обслуживания ООО «Башкирэнерго» как сетевой организацией электрических сетей на территории Республики Башкортостан, что являлось предметом предполагаемого к заключению концессионного соглашения.

Все указанные обстоятельства с очевидностью свидетельствовали, что заявка о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения подана ФИО6 именно как представителем ООО «Башкирэнерго» и являлась волеизъявлением последнего.

Суд находит несостоятельным довод администрации и относительно оригинала письма ПАО «Сбербанк от 03.06.2020 № 8598-01-исх/942 не являющегося банковской гарантией, как основания несоответствия заявки ООО «Башкирэнерго» требованиям пункта 4 части 4.11 статьи 37 Закона о концессиях.

В силу пункта 4 части 4.11 статьи 37 Закона о концессиях, лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, а также иные лица, подающие заявки на заключение концессионного соглашения, должны отвечать требованию наличия средств или возможности их получения в размере не менее пяти процентов от объема заявленных в проекте концессионного соглашения инвестиций (предельного размера расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществить концессионером, на каждый год срока действия концессионного соглашения), при этом данная норма права не отождествляет возможность получения лицом денежных средств с банковской гарантией.

Из буквального толкования оригинала письма ПАО «Сбербанк от 03.06.2020 № 8598-01-исх/942, следует, что банк высоко оценивает деловую репутацию ООО «Башкирэнерго» как ценного и ответственного партнера, деятельность которого характеризуется стабильными денежными потоками.

Между ПАО «Сбербанк России» и ООО «Башкирэнерго» существует Генеральное соглашение № 91251 от 03.06.2019 года об открытии последнему возобновляемой рамочной кредитной линии на 8 (восемь) миллиардов рублей, со сроком действия по 31.05.2024 год.

При таких обстоятельствах у суда не вызывает сомнений в возможности получения ООО «Башкирэнерго» денежных средств, в размере не менее пяти процентов от объема заявленных в проекте концессионного соглашения инвестиций, доказательств противоположного заявителем не представлено.  

Более того, согласно протоколу рассмотрения заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения от 23.06.2020 г. пять процентов от заявленной в проекте концессионного соглашения суммы инвестиций (645 000 000 рублей) составляет 32 250 000 рублей, в то время как справка банка ПАО ВТБ о движении денежных средств ООО «Башкирэнерго» по счету 42102810016240012875, по состоянию на 04.06.2020 года, указывает на наличие денежных средств в размере 330 000 000 рублей, что значительно больше пяти процентов от предполагаемых инвестиций.

Таким образом, учитывая наличие заявки ООО «Башкирэнерго» о готовности к участию в конкурсе, принятие администрацией муниципального образования решения о заключении концессионного соглашения с ООО «АСТ» без проведения конкурса свидетельствовало о наличии признаков нарушения заявителем антимонопольного законодательства.

         Суд также отмечает, что судебный контроль при обжаловании предупреждения как при проверке его соответствия закону, так и при оценке нарушения им прав и законных интересов должен быть ограничен особенностями вынесения такого акта, целями, достигаемыми этим актом, соразмерностью предписанных мер и их исполнимостью.

Предупреждение является составной частью процедуры возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, при этом предупреждение не содержит властно обязывающего предписания для лица, в отношении которого оно вынесено, не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить хозяйствующих субъектов в добровольном порядке устранить допущенные нарушения закона.

Целью предупреждения является пресечение действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Суд ограничивается констатацией соответствия либо несоответствия предупреждения требованиям статьи 39.1 Закона о защите конкуренции и Порядка № 57/16, с учетом того, что предписанные действия должны отвечать целям предупреждения и не могут выходить за пределы мер, необходимых для прекращения действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, устранения причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, а также его последствий.

Судом установлено, что оспариваемые предупреждения вынесены антимонопольным органом в пределах представленных ему полномочий, на основании поступившей от хозяйствующего субъекта информации о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, при наличии установленных признаков нарушения закона.

По своему содержанию оспариваемое предупреждение соответствует части 4 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, пункту 2.2 Порядка № 57/16, прав заявителя не нарушают и исполнимы по предложенным антимонопольным органам мерам по устранению нарушения антимонопольного законодательства.

Оспариваемое предупреждение соответствует части 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции по сроку выполнения предупреждения не менее десяти дней, который может быть продлен антимонопольным органомпо мотивированному ходатайству (пункт 3.2. Порядка № 57/16).

В соответствии с абзацем 1 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным.

Предупреждение Управления не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку само по себе не является основанием для возникновения негативных последствий для заявителя, поскольку такие негативные последствия возникают при выявлении факта нарушения Закона о защите конкуренции, а не его признаков.

При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для признания недействительным оспариваемого предупреждения.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований Администрации городского округа г. Салават Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>) отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.ru.

Судья                                                                          К.В. Валеев