450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,
факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru
сайт http://ufa.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
г. Уфа Дело № А07-24619/20
24 июня 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена 11.06.2021
Полный текст решения изготовлен 24.06.2020
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Пакутина А. В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шакировой М.Р., рассмотрев дело по иску
АО "ЖИЛУПРАВЛЕНИЕ" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к ООО "ЭКОЛОГИЯ Т" (ИНН <***>, ОГРН <***>),
третье лицо: ООО «Спецэкотранс»
о взыскании 4 781 778 руб. 78 коп.
От сторон явки нет, извещены по правилам ст. 121-123 АПК РФ в том числе путем публичного размещения информации на официальном сайте суда в сети Интернет;
АО "ЖИЛУПРАВЛЕНИЕ" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к ООО "ЭКОЛОГИЯ Т" о взыскании 4 781 778 руб. 78 коп., из которых 4 240 933 руб. 86 коп. за услуги по уборке мест погрузки твердых коммунальных отходов, 540 844 руб. 92 коп. за доставку платежных документов.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечено ООО «Спецэкотранс».
Поскольку истец и ответчик, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом в порядке ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, явку представителей не обеспечили, дело рассмотрено в соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Согласно ч. 1 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации непредставление возражений или дополнительных доказательств, которые арбитражный суд предложил представить лицам, участвующим в деле, не является препятствием к рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам. Не является препятствием для рассмотрения спора по существу и неявка в судебное заседание арбитражного суда лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства (ч. 3, 5 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Иных заявлений и ходатайств в судебное заседание не заявлено.
Рассмотрев материалы дела, суд,
УСТАНОВИЛ:
Как установлено судами и следует из материалов дела, АО "ЖИЛУПРАВЛЕНИЕ" является управляющей компанией, осуществляющей управление многоквартирными домами, расположенными в г. Октябрьском Республики Башкортостан.
Между АО "ЖИЛУПРАВЛЕНИЕ" (истец) и ООО "ЭКОЛОГИЯ Т" (ответчик) заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.01.2019г., согласно условиям которого региональный оператор (ответчик) обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенного в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Объем твердых коммунальных отходов, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информации о размещении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно приложению к настоящему договору (п. 2).
В пункте 3 договора предусмотрены способы складирования твердых коммунальных отходов – мусоропроводы и мусороприемные камеры и контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках, в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором, в том числе крупногабаритных отходов - в бункеры, расположенные на контейнерных площадках, на специальных площадках складирования крупногабаритных отходов.
В соответствии с п. 4 договора дата начала оказания услуг – 01 января 2019 года.
В разделе 2 договора определены сроки и порядок оплаты по договору.
Согласно п. 5 договора под расчетным периодом понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора: 70 руб. в месяц за 1 чел.
Расчетная сумма договора, согласно приложения № 2 составляет 12 652 500 руб. с НДС, не является окончательной и подлежит корректировке в случае изменения количества зарегистрированных жителей.
В соответствии с п. 6 договора потребитель оплачивает услуги регионального оператора по мере поступления денежных средств от населения.
Срок действия договора определен сторонами в п. 23 договора и составляет три месяца с даты его заключения, т.е до 31 марта 2019 года.
Договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна сторона не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора на иных условиях.
Как указал истец, ответчик в период действия договора не производил работу по уборке мест погрузки ТКО, в связи с чем сотрудниками ОАО «Жилуправление» были составлены акты обследования соответствующих мест сбора ТКО за период с января по июнь 2019 года.
Истец, являясь управляющей организацией многоквартирных домов на территории которых расположены контейнеры для сбора ТКО был вынужден для обеспечения безопасности населения и окружающей среды самостоятельно осуществлять уборку мест погрузки ТКО, при этом договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.01.2019г. указанная обязанность на истца не возложена.
Общая стоимость работ по уборке мест погрузки ТКО, выполненных истцом за период январь-июнь 2019 года составила 4 240 933 руб. 86 коп.
Кроме того, как указал истец, для обеспечения своевременного поступления платежей ответчиком от населения за услуги по ТКО, истец вынужден был выставлять населению счета-извещения на оплату услуг по вывозу ТКО за весь период договорных отношений между истцом и ответчиком, т.е с января по июнь 2019 года, при этом договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.01.2019г. указанная обязанность на истца не возложена.
Общая стоимость услуг по обработке и доставке платежных документов в адрес жильцов составила 540 844 руб. 92 коп.
В связи с изложенными обстоятельствами, истец направил в адрес ответчика для подписания договоры на услуги по уборке мест погрузки ТКО, а также на услуги по обработке и доставке счетов-извещений. Между тем, ответчик от подписания указанных договоров отказался, требование истца о возмещении стоимости оказанных услуг в общей сумме 4 781 778 руб. 78 коп. оставил без удовлетворения.
Ответчик возражал против удовлетворения исковых требований согласно доводам, изложенным в отзыве на иск и дополнениях к отзыву.
Исследовав изложенные обстоятельства дела, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истец связывает заявленные требования о взыскании понесенных затрат на уборку мест погрузки ТКО и доставку квитанцией населению с ненадлежащим исполнением ответчиком своих обязанностей по заключенному сторонами договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.01.2019г., что по своей сути является требованиями о взыскании убытков.
Согласно нормам статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснил, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" о бремени доказывания, кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками. Должник вправе предъявить возражения относительно размера причиненных кредитору убытков, и представить доказательства, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (статья 404 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В предмет доказывания по данного рода искам входит установление факта неисполнения ответчиком гражданско-правового обязательства либо ненадлежащего исполнения обязательства, факта наличия убытков, наличия причинно-следственной связи между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства и убытками, а также вины ответчика. При этом бремя доказывания указанных обстоятельств (за исключением вины) лежит на истце. Отсутствие хотя бы одного из названных условий влечет исключение ответственности в виде взыскания убытков (возмещения ущерба).
Частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. На основании статей 67, 68 названного Кодекса арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу. Обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами. При этом лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в частности по представлению доказательств (часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что истец осуществляет управление многоквартирными домами в г. Октябрьском.
С 01 января 2019 года на основании Соглашения с Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан №3/2018 от 23.04.2018 г. ООО «Экология Т» осуществляет функции регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности №4 (в границах городского округа г.Октябрьский и муниципальных районов: Алыпеевский р-н, Бакалинский р-н, Белебеевский р-н, Бижбулякский р-н, Буздякский р-н, Давлекановский р-н, Ермекеевский р-н, Туймазинский р-н, Чекмагушевский р-н, Шаранский р-н).
В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден минимальный Перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 26(1) указанного Перечня одним из видов услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, являются работы по содержанию мест накопления ТКО, организация и содержание мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку контейнерных площадок.
В настоящем перечне понятие "уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов" используется в значении, предусмотренном Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее - Правила № 1156).
Пунктом 13 Правил N 1156 и пунктом 148(12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, установлено, что региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. При этом погрузка ТКО включает в себя уборку мест погрузки ТКО, под которой, согласно пункту 2 Правил N 1156, понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз.
Таким образом, уборка мест погрузки ТКО - действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз, является обязанностью регионального оператора.
В соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 07.04.2020) "Об отходах производства и потребления" (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.06.2020) с 1 января 2019 года органы местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов уполномочены на создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Работы по содержанию мест (площадок) накопления ТКО включают в себя их обслуживание (покраска, ремонт и др.) и санитарную очистку, в том числе подбор (уборка ТКО, находящихся на месте накопления ТКО (контейнерной площадке) или рядом с таким местом (например, когда потребитель не обеспечил складирование ТКО в контейнер) и подметание мусора вокруг контейнеров, и т.д. При этом указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО (действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз), обязанность по осуществлению которой возложена на регионального оператора.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме. Согласно части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме определена частью 2 статьи 154 ЖК РФ и включает в себя, помимо прочего, плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Требования к содержанию общего имущества предусмотрены пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила N 491).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 491, в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно подпункту "д(2)" пункта 11 Правил N 491, содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями. При этом указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО, под которой, согласно пункту 2 Правил N 1156, понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз.
При этом, в соответствии с пунктом 17 Правил N 491, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и реализованного способа управления многоквартирным домом:
в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме - в случае, если управление многоквартирным домом осуществляется непосредственно собственниками помещений в многоквартирном доме;
в договоре управления многоквартирным домом - в случае, если в установленном порядке выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией (пункт 2 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290 (далее - Постановление N 290)).
В соответствии с подпунктом д(2) пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества включает в себя работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
Таким образом, содержание контейнерной площадки и прилегающей территории являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.
Предъявляя требование о возмещении убытков, истец связал их возникновение с ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.01.2019г, а именно несоблюдением при оказании услуг пункта 13 Правил № 1156.
Правоотношения по заключенному сторонами договору оказания услуг по вывозу твердых коммунальных отходов регулируются нормами главы 39 ГК РФ, а также нормами специального законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
На основании части 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Из статьи 783 ГК РФ следует, что к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде, если это не противоречит статьями 779 - 782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
В соответствии с пунктом 4 статьи 720 ГК РФ заказчик, обнаруживший после приемки работы отступления в ней от договора подряда или иные недостатки, обязан известить об этом в разумный срок по их обнаружении, и согласно статье 723 ГК РФ потребовать от подрядчика безвозмездного устранения недостатков в разумный срок, либо соразмерного уменьшения установленной за работу цены.
В соответствии с п. 4 Правил № 1156 региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
09 января 2019 года региональный оператор ООО «Экология Т» заключило с оператором ООО «Спецэкотранс» договор №1-ТД на оказание услуг но транспортированию твердых коммунальных отходов и отходов 4-5 класса опасности, не относящихся к твердым коммунальным отходам.
Согласно условиям указанного договора оператор оказывает услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов и отходов 4-5 класса опасности, не относящихся к твердым коммунальным отходам (далее по тексту «Отходы») на территории Республики Башкортостан в границах муниципальных образований, территорий и адресов указанных в приложении №1 к договору, а региональный оператор обязуется принять оказанные надлежащим образом услуги и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим договором.
Согласно п.4.1.5. договора оператор осуществляет при транспортировании и в месте накопления отходов подбор отходов, просыпавшихся при выгрузке из контейнеров в мусоровоз.
Третье лицо в своем отзыве пояснило, что согласно п.4.1.5 договора №1-ТД ООО «Спецэкотрнас» в спорный период при транспортировании осуществляло подбор отходов, просыпавшихся из контейнера при выгрузке в мусоровоз. Для выполнения данных работ на каждом мусоровозе был предусмотрен рабочий по благоустройству, который производит уборку отходов, в случае их просыпания при погрузке, что подтверждается выпиской из штатного расписания.
Также, в случае необходимости, рабочие по благоустройству производят подбор отходов, в том числе растительных и строительных, складированных населением на земле, на контейнерной площадке, несмотря на то, что это является обязанностью управляющих компаний.
В соответствии с приказами о приеме на работу:
- №40/1 от 01.04.2014 года, № 3 от 09.01.2019 года на работу приняты рабочие по благоустройству: ФИО1, ФИО2.
Согласно должностным инструкциям рабочих по благоустройству в их обязанности входит фактический сбор отходов, просыпавшихся при погрузке отходов в мусоровоз, а также подбору отходов на контейнерных площадках. Данные рабочие закреплены по маршрутам уборки евроконтейнеров, установленных в секторе многоквартирной жилой застройки городского округа.
Как указало третье лицо, в том числе указанными работниками производилась уборка отходов, просыпавшихся при погрузке отходов в мусоровоз в период с 01.01.2019 года по 30.06.2019 года, о чем имеются их объяснения.
Услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов за период 01 января 2019 г. по 30 июня 2019 г. оказаны в полном объеме, что подтверждается подписанными ответчиком и третьим лицом актами оказанных услуг.
Исследовав представленные в дело доказательства (заключенный ответчиком с третьим лицом договор на уборку транспортирование отходов, первичную документацию к этому договору; акты обследования контейнерных площадок, подписанные работниками истца, суд пришел к выводу о недоказанности нарушения ответчиком условий договора от 01.01.2019г. на оказание услуг по вывозу твердых коммунальных отходов.
Пунктом 13 договора от 01.01.2019г. на оказание услуг по вывозу твердых коммунальных отходов предусмотрено, что в случае нарушения региональным оператором обязательств по договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором по договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3-х рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока определенного потребителем. Региональный оператор в течение 3 рабочих дней со дня получения акта подписывает его и направляется потребителю, в случае несогласия с содержанием акта региональный оператор вправе написать возражение на акт с мотивированным указанием причин своего несогласия и направить такое возражение потребителю в течение 3 рабочих дней с даты получения акта.
Акт должен содержать: а) сведения о заявителе (наименование, местонахождение, адрес); б) сведения об объекте (объектах), на котором образуются твердые коммунальные отходы, в отношении которого возникли разногласия (полное наименование, местонахождение, правомочие на объект (объекты), которым обладает сторона, направившая акт); в) сведения о нарушении со-ответствующих пунктов договора; г) другие сведения по усмотрению стороны, в том числе материалы фото- и видеосъемки.
Установление столь жестких условий оперативной фиксации нарушений организации, производящей выгрузку контейнера, вызвано тем, что наличие ТКО на контейнерных площадках может быть вызвано различными причинами, к которым относятся не только просыпание мусора при выгрузке контейнеров мусоровозом.
Из содержания писем Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации от 03.04.2019г. №11696- А0/06, от 11.10.2019г. №08-225-53/24802 следует, что такими другими причинами является случаи, когда потребитель (собственники жилых помещений) не обеспечил складирование ТКО в контейнер (просыпает, складирует рядом с контейнером), когда контейнер загружен сверх его пределов, когда складируется мусор, образующийся при обрезке деревьев и кустарников, при производстве строительных работ и т.п.
В перечисленных и иных подобных случаях (кроме ТКО, просыпавшихся при выгрузке контейнеров мусоровозами) действующее с 27.12.2018г. жилищное законодательство (в том числе постановления №491, №290) возлагает обязанность по уборке контейнерных площадок от ТКО на собственников МКД и управляющую организацию, но не на организацию, производящую выгрузку контейнеров.
Согласно ст.65 АПК каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Истцом не подтверждены надлежащими доказательствами ни факты просыпания ТКО именно при выгрузке контейнеров, ни причинно-следственная связь между имевшимся на площадках мусором и работой мусоровозов ответчика.
Судом принимаются доводы ответчика об отсутствии доказательств направления ответчику претензий, письменных обращений о просыпании мусора, уведомлений о составлении представленных суду актов осмотра контейнерных площадок с целью фиксации нарушений, направлении этих составленных истцом в одностороннем порядке актов ответчику.
Указанные акты не могут считаться доказательствами процесса выгрузки мусора из контейнеров мусоровозами (то есть не фиксируют состояние контейнеров и контейнерной площадки непосредственно перед выгрузкой, в процессе выгрузки и сразу после нее). Суду не представлены какие-либо иные доказательства, которые могли бы достоверно это подтвердить.
При таких обстоятельствах, в отсутствие достоверных доказательств того, что заявленные затраты по уборке контейнерных площадок (уборка ТКО в контейнер, подметание) были связаны именно с ненадлежащей выгрузкой контейнеров мусоровозами ответчика, требования истца в указанной части удовлетворению не подлежат.
Истцом кроме того заявлено требование о взыскании 540 844 руб. 92 коп. за обработку и доставку платежных документов в адрес жильцов.
В соответствии с частью 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Пунктом 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) также предусмотрено, что плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
Оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме является выполнением стандарта по управлению многоквартирным домом (подпункт "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416).
В силу пункта 2 Правила N 354 исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 31 Правил N 354 исполнитель коммунальных услуг обязан: производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги; производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги; принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных и других приборов учета; принимать сообщения потребителей о факте предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность; вести учет жалоб потребителей на качество предоставления коммунальных услуг; информировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность; нести иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами N 354.
Таким образом, в силу пункта 67 Правил N 354 обязанность по выставлению платежных документов потребителям возложена на исполнителя коммунальных услуг.
При заключении прямых договоров исполнителем коммунальных услуг становится ресурсоснабжающая организация и на нее возлагается обязанность по предоставлению платежных документов потребителям, выставление соответствующих платежных документов лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, в указанном случае является нарушением лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "а" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110.
Исходя из вышеуказанных норм права следует, что законодательством не предусмотрена обязанность ресурсоснабжающей организации в отсутствие прямого договора с собственником помещения возлагать на себя функции, связанные с осуществлением расчетов и ведением лицевых счетов потребителей, изготовление и доставку им квитанций.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи с учетом положений статьи 71 АПК РФ, суд пришел к выводу о том, что истец не доказал наличие совокупности всех условий, необходимых для взыскания убытков.
При этом суд исходит из того, что в данном случае прямые договора на вывоз ТКО между собственниками помещений спорных многоквартирных домов и региональным оператором не заключены, в связи с чем отсутствуют основания возлагать на ответчика функции на изготовление и доставку квитанций потребителям.
На основании изложенного исковые требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине возлагаются на истца в размере, установленном ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требованийАО "ЖИЛУПРАВЛЕНИЕ" отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья А.В. Пакутин