АРБИТРАЖНЫЙ СУД
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Народный бульвар, д.135, г. Белгород, 308000
Тел./ факс (4722) 35-60-16, 32-85-38
сайт: http://belgorod.arbitr.ru
Именем Российской Федерации | |
Р Е Ш Е Н И Е | |
г. Белгород | Дело № А08-763/2015 |
07 апреля 2015 года |
Резолютивная часть решения объявлена 31 марта 2015 года. Полный текст решения изготовлен 07 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Белгородской области в составе судьи Петряева А.В., при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Кендюховой Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению заместителя прокурора Белгородской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом в Белгородской области к Администрации Покровского сельского поселения муниципального района "Ивнянский район" Белгородской области, ООО "ОРИОН",
третьи лица: Управление Росреестра по Белгородской области, Отдел водных ресурсов по Белгородской области Донского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов
о признании сделки недействительной в силу ничтожности,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца:
от прокурора: Зубарева Е.Г., удостоверение № 192014;
от ТУ: Лень Ю.Б., доверенность № ОК-02/314 от 13.02.2015;
от ответчиков:
от администрации: не явились, извещены надлежащим образом;
от ООО "ОРИОН": ФИО1, доверенность от 02.02.2015;
от третьих лиц: не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Белгородской области в защиту интересов Российской Федерации в лице ТУ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Белгородской области обратился в Арбитражный суд Белгородской области с иском к Администрации Покровского сельского поселения муниципального района "Ивнянский район" Белгородской области, ООО "ОРИОН" о признании сделки недействительной в силу ничтожности.
Представитель ТУ заявил ходатайство о вступлении в дело в качестве соистца.
Судом, на основании ч. 4 ст. 46 АПК РФ, удовлетворено ходатайство представителя ТУ о вступлении в дело в качестве соистца.
Представители заместителя прокурора и ТУ в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – ООО «ОРИОН» в судебном заседании пояснил, что в удовлетворении заявленных исковых требований не возражает, считает их законными и обоснованными, к материалам дела приобщен отзыв.
Представитель ответчика – администрации в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте его проведения уведомлен надлежащим образом, ранее в предварительном судебном заседании пояснил, что в удовлетворении заявленных исковых требований не возражает, при вынесении решения полагается на усмотрение суда.
Представитель третьего лица – Росреестра в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте его проведения уведомлен надлежащим образом, ранее в представленном через канцелярию суда отзыве указал, что материальная и процессуальная заинтересованность в исходе дела отсутствует, Управление просит рассмотреть дело в отсутствии своего представителя, при вынесении решения полагается на усмотрение суда.
Представитель третьего лица – Донского БВУ в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте его проведения уведомлен надлежащим образом, в представленном по средствам факсимильной связи отзыве указал, что вопросы, связанные с земельными отношениями, в том числе с определением права собственности на земельные участки под водными объектами, в компетенцию отдела не входят, просит рассмотреть дело в отсутствии своего представителя.
Учитывая требования статей 121-123, 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика – Администрации Покровского сельского поселения муниципального района "Ивнянский район" Белгородской области и третьих лиц: Отдела водных ресурсов и Управления Росреестра.
Исследовав материалы дела, оценив в силу статей 71, 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в исковом заявлении и отзывах на исковое заявление арбитражный суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом, иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Судебная защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке, в том числе путем признания права.
Предметом рассматриваемых исковых требований является спор о правах на недвижимое имущество, из чего вытекает необходимость установления оснований возникновения права собственности, предусмотренных главой 14 ГК РФ.
В статье 9 АПК РФ закреплено, что судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности.
Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В силу части 1 статьи 64 АПК РФ доказательствами по делу являются полученные в установленном порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования лиц, участвующих в деле.
Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 31-АБ № 547741, выданному 29.12.2008 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области, на основании ст. 7 Федерального закона от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» за Покровским сельским поселением муниципального района «Ивнянский район» Белгородской области зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 31:01:16 02 005:12 площадью 190 253 кв.м, расположенный по адресу: Белгородская область, Ивнянский район, п. Ивня, установлено относительно ориентира Белгородская область, Ивнянский район, Покровское с/п, расположенного в границах участка, земли сельскохозяйственного назначения - для размещения пруда, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 29.12.2008 сделана запись регистрации №31-31-13/011/2008-885.
Между администрацией Покровского сельского поселения муниципального района «Ивнянский район» (далее - Арендодатель) и ООО "ОРИОН" (далее - Арендатор) заключен договор аренды находящегося в муниципальной собственности земельного участка от 08.06.2010 (далее - Договор). Согласно п. 1.1. данного Договора Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок категории «земли сельскохозяйственного назначения» с кадастровым номером 31:01:16 02 005:12, находящийся по адресу: с. Покровка Ивнянского района, предназначенный для размещения пруда общего пользования общей площадью 190253 кв. м.
Между сторонами Договора 08.06.2010 г. подписан Акт приема-передачи спорного земельного участка.
В пункте 2.1. Договора установлен срок действия Договора – с 08.06.2010 по 08.06.2055 г.
Полагая, что право собственности на спорный земельный участок принадлежит Российской Федерации, администрация была не вправе им распоряжаться, заместитель прокурора Белгородской области обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу пункта 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми Федеральными законами; право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии с нормами ст. 19 Земельного кодекса РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки, право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, либо которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.
В силу положений п. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений относятся, в том числе, предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Государственная собственность на земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, разграничена в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса РФ», согласно которой:
1. Земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью Российской Федерации, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более субъектов Российской Федерации или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к федеральной собственности.
2. Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью субъектов Российской Федерации, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к собственности субъектов Российской Федерации.
3. Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью муниципальных районов, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более поселений или указанные земельные участки находятся на территориях муниципальных районов вне границ поселений.
4. Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью поселений, городских округов.
В соответствии с нормами ст. 1 Водного кодекса РФ водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
В соответствии с нормами пункта 1 статьи 5 Водного кодекса РФ водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на: поверхностные водные объекты и подземные водные объекты.
Пунктом 2, 3 указанной статьи определено, что к поверхностным водным объектам относятся: моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие); водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); болота; природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); ледники, снежники.
Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.
В силу положений ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ все водные объекты, за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).
Согласно ч. 5 ст. 7 Федерального закона от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса РФ» под земельными участками, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, понимаются земельные участки, в состав которых входят земли, покрытые поверхностными водами, в пределах береговой линии.
Исходя из указанной нормы закона, пруд должен представлять собой замкнутый водоем, ограниченный со всех сторон береговой линией.
Согласно ГОСТ 19179-73 «Гидрология суши. Термины и определения»: пруд - мелководное водохранилище площадью не более 1 кв.км.; пруд - небольшой искусственный водоем в специально выкопанном углублении на поверхности земли, предназначенный для накопления и хранения воды для различных хозяйственных целей.
В соответствии с ГОСТ 19179-73 водохранилище представляет собой искусственный водоем, образованный водоподпорным сооружением на водотоке с целью хранения и регулирования стока.
Из приведенных определений и смысла положений пункта 5 статьи 7 Федерального закона от 03.06.2006 №73-ФЗ, пункта 2 статьи 8 Водного кодекса РФ прудом является поверхностный водный объект, созданный искусственно и обладающий признаками изолированности и обособленности.
На основании ст. 31 Водного кодекса РФ сведения о водных объектах содержатся в государственном водном реестре, ведение которого осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством РФ. Согласно постановлению Правительства РФ от 28.04.2007 № 253 ведение государственного водного реестра осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов. В силу норм Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 № 282, Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы (в том числе бассейновые) и подведомственные организации.
Материалами дела подтверждено, не отрицается сторонами, что на спорном земельном участке располагается водный объект – пруд на балке Поддубная у с. Покровка Ивнянского района, который является элементом гидрографической сети бассейна реки Днепр: балка Поддубная – река Ворскла – река Днепр.
Постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 N 282 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов", Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) признано федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.
Федеральное агентство водных ресурсов в установленной сфере деятельности осуществляет в том числе полномочия по организации территориального перераспределения стока поверхностных вод.
В силу п.п.5.2, 5.5, 5.6 указанного постановления осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти; осуществляет ведение государственного водного реестра, включая государственную регистрацию договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договору водопользования, а также прекращения договора водопользования; осуществляет в порядке и пределах, определенных законодательством Российской Федерации, владение, пользование и распоряжение водными объектами, отнесенными к федеральной собственности.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.04.2004 № 169 «Вопросы Федерального агентства водных ресурсов», Федеральное агентство водных ресурсов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере водных ресурсов.
Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Основными функциями Федерального агентства водных ресурсов являются в том числе: предоставление права пользования водными объектами, находящимися в федеральной собственности; ведение государственного реестра договоров пользования водными объектами, государственного водного кадастра и Российского регистра гидротехнических сооружений, осуществление государственного мониторинга водных объектов, государственного учета поверхностных и подземных вод и их использования.
Постановлением Правительства РФ от 30.11.2006 №728 «О гидрографическом и водохозяйственном районировании территории Российской Федерации и утверждении границ бассейновых округов» определено, что в соответствии со статьями 28 и 32 Водного кодекса РФ гидрографическое районирование территории Российской Федерации (установление, документирование и утверждение количества гидрографических единиц и их границ) осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на основе методики гидрографического районирования территории Российской Федерации; водохозяйственное районирование территории Российской Федерации (выделение, документирование и утверждение количества водохозяйственных участков и их границ) осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов на основе методики водохозяйственного районирования территории Российской Федерации; границы бассейновых округов определяются по границам гидрографических единиц, включенных в бассейновый округ, и границам прилегающих к ним участков внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации и утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 № 282, федеральное агентство водных ресурсов имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к сфере деятельности агентства. Водное управление в силу своих полномочий могло давать заключение по водному объекту в отсутствие сведений, внесенных в водный реестр. Решения водного управления, принятые в пределах его компетенции, являются обязательными для органов исполнительной власти, организаций и граждан.
По смыслу указанных выше норм закона, в собственности муниципального образования могут находиться только такие водные объекты ипокрытые ими земли, которые не имеют гидравлической связи с иными водными объектами, находятся за пределами водотоков, то есть искусственные водоемы.
В случае, если водный объект расположен на водотоке (реке, ручье, канале) и включает в себя в качестве составной части такой водоток и покрытые им земли, которые в силу положений Водного кодекса РФ являются федеральной собственностью, такой водный объект может находиться только в федеральной собственности.
Соответственно, пруд на балке Поддубная с учетом положений части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации, не может быть квалифицирован как изолированный пруд и, соответственно, в силу закона должен быть отнесен к федеральной собственности.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований для возникновения и регистрации права Покровского сельского поселения муниципального района «Ивнянский район» Белгородской области на спорный объект. Доказательств того, что пруд является искусственным водоемом, со всех сторон ограниченным береговой линией в материалы дела не представлено.
В силу п.п.1, 2 статьи 102 Земельного кодекса РФ к землям водного фонда относятся земли: покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, сформированный земельный участок площадью 190253 кв.м., кадастровый номер 31:01:16 02 005:12, находящийся по адресу: Белгородская область,
Ивнянский район, п. Ивня, установлено относительно ориентира Белгородская область, Ивнянский район, Покровское с/п, располагается в границах участка, земли сельскохозяйственного назначения – для размещения пруда, являющегося федеральной собственностью. Соответственно, в силу закона указанный участок образованию не подлежал.
Но в связи с тем обстоятельством, что земельный участок фактически сформирован, действия по его формированию не обжалованы суд приходит к выводу о признании права федеральной собственности на него.
В пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №10, Пленума ВАС РФ №22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В пункте 53 указанного Постановления Пленума указано, что ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение.
Государственный регистратор не является ответчиком по таким искам, однако может быть привлечен к участию в таких делах в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
В силу части 2 статьи 13 ГПК РФ или части 1 статьи 16 АПК РФ государственный регистратор обязан внести запись в ЕГРП на основании судебного акта независимо от его участия в деле.
Требование истцов о прекращении права собственности Покровского сельского поселения муниципального района «Ивнянский район» Белгородской области на земельный участок площадью 190253 кв.м., кадастровый номер 31:01:16 02 005:12, находящийся по адресу: Белгородская область, Ивнянский район, п. Ивня, установлено относительно ориентира Белгородская область, Ивнянский район, Покровское с/п, не является материальным требованием.
Указанные требования расцениваются судом как действия, подлежащие совершению уполномоченным органом в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним – Управлением Росреестра по Белгородской области в целях исполнения решения суда о признании права собственности Российской Федерации, в связи с чем в резолютивной части данного судебного акта будет изложено решение суда по требованию о признании права.
В соответствии с пунктами 52, 53 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
Указание в мотивировочной части решения на необходимость прекращения права собственности сельского поселения на спорный объект фактически обеспечивает исполнение принятого решения.
При таких обстоятельствах, с учетом удовлетворения заявленных требования и признании права Российской Федерации, в ЕГРП подлежит внесению запись о прекращении права собственности Покровского сельского поселения муниципального района «Ивнянский район» Белгородской области на земельный участок площадью 190253 кв.м, кадастровый номер 31:01:16 02 005:12, находящийся по адресу: Белгородская область,
Ивнянский район, п. Ивня, установлено относительно ориентира Белгородская область, Ивнянский район, Покровское с/п, расположенного в границах участка, земли сельскохозяйственного назначения – для размещения пруда.
В соответствии со статьей 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Статьей 608 ГК РФ предусмотрено, что право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
В связи с тем, что в силу приведенных выше норм права, спорный земельный участок относится к уровню федеральной собственности, действия по распоряжению им, являлись незаконными, т.к. соответствующих вещных прав относительного спорного объекта у муниципальных образований не имеется.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, договор аренды земельного участка от 08.06.2010 г. между администрацией Покровского сельского поселения муниципального района «Ивнянский район» Белгородской области и ООО "ОРИОН" в силу ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации следует считать недействительной (ничтожной) сделкой.
В соответствии с частью 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
Возможность предъявления в суд требования о признании сделки недействительной (ничтожной) предусмотрена пунктом 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Регистрация за Покровским сельским поселением прав собственности на спорный земельный участок, заключение оспариваемого договора аренды земли вопреки требованиям законодательства нарушает право Российской Федерации как собственника на владение и распоряжение спорным земельным участком, в собственности которой находится спорное имущество, в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Белгородской области.
Предъявив иск, прокурор выступил в настоящем деле не как истец, а как самостоятельная процессуальная фигура, в то время как согласно части 4 статьи 52 АПК РФ истцом в материальном смысле является то лицо, в защиту интересов которого заявлены исковые требования.
Территориальным управлением, действующим на основании Положения, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 г. №49, в ходе рассмотрения данного спора как материальным, так и процессуальным истцом требования о признании права собственности на земельный участок, поддержаны, заявлены самостоятельные требования, в связи требования о признании права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок подлежат удовлетворению.
В силу частей 1, 2 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Сторонам судом разъяснены положения части 2 статьи 268 АПК РФ о том, что дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными.
При описанных обстоятельствах суд полагает требования подлежащими удовлетворению.
В силу ст. 333.37 НК РФ истцы и ответчик – администрация Покровского сельского поселения муниципального района «Ивнянский район» Белгородской области освобождены от уплаты государственной пошлины.
Исходя из положений п.п. 2 части 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче искового заявления по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, а также по спорам о признании сделок недействительными, государственная пошлина составляет 6 000 рублей.
В связи с тем, что требования о признании недействительным договора аренды земельного участка от 08.06.2010 г. удовлетворены, с ООО "ОРИОН" в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3 000 рублей.
Руководствуясь ст. 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд первой инстанции
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Признать право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 31:01:1602005:12 площадью 190253 кв.м., расположенный по адресу: Белгородская область, Ивнянский район, п. Ивня, установлено относительно ориентира Белгородская область, Ивнянский район, Покровское с/п, расположенного в границах участка, земли сельскохозяйственного назначения - для размещения пруда.
Признать недействительным в силу ничтожности договор аренды, находящегося в муниципальной собственности, земельного участка от 08.06.2010, заключенный между администрацией Покровского сельского поселения муниципального района «Ивнянский район» Белгородской области и ООО "ОРИОН".
Взыскать с ООО "ОРИОН" в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела судом первой инстанции.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Белгородской области.
Судья А.В. Петряев