ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-3970/20 от 10.11.2021 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru

сайт http://ufa.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа                                                                           Дело № А07-3970/2020

17 ноября 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 10 ноября 2021 года

Полный текст решения изготовлен 17 ноября 2021 года

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Айбасова Р.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хайруллиной Р.Д., рассмотрев дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ИНН <***>, ОГРН <***>) и

    Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан

Третьи лица:

1. Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>)

2. ФИО1

3. Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан

об обязании снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 02:55:020207:1250, площадью 2224 кв.м и восстановить в государственном кадастре недвижимости аннулированные сведения о земельном участке с кадастровым номером 02:55:020207:62 площадью 3062 кв.м, расположенным по адресу: г. Уфа, пр. Октября, д. 152/1

при участии в судебном заседании:

от истца – ФИО2, представитель, доверенность № 06/20 от 20.04.2021, удостоверение адвоката № 3198 от 18.06.2020

от ответчика – ФГБУ «ФКП Росреестра» - ФИО3, представитель, доверенность № 210 от 22.07.2019

от ответчика – Управления Росреестра по РБ – ФИО4, представитель, доверенность №45 от 30.04.2021

от третьего лица – Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан – не явились, извещены

от третьего лица – ФИО1 лично, паспорт

от третьего лица – Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан – не явились, извещены

Общество с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис» (далее – истец, общество/ООО «Жилкомсервис») обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» с привлечением в качестве третьих лиц: Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и ФИО1, об обязании ФГБУ «ФКП Росреестра» по РБ снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 02:55:020207:1250, площадью 2224 кв.м и восстановить в государственном кадастре недвижимости аннулированные сведения о земельном участке с кадастровым номером 02:55:020207:62 площадью 3062 кв.м, расположенным по адресу: <...>.

Определением суда от 08.04.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.

Определением суда от 19.05.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан.

Определением от 16.08.2021 суд привлек к участию в деле в качестве соответчика Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее – Управление Росреестра по РБ).

Кроме того, определением от 16.08.2021 принято уточнение иска от 05.08.2021, которым истец просил:

- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан снять с государственного кадастрового учета земельный участок, с кадастровым номером 02:55:020207:1250 площадью 2224 кв.м;

- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан восстановить в Едином государственном реестре недвижимости аннулированные сведения о земельном участке с кадастровым номером 02:55:020207:62 площадью 3062 кв.м, расположенный по адресу: <...>.

Определением суда от 15.09.2021 принято уточнение иска от 03.09.2021 (т. 5 л.д. 10-16), в котором истец указал координаты земельного участка с кадастровым номером 02:55:020207:62.

15.10.2021 от истца поступило уточнение иска от 12.10.2021, которым истец вновь заявил требования аналогичные, изложенным в заявлении от 05.08.2021, просит:

- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан снять с государственного кадастрового учета земельный участок, с кадастровым номером 02:55:020207:1250 площадью 2224 кв.м;

- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан восстановить в Едином государственном реестре недвижимости аннулированные сведения о земельном участке с кадастровым номером 02:55:020207:62 площадью 3062 кв.м, расположенный по адресу: <...>.

22.10.2021 от Управления Росреестра по РБ поступило ходатайство об участии в онлайн-заседании, судом одобрено.

02.11.2021 от Управления Росреестра по РБ поступили письменные пояснения на уточнение иска от 03.09.2021.

08.11.2021 от ФГБУ «ФКП Росреестра» по РБ поступило ходатайство об участии в онлайн-заседании, судом одобрено.

От истца поступило ходатайство об участии в онлайн-заседании, судом одобрено.

От истца поступили возражения на отзывы ответчиков.

Представители ответчиков сообщили о получении возражений.

Представитель истца поддержал уточненные требования, сообщив, что дублируется уточнение от 05.08.2021.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» по РБ не возражает против принятия уточнения.

Представитель Управления Росреестра по РБ оставил вопрос о принятии уточнения на усмотрение суда.

Уточнение исковых требований от 12.10.2021 принято судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

Суд обозрел письменные возражения истца, приобщил к материалам дела.

Представитель истца огласил возражения, поддержал уточненные требования.

ФИО1 поддержала доводы истца, просит уточненные требования удовлетворить.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» по РБ сообщил, что земельный участок используется не в указанных границах.

Представитель Управления Росреестра по РБ огласил свои доводы, заявил, что Управление является ненадлежащим ответчиком, в случае предъявлений требований к Управлению полагает, что спор должен быть рассмотрен в рамках главы 24 АПК РФ, считает, что истцом пропущен срок для обращения в суд по правилам гл. 24 АПК РФ.

Участники процесса на вопрос суда сообщили, что дополнительных документов заявлений, ходатайств не имеется.

Представитель истца просит уточненные требования удовлетворить.

ФИО1 также просит удовлетворить уточненные требования.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» по РБ поддержал доводы отзывов, просит отказать в удовлетворении иска в полном объеме.

Представитель Управления Росреестра по РБ поддержал заявление о том, что Управление является ненадлежащим ответчиком, спор должен быть рассмотрен в рамках главы 24 АПК РФ, истцом пропущен срок для обращения в суд.

Третьи лица - Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан  и Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени судебного разбирательства с учетом положений ст. ст. 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считаются извещенными надлежащим образом.

Дело рассмотрено с учетом уточнения исковых требований в отсутствие Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан  и Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по имеющимся материалам в порядке ст. ст. 49, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, заслушав участников процесса, суд

УСТАНОВИЛ:

Как следует из материалов дела и указывает истец в исковом заявлении, в ходе рассмотрения в Арбитражном суде Республики Башкортостан спора по исковому заявлению Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан к обществу с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис» (дело № А07-26190/2019) об обязании освободить земельный участок, общей площадью 873 кв.м, по адресу: <...>, с северной стороны, между земельных участков с кадастровыми номерами: 02:55:020207:1250 и 02:55:0020210:58, обществу «Жилкомсервис» стало известно, что ранее сформированный участок под многоквартирный дом фактически был уменьшен с 3062 кв.м, до 2224 кв.м, путем снятия с учета участка с кадастровым номером 02:55:020207:62 площадью 3062 кв.м, и постановкой участка с кадастровым номером 02:55:020207:1250 площадью 2224 кв.м.

Многоквартирный жилой дом по пр. Октября д. 152/1 построен Застройщиком па основании разрешения па строительство от 30.06.2008                    № RU 033 08000-194 – Ж, введен в экспликацию па основании разрешения от 30.11.2010 № RU 03308000-35-ЖА, выданного отделом градостроительного контроля и выдачи разрешений администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Участники долевого строительства жилого дома приняли по акту помещения в жилом доме с земельным участком площадью 3062 кв.м, сформированного органом местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», огражденным застройщиком декоративной металлической конструкцией.

Земельный участок с кадастровым номером 02:55:020207:62 поставлен на кадастровый учет 09.06.2011 на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 02.06.2011                   № 1/0200/11-9458 и межевого плана в бумажном виде, подготовленным кадастровым инженером ФИО5, с адресом: <...>, категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для проектирования и строительства многоэтажного жилого дома со встроенными помещениями обслуживания населения площадью 3062 кв.м, статусом: временный.

Земельный участок благоустроен и огражден за счет средств дольщиков, с ноября 2010 по настоящее время содержится за счет средств собственников помещений.

Однако вид разрешенного использования участка содержал слово «для проектирования и строительства», и имел статус «временный», вследствие чего возникли неблагоприятные последствия для собственников МКД.

В связи с отсутствием государственной регистрации на участок с кадастровым номером 02:55:020207:62 в течение двух лет со дня его постановки на учет, 13.06.2013 сведения об указанном участке были аннулированы и исключены из государственною кадастра недвижимости ФГБУ ФКП ФС Государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ.

Истец указывает, что о снятии с кадастрового учета указанного участка собственники многоквартирного дома не знали.

 Право на общее имущество (в том числе земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества) возникает независимо от факта государственной регистрации права общей долевой собственности на такое имущество.

Право на земельный участок с кадастровым номером 02:55:020207:62 возникло у собственников многоквартирного дома № 152/1 по пр. Октября в силу закона при постановке его на кадастровый учет 09.06.2011 г. и орган кадастрового учета не имел право снять его с кадастрового учета.

Истец считает, что восстановление в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке является единственным способом защиты прав и законных интересов истца, поскольку, согласно требованиям Закона о кадастре, каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости имеет неповторяющийся во времени и на территории Российской Федерации учетный (кадастровый номер), повторное использование кадастрового номера земельного участка сведения о котором были аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости, не допускается, в связи с чем восстановление законных интересов истца иным способом, помимо восстановления в ГКН аннулированных сведений о земельном участке, не представляется возможным.

При восстановлении на кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером 02:55:020207:62 произойдет наложение на участок с кадастровым номером 02:55:020207:1250 площадью 2224 кв.м, который собственники многоквартирного дома не могут снять с кадастрового учета.

Восстановление сведений о земельном участке с кадастровым номером 02:55:020207:62 возможно в тех же границах и конфигурации, что в данном случае не повлечет наложение границ иных земельных участков, необходимо только снять с кадастрового учета участок с кадастровым номером 02:55:020207:1250.

Постановлением администрации городского округа город Уфа от 20.11.2015 № 3948 был принят проект с красными линиями, проходящими через спорный участок. Указанное не должно явиться препятствием для постановки на кадастровый учет ранее снятого участка, так как он был сформирован до «красных линий», которые в силу ст. 1, п.11 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений. То есть к ранее возникшим отношениям они не применяются.

Истец, ссылаясь на ст. 304 ГК РФ, ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 13 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 2 статьи 23 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

Ответчик - ФГБУ «ФКП Росреестра» по РБ представил отзыв от 30.04.2020 (т. 1 л.д. 109-115), дополнение к отзыву от 09.12.2020 (т. 2 л.д. 118-122), отзыв от 19.02.2021 (т. 3 л.д. 90-95), отзыв от 10.09.2021 (т. 5 л.д. 18-25) просит отказать в удовлетворении исковых требований по изложенным доводам.

Кроме того, ФГБУ «ФКП Росреестра» по РБ представило в суд реестровые дела (т. 2 л.д. 16-81, т. 3 л.д. 70-83), выписки из ЕГРН (т. 4 л.д. 1-41).

Ответчик Управление Росреестра по РБ отзывом от 11.08.2021 (т. 4 л.д. 111-114), от 09.09.2021 (т. 5 л.д.7-8), от 12.10.2021 (т. 5 л.д.64-66) просит отказать в удовлетворении исковых требований.

Третье лицо Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан также просит отказать в удовлетворении иска по доводам, изложенным в отзыве от 15.07.2020 (т. 1 л.д. 136-137). Ходатайством от 22.09.2020, от 17.11.2020 администрация просила рассмотреть дело в отсутствие представителя,

Третье лицо ФИО1 в уточненном отзыве от 24.09.2020 (т. 2 л.д. 111-115) поддержала требования истца. Представлено также дополнение к отзыву от 14.01.2021 (т. 2 л.д. 128-136), заявление от 13.07.2021 (т. 4 л.д. 57-61).

В ходе рассмотрения дела истцом также представлены возражения на отзыв ФГБУ «ФКП Росреестра» по РБ от 10.07.2020 (т. 1 л.д. 122-128), письменные объяснения от 25.02.2021 (т.3 л.д. 104-116), от 05.08.2021 (т. 4 л.д. 116-119), возражения на отзывы ответчиков от 01.11.2021 (т. 5 л.д. 94-97).

С учетом принятого судом уточнения иска от 12.10.2021 истец просит:

- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан снять с государственного кадастрового учета земельный участок, с кадастровым номером 02:55:020207:1250 площадью 2224 кв.м;

- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан восстановить в Едином государственном реестре недвижимости аннулированные сведения о земельном участке с кадастровым номером 02:55:020207:62 площадью 3062 кв.м, расположенный по адресу: <...>.

Оценив все представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает иск не подлежащим удовлетворению на основании следующего. 

В силу статей 64, 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.

В соответствии со статьей 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе равноправия сторон. Стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление арбитражному суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав и обязанностей, предусмотренных названным кодексом.

По правилам части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Согласно части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Таким образом, в силу статей 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд на основе принципа состязательности с учетом представленных сторонами доказательств устанавливает значимые для дела обстоятельства. При этом каждая из сторон несет риск процессуальных последствий непредоставления доказательств.

Согласно пункту 13 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 года № 12-П, в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации, - для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется.

Осуществляя свои дискреционные полномочия в области правовой регламентации отношений, объектом которых являются земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах - исходя из правовой природы общего имущества многоквартирных домов как имущества, не имеющего самостоятельной потребительской ценности и предназначенного в первую очередь для обеспечения возможности пользования указанными помещениями, - установил в Жилищном кодексе Российской Федерации общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36), а в Федеральном законе от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (статья 16).

Реализовав в Жилищном кодексе Российской Федерации и Федеральном законе от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предписания статьи 36 Конституции Российской Федерации с учетом правовой природы общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, федеральный законодатель включил правовое регулирование отношений по поводу перехода в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка под этим домом как элемента такого общего имущества в сферу жилищного законодательства.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Как следует из статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, связывается с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета (части 2, 3 и 5) и не предполагает принятие органами государственной власти или органами местного самоуправления специального решения о предоставлении конкретного земельного участка, ограничивая их участие в процессе передачи права собственности исключительно вопросами формирования земельного участка (часть 4).

Данное регулирование согласуется с Гражданским кодексом Российской Федерации, допускающим исключения из общего правила об обусловленности возникновения прав на имущество, подлежащих государственной регистрации, моментом регистрации соответствующих прав на него (пункт 2 статьи 8), и конкретизирующим данное правило пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в силу которого государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.

В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Владение, пользование и распоряжение землей осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Согласно статье 305 Гражданского кодекса Российской Федерации права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.

При этом в силу положений статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения, исковая давность не распространяется.

Согласно подпунктам 1 и 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проектом межевания территории, утвержденным в соответствии с Градостроительным кодексом, или утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, если в границах элемента планировочной структуры находятся многоквартирные дома, образование земельных участков осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Разработанные проекты межевания являются основой для установления границ земельных участков на местности и дальнейшей постановки их на государственный кадастровый учет, закрепления их межевыми знаками и составления кадастрового плана земельного участка.

Основная цель градостроительного межевания - градостроительное и расчетное обоснование разделения структурных элементов городской территории (кварталов, микрорайонов, районов и так далее), ограниченных красными линиями и линиями градостроительного регулирования, на земельные участки, относящиеся к зданиям, строениям, сооружениям.

Выполненные проектные работы являются основой при последующем формировании земельного участка для постановки его на государственный кадастровый учет и оформления в установленном порядке.

Постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 20.11.2015 № 3948 (т. 1 л.д. 78-79) утвержден проект межевания территории квартала, ограниченного улицами Николая Кузнецова, Российская, переулком Российская – проспектом Октября в Орджоникидзевском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан площадью 6,5 га.

Под строительство многоэтажного дома был сформирован земельный участок площадью 898 кв.м. и поставлен на кадастровый учет 21.02.2008 с кадастровым номером 02:55:020207:54 с видом разрешенного использования «для проектирования и строительства многоэтажного жилого дома со встроенными помещениями для обслуживания населения». Этот земельный участок был передан в аренду на основании договора аренды с застройщиком ООО «Жилстройинвест» от 11.12.2009 г. №2109-09 сроком до 31.12.2010.

Жилой дом по адресу: <...> был введен в эксплуатацию на основании Акта ввода от 30.11.2010 №RU 03308000-35-ЖА, что представлен в кадастровом деле 02:55:020207:62.

Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории <...>, была утверждена 30.12.2010, уже после ввода в эксплуатацию жилого дома и окончания срока аренды по договору аренды с застройщиком.

Один из собственников многоквартирного жилого дома - ФИО1 получила квартиру по акту приема передачи от 16.12.2010 и зарегистрировала право собственности 22.02.2011 (т. 1 л.д. 27).

С целью постановки на кадастровый учет земельного участка, сформированного на основании схемы от 30.12.2010 г. под многоквартирный дом, были поданы заявление от 02.03.2011 г. №1/0200/11-9458 и межевой план от 01.06.2011 г. с приложениями (т. 1 л.д. 40-51).

Земельный участок с кадастровым номером 02:55:020207:62 площадью 3062 кв.м был сформирован из земельного участка с кадастровым номером 02:55:020207:54 и части земельного участка площадью 2164 кв.м из земель, находящихся в государственной собственности, как указано в Протоколе образования земельного участка, поставлен на кадастровый учет 09.06.2011  с видом разрешенного использования «для проектирования и строительства многоэтажного жилого дома со встроенными помещениями обслуживания населения» (т. 1 л.д. 52).

Земельный участок с кадастровым номером 02:55:020207:62 снят с кадастрового учета 13.06.2013 органом кадастрового учета (т. 1 л.д. 36).

14.02.2019 поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 02:55:020207:1250 (т. 1 л.д. 34).

Из протокола общего очного собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома № 152 корпус 1 по проспекту Октября Орджоникидзевского района г. Уфа от 07.02.2020 следует, что собственниками принято решение поручить управляющей организации ООО «Жилкомсервис» обратиться в суд с заявлением о восстановлении границ земельного участка площадью 3062 кв.м жилого многоквартирного дома                       № 152/1 по проспекту Октября г.Уфа (т. 1 л.д. 24-26).

Из материалов дела следует, что по сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) земельный участок с кадастровым номером 02:55:020207:62 на сегодняшний день имеет следующие характеристики: поставлен на ГКУ - 09.06.2011 г., статус - «аннулирован», снят с учета - 13.06.2013 г., адрес: г Уфа, р-н Орджоникидзевский, пр-кт Октября, д 152, корп 1, уточненная площадь - 3062 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - Для проектирования и строительства многоэтажного жилого дома со встроенными помещениями обслуживания населения, права и обременения - сведения отсутствуют.

Учетные действия в отношении спорного земельного участка осуществлялись в соответствии с нормами действующего на тот момент законодательства Российской Федерации.

Так, ранее, в соответствии с ч. 4 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (в редакции действовавшей до 01.10.2013, далее – Закон о кадастре), внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.

Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 02:55:020207:62 был аннулирован и исключен из государственного кадастра недвижимости 13.06.2013 в связи с истечением двух лет со дня постановки земельного участка на государственный кадастровый учет, в соответствии с ранее действовавшей ч. 4 ст. 24 Закона о кадастре.

В соответствии со сведениями сервера сбора данных единого государственного реестра прав (далее - ЕГРП), которые были выгружены Управлением Росреестра по Республике Башкортостан 12.05.2013, было установлено, что на земельный участок с кадастровым номером 02:55:020207:62 не были зарегистрированы ни права, ни обременения (аренда, субаренда и т.д.), в связи с этим он был снят.

Земельный участок с кадастровым номером 02:55:020207:1250, статус земельного участка - Учтенный, расположенный по адресу: Российская Федерация, Республика Башкортостан, Городской округ город Уфа, г. Уфа, р-н Орджоникидзевский, проспект Октября, з/у 152/1, поставлен на кадастровый учет 14.02.2019, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - Многоквартирные многоэтажные жилые дома, площадь земельного участка 2224 кв.м., образован из земельного участка с кадастровым номером 02:55:020207:54.

Земельный участок с кадастровым номером 02:55:020207:1250 формировался органом местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации для многоквартирного дома, в соответствии с Правилами землепользования и застройки ГО г. Уфа, утвержденными Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан №7/4 от 22.08.2008г. (опубликованы на официальном сайте Администрации ГО г. Уфа), образуемый земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-3, код зоны 02.55.1.562. Вид разрешенного использования: Многоквартирные многоэтажные жилые дома в указанной зоне является разрешенным. Минимальный размер земельного участка под многоэтажную застройку многоквартирными жилыми домами в указанной зоне составляет 0,14 га, максимальный размер не установлен. Кадастровые работы проводились на основании проекта планировки и проекта межевания территории, утвержденного Постановлением Администрации ГО г. Уфа № 3948 от 20.11.2015 г. Номер образуемого участка по проекту межевания П-2 (:ЗУ2), площадь 2224 кв.м.

На основании вышеизложенного земельный участок с кадастровым номером 02:55:020207:1250 был поставлен на государственный кадастровый учет по заявлению представителя Администрации ГО г. Уфа о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости №02-0-1-264/3025/2018- 8309.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты являются общим имуществом в многоквартирном доме, которое принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в данном доме. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189- ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие ЖК РФ, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления, которые обязаны совершить все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечить утверждение в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проекта межевания территории.

С учетом требований, предусмотренных подп. 4 п. 3 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», определение местоположения границ земельных участков, занятых многоквартирными домами должно осуществляться в рамках подготовки проекта межевания территории.

Таким образом, архивный земельный участок с кадастровым номером 02:55:020207:62, границы которого были определены в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, не мог считаться общим имуществом в соответствии с нормами жилищного законодательства. Между тем, именно земельный участок с кадастровым номером 02:55:020207:1250, образованный в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным соответствующим постановлением органа местного самоуправления с соблюдением процедуры публичных слушаний, переходит в собственность собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном на этом земельном участке.

В связи с чем, суд, признавая доводы ответчиков правомерными и обоснованными, приходит к выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:020207:1250 поставлен на государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями норм законодательства, при этом, права и законные интересы истца не нарушены.

Действующим законодательством восстановление сведений о таких земельных участках в Едином государственном реестре недвижимости не предусмотрено, за исключением случая поступления соответствующего решения суда о восстановлении сведений о земельном участке с ранее присвоенным ему кадастровым номером (в том случае если будет доказано, что аннулирование сведений противоречило требованиям законодательства РФ).

На момент аннулирования из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 02:55:020207:62 связь с объектом капитального строительства 02:55:020207:78 отсутствовала.

По сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 02:55:020207:1250 на сегодняшний день имеет следующие характеристики: поставлен на ГКУ - 14.02.2019 г., статус записи - «актуальная», адрес: Российская Федерация, Республика Башкортостан, Городской округ город Уфа, г. Уфа, р-н Орджоникидзевский, проспект Октября, з/у 152/1 уточненная площадь - 2224 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - Многоквартирные многоэтажные жилые дома, права - общая долевая собственность; правообладатель - собственники помещений в многоквартирном доме;

На данном земельном участке расположен многоквартирный жилой дом с кадастровым номером 02:55:020207:78.

Порядок образования земельного участка под многоквартирным домом, предусмотренный действующим законодательством Российской Федерации был соблюден.

В случае восстановления в ЕГРН сведений о земельном участке с кадастровым номером 02:55:020207:62, в иных границах образуется новый земельный участок, так как земельного участка с такими координатами ранее на государственном кадастровом учете не состояло; произойдет пересечение границ с границами других земельных участков, что само по себе является основанием для приостановления совершения учетных действий и нарушит права третьих лиц.

При изложенных обстоятельствах, с учетом оценки всех представленных в дело доказательств в совокупности и установления юридически значимых и входящих в предмет доказывания по настоящему делу обстоятельств, суд, принимая во внимание вышеописанные достаточные основания для отказа в удовлетворении исковых требований, считает иные доводы лиц, участвующих в деле, не имеющими существенного правового значения для иного разрешения настоящего спора по существу.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине возлагаются на истца в размере, установленном ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.l8aas.arbitr.ru.

Судья                                                        Р.М. Айбасов