ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-3331/2021 от 08.10.2021 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ                                                                                           

15 октября 2021 года                                                                                 Дело № А10-3331/2021

Резолютивная часть решения объявлена 08 октября 2021 года.

Полный текст решения изготовлен 15 октября 2021 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Бурдуковской А.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Батомункуевой С.С-Ж., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Рыбака Константина Витальевича (ОГРН 311032730400168, ИНН 032302415815) к Республиканскому агентству лесного хозяйства (ОГРН 1070326000513, ИНН 0326041154) о признании недействительным приказа от 19.04.2021 № 383 «О признании утратившим силу приказа Республиканского агентства лесного хозяйства от 24.12.2018 № 1501 «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы Проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду для осуществления рекреационной деятельности», об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов,

при участии в заседании:

от заявителя: Бурлова Н.А. - представителя по доверенности от 01.03.2021, диплом серии БВС № 0822433, паспорт;

от ответчика: Александрова Е.Н. -  представителя по доверенности от 01.01.2021 №79/2021, диплом серии ОК № 81685, паспорт;

установил:

индивидуальный предприниматель Рыбак Константин Витальевич
(далее – заявитель, ИП Рыбак К.В.) обратился в арбитражный суд с заявлением к Республиканскому агентству лесного хозяйства (далее – ответчик, РАЛХ) о признании недействительным приказа от 19.04.2021 № 383 «О признании утратившим силу приказа Республиканского агентства лесного хозяйства от 24.12.2018 № 1501 «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы Проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду для осуществления рекреационной деятельности», об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.

Представитель заявителя в ходе рассмотрения дела требование поддержал. Пояснил, что заявитель является арендатором лесного участка на основании договора аренды лесного участка № 99-18 от 12.09.2018, заключенного с Республиканским агентством лесного хозяйства. Приказом Республиканского агентства лесного хозяйства от 24.12.2018 № 1501 утверждено положительное заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду в целях осуществления рекреационной деятельности. С 2018 года деятельность на арендованном земельном участке производилась на основании указанного проекта освоения лесов. 19.04.2021 руководителем Республиканского агентства лесного хозяйства вынесен приказ, которым признан утратившим силу приказ от 24.12.2018 № 1501 «Об утверждении положительного заключения проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду в целях осуществления рекреационной деятельности», признано утратившим силу положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов на 2018-2027 гг.
В качестве основания приведено несоответствие проекта освоения лесов правовому режиму использования особо защитных участков леса, в части проектирования и установки объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, несоответствие проекта освоения лесов правовому режиму территории охранной зоны государственного природного биологического заказника регионального значения «Прибайкальский», в части отсутствия в нем места для временного складирования твердых коммунальных отходов, определенного в установленном порядке.

Ответчик с заявленным требованием не согласился. Пояснил, что оспариваемый приказ издан исходя из следующих обстоятельств. В период действия приказа Республиканского агентства лесного хозяйства от 24.12.2018 № 1501, которым утвержден проект освоения лесов ИП Рыбака К.В., Федеральным законом от 27.12.2018 № 538-ФЗ введена в действие статья 119 Лесного кодекса Российской Федерации, регламентирующая правовой статус особо защитных участков лесов. В силу части 2 названной статьи к особо защитным участкам лесов отнесены объекты природного наследия. Решением XX Сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, установлены границы объекта Всемирного природного наследия, включающие «центральную зону», закрепленную проектом Федерального закона «Об охране озера Байкал», за исключением пяти промышленно развитых территорий. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 № 1641-р утверждено описание границ центральной экологической зоне Байкальской природной территории (далее – ЦЭЗ БПТ). В феврале 2019 года сведения о границах ЦЭЗ БПТ были внесены в ЕГРН. В соответствии со статьями 97, 100 Земельного кодекса РФ на территории особо защитных участков лесов устанавливается особый режим лесопользования, обеспечивающий выполнение ими полезных экологических функций. Согласно статье 119 ЛК РФ особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах. Пунктом 7 части 2 статьи 119 ЛК РФ предусмотрено, что  к особо защитным участкам лесов относятся объекты природного наследия. Таким образом, ЦЭЗ БПТ в силу прямого указания в законе относится к особо защитным участкам лесов, что подразумевает распространение на нее соответствующего правового статуса. В соответствии с частью первой статьи 21 ЛК РФ на землях лесного фонда допускается строительства, реконструкция эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для осуществления рекреационной деятельности. Пунктом 6 Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защиты лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 27.05.2013 № 849-р установлен перечень объектов, размещение которых возможно для осуществления рекреационной деятельности. Однако, указанным пунктом установлено ограничение на размещение данных объектов на особо защитных участков лесов. Следовательно, размещение каких-либо объектов на территории ЦЭЗ БПТ противоречит действующему законодательству. Кроме того, лесной участок находится в границах охранной зоны государственного природного заказника регионального значения «Прибайкальский». Согласно пп.16 п. 2.1 Положения об особо охраняемой природной территории  регионального значения – государственном природном биологическом заказнике «Прибайкальский», утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 14.03.2002 № 75 на территории охранной зоны ООПТ, запрещается создание объектов размещения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических. биологических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, за исключением временного складирования твердых коммунальных отходов в местах специально определенных государственным бюджетным учреждением, осуществляющим управление ООПТ. в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования. В отмененном проекте освоения лесов сведения  о местах временного складирования ТКО отсутствуют, равно как и данные о согласовании таких площадок с государственным бюджетным учреждением, осуществляющим управление ООПТ
 (отзыв л.д. 74-79).

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил следующее.

Согласно договору аренды лесного участка №99-18 от 12.09.2018 Республиканское агентство лесного хозяйства (далее – арендодатель, Агентство) на основании Протокола о результатах аукциона по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков для осуществления рекреационной деятельности №657385/2 от 31.08.2018 обязуется предоставить, а индивидуальный предприниматель Рыбак Константин Витальевич обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 1,3 га (13000 кв.м.), расположенный Республика Бурятия, муниципальное образование «Кабанский район», Кабанское лесничество, Сухинское участковое лесничество, квартал 3, часть выдела 1, квартал 4, часть выдела 1. Кадастровый номер земельного участка 03:16:490101:3. Категория защищенности: леса, расположенные в водоохранной зоне (пункты 1, 2 договора).

В соответствии с пунктом 1.3 договора лесной участок передается арендатору с целью осуществления рекреационной деятельности.

Границы лесного участка указаны в схеме расположения лесного участка, предусмотренной приложением № 1 к настоящему Договору (п.1.4).

Согласно пункту 6.1 договора, срок действия договора установлен с даты государственной регистрации права аренды лесного участка на 49 лет.

Договор аренды зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия 26.09.2018.

В  соответствии с частью 1 статьи 88, частью 1  статьи 89  Лесного  кодекса РФ,  
с пунктом 11.4  договора  аренды ответчик  разработал  и  представил  арендодателю  проект  освоения  лесов.

Проект освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду в целях осуществления рекреационной деятельности индивидуальному предпринимателю на 2018-2027 гг прошел  государственную экспертизу (экспертное заключение от 24.12.2018 л.д. 39-43) и приказом № 1501 от 24.12.2018  Республиканское агентство лесного хозяйства утвердило положительное заключение  государственной экспертизы Проекта освоения лесов (л.д. 37-38).

Согласно разделу 1.4.1. Проекта освоения лесов на 2018-2027 гг (представлен в эл.виде 17.08.2021),  утв. приказом Республиканского агентства лесного хозяйства от 24.12.2018 №1501 «Об утверждении положительного Заключения государственной экспертизы Проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду в целях осуществления рекреационной деятельности», характеристики проектируемых объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на лесном участке, при осуществлении рекреационной деятельности представлены в таблице 6 и на тематической лесной карте.

Согласно  таблице № 6 Проекта  освоения лесов на  лесном  участке, переданном в аренду  для  осуществления  рекреационной  деятельности индивидуальным  предпринимателем запроектировано возведение следующих объектов:

– информационные щит - 2 шт.;

– щит и навес для размещения противопожарного инвентаря 1,5*1,5 м. - 1шт.;

– обустроенное место для разведения костра и отдыха (навес со столами, скамейками размер 3,0х2,0 – 8 шт.).

Таблицей 7  проекта освоения лесов запроектированы следующие объекты, не связанные с созданием лесной инфраструктуры: 

- элемент благоустройства лесного участка: наземная туалетная кабина 2,0х2,5 м – 2шт., Малогабаритный контейнер-мусоросборник, металлический (деревянный) – 2шт.

19 апреля 2021 года руководителем Республиканского агентства лесного хозяйства вынесен Приказ № 383 о признании утратившим силу приказа от 24.12.2018 № 1501 «Об утверждении положительного Заключения государственной экспертизы Проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду в целях осуществления рекреационной деятельности» (л.д. 12).

Заявитель, считая данный приказ незаконным и необоснованным, нарушающим права и охраняемые законом интересы, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

 Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все представленные доказательства по своему внутреннему убеждению относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 201 АПК РФ основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовомуакту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Лесного кодекса РФ использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, изъятием или без изъятия лесных ресурсов.

Согласно части 1 статьи 72 Лесного кодекса РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.

Возможность использования лесов с целью осуществления рекреационной деятельности установлена пунктом 8 части 1 статьи 25 Лесного кодекса РФ.

Как следует из материалов дела, по результатам проведенного аукциона заключен договор № 99-18 от 12.09.2018 аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности. Лесной участок имеет следующие характеристики: площадь 1,3 га (13000 кв.м.), местоположение Республика Бурятия. МО «Кабанский район», Кабанское лесничество, Сухинское участковое лесничество, квартал 3, часть выдела 1, квартал 4, часть выдела 1.

Лесной участок расположен в Центральной экологической зоне Байкальской Природной территории, а также на территории государственного природного заказника регионального значения «Прибайкальский».

Лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса (пункт 1 статьи 88 Лесного кодекса).

В силу положений статьи 89 Лесного кодекса РФ, проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 1).

Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи (ч. 2).

Государственная экспертиза проекта освоения лесов проводится в течение не более чем тридцать дней со дня его поступления в уполномоченные федеральный орган исполнительной власти (ч. 5).

Подпунктом «г» пункта 3.4 договора аренды установлено, что арендатор обязан в течение 6 месяцев со дня заключения договора разработать и представить арендатору проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы.

Не позднее, чем за 6 месяцев до окончания срока действия проекта освоения лесов, разработать и представить Арендодателю проект освоения лесов на следующий срок для проведения государственной экспертизы.

Подпунктом «е» пункта 3.4 договора установлено, что арендатор обязан осуществлять установленный договором вид использования лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации, проектом освоения лесов и лесной декларацией.

Из указанного следует, что проект освоения лесов прошедший государственную экспертизу и имеющим положительное заключение Эксперта является обязательным условием использования арендованного лесного участка и надлежащего исполнения договора аренды лесного участка.

Отсутствие у арендатора лесного участка проекта освоения лесов имеющего положительное заключение государственной экспертизы не позволяет ему в полной мере осуществлять использование лесного участка в соответствии с договором аренды и может при определенных условиях свидетельствовать о нарушении договорных отношений с арендодателем, что нарушает его права и законные интересы.

Как уже было указано выше, арендатор в соответствии с законом и договором должен представить Агентству проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы.

В силу статьи 89 Лесного кодекса РФ Агентство обязано в течение не более чем тридцать дней со дня его поступления в уполномоченные федеральный орган исполнительной власти провести государственную экспертизу проекта освоения лесов.

Приказом Минприроды России от 15.02.2018 № 57 утвержден Административный регламент предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда.

Пунктом 45 Приложения № 1 к Приказу Минприроды России от 15.02.2018 № 57 уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений является Республиканское Агентство лесного хозяйства Республики Бурятия.

Из указанного государственного регламента следует, что уполномоченный государственный орган, получив проект освоения лесов, проверяет его на предмет наличия или отсутствия в нем оснований для отказа в предоставлении государственной услуги указанных в п. 2.14 Регламента.

При соответствии предоставленных документов уполномоченный государственный орган передает пакет документов на рассмотрение экспертной комиссии, либо принимает решение об отказе в предоставлении государственной услуги, о чем направляет уведомление при наличии оснований установленных п. 2.14 Регламента.

Далее, данным регламентом установлено, что при соответствии предоставленных документов, уполномоченный государственный орган передает пакет документов на рассмотрение экспертной комиссии.

По итогам рассмотрения заявления и документов на экспертной комиссии производится информирование заявителя о принятом решении.

Пунктом 2.3 Регламента установлено, что результатом предоставления государственной услуги является заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, утвержденное органами государственной власти в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации. Заключение Экспертизы может быть положительным либо отрицательным.

Таким образом, если Проект освоения лесов соответствует лесохозяйственному регламенту, законодательству Российской Федерации, то Экспертной комиссией оформляется положительное заключение Экспертизы, которое подписывается членами комиссии и утверждается Агентством.

Если Проект освоения лесов не соответствует либо лесохозяйственному регламенту, либо законодательству Российской Федерации, то Экспертной комиссией оформляется отрицательное заключение Экспертизы, которое подписывается членами комиссии и утверждается Агентством.

Из указанного следует, что вопрос о выдаче заключения Экспертизы выдается Экспертной комиссией, в то время как Агентство лишь утверждает его.

Как установлено пунктом 2.3 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги по утверждению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, является выдача заявителю положительного либо отрицательного заключения государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, (далее - Экспертиза).

Иного результата по итогам рассмотрения заявления об оказании такой услуги не предусмотрено.

Следовательно, по результатам рассмотрения заявления о выдачи положительного заключения проекта освоения лесов, Агентство обязано выдать утвержденное им положительное или отрицательное заключение государственной экспертизы проектов освоения лесов.

Вместе с тем в рассматриваемом случае, Агентство, воспользовавшись законным правом в пределах своих полномочий на отмену в рамках самоконтроля ранее выданного им заключения государственной экспертизы, какого-либо законного решения по представленному проекту освоения лесов не приняло, отрицательного заключения государственной экспертизы Экспертной комиссии не получила и не утверждало, чем нарушила права предпринимателя, поскольку обязано принять одно из установленных законом решений основанных на экспертном заключении (отрицательном или положительном).

Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержден приказом Минприроды России от 30.07.2020 № 513.

Пункт 9 Порядка результат экспертизы оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса. Заключение Экспертизы может быть положительным либо отрицательным.

В соответствии с пунктом 10.1 Порядка отрицательное заключение Экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки.

Повторная Экспертиза осуществляется экспертной комиссией в течение не более чем 10 рабочих дней со дня поступления в органы государственной власти или органы местного самоуправления в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса проекта освоения лесов, доработанного с учетом замечаний, изложенных в отрицательном заключении Экспертизы (пункт 12 Порядка).

Оценив указанное, суд считает, что признание уполномоченным государственным органом ранее принятого ими положительного заключения проекта освоения лесов недействительным в рамках самоконтроля, в отсутствие одновременного принятия решения об утверждении отрицательного заключения Экспертизы проекта освоения лесов, не соответствует нормам действующего Лесного законодательства РФ и нарушает права и законные интересы предпринимателя, поскольку он лишен законного права получить сведения о допущенных ошибках при изготовлении проекта освоения лесов и внесения изменений и исправления в него.

В рассматриваемом случае, Агентство, оспариваемым решением в пределах своих полномочий, отменив принятое им решение об утверждении положительного экспертного заключения какого-либо нового решения (в установленной форме и содержанию) предусмотренного законом не приняло, чем нарушило права предпринимателя, при том, что именно Агентство обязано получить в установленном порядке государственное экспертное заключение и утвердить его.

Кроме того, административный орган в настоящем случае не доказал наличие законных оснований для отмены приказа от 24.12.2018 № 1501 путем издания приказа
№ 383 и наличии оснований для признания утратившим силу Положительного заключения Комиссии Республиканского агентства лесного хозяйства по проведению государственной экспертизы Проекта освоения лесов.

Оспариваемый приказ принят в связи с несоответствием проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка от 2.09.2018 № 99-18, правовому режиму использования особо защитных участков леса, в части проектирования и установки объектов, не связанных с лесной инфраструктурой, а также территории охранной зоны государственного природного биологического заказника регионального значения «Прибайкальский», в части отсутствия в нем места для временного складирования твердых коммунальных отходов, определенного в установленном порядке.

В соответствии с преамбулой Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» (далее - Закона № 94-ФЗ) озеро Байкал является объектом всемирного природного наследия.

В состав Байкальской природной территории в силу статьи 2 Закона № 94-ФЗ входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него (пункт 1).

При этом на Байкальской природной территории выделяется ряд экологических зон, в том числе центральная экологическая зона, которая представляет собой территорию, включающую в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал (пункт 2).

На Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал (пункт 1 статьи 6 Закона № 94-ФЗ).

Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне, утверждается Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 6 Закона № 94-ФЗ).

Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2399.

            При таких обстоятельствах, суд признает, что лесной участок с
КН 03:16:490101:3 расположен в границах ЦЭЗ Байкальской природной территории, следовательно, порядок его использования не может противоречить ограничениям, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020
№ 2399.  

Согласно пункту 13 Перечня, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2399, в центральной экологической зоне Байкальской природной территории запрещается строительство объектов капитального строительства (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения, туристско-рекреационных особых экономических зон, на территориях:

а) расположенных за границами населенных пунктов и в границах водоохранных зон озера Байкал и водных объектов, имеющих постоянную или временную связь с озером Байкал, за исключением:

объектов капитального строительства «Укрупненный инвестиционный проект «Национальный гелиогеофизический комплекс Российской академии наук»;

объектов водоснабжения, водоотведения и электросетевого хозяйства;

линейных объектов связи;

селезащитных и иных гидротехнических сооружений, предназначенных для защиты от наводнений, разрушения берегов и дна, ограждающих хранилища жидких отходов и (или) предназначенных для предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов;

б) расположенных за границами населенных пунктов и за границами водоохранных зон озера Байкал и водных объектов, имеющих постоянную или временную связь с озером Байкал, за исключением:

объектов, указанных во втором - пятом абзацах подпункта «а» настоящего пункта;

объектов, указанных в подпунктах "а", "б", "г", "д" - "и" и "р" пункта 12 настоящего перечня;

мест погребения;

объектов сельскохозяйственного производства и производства пищевых продуктов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, отнесенных к объектам II - IV категорий в соответствии со статьей 4.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды";

объектов, необходимых для осуществления видов деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.

Вместе с тем, указанный запрет не свидетельствует о наличии абсолютного запрета на строительство в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории.

Пунктом 1 статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение некапитальных строений, сооружений на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений. Рекреационная деятельность в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях (п. 2 ст. 41 Лесного кодекса РФ).

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 09.11.2020 № 908 утверждены Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности.

В соответствии с пп. «в» пункта 7 указанных Правил лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, имеют право: возводить некапитальные строения, сооружения (строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений, в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений) (пункт 10.2 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ) на лесных участках и осуществлять их благоустройство (часть 2 статьи 41 и часть 7 статьи 21 Лесного кодекса РФ). Некапитальные строения, сооружения для осуществления рекреационной деятельности должны создаваться преимущественно из деревянных конструкций.

В соответствии с частью 7 статьи 21 Лесного Кодекса РФ перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов.

Распоряжением Правительства РФ от 27.05.2013 № 849-р утвержден Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов.

Согласно пункту 6 Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, для осуществления рекреационной деятельности в защитных лесах, эксплуатационных и резервных лесах, за исключением особо защитных участков лесов допускается возведение форм малой архитектуры (некапитальные нестационарные сооружения, включая беседки, веранды, дровницы, навесы, объекты мелкорозничной торговли, попутного бытового обслуживания и питания, остановочные павильоны), площадки для игр (детские); элементов благоустройства лесного участка (пешеходная дорожка с мягким покрытием, георешетка, устройство для оформления озеленения, фонарь, скамейка, мостик, настил, малогабаритный (малый) контейнер-мусоросборник, урна, физкультурный снаряд (тренажер), наземная туалетная кабина); линии электропередачи воздушной, кабельной всех классов напряжения; подъездного пути.

В соответствии со статьей 12 Закона № 94-ФЗ организация туризма и отдыха в центральной экологической зоне осуществляется в соответствии с правилами, обеспечивающими соблюдение предельно допустимых норм нагрузок на окружающую среду в центральной экологической зоне. Правила организации туризма и отдыха в центральной экологической зоне утверждаются органами государственной власти Республики Бурятия, органами государственной власти Иркутской области.

Согласно Правилам организации мест массового отдыха в центральной экологической зоне Байкальской природной территории Республики Бурятия, утвержденным Постановлением Правительства Республики Бурятия от 15.10.2008 № 475 (далее - Правила), действовавшими в период заключения договора аренды, местом для организации массового отдыха является земельный (лесной) участок, определенный для рекреационных целей и выделенный для организации массового отдыха в центральной экологической зоне Байкальской природной территории в соответствии с земельным, лесным и градостроительным законодательством.

В пункте 3.1 Правил указано, что при обустройстве мест массового отдыха возможно размещение следующих наземных сооружений: павильоны для отдыха и торговли, аттракционы, кабины-раздевалки, навесы, тенты, зонты, скамьи, столы, лежаки, помещения для хранения пляжного инвентаря, помещение для хранения спортивного инвентаря (водных велосипедов и пр.), спортивно-оздоровительные и игровые площадки, детские малогабаритные игровые сооружения (качели, карусели, грибки и пр.), сигнальные и осветительные мачты, контейнеры для сбора мусора, туалеты, автостоянки (на прилегающей территории), пешеходные дорожки и медицинские пункты.

В зоне отдыха размещаются аттракционы, навесы, тенты, зонты, скамьи, столы, лежаки и сигнальные мачты (пункт 3.4).

В пункте 3.5 Правил указано, что в зоне обслуживания размещаются павильоны для отдыха и торговли, кабины для переодевания, душевые установки, питьевые фонтанчики, урны для сбора мусора в соответствии с санитарными правилами и нормами.

Согласно пункту 3.8 Правил в местах массового отдыха и на прилегающей территории не допускается скопление загрязняющих веществ и мусора. Для этого необходима установка урн и контейнеров для сбора мусора и своевременная уборка места массового отдыха. Контейнеры для сбора мусора должны располагаться на бетонированных площадках с удобными подъездными путями. Вывоз отходов и мусора осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании заключенных договоров со специализированным хозяйствующим субъектом.

Согласно пункту 3.9 Правил места массового отдыха должны быть оборудованы централизованной или локальной системами канализации с очисткой сточных вод до нормативных требований, в исключительных случаях допускается установка биотуалетов.

            В результате анализа указанных правовых норм, суд приходит к выводу, что в ЦЭЗ БПТ допускается возведение (размещение) наземных сооружений (не капитальных строений), которые с учетом действующего правого регулирования являются необходимыми мерами по благоустройству зон отдыха граждан при организации туризма и отдыха в центральной экологической зоне в целях осуществления рекреационной деятельности, разрешенной в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.

В представленном проекте освоения лесов, указаны следующие проектируемые объекты подлежащие размещению на лесном участке.

Согласно  таблице № 6 Проекта  освоения лесов на  лесном  участке, переданном в аренду  для  осуществления  рекреационной  деятельности индивидуальным  предпринимателем запроектировано возведение следующих объектов:

– информационные щит - 2 шт.;

– щит и навес для размещения противопожарного инвентаря 1,5*1,5 м. - 1шт.;

– обустроенное место для разведения костра и отдыха (навес со столами, скамейками размер 3,0х2,0 – 8 шт.).

Таблицей 7  проекта освоения лесов запроектированы следующие объекты, не связанные с созданием лесной инфраструктуры: 

- элемент благоустройства лесного участка: наземная туалетная кабина 2,0х2,5 м – 2шт., Малогабаритный контейнер-мусоросборник, металлический (деревянный) – 2шт.

Таким образом, проектом освоения лесов предусмотрено возведение временных некапитальных построек.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что требования, предусмотренные указанными  нормативными актами, в частности пунктом 6 Перечня № 849-р соблюдаются Заявителем, размещенные объекты соответствуют целям использования лесного участка.

Лесной участок заявителем используется по целевому назначению.

Довод ответчика о том, что арендованный лесной участок находится на особо защитных участках леса, судом отклоняется на основании следующего.

В силу части 1 статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.

Частью 1 статьи 119 ЛК РФ предусмотрено, что особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах.

В силу части 4 статьи 119 ЛК РФ на особо защитных участках лесов, за исключением указанных в части 3 настоящей статьи, запрещаются: проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса, и случаев, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций; ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства; строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений.

В соответствии с частью 7 статьи 119 ЛК РФ выделение и упразднение особо защитных участков лесов, установление и изменение границ земель, на которых располагаются особо защитные участки лесов, осуществляются решениями уполномоченного федерального органа исполнительной власти в соответствии со статьей 81 ЛК РФ в порядке, установленном лесоустроительной инструкцией, утвержденной в соответствии с частью 2 статьи 67 ЛК РФ.

В данном случае таким уполномоченным федеральным органом исполнительной власти является Федеральное агентство лесного хозяйства.

Так, в соответствии с пунктами 26 и 39 статьи 81 ЛК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся: проектирование лесничеств (в том числе установление границ лесничеств), эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов, установление правил проведения лесоустройства, утверждение требований к составу и содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки; принятие решений об отнесении лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 настоящего Кодекса), принятие решений о выделении особо защитных участков лесов, установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса, особо защитные участки лесов.

Пунктом 5.4.4 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010
№ 736, также предусмотрено, что к полномочиям Федерального агентства лесного хозяйства относится принятие решений о выделении особо защитных участков лесов, об установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса, особо защитные участки лесов, принятие решений об отнесении лесов к эксплуатационным лесам, резервным лесам, установление и изменение границ земель, на которых располагаются эксплуатационные леса, резервные леса.

Согласно статье 68.2 Лесного кодекса Российской Федерации проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов осуществляется в целях подразделения лесов на виды по целевому назначению и выделения особо защитных участков лесов (часть 1). Границы эксплуатационных лесов, защитных лесов и резервных лесов устанавливаются по квартальным просекам, границам лесных кварталов и лесотаксационных выделов с учетом естественных границ лесничеств, лесопарков (часть 2).

В силу пункта 61 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122 (далее - Лесоустроительная инструкция), каждый лесотаксационный выдел характеризуется его таксационным описанием и изображается на лесоустроительном планшете, плане лесонасаждений участкового лесничества.

В отдельные лесотаксационные выделы выделяются участки, отнесенные к особо защитным участкам лесов (пункт 62 Лесоустроительной инструкции).

В силу статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках (часть 1). В государственном лесном реестре содержится документированная информация, в том числе о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах; об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий (часть 2). Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2.1).

В рассматриваемом случае заинтересованным лицом в материалы дела не представлено решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти о выделении особо защитных участков леса в границах арендуемого ИП Рыбаком К.В. участка, спорный участок в государственный лесной реестр со статусом особо защитного участка не внесен.

Поскольку императивной нормой закона установлено, что для выделения особо защитных участков леса и установления их границ необходимо решение Федерального агентства лесного хозяйства, которое в данном случае отсутствует довод ответчика, что вся территория ЦЭЗ БПТ относится к особо защитным участкам леса в силу закона, не обоснован.

Распоряжение  Правительства РФ от 27.11.2006 № 1641-р установлены границы ЦЭЗ БПТ, однако в указанном распоряжении не содержится сведений о выделении особо защитных участков леса и установлении их границ.

В письме РАЛХ от 19.04.2021 № 21-01891, адресованном заявителю, указано, что Положением охранной зоны государственного природного заказника регионального значения «Прибайкальский», утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия от 14.03.2002 № 75, предусмотрена возможность складирования в местах (на площадках), специально определенных государственным бюджетным учреждением, осуществляющим управление ООПТ, в целях их дальнейшей утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.

По мнению Агентства, указанному требованию не соответствовал проект освоения лесов, что повлекло вынесение оспариваемого приказа.

Постановлением Правительства Республики Бурятия от 14.03.2002 № 75 утверждено Положение об охранной зоне государственного природного биологического заказника регионального значения «Прибайкальский» Прибайкальского района Республики Бурятия (далее - Положение).

Со дня опубликования Постановления Правительства Республики Бурятия от 29.03.2021 № 130, действует редакция Положения, в соответствии с которой подпунктом 16 пункта 2.1. на территории охранной зоны ООПТ предусмотрен запрет следующих видов деятельности: создание объектов размещения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, биологических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, за исключением временного складирования твердых коммунальных отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), специально определенных государственным бюджетным учреждением, осуществляющим управление ООПТ, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Вместе с тем, указанная редакция Положения  начала действовать  со дня официального опубликования Постановления Правительства Республики Бурятия от 29.03.2021 № 130, то есть 02.04.2021.

Ранее действующая редакция Положения (на момент заключения договора аренды,  подготовки и выдачи положительного заключения проекта освоения лесов) такого запрета не предусматривала.

Постановление Правительства Республики Бурятия от 29.03.2021 № 130 прямого указания на обратную силу не имеет, следовательно, распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие после его вступления в законную силу.

На основании изложенного, учитывая, что постановление Правительства Республики Бурятия от 29.03.2021 № 130 прямого указания на обратную силу не имеет, Агентство неправомерно пришло к выводу о наличии оснований для отмены ранее утвержденного приказа от  24.12.2018 № 1501 и признании утратившим силу Положительного заключения Комиссии Республиканского агентства лесного хозяйства по проведению государственной экспертизы Проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду для осуществления рекреационной деятельности  ИП Рыбак К.В.

Довод агентства о возведении индивидуальным предпринимателем на лесном участке объектов, не предусмотренных проектом освоения лесов, отклоняется судом, поскольку в настоящем споре не имеет правового значения.

На основании изложенного, требования ИП Рыбака К.В. о признании недействительным приказа подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по государственной пошлине подлежат взысканию с заинтересованного лица в пользу заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р  Е  Ш  И Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительным, не соответствующим положениям Лесного кодекса Российской Федерации приказ Республиканского агентства лесного хозяйства от 19.04.2021 № 383 «О признании утратившим силу приказа Республиканского агентства лесного хозяйства от 24.12.2018 № 1501 «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы Проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду в целях осуществления рекреационной деятельности».

Обязать Республиканское агентство лесного хозяйства устранить допущенные нарушения прав  и законных интересов индивидуального предпринимателя Рыбака Константина Витальевича в соответствии с нормами действующего законодательства.

Взыскать с Республиканского агентства лесного хозяйства (ОГРН 1070326000513, ИНН 0326041154) в пользу индивидуального предпринимателя Рыбака Константина Витальевича (ОГРН 311032730400168, ИНН 032302415815)) судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение по настоящему  делу вступает в законную силу  по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Бурятия.

Судья                                                                                                А.А. Бурдуковская