450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,
факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru
сайт http://ufa.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
г. Уфа
19 октября 2018 года Дело № А07-25062/2018
Полный текст решения изготовлен 19 октября 2018 года.
Резолютивная часть решения объявлена 18 октября 2018 года.
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Кутлина Р.К., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абсалямовой Р.Р., рассмотрел дело по заявлению
Управления МВД России по г.Стерлитамаку (453107, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>)
к ООО «БАРБОСС» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ,
при участии в судебном заседании:
от административного органа: ФИО1, представитель по доверенности № 10/32651 от 21.09.2018 года;
от лица, привлекаемого к ответственности: не явились, извещены надлежащим образом, в порядке ст.123 АПК РФ.
Управление МВД России по г.Стерлитамаку обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о привлечении к административной ответственности ООО «БАРБОСС» за административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указывая, что общество осуществляло реализацию алкогольной продукции без соответствующей лицензии.
Выслушав представителя административного органа, суд, исследовав материалы дела, установил следующее.
Как следует из материалов дела, 13 января 2018 года в ходе проведения оперативно-профилактического мероприятия «Алкоголь» осуществлен выезд с целью выявления незаконной реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В результате выезда установлено, что 13.01.2018 года в помещении рестобара «Барбос», по адресу: <...> выявлен факт незаконной реализации водки «Зеленая марка», объемом 0,5 литра, без соответствующей лицензии..
По окончанию проверки, был составлен протокол об административном правонарушении в отношении ООО «БАРБОСС» от 18.06.2018 года № 000067 по ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ.
Статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определено понятие «лицензии» как специального разрешения на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом. При этом под «лицензируемым видом деятельности» понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с указанным Законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 указанного Закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации, в том числе виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и подлежащие лицензированию, порядок выдачи лицензий, приостановления, возобновления, прекращения действия лицензий, их аннулирования, установлены Федеральным законом от 22.11.1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ).
В соответствии с п. 1 статьи 18 Закона № 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением: производства и оборота этилового спирта по фармакопейным статьям, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи; розничной продажи спиртосодержащей продукции; закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях.
Лицензии выдаются на осуществление следующих видов деятельности: производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата; производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции; производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции; розничная продажа алкогольной продукции; перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона № 171-ФЗ для получения лицензии на осуществление одного из видов деятельности, связанных с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и указанных в пунктах 2 статьи 18 Закона № 171-ФЗ, организацией представляются в лицензирующий орган, в том числе, заявление о выдаче лицензии с указанием полного и (или) сокращенного наименования и организационно-правовой формы юридического лица (организации), места его нахождения, мест нахождения его обособленных подразделений, осуществляющих лицензируемые виды деятельности, наименования банка и номера расчетного счета в банке, лицензируемого вида деятельности, который организация намерена осуществлять, вида продукции (в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 18 Закона № 171-ФЗ), срока, на который испрашивается лицензия.
Согласно пункту 19 статьи 19 Закона № 171-ФЗ в лицензии указываются наименование лицензирующего органа, полное и (или) сокращенное наименования и организационно-правовая форма организации, место ее нахождения, места нахождения ее обособленных подразделений, осуществляющих лицензируемые виды деятельности, лицензируемый вид деятельности, вид продукции в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 18 Закона № 171-ФЗ, срок действия лицензии, ее номер и дата ее выдачи. Указанный перечень сведений является исчерпывающим.
В силу положений статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» розничная продажа алкогольной продукции подлежит лицензированию.
Пунктом 1 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ установлено, что розничная продажа алкогольной продукции осуществляется только организациями при наличии соответствующих лицензий.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона № 171-ФЗ производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий запрещено.
Согласно статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ юридические лица, должностные лица и граждане, нарушающие требования вышеуказанного Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 13 января 2018 года в рестобаре «Барбосс»ООО «БАРБОСС» по адресу: <...> осуществлялась розничная продажи алкогольной продукции (публичная оферта) без лицензии на право осуществления розничной продажи алкогольной продукции.
Согласно ч. 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
Статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с ч. 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в абзаце втором пункта 16 постановления от 02.06.2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вина ООО «БАРБОСС» выражается в том, что у него имелась возможность для соблюдений указанных выше правовых норм, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих то, что ООО «БАРБОСС» были приняты все необходимые меры для предупреждения правонарушения.
Вина конкретного работника в совершении административного правонарушения не освобождает юридическое лицо от административной ответственности за данное правонарушение (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).
Доказательства обратного в материалы дела не представлено.
Учитывая изложенное, действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Между тем, согласно ст.28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
В соответствии с п.24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ №46 от 26.07.2007 года «О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Согласно ст.25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение. Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Указанный выше перечень законных представителей юридического лица является закрытым. Представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является. Поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя. Доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
Так, в соответствии со ст.54 Гражданского кодекса РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Из устава общества и выписки из единого государственного реестра юридических лиц усматривается, что местом нахождения ООО «БАРБОСС» на момент составления протокола об административном правонарушении являлся адрес: 453100, <...>.Административным органом не представлены доказательства получения обществом извещений по адресу: 453100, <...> (юридический адрес ООО «БАРБОСС»).
Довод административного органа о том, что ООО «БАРБОСС» было извещено о времени и месте составления протокола в соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда№61 от 30.07.2013 года, судом отклоняется, поскольку дела о привлечении к административной ответственности рассматриваются в рамках норм Кодекса об административный правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении в отношении ООО «БАРБОСС» был составлен в отсутствие его законного представителя.
Доказательства надлежащего извещения законного представителя общества о месте и времени составления протокола об административном правонарушении административным органом не представлены.
Таким образом, суд приходит к выводу, что законный представитель заявителя не был надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах заявление административного органа о привлечении к административной ответственности ООО «БАРБОСС» по ст.14.17 ч.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях удовлетворению не подлежит.
Вместе с тем, суд считает необходимым отметить следующее.
В нарушение пункта 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ общество реализовало и хранило спиртосодержащую продукцию в отсутствие лицензии. Указанная продукция находится в незаконном обороте и подлежит изъятию (часть 3 статьи 3.7, абзац второй пункта 1 статьи 25 Закона № 171-ФЗ, пункт 15.1 постановления Пленума ВАС РФ № 10).
При этом с учетом необоротоспособности названных вещей установление факта их принадлежности определенному лицу правового значения не имеет (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, алкогольная продукцию, изъятая согласно протокола осмотра места происшествия от 13.01.2018 года и акта о передаче вещественных доказательств от 16.01.2018 года (квитанция о приеме вещественных доказательств в камеру хранения №115 от 16.01.2018 года) подлежит изъятию и уничтожению.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Управления МВД России по г.Стерлитамаку (453107, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>) о привлечении ООО «БАРБОСС» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – отказать.
Алкогольную продукцию, изъятую согласно протокола осмотра места происшествия от 13.01.2018 года и акта о передаче вещественных доказательств от 16.01.2018 года (квитанция о приеме вещественных доказательств в камеру хранения №115 от 16.01.2018 года) – изъять и уничтожить.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac. arbitr.ru.
Судья Р.К.Кутлин