Арбитражный суд Брянской области
241050, г. Брянск, пер. Трудовой, д.6 сайт: www.bryansk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Решение
город Брянск Дело №А09-2325/2018
27 апреля 2018 года
Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 25.04.2018.
Изготовление решения в полном объёме откладывалось до 27.04.2018 в порядке п.2 ст.176 АПК РФ. Дата изготовления решения в полном объёме считается датой принятия решения.
Арбитражный суд Брянской области в составе: судьи Данилиной О.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Юрьевой Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Департамента сельского хозяйства Брянской области, г. Брянск,
к обществу с ограниченной ответственностью "Дерюгино", с. Быхово Комаричского района Брянской области,
третье лицо: государственное казенное учреждение Брянской области "Комаричское районное управление сельского хозяйства", п. Комаричи Брянской области,
о взыскании 416 918 руб.
при участии в заседании представителей:
от истца: ФИО1, доверенность № 3-4 от 09.01.2018
от ответчика: не явились
от третьего лица: не явились
установил:
Департамент сельского хозяйства Брянской области обратился в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Дерюгино" о взыскании 416 918 руб. бюджетных средств, предоставленных в качестве субсидий на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства.
К участию в рассмотрении дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке ст. 51 АПК РФ привлечено государственное казенное учреждение Брянской области "Комаричское районное управление сельского хозяйства".
В судебном заседании представитель истца требования поддержал в полном объеме, о наличии дополнительных доводов и доказательств не заявлял.
Третье лицо, уведомленное судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом согласно ст.123 АПК РФ, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, каких – либо возражений не заявляло.
Ответчик письменного отзыва на исковое заявление или мотивированных возражений по существу предъявленных требований с обоснованием своей правовой позиции по спору не представил, своего представителя в судебное заседание также не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом согласно ст.123 АПК РФ.
Дело рассмотрено по имеющимся материалам в отсутствие представителей ответчика и третьего лица в порядке, установленном ст.156 АПК РФ.
В соответствии с Законом Брянской области от 21 декабря 2016 года N 111-З "Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", Постановлением Правительства Брянской области от 28 октября 2013 года N 608-п "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Брянской области" Правительство Брянской области постановляет утверждена государственная программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области" (2017 - 2020 годы) (Постановление Правительства Брянской области от 26.12.2016 N 729-п).
В приложении 13 к государственной программе был установлен порядок предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям Брянской области.
Данный Порядок регламентирует предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям (юридическим лицам, крестьянским (фермерским) хозяйствам, включая индивидуальных предпринимателей, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам) Брянской области - производителям товаров, работ, услуг на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг за счет средств областного бюджета, в том числе остатков субсидий, не использованных на начало очередного финансового года, потребность в которых подтверждена (далее - субсидии), и определяет:
- категории и (или) критерии отбора сельскохозяйственных товаропроизводителей - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
- цели, условия и порядок предоставления субсидий;
- порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
- порядок возврата в текущем финансовом году остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году;
- положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного финансового контроля (надзора) соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В соответствии с настоящим Порядком субсидии в рамках реализации государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области" (2017 - 2020 годы) (далее - государственная программа) предоставляются по подпрограммам и мероприятиям подпрограмм, в том числе "Развитие отраслей агропромышленного комплекса" (2017 - 2020 годы) - оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства.
Ответчик, являясь сельскохозяйственным товаропроизводителем Брянской области, обратился в Департамент сельского хозяйства Брянской области с заявлением о предоставлении субсидии по оказанию несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства.
По результатам проверки государственным казенным учреждением Брянской области "Комаричское районное управление сельского хозяйства" документов заявителя на соответствие сельскохозяйственного товаропроизводителя категориям и (или) критериям отбора получателей субсидий было принято решение о предоставлении ответчику субсидии.
12.05.2017 между истцом, третьим лицом и ответчиком было подписано соглашение № 14/14 о предоставлении субсидии в целях оказания несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства (п. 1.1 соглашения).
В соответствии с п. 2.1 соглашения размер предоставленной ответчику субсидии составил 352 352 руб.
31.05.2017 к указанному соглашению сторонами было подписано дополнительное соглашение № 14/14/13, которым были внесены изменения п. 2.1 соглашения.
По условиям дополнительного соглашения размер субсидии составил 416 918 руб.
Условия и порядок предоставления субсидии были установлены в разделе 3 соглашения.
В п. 4.1.4 соглашения в Приложении № 2 Департаментом сельского хозяйства Брянской области были установлены показатели результативности.
В свою очередь, ответчик обязался обеспечить достижение значений показателей результативности, установленных истцом в соответствии с п. 4.1.4 соглашения, и предоставить в Департамент сельского хозяйства Брянской области (государственное казенное учреждение Брянской области "Комаричское районное управление сельского хозяйства") отчет о достижении данных показателей (п.п. 4.5.2, 4.5.3 соглашения).
В соответствии с указанным выше постановлением Департаментом сельского хозяйства Брянской области, как главным распорядителем бюджетных средств, на основании Приказов от 15.05.2017 N 93 и от 02.06.2017 N 113 ответчику были предоставлены субсидии на общую сумму 416 918 руб.
Во исполнение условий договора в целях реализации государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области" (2017 - 2020 годы), утвержденной Постановлением Правительства Брянской области от 26.12.2016 N 729-п, истец по платежному поручению от 02.06.2017 № 170488 перечислил на расчет счет ответчика денежные средства в размере 64566 руб., по платежному поручению от 16.05.2017 № 146796 – в размере 352 352 руб.
Обязательства по достижению значений показателей результативности в области растениеводства, установленных в п. 4.1.4 соглашения, не были исполнены надлежащим образом.
В письме от 10.01.2018 государственное казенное учреждение Брянской области "Комаричское районное управление сельского хозяйства" уведомило истца о том, что ответчиком не выполнены показатели результативности в области растениеводства.
Ссылаясь на те обстоятельства, что ответчиком не были выполнены условия предоставления субсидий, претензионным письмом от 29.01.2018 за Исх. № 14-487 истец обратился к ответчику о возврате выданных денежных средств в качестве субсидий в размере 416 918 руб.
Требования истца, изложенные в указанной выше претензии, были оставлены ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием обращения истца в Арбитражный суд Брянской области с настоящим иском.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя истца, суд полагает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
В силу п.1 ст.125 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с п.1.1 Положения о Департаменте сельского хозяйства Брянской области, утвержденного Указом губернатора Брянской области от 29.01.2013г. №67 "О переименовании Комитета по сельскому хозяйству и продовольствую Брянской области", Департамент сельского хозяйства Брянской области является исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим государственное регулирование в агропромышленном комплексе области, обеспечивающим проведение на территории области единой государственной аграрной политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий.
Департамент осуществляет функции главного распорядителя средств областного бюджета, направляемых на финансирование программ и мероприятий подведомственной сферы деятельности в соответствии с законом Брянской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год, утверждает и доводит до распорядителей и получателей бюджетных средств лимиты бюджетных обязательств (п.2..1.11, 2.1.12 Положения).
В соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. К безвозмездным поступлениям относятся дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии); субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации; иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
Согласно п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу подп. 2 п. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Как отмечалось выше, в соответствии с Законом Брянской области от 21 декабря 2016 года N 111-З "Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", Постановлением Правительства Брянской области от 28 октября 2013 года N 608-п "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Брянской области" Правительство Брянской области постановляет утверждена государственная программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области" (2017 - 2020 годы) (Постановление Правительства Брянской области от 26.12.2016 N 729-п).
В приложении 13 к государственной программе был установлен порядок предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям Брянской области (далее – Порядок).
В силу п. 4 Порядка главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных на выплату субсидий, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, является департамент сельского хозяйства Брянской области (далее - департамент), который организует работу по предоставлению субсидий на основании соглашений о предоставлении субсидии (далее - соглашение), заключаемых между департаментом, государственными казенными учреждениями Брянской области - районными управлениями сельского хозяйства (далее - ГКУ) и сельскохозяйственными товаропроизводителями (кроме сельскохозяйственных товаропроизводителей, зарегистрированных на территории города Брянска).
В соответствии с настоящим Порядком субсидии в рамках реализации государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области" (2017 - 2020 годы) (далее - государственная программа) предоставляются по подпрограммам и мероприятиям подпрограмм, в том числе "Развитие отраслей агропромышленного комплекса" (2017 - 2020 годы) - оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства.
В соответствии с указанным выше постановлением Департаментом сельского хозяйства Брянской области, как главным распорядителем бюджетных средств, на основании Приказов от 15.05.2017 N 93 и от 02.06.2017 N 113 ответчику были предоставлены субсидии на общую сумму 416 918 руб.
Во исполнение условий договора в целях реализации государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области" (2017 - 2020 годы), утвержденной Постановлением Правительства Брянской области от 26.12.2016 N 729-п, истец по платежному поручению от 02.06.2017 № 170488 перечислил на расчет счет ответчика денежные средства в размере 64566 руб., по платежному поручению от 16.05.2017 № 146796 – в размере 352 352 руб.
Представленные в материалы дела платежные документы содержит конкретное назначение платежа – субсидии по оказанию несвязанной поддержки в области растениеводства со ссылкой на Постановление Правительства Брянской области от 26.12.2016 N 729-п и соглашение от 12.05.2017 № 14/14.
Обращаясь в суд с настоящим иском, заявитель сослался на те обстоятельства, что ответчиком не были выполнены условия предоставления субсидий.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается в силу положений ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено право кредитора требовать от должника исполнения его обязанности.
Согласно п. 4.1.4 соглашения в Приложении № 2 Департаментом сельского хозяйства Брянской области были установлены показатели результативности.
В свою очередь, ответчик обязался обеспечить достижение значений показателей результативности, установленных истцом в соответствии с п. 4.1.4 соглашения, и предоставить в Департамент сельского хозяйства Брянской области (государственное казенное учреждение Брянской области "Комаричское районное управление сельского хозяйства") отчет о достижении данных показателей (п.п. 4.5.2, 4.5.3 соглашения).
Из материалов дела следует, что обязательства по достижению значений показателей результативности в области растениеводства, установленных истцом в соответствии с п.4.1.4 соглашения, не были исполнены ответчиком. Ни в ходе досудебной переписки, ни в ходе судебного разбирательства ответчик доказательств выполнения условий заключенного соглашения не представил.
В силу п. 3 ч. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении должны определять нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
В п. 11 Порядка определено, что, в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий в текущем финансовом году, возврат субсидий осуществляется на счет главного распорядителя бюджетных средств - департамента.
Пунктами 4.1.7, 4.5.5.2 соглашения стороны согласовали, что в случае установления Департаментом или получения от органа государственного финансового контроля информации о факте нарушения получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, предусмотренных Порядком, Департамент вправе направить получателю требование о возврате субсидии в областной бюджет. В свою очередь, при получении данного требования получатель обязался возвратить в областной бюджет денежные средства, предоставленные в качестве субсидий, в размере и сроки, определенные в данном требовании.
Как отмечалось выше, ссылаясь на невыполнение условий предоставления субсидий, претензионным письмом от 29.01.2018 за Исх. № 14-487 истец обратился к ответчику с требованием о возврате выданных в качестве субсидий денежных средств в размере 416 918 руб. в пятнадцатидневный срок с момента получения настоящей претензии.
Требования истца, изложенные в указанной выше претензии, были оставлены ответчиком без удовлетворения.
Факт невыполнения обязательств по обеспечению достижения значений показателей результативности, установленных в п. 4.1.4 соглашения, ответчиком не оспорен. Доказательств, подтверждающих возврат бюджетных средств, предоставленных в качестве субсидий, ответчик также не представил.
По расчету истца на день принятия окончательного судебного акта по делу задолженность ответчика составила 416 918 руб.
Согласно ч. 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу ч. 3.1 ст. 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств (ч. 3 ст. 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу части 1, 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
По смыслу приведенных положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, возложивших на лиц, участвующих в деле, бремя доказывания обстоятельств не только в части обоснования своих требований, но и возражений, риск непредставления доказательств в обоснование возражений по иску несет ответчик, как сторона, не совершившая названное процессуальное действие.
Поскольку требования истца подтверждены материалами дела и не оспорены ответчиком, суд пришел к выводу об обоснованности и правомерности заявленных истцом требований о взыскании бюджетных средств, предоставленных в качестве субсидий, в связи с чем 416 918 руб. подлежат взысканию с ответчика в пользу истца в полном объеме.
Согласно ст. 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке на сумму от 200 001 до 1 000 000 рублей, государственная пошлина уплачивается в размере 7000 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 200 000рублей.
Следовательно, государственная пошлина, подлежащая уплате по настоящему делу, составляет 11338 руб.
Согласно ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии с подп. 1.1. п.1 ст. 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
На основании указанной нормы налогового законодательства при подаче настоящего иска государственная пошлина истцом не уплачивалась.
При таких обстоятельствах государственная пошлина в размере 11338 руб. относится на ответчика и подлежит взысканию с последнего в доход федерального бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 167-170,176,180,181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Решил:
Исковые требования Департамента сельского хозяйства Брянской области, г.Брянск, удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Дерюгино", с. Быхово Комаричского района Брянской области, в пользу Департамента сельского хозяйства <...> 918 руб.,
в доход федерального бюджета - 11338 руб. государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Двадцатый арбитражный апелляционный суд в г.Туле в месячный срок.
СУДЬЯ О.В.ДАНИЛИНА