ул. Октябрьской революции, 63 а, г. Уфа, 450057
тел. (347) 272-13-89, факс (347) 272-27-40, сайт http://ufa.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
г. Уфа Дело № А07-27058/2015
10 февраля 2016
Резолютивная часть решения объявлена 04.02.2016
Полный текст решения изготовлен 10.02.2016
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Харисова А. Ф. , при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Нагаевой И.В. , рассмотрев дело по иску
Управления коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Обществу с ограниченной ответственностью "ДорСтройМаш" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
Третье лицо: Муниципальное бюджетное учреждение "Служба заказчика и технического надзора по благоустройству городского округа город Уфа Республики Башкортостан" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о взыскании суммы пени в размере 1 557 590 руб. 07 коп.
с учетом уточненного искового заявления
при участии в судебном заседании:
От истца: ФИО1, представитель по доверенности № 86-04-5590 от 10.10.2015 года, ФИО2, представитель по доверенности № 86-04-6479 от 23.12.2015 года , ФИО3 доверенность № 86-04-5919 от 24.11.2015
От ответчика: ФИО4, представитель по доверенности № 15 от 17.11.2015 года,
От третьего лица: ФИО1, представитель по доверенности № 330 от 11.06.2015 года, ФИО5, представитель по доверенности № 99 от 26.03.2015 года
УСТАНОВИЛ:
Управление коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город г. Уфа Республики Башкортостан обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "ДорСтройМаш" о взыскании суммы пени в размере 1 557 590 руб. 07 коп.
На судебном заседании 28.01.2016 года представителем истца оглашены доводы представленных письменных возражений на отзыв ответчика, представлено письменное заявление об уточнение исковых требований о взыскании с ответчика суммы пени в размере 1 152 617 руб. 80 коп.
Данное уточнение судом рассмотрено и принято в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, иск подлежит рассмотрению с учетом уточненных заявленных требований.
Представителем ответчика заявлено устное ходатайство об отложении судебного заседания.
Судом ходатайство ответчика рассмотрено, в его удовлетворении отказано.
Представителем ответчика заявлено ходатайство о назначении экспертизы по делу.
На вопрос суда о перечислении денежных средств на депозитный счет Арбитражного суда Республики Башкортостан денежной суммы в размере 80 000 руб. на проведение экспертизы по делу представитель ответчика суду пояснил, что необходимо время для перечисления денежных средств.
Представителем ответчика заявлено устное ходатайство об истребовании документов по делу.
Судом ходатайство об истребовании рассмотрено, в его удовлетворении отказано ввиду непредставления суду доказательств невозможности самостоятельного получения указанных документов.
Для дополнительного исследования представленных в судебное заседание сторонами доказательств, судом в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлен перерыв в судебном заседании до 04.02.2016 года до 14:00 час.
Сторонам письменно представить в суд вопросы, подлежащие постановке перед экспертом в ходе проведения экспертного исследования, а также об экспертной организации, полномочной провести экспертизу.
Ответчику - доказательства внесения на депозитный счет Арбитражного суда Республики Башкортостан денежной суммы в размере 80 000 руб. в счет оплаты стоимости за проведение экспертизы по делу.
Лицам участвующим в деле суд предложил определиться с привлечением специалистов, в соответствии со ст. 87.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На судебном заседании 04.02.2016 года представителем истца оглашены представленные письменные возражения по ходатайству ответчика о назначении экспертизы.
Представителем ответчика по вопросу о внесении денежных средств на депозитный счет Арбитражного суда Республики Башкортостан в счет оплаты стоимости экспертизы суду пояснено об отсутствии денежных средств на расчетом счету организации ответчика.
Представителем третьего лица оглашены доводы представленных письменных возражений по ходатайству ответчика о назначении экспертизы.
Согласно ст. 82Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.
Суд, рассмотрев ходатайство ответчика о назначении экспертизы по делу с учетом мнения лиц участвующих в деле отраженных в возражениях на ходатайство о назначении экспертизы, определил в удовлетворении ходатайства ответчика о назначении экспертизы отказать, так как для сопоставления видов работ, указанных в локальном сметном расчете, предусмотренным для данного вида работ в строительных работах и правилах, специальных познаний не требуется.
При изложенных обстоятельствах, дело подлежит рассмотрению по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Представителем ответчика оглашено представленное ходатайство об отложении судебного заседания в связи с необходимостью предоставления дополнительных доказательств.
Судом ходатайство ответчика рассмотрено, в его удовлетворении судом отказано.
Исходя из части 1 статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ходатайства обосновываются лицами, которые их заявляют.
Таким образом, обязанность представления доказательств, на которое лицо ссылается в обоснование заявленного ходатайства, возлагается на указанное лицо. При непредставлении необходимых доказательств у арбитражного суда отсутствует обязанность запрашивать соответствующие документы в интересах того или иного лица, участвующего в деле.
В силу частей 4, 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине, и если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, в случае возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
Указанные нормы предусматривают право, но не обязанность суда отложить судебное разбирательство в случае заявления лицом, участвующим в деле, такого ходатайства.
В рассматриваемом случае ответчик не был лишен возможности представлять доказательства, подтверждающие свои возражения по существу заявленных истцом требований, приводить письменные пояснения в обоснование своих доводов.
С учетом вышеизложенного оснований для отложения судебного заседания в порядке ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд не усмотрел.
Представителем ответчика заявлено ходатайство о применении процедуры медиации, или возможность урегулировании спора мирным путем.
Представителем истца суду пояснено, что возможность урегулирования спора мирным путем отсутствует.
Истец настоял на рассмотрении спора по существу.
Судом ходатайство ответчика об отложении судебного разбирательства в связи с возражениями истца по вопросу об урегулировании спора мирным путем отклонено, в его удовлетворении суд отказал.
Представителем ответчика заявлено ходатайство об отложении судебного заседания, в связи с необходимостью истребования ситуационного плана.
Позиция представителя истца – возразил.
Оснований для отложения судебного заседания в порядке ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд не усмотрел.
Судом в удовлетворении ходатайства ответчика отказано.
В ходе судебных прений представителем истца оглашена суть исковых требований, обоснована позиция по делу, доводы искового заявления поддержаны, полагая требования подлежащими удовлетворению.
Представитель ответчика в удовлетворении исковых требований просил отказать.
Представителем третьего лица поддержаны исковые требования истца, просил требования удовлетворить.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд установил следующее.
Как следует из доводов искового заявления, между ООО «ДорСтройМаш» (подрядчик-ответчик ) и Управлением коммунального хозяйства и благоустройства Администрации ГО г.уфа РБ (УКХ и Б Администраций г.Уфы, заказчик-истец) подписан муниципальный контракт от 03 февраля 2015 года № 0301300371014000080-0121878-02 в соответствии с условиями которого подрядчик принял на себя обязательства в установленный контрактом срок выполнить работы по ремонту (работы) сквера у стадиона Гастелло в городском округе город Уфа Республики Башкортостан (объект). Место выполнения работ – г. Уфа, сквер у стадиона Гастелло (п.п. 1.1, 1.2, 1.3).
Согласно положениям п. 2.1 рассматриваемого муниципального контракта его цена составляет 23 052 356 руб. 15 коп., включая налог на добавленную стоимость.
Цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. При исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных в п.п. 2.3, 2.4, 2.5 контракта.
Согласно абз. 2 п. 2.2 муниципального контракта финансирование осуществляется за счет средств бюджета городского округа город Уфа Республики Башкортостан в пределах лимитов бюджетных обязательств на 2015 год.
Согласно положениям п. 3.1 муниципального контракта календарные сроки выполнения работ по контракту: дата начала работ: с 03 февраля 2015 года; дата окончания работ - по 01 декабря 2015 года.
Обязанности подрядчика включают, в том числе выполнение работ в объеме и сроки, предусмотренные контрактом, требованиями ГОСТ, ТУ, СНиП, СН и ПУЭ, предусмотренными для данных видов Работ (п. 4.1.4); немедленно известить Заказчика при обнаружении независящих от подрядчика обстоятельств, угрожающих годности или прочности результатов выполняемой работы, либо создающих невозможность ее завершения в срок приостановить работы до получения от него указаний (п. 4.1.5).
Обязанности заказчик включают, в том числе передачу подрядчику до начала выполнения работ утвержденного локального сметного расчета (Приложение №1, являющегося неотъемлемой частью Контракта) (п. 4.2.1); принятие и оплату фактически выполненного подрядчиком объема работ на основании форм КС- 2, КС-3.
Согласно положениям п.п.7.1, 7.2 муниципального контракта приемка осуществляется комиссией, создаваемой заказчиком, в составе своего представителя, представителя МБУ «СЗ и ТНБ г. Уфы», представителя подрядчика. По согласованию с заказчиком подрядчик вправе сдать работы досрочно. Подрядчик обязан известить заказчика о готовности к сдаче завершенного объёма работ по контракту, после чего создается комиссия для их приемки.
В разделе 10 рассматриваемого муниципального контракта его сторонами предусмотрены положения об имущественной ответственности сторон.
В соответствии с п. 10.3 муниципального контракта в случае просрочки исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, заказчик направляет подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного настоящим контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного настоящим контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается в размере не менее 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Подрядчиком, и определяется по формуле. установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063:
П = (Ц - В) х С,
где:
Ц - цена контракта;
В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов;
С - размер ставки.
Размер ставки определяется по формуле:
С=СЦБ х ДП:
СЦБ - размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К;
ДП - количество дней просрочки.
Коэффициент К определяется по формуле:
К =ДП х 100%
ДК
где:
ДП - количество дней просрочки;
ДК - срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).
При К, равном 0-50 %, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 50 - 100 %, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 100 % и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
Как следует из доводов уточненного иска, в соответствии с условиями названного контракта работы должны быть окончены в срок до 01.12.2015 года.
Согласно п. 12.1, 12.2 рассматриваемого муниципального контракта спорные вопросы, возникающие в ходе исполнения контракта, разрешаются сторонами путем переговоров. В случае неурегулирования возникших разногласий между Сторонами в порядке, указанном в п. 12.1 Контракта, спор передается на рассмотрение в Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Истец, ссылаясь на то, что ответчик не исполнил обязательства по контракту в предусмотренные сроки, обратился в суд с рассматриваемым иском с учетом уточнения и взыскании 1 152 617 руб. 80 коп. пени.
Сумма пени по муниципальному контракту составила 1 152 617 руб. 80 коп. согласно следующему уточненному расчету :
Сумма работ по контракту: 23 052 356 руб. 15 коп.
Ставка рефинансирования на дату выполнения обязательств – 8,25 %
Количество дней просрочки (ДП) по 28.01.2016 - 58 дней.
Срок исполнения обязательств по контракту – с 03.02.2015 про 01.12.2015 года – 302 дня.
ДК= 302 дня;
К=(58/302)х100%=19,21%
С=(0,01х0,0825)х58=0,05 (или 50 %)
П (пени)=(23 052 356, 15 - 0 руб.) х 0,05 = 1 152 617 руб. 80 коп.
По доводам отзыва третьего лица (л.д.71-72), работы, предусмотренные условиями указанного контракта ответчиком не выполнены. О том, что работы не начаты и не ведутся, материалы дела содержат акт от 30.06.2015 года (л.д.34), акт от 03.11.2015 года (л.д. 35). Муниципальное бюджетное учреждение "Служба заказчика и технического надзора по благоустройству городского округа город Уфа Республики Башкортостан" считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Ответчиком представлен письменный отзыв на исковое заявление (л.д.81-83), согласно доводам которого, последний ссылается на условия муниципального контракта о том, что заказчик передает подрядчику до начала выполнения работ утвержденный локальный сметный расчет (Приложение №1, являющийся неотъемлемой частью Контракта) (п. 4.2.1), приводит доводы возражений о том, что указанный локальный счетный расчет истцом ответчику не передан до настоящего времени.
Ответчик считает размещенный на интернет-ресурсе локальный сметный расчет, указанный в качестве приложения к техническому заданию не утвержденным со стороны заказчика (не указаны реквизиты, позволяющие удостовериться в подлинности содержащейся в ней информации, установлению истинной воли заказчика о желаемом объеме работ). Ответчик считает, что фактически локальный сметный расчет является приложением к техническому заданию, а не к контракту, а не к контракту, на которое ссылок в самом контракте не имеется. Фактически, утверждает ответчик, не удостоверенный электронной цифровой подписью загруженный на официальном интернет-портале локальный сметный расчет, не является надлежаще оформленным документом, на основании которого возможно было бы проводить какие-либо работы.
Кроме того, продолжает ответчик, в соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Статьей 48 Градостроительного кодекса РФ установлены случаи обязательного архитектурно-строительного проектирования. Рассматриваемый случай, по мнению ответчика, подпадает под действие указанного перечня.
Сводом правил 48.13330.2011 «Организация строительства», утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от 27.12.2010 № 781 установлены требования к строительству новых, реконструкции и сносу существующих зданий и сооружений, возводимых на основании разрешения на строительство, полученного в установленном порядке, а также на благоустройство и инженерную подготовку территорий.
В соответствии с п. 5.4. Свода правил 48.13330.2011 «Организация строительства», утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от 27.12.2010 № 781, установлено, что при осуществлении строительства на основании договора заказчик (застройщик) передает лицу, осуществляющему строительство, утвержденную им проектную документацию а также рабочую документацию на весь объект или на определенные этапы работ в двух экземплярах на электронном и бумажном носителях. Состав и содержание проектной документации, передаваемой лицу, осуществляющему строительство, должна соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации. Передаваемая проектная документация должна содержать заверение проектировщика о том, что эта документация разработана в соответствии с заданием на проектирование и требованиями Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ.
Комплект рабочей документации должен содержать следующие техническими решения:
- план благоустройства территории (расположение тротуаров, искусственных сооружений, размещению элементов малой художественной композиции, фонтанов, скамеек, расположению парапетов, ливневой канализации, вид покрытия пешеходных тротуаров с определением узоров и цветовых решений, элементов отделки натуральным камнем, ограждений, лестниц, пандусов, перильного ограждения, схемы устройства озеленения территории, а также вертикально-планировочных решений с указанием высотных отметок каждого элемента),
- план устройства наружного освещения (расположение фонарей освещения, конструкцию фундаментов и анкерного крепления, разделения КЛ по группам подключения, составляющие элементы светильников, расположения технологических люков обслуживания, расположения КЛ с глубиной заложения, принципиальную электрическую схему подключения, расположения ГШ. решение по защите КЛ па участках пересечений с тротуарами, устройство дополнительных линий под поливную систему и прочих зданий и сооружений).
Заказчиком, продолжает ответчик, в нарушение п. 5.4. СП 48.13330.2011 «Организация строительства» утвержденная проектная документация и комплект рабочей документации Подрядчику не представлены.
Согласно смысла Контракта и изложенных строительных правил, принимая во внимание положения, предусмотренные ст. 328 ГК РФ, обязательство подрядчика по выполнению работ является встречным по отношению к обязательству заказчика по предоставлению утвержденного локального сметного расчета, проектной документации и комплекта рабочей документации. Обязательство заказчика по предоставлению локального сметного расчета, проектной документации и комплекта рабочей документации должно быть выполнено первым.
Неисполнение истцом (заказчиком) условий контракта и непредоставление локального сметного расчета, проектной документации и комплекта рабочей документации, указывает ответчик, влечет невозможность выполнения подрядчиком работ до установленного п. 3.1 контракта срока окончания работ.
В соответствии со ст. 718 ГК РФ заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.
Согласно ст. 719 ГК РФ подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том. тго исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок. Если иное не предусмотрено договором подряда, подрядчик при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В силу ч. 3 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным. Вышеуказанные положения правовых норм, в том числе, строительные правила носят императивный характер и не подлежат изменению по соглашению сторон.
Контрактом предусмотрена возможность расторжения Контракта в связи с односторонним отказом стороны от его исполнения (пункт 13.2 Контракта).
Ответчик в отзыве указывает, что в этой связи 19.11.2015, то есть до подачи рассматриваемого искового заявления в Арбитражный суд Республики Башкортостан, подрядчик уведомил заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, что подтверждается соответствующим письмом подрядчика в адрес заказчика (прилагается к настоящему отзыву – исх. № 195 от 19.11.2015 года. (л.д.84-86).
В связи с изложенным, ответчик просит суд в удовлетворении исковых требований Управления коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан к Обществу с ограниченной ответственностью «ДорСтройМаш» отказать в полном объеме.
Материалы дела содержат письменные возражения истца и третьего лица на отзыв ответчика.
Доводы письменных возражений истца корреспондируют с доводами возражений третьего лица и сводятся к следующему.
В письменных возражениях на отзыв ответчика сторонами заявлено об утверждении третьим лицом в декабре 2014 года документации об электронном аукционе по лоту на выполнение спорных работ. Описание объекта закупки, количество товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги указаны в разделе II документации об электронном аукционе «Техническое задание», неотъемлемой частью которого являлось приложение № 1 – утвержденный заказчиком локальный сметный расчет на выполнение вышеназванных работ. Данный локальный сметный расчет содержит полный объем подлежащих выполнению работ, а также функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.
По данному лоту, указывается письменных возражениях, поданы две заявки на участие в электронном аукционе. По результатам подведения итогов проведения электронного аукциона с участником, который предложил наиболее низкую цену контракта, то есть с ответчиком, заключен указанный муниципальный контракт.
В соответствии с п. 1 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013г. N44-03 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением 015 ., осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Сторонами отмечается, что по условиям контракта ответчик (ООО «ДорСтройМаш») принял на себя обязательство в срок с 03.02.2015г. до 01.12.2015г. выполнить работы по ремонту сквера у стадиона Гастелло городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Объект).
Спорный контракт и, соответственно, все приложения к нему, подписаны усиленной цифровой подписью сторон.
По доводам возражений истца, исходя из предмета муниципального контракта, при выполнении работ по ремонту сквера наличие проектной документации не обязательно.
Оценив все представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает уточненный иск подлежащим удовлетворению в полном объеме на основании следующего.
Согласно ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу ст.ст. 64, 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п.1 ст.702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу п.1 ст.708 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Согласно положениями части 1,2 ст. 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором.
На основании п. 1 ст. 766 Гражданского кодекса Российской Федерации государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
Исходя из п. 1, 2 ст. 740, п. 1 ст. 743, п. 1 ст. 708 Гражданского кодекса Российской Федерации существенными условиями государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд являются предмет договора, определяющий в том числе виды, содержание и объемы работ, конечный срок выполнения работ, их стоимость.
Согласно п.8 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
Оценив условия контракта от 03 февраля 2015 года № 0301300371014000080-0121878-02 суд оснований для признания указанного муниципального контракта недействительным или незаключенным не установил, признаков ничтожности договора не усмотрел.
Согласно положениям ч. 1 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения (ч. 7 приведенной нормы).
Доказательством сдачи подрядчиком результатов работы и приёмки его заказчиком может являться акт, удостоверяющий приёмку выполненных работ (ст.720, 753 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно ч.1 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона (ч.2 приведенной нормы).
Согласно ч. 4 приведенного Закона в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Исходя из изложенного, суд полагает, что у ответчика возникло обязательство по выполнению работ, указанных в контракте в сроки, предусмотренные п. 3.1 контракта.
Как установлено судом при рассмотрении данного дела и исследовании его материалов, локальны сметный расчет - приложение № 1 к контракту является его неотъемлемой частью. Указанный локальный сметный расчет утвержден в составе конкурсной документации, 08.12.2014 года на электронной площадке опубликовано извещение в сети Интернет ЗАО «Сбербанк-АСТ» о проведении электронного аукциона по вышеназванному лоту с приложением утвержденной аукционной документации.
Доводы ответчика о неисполнении истцом обязательств согласно п. 4.2.1 контракта , при наличии размещенной конкурсной документации на электронной площадке, судом отклоняется как необоснованный.
Обязательств заказчика (истца) о передаче проектной документации подрядчику (ответчику) условия рассматриваемого контракта не содержат.
Более того, по смыслу ст. ст. 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательств одно лицо (должник) обязано совершать в пользу другого лица (кредитора) определенные действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом, только надлежащее исполнение прекращает обязательство (ст. 408 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно положениям п. 3.1 муниципального контракта календарные сроки выполнения работ по контракту: дата начала работ: с 03 февраля 2015 года; дата окончания работ - по 01 декабря 2015 года.
Доводы ответчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, выраженные в письме ответчика от 19.11.2015 года судом рассмотрены и приняты во внимание.
Как следует из материалов дела, своим правом на односторонний отказ от договора ответчик воспользовался в пределах сроков, предусмотренных п. 3.1 контракта.
Согласно ч. 14 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 13.2 рассматриваемого контракта, его расторжение допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно положениям ст. 718 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.
При неисполнении заказчиком этой обязанности подрядчик вправе требовать возмещения причиненных убытков, включая дополнительные издержки, вызванные простоем, либо перенесения сроков исполнения работы, либо увеличения указанной в договоре цены работы.
В случаях, когда исполнение работы по договору подряда стало невозможным вследствие действий или упущений заказчика, подрядчик сохраняет право на уплату ему указанной в договоре цены с учетом выполненной части работы.
По правилам ст. 719 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328).
Если иное не предусмотрено договором подряда, подрядчик при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Доказательств приостановления работ и уведомления об этом истца об обстоятельствах, препятствующих исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок, до истечения предусмотренного срока выполнения работ по контракту, в связи с непредставлением истцом проектной документации ответчику, при наличии размещенной конкурсной документации локального сметного расчета - приложения № 1 к контракту, являющегося его неотъемлемой частью, ответчиком не представлено и материалы дела не содержат.
Размер неустойки согласован сторонами в заключенном и подписанном между ними без возражений договоре (пункт 10.3 контракта).
Согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
В силу пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Подписав муниципальный контракт, ответчик выразил согласие с его условиями, в том числе, с установленном размером неустойки.
Таким образом, учитывая, что условие о договорной неустойке определено по свободному усмотрению сторон, ответчик, являясь коммерческой организацией, в соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации осуществляет предпринимательскую деятельность на свой риск, а, следовательно, должен был и мог предположить и оценить возможность отрицательных последствий такой деятельности, в том числе связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением принятых по договору обязательств.
Согласно статье 329 Гражданского кодекса РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В соответствии со статьей 330 Гражданского кодекса РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства (ст. 331 ГК РФ).
Расчет судом проверен, признан верным. Представленный расчет неустойки представляет собой ответственность за неисполнение обязательства, факт просрочки исполнения обязательства подтверждается представленными доказательствами.
Ответчик расчет и размер пени не оспорил.
При разрешении вопроса о взыскании с ответчика неустойки суд руководствуется предусмотренным ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации принципом свободы договора и, в соответствии с требованиями ст. 401 кодекса не усматривает оснований для освобождения ответчика от ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств.
В соответствии с постановлением Пленума ВАС РФ №81 от 22.12.2011г. «О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации» п.1 – исходя из принципа осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе (ст.1 ГК РФ) неустойка может быть снижена судом на основании статьи 333 Кодекса только при наличии соответствующего заявления со стороны ответчика.
От ответчика заявления о снижении суммы пени в порядке ст. 333 ГК РФ в суд не поступило.
Исходя из ч. 2 ст. 9, ч. 3, 4 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга и обязаны раскрыть доказательства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений, заблаговременно, до начала судебного разбирательства, с учетом того, что они несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими соответствующих процессуальных действий.
В силу ч. 2, 3 ст. 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. Злоупотребление процессуальными правами либо неисполнение процессуальных обязанностей лицами, участвующими в деле, влечет для этих лиц предусмотренные названным Кодексом неблагоприятные последствия.
На основании вышеизложенного сумма договорной неустойки в размере 1 152 617 руб. 80 коп. подлежит взысканию с ответчика.
Статьей 105 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно пп. 1.1 п. ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Однако наличие статуса, указанного в приведенных нормах, само по себе не является основанием для освобождения управления от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Для возникновения у соответствующего органа права на льготу требуется одновременное выполнение двух условий: он должен выступать в арбитражном процессе с целью защиты публичных интересов; рассматриваемый судом спор должен быть связан с выполнением функций государственного органа (органа местного самоуправления).
Из представленных в материалы дела учредительных документов ответчика следует, что УКХиБ Администрация ГО г. Уфа РБ является функциональным органом местного самоуправления и структурным подразделение Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан.
УКХиБ Администрации ГО г. Уфа РБ, как орган местного самоуправления, заключивший муниципальный контракт на выполнение работ по ремонту площади им. Ленина городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, действовало в интересах населения городского округа г. Уфа Республики Башкортостан и, исходя из установленной компетенции, освобождено от уплаты государственной пошлины.
Согласно п. 20.1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 № 117 (в редакции от 11.05.2010) «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» в случае принятия судебного акта в пользу лица, которому была предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины, суд взыскивает ее с ответчика применительно к ч. 3 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с указанной нормой законодательства государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты госпошлины.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине возлагаются на ответчика в размере, установленном ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>) удовлетворить.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "ДорСтройМаш" (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу Управления коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>) 1 152 617 руб. 80 коп. – пени.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "ДорСтройМаш" (ИНН <***>, ОГРН <***>) в доход федерального бюджета госпошлину в размере 24 526 руб.
Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья А.Ф.Харисов