ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-3855/19 от 29.07.2019 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ                                                                                           

30 июля 2019 года                                                                                        Дело № А10-3855/2019

Резолютивная часть решения объявлена 29 июля 2019 года.

Полный текст решения изготовлен 30 июля 2019 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Ниникиной В.С., при ведении протокола секретарем судебного заседания Новоселовой А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Бурятия о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании представителей заявителя – Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Бурятия  - ФИО2 (доверенность от 09.01.2019 № 1-Д, служебное удостоверение), после перерыва - ФИО3 (доверенность от 29.07.2019 № 15-Д, служебное удостоверение), ФИО4 (доверенность от 29.07.2019 № 16-Д, служебное удостоверение),

от ответчика – индивидуального предпринимателя ФИО1 – не явились, извещен, заказное письмо с уведомлением № 67000836889454 возвращено службой почтовой связи с отметкой «истек срок хранения»,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Бурятия (далее – заявитель, Управление Роскомнадзора по Республике Бурятия) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – ответчик, ИП ФИО1) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В обоснование заявитель указал, что 16.05.2019 в Управление Роскомнадзора по Республике Бурятия поступило обращение от Федерального агентства связи от 16.05.2018 № РШ-П33-4456 с информацией о том, что ИП ФИО1 не представил в установленные приказом Минкомсвязи РФ от 16.09.2008 № 41 сроки сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежах) в резерв универсального обслуживания за 1 квартал 2019 года. Тем самым ИП ФИО1 нарушил пункт 11 Раздела XVI Перечней лицензионных условий, пункт 11 лицензионных требований лицензии № 143146 в части неисполнения обязанностей по предоставлению сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области связи. ИП ФИО5 имел возможность не допустить указанное нарушение, им не были предприняты меры по недопущению указанного нарушения в виде несвоевременной отправки (до 30.04.2019 включительно) сведений о базе расчета обязательных (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за 1 квартал 2019 года. Таким образом, предпринимательская деятельность ИП ФИО5 осуществлялась с нарушением лицензионных условий.

Ответчиком письменный отзыв в материалы дела в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлен.

Как указано в пункте 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции, за исключением случая, если в соответствии с настоящим Кодексом требуется коллегиальное рассмотрение данного дела.

В соответствии с пунктом 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд 24.07.2019 завершил предварительное судебное заседание и продолжил рассмотрение дела в судебном заседании первой инстанции.

В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования.

В судебном заседании 24.07.2019 был объявлен перерыв до 29.07.2019.

После перерыва представители заявителя также настаивали на заявленных требованиях, просили назначить в отношении индивидуального предпринимателя административный штраф, ввиду уже имеющегося привлечения лица к административной ответственности.

Ответчик в судебное заседание не явился, считается извещенным согласно пункту 2 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Дело рассмотрено судом в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие ответчика.

Заслушав заявителя, исследовав и оценив представленные доказательства, суд считает заявленные требования обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Как следует из материалов дела, индивидуальным предпринимателем ФИО1 получена лицензия Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Бурятия от 25.04.2016 № 143146 на оказание телематических услуг связи.

16.05.2019 в Управление Роскомнадзора по Республике Бурятия поступило обращение от Федерального агентства связи с информацией о том, что ИП ФИО1 не представил в установленные приказом Минкомсвязи РФ от 16.09.2008 № 41 сроки сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежах) в резерв универсального обслуживания за 1 квартал 2019 года. Тем самым ИП ФИО1 нарушил пункт 11 Раздела XVI Перечней лицензионных условий, пункт 11 лицензионных требований лицензии № 143146 в части неисполнения обязанностей по предоставлению сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области связи.

03.06.2019 уведомлением № 4406-03/03 заявитель известил ИП ФИО1 по его юридическому адресу, а также на адрес электронной почты о необходимости явки для составления протокола об административном правонарушении.

В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом Управления Роскомнадзора по Республике Бурятия (специалистом-экспертом ФИО6) в отношении ИП ФИО5 составлен протокол об административном правонарушении от 11.06.2019 № АП-03/2/390 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

11.06.2019 протокол был направлен ответчику.

В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ Управление Роскомнадзора направило протокол об административном правонарушении и иные материалы дела об административном правонарушении в арбитражный суд для рассмотрения заявления о привлечении предпринимателя к административной ответственности.

Частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) определено, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ, Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228, Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Бурятия, утвержденного приказом Роскомнадзора от 25.01.2016 № 18, приказом от 04.02.2014 № 16 «Об утверждении перечня должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях», должностным регламентом специалиста-эксперта отдела контроля (надзора) в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Бурятия от 21.08.2018, протокол об административном правонарушении от 11.06.2019 № АП-03/2/390 составлен уполномоченным должностным лицом административного органа в пределах компетенции.

Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В силу пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Согласно выданной ИП ФИО1 лицензии Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Бурятия от 25.04.2016 № 143146 на оказание телематических услуг связи лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Перечни лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 № 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий».

Согласно пункту 11 Главы XVI Постановления Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 № 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий» в Перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи входит представление сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания в порядке и по форме, которые установлены федеральным органом исполнительной власти в области связи.

Порядок предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания утвержден приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 16.09.2008 № 41 (далее - Порядок).

В силу пункта 1 Порядка оператор связи, оказывающий услуги связи в сети связи общего пользования (далее - оператор связи), ежеквартально, не позднее 30 дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, представляет в Федеральное агентство связи сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания (далее - Сведения) по форме, приведенной в приложении № 1.

В силу с пункта 2 Порядка сведения направляются в Федеральное агентство связи на бумажных носителях и в электронной форме.

Как было указано, 16.05.2019 в Управление Роскомнадзора по Республике Бурятия поступило обращение от Федерального агентства связи с информацией о том, что ИП ФИО1 не представил в установленные приказом Минкомсвязи РФ от 16.09.2008 № 41 сроки сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежах) в резерв универсального обслуживания за 1 квартал 2019 года.

Управлением Роскомнадзора было выявлено, что информации подтверждающей направление требуемых сведений на почтовый адрес (на бумажных носителях), а также электронной копии на электронный адрес оператором связи ИП ФИО1 в адрес Управления Роскомнадзора не представлено. Следовательно, предприниматель осуществлял деятельность по оказанию телематических услуг в связи с нарушением лицензионных требований и условий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 60 Закона о связи источниками формирования резерва универсального обслуживания являются обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования и иные не запрещенные законом источники.

Таким образом, операторы сети связи общего пользования осуществляют обязательные отчисления в резерв универсального обслуживания.

Согласно статье 60 Закона о связи базой расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) являются доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, за исключением сумм налогов, предъявленных оператором сети связи общего пользования абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Доходы определяются в установленном в Российской Федерации порядке ведения бухгалтерского учета. Ставка обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования установлена в размере 1,2 процента.

В соответствии с Порядком оператор связи представляет сведения в Федеральное агентство связи о базе расчета обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания, в которых на основании Закона о связи доход, полученный в течение отчетного периода от оказания услуг связи, отражается не нарастающим итогом, а поквартально.

В случае, если обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания не осуществлены в установленные сроки или осуществлены в неполном объеме, федеральный орган исполнительной власти в области связи вправе обратиться в суд с иском о взыскании обязательных отчислений (неналоговых платежей) (пункт 6 статьи 60 Закона о связи).

Согласно пункту 1 статьи 46 Закона о связи оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.

Таким образом, соблюдение условий, предусмотренных лицензией, является для оператора связи обязательным.

Материалы дела свидетельствуют о том, что предпринимателем не представлены сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за 1 квартал 2019 года в установленный срок (не позднее 30.04.2018).

Данное обстоятельство свидетельствует о наличии в деянии ИП ФИО1 объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Предприниматель ФИО1, будучи лицом, осуществляющим лицензируемый вид деятельности, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Имея возможность для соблюдения установленных лицензионных требований, предприниматель ФИО1 не принял необходимых мер по их соблюдению. Предприниматель не представил суду достаточных пояснений и доказательств, подтверждающих надлежащее принятие им необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства, а также отсутствия возможности для их соблюдения.

Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Срок давности привлечения к административной ответственности с учетом требований статей 4.2, 4.3 КоАП РФ не истек.

Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, арбитражный суд признает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 3 пункта 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

Согласно приложению статье 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с настоящим Кодексом.

Судом принято во внимание повторное совершение ответчиком однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения. Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 30.10.2018 по делу № А10-6210/2018 ИП ФИО1 уже привлекался к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, и ему было назначено наказание в виде предупреждения.

При данных обстоятельствах оснований для замены наказания в виде административного штрафа на предупреждение у суда не имеется.

По мнению суда, несвоевременное представление сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежах) в резерв универсального обслуживания не может быть признано, как не несущим существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, поскольку данные расчеты ограничивают полномочия государственного органа по сбору, планированию и использованию данных платежей.

Каких-либо исключительных обстоятельств, препятствующих обществу в исполнении указанной обязанности, судом не установлено.

Поэтому, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд также приходит к выводу о том, что оснований для признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ, не имеется.

Принимая во внимание вышеуказанное, суд считает возможным назначить предпринимателю административное наказание в виде штрафа в минимальном размере, установленном санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ – 3 000 рублей.

Согласно статье 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда. В соответствии с частью 5 статьи 32.2 Кодекса при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, суд направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Судебный пристав-исполнитель после получения судебного акта для принудительного исполнения составляет в отношении лица, не уплатившего штраф, протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

В целях своевременного исполнения судебного акта о наложении административного штрафа лицу, привлеченному к административной ответственности, необходимо в шестидесятидневный срок со дня вступления решения в законную силу представить в суд документ, подтверждающий уплату административного штрафа.

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р  Е  Ш  И Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>, дата регистрации – 12.01.2016, дата рождения – 10.12.1974, место рождения – город Улан-Удэ, адрес (место нахождения): 670042, <...>) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 3 000 рублей.

Уплату штрафа производить по следующим реквизитам:

Получатель – Управление Федерального казначейства по Республике Бурятия (Управление Роскомнадзора по Республике Бурятия), лицевой счет <***>, ИНН <***>, КПП 032601001, банк получателя – Отделение – НБ Республика Бурятия г. Улан-Удэ, БИК 048142001, расчетный счет <***>, ОКТМО 81701000, КБК 09611690040046000140, УИН 09600000000018727525.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанций через Арбитражный суд Республики Бурятия.

Судья                                                                              В.С. Ниникина