ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А08-1852/12 от 22.01.2013 АС Белгородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Народный бульвар, д.135, г. Белгород, 308000

Тел./ факс (4722) 35-60-16, 32-85-38

E-mail: info@belgorod.arbitr.ru, Сайт: http://belgorod.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Белгород

Дело № А08-1852/2012

25 января 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 22 января 2013 года

Полный текст решения изготовлен 25 января 2013 года

Арбитражный суд Белгородской области

в составе председательствующего судьи Ю.И. Назиной, судей Е.В. Бутылина, К.В. Мироненко

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи И.А. Чижовым

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению ИП ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Земскому собранию Яснозоренского сельского поселения Муниципального района "Белгородский район" Белгородской области

третьи лица: администрация Белгородского района; администрация муниципального образования «Яснозоренское сельское поселение»

о признании недействующим генерального плана застройки

при участии в судебном заседании

от заявителя: ФИО2, доверенность от 21.12.2011г.;

ФИО3, доверенность от 28.11.2011г.;

ФИО1, паспорт 1409 №050334;

от ответчика: ФИО4, доверенность от 17.01.2013г. №2;

от третьих лиц: от администрации Белгородского района – ФИО5, доверенность от 21.08.2012г. №1369;

от администрация муниципального образования «Яснозоренское сельское поселение» - ФИО4, распоряжение №7 от 16.01.2013г.

установил:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ИП ФИО1, предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании недействующим Генерального плана застройки муниципального образования «Яснозоренского сельского поселения» муниципального района Белгородский район как не соответствующий ст. 28, 30, 34, 35, 36 Градостроительного кодекса РФ.

В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования, считают, что в нарушение статей 28, 30, 34, 35, 36 Градостроительного кодекса РФ населению не доведена информация о содержании проекта Генерального плана путем организации выставки, экспозиции демонстрационных материалов, публичные слушания по проекту Генерального плана проводились не в каждом населенном пункте муниципального образования, заключение о результатах публичных слушаний не опубликовано в установленном законом порядке.

Представитель Земского собрания в судебном заседании просил в удовлетворении заявленных требований отказать, считает, что процедура издания данного акта соблюдена, нормативный правовой акт соответствует актам, имеющим большую юридическую силу.

Определением суда от 15.01.2013 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального района «Белгородский район» Белгородской области и администрация Яснозоренского сельского поселения муниципального района «Белгородский район» Белгородской области.

Представители администрации муниципального района «Белгородский район» Белгородской области и администрации Яснозоренского сельского поселения муниципального района «Белгородский район» Белгородской области в судебном заседании поддержали позицию Земского собрания.

В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебных заседаниях объявлялся перерыв с 13.06.2012г. по 15.06.2012г., с 18.01.2013г. по 22.01.2013г.

Изучив представленные доказательства, заслушав доводы и объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

Заявитель является собственником хозяйственной постройки вспомогательного использования, назначение: нежилое, общая площадь 556,1 кв.м., расположенной по адресу: <...>, что подтверждается свидетельством серии 31-АВ № 126877, выданным 14.03.2011 года; хозяйственного строения или сооружения, назначение: нежилое, площадью 1023,9 кв.м., расположенного по адресу: <...>, что подтверждается свидетельством серии 31-АВ № 126876, выданным 14.03.2011 года.

Также ИП ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 31:15:2302001:74 площадью 6415 кв.м – земли населенных пунктов – для индивидуального жилищного строительства, имеющего почтовый адрес: <...>, что подтверждается свидетельством серии 31-АВ № 126878, выданным 14.03.2011 года.

Решением Земского собрания Яснозоренского сельского поселения муниципального района «Белгородский район» Белгородской области от 10.05.2011 года № 14 утвержден Порядок участия граждан в обсуждении проекта муниципального правового акта «Проекта генерального плана Яснозоренского сельского поселения муниципального района «Белгородский район» Белгородской области».

Решением Земского собрания Яснозоренского сельского поселения муниципального района «Белгородский район» Белгородской области от 10.05.2011 года № 15 утвержден Порядок учета предложений граждан в обсуждении проекта муниципального правового акта «Проекта генерального плана Яснозоренского сельского поселения муниципального района «Белгородский район» Белгородской области».

14.06.2011 года принят итоговый документ публичных слушаний.

Решением Земского собрания Яснозоренского сельского поселения муниципального района «Белгородский район» Белгородской области от 14.06.2011 года № 20 утвержден Генеральный план застройки муниципального образования «Яснозоренское сельское поселение» муниципального района «Белгородский район» Белгородской области. Согласно данному Генеральному плану земельный участок с кадастровым номером 31:15:2302001:74 площадью 6415 кв.м, принадлежащий ИП ФИО1 на праве собственности, отнесен к зоне Ж-1 застройки индивидуальными жилыми домами, что подтверждено в судебном заседании представителями сторон.

Полагая, что Генеральный план муниципального образования «Яснозоренское сельское поселение» муниципального района «Белгородский район» Белгородской области противоречит Градостроительному кодексу РФ и нарушает права и законные интересы предпринимателя, ИП ФИО1 обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.

В соответствии с ч. 1 ст. 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 АПК РФ).

В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 24 Градостроительного кодекса РФ Генеральный план поселения, Генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

Согласно частям 1, 2 статьи 18 Градостроительного кодекса РФ генеральные планы поселений являются документами территориального планирования муниципальных образований. Состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно ст. 23 Градостроительного кодекса РФ генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.

В силу статьи 24 Градостроительного кодекса РФ подготовка и утверждение генерального плана поселения утверждается соответственно представительным органом местного самоуправления поселения.

Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.

Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 Градостроительного кодекса РФ и с учетом региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана.

Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 Градостроительного кодекса РФ.

Протоколы публичных слушаний по проекту генерального плана, заключение о результатах таких публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа.

Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением.

Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.

В силу положений ст. 28 Градостроительного кодекса РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений (далее - публичные слушания), с участием жителей поселений, городских округов проводятся в обязательном порядке.

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.

Публичные слушания проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования.

В целях доведения до населения информации о содержании проекта генерального плана уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа в обязательном порядке организуют выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта генерального плана, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта генерального плана на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению.

Заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Согласно ч.3 ст. 45 Устава Яснозоренского сельского поселения муниципального района «Белгородский район» Белгородской области порядок организации и проведения публичных слушаний определяется решением земского собрания сельского поселения и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей сельского поселения о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное их ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей сельского поселения, обнародование результатов публичных слушаний.

Поскольку Генеральный план является документом территориального планирования, то суд приходит к выводу о том, что при подготовке данного Генерального плана и его утверждения должна быть соблюдена процедура подготовки документов территориального планирования, регламентированная ст. 23, 24, 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Между тем доказательств соблюдения названной процедуры в материалы дела не представлено.

Так, Земским собранием в материалы дела не представлено доказательств заблаговременного оповещения жителей сельского поселения о времени и месте проведения публичных слушаний, обнародования проекта генерального плана Яснозоренского сельского поселения муниципального района «Белгородский район» Белгородской области до его рассмотрения на публичных слушаниях, обнародования результатов публичных слушаний.

Представитель заявителя, в качестве доказательства, подтверждающего отсутствие заблаговременного извещения жителей о назначении публичных слушаний, представил копию Приложения к постановлению Земского собрания Яснозоренского поселения от 02.10.2005 года № 5-05 «Правила организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании «Яснозоренское сельское поселение». Согласно п.1.5 указанных Правил распоряжение о назначении публичных слушаний подлежит обнародованию путем опубликования сведений о его принятии и о порядке ознакомления с текстом проекта правового акта, который выносится на публичные слушания в газете «Знамя».

Из представленного в судебное заседание представителем Земского собрания оригинала указанных Правил следует, что согласно п.1.5 Правил распоряжение о назначении публичных слушаний подлежит обнародованию путем опубликования сведений о его принятии и о порядке ознакомления с текстом проекта правового акта, который вывешивается в местах массового скопления населения.

Определением суда от 15.06.2012 г., на основании заявления предпринимателя о фальсификации вышеуказанных Правил и по его ходатайству о назначении химико-технической экспертизы, назначена судебная химико-техническая экспертиза на предмет давности изготовления рукописного текста в тексте «Приложение к постановлению земского собрания Яснозоренского сельского поселения от 2 ноября 2005 года № 5-05».

Из заключения экспертов от 27.11.2012 года № А08-1852/2012 следует, что время нанесения рукописного текста в тексте «Приложение к постановлению земского собрания Яснозоренского сельского поселения от 2 ноября 2005 года № 5-05» не соответствует указанной в нем дате – 2 ноября 2005 года.

Рукописный текст в тексте «Приложение к постановлению земского собрания Яснозоренского сельского поселения от 2 ноября 2005 года № 5-05», содержащемся в верхнем правом углу страницы 1 Приложения к постановлению Земского собрания Яснозоренского поселения от 2 ноября 2005 года № 5-05 выполнен не ранее 2011 года.

Таким образом, утверждение заинтересованного лица о том, что представленный им оригинал Приложения к постановлению Земского собрания Яснозоренского поселения от 02.10.2005 года № 5-05 «Правила организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании «Яснозоренское сельское поселение» и рукописный текст в нем выполнен в 2005 году опровергается материалами дела.

В соответствии с п. 20 ст. 4 Закона Белгородской области от 20.12.2004 № 159 «Об установлении границ муниципальных образований и наделении их статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района» в составе муниципального образования «Белгородский район» образовано Яснозоренское сельское поселение, административным центром которого является село Ясные Зори, в границах которого находятся села Бочковка, Вергилевка, Черемошное, Ровенек, Нечаевка, Устинка, Лозовое, Солнцевка.

Из представленного Земским собранием в материалы дела Решения Земского собрания Яснозоренского сельского поселения муниципального района «Белгородский район» Белгородской области от 10.05.2011 года № 13 «О проведении публичных слушаний по рассмотрению проекта Генерального плана застройки Яснозоренского сельского поселения муниципального района «Белгородский район» Белгородской области» и протокола публичных слушаний от 14.06.2011 года следует, что публичные слушания проведены только в населенном пункте: с. Ясные Зори.

Доказательств проведения публичных слушаний в остальных населенных пунктах Земским собранием в дело не представлено.

Суд не принимает довод заинтересованного лица о рассмотрении проекта генерального плана на сходах граждан ввиду того, что целью проведения сходов граждан является решение вопросов местного значения в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек, в то время, как согласно ст. 24 Градостроительного кодекса РФ, ст. 45 Устава Яснозоренского сельского поселения проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.

В силу п. 6 ст. 194 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что на стадии подготовки и утверждения Генерального плана было допущено нарушение положений статей 28 Градостроительного кодекса РФ.

Поскольку ст. 30, 34, 35, и 36 Градостроительного кодекса РФ регулируют отношения в области градостроительного зонирования, статья 36 Конституции РФ предусматривает, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц, суд приходит к выводу о том, что Генеральный план не противоречит данным положениям нормативных правовых актов.

Поскольку оспариваемый нормативный правой акт издан с нарушением порядка издания такого нормативного акта, суд приходит к выводу о его не соответствии ст. 28 Градостроительного Кодекса РФ и как следствие неприменению.

Заявителем при обращении в суд оплачена госпошлина в сумме 200 руб., согласно чек-ордера от 24.02.2012г..

В связи с удовлетворением требований ИП ФИО1 в соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине относятся на заинтересованное лицо, являются судебными расходами в силу ст. 106 АПК РФ и подлежат взысканию с Земского собрания Яснозоренского сельского поселения муниципального района «Белгородский район» Белгородской области в пользу заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования ИП ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) удовлетворить.

Признать недействующим генеральный план застройки муниципального образования «Яснозоренское сельское поселение» муниципального района «Белгородский район» Белгородской области как не соответствующий статье 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Взыскать с Земского собрания Яснозоренского сельского поселения Муниципального района "Белгородский район" Белгородской области в пользу ИП ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу немедленно после его принятия.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течении месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья Ю.И. Назина

Судья Е.В. Бутылин

Судья К.В. Мироненко