АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001
e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Улан-Удэ
29 сентября 2022 года Дело № А10-1346/2022
Резолютивная часть решения объявлена 22 сентября 2022 года.
Полный текст решения изготовлен 29 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Бурдуковской А.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Батомункуевой С.С-Ж., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Республиканского агентства лесного хозяйства (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (ОГРН <***>,
ИНН <***>) о признании незаконным решения от 13.01.2022 №003/01/18.1-1200/2021, о признании незаконным предписания комиссии от 13.01.2022 №003/01/18.1-1200/2021,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «Рост»
(ОГРН <***>, ИНН <***>), общества с ограниченной ответственностью «СФЗ» (ОГРН <***>, ИНН <***>),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 17.03.2022, диплом, паспорт,
от ответчика: ФИО2 по доверенности от 26.11.2021, диплом, паспорт,
от ООО «Рост»: ФИО3 по доверенности от 01.12.2021, удостоверение адвоката,
от ООО «СФЗ»: не явился, извещен,
установил:
Республиканское агентство лесного хозяйства (далее – заявитель, РАЛХ, агентство) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее – ответчик, Бурятское УФАС, антимонопольный орган) с учетом уточнения о признании незаконным решения от 13.01.2022 №003/01/18.1-1200/2021, о признании незаконным предписания комиссии от 13.01.2022 №003/01/18.1-1200/2021.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО «Рост», ООО «СФЗ».
Определением суда от 31 мая 2022 года производство по настоящему делу приостановлено до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Республики Бурятия по делу №А10-461/2022.
По ходатайству ООО «Рост» производство по делу возобновлено определением от 01.08.2022.
В обоснование заявленных требований заявителем указано, что
организация и проведение открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины регулируется статьями 80.1 и 80.2 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
Агентством на сайте https://www.torgi.gov.ru размещено извещение №300921/0961436/01 о проведении торгов на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины (далее - конкурс). Согласно извещению дата окончания подачи заявок 06.12.2021, дата и время заседания конкурсной комиссии и проведения голосования конкурсной комиссии 08.12.2021 в 10 часов 00 минут.
До истечения срока подачи заявок поступило четыре предложения: ООО «СФЗ»,
ООО «Рост», ООО «Промтехлес», ООО «Пилосервис».
Конкурсной комиссией, в соответствии с Протоколом заседания конкурсной комиссии о результатах проведения открытого конкурса (определения победителя) на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины от 12.12.2021 в соответствии с положениями части 9 статьи 80.2 ЛК РФ, конкурс признан несостоявшимся в связи с тем, что
ООО «СФЗ», ООО «Промтехлес», ООО «Пилосервис» конкурсной комиссией единогласно было отказано в допуске к участию в конкурсе, к участию в конкурсе была допущена одна заявка ООО «Рост».
Не согласившись с действиями конкурсной комиссии в организации и проведении 08.12.2021 открытого конкурса, ООО «СФЗ» обратилось в Бурятское УФАС с жалобой на действия (бездействие) организатора торгов при проведении открытого конкурса (определения победителя) на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины (вх. № от 21.12.2021 № 8194) и дополнением к жалобе от 24.12.2021.
По результатам рассмотрения Бурятским УФАС жалобы ООО «СФЗ» 13.01.2022 вынесено решение по результатам рассмотрения жалобы №003/01/18.1-1200/2021, в соответствии с которым жалоба ООО «СФЗ» признана обоснованной. Бурятским УФАС на основании решения от 13.01.2022 №003/01/18.1-1200/2021 выдано Агентству предписание от 13.01.2022 №003/01/18.1-1200/2021 об устранении нарушения.
Агентство полагает выданные Бурятским УФАС решение по результатам рассмотрения жалобы от 13.01.2022 №003/01/18.1-1200/2021, предписание 13.01.2022 от №003/01/18.1-1200/2021 об устранении нарушения являются незаконными, необоснованными, выданными с нарушением норм статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», нарушающими права и законные интересы участников конкурса в сфере предпринимательской деятельности, на основании следующего.
В соответствии с Протоколом заседания конкурсной комиссии о результатах проведения открытого конкурса (определения победителя) на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины от 12.12.2021 (далее - Протокол заседания конкурсной комиссии) основаниями для отказа в допуске ООО «СФЗ» для участия в конкурсе установлены:
Заявка составлена с нарушением требований Конкурсной документации, п.п. 1, 2
ч. 21 ст. 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации: «Несоответствие представленной заявки на участие в конкурсе требованиям, установленным настоящей статьей, представление заявки на участие в конкурсе лицом, которому в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами лесной участок не может быть предоставлен в аренду.
В соответствии с пунктами 2 и 3 Правил рассмотрения заявления о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2018 №1475, заявление подается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, владеющими на праве собственности или на ином законном основании объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры, предназначенными для производства изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации (пункт 2). К заявлению прилагаются документы, содержащие технические характеристики и параметры объектов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, и обоснование потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем указанных объектов, предусмотренные частью 4 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации (пункт 3).
Из анализа указанных норм права следует, что участником конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины, может быть юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, владеющий объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры, и в течение 3 лет, предшествующих году подачи заявки, либо за период со дня государственной регистрации участника конкурса до конца года, предшествующего году подачи заявки, если период между государственной регистрации участника конкурса и днем подачи заявки составляет менее 3 лет, осуществлявший глубокую переработку древесины на имеющемся оборудовании, и нуждающийся в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем указанных объектов (оборудования).
ООО «СФЗ» не представило в заявке на участие в конкурсе доказательств осуществления глубокой переработки древесины на лесоперерабатывающем оборудовании, включенном в каталог в период 2018 - 2020 годов.
Не представление лицом, подавшим заявку на участие в конкурсе, данных федерального статистического наблюдения не позволяет определить дополнительную потребность в древесине.
Одним из критерий, на основании которых проводится оценка предложенных условий и определение победителя конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.2019 №241, является планируемый объем производства изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации, на единицу площади лесного участка, являющегося предметом конкурса, в стоимостном выражении.
ООО «СФЗ», представляя заявку на участие в конкурсе, не представило сведений об объектах лесоперерабатывающей инфраструктуры, которым владеет на праве собственности или на ином законном основании, произведенной заявителем продукции за 3 года, предшествующие году подачи заявления, либо за период со дня государственной регистрации заявителя до конца года, предшествующего году подачи заявления, в случае если период между днем государственной регистрации участника конкурса и днем подачи заявления составляет менее 3 лет, и на основании представленных документов невозможно определить дополнительную потребность в древесине.
Извещение о проведении конкурса 300921/0961436/01, Конкурсная документация (Приложение № 1) содержит требование о предоставлении данных федерального статистического наблюдения в соответствии с формами федерального статистического наблюдения, утвержденными в установленном порядке. Данное требование ко всем участникам торгов, по мнению Агентства, является законным и обоснованным, поскольку предоставление указанных сведений только лицом, подавшим заявление об организации и проведении конкурса, ставит его в неравное положение с другими участниками конкурса. Также заявитель указал, что пунктом 5 части 8 статьи 80.1 ЛК РФ установлено, что решение об отказе в проведении конкурса принимается, в том числе в случае отсутствия подтверждения дополнительной потребности в древесине лица, направившего заявление о проведении конкурса, в результате оценки, проведенной в соответствии с частью 6 статьи 80.1 ЛК РФ.
Кроме того, РАЛХ в заявлении указало, что согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО «СФЗ» Общество создано 15.10.2021. По мнению Агентства, из указанного следует, что ООО «СФЗ» не осуществляло деятельность по глубокой переработке древесины в 2018 - 2020 годах и определить дополнительную потребность в древесине не представляется возможным.
Также Агентство отметило, что ранее обращалось с запросом о предоставлении данных об объемах произведенной продукции за период 2018 - 2020 годы лицом, которое обратилось с заявлением об организации и проведения конкурса на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины. Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия письмом от 03.12.2021 № АС-04-05/317-ИС отказано в предоставлении такой информации, ссылаясь на конфиденциальность первичных статистических данных, получаемых от респондентов (статьи 4, 9 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации»).
В дополнениях РАЛХ указало на то, что довод Бурятского УФАС о том, что причины отклонения заявки не содержатся в протоколе от 12.12.2021, при этом антимонопольный орган считает, что отсутствие в протоколе информации о причинах отклонения заявки способно привести к ограничению конкуренции, поскольку влечет невозможность для заявителей оперативно получить и своевременно принять необходимые меры по обжалованию принятого решения, без обоснования причин отклонения заявки невозможно определить законность принятого решения, что содержит признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, не соответствует действительности. В Протоколе заседания конкурсной комиссии о результатах проведения открытого конкурса (определение победителя) на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины от 12.12.2021 на страницах 10 и 11 подробно со ссылками на пункты конкурсной документации и соответствующие пункты части 21 статьи 80.1 ЛК РФ указаны основания для отклонения заявки ООО «СФЗ».
РАЛХ изложило свою правовую позицию в заявление (л.д. 5-14, т. 1), в пояснении, поступившем в суд 30.08.2022 через систему «Мой арбитр».
Заявитель в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.
Бурятское УФАС представило письменный отзыв на заявление. Ответчик указал, что в Бурятское УФАС поступила жалоба ООО «СФЗ», дополнение к жалобе на действия РАЛХ при проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины, номер извещения -300921/0961436/01.
В ходе проверки антимонопольным органом установлено, что в приложении №1 к конкурсной документации указаны документы, которые должна содержать заявка на участие в открытом конкурсе на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины, в том числе данные федерального статистического наблюдения в соответствии с формами федерального статистического наблюдения о производстве продукции за 3 года, предшествующие году подачи заявки, либо за период со дня государственной регистрации участника конкурса до конца года, предшествующего году подачи заявки, в случае, если период между государственной регистрацией участника конкурса и днем подачи заявки составляет менее 3 лет (пункт 5); копии документов, подтверждающие право собственности или владения на ином законном основании на объекты и оборудование лесоперерабатывающей инфраструктуры, с перечнем указанных документов, согласно приложению № 7 к Конкурсной документации (пункт 7); Соглашение о задатке в 2 экземплярах согласно приложению № 9 к Конкурсной документации (пункт 9). По мнению Бурятского УФАС, Агентство нарушило требования части 4 статьи 80.1 ЛК РФ, установив излишние требования к составу заявки, а именно в части представления участниками конкурса сведений статистической отчетности, подтверждающие средний годовой объем выпускаемой продукции за последние три года.
По основаниям отклонения заявки антимонопольным органом установлено следующее:
1. За участником конкурса не закреплена обязанность по предоставлению данных федерального статистического наблюдения о производстве продукции за 3 года, предшествующих году подачи заявки, либо за период со дня государственной регистрации участника конкурса до конца года, предшествующего году подачи заявки, в случае, если период между государственной регистрации участника конкурса и днем подачи заявки составляет менее 3 лет.
2. В соответствии с ч. 20 ст. 80.1 ЛК РФ к заявке на участие в конкурсе прилагаются документы, предусмотренные ч. 4 ст. 80.1 ЛК РФ. Требования к содержанию документов, указанных в ч. 4 ст. 80.1 ЛК РФ, утверждены Приказом Минприроды России от 29.06.2018 №303. Вместе с тем, ни ЛК РФ, ни указанным Приказом не установлены какие-либо сроки владения объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры.
3. В составе заявки в приложении №4 «Сведения о производительности оборудования» указаны наименование объекта (оборудования) и вид выпускаемой продукции по коду 16.21.21.120 «Шпон для фанеры», который соответствует коду 16.21.2 «Листы для облицовки; шпон для фанеры; древесина прессованная» Перечня, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 28.02.2019 № 347-р. Следовательно, участником конкурса исполнено требование о предоставлении копий технических документов объектов и оборудования, содержащих сведения, удостоверяющие значения основных параметров и технических характеристик (свойств) объектов и оборудования, включенных в каталог объектов и оборудования, отклонение по указанному основанию является необоснованным.
По мнению Бурятского УФАС, конкурсная комиссия в нарушение пунктов 1, 3, 8 части 21 статьи 80.1 ЛК РФ необоснованно отказала ООО «СФЗ» в допуске к участию в конкурсе.
Относительно довода заявителя об обязании Бурятским УФАС провести новый конкурс на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины, без учета вступивших в силу изменений в ЛК РФ, ответчик пояснил следующее.
Извещение № 300921/0961436/01 о проведении конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, опубликовано на сайте torgi.gov.ru 01.10.2021. Жалоба ООО «СФЗ» также поступила в 2021 году. Бурятское УФАС в предписании от 13.01.2022 №003/01/18.1-1200/2021 указало на необходимость РАЛХ, конкурсной комиссии устранить допущенное нарушение требований части 4 статьи 80.1, пунктов 1, 3, 8 части 21 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения конкурса; возврата поданных заявок; внесения изменений в конкурсную документацию с учетом принятого решения от 13.01.2022 №003/01/18.1-1200/2021; продления срока подачи заявок. В указанном предписании не указано на обязанность РАЛХ организовать и провести новый конкурс на право заключения договора аренды лесного участка.
Более того, согласно положениям части 1 и 20 статьи 18.1, пункта 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган по результатам рассмотрения жалобы вправе вынести предписание организатору торгов, оператору электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов. Анализ положений указанных норм Закона о защите конкуренции показывает, что антимонопольный орган не обладает полномочиями по выдаче предписания о совершении действий по проведению нового конкурса.
Также представитель Бурятского УФАС указала на то, что запрет допускать к участию в конкурсе лиц, которые не производили продукцию из древесины в течение трех лет, предшествовавших подаче заявки, либо за период со дня государственной регистрации заявителя до конца года, предшествующего году подачи заявления, в случае если период между днем государственной регистрации участника конкурса и днем подачи заявления составляет менее 3 лет, законодателем не установлен. В законодательстве отсутствует запрет использовать в формуле для определения дополнительной потребности в древесине значение «0».
Правовая позиция Бурятского УФАС изложена в отзывах на заявление (поступили в суд 01.04.2022 и 07.04.2022 через систему «Мой арбитр»).
Представитель Бурятского УФАС в судебном заседании требования РАЛХ не признала, просила суд отказать в их удовлетворении.
В судебном заседании представитель третьего лица ООО «Рост» поддержала позицию заявителя, поддержала заявленные требования. Письменные пояснения на заявление третье лицо не представило.
ООО «СФЗ» участия представителя в судебном заседании не обеспечило, о начавшемся судебном процессе считается извещенным надлежащим образом заказное судебное письмо № 67000869891738 возвращено в суд без вручения по истечению срока хранения. Письменный отзыв третье лицо не представило.
В соответствии с частью 3 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неисполнение процессуальных обязанностей лицами, участвующими в деле, влечет за собой для этих лиц предусмотренные настоящим Кодексом последствия.
Суд считает возможным рассмотреть спор по имеющимся доказательствам, в отсутствие представителя третьего лица ООО «СФЗ» в порядке, определенном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования, исходя из следующего.
Агентством на сайте https://www.torgi.gov.ru размещено извещение №300921/0961436/01 о проведении торгов на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины (далее - конкурс). Согласно извещению дата окончания подачи заявок 06.12.2021, дата и время заседания конкурсной комиссии и проведения голосования конкурсной комиссии 08.12.2021 в 10 часов 00 минут.
До истечения срока подачи заявок поступило четыре предложения: ООО «СФЗ», ООО «Рост», ООО «Промтехлес», ООО «Пилосервис».
Конкурсной комиссией, в соответствии с Протоколом заседания конкурсной комиссии о результатах проведения открытого конкурса (определения победителя) на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины от 12.12.2021 в соответствии с положениями части 9 статьи 80.2 ЛК РФ, конкурс признан несостоявшимся в связи с тем, что
ООО «СФЗ», ООО «Промтехлес», ООО «Пилосервис» конкурсной комиссией единогласно было отказано в допуске к участию в конкурсе, к участию в конкурсе была допущена одна заявка ООО «Рост».
Не согласившись с действиями конкурсной комиссии в организации и проведении 10.12.2021 открытого конкурса, ООО «СФЗ» обратилось в Бурятское УФАС с жалобой на действия (бездействие) организатора торгов при проведении открытого конкурса (определения победителя) на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины (вх. № от 21.12.2021 № 8194) и дополнением к жалобе от 24.12.2021.
По результатам рассмотрения Бурятским УФАС жалобы ООО «СФЗ» 13.01.2022 вынесено решение по результатам рассмотрения жалобы №003/01/18.1-1200/2021, в соответствии с которым Бурятский УФАС решил:
1. Признать жалобу ООО «СФЗ» обоснованной.
2. Признать конкурсную комиссию РАЛХ нарушившей пункты 1, 2 части 21 статьи 80.1 ЛК РФ.
3. Признать РАЛХ нарушившим часть 4 статьи 80.1 ЛК РФ.
4. Выдать обязательное для исполнения предписание.
5. Передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Бурятского УФАС для возбуждения административного производства.
Бурятским УФАС на основании решения от 13.01.2022 №003/01/18.1-1200/2021 выдано Агентству предписание от 13.01.2022 №003/01/18.1-1200/2021 об устранении нарушения, в соответствии с которым предписано:
1. РАЛХ, конкурсной комиссии в срок не позднее 28.01.2022 устранить допущенное нарушение требований части 4 статьи 80.1, пунктов 1, 3, 8 части 21 статьи 80.1 ЛК РФ:
- отменить все протоколы, составленные в ходе проведения конкурса;
- вернуть поданные заявки;
- внести изменения в конкурсную документацию с учетом принятого решения от 12.01.2022 № 003/01/18.1-1200/2021;
- продлить срок подачи заявок.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, Республиканское агентство лесного хозяйства оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из анализа названных норм права следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств (пункт 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»):
- противоречие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) требованиям законодательства, действовавшего в месте и на момент его вынесения,
- нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания законности оспариваемых ненормативных правовых актов, действий и обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на органы, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 №728 Федеральная антимонопольная служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с частью 1 статьи 80.1 ЛК РФ открытый конкурс на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины (далее также - конкурс) проводится на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления, осуществляющих распоряжение лесными участками в соответствии с полномочиями, определенными в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, принимаемого на основании заявления о проведении конкурса, поданного лицом, указанным в части 2 настоящей статьи.
С заявлением о проведении конкурса вправе обратиться юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, владеющие на праве собственности или на ином законном основании объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры, предназначенными для производства продукции из древесины с высокой долей добавленной стоимости, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - объекты глубокой переработки древесины) (часть 2 статьи 80.1 ЛК РФ).
Согласно части 4 статьи 80.1 ЛК РФ к заявлению о проведении конкурса прилагаются документы, содержащие технические характеристики и параметры объектов глубокой переработки древесины и обоснование потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем указанных объектов (далее также - дополнительная потребность в древесине).
Частью 6 статьи 80.1 ЛК РФ установлено, что порядок рассмотрения заявления о проведении конкурса, методика оценки дополнительной потребности в древесине и наличия на территории субъекта Российской Федерации лесных участков, параметры использования лесов в границах которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Решение об отказе в проведении конкурса принимается, в том числе, в случае отсутствия подтверждения дополнительной потребности в древесине лица, направившего заявление о проведении конкурса, в результате оценки, проведенной в соответствии с частью 6 настоящей статьи (пункт 5 части 8 статьи 80.1 ЛК РФ).
Согласно части 20 статьи 80.1 ЛК РФ к заявке на участие в конкурсе прилагаются документы, предусмотренные частью 4 настоящей статьи.
В соответствии с частью 21 статьи 80.1 ЛК РФ основаниями для отказа в допуске к участию в конкурсе являются:
1) несоответствие представленной заявки на участие в конкурсе требованиям, установленным настоящей статьей;
2) представление заявки на участие в конкурсе лицом, которому в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами лесной участок не может быть предоставлен в аренду;
3) представление заявки на участие в конкурсе лицом, не соответствующим требованиям, предъявляемым в соответствии с частью 2 настоящей статьи к лицам, которые вправе направить в орган государственной власти, орган местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, заявление об организации и проведении конкурса;
4) представление заявки на участие в конкурсе лицом, в отношении которого осуществляется проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве;
5) нахождение заявителя - юридического лица в процессе ликвидации или прекращение заявителем-гражданином деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
6) непоступление задатка на счет, указанный в документации о конкурсе, до окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе;
7) наличие заявителя в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений;
8) непредставление документов, предусмотренных частью 4 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, Агентством на сайте https://www.torgi.gov.ru размещено извещение №300921/0961436/01 о проведении торгов на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины (далее - конкурс) в соответствии со статьями 80.1, 80.2 ЛК РФ.
До истечения срока подачи заявок поступило четыре предложения: ООО «СФЗ», ООО «Рост», ООО «Промтехлес», ООО «Пилосервис».
Конкурсной комиссией, в соответствии с Протоколом заседания конкурсной комиссии о результатах проведения открытого конкурса (определения победителя) на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины от 12.12.2021 в соответствии с положениями части 9 статьи 80.2 ЛК РФ, конкурс признан несостоявшимся в связи с тем, что
ООО «СФЗ», ООО «Промтехлес», ООО «Пилосервис» конкурсной комиссией единогласно было отказано в допуске к участию в конкурсе, к участию в конкурсе была допущена одна заявка ООО «Рост».
Согласно Протоколу заседания конкурсной комиссии о результатах проведения открытого конкурса (определения победителя) на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины от 12.12.2021 (л.д. 29-40, т.1) заявка ООО «СФЗ» отклонена в связи с нарушением требований Конкурсной документации, п.п. 1, 2 ч. 21 ст. 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации: «Несоответствие представленной заявки на участие в конкурсе требованиям, установленным настоящей статьей, представление заявки на участие в конкурсе лицом, которому в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами лесной участок не может быть предоставлен в аренду».
Рассмотрев законность отклонения Агентством заявки ООО «СФЗ» по указанным основаниям, суд приходит к следующему выводу.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.06.2018 №303 «Об утверждении требований к содержанию документов, прилагающихся к заявлению о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины, порядка и способов подачи указанного заявления и прилагающихся к нему документов, а также требований к формату такого заявления в случае подачи в форме электронного документа» утвержден Порядок и способы подачи заявления о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины (далее – Порядок №303) и Требования к содержанию документов, прилагающихся к заявлению о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины (далее – Требования №303).
Согласно пункту 1 Порядка № 303 заявление о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины (далее - открытый конкурс) подается юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, владеющими на праве собственности или на ином законном основании объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры, предназначенными для производства изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - заявитель) в соответствии с частью 2 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации.
В пункте 2 Порядка № 303 предусмотрено, что в заявлении о проведении открытого конкурса указываются следующие сведения:
а) наименование, организационно-правовая форма заявителя, его местонахождение - для юридического лица;
фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя, адрес места жительства (временного пребывания), данные документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика - для индивидуального предпринимателя;
б) производимые или планируемые к производству изделия из древесины и иная продукция переработки древесины, виды которой определяются в соответствии с пунктом 1 настоящего Порядка;
в) дополнительная потребность в древесине, в том числе по породам и сортиментам, исходя из загрузки имеющихся производственных мощностей;
г) местоположение и площадь лесного участка;
д) кадастровый номер лесного участка;
е) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем, телефон.
В пункте 3 Порядка №303 указано, что к заявлению прилагаются следующие документы:
а) документы, содержащие технические характеристики и параметры объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных в пункте 1 настоящего Порядка;
б) расчет потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных в пункте 1 настоящего Порядка;
в) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя (при необходимости).
Согласно пункту 4 Порядка №303 вместе с документами, указанными в пункте 3 настоящего Порядка, заявитель вправе представить, в том числе сведения статистической отчетности, подтверждающие средний годовой объем выпускаемой продукции за последние три года (подпункт «г»).
Требованиями №303 установлено, что к заявлению о проведении открытого конкурса прилагаются документы, содержащие технические характеристики и параметры объектов глубокой переработки древесины:
а) каталог объектов и оборудования в табличной форме, содержащий наименование объекта (оборудования), количество, год изготовления (приобретения). Каталог формируется в форме электронного документа без обращения к Единому порталу государственных и муниципальных услуг (далее - Единый портал) в формате DOC, DOCX, RTF, PDF или XLS, XLSX;
б) копии технических документов объектов и оборудования (на русском языке), содержащих сведения, удостоверяющие значения основных параметров и технических характеристик (свойств) объектов и оборудования, включенных в каталог объектов и оборудования, а также сведения о сертификации объектов и оборудования;
в) таблица с указанием производительности по каждому виду оборудования, вида выпускаемой продукции, нормы расхода и кодов продукции, используемой в качестве сырья, потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных в пункте 1 настоящего Порядка. Таблица формируется в форме электронного документа без обращения к Единому порталу в формате DOC, DOCX, RTF, PDF или XLS, XLSX.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2018 №1475 «Об утверждении правил рассмотрения заявления о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины и методики оценки дополнительной потребности в древесине и наличия на территории субъекта Российской Федерации лесных участков, параметры использования лесов в границах которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине» утверждены Правила рассмотрения заявления о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины (далее - Правила №1475).
Пунктом 2 Правил №1475 предусмотрено, что заявление подается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, владеющими на праве собственности или на ином законном основании объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры, предназначенными для производства изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - заявитель).
В соответствии с пунктом 3 Правил №1475 к заявлению прилагаются документы, содержащие технические характеристики и параметры объектов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, и обоснование потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем указанных объектов, предусмотренные частью 4 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - документы).
Согласно пункту 7 Правил №1475 Рассмотрение заявления и документов включает в себя:
а) рассмотрение заявления и документов на соответствие или несоответствие требованиям, установленным статьей 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации;
б) оценку дополнительной потребности в древесине на основании сведений, указанных в заявлении и документах, в соответствии с методикой оценки дополнительной потребности в древесине и наличия на территории субъекта Российской Федерации лесных участков, параметры использования лесов в границах которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2018 №1475 «Об утверждении Правил рассмотрения заявления о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины и методики оценки дополнительной потребности в древесине и наличия на территории субъекта Российской Федерации лесных участков, параметры использования лесов в границах которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2018 №1475 утверждена Методика оценки дополнительной потребности в древесине и наличия на территории субъекта Российской Федерации лесных участков, параметры использования лесов в границах которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине (далее – Методика).
Оценка дополнительной потребности в древесине (круглых лесоматериалах) по ее видовому (породному) и сортиментному составу (далее соответственно - древесина, дополнительная потребность в древесине) и наличия на территории субъекта Российской Федерации лесных участков, параметры использования лесов в границах которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине в целях обеспечения сырьем объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предназначенных для производства изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - объекты лесоперерабатывающей инфраструктуры), осуществляется органом государственной власти или органом местного самоуправления, осуществляющими в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по распоряжению лесными участками (далее - уполномоченный орган) (пункт 2 Методики).
Оценка дополнительной потребности в древесине, указанной в заявлении о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины (далее - заявление), поданном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, владеющими на праве собственности или ином законном основании объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры (далее - заявитель), осуществляется с учетом обоснования, содержащегося в документах, прилагаемых к заявлению в соответствии с частью 4 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации (пункт 3 Методики).
В соответствии с пунктом 4 Методики размер дополнительной потребности в древесине (Wд) определяется по формуле:
Wд = Wоб - Wфакт,
где:
Wоб - потребность в древесине, указанная в заявлении;
Wфакт - фактическое среднегодовое потребление древесины, указанное в заявлении.
Согласно пункту 5 Методики потребность в древесине, указанная в заявлении (Wоб), определяется путем умножения максимальной годовой производственной мощности, установленной на основании технических характеристик и параметров объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, указанных в заявлении и расположенных на территории того субъекта Российской Федерации, где располагается лесной участок, на котором планируется заготовка древесины в целях обеспечения сырьем таких объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, на норму расхода древесины для производства указанной в заявлении продукции.
Пунктом 6 Методики установлено, что Фактическое среднегодовое потребление древесины, указанное в заявлении (Wфакт), определяется путем умножения среднегодового объема произведенной заявителем продукции за 3 года, предшествующие году подачи заявления, либо за период со дня государственной регистрации заявителя до конца года, предшествующего году подачи заявления, в случае если период между днем государственной регистрации участника конкурса и днем подачи заявления составляет менее 3 лет, установленного на основании данных федерального статистического наблюдения в соответствии с формами федерального статистического наблюдения, утвержденными в установленном порядке, на норму расхода древесины для производства указанной в заявлении продукции и вычитания среднегодового объема приобретенной древесины для производства указанной в заявлении продукции за тот же период.
На основании пункта 7 Методики для оценки дополнительной потребности в древесине, указанной заявителем в заявлении, уполномоченный орган на основании информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней, а также данных федерального статистического наблюдения в соответствии с формами федерального статистического наблюдения, утвержденными в установленном порядке, устанавливает:
а) наличие в пользовании у заявителя лесных участков (с установленным допустимым объемом изъятия древесины) и объем фактически заготовленной на них древесины;
б) потребность в древесине в целях обеспечения сырьем объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предназначенных для производства продукции, виды которой предусмотрены пунктом 2 настоящей методики;
в) объем произведенной заявителем продукции, виды которой предусмотрены пунктом 2 настоящей методики, за период, указанный в пункте 6 настоящей методики;
г) фактический объем приобретенной древесины для производства продукции, виды которой предусмотрены пунктом 2 настоящей методики, за период, указанный в пункте 6 настоящей методики.
Из приведенных выше норм лесного законодательства следует, что за дополнительным объемом древесины могут обратиться лица, уже осуществляющие глубокую переработку древесины и которым требуется дополнительный ресурс для полной загрузки имеющихся лесоперерабатывающих станков.
ООО «СФЗ», фактически глубокую переработку древесины не осуществляло, следовательно, дополнительная потребность в древесине у заявителя не установлена.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц
ООО «СФЗ» создано 15.10.2021. С заявкой на участие в конкурсе (номер извещения 300921/0961436/01) Общество обратилось в РАЛХ 06.12.2021. В составе заявки третьим лицом приложены документы, подтверждающие право собственности или владения на ином законном основании на объекты и оборудование лесоперерабатывающей инфраструктуры, а именно договоры купли-продажи оборудования и договор поставки и монтажа оборудования, заключенные Обществом в октябре-ноябре 2021 года.
Таким образом, из представленных документов следует, что ООО «СФЗ» переработка приобретенной древесины не осуществлялась, сделки с продукцией переработки древесины (пиломатериалы) также не осуществлялись. Дополнительная потребность в древесине не установлена. Факт того, что Обществом ранее не осуществлялась переработка древесины, также подтверждён представителем общества в судебном заседании и в письменном отзыве, представленном в материалы дела.
Исходя из предоставленной РАЛХ конкурсной документации потребность
ООО «СФЗ» в дополнительных объемах древесины оценить не представляется возможным.
При этом, в силу положений ЛК РФ за дополнительным объемом древесины могут обратиться лица, уже осуществляющие глубокую переработку древесины и которым требуется дополнительный ресурс для полной загрузки имеющихся лесоперерабатывающих станков.
Таким образом, суд, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к выводу о том, что из представленной заявки ООО «СФЗ» не следует, что Общество производило переработку древесины, в том числе глубокую переработку древесины, что является обязательным условием для обращения за дополнительным объемом древесины, и признает обоснованным и правомерным отклонение заявки
ООО «СФЗ» на участие в открытом конкурсе по указанным основаниям.
При этом суд отмечает, что ООО «СФЗ» как вновь созданное предприятие, вправе обратиться в Республиканское агентство лесного хозяйства с заявлением о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины, поскольку при организации аукционане требуется обоснование потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры.
Доводы ответчика о том, что фактическое среднегодовое потребление древесины может быть равным «0» судом отклоняется, поскольку указанное противоречит пункту 7 Методики для оценки дополнительной потребности в древесине.
Кроме того, в оспариваемом решении антимонопольный орган пришел к выводу о нарушении организатором торгов требования части 4 статьи 80.1 ЛК РФ, установив излишние требования к составу заявки, а именно в части представления участниками конкурса: сведений статистической отчетности, подтверждающие средний годовой объем выпускаемой продукции за последние три года; копий документов, подтверждающих право собственности и владения на ином законном основании на объекты и оборудование лесоперерабатывающей инфраструктуры, с перечнем указанных документов; соглашения о задатке в 2 экземплярах согласно приложению№ 9 конкурсной документации.
В обоснование вывода об установлении организатором торгов излишнего требования в части представления статистической отчетности, антимонопольный орган указал, что в соответствии с пунктом 4 Порядка №303 представление статистической отчетности является правом, а не обязанностью участника конкурса. Вследствие чего заявка ООО «СФЗ», по мнению антимонопольного органа, отклонена необоснованно. По мнению Бурятского УФАС, РАЛХ имел возможность запросить указанные документы в Росстате путем межведомственного информационного взаимодействия для рассмотрения заявки на участие в открытом конкурсе ООО «СФЗ».
Как следует из материалов дела, в извещении о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности указаны документы, которые должна содержать заявка на участие в открытом конкурсе на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины, в том числе, данные федерального статистического наблюдения в соответствии с формами федерального статистического наблюдения о производстве продукции за 3 года, предшествующие году подачи заявки, либо за период со дня государственной регистрации участника конкурса до конца года, предшествующего году подачи заявки, в случае, если период между государственной регистрацией участника конкурса и днем подачи заявки составляет менее 3 лет (пункт 5).
Как уже было отражено в соответствии с пунктом 4 Порядка № 303 вместе с документами, указанными в пункте 3 настоящего Порядка, заявитель вправе представить, в том числе сведения статистической отчетности, подтверждающие средний годовой объем выпускаемой продукции за последние три года (подпункт «г»).
Пунктом 5 указанного Порядка предусмотрено, что в случае, если заявителем не представлены сведения, указанные в пункте 4 настоящего Порядка, уполномоченный орган запрашивает их путем межведомственного информационного взаимодействия.
Агентство, возражая относительно указанного вывода антимонопольного органа, указало, что ранее обращался с запросом о предоставлении данных об объемах произведенной продукции за период 2018 - 2020 годы лицом, которое обратилось с заявлением об организации и проведения конкурса на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины. Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия письмом от 03.12.2021
№ АС-04-05/317-ИС отказано в предоставлении такой информации, ссылаясь на конфиденциальность первичных статистических данных, получаемых от респондентов (статьи 4, 9 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации»).
Суд, рассмотрев доводы сторон, приходи к выводу, что РАЛХ обоснованно включил в конкурсную документацию требование о предоставление участниками данных федерального статистического наблюдения, в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (далее - Закон № 282-ФЗ) официальный статистический учет в Российской Федерации осуществляется субъектами официального статистического учета.
Субъектами официального статистического учета являются федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы, Центральный банк Российской Федерации (Банк России), осуществляющие формирование официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункту 4 статьи 2 Закона № 282-ФЗ).
Согласно пунктам 1 и 4 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 № 420 (далее - Положение № 420), Росстат является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, а также в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, по контролю в сфере официального статистического учета; осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Росстат осуществляет подготовку, методологическое обеспечение, проведение федеральных статистических наблюдений в установленной сфере деятельности и обработку данных, полученных в результате этих наблюдений, в целях формирования официальной статистической информации; разрабатывает и утверждает в установленном порядке в пределах своей компетенции официальную статистическую методологию для проведения федеральных статистических наблюдений и формирования официальной статистической информации, обеспечивает соответствие указанной методологии международным стандартам и принципам официальной статистики; утверждает формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами; представляет в установленном порядке официальную статистическую информацию Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, иным органам государственной власти, органам местного самоуправления, средствам массовой информации, организациям и гражданам, а также международным организациям (пункты 5.1, 5.2, 5.5, 5.8 Положения № 420).
Официальный статистический учет и система государственной статистики базируются на таких принципах как полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами); обеспечение конфиденциальности первичных статистических данных при осуществлении официального статистического учета и их использование в целях формирования официальной статистической информации; обеспечение сохранности и безопасности официальной статистической информации, первичных статистических данных и административных данных (пункты 1, 5, 8 статьи 4 Закона № 282-ФЗ).
Частью 1 статьи 9 Закона № 282-ФЗ закреплено, что первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения, являются информацией ограниченного доступа, за исключением информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами. Субъекты официального статистического учета обязаны обеспечить конфиденциальность информации ограниченного доступа. Первичные статистические данные, являющиеся информацией ограниченного доступа, не подлежат разглашению (распространению и (или) предоставлению) и используются только в целях формирования официальной статистической информации.
В соответствии с частью 3 статьи 9 Закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные служащие, должностные лица, другие физические и юридические лица не вправе требовать предоставление первичных статистических данных, являющихся информацией ограниченного доступа, от субъектов официального статистического учета и использовать их в иных не связанных с формированием официальной статистической информации целях.
Заявитель представил в материалы дела письмо Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия от 03.12.2021 № АС-04-05/317-ИС (л.д. 51, т. 1), в соответствии с котором РАЛХ обратилось с запросом о предоставлении данных об объемах произведенной продукции ООО «Рассвет» за 2018-2020 годы, но Агентству было отказано в предоставлении такой информации, поскольку Бурятстат не вправе предоставлять информацию ограниченного доступа.
Таким образом, РАЛХ обоснованно включил в конкурсную документацию требование о предоставление участниками конкурса данных федерального статистического наблюдения в соответствии с формами федерального статистического наблюдения о производстве продукции за 3 года, предшествующие году подачи заявки, либо за период со дня государственной регистрации участника конкурса до конца года, предшествующего году подачи заявки, в случае, если период между государственной регистрацией участника конкурса и днем подачи заявки составляет менее 3 лет, поскольку самостоятельно Агентство указанные данные получить не могло. При том данные федерального статистического наблюдения необходимы заявителю для рассмотрения заявки в части определения необходимости в дополнительном объеме заготовки древесины.
Следует учитывать, что положения Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» обладают более высокой юридической силой по отношению к Порядку №303, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в связи с чем, предоставление сведений статистической отчетности, подтверждающие средний годовой объем выпускаемой продукции за последние три года Агентству путем межведомственного взаимодействия с территориальным органом государственной статистики невозможен, ввиду ограниченного доступа к таким сведениям.
Таким образом, заявка ООО «СФЗ» составлена с нарушением пункта 5 требований конкурсной документации, к пояснительной записке к расчету потребности не приложены данные федерального статистического наблюдения о производстве продукции за 3 года, предшествующих году подачи заявки, либо за период со дня государственной регистрации участника конкурса до конца года, предшествующего году подачи заявки, если период между государственной регистрации участника конкурса и днем подачи заявки составляет менее 3 лет. Данное требование установлено конкурсной документацией и является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, в соответствии с пунктом 1 части 21 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации.
Суд также не может согласиться с выводами антимонопольного органа об установлении организатором торгов излишних требований в документации к составу заявки, а именно в представлении документов, подтверждающие право собственности или владения на ином законном основании на объекты и оборудование лесоперерабатывающей инфраструктуры, с перечнем указанных документов; соглашения о задатке.
Антимонопольным органом в оспариваемом решении указанный вывод не обоснован, также не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что организатором торгов требования к заявке участника, в части представления указанных документов приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Требование о предоставлении документов, подтверждающих право собственности или владения на ином законном основании на объекты и оборудование лесоперерабатывающей инфраструктуры, с перечнем указанных документов обусловлено положениями части 2 статьи 80.1 ЛК РФ. В соответствии с указанной нормой с заявлением о проведении конкурса вправе обратиться юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, владеющие на праве собственности или на ином законном основании объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры, предназначенными для производства продукции из древесины с высокой долей добавленной стоимости.
Из буквального толкования данной нормы следует, что хозяйствующий субъект, претендующий на право аренды участка лесного фонда для целей заготовки древесины, должен владеть на законном основании необходимым для рассматриваемого вида предпринимательской деятельности оборудованием на момент подачи заявки на участие в конкурсе.
При ином подходе, в условиях, когда отсутствуют объекты лесоперерабатывающей инфраструктуры, рациональное использование участка лесного фонда не может быть гарантировано.
Кроме того, данное требование соответствует пункту 1 Порядка и способов подачи заявления о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины (Приложение № 1 к приказу № 303), пункту «a» Требований к содержанию документов, прилагающихся к заявлению о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины (Приложение № 2 к приказу № 303), пункту 2 Правил рассмотрения заявления о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2018 № 1475, пункту 3 Методики оценки дополнительной потребности в древесине и наличия на территории субъекта Российской Федерации лесных участков, параметры использования лесов в границах которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2018 № 1475.
Требование для включения в заявку соглашения о задатке в 2 экземплярах согласно приложению № 9 к Конкурсной документации обусловлено пунктом 9 части 17 статьи 80.1 ЛК РФ.
В соответствии с пунктом 9 части 17 статьи 80.1 ЛК РФ извещение о проведении конкурса должно содержать сведения о размере задатка, порядке его внесения участниками конкурса и возврата им задатка, банковских реквизитах счета для перечисления задатка. Задаток устанавливается в размере от пятидесяти до ста процентов от начальной цены предмета конкурса.
Согласно пункту 1 статьи 380 Гражданского кодекс Российской Федерации задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне, в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения.
Пунктом 2 вышеуказанной статьи установлено, что соглашение о задатке независимо от суммы задатка должно быть совершено в письменной форме.
В соответствии с пунктом 5 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации участники торгов вносят задаток в размере, в сроки и в порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их.
С учетом содержания названных правовых норм суд пришел к выводу о том, что содержащееся в аукционной документации условие о заключении участником аукциона с организатором торгов договора о задатке, является правомерным.
При таких обстоятельствах Агентством как организатором торгов не допущено нарушений действующего законодательства.
Довод антимонопольного органа о том, что протокол заседания конкурсной комиссии от 10.12.2021 не содержит информацию о причинах отклонения заявки
ООО «СФЗ» не нашел своего подтверждения. Более того, ООО «СФЗ», обращаясь с жалобой в антимонопольный орган на отсутствие в протоколе обоснования отклонения заявки не ссылался, напротив, из содержания жалобы Общества следует, что обществу основания отклонения заявки понятны и ясны.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, суд приходит к выводу о несоответствии оспариваемого решения и предписания антимонопольного органа положениям Лесного кодекса Российской Федерации, приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.06.2018 №303, постановления Правительства Российской Федерации от 04.12.2018 №1475, нарушении им прав и законных интересов заявителя, в связи с чем, признает решение от 13.01.2022 №003/01/18.1-1200/2021 и предписание от 13.01.2022 №003/01/18.1-1200/2021 Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия незаконными.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерация Бурятское УФАС освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявленное требование удовлетворить.
Признать недействительными решение по результатам рассмотрения жалобы
от 13 января 2022 года № 003/01/18.1-1200/2021, предписание от 13 января 2022 года
№ 003/01/18.1-1200/2021 Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия, как несоответствующее действующему законодательству.
Обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов
Республиканского агентства лесного хозяйства.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Судья А.А. Бурдуковская